Общеизвестно, что одни и те же приемы мотивации персонала действуют на разных людей по-разному. Одному интереснее деньги, другому – слава. Третьего можно заставить работать только плеткой. Не буду растекаться мыслью по древу, теорию мотивации Владимира Герчикова приведу очень кратко. Но со своими комментариями как это работает на практике.
Теория Герчикова утверждает, что существует следующие пять типов личности в зависимости от типа мотивации. В чистом виде эти типы встречаются редко, но преобладание у человека 2-3 основных типов выявляется несложными тестами.
Инструментальный или коммерческий тип мотивации. Основная ценность людей этого типа – размер заработка. Нематериальные ценности интересуют их очень мало. Они постоянно сравнивают свои доходы с аналогичными должностями и смежными профессиями. И гораздо чаще просят повышения зарплаты. Общеизвестно, что хорошего специалиста эффективнее переманить, чем вырастить. И многие этим пользуются. В моей практике 80% людей, которые увольнялись из-за денег – инструменталы. Поэтому я стараюсь учитывать эти риски и всегда быть готовым к возможным ультиматумам. Не вижу также смысла заморачиваться на какие-то чувства по отношению к ним и строить отношения. Это ландскнехты бизнеса. Высокооплачиваемые наемники, которые постоянно ищут более щедрого работодателя. Характерные особенности людей с мотивацией инструментального типа.
На них легко воздействовать деньгами. Очень эффективны разного рода премии и доплаты. Иногда действуют угрозы штрафа.
Поскольку базовая ценность – деньги – прозрачна и измерима, с людьми этого типа всегда очень легко договориться. Они хорошо управляемы, берутся за любую работу.
Они тщательно мониторят свою рыночную стоимость. И чувствуют сильный дискомфорт, если им кажется, что их заработок ниже среднего по рынку.
Их деятельность направлена на максимизацию своих доходов, соответственно нужно тщательно следить, чтобы это совпадало с целями организации. Правда, контролировать персонал инструментального типа очень легко.
Профессиональный тип мотивации. Это люди, которые самоутверждаются за счет своей профессиональной деятельности. Им важно не столько быть высокооплачиваемым, сколько высокопрофессиональным. Как правило, они сравнивают себя с людьми аналогичных профессий. Особенности личности с мотивацией профессионального типа.
Они легко загораются профессиональной идеей. Можно бросить вызов и они его с удовольствием примут. Их отлично мотивирует возможность делать свою работу хорошо.
Обратная сторона профессиональной мотивации – разборчивость. Часть работы им нравится, а часть нет. И если за ним не следить, профессионал будет делать только то, что ему интересно.
Профессионалы участвуют в общественных организациях по профилю и много общаются с себе подобными. Это позволяет им быть в курсе всех изменений в предметной области. И обеспечивает рост квалификации.
Очень любят признание своих профессиональных достижений. Это сильно их мотивирует. Иногда так сильно, что этим пользуются и провоцируют на ошибки или подставляют.
Подвержены влиянию своей профессиональной группы. Иногда это приносит вред, поскольку не все типовые решения применимы в конкретной организации. А спорить очень трудно, поскольку за его спиной – власть авторитета профессиональной группы.
Профессионалов достаточно почаще хвалить, платить в среднем по рынку и не мешать профессиональному развитию. Учитывать их мнение по узким вопросам. И они будут работать с максимальной отдачей.