Говоря о построении карьеры менеджера, одной из основных проблем я назвал ответственность за действия других людей. Пришло время развить тему. Почему возникает эта ответственность? Потому что подчиненный является самостоятельной личностью, а не роботом. И имеет свои интересы. Далее речь пойдет именно о возможностях подчиненного управлять начальником. Непосредственно о приемах манипуляции я расскажу в одном из следующих постов. А пока поговорим о предпосылках для манипуляций. Итак, почему начальником можно управлять?
Начальник контролирует широкий круг вопросов и как правило владеет вопросом меньше подчиненного. Очень часто начальник растет по функциональной вертикали. Например, мастер-специалист отдела главного механика-главный механик-главный инженер-генеральный директор. Очевидно, что любой его функциональный заместитель кроме главного инженера владеет своим вопросом гораздо лучше. В этой ситуации сформировать мнение директора гораздо легче, чем мнение специалиста.
Начальник больше загружен и как следствие поручает подчиненному разобраться в ситуации. На многих документах часто встречается виза руководителя "такому-то разобраться, доложить" или "подготовить проект решения". Иногда босс говорит: займись этим. Поставив визу, начальник автоматически отдает полномочия подчиненному. Подготовленный специалист проверит факты, даст анализ ситуации, несколько вариантов проекта решения, из которых предложит один. Причем исходить он может как из интересов дела, так и из своих личных интересов. А иногда обоснование просто подгоняется под нужное решение.
Начальник вынужден заниматься политикой (участие в кланах, удержание власти и самопиар) больше подчиненного, а значит у него меньше возможности вникать в суть. Специалист занимается только своим делом. Начальник, кроме этого, занимается управлением командой и политикой. Причем чем выше уровень управления, тем больше в работе политики. Есть даже термин "технический зам". Это заместитель, который управляет командой, при этом начальник занимается только политикой.
Начальник вынужден заниматься менеджментом, значит ему важно не столько решение, сколько процедура принятия решения. Один из постулатов менеджмента – это отсутствие идеального решения. Поэтому придумали ряд методик, которые отсекают самые худшие варианты. Например, процедура согласования договора, когда его визирует человек 5-10. Грамотный менеджер никогда не будет принимать решение по наитию, он заставит пройти процедуру. Здесь-то и открывается простор для манипуляций, ведь правильного решения нет в принципе.
У начальника выше цена ошибки, потому что он больше на виду и работает в большем масштабе. Как говорится, чем выше поднимаешься, тем более легкой мишенью становишься. Представим ситуацию, когда из-за ошибки специалиста доклад начальника содержит неверные данные и его на этом ловят. Не каждому удается вывернуться и не потерять лицо в такой ситуации!
Начальник не робот, а живой человек. Он имеет личностные ценности, амбиции и увлечения. Он испытывает эмоции. А испытывать эмоции в бизнесе – значит проявлять слабость. Босс всегда рядом, ближайшим подчиненным видно все вплоть до перепадов настроения. Это дает эмоциональные рычаги управления начальником. Например, просить лучше когда начальник в хорошем настроении, а жаловаться на "врага" – в плохом.
Конечно, все это не значит, что начальник является более уязвимой фигурой, чем подчиненный. У него тоже есть рычаги воздействия на команду. В первую очередь, административные. Но кроме сильных сторон у любой ситуации есть и слабые. Как раз их можно и нужно контролировать!