Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Записки предпринимателя

  Все выпуски  

Как победить в споре


Как победить в споре
2010-01-25 05:57 Justsoblogger <mail@justsoblogger.com>

Как победить в споре, победа в споре, правильно спорить
Мы спорим почти каждый день. С женой, с соседом, с гаишником, с коллегой, с автором статьи, с начальником, с друзьями, с детьми. Иногда даже с самим собой. Результат всегда разный. Кого-то мы давим авторитетом, кого-то уговариваем, кем-то манипулируем. А кому-то проигрываем по разным причинам. И редко кто задумывается, что спор – это всего лишь форма общения людей, направленная на решение определенной задачи. И зная это, в споре можно легко победить или добиться своего просто избежав спора.

Прежде всего разберемся с причинами спора. Начнем с того, что объективной истины как таковой не существует. Правда всегда субъективна и у каждого своя. А разногласия возникают по следующим причинам.
Разная моральная или этическая оценка. Один и тот же предмет или понятие люди могут оценить совершенно противоположно. Например, проблемные кредиты. Я неоднократно обсуждал эту тему лично и на форумах и всегда люди делились на два лагеря. Одни говорили, долг чести, умри, но верни. Другие – есть закон, регулирующий гражданские отношения в обществе. Его надо исполнять, а мораль здесь ни при чем.

Разная оценка рисков. Понятия "опасно" и "безопасно" у людей сильно отличаются. Самый распространенный пример: "куда за руль, ты же пил!" – "да ладно паниковать, после 100 грамм ничего не будет!"

Разная оценка авторитетов. Часто заводит спорщиков в дебри, потому что красивую цитату можно подобрать для любого случая. Ты мне цитату из Карла Маркса, а я тебе – из Льва Толстого. Ты – из Библии, а я – из Корана. Власть авторитета сильна в обоих случаях, а кто прав – непонятно. Победить в таком споре очень трудно.

Принадлежность к разным группам. Люди очень часто вынуждены поддерживать "своих". Примеры – мужская или женская солидарность, христиане и нехристи, пацаны с нашего района, корпоративный клан.

Собственные комплексы или амбиции. Человек может просто бояться нового, страх неудачи – обычное дело, очень распространенный комплекс. А может просто самоутверждаться за счет собеседника – я настоял на своем, не согласился с ним, значит я крут! Иногда гаишники или чиновники демонстрируют так свою власть. Бывают случаи, когда человек вынужден выбирать между плохим вариантом и очень плохим. Принять такое решение психологически очень трудно.

Недостаточная мотивация. Человек просто не видит причины сделать то, что вы просите. А зачем, не горит ведь? А может, такой причины и нет в принципе. Часто встречается в продажах, там работа с возражениями – важнейший навык.

Желание пообщаться или пропиариться. Бывает, что человек просто цепляется к словам, чтобы завязать разговор. Некоторые споры в интернете возникают как раз по этой причине. За компьютерами сидят миллионы бездельников и теребят мышку. Блоггеры часто пишут комментарии, чтобы оставить ссылку или привлечь к себе внимание. Один из методов раскрутки блога – провоцировать скандалы и холивары. Это привлекает внимание и формирует имидж.

Эмоции. К спору могут привести любые эмоции - раздражение, досада, злость. Можно случайно задеть тонкую струну в душе и вам будут возражать на ровном месте. А бываю еще психологические вампиры, им нужны ваши эмоции, неважно по какому поводу.
Теперь главный вопрос – как победить в споре. Есть три варианта, для каждого эффективна своя тактика.
Победа нужна любой ценой. То есть не устраивает любое решение кроме вашего. Интересы и цели оппонента не имеют значения. Например, при продажах. Или когда гаишник пытается пришить нарушение ПДД. Или когда надо выбить требуемый документ из чиновника, а он не проявляет энтузиазма. Победить в таком споре можно комбинацией двух способов. Первый - умение вести дискуссию честными методами – ораторское искусство, логика, эмпатия, умение слушать и пр. И второй – знание приемов демагогии и манипуляции людьми.

Нужно совместное решение или единое мнение. То есть устраивает любой результативный вариант спора. Здесь достаточно искать общие места, одинаковые для обоих основания, потребности или цели. И от них отталкиваться. Если ресурс нельзя поделить прямо, его можно поделить косвенно. Например, во времени (ты сегодня, а завтра), подобрать заменитель (нужна не машина, а возможность доехать) или совершить сделку (ты мне уступаешь, а я взамен…). Для достижения результата достаточно думать головой и двигаться навстречу, разумные люди всегда договорятся. И победят в споре оба!

Цель оппонента не имеет отношения к предмету спора. Например, завязать знакомство, самоутвердиться, пропиариться или просто пообщаться. Тут все просто, если вовремя и правильно вычислить цель оппонента и не отвлекаться на предмет спора. Ставим собственную цель за пределами спора или прекращаем дискуссию. И кто победит в споре значения уже не имеет.
А в общем, в большинстве случаев предмет спора не имеет никакого значения. Значение имеет столкновение личностей или потребности более высокого порядка. Если помнить об этом, не отвлекаясь на эмоции, победить в споре становится очень легко.

Читать в  ЖЖ,   Friendfeed,  e-mail,   RSS или   Twitter


В избранное