Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Павел Федотов

Новаторство. Последователи

   Неизвестно, когда именно Федотов написал «Приход старого гренадера в свою бывшую роту Финляндского полка» (Третьяковская галерея). По свободе и совершенству живописи можно думать, что эта картина написана значительно позднее «Свежего кавалера» и «Разборчивой невесты». Слева на первом плане изображена безобидная сцена  с  неосторожным полковым цирюльником, справа — теплая встреча сослуживцев, давшая название картине. Особенно поразительна и красноречива одна деталь, вероятно, не без умысла запрятанная в глубину картины. Там изображено обучение новобранца. Судя по тому, с какой тщательностью и четкостью передано движение фигур, можно предположить, что именно этой паре художник придавал особенное значение. Фельдфебель, шагающий рядом с новобранцем,—мастер своего дела, до тонкости усвоивший науку шагистики, самую суть николаевской военщины. С какой легкостью он сам дает этот наглядный урок, в тысячный раз проделывая движения маршировки, наслаждаясь своим мастерством. Рядом с ним фигура новобранца производит впечатление разваливающейся: ноги, руки, шея непослушно повернуты в разные стороны, тяжелое ружье соскальзывает с плеча, бескозырка сползает с головы. Движения новобранца уморительны. Он явно отупел от муштры, от трудностей, которые кажутся ему непреодолимыми. В двух фигурах — фельдфебеля и новобранца—запечатлелась вся николаевская казенная муштра. Они—в сердцевине картины, хотя и не бросаются в глаза, так как введены в картину как эпизод наряду с другими.

П.А. Федотов. Анкор, ещё анкор! (1850-1851)


    Последняя законченная картина Федотова, как грустный аккорд, заключает короткую жизнь художника. Это сцена из офицерской жизни: «Анкор, еще анкор!» (1850—1851, Третьяковская галерея). Трудно найти, другую картину, в которой с такой силой была бы показана глубочайшая тоска и беспросветность жизни, способная довести до отчаяния, до сумасшествия. Человек так растворен в этой обстановке, что трудно различить его лицо. Офицер растянулся на низкой скамейке и заставляет прыгать через палку пуделя. «Анкор, еще анкор!» — кричит он собаке, не подозревая, что слово «анкор» значит именно «еще». Он убивает время бессмысленным занятием, которому предается часами. Прыжками собаки — взад-вперед — как маятником измеряется ничего не стоящее время. Это жизнь, в которой атрофируется все человеческое, жизнь, лишенная цели и смысла. Она недостойна названия жизни.
    Искусство Федотова явилось новым и важнейшим этапом в развитии реализма. Особенности колорита его произведенрй являются показательной стороной глубокого новаторства художника.
    Как сказано выше, с 1846 года Федотов начал заниматься масляной живописью, и с этого времени краска, цвет, колорит стили, неотъемлемой принадлежностью его искусства.
    В высшей степени поучительно проследить, как постепенно овладевал Федотов техникой масляной живописи и как вместе с тем возрастала самостоятельность его колористических решений.
В «Свежем кавалере» тусклое освещение комнаты обусловливает неяркий колорит, в котором ни один цвет не звучит в полную силу. В следующем, 1847 году появляется «Разборчивая невеста». Все краски становятся несравненно более насыщенными и чистыми. Показывая слева вторую, более сильно освещенную комнату, Федотов насыщает ее пространство светом. Этот же прием передачи освещенного предмета более яркой краской наблюдается и в «Сватовстве майора».                                                                                       
    Для русской живописи подобный прием был новым. В «Сватовстве майора» два цветовых пятна играют решающую роль: бледно-розовое платье невесты, выделяющееся светлым пятном на сложном темном, хотя и цветном фоне, и светлая стена зеленой передней, образующая фон для более темного силуэта фигуры майора.
    Картина «Завтрак аристократа» отличается еще более насыщенным цветом. Во всех этих картинах можно видеть прямую зависимость от колористических приемов Брюллова. Даже основные цвета, доминирующие в картинах,— зеленый и красный — в своем звучании совпадают с излюбленными красками Брюллова.
В трех вариантах «Вдовушки» наглядно возрастает значение цвета, и красочные отношения становятся все более утонченными; комната кажется наполненной мягким рассеянным светом.
    Последние произведения Федотова являются вершинами живописного тона. Цвет в них окончательно утрачивает свое самодовлеющее значение, и задача нахождения общего тона картины выдвигается на первый  план.
    В «Приходе старого гренадера» огромная казарма кажется наполненной пылью, носящейся в воздухе. Колорит основан, на глубоком единстве тона. Может быть, путь к этому единству облегчал искусственный свет, наполняющий низкую комнату в «Анкор, еще анкор!» Портрет «Н.П.Жданович за фортепьяно» также, очевидно, написан при искусственном освещении.
    Уже во «Вдовушке» налицо стремление решить во всех тонкостях задачу освещения. Теплый, но неяркий свет свечи борется с рассеянным, тусклым светом дня. Сопоставление предметов различных фактур выявляет действие этого света: бумага, закрывающая пяльцы, прямо отбрасывает лучи, красному дереву с его полированной поверхностью свет придает внутреннюю игру и т. д. Свет различной силы и характера падает на стены и предметы, освещая лицо и фигуру вдовушки, образуя целый оркестр, согласованно звучащий в полном соответствии с содержанием картины.
    Все свои профессиональные достижения Федотов направлял на основные цели искусства: отразить обыденную жизнь, поведение и судьбы людей, выявить в них социальные черты.
Восприняв высокое мастерство Брюллова, Федотов сумел поставить его на службу новым темам, новым задачам, определяющим дальнейшее развитие русской живописи.
    Жизнь Федотова завершилась трагически. Он заболел душевным расстройством и умер в больнице в возрасте всего лишь тридцати семи лет. Созданное Федотовым столь значительно, что именно он стал знаменем нового искусства, искусства, обращенного к жизни, искусства демократического, служащего народу. По характеру образов и силе их обобщения сатира Федотова поднимается до  голевских высот.                                              
    Стасов горячо приветствовал искусство Федотова как предвестие будущего расцвета русской демократической живописи, как предвестие новой эпохи в развитии русского искусства.
    Федотовское понимание задач жанровой живописи нашло в искусстве 50-х годов XIX века своих приверженцев. Круг последователей Федотова еще недостаточно выявлен, однако он несомненно существовал. Это доказывается отчетливо различаемыми чертами федотовского влияния, которые можно усмотреть в творчестве некоторых художников   50-х годов, а также существованием довольно большого числа отдельных (часто безыменных) жанровых картин, написанных в эти же годы, развивающих мотивы федотовских произведений и близких ему в своих чисто художественных особенностях.
    Типичной фигурой художника-жанриста, испытавшего влияние Федотова, является Алексей Филиппович Чернышев (1824—1863), сын солдата, окончивший в 1851 году Академию художеств, впоследствии академик.
    Наиболее значительными произведениями Чернышева являются «Отъезд» (1850, Русский музей), «Благословение жениха и невесты» (1851, Русский музей) и «Шарманщик» (1852, Третьяковская галерея). Федотовское начало сказывается в этих картинах прежде всего в самом методе раскрытия темы — жизни столичного чиновничества, городских низов/мелкого провинциального дворянства. Близость к Федотову ощущается не только в прямом сходстве отдельных типов с персонажами федотовских картин, но и в самом понимании Чернышевым жанровой картины как художественного организма, — в общем композиционном построении, в приемах развертывания сюжета путем разделения действующих лиц на отдельные группы. Каждая из групп своим содержанием раскрывает какую-либо сторону сюжетного замысла и в то же время органически входит в общую композицию картины. Напоминают о Федотове и графические работы Чернышева; в качестве примера можно указать рисунок «Сваха с модисткой» (40-е гг., Третьяковская галерея), очень близкий к Федотову своей темой сочувствия к положению одинокой трудящейся женщины и своей художественной формой, повторяющей излюбленный Федотовым мотив двухфигурной композиции, в которой оба действующих лица связаны выразительным диалогом.
    Однако Чернышева   нельзя   сравнивать   с Федотовым   ни  по размерам худо-жественной одаренности,   ни   по глубине проникновения   в окружающую  жизнь. Его отношение   к изображаемой   социальной среде   носит почти всегда характер благодушного морализирования на тему о семейных добродетелях или пассивного сочувствия обездоленным.
    Влиянием Федотова ознаменовано и творчество его друга художника Александра Егоровича Бейдемана (1826—1869); пример — «Сцена на кладбище» (акварель, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С.» Пушкина). С полной очевидностью оно отразилось также на раннем периоде творчества Николая Густавовича Шильдера (1828—1898), о чем свидетельствует картина «Искушение» (1856, Третьяковская галерея), сюжет которой рисует трагическую судьбу молодой швеи, пытающейся жить честным трудом. Картина эта является одним из наиболее ярких свидетельств органического восприятия живописью 50-х годов XIX века творческих достижений Федотова-жанриста.
    
    Материал публикуется по энциклопедии "История руссского искусства" (под редакцией Машковцева)

А У НАС 

конкурс СЛОГАНОВ в разделе "Литература" и "Н.В. Гоголь", конкурс «В поисках дворянского гнезда»! , фотовыставка, посвященная Соловецким островам, "И пускай смеется кто-то, что не еду я на юг".

 И ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО! Подписывайтесь на рассылки нашего сайта:

Интересно о Гоголе
Лучшие рецензии на лучшие книги
Кино дома
Театральная страничка
Театр-Гоголь
Музыка на Гоголь.ру

В избранное