К середине 40-х годов относится расцвет русской реалистической иллюстрации. Появляется ряд книг с гравюрами на дереве. В это время Федотов делает свои иллюстрации к рассказу Достоевского «Ползунков» для некрасовского «Иллюстрированного альманаха» (1847), награвированные Бернардским. Однако иллюстрации в творчестве Федотова являются редким исключением. По-видимому, роль художника-иллюстратора мало привлекала Федотова. Литературные тексты не только
определяют фабулу, но дают материал художнику для построения внешнего облика героев и обстановки. Они облегчают работу художника, но в то же время стесняют ее. За единичным исключением Федотов всегда сам сочинял фабулу, типы и обстановку своих произведений. Небывалая новизна тематики федотовских произведений заставила художника сочинять к своим рисункам и картинам сопроводительные тексты — «легенды»., Объяснение к «Сватовству майора» выросло в целую поэму, в которой все растолковано до мельчайших деталей. Федотов
мастерски овладел языком раешника, его стилистическими оборотами. Художник заботился о том, чтобы сделать свое искусство, чувства и действия персонажей и свои мысли о них доступными всем, приблизить язык и смысл своего искусства к пониманию простого человека.
П.А. Федотов. Невеста с расчетом (1848-1849)
П.А. Федотов. Квартальный и извозчик (1848-1849)
Известно, что ряд своих рисунков Федотов собирался размножить путем литографии, предполагал объединить их в альбом под характерным названием «Нравственно-критические, сцены из обыденной жизни» (1848 — 1849, Русский музей). В них Федотов проявил исключительное мастерство изобразительного диалога. Эти рисунки и в особенности рисунки сепией, о которых речь будет идти дальше, ясно обнаруживают, что Федотов был не столько бытописателем, сколько критиком нравов. Следует вспомнить,
что Федотов был близок с петрашевцами (в частности, с Е. Е. Бернардским) и, видимо, только по счастливой случайности избежал ареста. Несомненно, что творчество Федотова было тесно связано с социальными и политическими взглядами передовых людей эпохи. Федотов увлекался сложными сюжетами, представляющими не отдельные Эпизоды, а широка развертывающиеся картины быта и нравов людей различных социальных слоев. Именно таковы его
замечательные рисунки сепией. Вполне вероятно, что Федотов также предназначал их для издания в виде альбома. На это указывает их одинаковый размер и то, что они все сделаны сепией, без красок, следовательно, могли быть без затруднения перерисованы на литографский камень. Рисунки совершенно закончены, и их никак нельзя рассматривать как этапы на пути к картине.
Внимание! Для новичков и завсегдатаев раздела ИЗО, а также всех любопытных пользователей сайта объявлен конкурс "НАЙДИ и НАЗОВИ". Торопитесь, ведь кто-то уже ищет...
А у нас для вас новость: конкурс СЛОГАНОВв разделе "Литература" и "Н.В. Гоголь". Читайте условия и подключайтесь!
Если вы ещё не знаете, где провести отпуск - посмотрите нашу новую выставку в разделе ИЗО