Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Павел Федотов

  В 40-е годы художник, впервые начав заниматься масляной живописью написал несколько портретов. Вероятно, только в Академии Федотов смог изучить технические приемы письма масляными красками. Масляная живопись позволила художнику добиться большей материальности в передаче фактуры предметов и их цвета во всей его силе. Картина «Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1840, Третьяковская галерея) является в творчестве Федотова первой, исполненной масляными красками. Она написана чрезвычайно детально, с неослабным вниманием к каждому куску пространства, к каждому предмету. Действие происходит в тесной и темноватой комнатушке. Среди безобразного хаоса предметов возвышается фигура «свежего кавалера», нацепившего орденский крестик на свой полосатый халат. Сатира Федотова, как и сатира Гоголя, бьет много дальше изображения пошлого хвастуна и его смазливой кухарки. Рассказанный Федотовым анекдот,  комический случай приобретает большой обобщающий смысл; образ «свежего кавалера» становится сатирическим образом. «Свежий кавалер» — это апогей человеческой пустоты, чванства и пошлости. Давление общественной среды сформировало этот тип. Вся обстановка службы, улицы, трактира, его собственного жилища отпечаталась на нем. Поза «кавалера»—поза «героя», пародия на величественные античные статуи; выставленная вперед босая нога, халат, подобный тоге, горделивый жест, надменный взгляд. Под стать герою и закулисная хозяйка этого гнезда, в котором оба они чувствуют себя вполне уютно. В «Свежем кавалере» Федотов изобразил чудовищную  профанацию человеческой жизни.
    На тему «Свежего кавалера» Федотовым первоначально была выполнена сепия (1846, Русский музей). Ее композивия настолько далека от картины, что считать ее эскизом картины невозможно. Сепия перегружена множеством деталей, как бы распыленных в пространстве и композиционно между собой не связанных. Также слабо связаны и фигуры.

П.А. Федотов. Разборчивая невеста (1847)

    Иной общественный слой представляет картина «Разборчивая невеста» (1847, Третьяковская галерея, ), сюжет которой заимствован у Крылова. Федотов снова с огромной силой характеризует действующих лиц. Какими беспощадными чертами дан образ старой девы, которая стоит, наконец, на пороге осуществления своей заветной мечты. Выражение томного восторга написано на ее лице. Горбатый жених, одетый со всей роскошью моды, с превеликим трудом опустился перед нею на колени, преподнося букетик цветов. Он поднимает к ней свое уродливое лицо и жмет руку. У него старообразная физиономия сатира. Он весь блестит и лоснится начиная с розовой плеши, обрамленной нафиксатуаренными волосами, и кончая начищенными модными ботинками. Богатая гостиная обставлена по последней моде. Из-за портьеры выглядывают радостно взволнованные родители, они возносят благодарение небу, подняв свои взоры к потолку.
    Это сатира на ту форму брака, которая была принята в так называемом высшем обществе. Никакой поэзии, никакой романтики нет в этих высохших, очерствелых душах.           
    Показную жизнь светского хлыща, главное занятие которого состоит в том, чтобы пускать пыль в глаза своим несуществующим богатством, изобразил Федотов в «Завтраке аристократа» (1849, Третьяковская галерея). Герой картины изо всех сил маскируется под богача-аристократа, а на самом деле питается черным хлебом, кусок которого торопливо проглатывает, заслышав шаги неожиданного гостя.

Подписывайтесь на  новую рассылку сайта Музыка на Гоголь.ру

А у нас для вас новость:  конкурс СЛОГАНОВ в разделе "Литература" и "Н.В. Гоголь". Читайте условия и подключайтесь!

 Внимание! Летний конкурс в разделе ИЗО! Берите этюдники, хватайте фотоаппараты – спешите увидеть и запечатлеть уцелевшие гнезда русского дворянства.
Ждем ваше творчество!


В избранное