Новое слово в живописи сказал Федотов. То, чего недоставало всем художникам предшествующего поколения и его ближайшим современникам, — глубины постижения повседневной жизни, ее драматической сути, ее социальных конфликтов, именно это и пронизывает все творчество Федотова, является его содержанием. Федотов, говоря словами Белинского, обладал «верным взглядом на жизнь» и этот взгляд прямо и открыто выражен во всех его произведениях. Картины его были первым и
чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи. Павел Андреевич Федотов (1815—1832) родился в Москве. Его отец был суворовским солдатом, позднее служившим секретарем Московской Управы благочиния. Семья Федотовых жила в большой бедности, существуя на грошовую пенсию отца. Нужда преследовала художника по пятам от рождения до самой смерти. Тема гнетущей, беспросветной нужды — одна из основных в творчестве Федотова — является темой автобиографической. Как сын военного, Федотов обучался в Московском кадетском корпусе. Учился он превосходно, обладая великолепной зрительной памятью и выдающимися способностями к рисованию. Еще в кадетском корпусе Федотов стал известен как портретист и карикатурист. Ни один из его ранних рисунков до нас не дошел. По-видимому, еще в те юные годы Федотов твердо решил стать художником, но тяжелое материальное положение семьи не позволило ему сразу по окончании корпуса исполнить свое намерение. Для того чтобы
помогать семье, он поступил на действительную военную службу; блестящее окончание обучения дало ему право самому выбирать полк. Федотов решил поступить в лейб-гвардии Финляндский полк, расквартированный в Петербурге. Вероятно, стремление быть поближе к Академии, во всяком случае—обитать в самом центре художественной жизни, повлияло на выбор полка, казармы которого к тому же находились недалеко от Академии. Оставаясь в Москве, невозможно было получить систематическое художественное образование. Учрежденный в
1833 году Московский «натурный класс» находился в руках любителей и тогда еще не был учебным заведением, каковым он стал значительно позднее. Переехав в Петербург в январе 1834 года, Федотов стал свидетелем больших художественных событий. Осенью 1834 года в Академии художеств была выставлена картина Брюллова «Последний день Помпеи» — событие, потрясшее основы Академии. Необычайный успех картины впервые поставил живопись в центре общественного внимания. В том
же 1834 году Федотов начал посещать вечерние классы Академии художеств. Кроме того, он пристально изучал собрания Эрмитажа, в особенности хранящуюся там коллекцию «малых голландцев». Наряду с посещением классов Академии в 1835 году, во время болезни, Федотов рисовал портреты сослуживцев. Летом 1836 года в Петербург возвратился сам Брюллов, и немедленно по возвращении началась его преподавательская деятельность в Академии. Без всякого преувеличения можно сказать, что в те годы у Брюллова училась не только
вся Академия, но и все художники-современники. Федотов испытал на себе всю силу обаяния его мастерства и искусства. Ранние рисунки Федотова носят характер дилетантский. Это произведения одаренного самоучки. Федотов стремится передать жизнь, движение, разговор, отношения, связывающие людей. Их исполнение несет печать кропотливого, усердного труда. Недостаток техники в рисунке и в акварели сковывал его руку, Федотов больше срисовывает, чем понимает форму. Связанный с военной
службой, художник рисует сценки из полковой жизни, маневры и полковые праздники, насыщая их портретными изображениями. Такова акварель, изображающая приезд в полк вел.кн.Михаила Павловича. («Встреча вел.князя Михаила Павловича», 1837, Русский музей). По-видимому, за предварительные эскизы и портретные рисунки Федотов получил четырехмесячный отпуск в Москву, где и исполнил самую акварель. Каждое лицо, находящееся на переднем плане картины, изображено с полным портретным сходством. Позади офицеров стоят солдаты,
кидающие вверх свои бескозырки. Эти взлетающие вверх темные кружочки и овалы заполняют пустой верх картины, образуя сложный и красивый узор, помогающий выделить в однообразной толпе главную группу. В Москве Федотов пробыл четыре месяца. Это время можно считать поворотным в его творчестве. В Москве он рисовал много и успешно. Он нарисовал акварелью самого себя гуляющим вместе с отцом и сестрой («Прогулка», 1837, Третьяковская галерея). Федотов и его родные идут по улице на фоне зданий
казарменного типа. Федотов в военной форме, на голове у него офицерская треуголка. Отдельно он нарисовал, тоже акварелью, портрет отца (1837, Третьяковская галерея), сидящего с раскрытым листом «Русского инвалида», официальной военной газеты, в которой был напечатан приказ о производстве сына в первый офицерский чин.
Внимание! Для новичков и завсегдатаев раздела ИЗО, а также всех любопытных пользователей сайта объявлен конкурс "НАЙДИ и НАЗОВИ". Торопитесь, ведь кто-то уже ищет...
А у нас для вас новость: конкурс СЛОГАНОВв разделе "Литература" и "Н.В. Гоголь". Читайте условия и подключайтесь!
Внимание! Летний конкурс в разделе ИЗО! Берите этюдники, хватайте фотоаппараты – спешите увидеть и запечатлеть уцелевшие гнезда русского дворянства. Ждем ваше творчество!
В рамках проекта "Литературная параллель" мы выступаем партнером литературного интернет-конкурса моноактерных пьес.