Живя в Москве, Федотов рисовал и других своих родственников. В этих работах определялись основные его особенности как портретиста, целью которого было изображение близких ему людей в присущей им жизненной обстановке. Но если эти портреты не были совершенной новостью в русском искусстве, продолжая линию, начатую замечательными акварелями П. Ф. Соколова и Г. Г. Гагарина, то подлинно новаторский характер носят акварель «Гулянье в Москве во время дождя» (1837, Третьяковская
галерея) и в еще большей степени исполненная также акварелью сложная сцена «Передняя частного пристава накануне большого праздника» (1837, Третьяковская галерея). В первой акварели изображена пестрая толпа гуляющих, которые спешат укрыться от дождя. Несколько человек жмутся под навесом. Молодой щеголь с длинными кудрями и в цилиндре переглядывается е девицей, выставляющей цветок под дождь. В открытые ворота виднеется женщина, снимающая развешанное на веревке белье. Справа дворник усердно
работает метлой. В акварели много веселой наблюдательности, проявлено большое понимание стихии улицы. Подобные сюжеты неоднократно встречаются в русском искусстве. Известна целая серия рисунков А. Г. Венецианова, изображающих уличную жизнь Петербурга (исполненных, вероятно, еще до 20-х годов); известны литография В. И. Штернберга «Сенной рынок в Петербурге» (1837) и картина маслом «Площадь провинциального города» Е. Ф. Крен-довского (в Третьяковской галерее). Но ни в одной из этих работ нет таких ясных характеристик
людей, такого юмора, как в акварелях Федотова. Эти качества являются личным достоянием Федотова, проявлением своеобразия его таланта. Еще значительнее по своей остроте акварель «Передняя частного пристава накануне большого праздника». Эта сценка вполне гоголевская по своему сатирическому содержанию. Следует вспомнить, что «Ревизор» был впервые поставлен на сцене в 1836 году сначала в Петербурге, а потом в Москве, где роль городничего играл великий Щепкин. Федотов, возможно, смотрел комедию
еще в Петербурге, но знаменательно, что акварель эта, которая могла бы служить прелюдией к «Ревизору», появилась именно в Москве. Замечательно, что комната, где происходит действие, решена Федотовым как сценическое пространство. Купцы без шапок, с приношениями, жмутся к углу. Слуги деятельно убирают «приношения» в погреб и в подвалы. Мужик тащит на спине тушу свиньи, сгибаясь под ее тяжестью, за ним виднеется человек, несущий на голове корзину с бутылками. Справа молодой человек во фраке запихивает что-то в
портфель с довольной улыбкой. Видавший виды квартальный держит наготове его шинель, исподтишка наблюдая за ним и лукаво посмеиваясь в усы. В «Передней частного пристава» вполне сформировались все принципиальные стороны большинства произведений Федотова: сатирическая направленность и полная ясность рассказа, сценичность построения, множество действующих лиц, определенность их характеров. Как характерную черту композиции следует отметить отчетливое построение интерьера и оживленное движение фигур. Но Федотову
еще явно не хватало мастерства для достижения законченности, четкости формы и единства композиции. «Передняя частного пристава» до некоторой степени предвосхитила собой характер и направление всего дальнейшего творчества Федотова. До него русское искусство не знало такой откровенной реалистической сатиры. В дальнейшем Эта сатирическая линия, затрагивая то общественные стороны жизни, то семейный быт, пройдет сквозь всю творческую жизнь художника. Вернувшись в Петербург
в конце 1837 или в начале 1838 года, Федотов снова рисует по преимуществу портреты сослуживцев, военные маневры и парады. По-видимому, он продолжает посещать вечерние классы Академии. В 1840 году он пишет акварелью два групповых портрета: портрет трех братьев Дружининых (1840, Русский музей) и самого себя и сослуживцев, увлеченных карточной игрой («Игроки», около 1840г., Третьяковская галерея). Уже в ранние годы Федотова занимала проблема сложного группового портрета. К этому типу портретов
относятся уже упоминавшиеся семейный групповой портрет («Прогулка») и «Встреча вел. князя Михаила Павловича». В обоих этих произведениях фигуры еще очень слабо связаны между собой композиционно. В них нет той живой гибкости и согласованности движений, которые необходимы для композиции. Объединяющее движение выражено крайне слабо и, конечно, еще менее выражено душевное состояние людей. «Игроки»—редкий для того времени образец группового портрета. Общее действие—карточная игра — достаточно
связывает между собой все фигуры. Но, кроме того, обнаруживаются и более тонкие психологические связи: нервная напряженность одних партнеров, ожидание других, скука посторонних зрителей. «Игроки» показывают, что уже в то время Федотов вполне владел рисунком, то есть мог, анатомически правильно изображая человеческую фигуру, выразить в ее движении характер и душевное состояние человека. Общее внимание приковано к двум игрокам. Один из них сделал, решительный ход; участники игры ожидают, как ответит на него противник.
«Игроки» стоят на грани между жанровой и портретной живописью. Наличие жанрового элемента мы находим в дальнейшем почти в каждом портрете Федотова, и это составляет их существенную особенность. Следует сказать, что вообще в портретах того времени наблюдается уклон в сторону жанровой живописи. Таковы, например, упоминавшиеся выше групповые портреты Тропинина. Совершенно так же, как портрет в начале века вытеснял историческую живопись, в конце 30-х — начале 40-х годов в портретной живописи появляются провозвестники
будущего расцвета жанра.
Внимание! Для новичков и завсегдатаев раздела ИЗО, а также всех любопытных пользователей сайта объявлен конкурс "НАЙДИ и НАЗОВИ". Торопитесь, ведь кто-то уже ищет...
А у нас для вас новость: конкурс СЛОГАНОВв разделе "Литература" и "Н.В. Гоголь". Читайте условия и подключайтесь!
Внимание! Летний конкурс в разделе ИЗО! Берите этюдники, хватайте фотоаппараты – спешите увидеть и запечатлеть уцелевшие гнезда русского дворянства. Ждем ваше творчество!
В рамках проекта "Литературная параллель" мы выступаем партнером литературного интернет-конкурса моноактерных пьес.