Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Павел Федотов

  В живописных портретах тех лет художник не ставит перед собой особенно сложных задач. Групповой портрет почти отсутствует, так же как отсутствуют и портреты-жанры типа «Игроков». Но неизмеримо возрастает в своей значимости портрет интимный. Маленькое полотно «Н.П.Жданович (Вернер) за фортепьяно» (1849-1850, Русский музей) представляется его вершиной. Портрет отличается своей несравненной живостью, непосредственностью, мастерством исполнения. Несмотря на миниатюрность, живопись смела и энергична. Особенно четко вылеплены голова и руки. Прекрасны не только их форма, но и их связанное с музыкой движение, грациозное и легкое, следующее после заключительного аккорда; конец исполнения знаменует и выражение лица юной пианистки, оглянувшейся в сторону слушателей и как бы проверяющей впечатление от своей игры. Этот ясный девичий взгляд является как бы доминантой портрета. Художник включил в композицию портрета также и окладки платья, и овальную спинку стула, и неглубокую перспективу клавиатуры фортепьяно. Лёгкая тень на стене усиливает чувство реальности пространства. Живопись — легкая, уверенная и   свободная.

П.А. Федотов. Портрет Н.П. Жданович за фортепиано (1849-1850) П.А. Федотов. Вдовушка (1851)

    Картина «Вдовушка» (1851, первый вариант в Ивановском областном музее, два других в Третьяковской галерее) представляет собой первую чисто драматическую картину Федотова. Сюжет картины прост. В ней только одна фигура и нет никакого внешнего движения, которым так любил наполнять свои более ранние произведения Федотов. Множество деталей раскрывают и подчеркивают основную мысль картины. Они наполняют пространство, они создают впечатление хаоса, полного разорения жизни. Одна за другой они вводят в прошлое, и изображенное на картине предстает как печальный итог этого прошлого. Ясно представляешь себе как в мрачную сутолоку похорон ворвались кредиторы, поспешившие заявить свои права и наложить запрет на имущество.  Комнату  наполняют   чужие  теперь  вещи,   в   беспорядке   сваленные в корзинах или составленные на полу. Все они отмечены алыми клеймами сургучных печатей. Высокая дверь в соседнюю комнату, полузакрытая тяжелыми зелеными драпировками, плотно затворена и запечатана, как символ навсегда отрезанного прошлого. Маленький комод красного дерева также опустошен кредиторами; на это намекает неплотно задвинутый ящик (деталь, настойчиво повторяющаяся во всех вариантах картины). Сверху на комоде — личные вещи вдовы, которые закон милостиво оставил ей как ее жалкую личную собственность. Этот великолепно написанный натюрморт, таит в себе глубокую и скорбную иронию. В каждом варианте «Вдовушки» он подвергался существенной переработке. В нем значительна каждая деталь. Портрет мужа — молодого человека в гусарской форме, которому Федотов придал свои черты, очевидно, висел в соседней комнате и теперь снят со стены. Рядом с портретом на шкатулочке стоит икона, такая, какой благословляли жениха и невесту, тут же лежат две книги, вероятно молитвенник и евангелие, в типичных кожаных переплетах. Из-под коробки виднеется тетрадка нот. К боковой стенке комода прислонены пяльцы. Начатое и теперь надолго оставленное рукоделье тщательно закрыто бумагой.
     Поза и лицо «Вдовушки» выражают бессилие перед судьбой: у нее заплаканные глаза, которые перестали видеть, покорно склоненная голова и рука, безвольно опущенная. Но ей присуще и предощущение материнства. В одном трогательном образе сплетены горечь потери, обессиливающий страх перед будущим и зарождающаяся любовь к ребенку. И формальный строй картины отвечает как бы двойному ее содержанию. Комнату наполняет холодный дневной свет, но в ее глубине горит забытая на стуле свеча, источник живого трепетного света. Этот теплящийся огонек вносит неясное, но теплое чувство в атмосферу безжизненного холода, которым наполнена комната. В картине с таким глубоким душевным содержанием, как «Вдовушка», свет играет роль начала, все объединяющего и выражающего собой эмоциональную сторону сюжета.
    Глубокая идея «Вдовушки» имела оетровыраженную социальную сторону. В ряду вопросов, поднятых общественностью того времени, женский вопрос занимал видное место. «Вдовушка» была знамением времени. Это незабываемый образ страдающей женщины: весь прежний уклад ее жизни катастрофически рухнул, нищета и голод ей угрожают. Невозможно и несправедливо видеть в этой картине Федотова какую-то сентиментальную, разжалобливающую сцену. Может быть, в большей мере, чем в каком-либо ином его произведении, жизнь показана здесь на острой грани прошлого и будущего. Многократно возвращаясь к этой теме, Федотов искал все более благородный и прекрасный образ «Вдовушки», создавая, что красотою искусства утверждается  жизнь.
    
    Материал публикуется по энциклопедии "История руссского искусства" (под редакцией Машковцева)

А У НАС  конкурс СЛОГАНОВ в разделе "Литература" и "Н.В. Гоголь", конкурс «В поисках дворянского гнезда»! , фотовыставка, посвященная Соловецким островам, "И пускай смеется кто-то, что не еду я на юг". И ЕЩЕ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО! 

Подписывайтесь на рассылки нашего сайта:

Интересно о Гоголе
Лучшие рецензии на лучшие книги
Кино дома
Театральная страничка
Театр-Гоголь
Музыка на Гоголь.ру

В избранное