В своих сепиях Федотов вырабатывает новую, до него не существовавшую в русском искусстве форму изобразительного развертывания бытового сюжета. Чаще всего сепии отличаются большой сложностью и подробностью рассказа. На листе бумаги Федотов умещает множество фигур. Оживленное движение составляет отличительную черту этих рисунков. Перед зрителем разыгрываются иногда забавные эпизоды иногда трогательные, иногда потрясающие драмы. Такова «Старость художника, женившегося без приданого в надежде
на свой талант» (1844, Третьяковская галерея), в которой Федотов изобразил крушение всех надежд и гибель несчастной семьи художника. Голод, холод, смерть и разврат поселились в его неприютном доме. Сам он, усталый и больной, работает над вывеской, строгая классическая композиция которой, совершенно неуместная для вывески, как бы демонстрирует полнейшую неприложимость к жизни его устарелых художественных приемов.
П.А. Федотов. Модный магазин (1844-1846)
Ничтожные интересы светской жизни, двигающие людскими поступками, Федотов обнажает в сепии «Модный магазин» (1844—1846, Третьяковская галерея). Здесь место действия в такой же степени определяет поведение героев, как и личный их темперамент. Композиция распадается на ряд отдельных сцен. В «Старости художника)) лица главных персонажей искажены гримасой острого страдания. В «Модном магазине» они имеют типические социальные черты. Эти черты выражены в физиономиях, фигурах
и костюмах» Как типичен, например, сановник с орденом на шее, измученный бесконечной расточительностью своей легкомысленной супруги. Каким законченным образом представляется эта надменная красавица, холодное лицо которой так не соответствует вороватому жесту руки, передающей записочку молодому улану. А как выразительны и лицо и движения пожилой рыхлой женщины, когорая, оглядываясь, торопливо прячет в свой поместительный ридикюль украденные кружева. Художник разработал детально всю обстановку магазина, и
особенно шкаф с фарфоровыми безделушками. Их грациозно-эфемерные светлые силуэты кажутся олицетворением этого суетного мирка, этой пустой, ненастоящей жизни.
П.А. Федотов. Следствие кончины Фидельки (1844)
Сепии «Кончина Фидельки» и «Следствие кончины Фидельки» представляются двумя вариантами, одного и того же сюжета, при этом более ранним и, вероятно, отвергнутым является первая, гораздо менее совершенная по сравнению со второй и по образной характеристике и по композиции. По глубине замысла и совершенству исполнения «Следствие кончины Фидельки» равноценно самым выдающимся
картинам Федотова. Нужно сравнить композицию этой сепии с «Модным магазином». И там и тут действующие лица разбиты на группы, но принципы группировки совершенно различны. В «Модном магазине» каждая группа образует законченный, обособленный, самостоятельный сюжет. В «Следствии кончины Фидельки» характер групп зависит от общего, единого замысла. Вне связи с ним группы непонятны и не могли бы существовать. Хозяйка дома, лежащая на кровати, и ее супруг образуют первую группу.
Вторую — две нарядные гостьи, робко — должно быть, хорошо зная нрав хозяйки,— приближающиеся к ширме. Далее — группа между собою спорящих и жестикулирующих докторов, еще правее — художники, слуги и гробовщик, просовывающийся в дверь. Совсем направо — на краешке стула присел, изогнувшись над папкой с чертежами, сын хозяйки. Лица его совсем не видно. Каждый персонаж, входящий в группу, усиливает ее социальную характеристику. Этот новый прием группировки был изобретен Федотовым. Он был подсказан тем новым пониманием
жизни, которое внес Федотов в живопись. Особое место в композиции занимаем фигура художника. Она рисуется выразительным силуэтом на белом фоне холста и листа бумаги с проектом памятника Фидельке. Это сразу делает ее заметной и приковывает к ней внимание зрителя. И, хотя окружающее общество, поглощенное своими интересами, не замечает художника вовсе, именно его Федотов поставил в центре развертывающихся событий, обнажающих социальные основы людских отношений. В
описанных многофигурных композициях Федотов строго соблюдает единство масштаба человеческих фигур и ограничивает пространство стенами комнаты. Другой характер носит композиция сепии «Бедной девушке краса — смертная коса» (1846, Третьяковская галерея), позднее послужившая источником многих подражаний. Центральный образ обладает огромной впечатляющей силой. Однако по сравнению с вышеописанными сепиями кажется, что сложность здесь не приведена к единству. Фигуры смотрятся отдельно, между ними существует только
логическая, умозрительная, а не композиционная связь. Известие об офицере, занимающемся рисованием, какими-то путями достигло престарелого баснописца И. А. Крылова. Крылову, возможно, были знакомы работы Федотова, среди которых наряду с военными жанрами были бытовые и сатирические рисунки. С удивительной проницательностью Крылов увидел в Федотове сильный талант, для которого именно бытовые сюжеты являются родной стихией. Великий баснописец понял талант Федотова как родственный себе по
глубокой народной й моральной основе творчества. Отзыв Крылова вселил в художника уверенность в своих силах. В 1844 году Федотов наконец вышел в отставку после десяти лет военной службы. С огромным рвением отдается Федотов работе, не давая себе ни минуты отдыха. Он занимается в Академии художеств в классе баталиста А. И. Зауервейда, пользуясь той свободой от обязательных заданий, которой отличалась эта мастерская от мастерских других профессоров Академии. Позднее он часто посещал Брюллова,
прося его советов и прислушиваясь к ним с особым вниманием. Наряду с занятиями в Академии Федотов усиленно изучал Эрмитаж, особенно картины «малых голландцев», наблюдая у них построение комнатных сцен и изучая приемы масляной живописи. Еще ранее он познакомился с тяжеловесными шутками и грубоватыми сатирами англичанина Гогарта и грациозными образами женщин в литографиях Гаварни. Однако изучение старых и современных мастеров помогло Федотову решать только частные вопросы формы и композиции.
В его собственных картинах и рисунках люди сохраняют всю силу своего национального своеобразия. Внутреннее содержание творчества Федотова питалось непосредственными впечатлениями русской действительности, осознать которую ему помогали творения Гоголя, Островского и молодого Достоевского. Художник сам говорил о себе: «Моего труда в мастерской немного, только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах, я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза». Его память особенно крепко хранила впечатления
детских и юношеских лет, оживляемые короткими наездами в Москву. Параллельно шла огромная работа по осмыслению всего наблюденного материала. Поднятая рычагом сюжета, вся масса деталей приходила в движение и потом — в порядок. «Верный взгляд на жизнь» давал художнику сюжеты его произведений. Память подсказывала ситуации, лица.
П.А. Федотов. Служанка с блюдом
П.А. Федотов. Молодой человек с бутербродом
Внимание! Для новичков и завсегдатаев раздела ИЗО, а также всех любопытных пользователей сайта объявлен конкурс "НАЙДИ и НАЗОВИ". Торопитесь, ведь кто-то уже ищет...
Если вы ещё не знаете, где провести отпуск - посмотрите нашу новую выставку в разделе ИЗО "И пускай смеется кто-то, что не еду я на юг". Быть может, мы поможем вам принять верное решение?