Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русские на Украине

  Все выпуски  

Русские на Украине: ИнформЦентр Русское содружество


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ВСЕУКРАИНСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РУССКОЕ СОДРУЖЕСТВО»

+ 38 (044) 255-30-16, +38 (044) 223-05-43 E-mail: redaktor@rdu.org.ua, post@rus.in.ua

___________________________________________________________________________________________________________________________

Выпуск № 86 от 24 декабря 2008 года

НОВОСТИ

- Госдума готовит закон для противодействия реабилитации фашизма

- Иванов пообещал Украине визовый режим в случае вступления в НАТО

- Закарпатские русины попросили Россию признать их независимость

- Русская община Крыма занимает первое место в рейтинге доверия к общественным организациям полуострова

- В Острожской академии отметили годовщину смерти Ивана Фёдорова

- В Харькове продолжается работа над созданием Слобожанского Центра русского языка и культуры

- В Харькове отслужили панихиду по графу Келлеру

- На Полтавщине прошел международный форум «Славянский союз детской дипломатии»

КОММЕНТАРИИ

- Сергей Марков: Препятствием для помощи Украине со стороны России является Ющенко

- Бюджет 2009 добивает национальные меньшинства

- В.Колесниченко: Над Нацсоветом уже весит Дамоклов меч, а он продолжает гнуть свое…

- Михил Бахарев: представительству США работать в Крыму не дадим

ИНТЕРВЬЮ

- Что движет солнце и светила

ВЫСТУПЛЕНИЯ

- О некоторых причинах принудительного выселения татар  с территории Крымского полуострова в 1944 году

СТАТЬИ

- Русское пространство Харькова

- Немец с русскою душой

___________________________________________________________________________________________________

 

НОВОСТИ

 

Госдума готовит закон для противодействия реабилитации фашизма

23 декабря 2008 года состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке проекта федерального закона «О мерах Российской Федерации по противодействию реабилитации нацизма, нацистских преступников и их пособников в новых независимых государствах – бывших республиках Союза ССР».

Инициатором данного законопроекта и руководителем рабочей группы является Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками К.Ф.Затулин. В состав рабочей группы вошли В.П.Водолацкий - член Комитета Государственной Думы по безопасности, А.Л.Колодкин - Президент Российской ассоциации Международного права и морского права, судья международного трибунала ООН, М.В.Демурин - член Экспертного совета при Комитете Совета Федерации ФС РФ по Международным делам, член попечительского совета Фонда исторической перспективы,  А.Ю.Казаков - Директор Центра либерально-консервативной политики им.П.Столыпина, М.А.Колеров - Председатель Союза Общественных объединений «Свободная Россия», Л.И.Шершнев - Президент фонда «Национальной и международной безопасности», другие аналитики, историки, юристы.  В рабочей группе по подготовке законопроекта примут участие депутаты Верховного Совета Украины и парламентарии стран Прибалтики.

Участники заседания отметили, что в последние годы в ряде государств постсоветского пространства набирает оборот тревожная тенденция возрождения нацизма, реабилитации нацистских пособников и гитлеровских прислужников, входивших в годы Великой Отечественной войны в состав войск СС.  Героизация преступников на государственном уровне, возведение нацистской идеологии в ранг государственной политики,  как  это происходит на Украине в Прибалтике, вызывает гневные протесты общественности.

Будущий закон, считают участники рабочей группы призван стать правовой базой,  которая  остановит зарвавшихся  последователей нацизма, пытающихся в угоду своим конъюнктурным  политическим соображения поставить под сомнение Великую Победу Советского народа над гитлеровской Германией и пересмотреть итоги Второй мировой войны. 

На заседании рабочей группы обсуждалась концепция законопроекта и сроки его подготовки. Принято решение, что разработка законопроекта будет сопровождаться рядом мероприятий по открытому обсуждению данной проблемы, так в средине февраля планируется  проведение «круглого стола».

В.Г.Гойденко, пресс-служба рабочей группы

 

Иванов пообещал Украине визовый режим в случае вступления в НАТО

Вице-премьер Российской Федерации Сергей Иванов заявляет, что если Украина станет членом НАТО, то РФ введет визовый режим с Украиной. Об этом он сказал в интервью газете Известия.

«Я бы хотел знать, когда на Украине (я филолог, и в соответствии с нормами русского языка надо говорить «на», а на мове не разумею) будет проведен референдум по поводу вступления в НАТО. Вот он все и покажет. Представить себе Украину членом НАТО при всей моей богатой фантазии я не могу. Ведь это - автоматом визовый режим», - сказал Иванов.

На вопрос, что будет делать Россия, если Украина в 2017 году откажется продлевать аренду для Черноморского флота, вице-премьер РФ сказал: «Еще дожить до 2017 года надо. Я не сомневаюсь, что российское руководство сделает все, чтобы продлить аренду, и будет делать разные предложения».

Иванов отметил, что любой флот, который базируется только в одном пункте, уязвим. «Именно поэтому еще пять лет назад была принята федеральная целевая программа по созданию мест базирования Черноморского флота на территории России: в районе Новороссийска, Туапсе. И, кстати, события августа этого года четко показали, что нам отдельные пункты базирования нужны и в Краснодарском крае. В любом случае мы будем эту программу выполнять и часть флота - а ведь это не только корабли, но и морская пехота, морская авиация, огромная наземная инфраструктура - переводить в другие точки. Не кладут все яйца в одну корзину», - сказал вице-премьер РФ.

Иванов также отметил, что если Украина не продлит аренду для ЧФ РФ, Россия пересмотрит другие соглашения с Украиной. «А что касается соглашения о Черноморском флоте, оно ведь принималось в пакете с другими документами. И если выдергивать одно, придется пересматривать и другие соглашения», - сказал он.

Русские на Украине

 

Закарпатские русины попросили Россию признать их независимость

Но, по мнению известного киевского политолога Владимира Корнилова, выводы о независимости русинов делать пока преждевременно

Закарпатские русины обратились к России с просьбой признать независимость Подкарпатской Руси от Украины, сообщает "Российская газета". Об этом корреспонденту издания заявил премьер-министр республики Петр Гецко. На этот шаг русины решили пойти после того, как официальный Киев в очередной раз проигнорировал их требование о предоставлении автономии в составе Украины. В какие конкретно органы государственной власти России было направлено обращение, он не уточнил. Реакция российских властей на эту просьбу пока неизвестна.

Ранее лидеры русинов, населяющих Закарпатскую область Украины, отрицали обвинения в сепаратизме. Они утверждали, что добиваются только автономии в составе украинского государства. В конце октября русины провели конгресс, на котором было объявлено о "воссоздании русинской государственности", то есть о преобразовании Закарпатской области в национальную автономию русинов. В начале декабря активисты русинского движения сообщили о создании "временного правительства". По их утверждению, оно уже приступило к работе.

Правоохранительные органы Украины завели на лидеров движения, в том числе на руководителя "Сойма Подкарпатской Руси" (народного парламента) протоиерея Димитрия Сидора, уголовные дела о посягательстве на территориальную целостность Украины. Областное управление СБУ (Службы безопасности Украины) подготовило материалы для роспуска ряда русинских организаций, действующих на западе страны.

Ряд украинских политиков заявили, что за выступлениями русинов стоит Россия, стремящаяся таким образом дестабилизировать обстановку на Украине. Другие связали происходящее с деятельностью главы президентского секретариата Виктора Балоги, который, как считается, имеет влияние на русинское движение. По этой версии, Балога использует угрозу сепаратизма для воздействия на Виктора Ющенко.

Директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов, комментируя в интервью "Русской линии" информацию о просьбе русинов к России признать их независимость, высказал мнение, что делать определенные выводы и строить какие-то предположения относительно государственной самостоятельности русинов от Украины, равно как и относительно позиции России по это вопросу, пока преждевременно. "Скорее всего, устремления русинов направлены на то, чтобы Россия приняла какой-то документ, признающий их как отдельный этнос", – полагает эксперт.

В любом случае, подобные действия русинов вполне объяснимы. По словам В.Корнилова, реакция русинов спровоцирована украинскими властями. "Уже много лет украинские власти просто отрицают существование такой национальности, закрывая глаза на все этнические и языковые особенности этого народа, ведут по отношению к ним шовинистическую политику. Вполне естественно, что подобная политика приводит к радикализации взглядов, мнений и поступков. Еще недавно русины вовсе не помышляли о собственной государственности и хотели элементарного – чтобы государство Украина признало их гражданские права", – отметил политолог.

Комментируя заявления ряда украинских политиков о том, что за русинским движением стоит российское руководство, желающее, по их мнению, спровоцировать сепаратизм и дестабилизацию на Украине, Корнилов заметил, что "эти украинские политики в зависимости от адресата своих заявлений говорят совершенно различные вещи. Для внешнего пользования они заявляют, что в русинском сепаратизме виновата Росиия, а во внутренних разборках они используют Балогу". "Это свидетельствует о том, что эта тема используется ими для удовлетворения собственных политических амбиций и для достижения своих корыстных целей", – полагает Владимир Корнилов.

Русская линия

 

Русская община Крыма занимает первое место в рейтинге доверия  к общественным организациям полуострова

В Крыму с 18 октября по 9 ноября киевским Центром имени Разумкова проведено социологическое исследование. Исследование проводилось в АР Крым и в городе Севастополе. В общей сложности был опрошен 6891 респондент. Согласно полученным данным, первое место в рейтинге доверия к общественным органициям полуострова занимает Русская община Крыма. Ей доверяют 16.6% жителей АР Крым и 15.4% жителей Севастополя.

Крымскотатарскому меджлису доверяют 4.4% в АР Крым и 0.4% в Севастополе. Вместе с тем, большинство жителей полуострова (35.7% в АР Крым и 37.2% в Севастополе) признались, что не доверяют ни одной из организаций.

Также получены данные о доверии жителей Крыма к политическим партиям. Согласно исследованию Центра имени Разумкова, в настоящий момент Партии Регионов доверяют 26% жителей Крыма, КПУ – 9.7%, БЮТ – 6.8%, Блоку Витренко – 4.8%, «Русскому блоку» – 4.7%, Блоку Литвина – 3.9%, блоку НУНС – 3.4%, партии «Союз» – 1.4%, Соцпартии – 0.4%. В то же время, не доверяют ни одной из партий 27.4% респондентов, а 10.4% опрошенных затруднились с ответом.

В то же время, в Севастополе Партии Регионов доверяют 33.2%, коммунистам 12.3%, БЮТ 4.4%, Блоку Витренко 6.6%, «Русскому блоку» 3.9%, Блоку Литвина 4.2%, НУНС – 0.9%, партии «Союз» – 0.7%, Соцпартии – 0.4%. Не доверяют ни одной из партий 22.6%, затруднились с ответом 10.1% опрошенных.

По мтериалам ИА "Новый регион"

 

В Острожской академии отметили годовщину смерти Ивана Фёдорова

В Национальном университете "Острожская академия" 18 декабря 2008 отметили 425-ю годовщину со дня смерти русского первопечатника Ивана Федорова - в рамках празднования состоялась презентация монографии о его жизни и деятельности. Об этом сообщает сайт Представительства Росзарубежцентра на Украине.

Острог, первое упоминание о котором относится к 1100 году, – это несомненно кладезь истории славянского народа. Почти три столетия город был резиденцией княжеского рода Острожских. Именно в Остроге опредилился тип высшей школы, который стал характерным для восточнославянских земель на протяжении длительного времени. Национальный университет «Острожская академия» - наследник первого высшего учебного заведения восточнославянских народов – Острожской славяно-греко-латинской академии. Её основателем в 1576 году стал князь Василий-Константин Острожский. В Академии изучали греческий, славяно-русский и латинский языки, поэтому её часто называли «Греко-славянская школа» или «Славяно-греко-латинская Академия». В Острожском культурном центре создано украинское издательство – типография Ивана Федорова (Федоровича), где издан греко-славянский «Букварь» – первый украинский учебник (1578); вышло полное издание Ветхого и Нового Завета на церковно-славянском языке (1581), первая полная славяноязычная «Острожская Библия».

Мероприятие прошло при поддержке Посольства Российской Федерации в Украине, в нем принял участие руководитель Российского центра науки и культуры в Киеве Виктор Иванович Богач.

Русские на Украине

 

В Харькове продолжается работа над созданием Слобожанского Центра русского языка и культуры

Харьковский городской совет поддержал свое вступление в ассоциацию Слобожанского Центра русского языка и культуры. Данное решение было принято в ходе 29-й сессии горсовета.

Согласно решению, также был утвержден проект устава новой организации.

По информации начальника отдела по работе с объединениями граждан Харьковского городского совета Александра Стерина, теперь инициативная группа назначит дату учредительного заседания, на которой непосредственно будет принято решение о создании Центра.

Напомним, Слобожанский Центр русского языка и культуры планируется как ассоциация различных организаций, первыми ассоциативными членами которой станут областной и городской совет Харькова. Предполагается, что это финансирование составит 300 тысяч гривен в месяц.

Настоящий Дозор

 

В Харькове отслужили панихиду по графу Келлеру

21 декабря 2008 года в городе Харькове, дабы почтить память достойного человека, русского царского офицера – графа Феодора Артуровича Келлера, по инициативе атамана Чугуевской городской казачьей общины «Пластунъ» Международной общественной организации «Верное Казачество» сотника Олега Шакирова, была отслужена панихида по р. Б. Феодору и всем воинам, за Веру, Царя и Отечество, пострадавшим.

В этом мероприятии приняли участие казаки Харьковского отделения МОО «Верное Казачество» (атаман сотник Юрий Сова), члены Харьковского отдела Союза Русского Народа (руководитель Геннадий Майдук), Харьковского отделения Всеукраинской общественной организации «Православный выбор» (руководитель Александр Сокол) и Харьковского губернского дворянского собрания (предводитель Валерий Чернай).

Кроме того, в этот же день панихиды по Феодору Келлеру служились также в городах Киеве, Харькове, Чугуеве, Москве, Санкт – Петербурге, Николаеве, Геническе, Бердянске, Одессе, Полтаве, Хмельницком, Севастополе, Керчи, Донецке, Днепропетровске, Ильичевске, Макеевке, Краматорске, Лозовой, Краснограде, Изюме, Остроге, Ялте, пгт. Октябрьском (Крым), Феодосии, Бахчисарае, Алупке, Чернигове, Нежине, Кривом Роге, Черкассах, Новой Каховке, Свято – Успенской Святогорской лавре, Спасовом скиту под Харьковом и в других городах бывшей Российской империи.

Во время панихиды священником также поминались воины: Александр Винекен, Андрей Шкуро, Владимир Фредерикс, Владимир Воейков, Константин Нилов, Александр Русин, Александр Нечволодов, Михаил Беляев, Владимир Безобразов, Михаил Дитерихс, Георгий Мин, Сергий Романов, Михаил Барклай, Михаил Милорадович, Алексий Ермолов, Владимир Каппель, Димитрий Дохтуров, Дионисий Давыдов, Димитрий Пожарский, Петр Багратион, Михаил Кутузов, Александр Суворов и Петр Румянцев; Кузьма Минин, Иоанн Сусанин, Евгений Боткин, Петр Столыпин, Иоанн Ильин.

После панихиды, с небольшой биографической справкой и со словами доброй памяти о графе Келлере, перед присутствующими выступил член ХО СРН Михаил Толстоусов и другие, кому дорога память о человеке, отдавшему жизнь за Царя, ставшему образцом служения Отечеству.

Русские на Украине

 

На Полтавщине прошел международный форум «Славянский союз детской дипломатии»

18-19 декабря 2008 года в городе Комсомольске Полтавской области прошел международный форум «Славянский союз детской дипломатии», в котором приняли участие школьники из Украины и других стран СНГ.

Одним из центральных событий мероприятия стало оглашение итогов викторины о знаменитом танковом сражении под Курском и творчестве А.Фета. Второй секретарь посольства России на Украине Э.Вертьянов наградил призеров и номинантов конкурса дипломами Посольства и книгами по истории и культуре России.

Часть книг о России Посольство передало городской библиотеке и школам Комсомольска.

embrus.org.ua

 

КОММЕНТАРИИ

 

Сергей Марков: Препятствием для помощи Украине со стороны России является Ющенко

В условиях глобальных экономических потрясений Россия могла бы оказать финансовую поддержку Украине, однако главным препятствием для этого является президент Виктор Ющенко, который проводит откровенно русофобскую политику, передает РИА "Новый Регион". Об этом заявил российский политолог, депутат Госдумы Сергей Марков. "Нельзя плевать в лицо человеку и одновременно просить его о поддержке", – сказал он.

По его словам, первым обязательным условием для оказания какой-либо финансовой антикризисной помощи со стороны России является восстановление суверенитета Украины. "Важнейшие государственные институты Украины – такие как президент, министерство обороны и МИД выведены из-под суверенитета народа Украины, поскольку выступают с абсолютно противоположных для большинства населения позиций. Необходима смена руководителей этих ведущих институтов, которые проводят политику откровенной вражды по отношению к России", – пояснил Сергей Марков. Депутат отметил, что главным препятствием является то, что президентом Украины является человек, ненавидящий Россию и все русское, и делающий все для того, чтобы нанести максимальный ущерб РФ и русской культуре. "Президент Ющенко достаточно сделал для России гадостей, а апофеозом этого стало совместное с Саакашвили планирование военных преступлений в Южной Осетии, за которые украинский президент разделяет ответственность с грузинским, и я полагаю, должен просто-напросто должен сидеть в тюрьме", – заключил Сергей Марков.

Русская линия

 

Бюджет 2009 добивает национальные меньшинства

«Совсем не случайно бюджет-2009 был кинут Кабмином за день до его рассмотрения. И совсем не случайно, по-быстрому, прикрываясь экономическим кризисом, Юлия Тимошенко пытается преподнести  под елочку украинцам свой «подарок», - говорит народный депутат Украины Вадим Колесниченко.

«Руководители нашей страны уже давно нагло переступаю не только  через общечеловеческие ценности и мораль, но и через нормы Конституции, Законов Украины и взятые на себя международные обязательства. И это четко прослеживается проекте Бюджета на 2009 год и отношения его составителей к правам человека.  

Ведь, несмотря на то, что в Украине проживают представители  более 100 национальных меньшинств, к которым принадлежат не менее 30% граждан Украины,  в Бюджете 2009 года на «мероприятия по воссозданию культуры национальных меньшинств» предусмотрено  аж 150 тыс. грн., на обеспечение развития и употребления украинского языка 1 млн. 200 тыс. грн.!!,  а на «мероприятия Всеукраинского товарищества «Просвита», известного своей русофобской политикой - 2 млн. 400 тыс. грн.!!! Все комментарии тут просто излишни, кроме одного замечания о том, что общество «Просвита» - это общественная организация. И руководит нею депутат из фракции БЮТ Павел Мовчан. Более того, как свидетельствует опыт прошлых лет, даже из тех 150 тысяч ни одна копейка не будет предоставлена самому большому меньшинству в Украине – русскому, а в других меньшинствах, если и придут  - эти деньги будут поделены между их руководителями ставленниками Госкомнацрелигии и коррумпированными чиновниками.

Дискриминации русскокультурных граждан Украины и представителей других народов и культур создается и поощряется государственными органами и лицами, насаждается в украинском обществе с каждым днем все сильнее. Но в проекте Бюджета на 2009 год к этому добавились уже и факты откровенной политической коррупции» - заявляет народный депутат Украины Вадим Колесниченко.

Пресс-служба народного депутата Украины Колесниченко В.В.

 

В. Колесниченко: Над Нацсоветом уже весит Дамоклов меч, а он продолжает гнуть свое…

«С 1 января 2009 года Севастопольская РДТРК, в связи со сменой названия компании, обязана вещать на украинском языке не меньше 75 % эфирного времени. Такое решение принял Нацсовет. И это несмотря на то, что в Севастополе 93% граждан – русскоговорящие. И как русскоговорящие граждане, согласно действующей Конституции, они имеют право на свободный доступ к информации», - сообщает народный депутат Украины Вадим Колесниченко.

«Кроме того, украиноязычные программы обязательно должны присутствовать в прайм-тайме, то есть в то время, когда телеканал смотрят наибольшее количество граждан. Нужно отметить, что до смены названия обязательного украинского языка в эфире должно было быть до 70%, а о прайм-тайме раньше не было ни слова вообще.

Понятно и что ситуация вокруг Севастопольской РДТРК – это только единичный случай в масштабной русофобской компании по уничтожению русского языка основными вехами, которой является требование вещания до 100% эфира на украинском языке, вытеснение российских каналов и тотальное игнорирование законодательства Украины.

Чувствуешь себя в театре абсурда, когда в сотый раз приходиться напоминать государственным чиновникам из Нацсовета о тех законах Украины, которые они должны знать как «Отче наш...». О том, что статьей 10 Конституции Украины установлено, что «в Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом», а не противозаконными решениями чиновников. И что Верховной Радой Украины была принята Декларация прав национальностей (Постановление № 1771-XII от 1 ноября 1991 года), в ней определенно, что Украинское государство «обеспечивает своим гражданам право свободного использования русского языка, а в регионах компактного проживания определенной национальности – функционирование этого языка наравне с государственным» (ст.3). 

Но, к сожалению, члены Нацсовета, даже перед грозящей им отставкой не хотят исполнять свои обязанности государственных служащих и действовать в законодательном поле, продолжают преступную политику против своего народа.

Очевидно, что уничтожение русского языка в сфере телевидения и радиовещания, особенно в фактически полностью русскоязычном городе Севастополе не является самоцелью нынешних националистических властей Украины. Учитывая постоянное искусственное нагнетание ситуации в Севастополе, что уже проявилось в общественных волнениях на Графской пристани, конфликте вокруг Центрального городского стадиона, репрессиях против русскокультурных организаций, показательных стрельбищах украинских военных в непосредственной близости от Черноморского Флота Российской Федерации, становится понятным, что попытка насильственной «украинизации» Севастопольской РДТРК, как и раньше другого севастопольского телеканала - НТС, является очередным шагом украинских властей по дестабилизации обстановки в г. Севастополе и Крыму с целью введения чрезвычайного положения и отмены прав человека в оппозиционном регионе», - заявляет народный депутат.

Пресс-служба народного депутата Украины Колесниченко В.В.

 

Тихие ненавистники России или старые мысли «Нового канала»

О том, что украинский «Новый канал» и его журналистская братия уже давно записались в команду «выливателей воды» на мельницу украинской евроинтеграции, давно известно. «Льют» они, безусловно, со всеми признаками телевизионной объективности. Эта объективность сквозила, когда они делали антироссийские репортажи из Грузии, когда «телеласкали» Саакашвили, когда злопыхали на севастопольцев, утопивших «почетную доску украинского флота». Что там долго говорить, «Новый канал» - это пример ползучей нелюбви к северному соседу и его «агентуре на Украине».

«Ни дня без антироссийщины!», - таким может быть лозунг «новоканальцев». Вот и в вечернем «Репортере» 23 декабря не обошлось без этого.

Этим вечером Украине вновь намекнули, что пора выпирать Российский Флот из Севастополя, и непременно вступать в НАТО. Как пример «правильного решения» базирования, украинцам показали латышскую Лиепаю, в которой как пробормотала дикторша: «раньше тоже стояли российские военные корабли».

Потом следовал рассказ, что гордые латыши, смогли найти в себе силы и вытурить оккупантов, а теперь Лиепая живет другой жизнью и даже зарабатывает другие деньги…

Однако, сопровождающий болтовню юной специалистки в военно-морском базировании, и разумеется, самого выдающегося знатока военно-морской истории, видеоряд, показывал грязный и безлюдный лиепайский порт, возле причальных стенок которого, ржавели какие-то фелюги. Ощущение, что «свободная Лиепая» загребает ковшами деньги, так и не посетило зрителя. Не виднелись на рейде и караваны заграничных судов, спешащих сбросить грузы в латышском порту.

Зато нам показали двух счастливых латышей – портовых начальников, которые только и произнесли, что проклятия русским, которые, уходя все «разворовали и утопили», то бишь, уныния добавили, но никак не оптимизма.

Задача «Нового канала» очевидна, но почему все делается так примитивно. Ведь юная тележурналистка не понимает, а возможно ей не дано понять, что сопоставлять Севастополь, как военно-морскую базу и Лиепаю, бывшую российскую Либаву, могут лишь «узкие специалисты», из числа тех, что управляют Украиной с 2004 года. Как говорил известный телегерой: «Тщательнее надо готовиться, тщательнее!»

ИнформЦентр Объединения «Русское содружество»

 

Михил Бахарев: представительству США работать в Крыму не дадим

Верховный Совет Крыма не допустит открытия в Симферополе дипломатической миссии США, о чем ранее во время визита в Вашингтон договорился украинский министр иностранных дел Владимир Огрызко с госсекретарем Кондолизой Райс.

Об этом  заявил вице-спикер Верховного Совета Крыма, заместитель председателя Русской общины Крыма Михаил Бахарев.

«Этот Огрызко, наверное, американский шпион. Поэтому он такое и делает. Это просто же кошмар. Я думаю, что мы никакому представительству работать здесь не дадим», – сказал он.

Бахарев подчеркнул, что решение об открытии дипмиссии США необходимо было сначала согласовать с властями Крыма.

«Я так думаю, что нормальный человек в нормальном государстве обязательно согласовывает с местными властями. Огрызко не представляет, наверное, себе, какое здесь отношение к НАТО и США после их бомбардировок в Сербии и тому подобное. Я думаю, что он пожалеет об этом», – подчеркнул вице-спикер.

«Я даже не сомневаюсь, что в Крыму начнутся массовые акции протеста против этого кошмара», – резюмировал Бахарев.

По материалм ИА «Новый Регион – Крым»

 

ИНТЕРВЬЮ

 

Что движет солнце и светила

Крымчане уже наслышаны, что на земле полуострова покоится прах великого русского философа Николая Данилевского. Долгие десятилетия он был забыт, могила его закатана в асфальт…

Но вот ровно год назад Верховный Совет Крыма принял специальное постановление, в котором определил ряд мероприятий по увековечению памяти мыслителя. В частности, отныне ежегодно будут проводиться философско-научные чтения, посвященные трудам Н.Я.Данилевского. Вот и в этом декабре Верховный Совет автономии, Русская община Крыма, фонд «Русский Мир», при научно-информационной поддержке Института стран СНГ провели это собрание ученых под общей темой «Вклад Данилевского в культуру Русского мира».

С содержанием докладов на чтениях мы вас познакомим чуть позже. А сейчас — короткие беседы с участниками научного собрания.

Сергея Киселева, доцента кафедры социальной географии географического факультета Таврического национального университета им.В.И.Вернадского, кандидата филологических наук все называют, если по-современному, фанатом Данилевского. Он считает его труды как никогда актуальными, объясняющими многое из того, что с нами происходит. А почему?

— Сергей Николаевич, Данилевский в Крыму жил полтораста столетия назад — а мы о нем всё время говорим. Почему?

— Потому что его идеи опередили время на десятилетия вперед. Его идеи касаются принципиально важных вопросов: проблем выбора исторического пути, цивилизации как таковой, ее смысла, цели существования. Мы, переживая сегодня очередной кризис, опять ставим перед собой эти вопросы и пытаемся найти на них ответы — в том числе и в теоретическом наследии наших предшественников. А из всех существовавших крупных российских философов только он один похоронен у нас в Крыму.

— Но нам-то что это сейчас дает? Чтения проходят уже не первый год — может, его труды дали возможность понять, что мы делаем не так?

— Я бы не стал так утилитарно подходить к философским произведениям. У него есть несколько идей: например, нет народов хороших и плохих — народы разные; у каждого народа свои историческая судьба; нельзя жить подражательством; «европейничанье» — это болезнь русской жизни; у нас есть свои внутренние ресурсы и свое культурное и духовное наследие, которое позволяет нам идентифицировать себя в этом мире и, опираясь на наши собственные духовно-экономические ресурсы, развивать свою собственную цивилизацию. Которая, кстати, совсем не лучше других — но и нисколько не хуже! Просто она наша.

Если мы хотим сохранить себя как русские люди, то в этом плане наследие Данилевского просто непреходяще. И сколько бы всякие националисты, наследники всяких там мелких руховских и галицийских партеек, промежуточных национализмов, не неистовствовали, идея нашего, собственного культурно-цивилизационного мира для тех, кто идентифицирует себя как русские люди, — она основополагающая, фундаментальная. Не случайно эта идея сегодня внедряется в систему образования России самым широким образом. А один из ведущих философов — Федор Гиренок вообще говорит, что буквально с детсада детей в доступной для них форме надо знакомить с теми мыслями, которые высказывал в свое время Данилевский.

— То есть, в России Данилевский более известен, чем у нас в Крыму?

— Я бы так не сказал. У нас это имя у многих на слуху — сегодня, в отличие от последних пятнадцати лет, уже не путают Николая Яковлевича Данилевского с Григорием Данилевским, писателем. Во всяком случае, хотя бы этого удалось добиться в наше время, когда людям не до философских теорий. На данный момент уже достаточно. А если из сотни людей, кто слышал это имя, хотя бы один познакомится с его трудами, прочитает их вдумчиво с карандашом в руках, сделает пометочки и задумается, я считаю, что это уже самое большое достижение, какое только возможно. А мы, Крым, как хранилище его тела, мысли, души, должны быть в авангарде этого процесса.

Вы бы видели, как шло обсуждение докладов! Глаза горят, а я не успеваю записывать в блокнот слова, одно только перечисление которых внесет сумятицу в голову стороннего наблюдателя. Ну, скажите, что общего между словами язык, дарвинизм, смирение, русский национализм, княь Мышкин, героизм, Европа?.. Данилевский провоцирует лучшие умы современности говорить об этих понятиях, которые всплывают сегодня на поверхность.

Задем вопрос одному из организаторов научно-философских чтений, Анатолию Филатову, заместителю директора по науке украинского филиала Института стран СНГ, кандидату философских наук, доценту:

— Анатолий Сергеевич, вы довольны состоявшимся разговором?

— Конечно, я рад, что мы в Крыму не забываем имя Николая Яковлевича Данилевского. Насколько я знаю, в новом тысячелетии это третья конференция, посвященная творческому его наследию. Первая прошла в 2002 году в Русском культурном центре и была организована известными крымскими исследователями С. Киселевым и В. Харабугой. Она была посвящена 180-летию со дня рождения Данилевского.

В прошлом, 2007 году, в Бахчисарае философско-научная конференция прошла по теме «Русский Мир и славянство: мечты о единстве или реальность разобщения» и была посвящена уже 185 годовщине со дня рождения выдающегося русского ученого с мировым именем.

Участники той конференции отметили, что Н.Я. Данилевский был одним из тех российских ученых XIX века, которым по праву принадлежит приоритет в целом ряде социальных открытий, и кто со всей очевидностью продемонстрировал вселенский охват русской мысли. Сейчас вряд ли может быть подвержено сомнению, что идеи Данилевского о цикличности развития определенных культурно-исторических типов были положены в основание известных социально-философских и социологических концепций О. Шпенглера и А. Тойнби. Сейчас ни у кого не возникает вопросов, когда применительно к имени Николая Яковлевича используются эпитеты «выдающийся русский ученый» или «крупнейший российский социолог». Но чем больше и глубже мы знакомимся с научным наследием Данилевского, тем весомее основания считать его философом и социологом с мировым именем.

Исходя из того, что Н.Я. Данилевский значительную часть своей жизни провел в Крыму, именно здесь он написал свой главный труд «Россия и Европа», в Ялте в районе Мшатки он похоронен, конференция приняла решение поддержать инициативу депутатов Верховного Совета АРК об увековечивании памяти великого крымчанина, обратилась к Министерству культуры АР Крым с предложением присвоить имя Н.Я. Данилевского Республиканской детско-юношеской библиотеки, а к Ялтинскому городскому Совету – назвать именем Данилевского одну из ялтинских улиц.

Я так подробно остановился на итогах прошлогодней конференции потому, что, к сожалению, наши обращения к органам крымской власти пока не нашли поддержки и не были реализованы.

— А про нынешнюю конференцию что вы можете сказать?

— Мне кажется символичным то, что она прошла в Русском Доме в то время, когда Украина погрязла в политических разборках. И крымские политологи, социологи, философы и историки, благодаря возможности собраться в Русской общине Крыма, продемонстрировали свою установку на созидание и творчество на фоне политизированных деклараций и неуемного стремления некоторых политиков во что бы то ни стало удержаться у власти.

Просим высказаться Андрея Никифорова, доцента кафедры политических наук и социологии ТНУ, кандидата исторических наук:

— Что вы сегодня для себя услышали нового?

— Если честно… На самом деле это очень сложный вопрос. Чтения не столько принесли в мир что-то новое, сколько вызвали к жизни некие мысли, ассоциации, какие-то сравнения, а это потом обязательно во что-то выльется, оформится. Мне показалось, что и у тех, кто участвовал в обсуждении, тоже нечто такое появилось. Например, Алексей Давыдович Шоркин говорил о мутантах — а я ему подкинул идею домистикатов, это я не выдумал, это существует, но он, возможно, этого не знал, но тем не менее тут же среагировал.

В чем тут богатство не в том, что ты что-то новое услышал, а в том, чтобы ты себя проверил, сопоставил с коллегами систему своей аргументации, какие-то вещи уточнил и, самое главное, получил некий импульс для каких-то дальнейших своих размышлений.

— В Симферополе есть еще подобные научные площадки?

— Мы знаем их все. Кстати, если они и существуют, то в значительной степени и благодаря в том числе и организационным действиям тех, кто был сегодня здесь представлен. То есть это некая площадка, которая иногда меняет место своего расположения, но она задает определенную тональность подобного рода научным поискам. Если мы говорим о социологии в широком смысле — социология не как полевые исследования, а как размышления, наука б обществе — то, пожалуй, здесь сложилась некая группа, которую кто-то принимает, кто-то не принимает, но которая продуцирует весьма интересные вещи. которые, кстати сказать, кое-у-кого вызывает раздражение, переходящее в откровенную ругань. Они нас ругают, не пытаясь что-то противопоставить. Впрочем, эту ругань, больше похожую на площадную брань, в значительной степени можно рассматривать как аплодисменты: эти люди настолько примитивны и интеллектуально убоги, что они иначе на это реагировать просто не могут.

— Узок круг вашего научного сообщества…

— И это правильно! Мы и не пытаемся себя подать как тех, кто идет по головам. Мы живем в том же мире, теми же проблемами, что и остальные крымчане. В отличие, между прочим? от тех, кто пытается критиковать, швыряясь в нас нечистотами. Но мы можем сформулировать нечто, мы можем это переложить это на язык, который понятен нашим соотечественникам, крымчанам, простым людям. А эти не могут, поэтому начинают бить бабушек на площадях или заниматься еще какими-то гадостями. Но это бешеная зависть оттого, что они не могут ни на интеллектуальном уровне, ни на уровне просто го общения с людьми нам соответствовать. Вот и всё. Поэтому они и не вписываются в эти площадки.

— И все-таки, почему ваш круг ученых не слишком быстро, как на мой взгляд, расширяется: то ли нет больше никого, то ли остальные слишком зажаты жизнью, что не хотят окунуться в радость научного общения? Я сегодня видела, что вам реально нравится общаться.

— Не думаю, что наш круг узок и не обновляется — у нас вы видите и молодые лица, и они тоже что-то свое говорят. Но требовать от научного сообщества какого-то количества глупо: здесь количество не всегда переходит в качество. И допустим, сегодня так живо и подробно все обсуждалось потому, что было относительно мало людей, что и позволило устроить глубокую дискуссию. Так вот спонтанно складываются разные форматы — нет зашоренности, когда мы работаем в какой-то системе. А сегодня этот кайф связан с тем, что каждый мог высказаться по каждому докладу. А для этого докладов не должно быть много. На самом деле есть сто и более человек, которые могли бы здесь оказаться, которые могли бы быть нашими собеседниками и единомышленниками, которые способны это все транслировать в широкие массы.

Несмотря на все сложности, которые мы переживаем, людям нужно это знание, это общение. Потому что человек существует не только ради куска хлеба или каких-то материальных ценностей. Ими нельзя пренебрегать, но они не исчерпывают список того, что нужно человеку.

К профессору кафедры философии ТНУ, доктору философских наук Алексею Шоркину мы подошли после того, как он в своем докладе, посвященном, как и у всех, трудам Данилевского, вдруг несколько раз упомянул… НАТО.

— Алексей Давыдович, разве здесь есть какая-то связь? Ведь полтора столетия назад НАТО даже, простите, и не пахло.

— Ну, эта связь очень косвенная... Вот смотрите: фактически Данилевский открыл нелинейную динамику, предвосхитил ее — но термином он таким тогда, конечно, не пользовался. Позитивистская доктрина предусматривает линейное развитие по одному и тому же пути, а Данилевский сказал, что каждый культурно-исторический тип может развиваться по отдельному пути, которые друг друга дополняют. Вот если взять всю эту нелинейную концепцию и приложить к современному цивилизационному миру, то выясняется, что эти разные отрезки, разные аттракторы (от слова «притягивать»: мячик оказывается в лунке, как его ни кинь, — это аттрактор, он неизбежно притягивается к определенному состоянию) — разные для разных культур. И в условиях все сильней и сильней глобализирующегося мира они вынуждены взаимодействовать. Если раньше они были разобщены…

— Так что, получается, НАТО — это возможность взаимодействия?

— НАТО — это один из способов взаимодействия через Атлантику европейской части континента и Соединенных Штатов. Собственно, это и было сформировано в целях защиты, то есть, это некое пространство, которое было объединено прежде всего в военном отношении. Ведь НАТО был сформировано прежде всего как военный блок, а потом оно стало менять свои функции, когда оказалось, что не от кого защищаться.

— Сейчас мы о НАТО говорим как о явлении, которое угрожает славянскому миру, Русскому миру — именно поэтому существует такое внутреннее сопротивление у простых людей.

— Евроатлантическую интеграцию трогать не нужно — она по-своему необходима. И пусть она будет. Вопрос в другом: если следовать идее нелинейности культурных миров, нужно создавать параллельно, дополнительно ей свою континентальную систему безопасности.

— Вы говорите, что с философской точки зрения здесь наблюдается сегодня некий провал…

— Не с философской, а с геополитической. Дело в том, что есть евразийский континент, который должен быть огражден от лишних рисков. Это огромная территория, которая пока достаточно разобщена, здесь находится два крупнейших центра экономики, которые нужно как-то связать и обеспечить безопасность на всем этом континенте.

— Российский президент сейчас как раз и предлагает построить эту новую систему евразийской безопасности, но она почему-то не пользуется пока особой популярностью у Европы. А если следовать Данилевскому, она должна быть…

— Не только, я вам скажу, Данилевский — и другие авторы об этом писали!

— Можно ли сказать, что раз этого нет, а, поскольку, по всем научным раскладам, должно быть — значит, так и будет?

— Думаю, что будет: этого требуют законы геополитики — нужны какие-то защищенные пространства. Защитой были раньше высокие горы и широкие реки — они изолировали культуры, но и обеспечивали безопасность.

— Сегодня НАТО как система коллективной безопасности осталась в единственном числе после распада Варшавского договора. То есть ей как бы не с кем бороться...

— Борьба — не очень хороший термин, мне больше нравится «конкуренция». Страна и культура должны быть конкурентноспособны. Любая страна должна своевременно принимать новации из других культур, должна быть восприимчива к научно-техническому прогрессу и так далее.

— А славянскому миру все-таки не надо в НАТО идти?

— Не надо! С НАТО надо взаимодействовать — если оно трансформируется должным образом, если изменит стратегию. Вот как по ПРО в Польше — наши предложили: давайте мы и своих специалистов туда посадим, и система будет общей! Но американцы же не согласились! Значит, это угрожает безопасности России. Как это можно такое игнорировать, когда наращиваются центры силы, устанавливаются разведывательные устройства — это же нельзя просто так оставлять! То есть, это нормальная реакция. Вы хотите всю систему держать под своим контролем? А Китай, ребята, туда пригласите! А Иран? Ну, чтобы была общая система безопасности — вот же как надо ставить вопрос! Но вы ведь к этому не готовы — по-прежнему ведете борьбу за влияние на какие-то регионы, продолжаете, к сожалению, прежнюю политику «разделяй и властвуй», достаточно эгоистичную политику…

Наталья Гаврилева, "Крымское эхо"

 

О некоторых причинах принудительного выселения татар  с территории Крымского полуострова в 1944 году

Выступление первого заместителя Председателя Верховного Совета АР Крым С.П. Цекова на Международной научно-практической конференции « Великая Отечественная война. История и современность» (г. Луганск, 12 декабря 2008 г.)

 В своем выступлении я коснусь темы, которая чрезвычайно важна как для Крыма, так и для Украины в целом, но которую старательно замалчивали в советский период, замалчивают  и в наше время. Я буду говорить о причинах принудительного выселения татар с территории Крымского полуострова в 1944 году.

Сегодня почти не вспоминают о том, что этому переселению предшествовало обвинение их в массовом сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками.

Советская официальная историография также обходила вопрос массового  участия крымских татар в воинских формированиях, сражавшихся на стороне фашистской Германии молчанием, поскольку ставился под сомнение один из главных «источников победы Советского Союза в Великой Отечественной войне – нерушимая дружба народов СССР». В 60-е годы была сформулирована следующая точка зрения; активное сотрудничество с гитлеровскими оккупантами осуществляло не все или большинство крымско-татарского населения, а лишь «татарские буржуазные националисты».

Однако в мемуарной и художественной литературе прочно укоренилось представление о том, что к действиям «отдельных лиц» сотрудничество с оккупантами отнюдь не сводилось и проводник – татарин, идущий во главе немецкого или румынского подразделения в расположение наших партизанских отрядов – сюжет, без которого не обходилось ни одно партизанское воспоминание о борьбе с фашистами в Крыму. Недвусмысленным подтверждением этого является трагическая история партизанского движения в Крыму, которому пришлось вести борьбу с фашистами в условиях фактического противодействия местного татарского населения, то есть на два фронта.

Каковы же истинные масштабы участия крымских татар в коллаборационистском движении?

28 октября 1941 года войска 11 немецкой армии, прорвав фронт на Перекопе, вторглись на территорию полуострова и оккупировали Крым (за исключением г. Севастополя). Крымские татары, составляющие примерно пятую часть от численности 51-й Армии, защищавшей Крым, разбежались по домам. Многие с оружием в руках. Территория полуострова под названием генерального округа «Таврида» стала составной частью новой административной единицы – рейхкомиссариата «Украина». Однако, с конца 1941 года, важным фактором, оказывающим влияние на немецкую оккупационную политику, стало партизанское движение в Крыму.

Ни городская, ни сельская немецкая полиция не могла самостоятельно бороться с партизанским движением, а тем более уничтожить его. Поэтому оккупационным командованием были предприняты меры по привлечению к борьбе с партизанами тех, кто хорошо знает Крым и крымские леса. Вначале были сформированы так называемые татарские отряды самообороны, численностью по 70 – 100 человек, которыми командовали инструкторы – немецкие офицеры и унтер-офицеры. Позже отряды самообороны были переформированы в 14 «татарских рот самообороны».

В январе 1942 года было набрано еще 9255 крымских татар, из которых 8684 человека, признанных годными к строевой службе были направлены в регулярные части вермахта, штурмующие Севастополь и на Керченский фронт.         В июне 1942 года немецкие полицейские органы приступили к созданию добровольческих батальонов, которые использовались в качестве ударных сил против советских партизан, действующих в Крыму

С конца 1942 года  вербовка была доверена самим крымским татарам, при этом главная роль была возложена на Симферопольский мусульманский комитет, а также на  региональные мусульманские комитеты.

Симферопольский мусульманский комитет издавал ряд печатных изданий, в том числе газета «Азад Кърым» («Освобожденный Крым»), в номере  которой от 3 марта 1942 года можно прочесть «После того как наши братья – немцы перешли исторический ров у ворот Перекопа, для народов Крыма взошло великое солнце свободы и счастья».  Или в номере от 10 марта 1942 года в статье «Великому Гитлеру всех народов и религий» читаем «О, великий вождь, мы говорим Вам от всей души, от всего нашего существа верьте нам. Мы, татары даем слово бороться со стадом евреев и большевиков вместе с германскими воинами в одном ряду! Да благословит тебя господь, наш великий господин Гитлер». Комментарии, как говориться,  излишни.

Немцы использовали татарские батальоны не только для антипартизанских действий, но и для выполнения самой грязной работы, в том числе – охрана концентрационных лагерей, конвоирование военнопленных, расстрелы мирных жителей, преимущественно еврейской национальности. С весны 1942 года на территории совхоза «Красный», близ Симферополя был размещен концлагерь, в котором было  уничтожено свыше 8 тысяч мирных жителей и военнопленных. Лагерь охранялся татарами из Симферопольского 152 батальона «Schuma».

Батальоны и хозяйственные роты, из числа крымских татар  в оперативном отношении были подчинены фюреру СС и полиции генерального округа «Таврида» СС-бригаденфюреру фон Альвенслебену. Такая структура татарских вооруженных формирований в Крыму сохранялось до его освобождения от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 года.

С января 1942 года партизанам в Крыму противостояла, по существу новая организованная сила. Отчет в этом отдавали и сами партизаны. «…Вооруженные татары куда более опаснее немцев и румын...»доносил на Большую землю командир 2-го партизанского района И.Г. Генов.

При численности крымских татар по переписи населения 1939 года в 218 879 человек (из 1 126 429 человек, населявших Крымский полуостров) они выделили в распоряжение германских действующих и оккупационных войск более 19 тыс. человек. Если учесть что около 10 тыс. крымских татар были призваны в Красную Армию, то можно считать, что все боеспособные татары в Крыму были учтены германским командованием. 

Таким образом, мы можем говорить о  практически поголовном участии крымских татар в коллаборационистском движении на территории Крымского полуострова.

Известно, что после освобождения Крыма,  как со стороны участников партизанского движения, так и со стороны пострадавших от оккупантов мирных граждан раздавались призывы к «мести татарам». Эти настроения, безусловно, сыграли свою роль при подготовке решения ГКО о принудительной высылке всех крымских татар в мае 1944 года. При этом депортации подверглись и все те, кто не мог и не должен был нести ответственность за предательство своих соотечественников (в первую очередь те, кто с оружием в руках защищал Родину).          Последствия войны оказались весьма трагичными для населения полуострова, которое сократилось с 1126429 человек в 1939 году до 400 тыс. человек в 1945 году.

Не вызывает сомнения то, что прошедшие события негативно отразились и на современные межнациональные отношения в Крыму, а замалчивание фактов лишь усугубило ситуацию, дало повод спекулировать на трагедии крымско-татарского народ в годы высылки, замалчивая факты массового предательства. Надо открыто говорить не только о периоде массового переселения, но и периоде оккупации Крыма,  о том, как верхушка татарского национального движения подставило собственный народ, толкнув его к вооруженным действиям против славянской части населения Крыма. К сожалению, по причине замалчивания реальных фактов, выводы в отношении действий крымских татар в годы оккупации Крыма до сих пор не сделаны,  уроки не извлечены, что позволило верхушке Меджлиса крымско-татарского народа громко заявить о "геноциде" в отношении татар Крыма.  При этом власти и историки Украины вновь отмолчались.

Невольно возникает вопрос "кому это выгодно?" Ответ на него мы видим на самозахватах, полянах протеста, митингах,  которые осуществляют крымские татары, как правило, под антирусскими лозунгами. Замалчивание исторических фактов служит сегодня мощным оружием в борьбе против русского национального движения в Крыму и на Украине. Дискредитируется партизанское, фактически антифашистское движение в Крыму, русские становятся организаторами геноцида,  а предатели превращаются в "героев". Тема "голодомора", вероятно,  списана с этого сценария.

В итоге продолжает тлеть перманентный конфликт между татарами и славянами, подогреваемый не только за счет собственной ярости, но и извне. Раньше это была гитлеровская Германия, сегодня это официальный Киев, который считает, что татары друзья независимой Украины, а русские (славяне) - враги. Для преодоления этих стереотипов нужен серьезный анализ всего, что происходило в переломные для нашей Родины годы военного лихолетья и честная оценка этих событий.

 

СТАТЬИ

 

Русское пространство Харькова

"От русского русское слышать приятно.

Оно и понятно. Хотя – непонятно…"

Андрей Поляков, Симферополь

Неделя русского языка и культуры прошла в Харьковской области с 15 по 19 декабря 2008 г. В мероприятиях вместе с харьковчанами приняли участие гости из Белгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Донецка, Луганска, Николаева и Одессы.

Решение о проведении Недели русского языка и русской культуры было принято 22 октября на сессии Харьковского облсовета по инициативе фракции Партии регионов, в рамках реализации Программы развития и использования русского языка в Харьковской области на 2007-2012 гг.

Перечислим всех "виновников" русской недели в Харькове.

Следует отметить, что инициативу Харьковского областного совета чуть ли не впервые поддержала Харьковская облгосадминистрация. Также среди устроителей названы Харьковское отделение Союза писателей России, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина (ХНУ), Национальный технический университет "ХПИ", Харьковский гуманитарный университет "Народная украинская академия" (НУА), Харьковский областной научно-методический институт непрерывного образования (ХОНМИНО).

Организаторы заранее объявили цели и задачи мероприятия: "Неделя русского языка и русской культуры в Харьковской области проводится с целью реализации культурного обмена в рамках трансграничного сотрудничества с субъектами Российской Федерации, содействия распространению информации о деятельности русскоязычных деятелей культуры Украины, популяризации лучших достижений русской культуры, знаний по российской истории и ее выдающихся деятелях".

В первые два дня этой Недели основным полем гуманитарной деятельности стал Харьковский областной научно-методический институт непрерывного образования, который сначала подвел итоги конкурса по русскому языку, культуре, истории среди школьников 10-11 классов и учащихся специальных учебных заведений (конкурс собрал 40 участников из Харькова и области). Работы конкурсантов проверила специальная представительная комиссия. (Премия за первое место составила 1300 грн, за второе – 1050 грн, за третье – 700.)

Пресс-служба Харьковского облсовета сообщила, что организатор мероприятия ректор ХОНМИНО, депутат областного совета Любовь Покроева обратила внимание на существующую на сегодняшний день негативную тенденцию. "В учебных заведениях девяти районов области русский язык не читается вообще. Уверена, что Неделя русского языка и русской культуры, которая сегодня началась в нашей области, поможет русскому языку вернуть надлежащее место в ряду обязательных школьных предметов", – отметила она.

Во второй день в стенах ХОНМИНО состоялась Всеукраинская научно-практическая конференция по проблемам преподавания русского языка и литературы, посвященная 205-летию со дня рождения Федора Тютчева. Здесь наряду с педагогами-харьковчанами выступили с эссеистическими сообщениями о великом русском поэте известные литераторы из С.-Петербурга Алексей Пурин (ответственный секретарь журнала "Звезда") и Александр Леонтьев. Оба гостя затем (17-го вечером, в Чичибабин-центре) провели свой поэтический вечер, совместно с поэтом Дмитрием Бураго, питерцем, ныне преподающем математику в Пенсильванском университете. Отрадно, что гости привезли харьковчанам новые книги – свои и других известных поэтов города на Неве, побратима Харькова.

А официальное торжественное открытие Недели русского языка и русской культуры в Харьковской области состоялось 17 декабря в Малом зале Харьковского государственного академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко.

На церемонии открытия народный депутат – харьковчанин Дмитрий Шенцев (фракция Партии регионов) отметил, что положение русского языка в Украине вызывает большую тревогу. Нацсовет по вопросам радио и телевидения насильно насаждает украинский язык через СМИ, запрещает вещание российских телеканалов, а Министерство образования требует от всех учебных заведений вести обучение исключительно на украинском языке, что противоречит Конституции Украины и нормам Европейской хартии региональных языков". Он заявил, что Партия регионов будет добиваться отставки министра образования Ивана Вакарчука и председателя Нацсовета Виталия Шевченко. "Мы не можем позволить лишить наших детей тех значительных пластов мысли и культуры, которые несет в себе русская культура и русская литература в частности", – подчеркнул нардеп, рассказавший также о своем личном прочтении произведений Достоевского.

Заместитель харьковского городского головы Вадим Ландсман, как всегда, был в своем приветственном слове красноречив и проникновенен. И настаивал на том, что русский язык в Харькове – корневой, и будет здесь таковым всегда.

Как сообщила в своем эмоциональном выступлении заместитель председателя Харьковского областного совета Виктория Казакова, Харьковский облсовет этого созыва реализовал уже 7 программ поддержки русского языка и культуры. "У нас большая личностная мотивация: мы все славяне, которые впитали каноны русской культуры с молоком матери", – отметила она. В. Казакова напомнила, что Евгений Кушнарев, будучи главой Харьковской облгосадминистрации, всегда рассматривал Харьков как центр российско-украинского сотрудничества.

По замечанию генерального консула России в Харькове Всеволода Филиппа, "русский язык в Украине сегодня, к сожалению, нуждается в защите".

Зампредседателя Белгородской областной думы Александр Скляров сообщил, что 20 декабря планируется принятие Закона России о приграничном сотрудничестве, который "позволит еще более тесно сотрудничать Белгородской и Харьковской областям". "Мы не чувствуем никакого разрыва между нашими регионами. Союз славянских народов должен только укрепляться", – отметил он, вручая харьковчанам в подарок эксклюзивную работу почти ювелирного свойства – символический серебряный образ Белгородщины, помещенный в большой красный сафьяновый футляр.

Представитель священства Харьковской епархии, священник Свято-Усекновенского храма о. Димитрий напомнил собравшимся, что именно в "Повести временных лет" сказано, что Киев является матерью городов русских, и что в годины, когда рушилось все – общая держава, социальные институты, экономика, единым, что удерживало и удерживает наши народы в Русском мире, оставалось и остается Православие, Русская Церковь. Батюшка напомнил, что для трезвения следует учитывать слова сильных и умных врагов, и привел высказывание Гитлера: "Мы победим Россию, когда украинцы и белорусы решат, что они – не русские".

С особым теплом прошла церемония награждения победителей конкурса по русскому языку, культуре, а также их педагогов. Награды вручил В. Филипп.

Со сцены звучали русские народные песни, фольклорными коллективами Харькова были исполнены русские танцы. Зал особенно оживился, когда на сцену выбежала детвора, воспитанники-танцоры Областного дома детского и юношеского творчества, и бодро исполнила задорную плясовую "Ой, ты, Порушка-Параня…" Высоким профессионализмом и проникновенностью покорил слушателей мужской квартет "ДИТЕМ" выпускников-хормейстеров музыкального отделения Харьковского государственного университета искусств им. Котляревского (ХГУИ), спевший "Вдоль по улице метелица метет…"

В рамках "русской недели" в городе и области прошли также различные семинары, конференции и круглые столы.

17 декабря состоялось Заседание междепутатской рабочей группы Харьковского областного совета и Белгородской областной думы.

"Бороться за русский язык для потомков – сегодняшняя важнейшая задача русскоговорящей интеллигенции, – отметила один из организаторов мероприятия, депутат облсовета Ольга Гнездилова. – И несмотря на то, что отведена только неделя, и проходит она только в Харькове, это не местечковое мероприятие. Просто с чего-то надо начинать. Хотя мы уже отправили обращения о поддержке в Украине русского языка и культуры в целом и в Верховную Раду, и Ющенко, процесс идет тяжело. Поэтому надо будоражить общественность. И эту неделю мы постарались сделать максимально резонирующей, но во многом все упирается в финансирование. На крупномасштабные мероприятия пока не хватает средств".

Еще один депутат облсовета и организатор Недели Владимир Алексеев заявил, что происходящая в стране украинизация – это уничтожение русской интеллигенции: "Общество подвергается изнасилованию. Сейчас идеологически правят бал этнохуторянцы XIX века".

В ХНУ им. В. Н. Каразина прошла двухдневная Международная научно-практическая конференция "Литературное пространство – путь к миру, единству, и сотрудничеству между славянскими народами".

В Большой физической аудитории на пленарном заседании с приветственными словами выступили проректор ХНУ по научной работе И. И. Залюбовский, от лица Генерального консула России в Украине обратился к собранию консул В. Ю. Богданов, рассказал о роли русских толстых литературных журналов в формировании литературного пространства А. А. Пурин.

С докладами выступили: председатель оргкомитета конференции доктор филологии А. Д. Михилев, говоривший о гуманистической роли литературы; В. Г. Алексеев, рассказавший о нарушениях прав человека в Украине, о проблематике русского языка в контексте новейших обязательств Украины и представивший аудитории свою монографию "Бегом от Европы? Кто и как препятствует реализации в Украине Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств". Доцент ХНУ А. М. Гуторов остановился на феномене торжества греческого языка в Римской империи; доцент Белгородского университет В. В. Кичигина говорила о древнерусской литературе как основе национального слова, подробней остановившись на деталях жития преподобного Феодосия Печерского; писатель С. А. Минаков выступил с острым актуальным докладом, затронувшим болевые точки современной русской духовности, языка и литературы Украины. Прозвучали и другие доклады.

На следующий день прошли секционные выступления в ХНУ, а в зале заседаний ученого совета А. Д. Михилев провел круглый стол "Роль литературы, искусства и гуманитарных наук в формировании общеславянских ценностей в эпоху глобализации". Здесь ораторами были консул-советник РФ в Харькове И. А. Строке; искусствовед, профессор ХНУ Л. Л. Савицкая, рассказавшая об интересном опыте общения художников Харькова, Петербурга и Москвы в начале ХХ в. Доцент ХНУ А. С. Филоненко, известный своими неоднократными поездками в Лондон к митрополиту Антонию Сурожскому (Блюму), остановился на проблеме "Богословие и общечеловеческие ценности", сделав вывод, что сегодня у человечества очень мало способов остановки эскалации насилия и что общество остро нуждается в духовных авторитетах, объединяющих каждого с каждым (в пример докладчик привел академика С. С. Аверинцева). Доцент ХГУИ Ю. В. Николаевская говорила о том, что академическая музыка, благодаря присущему ей универсальному языку, легко преодолевает национальные границы, проходя кратчайший путь от сердца к сердцу, к каким бы национальным культурам ни принадлежал слушатель.

О работе фонда "Спаси и сохрани" рассказал его президент В. Картавых. По инициативе фонда в Харькове установлены памятники М. Ломоносову, князю Александру Невскому, Б. Хмельницкому, а также около 10 мемориальных досок, в том числе Г. Жукову, В. Гризодубовой, К. Шульженко и др. В. Картавых подчеркнул, что его фонд помог защитить 12 школ Московского р-на Харькова от украинизации.

Также на этом заседании выступили доцент Харьковского педагогического университета им. Сковороды историк В. Н. Смирнов ("Роль русской истории в формировании общеславянского культурного пространства"), проф. ХНУ А. М. Кривуля, председатель Харьковской областной ассоциации "Духовно-интеллектуальный выбор" М. И. Зобов и многие другие. В работе конференции оба дня принимал участие ответственный секретарь Харьковского отделения Союза писателей России А. М. Мирошниченко.

Параллельно в Национальном техническом университете "ХПИ" прошла Международная научно-практическая конференция "Переяславская Рада, её историческое значение и роль в формировании Восточнославянской цивилизации".

В Харьковском гуманитарном университете "Народная украинская академия" обсуждали проблемы формирования нового гуманистического мировоззрения и ненасильственной идеологии в языковой политике, а также международный финансовый кризис и проблемы становления нового миропорядка.

В последний день форума, пришедшийся на праздник Святого Николая Чудотворца, в Харьковском академическом драматическом театре им. А. С. Пушкина состоялось торжественное заседание, посвященное Дню русско-украинского единения – годовщине Переяславской Рады. Потом был показан спектакль "Доходное место", по Александру Островскому. Несмотря на почти полуторавековой возраст (1863), пьеса эта по-прежнему актуальна для русского пространства.

Петр Маслюженко, Русская линия

 

Немец с русскою душой

С тех пор, как имя генерала Федора Артуровича Келлера, несколько десятилетий известное только специалистам по русской истории начала ХХ века, приобрело широкую популярность, встал вопрос относительно того, какую же веру - лютеранскую или православную - исповедовал тот, кто сделался образцом христианской верности и воинской доблести. Был ли он честным иноверцем на службе российской короны или же замечательным примером русского православного воина?

Русский человек с немецкими корнями, граф Келлер по рождению принадлежал к лютеранской вере, в которой официально пребывал большую часть жизни, о чем свидетельствуют его послужной список за 1910 год и более ранний перечень выпускников Тверского кавалерийского училища. Однако, известные нам неоспоримые факты, относящиеся к его последним годам, связанным с Великой войной и Великой смутой, позволяют с уверенностью утверждать, что свой крестный путь и мученическую смерть он встретил в лоне Святой Православной Церкви.

Для тех, кто знаком с историей Царского отречения, вырванного у Государя Николая II высшими командующими Русской армии в марте 1917 года, имя генерала Келлера останется в памяти как имя единственного военачальника, не поддержавшего февральский переворот и предложившего Царю вверенные войска для подавления мятежа.

"Я христианин, и думаю грешно менять присягу!", - с этими словами он остался предан Государю, несмотря на кажущуюся бессмысленность данного поступка ввиду признанной всеми юридической легитимности акта отречения. Те, кто принял подвиг Келлера за рыцарский жест, не поняли сам смысл его поступка. Последовать в отставку за любимым начальником мог бы и какой-нибудь коммунист советских времен. Но в самый ответственный момент своей жизни Федор Келлер говорит о себе не как о патриоте, офицере, просто честном человеке - он заявляет о себе как о христианине.

Каждому, внимательно просмотревшему материалы по последним годам жизни Ф.А. Келлера, бросается в глаза окружение ее духом Православия. Не имперским, не обще-христианским, но именно православным.

Известно, что Келлер, в 1918 году готовившийся возглавить монархическую Северную армию, был благословлен св. Патриархом Тихоном "шейной иконочкой Державной Богоматери и просфорой". Факт этот был обнародован десятилетия спустя Е.Н. Безак, женой Ф.Н.Безака, тогда назначенного Келлером председателем Совета обороны при главнокомандующем. Патриаршие дары были доставлены в Киев владыкой Нестором Камчатским (вдохновитель одной из попыток спасения Царской Семьи, он был близок к Патриарху и сослужил ему на заупокойной литургии в храме Духовной Семинарии, где впервые поминались имена новомучеников и исповедников российских). Необходимо отметить, что привезенные святыни - и шейная (нательная) икона, и просфора, являлись предметами личного использования, причем обе содержали в себе религиозный смысл, неприемлемый для лютеран (не почитающих, тем более, не носящих на теле икон, и не употребляющих в пищу просфор).

Когда же Келлер получает возможность самостоятельно избрать символику для сформированной его именем Северной армии, он отдает предпочтение не традиционному для монархистов двуглавому орлу или иным имперским символам, но утверждает в качестве нарукавного знака белый восьмиконечный православный крест. В гражданскую войну этот знак появится еще только раз - на груди у бойцов из дружин Святого Креста генерала М.К. Дитерихса. Среди белых военачальников только Келлера и Дитерихса можно назвать православными монархистами не в политическом, а в религиозном значении этого слова.

В своем обращении к старым соратникам Федор Келлер говорит: "Настала пора, когда я вновь зову вас за собою. Вспомните и прочтите молитву перед боем - ту молитву, которую мы читали перед славными нашими победами, осените себя крестным знамением и с Божией помощью вперед за Веру, за Царя и за неделимую нашу родину Россию". Подобная речь в устах искреннего протестанта невозможна, а кривить душой "для пользы дела" Келлер не мог, как те православные по рождению командующие, которые заискивали перед иноверцами громкими фразами о "знамени пророка" и "священном лотосе".

Будущее возрождение России Келлер связывал со всенародным раскаянием. Его нелицемерная любовь, стремление ко всему русскому, православному, а не просто общероссийскому, абстрактно-государственному раскрывает несвойственную немцам-лютеранам ментальность. Сам стиль послания, отправленного им в Ставку, необычен для официальных документов того времени: "Третий конный корпус не верит, что Ты, Государь, добровольно отрекся от престола. Прикажи, Царь, придем и защитим Тебя!" Этот слог скорее принадлежит другой эпохе, эпохе древней Руси.

В те времена, когда национальность обыкновенно определялась религией, лютеранина могли похвалить по всякому, но даже из вежливости русским бы не назвали - и наоборот, обращенный в Православие немец, татарин или еврей, в глазах окружающих автоматически выпадал из прежней национально-религиозной группы и входил в новую среду, становясь русским.

Немецкое происхождение Келлера и его врожденная принадлежность к соответствующей религиозной традиции были очевидны. И если при этом современники говорили о нем, как о русском, то только по тому, что точно знали о его Православии. Это косвенно свидетельствует о том, что он обратился в Истинную веру в зрелом возрасте, и этот факт из жизни высокопоставленного военачальника и прославленного героя был широко известен, во всяком случае, в армейской среде.

"Бей их в морду и по шее!", - приказывал своим конникам русский генерал Федор Келлер, при виде австрийских кавалеристов, чьи головы были надежно защищены стальными касками. "Если не можешь пить рюмки - не пей, если можешь ведро - дуй ведро!", - распоряжался он в осажденном Киеве, приказав раздать четвертями водку замерзавшим на позициях добровольцам. Как-то не вяжутся ни эти западавшие в память современников фразы, ни многое другое, с обликом "честного немца" на Государевой службе, привыкшего по-европейски свысока и со стороны оценивать русский уклад и русскую веру.

В своей работе "Несколько кавалерийских вопросов" (написанной в 1910-14 гг.) Келлер осудил стремление высшего командования следовать образцам западных армий и критиковал возникшее "в силу нашей всегдашней готовности к самооплеванию" (как точно это подмечено!) ложное мнение о высоком развитии западного солдата в сравнении с русским.

Несмотря на то, что пока еще не найден официальный документ, подтверждающий факт принятия Ф.А. Келлером православной веры, мы имеем возможность добавить к вышеперечисленным свидетельствам и прямые, очевидные доказательства его принадлежности к Святой Церкви.

Архиепископ Нестор Камчатский (ранее передавший графу Патриаршее благословение иконой и просфорой), пребывавший в осажденном петлюровцами Киеве, писал о том, как Келлер, приняв решение прорываться из города с группой офицеров, настойчиво просил владыку благословить его на это предприятие, казавшееся тому невыполнимым. Ни для кого не секрет, что лютеране не нуждаются в благословениях православного духовенства, которого не почитают и о котором обычно имеют невысокое мнение. Келлер же, согласно его дневниковым записям, напротив, ждал от иерархов, находившихся с ним в Михайловском монастыре борьбы и жертвенного подвига.

Немаловажным является и то обстоятельство, что захоронение Федора Келлера было обнаружено на старом кладбище Покровского женского монастыря. Как известно, после гибели генерала от рук петлюровцев, тело его было выставлено в покойницкой, а откуда увезено близкими и предано земле. Поскольку хоронили Келлера люди не случайные, то и место для погребения выбиралось ими вполне сознательно. Кладбища тогда еще четко разделялись по признаку вероисповедания, и лютеран погребали отдельно от православных, в Киеве того времени - в лютеранской части Байкова кладбища.

А десять лет спустя в русском журнале "Двуглавый орел", выходившем во Франции, появилось объявление: "В воскресенье, 10/23 декабря в 11 часов утра, в соборной церкви Знамение Божией Матери в Париже, по просьбе монархического объединения, будет совершено заупокойное богослужение по графе Келлере, полковнике Пантелееве и ротмистре Иванове" (это объявление предваряет статью "Герои Долга" Н.Д. Тальберга, вместе с Келлером и Пантелеевым состоявшим в монархической организации "Великая Единая Россия"). Панихиду по убиенным воинам заказали те, кто хорошо знал Федора Артуровича в последний период его жизни.

Материал подготовил Олег Шакиров

 

Материалы Информационного центра Всеукраинского объединения «Русское содружество» предназначены для руководителей русских организаций и объединений российских соотечественников, организаций, экспертов и журналистов, занимающихся вопросами соотечественников.


В избранное