***На форуме MDoffice интересный вопрос ... Партия товара и 410 преференция
01-06-2020 12:10, Аннушка Регион:скрыт Партия товара и 410 преференция
Добого дня ! Сложилась такая ситуация: в одной машине от одной фирмы прийшел товар по двум контрактам, отдельно есть две ЦМР, есть два инвойса от разных дат ну и соответственно два разных контракта. В инвойсах переференционная фраза до 6000 евро.Проплата по двум поставкам тоже была в разное время. Подаем две декларации с преференцией 410, но таможня дает отказ, преференция не принимается, ссылаясь на то, что это все таки партия товара, в не зависимости от имеющихся разных
товаро-транспортных документах. Права ли таможня и как можно побороться? Продавец от выдачи сертификата EUR 1 отказывается/
Як зменшити обсяг митних формальностей, проходити пункти пропуску по вид╕лен╕й смуз╕ та економити на митних платежах.
В╤ТА М╤РОШНИЧЕНКО кер╕вник практики митного регулювання та м╕жнародно╖ торг╕вл╕ PwC в Укра╖н╕
Вопрос сокращения затрат сейчас как никогда актуален.
Особенно это касается компаний, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, являются частью цепи поставок и представляют собой разных игроков логистического рынка.
Хотя парламент уже ввел льготный режим для определенных категорий товаров, большинству экспортеров и
импортеров приходится искать новые способы оптимизации своих расходов.
Одну из таких инициатив государство предложило в ноябре 2019 года, когда вступил в силу закон об авторизованном экономическом операторе (АЭО).
Компании с таким статусом получают преимущества при прохождении таможенного контроля в Украине. После подписания соглашений с другими странами о взаимном признании круг этих возможностей расширится.
Кто может получить
статус и что для этого нужно
На статус могут претендовать экспортеры-производители, импортеры, дистрибьюторы, таможенные брокеры, складские и почтовые операторы, экспедиторы и перевозчики. АЭО бывают двух типов: "Б" и "С".
Для каждого типа предусмотрен свой набор преимуществ. Компания может подавать заявку на один тип и на оба типа одновременно. Для получения статуса АЭО-С предпочтение в 2020 году отдается экспортерам и импортерам, которые одновременно
являются производителями.
Встигнути за 30 секунд: як ╕ чому зв╕льнили Нефьодова та Верланова ╕ до чого тут Цушко Чтобы оценить преимущества статуса, не обязательно быть крупной многонациональной корпорацией. Малый и средний бизнес с менее сложными бизнес-процессами и небольшим штатом также может стать АЭО.
Больше шансов у компаний с определенным уровнем зрелости, организации и самоконтроля, отлаженной системой работы, формализованными процедурами. У них
должны быть сформированы процессы, налажена система качества, сертифицированы IT-инфраструктура и программное обеспечение.
Такой бизнес регулярно проходит аудит, имеет сертификаты в соответствии с ISO или другими системами качества. Недаром говорят, что подготовкой к получению статуса АЭО нужно было заниматься вчера.
На фоне многих налаженных процессов таможенное оформление зачастую остается слабым звеном. При этом в компаниях, претендующих на статус,
процессы декларирования и проверки сведений до и после выполнения таможенных формальностей должны быть формализованы и интегрированы.
Поэтому в результате оценки больше шансов имеют компании с высоким уровнем организации и дисциплины в выполнении внутренних процедур.
В чем выгода для бизнеса
Каждый тип АЭО имеет привилегии. Обе категории получают право проходить таможенные формальности в приоритетном порядке. В
автоматизированной системе анализа и управления рисками таможни (АСАУР) снижается степень риска при определении перечня процедур контроля для компаний со статусом.
Система фокусируется на грузах компаний, у которых нет разрешений на упрощения. Компании со статусами АЭО-Б и АЭО-С для транспортировки грузов пользуются специальной полосой движения в пункте пропуска.
Оба типа имеют право накладывать пломбы специального типа, что позволяет им осуществлять
пломбирование без вовлечения таможенного органа. АЭО-С может получить упрощение на общую финансовую гарантию, упрощенное декларирование и таможенную очистку товаров за пределами таможни.
Компании со статусом "Б" будут заранее получать уведомления о предстоящем досмотре товаров и транспортных средств коммерческого назначения на основании результатов анализа рисков. При этом компания может выбрать досмотр в пункте пропуска через госграницу Украины до момента их перемещения через
таможенную границу Украины. Что это дает бизнесу?
Представим себе крупную компанию, занимающуюся поставками продуктов питания. При прочих равных условиях средние сроки поставки из ближайших стран "от двери до двери" занимают около четырех дней.
При этом в пути возможны непредвиденные задержки: очереди на границах, прохождение таможенных процедур, стоянка транспортного средства. После получения статуса АЭО транспорт с продукцией компании проходит пункты
контроля по "зеленому коридору" с минимальными проверками.
"Набридло ваше "мичання". Як у Зеленського збираються контрабанду побороти Автомобилям не нужно заезжать на таможенный терминал и проходить процедуры отбора проб продукции при участии таможенного инспектора. Это экономит минимум один день, что крайне важно для крупного игрока.
При уменьшении времени на таможенную очистку товара происходит сокращение времени на поставку и повышается оборачиваемость
запасов. Такая оптимизация позволяет компаниям повысить маржинальность.
Кроме того, пребывание в зоне таможенного контроля стоит 500-1500 грн в сутки, что является дополнительной затратой. Сумма сравнительно небольшая, но если ежемесячный поток компании достигает 200 машин, то ежемесячные платежи на таможенный терминал составят 100-300 тыс грн.
Для экспортера преимущества статуса АЭО заключаются в наличии процедуры выпуска вывозимых товаров по
местонахождению с самостоятельным наложением пломб специального типа.
Это освобождает от необходимости использовать таможенные терминалы для прохождения формальностей и пломбирования грузов, которые будут перемещаться под таможенным контролем (при использовании книжки МДП).
У экспортеров будет возможность подать
упрощенную таможенную декларацию, по которой таможня будет выпускать товары за пределы таможенной территории Украины с наличием специального упрощения.
После такого выпуска предприятие подаст дополнительную декларацию, и в случае необходимости уплатит вывозную пошлину.
Оформление по упрощенной декларации может осуществляться и для импортных грузов. Предприятие будет направлять упрощенную декларацию по общей финансовой гарантии, таможня будет выпускать товары
по ней, товары смогут использоваться в соответствии с заявленным таможенным режимом.
После выполнения всех процедур предприятие подаст дополнительную декларацию и уплатит таможенные платежи. Как видим, момент выполнения денежных обязательств перед таможней для компаний со статусом будет продлен, что формирует "отсрочку оплаты".
Такие привилегии возможны для компаний с наивысшим кредитом доверия и специальными упрощениями, которые возможны для статуса АЭО.
Дополнительная выгода в том, что грузы АЭО оформляются по месту нахождения компании, что дает больше гибкости в планирования логистики.
Оформление грузов без заезда на терминал возможно благодаря ГТД типа ИМ-40 "ЕА" или при оформлении грузов на пункте пропуска (АА). Если же при подаче "ЕА" результаты анализа рисков выявят спорные моменты,
груз может быть отправлен на досмотр в таможню, из которой подавалась декларация.
В тоже время при работе на границе пункты пропуска не всегда имеют необходимое оборудование для полноценного проведения контроля.
Для АЭО-Б-перевозчиков, почтовых операторов, операторов экспресс-доставки, таможенных брокеров открывается новый рынок возможностей.
С получением статуса, подтверждающего благонадежность компании, поставщик получает
возможности стать частью цепи поставок АЭО-компаний. Это является не только преимуществом перед другими участниками рынка, но и закрепляет такие компании в поле зрения других операторов АЭО-С.
В выдаче статусов АЭО для компаний есть еще и преимущество для таможни, ведь теперь фокус будет направлен на контроль операций
"не операторов", но перед этим должна осуществиться тщательная проверка потенциального кандидата на статус и его соответствие необходимым критериям.
Оформление статуса – длительная и непростая процедура. Государственная таможенная служба (ГТС) готова брать в работу не более десяти заявок для обработки текущем году. Срок их подачи начнется с июня.
Подготовка к подаче заявления занимает около двух с половиной месяцев при условии, что у компании имеются
основные процессы и процедуры, на которые необходимо ссылаться при заполнении анкеты самооценки. Для анализа готовности компании потребуется достаточно большой перечень документов.
На основе нашего опыта подготовки компаний к получению статуса АЭО хочу рекомендовать обратить внимание на процессы контроля классификации товаров согласно УКТВЭД, процедуры при
расчете и проверке таможенной стоимости, проверку достоверности декларирования страны происхождения, процедуры применения преференций и льгот в налогообложении.
Немаловажна оценка таможней процесса проверки правильности заполнения декларации. Не важно, работает компания с подрядчиком или декларирует грузы самостоятельно: все процессы должны быть "в контроле" компании.
Следует уделить внимание процедурам проверки и отбора своих контрагентов, удостоверения в
безопасности партнеров по бизнесу: перевозчиков, экспедиторов, таможенных брокеров и других внешних поставщиков услуг.
Лицо, которое будет отвечать за коммуникацию по вопросам безопасности, должно обладать полномочиями и профессиональными компетенциями. Мало прописать процедуры, их нужно интегрировать в работу предприятия.
Как получить статус АЭО
Первый этап – оценка компанией своих процессов и процедур и приведение их в
соответствие с требованиями. На момент подачи анкеты бизнес должен иметь документы, политики, регламенты, регулирующие ключевые сферы жизнедеятельности претендента на получение статуса АЭО.
По окончании документальной диагностики процессов компания заполняет анкету самооценки и подает ее в ГТС, после чего таможня будет рассматривать ее в течение 30 дней.
Затем претенденту предстоит пройти проверку, в ходе которой таможенная служба определяет, насколько
компания готова выйти на качественно новый уровень и получить наивысшую степень доверия со стороны государства.
Поэтому ведомство будет тщательно изучать документы и смотреть на уровень квалификации соответствующих подразделений, проводить интервью с сотрудниками, выезжать на место нахождения компании.
Продолжительность этой стадии – 120 дней. После этого результаты будут анализироваться на протяжении 30 дней, и заявитель получит либо положительное решение,
либо свои документы на доработку.
Словом, получить статус АЭО может только ответственная и стабильная компания. Однако результат стоит затраченных усилий, так как оптимизация затрат и построение бесперебойной и безопасной логистической цепочки дают обладателю статуса АЭО весомые преимущества в конкурентной борьбе.
⚠️ На брокерском сленге это – «бренды». Так называют товары, на которых без разрешения нанесено название известной торговой марки или торговый знак, или они настолько на них похожи, что их можно легко спутать.
⚠️ Реестр защищаемых торговых марок и знаков ведет таможенная служба. На сегодня Реестр содержит 1382 объекта интеллектуальной
собственности.
⚠️ Процедура проверки грузов на наличие популярных брендов называется «интеллектуалкой». Она заключается в проведении таможней досмотра упаковки и маркировки грузов.
⚠️ Бизнесмен, который желает оформить в таможне «бренды», должен сначала получить согласие на эти действия у правообладателя торговой марки. Такое согласие таможня проверяет после подачи таможенной декларации:
оформление груза приостанавливается, и таможня запрашивает у правообладателя, не возражает ли он против продолжения таможенной очистки. После получения позитивного ответа, таможня разрешает завершить оформление груза.
⚠️ Контрафактные товары, перемещаемые через границу без разрешения правообладателя, задерживают и отправляют на склад таможни. В дальнейшем контрафакт уничтожают за счет правообладателя торговой марки.
За оц╕нками НБУ, проф╕цит зведеного плат╕жного балансу за с╕чень-кв╕тень становив 577 млн дол (у т.ч. 716 млн дол – за кв╕тень, тод╕ як у березн╕ був деф╕цит 1,78 млрд дол, у лютому – проф╕цит 733 млн дол, у с╕чн╕ – проф╕цит 906 млн дол). Проф╕цит плат╕жного балансу за 4 м╕сяц╕в-2019 був 283 млн дол (у т.ч. в кв╕тн╕ – деф╕цит 46 млн дол).
Деф╕цит ф╕нансового рахунку за с╕чень-кв╕тень – 1,2 млрд дл (у т.ч. 696 млн дол за кв╕тень ╕ 1,49 млрд дол за
березень).
Проф╕цит рахунку поточних операц╕й за с╕чень-кв╕тень – 1,77 млрд дол (у т.ч. в кв╕тн╕ 1,4 млрд дол), тод╕ як за аналог╕чний пер╕од минулого року був деф╕цит 242 млн дол (у т.ч. в кв╕тн╕ 92 млн дол). Деф╕цит зовн╕шньо╖ торг╕вл╕ товарами впав до 1,47 млрд дол (з 3,29 млрд дол за 4 м╕сяц╕в-2019), а в кв╕тн╕ експорт товар╕в (3,6 млрд дол) перевищив ╕мпорт (3,4 млрд дол). Це в╕дбулося на фон╕ зниження експорту товар╕в у кв╕тн╕ пор╕вняно з цим же м╕сяцем 2019 року на 4%, а
╕мпорту – на 28,3%.
Як зауважу╓ НБУ, в кв╕тн╕ скоротився експорт:
– чорних та кольорових метал╕в – на 18.1% (у березн╕ – на 13.1%); – деревини та вироб╕в з не╖ – на 19.6% (у березн╕ – на 11.7%); – продукц╕╖ машинобудування – на 8.3% (у березн╕ – на 13.3%); – промислових вироб╕в – на 24.2% (у березн╕ зр╕с на 2.3%); – продукц╕╖ х╕м╕чно╖ промисловост╕ – на 2.5% (у березн╕ зр╕с на 16.7%).
Водночас продовжував зростати
експорт:
– продовольчих товар╕в (у т. ч. ол╕й та жир╕в) – на 6.6% (у березн╕ – на 2.3%); – м╕неральних продукт╕в (у т. ч. руд) – на 12.1% (у березн╕ – на 3.5%).
У кв╕тн╕ енергетичний ╕мпорт зменшився в 1,5 раз╕в (у березн╕ – на 11.5%), а неенергетичний ╕мпорт – в 1,4 раз╕в (у березн╕ – на 4.8%).
Зокрема знизився ╕мпорт:
– продукц╕╖ машинобудування – на 28.7% (у березн╕ – на 2.6%), у т. ч. ╕мпорт легкових
автомоб╕л╕в упав у 1,5 раз╕в (у березн╕ зр╕с на 21.7%); – продукц╕╖ х╕м╕чно╖ промисловост╕ – на 17.5% (у березн╕ зр╕с на 2.1%); – чорних та кольорових метал╕в – на 36.8% (у березн╕ – на 8.6%); – промислових вироб╕в – на 23.0% (у березн╕ – на 7.2%).
Водночас зр╕с ╕мпорт продовольчих товар╕в – на 2.1% (у березн╕ – на 20.9%).
У с╕чн╕-кв╕тн╕ найб╕льше скоротився експорт до кра╖н ╢С (на 555 млн дол. США, або 9.7%) та Рос╕╖ (на 111 млн дол. США, або 13.6%). Частка кра╖н ╢С у загальному експорт╕ зменшилася до 34.6% (у с╕чн╕ – кв╕тн╕ 2019 року – 38.0%), а частка Рос╕╖ – до 4.7% (у с╕чн╕ – кв╕тн╕ 2019 року –
5.4%). Водночас зр╕с експорт до кра╖н Аз╕╖ (на 796 млн дол. США, або 16.9%), ╖х частка в загальному експорт╕ зб╕льшилася до 37.0% (у с╕чн╕ – кв╕тн╕ 2019 року – 31.3%).
Найб╕льше в ном╕нальному вим╕р╕ скоротився ╕мпорт з Рос╕╖ (на 924 млн дол. США, або в 1.6 раза) та кра╖н ╢С (на 314 млн дол. США, або 4.5%). Частка Рос╕╖ в загальному ╕мпорт╕
зменшилася з 13.2% до 9.2%, а питома вага кра╖н ╢С, навпаки, зб╕льшилася з 38.2% до 40.8%. Водночас ╕мпорт з кра╖н Аз╕╖ майже не зм╕нився: зр╕с на 34 млн дол. США, або 0.8%). Частка кра╖н Аз╕╖ в загальному ╕мпорт╕ зб╕льшилася з 23.3% до 26.3%
Проф╕цит торг╕вл╕ послугами в кв╕тн╕ зр╕с до 555 млн дол. США (у кв╕тн╕ 2019 р. – 184 млн дол. США),
унасл╕док вищих темп╕в скорочення ╕мпорту послуг (у 2 рази) пор╕вняно з ╖х експортом (на 17.0%) через пандем╕ю COVID-19. Зниження ╕мпорту послуг в╕дбулося за рахунок скорочення витрат ос╕б, як╕ подорожують за кордон та короткострокових м╕грант╕в (у 3.6 раза), зменшення транспортних (на 31.3%) та ╕нших д╕лових (у 1.7 раза) послуг. Експорт послуг знизився через скорочення транспортних послуг (у 1.6 раза) та витрат ос╕б, як╕ подорожують Укра╖ною (у 23 рази). Водночас експорт комп’ютерних послуг продовжував
зростати (на 21.3%).
Под╕льська митниця Держмитслужби запроваджу╓ практику проведення «гарячих» телефонних л╕н╕й з кер╕вником митниц╕.
Под╕льська митниця Держмитслужби
‼️‼️‼️ УВАГА‼️‼️‼️
В╕дпов╕дно до наказу Державно╖ митно╖ служби Укра╖ни в╕д 15 травня 2020 року № 338-о виконання обов’язк╕в начальника Под╕льсько╖ митниц╕ Держмитслужби покладено на Олександра САВЧУКА.
З метою оптим╕зац╕╖ роботи митниц╕, створення сприятливих умов для розвитку зовн╕шньоеконом╕чно╖ д╕яльност╕,
досягнення конструктивного д╕алогу та комфортно╖ сп╕впрац╕ державного органу з суб’╓ктами зовн╕шньоеконом╕чно╖ д╕яльност╕ та громадянами в рамках чинного законодавства Под╕льська митниця пропону╓ розширити можливост╕ щодо:
✍️консультативно╖ п╕дтримки ╕ допомоги п╕д час митного оформлення;
✍️всеб╕чного та об’╓ктивного розгляду звернень громадян, залучення стор╕н до активного д╕алогу.
Саме з ц╕╓ю метою в╕д
сьогодн╕ Под╕льська митниця Держмитслужби запроваджу╓ практику проведення «гарячих» телефонних л╕н╕й з кер╕вником митниц╕. У кожного буде можлив╕сть звернутись особисто в режим╕ реального часу.
Граф╕к проведення «гарячих» л╕н╕й:
Щоденно з 12:00 до 13:00
☎️Телефон для зв’язку: (067) 744 91 03
☝️«Будьте певн╕, що жодне звернення
не залишиться без належно╖ уваги. Вс╕ вони будуть розглянут╕ в найкоротш╕ терм╕ни. В раз╕ потреби практика проведення «гарячих» телефонних л╕н╕й буде розширена.
Ми готов╕ працювати краще, тому Под╕льська митниця Держмитслужби в╕дкрита до предметного д╕алогу з б╕знесом та громадянами☝️!» - наголошу╓ Олександр САВЧУК欄
И.о. главы Гостаможенной службы Муратов: разрушенную систему нужно восстановить
Муратов Игорь Михайлович – вот уже почти месяц исполняет обязанности главы Государственной таможенной службы Украины. Однако в таможенных органах работает с далекого 1999 года.
С тех пор он прошел долгий путь от самых низов, возглавляя различные управления и департаменты в таможенной системе.
В эксклюзивном интервью OBOZREVATEL Муратов поведал о ключевых задачах, которые стоят перед ним на столь ответственном посту, а также представил свое
видение реформирования системы.
- Игорь Михайлович, 24 апреля текущего года распоряжением Кабинета Министров Украины вас назначили временно исполняющим главы Государственной таможенной службы Украины. Какие ключевые задачи вы ставите перед собой? Что, на ваш взгляд необходимо, чтобы изменить систему?
Ключевая задача передо мной сейчас одна – таможню необходимо восстановить. Мы видим, что система управления таможней разрушена. За последние полгода
(может, немножко больше) решительных шагов по налаживанию взаимодействия между центральным аппаратом и таможнями на местах не сделано. И это не удивительно, поскольку для этого нужно понимать всю сложность, специфику и суть работы таможни.
Нужно сделать очень много.
Необходимы изменения в законодательстве, для того, чтобы таможенная система функционировала в четко определенных рамках.
Самый простой пример - форменная одежда. Нельзя
чтобы государство на границе представляли таможенники, которые носят форму не установленного образца, ведь они – лицо государства для людей, въезжающих в нашу страну.
Уровень заработной платы таможенника. Мы слышали много обещаний, что он будет достойным. Кабмин издал постановление, где практически повторил те же оклады, которые были прежде. Не должен таможенник получать в два раза меньше, чем пограничник, который работает рядом с ним. Это неправильно. Мы понимаем, что таможенник
защищает экономическую безопасность государства. Он работает с документами, связанными с торговыми операциями на многие тысячи, миллионы долларов. Понятно, что в такой ситуации очень велик соблазн поддаться каким-то коррупционным искушениям.
- Многие журналисты, эксперты писали, что таможенная система Украины во время Нефедова была чуть ли не до основания разрушена. Так ли это?
- По мнению многих моих коллег, в этом утверждении есть большая доля
правды.
- Спасти систему еще можно?
- Уверен в этом.
- Игорь Михайлович, вы в очень непростое время возглавили службу. Карантин и коронавирус, связанные с этим ограничения – все это очевидно вносит коррективы в вашу работу. Насколько реально достижение тех целей, которые вы наметили перед собой, которые вам поставили Президент и Министр финансов?
Необходимо наладить работу службы. Таможня должна
работать честно, прозрачно, защищать экономику страны, ее людей. Именно такие задачи передо мной поставил Президент и Министр финансов.
И мы движемся к выполнению задач и достижению поставленных целей.
Так, в мае мы внедрили автоматическое оформление таможенных деклараций.
Уже оформлено около 200 таких деклараций без участия инспектора таможни. Это значит что коррупционные риски сведены к нулю.
На сегодня
идет апробация на трех таможенных режимах: экспорт, переработка на таможенной территории и реэкспорт.
Полученные наработки дадут возможность расширить сферу применения автоматического оформления и на другие таможенные режимы.
Мы работаем над тем, чтобы модернизировать наш таможенный кодекс, потому что есть необходимость в приведении его положений к лучшим европейским и мировым образцам, потому что у нас пробелы по полномочиям таможенных органов. В разных
направлениях, в том числе правоохранительной деятельности. Чтобы бороться с контрабандой, с нарушениями таможенных правил, необходимо иметь не только печать, которую таможенник ставит на документы. Необходимо иметь, в том числе, оружие, с помощью которого таможенник может остановить машину с контрабандой.
Очевидно, в этом контексте следует говорить о том, что необходимо создавать в таможне соответствующее силовое подразделение. Раньше такое подразделение было и называлось оно
"таможенная стража". Сейчас почему-то уже много лет его нет. И поэтому пока главным оружием таможенника является его печать (иронично улыбается).
Мы работаем над тем, чтобы вернуть профессиональный праздник – День таможенной службы Украины, который традиционно отмечался 25 июня. Будем просить Президента, чтобы он издал соответствующий указ.
- Правда ли, что вы вернули в штатное расписание отдел внутренней безопасности, который будет отслеживать и
предотвращать коррупцию среди таможенников?
- Вопрос не только в коррупции, потому что для предотвращения коррупционных правонарушений в структуре таможенной службы и таможен на местах функционируют подразделения по предотвращению коррупции. Внутренняя безопасность – это совершенно иное, ее основная функция – это профилактика правонарушений. Внутренняя безопасность должна работать на упреждение – анализировать и выявлять предпосылки правонарушений, возможных рисков для
инспекторов и вносить соотвествующие предложения, чтобы их минимизировать. Потому что, как мы видим сейчас, подразделения по предотвращению коррупции работают с той информацией, которую мы получаем уже по факту о каком-то правонарушении.
Следует отметить, что при реорганизации служб на отдельные ведомства таможенное и налоговое подразделения внутренней безопасности остались в структуре Государственной фискальной службы.
Поэтому, да, это правда. Мы вернули в
структуру подразделение внутренней безопасности. Это правильно, так как такие подразделения есть во всех серьезных организациях.
- В последнее время звучало много критики в адрес таможни, мол, проседает наполнение бюджета с помощью таможенных платежей. Видите ли вы пути решения этой проблемы? Можно ли улучшить эти цифры, учитывая, что в связи с эпидемией коронавируса экспорт и импорт существенно сократился?
- Конечно, показатели упали. Объемы падения
в последние месяцы приблизительно сравнимы в стоимостном и количественном измерении, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, это падение оценивается примерно в 20-30%.
Очень долго недопоступление таможенных платежей в бюджет списывалось на низкий курс, на падение активности, потом на коронавирус и т.д. Конечно, эти факторы объективны и их наличие нельзя не учитывать.
Но вместе с тем необходимо признать, что до последних дней контроль за таможенным
оформлением на местах со стороны центрального аппарата практически отсутствовал. Сегодня мы работаем над исправлением этой ситуации. Мы создали рабочую группу, которая в режиме реального времени уже отслеживает рисковые декларации и применяет к ним систему таргетинга.
Таможенный кодекс в этой части довольно хорошо описывает таможенную процедуру, говорит о том, что если система управления риском определила какую-либо формальность, необходимую при оформлении (это может быть, к
примеру, взвешивание машины или контейнера с товаром, рентген или таможенный досмотр, отбор проб или образцов товаров, чтобы определить, тот ли на самом деле это товар, который заявляется в таможенной декларации), то выполнение этой формальности является обязательным.
- В начале нашего разговора вы отметили, что для выполнения задач необходима поддержка всех ветвей власти. Но сейчас мы видим, что едва вы приступили к выполнению своих обязанностей, как вам уже начали вставлять
палки в колеса, идет критика от различных групп влияния. Как вы к этому относитесь и читаете ли вы различные материалы, которые начали о вас писать?
- Я отношусь с пониманием к тому, что когда ты начинаешь ломать систему и наводить порядок там, где его не было, то обязательно будут подобного рода публикации. Это сигнал, что система сопротивляется. К этому нужно быть готовым.
До сегодня мы не были в публичном пространстве, мы работали над восстановлением
таможенной системы. Возможно именно из-за недостатка информации возникло непонимание того, что происходит и это привело к критике в наш адрес.
Мы сделали выводы и будем освещать работу таможенной службы (куда двигаемся, что делаем, результаты такой работы, планы и перспективы на будущее).
Раньше много писали, что здание ГТСУ на ул. Дегтяревской в Киеве было в плохом состоянии. Сегодня, входя в здание, я увидел, что здесь бурлят ремонтные работы. Скажите,
это ваша инициатива?
- Да, это моя инициатива.
Люди должны быть обеспечены комфортными условиями работы.
- В СМИ появился ряд материалов (возможно, заказных), в которых утверждается, что в таможне продают должности. Впрочем, доказательств предоставлено не было. С другой стороны, таможенники в частных разговорах говорят, что вы в своей кадровой политике руководствуетесь именно профессионализмом таможенников, якобы назначаете на
должности людей, которые аполитичны, удаленные от всех кланов. Чему верить в этой ситуации?
- Касательно профессиональности кадров – это моя принципиальная позиция. Я надеюсь, что мне удастся избегать ошибок. Хотя это тяжелый выбор. Очень много профессиональных таможенников ушли из системы. По разным причинам: люстрация, несогласие с политикой предыдущего руководства и т.д. Но при этом нельзя сказать, что в системе никого не осталось. Есть люди, которые знают, хотят и умеют
работать честно, и готовы трудиться на благо страны и таможенной службы. Пытаюсь их отыскать. Я прекрасно понимаю, что причин для критики всегда будет предостаточно. Оценивать результаты будут не по количеству критики, а по тому, что нам удастся сделать для восстановления таможенной службы.
- Несколько утопический вопрос. Всех интересует, возможно ли побороть контрабанду в Украине или хотя бы снизить ее объемы. Видите ли вы пути для решения этой
проблемы?
- Если говорить о так называемой товарной контрабанде (понятно, что речь не идет классической контрабанде – о незаконном перемещении через границу оружия, наркотиков и т.д.), то нарушения при перемещении через границу товаров в рамках внешнеэкономических операций можно значительно уменьшить. Мы этим занимаемся.
Как я уже говорил, мы начинаем мониторить оформления и будем усиливать работу в этом направлении. Скорее всего, в ближайшем будущем
перейдем к круглосуточному мониторингу. Мы будем предлагать корректировать отдельные нормы Таможенного кодекса, чтобы усложнить жизнь контрабандистам и урезать возможности для нарушения таможенного законодательства.
К примеру, нужно ограничивать сроки перевозки товаров под таможенным контролем от границы до внутренней таможни. Сейчас они неоправданно завышены. В рамках одной таможни – это 5 суток. В рамках между двумя таможнями это – 10 суток. То есть от границы (от Ягодина до
Киева) можно по закону ехать 10 суток. Извините, но за это время можно заехать на склад, выгрузить товар, загрузить товар прикрытия и спокойно приехать в Киев. Мало того, требования об обязательном наложении таможенных пломб на машину, которая въезжает в Украину под таможенным контролем, - нет. Поэтому даже нет никакого способа установить, что по факту было в машине.
- Это требует законодательных изменений?
- Частично, к примеру, сроки транзита – это
законодательные изменения. Наложения таможенных пломб и таможенное обеспечение – это можно сделать проще, внедрив соответствующие профили риска и т.д.
- Только ленивый не говорил о наличии спрута контрабандных кланов в Украине. Насколько тяжело вам с ними бороться?
- Невзирая на то, что я уже месяц исполняю обязанности главы таможенной службы, пока этого не ощутил. До этого большую часть времени пришлось заниматься административными вопросами. Сейчас
мы перешли к активным действиям по направлению выявления нарушений таможенного законодательства. Думаю, что в ближайшее время такое противодействие будет ощутимо, и критика, которая появляется в последнее время, свидетельствует о том, что у них начали появляться проблемы.
- В завершение интервью можете ли вы назвать ключевые вещи, которые от вас на посту требовал Президент Министр финансов?
- Ключевые вещи - таможня должна работать честно, без
нареканий со стороны субъектов внешнеэкономической деятельности и граждан, которые пересекают границу.
Таможня должна стать системой, которой все мы будем гордиться.
В Держмитслужб╕ запрацював таргетинг-центр з мон╕торингу митного оформлення
В Державн╕й митн╕й служб╕ запрацював таргетинг-центр, що забезпечуватиме дотримання достов╕рност╕ декларування та повноту оподаткування митними платежами.
Центр створено на баз╕ центрального апарату Держмитслужби для анал╕тично╖ та практично╖ п╕дтримки митниць.
Таргетинг-центр обслугову╓ робоча група фах╕вц╕в Держмитслужби. Вони мають можлив╕сть мон╕торити митне оформлення. У зон╕ уваги групи — вс╕ митн╕ декларац╕╖. ╥хн╕й оперативний анал╕з
дозволить звернути увагу митник╕в на окрем╕ ризиков╕ операц╕╖. Таким чином можна буде попереджувати потенц╕йн╕ порушення митного законодавства.
Важливо, що для декларант╕в жодних зм╕н в процедур╕ оформлення не в╕дбудеться. Запровадження роботи таргетинг-центру спрямоване виключно на попередження правопорушень.