* Документ дня: Наказ вiд 20.09.2012 № 1011 Про затвердження в╕домчих класиф╕катор╕в ╕нформац╕╖ з питань державно╖ митно╖ справи, як╕ використовуються у...
Количество просмотров: 492 (за период c 00:00 по 18:01 23/03/15), всего просмотров: 1821
«УкрСЕПРО» - единая государственная система сертификации и стандартизации в Украине, работы в которой определяют 149 органов по сертификации продукции (работ, услуг) и 811 испытательных лабораторий (центров).
220" height="265" />
Сертификат УкрСЕПРО —
документ, подтверждающий, что продукция отвечает законодательно установленным требованиям относительно ее качества и безопасности и внесена в реестр сертифицированной продукции на территории Украины (Реестр Системы УкрСЕПРО).
Сертификация – это процедура, при помощи которой третья сторона дает письменную гарантию, что продукция, процесс или услуга отвечают заданным требованиям.
Система сертификации – это система,
которая имеет собственные правила, процедуры и управления для проведения сертификации соответствия.
Третья сторона – лицо или орган, которые признаны независимыми от сторон, принимающие участие в вопросе, который рассматривается (ГСТУ 2462-94 "Сертификация: основные понятия, сроки и определение").
Сертификация продукции осуществляется уполномоченными на то органами по сертификации с целью предотвращения реализации продукции, опасной для
жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей среды; содействия потребителю в компетентном выборе продукции; создания условий для участия субъектов предпринимательской деятельности в международном экономическом научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Объектами сертификации в Системе является продукция, которая:
изготовлена в Украине;
ввозится в Украину и обозначена производителем как такая, что отвечает действующим в
Украине нормативным документам;
ввозится в Украину и не помечена производителем как такая, что отвечает действующим в Украине нормативным документам, но может быть идентифицирована как такая, что должна отвечать действующему в Украине нормативному документу на аналогичную продукцию;
ввозится в Украину и не помечена производителем как такая, что отвечает действующим в Украине нормативным документам и не может быть идентифицирована как такая, что должна отвечать
действующему в Украине нормативному документу на аналогичную продукцию, но имеет положительный вывод государственной санитарно-гигиенической экспертизы Министерства здравоохранения Украины.
Сертификация подразделяется на обязательную и добровольную.
Обязательная сертификация
Проводится на соответствие обязательным требованиям нормативных документов (НД) исключительно в государственной системе сертификации.
Обязательная сертификация во всех случаях должна включать проверку и испытание продукции для определения ее характеристик и дальнейший технический надзор за сертифицированной продукцией.
Испытания с целью обязательной сертификации должны проводиться аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) методами, которые определены соответствующими НД, а при отсутствии этих документов - методами, что определяются органами по сертификации или органом, который выполняет его
функции.
Может проводиться на соответствие продукции требованиям, что не отнесены актами законодательства и НД
в обязательные требования, по инициативе производителя, продавца, потребителя, органов государственной исполнительной власти, общественных организаций и отдельных граждан на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации.
Добровольную сертификацию вправе проводить предприятия, организации и другие юридические лица, которые взяли на себя функции органа по добровольной сертификации, а также органы, которые аккредитованы в государственной системе сертификации.
Правила добровольной сертификации устанавливаются органами по добровольной сертификации, предъявляющие Государственному комитету Украины по стандартизации, метрологии и сертификации информацию для их регистрации в установленном Комитетом порядке.
Стоимость всех работ по сертификации продукции в Системе оплачивается заявителем на договорных условиях.
Основные принципы и общие правила системы сертификации УкрСЕПРО.
Сертификация в Системе
предусматривает подтверждение третьей стороной показателей, характеристик и свойств продукции, процессов и услуг на основании испытаний, аттестации производства и сертификации систем качества. Третьей стороной могут выступать: Национальный орган в делах сертификации; центральный орган в делах сертификации; территориальный орган в делах сертификации; эксперты-аудиторы; лица, которые взяли на себя функции юридического органа по добровольной сертификации; испытательные лаборатории.
Система,
предназначенная для проведения обязательной и добровольной сертификации продукции, процессов и услуг. Сертификация на соответствие обязательным требованиям нормативных документов и требованиям, предусмотренных действующими законодательными актами, проводится исключительно в Системе. Органами по сертификации в Системе могут быть аккредитованы организации и предприятия государственной формы собственности. Если в Системе аккредитовано несколько органов по сертификации одной и той же продукции, то заявитель
вправе провести сертификацию продукции в любом из них. На сертифицированную в Системе продукцию выдается сертификат соответствия и наносится знак соответствия.
Порядок проведения сертификации продукции cодержит в общем случае:
предъявление и рассмотрение заявки на сертификацию продукции;
анализ предоставленной документации;
принятие решения по заявке с указанием схемы (модели) сертификации;
обследование производства;
аттестацию производства продукции, которая сертифицируется или сертификацию системы качества, если это предусмотрено схемой сертификации;
отбор, идентификацию образцов продукции и их испытания;
анализ полученных результатов и принятия решения о возможности выдачи сертификата соответствия и предоставления лицензии;
выдачу сертификата соответствия, предоставления лицензий и занесения
сертифицированной продукции в Реестр Системы;
признание сертификата соответствия, выданного иностранным органом;
технический надзор за сертифицированной продукцией во время ее производства;
информацию о результатах работ по сертификации.
Схема (модель) сертификации предъявленной продукции определяется органом по сертификации по согласованию с заявителем на начало работ по сертификации. Выбор схемы (модели) зависит
от вида продукции, ее количества, состояния производства и иных исходных данных.
По положительным результатам испытаний, в аккредитованной в Системе испытательной лаборатории, могут выдаваться такие виды сертификатов:
Сертификат на единичное изделие;
Сертификат на партию продукции (на основании положительных результатов испытаний образцов продукции (изделий), отобранных от партии в
порядке и количестве, признанными органом по сертификации);
Сертификат на продукцию, которая выпускается серийно в течение установленного срока (выдается органом по сертификации и включает обследование производства или аттестацию производства или сертификацию системы качества см. таблицу).
Схема сертификации
продукции, выпускаемой серийно
Срок действия сертификата соответствия
Сертификация продукции по схеме с анализом документации, представленной заявителем Сертификация продукции по схеме с анализом документации, представленной заявителем (без обследования производства)
до 1 года
Сертификация продукции по схеме с обследованием производства
до 2 лет
Сертификация продукции по схеме с аттестацией производства
до 3 лет
Сертификация продукции по схеме с сертификацией системы управления качеством производства
П╕вроку п╕шло т╕льки на те, щоб зрозум╕ти, як д╕╓ система - Б╕лоус
╢диний рецепт реформ — висока зарплатня держслужбовця, вважа╓ голова Державно╖ ф╕скально╖ служби ╤гор Б╕лоус.
Якою ви побачили податкову систему, в як╕й почали працювати минулого року?
Добре пам'ятаю той момент, коли очолив службу. Складно емоц╕йно, важко ф╕зично. Ми стикнулися ╕з "совковою" бюрократичною системою процес╕в, а не результат╕в. З системою допов╕дних записок, а не зустр╕чей ╕ прийняття р╕шень. Одн╕ пишуть непотр╕бн╕ папери, ╕нш╕
кудись несуть, а трет╕ ц╕ папери п╕дписують. Додайте безл╕ч техн╕чних проблем: "сервери" падають, шлюз не працю╓, бази даних барахлять. Банально в╕дсутн╕й електронний документооб╕г. Нема╓ електронно╖ пошти. ╤ все це зараз, коли податк╕вець не сидить на м╕сц╕, а в пол╕ працю╓. Коли моб╕льний телефон — частина людини. Це все — на тл╕ в╕дсутност╕ ф╕нансування в╕д держави.
П╕вроку п╕шло т╕льки на те, щоб зрозум╕ти, як д╕╓ система, як╕ ма╓ в╕дгалуження. Це дозволило вибудувати систему, що з
ус╕м цим робити. Наша служба — наче величезний корабель. Страшенно довго розверта╓ться, пот╕м пов╕льно заходить в бухту. Зараз можна сказати, що ми точно розвернулися. А ми сам╕ — наче футбольна команда. Кожен зна╓, б╕гти йому, стояти чи подавати м'яч. Цю систему нема╓ з чим пор╕внювати. Ми вс╕ зараз живемо н╕би вперше. Банк╕вська система лежить. Пад╕ння ╕мпорту - 30%. ╤ при цьому всьому ми збира╓мо податки ╕ виводимо б╕знес з "т╕н╕".
Як зм╕нилася структура ╕ д╕яльн╕сть служби за
цей р╕к?
Для ф╕скально╖ служби це був р╕к св╕жо╖ кров╕, людей з б╕знесу. Р╕к моб╕л╕зац╕╖ ресурс╕в. Стояла задача вижити ╕ втримати господарство на плаву. Треба було не завалити митний ╕ податковий плани, або хоч би не нашкодити. Загалом, все йде з позитивним прогнозом ╕ надал╕. З головним завданням в╕д президента та прем'╓р-м╕н╕стра, а це наповнення державного бюджету, наша команда повн╕стю впоралась. Паралельно оптим╕зу╓мо внутр╕шню форму ф╕скально╖ служби. Але якщо минулий р╕к був пер╕одом
стаб╕л╕зац╕╖, то на цей р╕к ми поставили амб╕ц╕йн╕ ц╕л╕. До податково╖ системи розробили п╕дх╕д, який використовують до хворого пац╕╓нта. Можна щодня годувати асп╕рином, але зникнуть лише симптоми.
Треба д╕яти радикально. Тор╕к ми провели велику боротьбу з так званими "конвертаторами" - тими, хто допомагав уникати значного в╕дсотку податк╕в. Н╕хто, п╕дкреслимо, н╕хто за вс╕ роки незалежност╕ цим не займався. Схему лише п╕длаштовували так, щоб була виг╕дною. Також н╕хто до нас не робив ╕нвентаризац╕ю
процедур державно╖ податково╖ ╕нспекц╕╖. Зараз це робиться. Ще не викор╕нили, правда, "л╕вий" алкоголь ╕ "л╕в╕" цигарки, але це попереду. Потроху навча╓мо б╕знес: запровадили в╕деороз'яснення. ╥х можна знайти на оф╕ц╕йному сайт╕ ДФС та на нашому канал╕ на YouTube. В них вам директор проф╕льного департаменту або його заступник розкаже, як працю╓ той чи ╕нший закон, в╕дпов╕сть на вс╕ питання.
Чи зв╕льняють зараз
корумпованих податк╕вц╕в?
Коли у ф╕скальну службу прийшла нова команда, тут було понад 62 тисяч╕ прац╕вник╕в. Нин╕ трохи б╕льше 54 тисяч. Ще до ухвалення Закону "Про очищення влади" протягом першого м╕сяця роботи я пров╕в зустр╕ч╕ з╕ вс╕ма кер╕вниками департамент╕в та кер╕вниками областей. За результатами цих сп╕вбес╕д було прийняте р╕шення по зв╕льненню 94 кер╕вник╕в, як╕ зд╕йснювали пол╕тику попередньо╖ влади, ╕з 108. Також зв╕льнились понад 6,5 тис. посадових ос╕б. Серед зв╕льнених
– уся кер╕вна ланка м╕н╕стерства (м╕н╕стр ╕ його заступники), 22 ╕з 26 кер╕вник╕в департамент╕в центрального апарату, 23 ╕з 28 кер╕вник╕в головних управл╕нь територ╕альних орган╕в, 21 ╕з 28 кер╕вник╕в сл╕дчих п╕дрозд╕л╕в податково╖ м╕л╕ц╕╖ головних управл╕нь територ╕альних орган╕в, 24 ╕з 26 кер╕вник╕в митниць. На виконання Закону "Про очищення влади" зв╕льнено ще 103 прац╕вник╕в, з них 84 кер╕вника. Важко було пояснювати деяким "персонажам", чому ж ╖м треба раптом йти з роботи. Деяк╕ так вкоренилися,
що не уявляли без служби свого життя. Це що стосу╓ться податково╖. А коли говоримо про зв╕льнення в митниц╕, завдання ускладняються удв╕ч╕.
Нам об╕цяли, що в╕д зв╕льнених лишиться зарплатний фонд, який буде розпод╕лений по тих, хто лишився. Цього зроблено не було. Натом╕сть з апаратними функц╕онерами зв╕льнили й потр╕бних людей. ╥х нема кому зам╕нити. Щоб зв╕льняти, треба спершу зрозум╕ти, що ми дамо людям пот╕м. Колосальна кадрова проблема ╓ не лише у нас, а й по вс╕х структурах державного
управл╕ння. Люди працюють на ентуз╕азм╕ за три тисяч╕ гривень на м╕сяць. ╢ й проблема з╕ статусом державного чиновника, який ма╓ безл╕ч непотр╕бних н╕кому функц╕й. Уяв╕ть, з чим ми стикнулися: 2400 функц╕й на р╕вн╕ центрального апарату, 1900 - на р╕вн╕ рег╕онального. Кому це потр╕бно? Але така машина "працювала" роками.
Але чи зменшили так╕ масов╕ зв╕льнення реальний р╕вень корупц╕╖?
Зв╕льнити вс╕х ╕ вся — це пол╕тичний попул╕зм ╕ зовс╕м не вих╕д. Я – не пол╕тик ╕
за посаду не тримаюся. Звик д╕яти не за пол╕тичними, а б╕знесовими законами. За такого п╕дходу рецепт в╕д корупц╕╖ в податков╕й сфер╕ значно спрощу╓ться. Н╕чого вигадувати не треба. Будь-який держслужбовець ма╓ заробляти 2/3 зарплатн╕ приватного сектору. Т╕льки так. Цей етап давно пройшли Чех╕я, С╕нгапур. А в Польщ╕ митник╕в ╕ податк╕вц╕в значно б╕льше, н╕ж у нас. Там т╕льки податк╕вц╕в 62,6 тисяч. ╤ це при тому, що населення Укра╖ни перевищу╓ населення Польщ╕, а кордон╕в у нас значно б╕льше. До того ж, для
наповнення бюджету ╓ багато прихованих ресурс╕в. Податки не в повн╕й м╕р╕ платять багато державних п╕дпри╓мств. Половина економ╕ки — "в т╕н╕". Нез╕браними лишаються 20-30%. Над вир╕шенням цих проблем треба працювати роками, ╕ ми цю роботу вже почали.
Та при цьому люди вимагають прозорост╕ вже зараз.
Нам менш як за р╕к вдалося л╕кв╕дували значну частину ухилень так звано╖ "т╕н╕". Так, ми не перемогли "т╕нь" повн╕стю. "Партизанськ╕" тренди, зв╕сно, лишилися. Нам щодня
дзвонять, кажуть: "От ваш податк╕вець ╤ван Петрович збира╓ з людей грош╕ на р╕вному м╕сц╕". Це означа╓, що процес зм╕н та перетворень на м╕сця доходить пов╕льно. Десь св╕домо гальму╓ться або ╕гнору╓ться. Але в╕н ╕де.
Ми прекрасно зна╓мо, що насправд╕ в╕дбува╓ться. Вс╕м в╕домо про районних "цар╕в" ╕ м╕сцевих "хазя╖в". Зараз служба — трир╕внева: "Ки╖в-рег╕он-район". Плану╓мо прибрати одну зайву ланку ╕ зробити структуру двор╕вневою, швидкого реагування. Приберемось на р╕внях певних управл╕нь.
Буде центр, який безпосередньо сп╕лку╓ться з районом. Люди матимуть б╕льше повноважень. Тод╕ поступово сформу╓ться культура платника ╕ культура податк╕вця. ╢ те, що в╕дчути люди можуть вже зараз. Аудиторських перев╕рок стало в рази менше, а ефективн╕сть ╖х стала вищою. Тобто тиску на б╕знес через перев╕рки зараз вже нема╓. П╕сля створення ДФС структура почала працювати як ╓диний ╕нтеграц╕йний орган. Та вертикал╕ влади в ДФС ми точно не буду╓мо.
Вас асоц╕юють з застосуванням "податкового
компром╕су". Що дала ця практика держав╕?
Це ще один наш радикальний крок. Закон про податковий компром╕с набув чинност╕ 17 с╕чня 2015 року. Запрацював в╕н буквально т╕льки що. Держава вперше в ╕стор╕╖ розвитку нац╕онально╖ економ╕ки пробача╓ п╕дпри╓мцям ран╕ше недоплачен╕ податки за в╕дносно невелику компенсац╕йну плату у сум╕ лише 5% в╕д обсяг╕в занижених податкових зобов'язань, тод╕ як решта 95% вважатимуться погашеними. При цьому крим╕нального пересл╕дування не буде. На жаль, п╕сля того
як прем'╓р-м╕н╕стр призначив службову перев╕рку в ДФС, к╕льк╕сть заявок на податковий компром╕с трохи зменшилась. Але ситуац╕я рано чи п╕зно ма╓ стаб╕л╕зуватись. Хочу наголосити, що другого дублю податкового компром╕су не буде. Це ун╕кальна ╕ одноразова акц╕я. Цим варто скористатися.
Що втратила податкова сфера в╕д ╕снування безконтрольно╖ територ╕╖ на Донбас╕?
Розм╕р податкових надходжень до бюджету на 2014 р╕к розраховували, враховуючи Крим, нормальний розвиток п╕дпри╓мств
Донбасу. Всього цього у нас, по сут╕, не стало. В╕д агрес╕╖ на Донбас╕ економ╕ка втратила 20% свого потенц╕алу. Ми втратили вс╕ економ╕чн╕ зв'язки з цим рег╕оном. Результат — вс╕ показники в "м╕нус╕". Вир╕с лише курс долара. А золотовалютн╕ резерви можна втримати лише за рахунок нових м╕жнародних кредит╕в. Але при цьому всьому ( анекс╕я Криму, в╕йна на Донбас╕) наша служба на 3,5% перевиконала план надходжень податк╕в до бюджету за 2014 р╕к. ╤ все це за рахунок дет╕н╕зац╕╖, яку активно проводимо. ╢
ч╕тка статистика про те, що адм╕н╕стрування саме цих податк╕в стало значно кращим, н╕ж за час╕в попередник╕в. Зокрема, коеф╕ц╕╓нт збору ПДВ ╕з ввезених на митну територ╕ю Укра╖ни п╕двищився на 11,1%. Коеф╕ц╕╓нт з бору ПДВ ╕з вироблених товар╕в в Укра╖н╕ п╕двищився на 21,4% - "т╕н╕" стало менше.
Як простому укра╖нцев╕ можна буде зрозум╕ти, що реальн╕ зм╕ни в податков╕й систем╕ в╕дбулися?
╤деальною укра╖нська податкова система стане тод╕, коли люди не знатимуть, як звати головного податк╕вця. Спитайте пр╕звище податк╕вця Польщ╕ чи Швейцар╕╖. Навряд чи його вам назвуть. Лакмусовим пап╕рцем буде фраза перес╕чного укра╖нця: "Та я не знаю, де та
податкова". Але в той же час робимо систему такою, аби платник податк╕в знав: якщо не сплатить все прозоро ╕ в╕дкрито, до нього прийдуть. Не треба витрачати час, людськ╕ ресурси, грош╕, аби ганятися ╕ виловлювати мах╕натор╕в. Треба впровадити систему, яка б унеможливила ц╕ зловживання. Саме для цього ми розробили систему електронного адм╕н╕стрування ПДВ. Ма╓ запрацювати з першого липня, а до того будемо проводити тестовий режим. Ма╓мо тепер дуже гарний алгоритм, який би вираховував ф╕ктивний податковий кредит. По сут╕, отримано механ╕зм, з допомогою якого можемо "розкласти" будь-яке державне п╕дпри╓мство. Цю роботу виконуватиме машина без впливу людського фактору. Ран╕ше такого не було, зараз вже ╓. Електронна програма не бачить ваше обличчя. Не в╕др╕зня╓ власника др╕бного магазинчика ╤ваненка чи ол╕гарха
в╕домого на всю кра╖ну. Ким би ти не був: не заплатив накладну — до побачення.
Пану╓ м╕ф, що з великого б╕знесу ви збира╓те податки передплатами.
Покаж╕ть хоч одного крупного платника податк╕в, таких як "Ки╖встар", якому ви скажете: "А ну, дайте 100 м╕льйон╕в!" На вас крупний б╕знес подивиться круглими очима ╕ скаже: "Це було ран╕ше, а зараз — все". Ми хочемо, щоб значна частина податк╕в сплачувалася дистанц╕йно: податок за майно, транспорт. Аби ╖х легко можна було
оплатити через айбокси, банкомати тощо. Щоб не треба було н╕куди ходити. А тим часом в кра╖н╕ — 330 ╕нспекц╕й. Повна н╕сен╕тниця. Достатньо трохи по╖здити по кра╖н╕, аби побачити, що будували ц╕ ╕нспекц╕╖ для брата-кума-свата. Питання, нав╕що вони. ╤ таких под╕бних речей непом╕рно багато.
Врахову╓те досв╕д реформ податково╖ в кра╖нах ╢вропи?
Насамперед вивча╓мо, як це працю╓ в Польщ╕, в Н╕меччин╕. Але ма╓мо обрати т╕ реч╕, як╕ в певний момент ефективно спрацювали. Лише
так╕ реч╕ можна змоделювати п╕д укра╖нськ╕ реал╕╖. Треба шити костюм на себе. Чужий не п╕д╕йде. Бо вс╕ розм╕ри — р╕зн╕. Запрошен╕ на посади грузини — це добре. Але розм╕ри Укра╖ни та Груз╕╖ — несп╕вм╕рн╕. Те, на що у них п╕шло п╕вроку, у нас можна зробити за р╕к-два. Ран╕ше укра╖нськ╕ чиновники мислили т╕льки тим пер╕одом, на який приходять до влади. А треба мислити на десятир╕ччя вперед.
Як зм╕нюватиметься укра╖нська митниця?
Що таке митниця зараз? "Ск╕льки
важить контейнер, дв╕ст╕ гривень у паспорт╕". Щоб перебудувати ╖╖, складного придумувати не треба. Це ма╓ бути прозора служба б╕знес-типу у склад╕ ДФС. Формально, митниця та податкова – це один орган. Але на практиц╕ лише зараз розпочато процес повноц╕нного об'╓днання в ефективну структуру. Разом з колегами з МВФ розробили два можлив╕ вар╕анти розвитку митниц╕, один з них найближчим часом буде вт╕лений в життя.
За яким принципом будете встановлювати податки?
У нас
кра╖на, економ╕ка яко╖ розвива╓ться. Так було в усьому св╕т╕ ╕ так лиша╓ться. Податки мають бути з╕ споживання. Бо ми – нац╕я, яка спожива╓. В╕дпов╕дно треба стимулювати виробництво ╕ розвиток економ╕ки. Тому фокусу╓мося на ПДВ, податку з ф╕зичних ос╕б, акциз╕, рент╕. Вс╕ решта податк╕в другорядн╕.
Будете зменшувати податки для
малого ╕ середнього б╕знесу?
Прикро, що люди останн╕м часом стали менше читати, тому мало знають. Серед укра╖нц╕в пану╓ багато м╕ф╕в. Мен╕ кажуть: "Поставте вс╕м 5% або 10% податку ╕ досить". Та зменшення р╕вня податк╕в не балансу╓ систему. 5-10% - це доля острова Га╖т╕. Укра╖на ж — велика держава. Пол╕тичн╕ р╕шення важк╕. П╕дняття тариф╕в, пенс╕йного в╕ку, податк╕в. Результату реформ за три м╕сяц╕ не бува╓ не т╕льки в нас, а будь-де. Бальцеровича в Польщ╕ за такий радикал╕зм теж
проклинали, а зараз до нього сповнен╕ поваги. Перше, що зробили, коли прийшли, це запропонували ╓диний соц╕альний внесок до 10%, а податок з ф╕зичних ос╕б до 15%. Разом вийшло 25. Це те, що однозначно вивело б з "т╕н╕" майже вс╕ зарплати. ╤дея не реал╕зувалась, бо деф╕цит бюджету на той час був великий - п╕д 100 м╕льярд╕в. Н╕хто не в╕рить в дет╕н╕зац╕ю. А в╕ру на пап╕р не вкладеш. Тому ми розробили ╕ншу систему з простими критер╕ями: якщо роботодавець зб╕льшу╓ зарплатний фонд на 20% пор╕вняно з минулим
роком, то вже може розраховувати на низький ╓диний соц╕альний внесок.
Враховуючи девальвац╕ю гривн╕, вс╕ рано чи п╕зно отримають ╕ндексац╕ю зарплатн╕ на р╕вн╕ понад 20%. Зараз люди не дов╕ряють систем╕. Вс╕ ми платимо дорожн╕й зб╕р, а дороги не стають кращими. Йде податок на в╕йну, а нев╕домо, як його використовують. Якщо ми понад 20 рок╕в жили в борг, швидких зм╕н не буде. До того ж, традиц╕йно мало людей отримують задоволення в╕д того, що справно платять вс╕ призначен╕ ╖м податки. Податкова
будь-яко╖ кра╖ни ма╓ не дуже при╓мне обличчя. Це природний процес, якою б досконалою система не була. Якби я не був налаштований оптим╕стично, то навряд чи вдавалося б робити службу продуктивною ╕нституц╕╓ю, а не караючим органом.
За недекларирование валютных средств штрафует только НБУ
Постанова ВАСУ в╕д 09.12.2014 № К/9991/36979/11
Скасовано р╕шення контролюючого органу про застосування до п╕дпри╓мства штрафних (ф╕нансових) санкц╕й за порушення порядку декларування валютних ц╕нностей та ╕ншого майна, що перебувають за межами Укра╖ни.
При прийнятт╕ р╕шення податк╕вц╕ керувалися статтею 16 Декрету КМУ «Про систему валютного регулювання ╕ валютного контролю» в╕д
19.02.1993 № 15-93 (дал╕ — Декрет) та Указом Президента Укра╖ни «Про врегулювання порядку одержання резидентами кредит╕в, позик в ╕ноземн╕й валют╕ в╕д нерезидент╕в та застосування штрафних санкц╕й за порушення валютного законодавства» в╕д 27.06.1999 № 734/99 (дал╕ — Указ).
Висновки перев╕ряючих щодо недекларування валютних кошт╕в грунтувалися на:
- наявн╕й у юрособи деб╕торськ╕й заборгованост╕ по контрактам з
нерезидентами, за якими вона фактично перерахувала кошти за меж╕ Укра╖ни, але товар не отримала;
- списання п╕дпри╓мством заборгованост╕ по фрахтовим платежам по контракту, за яким контрагент був л╕кв╕дований.
Але Декретом однозначно вир╕шено питання щодо компетентного органу, що ма╓ право застосовувати санкц╕╖ за порушення його припис╕в. Це НБУ та п╕дпорядкован╕ йому особи. Положення ж Указу, який над╕ля╓ контролююч╕
органи повноваженнями застосовувати до резидент╕в ╕ нерезидент╕в Укра╖ни санкц╕╖, передбачен╕ статтею 16 Декрету, не п╕длягають застосуванню. Адже Указ по-╕ншому врегульову╓ питання, як╕ вже були врегульован╕ Декретом, що ма╓ статус закону.
Временный импортный сбор в 5–10% от таможенной стоимости товаров призван улучшить платежный баланс, увеличить поступления в бюджет и поддержать отечественного производителя. По крайней мере, так считают в Минфине, хотя любое из этих утверждений можно оспаривать. Тем не менее масштабы девальвации и инфляции таковы, что меры правительства и НБУ, ограничивающие импортеров, понятны. Вопрос в другом: чем эти меры чреваты и
чем заплатит украинская экономика за все эти улучшения, увеличения и поддержки? Ведь импортные ограничения несут инфляционные и коррупционные риски, а также усложняют работу экспортеров, зависящих от импортного сырья.
В итоге обвал импорта грозит серьезными последствиями для экономики. На сегодняшний день две основные отрасли, обеспечивающие приток валюты в страну, — это сельское хозяйство и металлургия. Первая критически зависима от импортных составляющих, их цен и объемов поставок, в
частности речь идет об удобрениях и посевном материале. Вторая отрасль наиболее сильно пострадала от военных действий, потеряла часть поставщиков и буквально вынуждена искать импортные заменители сырья. Несмотря на это, правительство сознательно "жертвует" импортом, от которого так зависят экспортеры, вводя новые таможенные сборы и ограничения на покупку
валюты. Очевидно, расчет на то, что импортеры, имея запас прочности, все выдержат.
В 1998-1999 гг., когда гривня также сильно девальвировала, были приняты свыше 40 нормативно-правовых документов, изменявших ставки ввозных пошлин, введен запрет НБУ на предварительную оплату импортных контрактов, сокращены объемы энергетического импорта. Ограничения действовали недолго, но успели создать массу проблем: "черный" рынок импорта, рост внешней задолженности украинских предприятий, 40-процентное
снижение объемов прямых иностранных инвестиций. В результате выигравших было немного. Но ситуация принципиально отличалась от нынешней тем, что тогда большая часть ограничений коснулась именно стратегического импорта (в основном энергетического). Сейчас же энергетический импорт и некоторые медикаменты от дополнительных сборов освобождены, зато подпадают под них все остальные товары. А значит, рост цен на продукты и сырье импортеры будут разделять с потребителями. Это может спровоцировать новый виток
инфляции и, как следствие, усугубить девальвацию нацвалюты.
"Влияние импортного сбора на экономику будет схожим с влиянием ослабления гривни к иностранным валютам — рост цен на импортные товары, замена более дешевыми аналогами (импортными или производимыми в Украине), падение потребления. Однако по сравнению с последствиями недавних колебаний обменного курса гривни эффект, по всей видимости, будет не таким выраженным. При этом импортный сбор не будет иметь того психологического эффекта,
который имеет ослабление гривни (доллар растет и нужно поднимать цены независимо от фактического роста расходов). И так как отток инвестиций и капитала из Украины продолжается, ситуация с платежным балансом у нас непростая, а валютные резервы малы, это требует правительственных решений, и импортный сбор — одно из них. Насколько оно будет эффективным, вопрос дискуссионный", — рассказал ZN.UA Виталий Кравчук, старший научный сотрудник Института экономических исследований.
Но даже при
очевидных выгодах импортного сбора его введение вполне предсказуемо создаст очередную дыру в бюджете из-за специфики расчетов Минфина. Фактические поступления от ввозных пошлин в 2014-м составили 12,3 млрд грн (при плане в 15,7 млрд) против 13,2 млрд в 2013-м. В 2015 г. Минфин хочет собрать 33,6 млрд грн, то есть втрое(!) больше фактических поступлений 2014-го. Импортный сбор, по мнению чиновников, обеспечит дополнительные 17,6 млрд грн бюджетных поступлений. Действительно, если к 15,7 млрд арифметически
прибавить 17,6 млрд, получаются те самые 33 млрд из бюджета-2015. Правда, 15,7 млрд — это план 2014 г., который не был выполнен. Причин тому была масса, но основные — это дефицит валюты, снижение спроса и ставшая уже легендарной коррупция на таможне. По всей видимости, все три причины уже устранены, иначе непонятно, на чем основываются правительственные расчеты. Кроме прочего, необходимо учесть, что сбор введен не с января, а фактически с марта, в течение двух месяцев, пока шли переговоры с
международными организациями, никаких дополнительных пошлин никто не взимал, а таможенные сборы снижались пропорционально ухудшению финансового состояния импортеров. В результате в конце 2015-го мы можем получить еще одну 20-миллиардную дыру в бюджете. Впрочем, может, и больше.
"На самом деле на рынке присутствуют все формы противодействия со
стороны компаний предложенным нововведениям. Бизнес в Украине достаточно адаптировался к постоянно изменяющимся правилам работы на рынке. Поэтому мы наблюдаем и "заполнение складов", и перенос закупок на более отдаленные периоды, и уход поставщиков на другие рынки, — рассказал ZN.UA Сергей Свистиль, вице-президент Торгово-промышленной палаты Украины. — В конечном счете, для оценки нововведений потребуется, как минимум, проанализировать следующую цепочку событий: как отреагирует бизнес на
создаваемую преграду — как отреагирует государство на новые подходы бизнеса — как отреагирует бизнес на скорректированную позицию государства. Только с учетом оценки такой логики поведения бизнеса можно будет говорить об эффективности предложенной меры по поддержке бюджета".
Пока бизнес поспешил отреагировать весьма предсказуемым повышением цен, что лишь усугубило и без того растущую из-за девальвации инфляцию. В дальнейшем это влияние будет сохраняться. "Стоит понимать, что
повышать цены до бесконечности ритейлеры также не могут. Большинство импортеров уже поступились маржинальной прибылью, чтобы удерживать уровень продаж. Конечно, все пересмотрели и уменьшили планы закупок на 2015 г. Ведь большинство выкупают продукцию за счет банковских кредитов или берут товар под реализацию на определенных условиях товарных отсрочек, — объяснила ZN.UA Яна Зубарь, директор Ukrainian Retail Association. — При этом динамика девальвации в 2014 г. была выше, чем сам "обещаемый"
процент дополнительной пошлины на импортные товары. Но далеко не все курсовые риски возложены на потребителя. Зарплаты покупателей в гривнях, и мало кто может с легкостью отдать за товар в 2–3 раза больше. Многим придется перестраивать свои бизнес-модели или закрыться".
Но если по отношению к розничным потребителям импортеры лояльны и, понимая неминуемое снижение спроса, готовы поступиться маржой, то отношение к использующим импортное сырье отечественным производителям несколько иное. В
итоге затраты экспортеров вырастут, а производство рискует сократиться. В 2014 г. объемы импортного давальческого сырья сократились на 16,5% (на 3 млрд долл.), что сразу же привело к 15-процентному уменьшению экспорта готовой продукции из импортного сырья. Зачастую импортные составляющие производства заменить отечественными аналогами невозможно, их просто нет. В результате как импорт зависит от выручки экспортеров, так и экспортеры зависят от импортных поставок.
И, к сожалению, как импорт, так
и экспорт продолжают крутое пике. За прошлый год по сравнению с предыдущим экспорт сократился на 13,5%, а импорт — на 28,3%. Наибольшие поставки осуществлялись из стран Евросоюза (38,7% от общего объема), России (23,3), Китая (9,9), Германии (9,9), Беларуси (7,3) и Польши (5,6%). При этом, если сравнивать с 2013-м, увеличился только импорт из Беларуси (на 10,7%) и Венгрии (4,6%). Что не может возместить огромных потерь импорта из остальных крупнейших стран-партнеров: из России — на 45,1%, США
— на 29,9, Китая — на 27,4, Италии — на 26,9, Польши — на 24,3 и Германии — на 19,5%.
В нынешнем году ситуация продолжает ухудшаться: по сравнению с январем 2014-го импорт сократился на 33,4%, экспорт — на 31,2%.
Эти
тенденции неминуемо отражаются на работе промышленности, часть которой и без того парализована военными действиями. Спад, начавшийся еще во второй половине 2013 г., перерастает в лавину. Если в декабре 2014-го объемы промышленного производства сократились на 17,9%, то в январе 2015-го — уже на 21,3, а в феврале достигли 22,5%. Добывающая промышленность за год зафиксировала 23-процентное сокращение, добыча каменного и бурого угля уменьшилась на 60%. Перерабатывающая промышленность также испытывает
трудности (спад 20% за год): производство кокса и продуктов нефтепереработки сократилось на 60%, металлургическое и фармацевтическое производство — на 28, химическое производство — на 25%. Конечно, наибольший спад зафиксирован в Луганской (89%) и Донецкой (59,4%) областях, однако предприятия других регионов также испытывают трудности. В Харьковской области промышленность за год сократилась на 22%, в Николаевской — на 19, в Одесской — на 15%. Нетрудно догадаться, что недоступность и
дороговизна импортного сырья лишь усугубит эту безрадостную картину.
Теоретически введение импортного сбора на первых порах должно было активизировать импортеров, ведь о нем стало известно еще в конце 2014-го, а в действие он вступил лишь в марте. Бизнес мог бы поддаться ажиотажу и забить склады товаром еще до введения пошлин, чтобы потом торговать продукцией по завышенной стоимости. Только таможенная статистика говорит об обратном — количество ввозимых товаров планомерно уменьшается, как
и таможенные поступления. То ли проблемы импортеров с валютой настолько велики, а надежды на повышенный спрос потребителей настолько малы, что возить в Украину товар уже невыгодно. То ли еще толком не заработавший импортный сбор спровоцировал тот самый рост "серого" импорта, о чем неоднократно предупреждали эксперты.
"Наибольший риск введения импортного сбора — это рост "черного" рынка. К сожалению, коррумпированность таможни и правоохранительных органов очень высока. Таможенники с
удовольствием будут пропускать товары "мимо кассы", условно, за половину импортного сбора, и многие импортеры согласятся на эти предложения. Это очень большие риски, что и без того немалый "серый" импорт в итоге вырастет. И в результате наличие импортных барьеров создаст сложности, прежде всего, для тех, кто хочет работать легально", — объяснил ZN.UA Александр Жолудь, аналитик Международного центра перспективных исследований. В результате импортный сбор рискует наполнять не бюджет, а карманы
казнокрадов.
Но затеивалось это все не ради одних только бюджетных поступлений, речь шла о "спасении" платежного баланса. Последние десять (!) лет сальдо внешней торговли было отрицательным, и потребности в валюте возмещались за счет золотовалютных резервов и займов, эти резервы наполняющих. В результате внешний долг рос, а резервы медленно "проедались". Рос ли экспорт? Недостаточно для того, чтоб насытить рынок валютой, прекратить череду заимствований и остановить тогда еще скрытую
девальвацию. В прошлом году девальвация, работающая на руку экспортерам, несколько исправила торговый баланс: при общем падении как экспорта, так и импорта последний все-таки провалился глубже. И в то время как экспортеры, пусть и не все, увеличивали прибыль, импортеры находились в наименее выгодном положении — их расходы увеличивались, а курсовые колебания создавали весьма проблематичные условия для ведения бизнеса.
Сейчас ситуация, судя по динамике сокращения экспорта, изменилась,
девальвация уже ему не помогает, а темпы падения резко ускорились. Если это учесть, становится понятно, что профицит внешнеторгового баланса в 3,8 млрд долл. — это временное явления, вызванное проблемами в экономике. И когда проблемы усугубятся, положительный эффект от девальвации себя исчерпает. Ведь даже при наличии профицита ситуация с девальвацией нацвалюты нисколько не меняется. Выручки экспортеров, очевидно, не хватает, желания возвращать валюту в страну нет, а перспективы работы — не
самые радужные.
"В прошлом году цены на черные металлы снизились на 30%, и, несмотря на то, что экспорт черных металлов переместился с первой на вторую позицию по объемам, он все равно очень сильно влияет на экспортную структуру в целом. Учитывая, что ситуация на Востоке в ближайшие кварталы принципиально не изменится, и находящиеся там предприятия полноценно не заработают, можно говорить о том, что у нас в этом, да и в будущем году будет потеряна часть производства, а соответственно, и
экспорта", — считает Александр Жолудь.
Не оправдали ожиданий и торговые отношения Украины с ЕС. В январе 2015-го объем экспорта в страны Евросоюза составил чуть более 1 млрд долл., это на 31% меньше(!) прошлогодних объемов. Ожидаемо сократился и экспорт в РФ, которая еще в 2013 г. была основным торговым партнером Украины.
Также нужно учитывать, что у нас сильно проседает и баланс услуг, особенно экспортных. В основном речь идет о транспортных услугах — транзите газа,
аммиака, нефти и нефтепродуктов. При этом транзит газа за прошлый год снизился более чем на треть, транзит аммиака, из-за снижения потреблений газа, падает, объемы транспортных услуг для российских предприятий из-за проблем с железнодорожным сообщением также сокращаются.
Целесообразно ли в такой ситуации ограничивать импорт, от которого зависит большинство экспортеров? Не является ли данная мера запоздалой и не приведет ли это в итоге к усугублению валютного кризиса?
А ведь для
Украины действительно крайне важно, чтоб приток валюты был больше, чем отток, в противном случае нам потребуются ресурсы для покрытия импортных контрактов, что усугубит рост внешних долгов и дальнейшее сокращение золотовалютных резервов. При этом в 2015-й наша страна вошла с беспрецедентным госдолгом (прямым и гарантированным) в 1 трлн грн. При этом Киеву еще придется профинансировать 76 млрд грн на покрытие бюджетного дефицита, 20 млрд — для Фонда гарантирования вкладов, 30 млрд — дефицита НАК
"Нафтогаз Украины". И тут нельзя забывать, что не только импортеры формируют валютный спрос, рождает его и эмиссия гривни. Нетрудно догадаться, что именно за счет нее будут покрываться названные статьи расходов. Только официально запланированные обязательства НБУ перед госбюджетом составляют 60 млрд грн. Получается, что проблемы, связанные с украинским торговым балансом, вызваны не только особенностями внешней торговли. При этом как ни старается НБУ, контролировать девальвацию не получается. После
непродолжительной стабилизации курс гривни опять начал опускаться.
В таком случае введение импортного сбора выглядит странно: не желая ограничивать свои расходы и принципиально менять бюджетную политику, правительство ограничивает работу бизнеса, подкладывая свинью своему основному источнику валюты — экспортерам. Да и со стороны международного сообщества восторга такие действия не вызвали. В действительности ВТО еще не поставило точку в обсуждениях целесообразности введения импортного сбора. Видимо, поэтому, глава Минфина Н.Яресько сразу же после получения транша от МВФ озаботилась вопросом реструктуризации госдолга. Эта мера, если, конечно, ее удастся применить, окажет куда больший эффект на платежный баланс.
По предварительным оценкам НБУ,
перепрофилирование госдолга позволит в 2015 г. улучшить сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций платежного баланса на 5 млрд долл. В отличие от ограничений для импортеров, эта мера требует длительных и непростых переговоров с кредиторами, но и эффект от нее будет более прогнозированным и весомым. А главное — менее вредоносным для экономики.
Одесская таможня на протяжении января-февраля обеспечила перечисление в госбюджет 2,5 миллиардов гривен
Одесской таможней ГФС на протяжении января-февраля обеспечено перечисление в госбюджет 2,5 млрд.грн., сообщает пресс-служба ГУ ГФС в Одесской области.
Основными бюджетоформирующими товарами являются бензин и дизтопливо (29%), уголь (10%), легковые автомобили (6%) и бытовая техника (5%). На протяжении первых двух месяцев текущего года Одесская таможня ГФС осуществляла внешнеторговые сделки с партнерами из 90 стран мира. Общий внешнеторговый оборот товаров
в январе — феврале 2015 года составил свыше 2,3 млрд. долл. США.
Экспорт товаров с начала года достигает около 1,8 млрд. долл. США, из которых в страны Евросоюза экспортирован 21 процент.
В разрезе товарных групп наибольшие суммы уплаченной в государственный бюджет пошлины с экспорта обеспечено с отходов и лома черных металлов и шихтовых слитков (76 % от общей суммы пошлины), и семян льна и подсолнечника (23%).
Отсутствие президента Армении Сержа Саргсяна на встрече глав России, Беларуси и Казахстана в Астане, а также неупоминание страны при обсуждении планов ЕАЭС на будущее вызвало у армян подозрение, что их исключили из Евразийского экономического союза, едва приняв туда, пишет местная газета «168 Жам».
Об этом сообщает Капитал со ссылкой на «Первый армянский информационный».
«Вчера в Астане
состоялась встреча президентов трех стран-партнеров Армении по Евразийскому экономическому союзу — России, Казахстана и Беларуси, в ходе которой, как предварительно было заявлено, обсуждались вопросы, относящиеся к ЕАЭС. Без президента члена ЕАЭС Армении. Один из этих вопросов был относительно перспективы создания единой валюты, вызвавшей обеспокоенность в Армении. Но, к счастью, об Армении забыли также и во время обсуждения этого вопроса», — говорится в
публикации.
Все это свидетельствует о том, что на самом деле де-факто Армения не является членом ЕАЭС, и не рассматривается таковой со стороны своих «партнеров», делает вывод «168 Жам».
«С одной стороны, это, конечно, можно считать, как очередной шаг унижения достоинства Армении. С другой стороны, учитывая то, что ЕАЭС является всего лишь результатом путинской авантюры, к которой вынужденно присоединялась и Армения, то,
что о ней забывают, или не учитывают, в настоящее время можно считать дружественным шагом в отношении Армении», — пишет издание.
Автор статьи также заметил, что президенты трех стран вчера договорились о следующей встрече 8-го мая в Москве, и снова без Армении, которая, кстати, собирается участвовать в майском саммите Восточного
КИ╥В. 21 березня. УНН. Президент Укра╖ни Петро Порошенко заявля╓, що кер╕вництво митниц╕ буде зм╕нено. Про це в╕н пов╕домив в ╕нтерв’ю телеканалу "╤нтер", пов╕домля╓ УНН.
"Не буде хабарництва в судах, не буде хабарництва в ДА╤ ╕ я зроблю все, щоб не було хабарництва на митниц╕. Буде зм╕нено кер╕вництво митниц╕ ╕ не буде хабарництва у податков╕й м╕л╕ц╕╖", - зазначив Глава держави.
Як
пов╕домляв УНН, на сьогодн╕ на митницях працюють вс╕ корупц╕йн╕ схеми, збудован╕ ще за режиму В.Януковича. До правоохоронних орган╕в направлено факти зловживання на митницях, ок╕чуються в╕дкрит╕ крим╕нальн╕ провадження.
Прац╕вники Запор╕зько╖ митниц╕ ДФС викрили порушень митного законодавства на 7,3 млн. гривень
Саме на таку суму ╖х виявлено з початку поточного року. У рамках захисту економ╕чних ╕нтерес╕в Укра╖ни Запор╕зькою митницею ДФС було порушено 65 справ про порушення митних правил.
Також фах╕вц╕ Запор╕зько╖ митниц╕ ДФС сп╕льно ╕з сп╕вроб╕тниками Головного управл╕ння ДФС у Запор╕зьк╕й област╕ виявили 2 порушення за фактом збер╕гання та реал╕зац╕╖ тютюнових вироб╕в ╕ноземного виробництва, як╕ були ввезен╕ на митну територ╕ю Укра╖ни поза митного контролю. Загальна сума
контрабандного товару склала майже 220 тис. гривень.
З початку року укра╖нськими судами були прийнят╕ р╕шення про конф╕скац╕ю безпосередн╕х предмет╕в митних правопорушень на суму понад 271 тис. гривень. Саме такою ╓ й сума накладених штраф╕в.
28 апреля Украина обсудит с ВТО целесообразность дополнительных импортных пошлин
В правительстве рассматривают вопрос досрочного снятия или смягчения доппошлин, так как себестоимость экспортной продукции зависит от импортного сырья
До окончания срока действия дополнительных пошлин в правительстве намерены поднять вопрос об их отмене или уменьшении.
Как сообщает Европейская правда, об этом в ходе юридической конференции "Соглашение об ассоциации: для всех и для каждого" заявил советник премьер-министра Украины Валерий
Пятницкий.
"Как вы знаете, максимальное действие этих пошлин — один год. Однако если ситуация с платежным балансом стабилизируется, правительство готово рассмотреть вопрос их досрочной отмены", — отметил он.
"Более того, возможен вариант с их если не снятием, то смягчением", — добавил Пятницкий.
Впрочем, он отметил, что сейчас правительство настроено на рассмотрение вопроса целесообразности этих пошлин на комитете ВТО. Это заседание, по словам Пятницкого, состоится 28 апреля.
Информацию о возможности досрочной отмены дополнительных пошлин также подтвердил исполняющий обязанности президента Американской торговой палаты в Украине Тарас Качка.
"Если вынести за скобки вопрос правомерности введения этих пошлин,
остается еще один вопрос — их экономического эффекта", — отметил он.
"Мы не ставим под сомнение необходимость стабилизировать платежный баланс, но одновременно подчеркиваем — существуют экспортно ориентированные области, где себестоимость продукции зависит от импортного сырья", — добавил Качка.
"Позиции этих отраслей на внешних рынках очень пострадали после введения этих пошлин", — подчеркнул он.
"Мы неоднократно поднимали вопрос и с
председателем НБУ и министром финансов — главными сторонниками введения этих пошлин, и получили от них ответ о возможности досрочной отмены их действия", — подчеркнул Качка.
Как сообщалось, Верховная Рада 28 декабря 2014 года приняла закон о мерах по стабилизации платежного баланса (№1562), который предусматривает временное, сроком на 12 месяцев, введение дополнительных импортных пошлин на 100 товарных групп (по ставке 5-10%), что позволит увеличить доходы бюджета на 17,6 млрд
грн.
В феврале Кабмин ввел эти пошлины, которые должны действовать до конца 2015 года. При этом дополнительный сбор не касается критического импорта.
Затверджено новий Перел╕к тестових завдань для перев╕рки знань агент╕в з митного оформлення
Державна ф╕скальна служба Укра╖ни Наказ "Про затвердження Перел╕ку тестових завдань для перев╕рки знань агент╕в з митного оформлення (представник╕в митних брокер╕в)" в╕д 17.03.2015 N 185
ДФС наказом в╕д 17.03.2015 N 185 затвердила Перел╕к тестових завдань для перев╕рки знань агент╕в з митного оформлення (представник╕в митних брокер╕в).
Цей Перел╕к затверджено в╕дпов╕дно до Порядку прийняття ╕спиту у представник╕в митних брокер╕в.