Украина продлила действие антидемпинговых пошлин на ввоз селитры из России
Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) решила провести пересмотр антидемпинговых мер в отношении импорта в Украину аммиачной селитры из России в связи с окончанием 28 июня этого года срока их применения, что означает продление их действия.
Как сообщает Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), решение было принято по результатам рассмотрения требования отечественных предприятий "Азот", "Ровноазот", "Северодонецкое объединение
Азот" и "Концерн Стирол".
"По мнению Комиссии, требование украинских предприятий содержало достаточно обоснованной информации, что в случае прекращения действия антидемпинговых мер продолжится импорт в Украину аммиачной селитры из России по демпинговым ценам, что будет причинять вред национальному товаропроизводителю", - указывает МЭРТ.
Украина ввела антидемпинговые пошлины на уровне 11,91% на 5 лет в 2008 году за исключением сотрудничавших с Минэкономики ОАО
"Дорогобуж" и ОАО "Минерально-химическая компания "Еврохим", для которых они были определены на уровне, соответственно, 9,76% и 10,78%. "Еврохим" в судах добивался отмены пошлины, и в конце октября 2010 года для него она была отменена.
В Еврокомиссии не согласны с мнением главы МИД РФ о возможности одновременного членства Украины в ТС и создании ЗСТ с ЕС
В Европейской комиссии утверждают, что министр иностранных дел России Сергей Лавров не прав в своем заявлении о возможном одновременном членстве Украины в Таможенном союзе и создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом.
Соответствующий комментарий агентству "Интерфакс-Украина" дал представитель европейского комиссара по вопросам торговли Карла де Гухта Джон Кланси (John Clancy), отвечая на письменный запрос относительно недавней
статьи главы внешнеполитического ведомства России С.Лаврова, в которой он высказал такое суждение.
"Как глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли с ЕС, так и Таможенный союз, - это о либерализации торговли между партнерами и это хорошо. Однако есть существенное различие между глубокой и всеобъемлющей зоной свободной торговли с ЕС и Таможенным Союзом – в последнем член теряет свой торговый суверенитет, потому что Таможенный союз идет дальше, чем ЗСТ с ЕС", - заявил Дж.Кланси.
Представитель
Еврокомиссии подчеркнул, что членство в ТС влечет общую внешнюю торговлю. "Никто из членов-государств не может самостоятельно заключить соглашение о свободной торговле с Россией или Украиной: они потеряли свой торговый суверенитет, так же, как Украина потеряет свой торговый суверенитет, если бы она стала членом любого Таможенного союза. Таким образом, министр Лавров не прав в своем заявлении", - подытожил он.
В этой связи Дж.Кланси подчеркнул, что ЕС считает Украину страной, которая
самостоятельно принимает решения, с полным осознанием последствий своего выбора.
Представитель Еврокомиссии также подчеркнул, что сравнение министра С.Лаврова с ВТО "является не уместным". "Даже если Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана будет полностью соответствовать правилам ВТО, это не изменит факт, описанный выше", - заявил он.
В статье "Россия - Франция, Россия - Европа: горизонты партнерства" в специальном российско-французском выпуске журнала "Россия в глобальной политике", опубликованной на сайте МИД РФ, министр иностранных дел России С.Лавров выразил мнение о возможности одновременного участия Украины в Таможенном союзе и ЗСТ с Евросоюзом.
"…интеграция в "тройке"
Россия-Белоруссия-Казахстан, которая открыта для присоединения и других партнеров, базируется на тех же четырех свободах и принципах ВТО, что и интеграционные процессы в Евросоюзе. Поэтому странно, когда руководители Еврокомиссии заявляют о том, что участие, например, Украины в евразийском Таможенном союзе перечеркнет возможность подписания Киевом соглашения
о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС. Кстати, в ходе переговоров с нами Брюссель весьма настойчиво добивается дальнейшей либерализации торговли с Россией (т.н. "ВТО плюс"), и наше членство в Таможенном союзе никого не смущает. Важно избавляться от двойных стандартов, от создания идеологических барьеров на пути расширения и развития взаимовыгодных торгово-экономических
связей", - написал в статье С.Лавров.
Российская Федерация должна предоставить Украине гарантированные преференции от вступления в Таможенный союз. Об этом заявил заместитель министра экономического развития и торговли Украины Валерий Мунтиян в интервью британской телерадиокорпорации ВВС.
"Если этого нет, то что же мы от интеграции получим? Только потерять можем. Поэтому чтобы куда-то вступить, мы должны видеть выгоды и компенсации. Еще предстоит провести консультации с третьими странами, с которыми
у нас уже есть двусторонние соглашения. То есть, если быть откровенным, мы еще эти вопросы просчитываем", - сказал он.
В.Мунтиян также отметил, что цена российского газа для Украины действительно завышена. "И России в этом вопросе нужно было бы проводить более гибкую политику. А сейчас они теряют, потому что мы находим другие пути поставок газа. Мы теряем и они теряют. Поэтому я и надеюсь, что они пойдут на компромисс. В общем, какова цель интеграции? Я с вами объединяюсь, чтобы иметь
доступ к тем активам, которые я сейчас не могу иметь", - пояснил он.
По словам замминистра, в первую очередь Украине нужны энергоресурсы по внутренней российской цене.
"Говорю вам как эксперт: цена на газ для Украины завышена, эквивалентного обмена нет. По такой рентабельности, как русские газ, когда цена в 5-10 раз завышена, Украина сало или зерно не продает. Есть же какой-то международный эквивалент. Если я вам дам Жигули за Mercedes, вы мне скажете: Валерий
Иванович, это не обмен. Дайте мне 10 Жигулей за Mercedes", - резюмировал В.Мунтиян.
Напомним, 28-29 мая Президент Украины Виктор Янукович примет участие в заседании Высшего евразийского экономического совета в Казахстане. Украинская сторона представит меморандум об углублении сотрудничества с ЕврАзЭС и странами Тамсоюза. Меморандум, в частности, предусматривает предоставление Украине статуса наблюдателя при Тамсоюзе.
Вступив в Таможенный союз, Украина потеряет торговый суверенитет — Еврокомиссия
В случае приобретения полноправного членства в Таможенном союзе России, Беларуси и Казахстана, Украина потеряет свой торговый суверенитет. Об этом заявил представитель европейского комиссара по вопросам торговли Карла де Гухта Джон Кланси.
В вопросе сохранения торгового суверенитета, подписание Соглашения об ассоциации, частью которого является создание зоны свободной торговли с Европейским Союзом, кардинально отличается от ситуации с ТС, отметил еврочиновник
в комментарии «Интерфаксу-Украина».
«Таможенный союз идет дальше, чем ЗСТ с ЕС», — сказал он. Он пояснил, что членство в Таможенном союзе влечёт за собой коллективную внешнюю торговлю, и никто из государств-членов ТС не может заключить соглашение о зоне свободной торговли с Украиной ввиду потери ими торгового суверенитета.
Кланси не согласился с мнением главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова, который в своей статье для журнала «Россия
в глобальной политике» заявил о возможности одновременных членства нашей страны в Таможенным союзе и заключения ЗСТ с ЕС. Также Кланси назвал неуместными доводы Лаврова о том, что образование ТС основывается на нормах ВТО. «Даже если Таможенный союз будет полностью соответствовать правилам ВТО, это не изменит факт, описанный выше (потеря торгового суверенитета, — Ред.)», — заявил он.
Напомним, в Администрации президента Украины надеются, что уже на этой неделе в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета (органа Таможенного союза) Украина согласует со странами ТС получение статуса наблюдателя в этой организации. Возможность такого развития событий не исключают и в правительстве. Отметим, что еврочиновники
неоднократно заявляли, что вступление Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана поставит крест на ее евроинтеграционных устремлениях.
Китай обещает сбалансировать торговое сальдо с Украиной
Китай принимает меры по сбалансированию отрицательного для Украины сальдо в двусторонней торговле.
Это отметил посол Китая в Украине Чжан Сиюнь во время международной научно-практической конференции в среду.
"Могу со всей серьезностью заявить, что Китай не гонится за односторонней выгодой в нашей двусторонней торговле. Принимаются сейчас и будут приниматься эффективные меры, чтобы сбалансировать сальдо в нашей взаимной торговле", - заявил он.
Согласно
данным Государственной службы статистики, экспорт Украины в Китай в 2012 г. составил более 1,77 млрд долл., а импорт из Китая - около 7,9 млрд. Таким образом, отрицательное сальдо внешней торговли Украины из Китая составило более 6,1 млрд долл.
Минюст откорректировал Порядок госрегистрации нормативно-правовых актов
Новый документ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Минюст приказами от 15.05.2013 г. изложил в новой редакции:
1. Порядок госрегистрации нормативно-правовых актов в Минюсте и проведения их госрегистрации (приказ № 883/5).
Документ устанавливает процедуру подготовки и предоставления в Минюст нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти, а также органов,
акты которых в соответствии с законодательством подлежат госрегистрации, и определяет единый механизм их рассмотрения и госрегистрации.
2. Порядок отмены решения о госрегистрации нормативно-правовых актов, занесенных в госреестр (приказ № 884/5).
Отмена решения о госрегистрации применяется к нормативно-правовым актам, прошедшим госрегистрацию в Минюсте или его территориальных органах и действующих на дату отмены решения о госрегистрации, а также к зарегистрированным
нормативно-правовым актам, признанным судом незаконными или такими, которые не отвечают правовому акту высшей юридической силы, и недействительными.
Изменения приняты в соответствии с нормами Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти и с учетом требований Типовой инструкции по делопроизводству в центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной
власти.
Налоговая напомнила об особенностях проведения камеральных и документальных проверок
Министерство доходов и сборов информирует, что все налоговые проверки проводятся в пределах их полномочий исключительно в случаях и порядке, установленных НК.
Миндоходов в письме от 10.04.2013 г. № 111/4/99-99-17-01-02-10 напомнило о том, что в соответствии с п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса:
1) камеральные и документальные проверки
проводятся органами ГНС в пределах их полномочий исключительно в случаях и порядке, установленных НК, а
2) фактические проверки - НК и другими законами Украины, контроль за соблюдением которых положен на органы ГНС.
Так, согласно п. 77.1 ст. 77 НК документальная плановая проверка должна быть предусмотрена в плане-графике проведения плановых документальных проверок.
В план-график проведения документальных плановых проверок включаются налогоплательщики, имеющие риск относительно неуплаты налогов и сборов, невыполнения другого законодательства, контроль за которым положен на органы ГНС (п. 77.2 ст. 77 НК).
При этом документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы органа ГНС и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств,
определенных ст. 78 НК, среди которых, в частности:
- по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого положен на органы ГНС, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные
подтверждения на обязательный письменный запрос органа ГНС в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса;
- налогоплательщиком не подана в установленный законом срок налоговая декларация или расчеты, если их представление предусмотрено законом.
Камеральная проверка проводится должностными лицами органа ГНС без любого специального решения руководителя такого органа. Отмеченной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком (п. 76.1 ст. 76 НК).
В Миндоходов разъяснили порядок провоза лекарств через границу
Без рецепта через украинскую границу можно перевозить не более 5 упаковок лекарственных средств
Как сообщили «Комментариям» в управления Министерства доходов и сборов Украины в Киеве, граждане, пересекающие таможенную границу Украины, имеют право провозить лекарственные средства в ручной клади или багаже в объеме не более 5 упаковок конкретного лекарства на одного человека для безрецептурных препаратов (кроме препаратов, содержащих наркотические или психотропные вещества).
Во
всех других случаях, необходимо иметь с собой рецепт врача на соответствующие лекарственные средства.
«При этом, такие лекарственные средства перевозятся только в количестве, не превышающем указанное в имеющемся у гражданина рецепте, выданном на его имя и заверенном печатью врача и/или учреждения здравоохранения», - говорится в разъяснении управления.
Как отмечается в сообщении, соответствующие нормы предусмотрены статьей
370 Таможенного кодекса Украины и прописано в постановлении Кабинета министров Украины №458.
Киевская региональная таможня с начала года перечислила в бюджет 8,8 млрд грн.
Киевская региональная таможня с начала года перечислила в бюджет 8,8 млрд грн. Об этом в ходе сегодняшнего круглого стола в Министерстве налогов и сборов заявил исполняющий обязанности начальника киевской региональной таможни Геннадий Романенко, передает корреспондент РБК-Украина.
"Мы стабильно наполняем государственный бюджет перечисляя ежедневно около 130 млн грн. По состоянию на вчерашний день Киевская региональная
таможня перечислила 8,8 млрд грн", - заявил Романенко.
Банковская система Украины — королевство кривых зеркал, — Ольга Гордиенко
Банковская система Украины как отражение состояния национальной экономики, казалось бы, должна переживать все кризисные негативы сегодняшнего дня – стагнацию, депрессию и прочее.
Тем не менее, данные Национального банка по итогам 4 месяцев свидетельствует о рекордном показателе прибыли — 4,1 млрд грн. Активы и ресурсная база банков демонстрируют устойчивый и стремительный рост, а валютный рынок поражает беспрецедентной стабильностью. На этом фоне падение иностранных
инвестиций в банковском секторе на 1,2 п.п. практически не омрачает радужную картину процветания. Но все ли так спокойно в финансовом королевстве? УНИАН опросил экспертов относительно реального состояния дел в банковской системе и перспектив ее развития в текущем году.
Банковская прибыль: особенности национальной отчетности
За январь-апрель 2013 года украинские банки получили 4,1 млрд грн чистой прибыли – вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.
За весь прошлый год — 4,9 млрд грн. Кроме того, за четыре месяца текущего года активы банковской системы выросли на 1,34% — до 1,162 трлн грн. Нацбанк поясняет рекордный рост показателей оживлением кредитования реального сектора экономики. Между тем, банкиры деликатно отмечают, что долгожданный прорыв в кредитовании так и не наступил, а структура активов несколько улучшилась в связи с более осторожной кредитной политикой, а также формально – на фоне новых правил составления отчетности и формирования резервов
по кредитам. Кроме того, банки научились зарабатывать не только на займах, а также на расчетно-кассовом обслуживании и операциях с ценными бумагами. Эксперты не прогнозируют радикального изменения ситуации в текущем году — банки продолжат чистить балансы и искать источники повышения рентабельности альтернативные кредитованию.
Начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб:
«Темпы роста кредитования в этом году несколько вырастут
по сравнению с прошлым годом — до 10% с 2% — на фоне улучшения ситуации с ликвидностью. В то же время, соотношение кредитов к ВВП продолжит снижаться, то есть, кредитная активность в банковской системе будет находиться на уровне ниже потенциального».
Руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александр Вальчишен:
«Текущая прибыльность банковской системы Украины несколько иллюзорна. Несмотря на прибыльность второй год
подряд, банковский сектор еще не вышел из кризиса 2008 года. Взять хотя бы такой показатель как возврат средств, потраченных налогоплательщиками на поддержку государственных банков («Укрэксимбанк», «Ощадбанк») и новых государственных банков («Укргазбанк», банк «Киев»)».
Руководитель информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Николай Ивченко:
«Темпы прироста активов банковской системы во втором квартале будут примерно сопоставимыми с первым кварталом
и составят 1,6-1,9%. Ускорение роста активов может начаться во втором полугодии, когда появятся признаки ускорения экономического роста как внутри страны, так и за ее пределами. На фоне медленного роста мировой и украинской экономик прибыльность в банковской системе в ближайшие несколько месяцев не будет существенно увеличиваться, и по итогам полугодия может составить около 2-2,5 млрд грн. Во втором полугодии банковский сектор может начать работать более эффективно на фоне ускорения развития мировой и украинской
экономик, и прибыль банковского сектора по итогам года может составить 4-5 млрд грн».
Начальник сектора рыночных исследований «Украинское кредитно-рейтинговое агентство» (UCRA) Виктор Шулик: «По итогам текущего года рост активов банковской системы возможен в пределах 3-5%, а прибыль может превысить 5 млрд грн».
Валютное регулирование: таблетка от давления на гривну По данным Национального банка, на валютном рынке все более чем замечательно: национальная
валюта демонстрирует стабильность по отношению доллару, население – повышенное доверие к гривне, что подтверждается приростом гривневых депозитов за январь-апрель на 16,3% при одновременном сокращении валютных на 0,2%. Директор генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова заявила о переломном апрельском превышении предложения валюты над спросом и сохранении этой тенденции в мае текущего года. Так, объем чистого предложения безналичной валюты составил 213 млн долл. в апреле и 127
млн долл. – в мае текущего года, на наличном рынке — 118 млн долл. в апреле и почти 100 млн долл. – в мае. С учетом этих факторов регулятору удалось снизить степень «вмешательства» в межбанковский валютный рынок до 1% с 3% за аналогичный период прошлого года, а также нарастить золотовалютные резервы на 2,06% в апреле и на 2,82% — с начала текущего года. Безусловно, на фоне сокращения резервов в 2012 году на 22,8% нынешний рост не говорит о переломном моменте на денежно-кредитном рынке. Кроме того, неспроста
же продлены еще на 6 месяцев обязательная продажа 50% валютной выручки и ограничение сроков расчетов по экспортно-импортным операциям. Нацбанк не готов отменить введенные в ноябре прошлого года новшества, благодаря которым активно наращивает резервы, поскольку задачи по обеспечению стабильности гривни и низкой инфляции продолжают оставаться на повестке дня. По оптимистическому прогнозу экспертов — если ситуация на валютном рынке не ухудшится — резервы будут увеличиваться и ограничения могут быть сняты. При
реализации пессимистического сценария — если гривня обесценится по отношению к доллару и правительству не удается договориться с МВФ – резервы на конец года сократятся на 15-20% параллельно с ужесточением валютного регулирования. Руководитель информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Николай Ивченко: «На размер резервов до конца текущего года будет влиять долговая политика, частота выхода на рынок еврооблигаций, режим сотрудничества с МВФ, темпы роста мировой и украинской экономик, ситуация
с бюджетом. В связи с тем, что однозначно спрогнозировать развитие этих факторов тяжело, прогнозный разброс золотовалютных резервов на конец текущего года составляет 23-26 млрд. долл».
Начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб:
«В лучшем случае, золотовалютные резервы НБУ останутся на неизменном уровне (24-25 млрд долл.). Если давление на гривню возобновится, что не исключено во время традиционного осеннего всплеска спроса
на валюту, то резервы НБУ в этом году снизятся еще на 15-20%».
Начальник отдела финансовых проектов рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг» Светлана Рекрут:
«Во втором полугодии обычно возрастает спрос на валюту со стороны наличного рынка, что, несомненно, приведет к росту девальвационных ожиданий и спроса на валюту, а также потребует больше административных и рыночных усилий со стороны Нацбанка. Также предстоят большие выплаты по внешним долгам (около 3,9 млрд
долл. по кредиту МВФ и 1 млрд долл. на погашение еврооблигаций в июне), что будет оказывать давление на золотовалютные резервы. Если Украине будет под силу рефинансировать большую часть валютных долгов к погашению, то существенного сокращения золотовалютных резервов не будет, и НБУ обеспечит плавную и контролируемую девальвацию гривни к концу года, а также сохранит полный контроль над валютным рынком. Объем золотовалютных резервов на конец года составит 21,5 млрд долл.»
Главный экономист
финансовых рынков «Креди Агриколь Банка» Александр Печерицын:
«Решение Национального банка продлить ограничения на валютном рынке было прогнозированным, поскольку это позволяет снизить дисбалансы и сдерживать курс. НБУ готов и дальше сочетать рыночные методы с административными ограничениями для контроля стабильности валютного курса. Если давление на курс будет усиливаться, то НБУ может ввести дополнительные ограничения либо ужесточить существующие».
Руководитель
аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» Александр Вальчишен:
«В случае дальнейшего благоприятного развития событий Национальный банк не будет продлевать ограничения на валютном рынке, однако такой вариант менее вероятен, чем вариант, когда норма по обязательной продаже 50% валютной выручки будет продлеваться и далее, на 2014-й год. При росте негативных ожиданий возможно также увеличение нормы по обязательной продаже валюты с 50% до 75-100%».
Президент
Украинского аналитического центра Александр Охрименко:
«Формально НБУ может продлевать норму продажи валютной выручки и до 2015, и 2016 года. С точки зрения теории, сейчас нужно 100% продажи валютной выручки, но власти приходится учитывать интересы экспортеров, поэтому ограничение составляет 50%. Достижение профицита платежного баланса по итогам первого квартала подтверждает, что нынешнее ограничение устраивает и власть, и бизнес. Ожидаемое принятие законопроекта о налогообложении безналичных
валютных операций дополнительно снизит спрос на валюту. Также НБУ может увеличить нормы обязательного резервирования по валютным депозитам, что будет стимулировать банки снизить их привлечение. Кроме того, возможно реанимирование идеи налогообложения наличных валютных операций. Но в целом, более радикальных реформ на валютном рынке в текущем году не ожидается».
Монетарная база: Нацбанк «закручивает гайки»
За первые четыре месяца года монетарная база выросла на
4,7%, денежная масса – на 5,6%. Общий объем остатков банковских депозитов за это период увеличился на 5,7%, в основном, за счет средств физических лиц в национальной валюте. При этом общий объем остатков по кредитам вырос всего на 1,9%, в большей степени за счет прироста кредитов в иностранной валюте, предоставленных юридическим лицам. Увеличился и объем наличности вне банков — на 5,5%, в то время как остатки на корсчетах банков снизились на 18,3%. Эксперты считают, что показатели свидетельствуют о продолжающихся
проблемах с ликвидностью в системе и не достаточно сбалансированной структуре ресурсной базы банков, а также о все еще низкой эффективности их работы.
Начальник сектора рыночных исследований «Украинское кредитно-рейтинговое агентство» (UCRA) Виктор Шулик:
«Сейчас сложно прогнозировать, насколько активно страна будет печатать деньги. Если внешний спрос и дальше будет падать, то такие действия могут превратиться в вынужденную меру. Максимальный прирост монетарной
базы и денежной массы за год составит 7% и 14%, соответственно. При этом прирост денежной массы зависит от эффективности функционирования банковской системы страны».
Руководитель информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Николай Ивченко:
«Данные показатели в текущем году вряд ли продемонстрируют высокие темпы роста – не более 8% по монетарной базе и не свыше 12% по денежной массе. Оснований для более значительного роста денежных агрегатов в этом
году нет, так как темпы роста украинской экономики близки к нулю». Иностранные инвестиции: секреты повышения привлекательности Иностранные инвестиции как лакмус привлекательности нашей банковской системы демонстрируют устойчивое падение. Согласно данным Госстата, в первом квартале текущего года в Украину поступило 1,56 млрд долл. прямых иностранных инвестиций, но если учитывать отток капитала и курсовую переоценку, то показатель вдвое меньше — всего 736,6 млн долл., или на 13% меньше, чем в первом квартале
прошлого года. Доля иностранного капитала в украинском банковском секторе, на который приходится треть общего объема инвестиционных денег, продолжает снижаться, только по итогам первого квартала показатель составил 1,2 п.п. — до 38,3%.
Инвесторы обещают увеличить денежные вливания в нашу страну в разы, если мы победим коррупцию и усовершенствуем действующее законодательство в части защиты их прав. А пока, по оценкам Европейской Бизнес Ассоциации, индекс инвестиционной привлекательности
Украины за 1 квартал не изменился и составляет 2,12 баллов из 5 возможных. Поскольку показатель является наихудшим за последние четыре года, наиболее вероятный сценарий развития событий – прирост инвестиций в текущем году на уровне прошлого года.
Руководитель информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Николай Ивченко:
«Объем прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику в этом году не превысит 6,5 млрд долл. по причине продолжающегося долгового
кризиса в еврозоне и замедлившегося экономического роста в Китае. Доля иностранного капитала в уставном капитале украинской банковской системы к концу года может продолжить снижаться до 37%».
Начальник сектора рыночных исследований «Украинское кредитно-рейтинговое агентство» (UCRA) Виктор Шулик:
«Иностранный капитал постепенно уходит из украинского банковского сектора по причине ситуации в ряде материнских структур, которая не позволяет развивать бизнес на высокорисковых
рынках, таких как Украина. Также для многих банков наша операционная среда остается непонятной и неподходящей, а масштабы роста бизнеса часто не оправдывают ожиданий».
Начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб:
«Доля иностранных банков продолжит снижаться – как за счет выхода банков из сектора, так и за счет консервативной политики остающихся иностранных игроков. На этом фоне будет расти доля частных украинских банков, которые
придерживаются агрессивных стратегий роста и/или имеют значительную политическую поддержку».
Статус наблюдателя в Таможенном союзе можем получить уже завтра
Накануне заседания Высшего Евразийского экономического совета в столице Казахстана, участие в котором планирует принять и Президент Украины Виктор Янукович, агентство РИА «Новости» провело тематический видеомост Киев — Москва — Астана. Самые горячие дебаты возникли, конечно же, между украинской и российской столицами. А участник от Казахстана после заявления заместителя директора Института стран СНГ Владимира Жарихина о необходимости не только экономической, но и политической интеграции
в пределах Таможенного союза вообще исчез под формулировкой «срочно вызвали в правительство».
Так вот, первая важная новость — в Астане может быть подписан меморандум между Украиной и странами Таможенного союза об углубленном сотрудничестве, который предусматривает предоставление Киеву статуса наблюдателя. Об этом рассказал правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ, ЕврАзЕс и другими региональными объединениями Валерий Мунтиян. «Или второй вариант
— будет дано поручение подписать этот меморандум непосредственно Евразийской экономической комиссии, господину Христенко (глава Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко. — Авт.), и нашему Премьер-министру Николаю Азарову», — уточнил чиновник.
По его мнению, восточная интеграция крайне необходима Украине, потому что она сделает возможным сохранение имеющихся рынков сбыта и обеспечит рост экономики. «Самый большой товарооборот Украина имеет со странами Таможенного союза. В 2011-м
— 65,6 миллиарда долларов, за 2012-й — 63 миллиарда. Найти другие такие рынки будет весьма сложно», — аргументировал свою позицию господин Мунтиян. Это вызвало естественный вопрос от Москвы, озвученный завсектором экономразвития постсоветских государств Центра постсоветских исследований Отделения международных экономических и политических исследований Института экономики РАН Еленой Кузьминой — если так, то неужели у Украины было мало времени, чтобы оценить выгодность полноценного участия в ЕврАзЕс, которая является
основателем Таможенного союза?
Позиция Украины так бы и осталась довольно странной, если бы исполнительный директор международного фонда Блейзера, экономист Олег Устенко не напомнил, что наше государство может получить серьезные выгоды и от европейского вектора: «Часть Соглашения об ассоциации касается торговли, другая — институциональных изменений, которые Украина должна осуществить. Кстати, такие же изменения нужны и Российской Федерации, и Казахстану, и Беларуси. Не секрет, что в
этих трех странах есть масса ограничений на пути прямых инвестиций». По словам экономиста, чтобы выиграть не в короткой, а в далекой перспективе, нужно бороться с коррупцией, улучшать бизнес-климат, и именно это предлагает евроинтеграция.
Такая позиция экономиста вызвала недовольство у российской стороны видеомоста.
Там не только нервозно воспринимали информацию об «украинском статусе наблюдателя», но и не скрывали, что Таможенный союз они видят в будущем не
только как экономическое, но и политическое сообщество, в котором его участники будут делегировать часть полномочий от национальных правительств в наднациональные органы. Таким образом, в результате все остались при своих позициях. Смогут ли продвинуться дальше в переговорах политики — покажет завтрашнее заседание в Астане.
Приехала теща в гости. Ночью зять встал водички попить. Заходит на кухню, а теща в кастрюлю с борщом нужду справляет. Зять в шоке говорит: "Что ж вы делаете, мама!" А та в ответ: "Злые вы, уйду я от вас".