Импорт энергосберегающего оборудования оказался без льгот
Кабинет Министров Украины обнародовал постановление № 1031, в соответствии с которым был упразднен ряд нормативных актов, регулирующих вопросы льготного (т. е. без ввозной пошлины) импорта продукции с целью создания новых энергосберегающих технологий.
Со дня его официального опубликования постановления № 1031 утратит силу постановление КМУ от 18 марта 2009 года № 284, которым определен порядок ввоза энергосберегающего оборудования, а также распоряжение КМУ от 15 апреля
этого года об утверждении состава межведомственной комиссии, которая формировала список предприятий, освобождающихся от уплаты пошлины при ввозе такой продукции.
Поводом к принятию Кабмином такого постановления послужило решение Конституционного Суда Украины от 14 июля 2009 года об отмене Закона о минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности, которым, в частности, разрешался беспошлинный ввоз ряда оборудования, включая энергосберегающее, до 1 января
2011 года.
Парламент настаивает на введении равных условий въезда для граждан Украины во все страны мира
Ввести общий визовый режим с Украиной для всех стран мира, которые не удосужились упростить для нашей страны визовый режим, предлагают народные депутаты Нестор Шуфрич и Елена Лукаш, представляющие в парламенте фракцию ПР. Свои инициативы парламентарии отобразили в проекте Закона, зарегистрированном в ВР под номером 5186.
Проектом Закона парламентарии предлагают отменить безвизовый режим для тех стран, которые в свою очередь не установили аналогичный безвизовый режим
с Украиной. Более того, парламентарии предлагают установить те же требования к иностранцам при получении виз в Украину, которые соответствующие страны предъявляют к гражданам Украины (например: предоставление справки о заработной плате, выписки из банковского счета, сведений об имуществе и т. д. при оформлении виз в Украину)
Свои требования парламентарии обосновывают очень просто. После подписания соответствующих указов Президента для многих стран был отменен визовый режим с Украиной.
В то же время правительство этих стран не отменило визовый режим для Украины и, более того, консульские отделы при посольствах при оформлении виз требуют с украинских граждан не всегда обоснованный список документов. В случае одобрения законопроекта Кабмин будет обязан провести переговоры с рядом стран об упрощении визового режима или ввести соответствующий режим для стран, отказавшихся упростить визовые процедуры. Правда, в этом случае Президент должен будет отменить подписанные им ранее указы об упрощении
визового режима.
Шановн╕ доброд╕╖, для б╕льш ефективного використання Вашого робочого часу пропону╓мо Вам профес╕йно осво╖ти програмний комплекс “MD OFFICE”.
Трен╕нг-лаборатор╕я НВО “Поверхность” запрошу╓ Вас взяти участь у спец╕альн╕й осв╕тн╕й програм╕ для нових користувач╕в. П╕д час ╕нтенсивних практичних занять Ви познайомитеся з ус╕ма можливостями системи й набудете навички роботи, необх╕дн╕ для профес╕йного росту й роботи з новими правилами.
Ми пропону╓мо Вам:
проведення занять сертиф╕кованими ╕нструкторами ╕ фах╕вцями НВО “Поверхность”;
використання ориг╕нальних методик навчання;
╕ндив╕дуальний п╕дх╕д до кожного слухача;
високий р╕вень техн╕чного оснащення навчальних клас╕в;
забезпечення слухач╕в навчальними матер╕алами;
видача сертиф╕кат╕в про проходження навчання;
заняття в групах в╕д 6 до 12 чолов╕к;
процес навчання побудований на р╕шенн╕ реальних задач;
Навчальна програма склада╓ться з практичних занять, що враховують побажання й р╕вень п╕дготовки слухач╕в:
MD STANDART
– п╕дготовка фах╕вц╕в з декларування вантаж╕в (декларант, митний брокер) до роботи з програмами MD Info +MD Explorer + MD Declaration.
Програма курсу включа╓ в себе: Роботу з УКТЗЕД; пошук нормативних документ╕в; розрахунок платеж╕в; ведення склад╕в СТЗ та МЛС; створення декларац╕й;
ведення товарно╖ номенклатури користувача; ╕мпорт даних з Excel файл╕в; створення зв╕т╕в по ГТД ╕ т.д.
Особливу увагу буде прид╕лено робот╕ з електронним ╕нвойсом
Тривал╕сть курсу MD STANDART 20 годин, варт╕сть 720 грн
Запрошу╓мо Вас
у групу за курсом MD STANDART (20 академ╕чних годин, протягом 5 робочих дн╕в по 4 академ╕чн╕ години). Заняття проводяться у веч╕рн╕й час в центр╕ м╕ста.
Кожен слухач ма╓ можлив╕сть прослухати весь курс у ц╕лому або вибрати модул╕ за сво╖м розсудом.
Ми спод╕ва╓мося, що трен╕нг буде сприяти профес╕йному росту фах╕вц╕в Вашого п╕дпри╓мства.
Для контакт╕в: тел/факс: (044) 332-66-91, 332-66-92, 332-66-93
31.10.2009, г. Донецк: МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЙ при таможенных формальностях..."
>
«Донецкая ТПП –Ваш надежный компас в мире бизнеса»
31 октября 2009 года г. Донецк Донецкая ТПП совместно с ООО "НПО «Поверхность
МД» проводит »СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
"МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНВЕНЦИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ. «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ"
Дата проведения семинара: 31 октября 2009 года
Начало регистрации 9:00-9:30.
Лекторы:
· ведущие специалисты Государственной таможенной службы Украины; ·
специалисты ООО "НПО “Поверхность МД” (комментарии, консультации).
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
I. Обзор изменений в таможенном законодательстве Украины. Практические навыки их применения. II. Механизмы осуществления таможенных процедур при перемещении товаров в таможенные режимы
1. Режим временного ввоза (вывоза):
- механизм реализации норм международных конвенций
(Стамбульская, Киотская); - обеспечение идентификации временно ввезенных (вывезенных) товаров; - гарантирование соблюдения таможенного режима временного ввоза (вывоза); - механизм передачи права на временный ввоз (вывоз) товаров другому лицу; - определение сроков временного ввоза товаров и порядок их продления; - многоразовое перемещение товаров через таможенную границу; - особенности применения таможенного режима с применением книжек (карнетов) А.Т.А (с 1 января 2010 г. карнеты
АТА будет выдавать Донецкая ТПП).; - завершение таможенного режима.
2. Таможенные режимы переработки:
- разрешение на переработку товаров
на таможенной территории Украины или за ее пределами; - Операции по переработке товаров; - сроки переработки и порядок их продления; - порядок таможенного оформления и налогообложения продуктов переработки; - меры нетарифного регулирования при осуществлении операций по переработке.
3. Таможенные режимы реэкспорт, реимпорт и др.
III. Реализация процедуры электронного декларирования товаров
- необходимые условия для применения информационных технологий; - внедрение
электронного документооборота с использованием механизма электронной цифровой подписи; - альтернативная форма указания в ГТД сведений относительно описания перемещаемых товаров; - приобщение к ГТДсчета-фактуры или другого документа, который определяет стоимость товара; - совершенствование принципов применения ГТД, представленной
таможенному органу как электронный документ (ЭГТД); - Установление порядка принятия, регистрации, закрепление факта завершения таможенного оформления товаров по ЭГТД; - Установление порядка подтверждения факта вывоза (пересылки) за пределы таможенной территории Украины товаров, оформленных по ЕВМД.
IV. Осуществление контроля правильности определения страны происхождения товаров и принятие решений об определении страны происхождения товара
-новые правила определения страны происхождения
товара; - формы решений об определении страны происхождения товара; - механизм принятия решения об определении страны происхождения товара; - процедура восстановления таможенными органами к товару режима свободной торговли / наибольшего благоприятствования; - документы о происхождении товаров и случаи представления декларантом дополнительных сведений о стране происхождения товара.
V. Определение таможенной стоимости и пути для снижения риска корректировки по действующему таможенному
законодательству. Мониторинг цен.
- Предварительный анализ по критериям риска "таможенная стоимость товаров"; - Актуальные вопросы методов определения таможенной стоимости товаров. - Способы ведения переговоров с целью доказывания правильности определения таможенной стоимости. - Подтверждение таможенной стоимости - обязанности и права декларанта. - Выпуск товара в свободное обращение под гарантийные обязательства. - В чем суть Процедуры осуществления таможенными
органами контроля над правильностью определения таможенной стоимости. - Ошибки, допускаемые декларантом и брокером при определении таможенной стоимости и оформлении документов, как их избежать. - Возможности и результаты различных способов обжалования действий и решений таможенных органов.
МАСТЕРСТВО В ДЕКЛАРИРОВАНИИ. Электронное декларирование товаров (по желанию слушателей).
Каждому участнику предоставляется:
· Именной сертификат
об участии в учебно-практическом семинаре. · Блокнот, ручка; · Информационные материалы по теме семинара.
Стоимость участия в семинаре: – 600 грн. (плюс НДС);
ДЛЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ ПАЛАТЫ СКИДКА 10%
Место и дата проведения семинара: г. Донецк,
пр. Киевский, 87 (конференцзал Донецкой ТПП).
Более детальную информацию о семинаре ВЫ можете получить по телефонам: 8-062-387-80-20, МОБ. 8-050-544-59-66, 8-062-387-80-82, тел/факс 8.062-387-80-21
e-mail: vek@dtpp.donetsk.ua
Надеемся, что информация, полученная на семинаре, принесет неоценимую помощь в ведении Вашего бизнеса
ДМСУ: Щодо постанови Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 24.07.2009 N 767 "Про внесення зм╕н до деяких постанов Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни"
ДЕРЖАВНА МИТНА СЛУЖБА УКРА╥НИ
ЛИСТ
в╕д 29.09.2009 р.
Голов╕ Ради п╕дпри╓мц╕в при
Каб╕нет╕ М╕н╕стр╕в Укра╖ни О. П. Продан
Шановна Оксано Петр╕вно!
Держмитслужбою опрацьовано лист Ради п╕дпри╓мц╕в в╕д 28.08.2009 N 344 щодо постанови Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 24.07.2009 N 767 "Про внесення зм╕н до деяких постанов Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни", зг╕дно з положеннями пункт╕в 1 ╕ 2 зм╕н яко╖ ориг╕нал вантажно╖ митно╖
декларац╕╖ кра╖ни в╕дправлення ╓ обов'язковим документом, необх╕дним для зд╕йснення митного контролю й митного оформлення товар╕в, що перем╕щуються через митний кордон Укра╖ни, незалежно в╕д митного режиму, в який вони пом╕щуються (напрямки перем╕щення ввезення, вивезення, транзит), та при декларуванн╕ митно╖ вартост╕ товар╕в, як╕ перем╕щуються через митний кордон Укра╖ни, й подання в╕домостей для ╖╖ п╕дтвердження.
Вказан╕ зм╕ни, в╕дпов╕дно до положень пункту
2 прийнято╖ постанови, набирають чинност╕ через 90 дн╕в з дня ╖╖ оф╕ц╕йного опубл╕кування, тобто з 27 жовтня поточного року (опубл╕кована в газет╕ Урядовий кур'╓р, 2009, 07, 28.07.2009 N 134).
Вважа╓мо що реал╕зац╕я положень вказано╖ постанови при практичному ╖х застосуванн╕ призведе до негативних насл╕дк╕в.
Зм╕нами передбачено
обов'язкове подання ориг╕налу вантажно╖ митно╖ декларац╕╖ кра╖ни в╕дправлення незалежно в╕д митного режиму, у який вони пом╕щуються.
Однак ╖╖ подання при зд╕йсненн╕ митного оформлення товар╕в у митний режим транзиту неможливо, оск╕льки в╕дпов╕дно до положень статт╕ 6 Закону Укра╖ни "Про транзит вантаж╕в" транзит вантаж╕в супроводжу╓ться товарно-транспортною накладною, складеною мовою м╕жнародного сп╕лкування.
Залежно
в╕д обраного виду транспорту такою накладною може бути ав╕ац╕йна вантажна накладна (Air Waybill), м╕жнародна автомоб╕льна накладна (CMR), накладна УМВС (СМГС), накладна Ц╤М (С╤М), накладна Ц╤М/УМВС (CIM/SMGS,
ЦИМ/СМГС), коносамент (Bill of Lading). Кр╕м цього, транзит вантаж╕в може супроводжуватися (за наявност╕) рахунком-фактурою (Invoice) або ╕ншим документом, що вказу╓ варт╕сть товару, пакувальним листком (специф╕кац╕╓ю), вантажною в╕дом╕стю (Cargo Manifest), книжкою МДП (Carnet TIR), книжкою ATA (Carnet ATA).
При цьому останньою частиною статт╕ 6 цього Закону,
службовим особам спец╕ально уповноважених орган╕в виконавчо╖ влади, як╕ зд╕йснюють контроль транзитних вантаж╕в, забороня╓ться вимагати в╕д учасник╕в транзиту ╕ншо╖ документац╕╖ транзиту вантаж╕в, кр╕м визначено╖ частиною першою ц╕╓╖ статт╕ та м╕жнародними договорами Укра╖ни.
Враховуючи викладене, б╕льш╕сть учасник╕в транзиту (вантажовласник╕в, перев╕зник╕в, експедитор╕в) не зможуть забезпечити наявн╕сть ориг╕налу паперового прим╕рника вантажно╖ митно╖ декларац╕╖
з незалежних в╕д них причин, що призведе до повно╖ зупинки транзиту товар╕в через митну територ╕ю Укра╖ни.
При цьому подання коп╕╖ вантажно╖ митно╖ декларац╕╖ кра╖ни в╕дправлення вказаною постановою Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни не передбачено.
Проте, про неможлив╕сть подання нав╕ть коп╕╖ вантажно╖ митно╖ декларац╕╖ кра╖ни в╕дправлення пов╕домлено Держмитслужбу Представництвом Укра╖ни при ╢вропейських Сп╕втовариствах
(лист в╕д 20.08.2009 N 3111/16-230-1791) за результатами робочо╖ зустр╕ч╕, проведено╖ 19.08.2009 з представниками Генерального директорату з оподаткування та митного союзу ╢вропейсько╖ ком╕с╕╖.
За пов╕домленням Представництва Укра╖ни при ╢вропейських Сп╕втовариствах, ╢вропейською стороною по╕нформовано про неприйнятн╕сть застосування под╕бно╖ практики в╕дносно ╕мпортер╕в кра╖н - член╕в ╢С, у зв'язку з тим, що ╕мпортер (ма╓ться на уваз╕ резидент Укра╖ни):
по-перше, не ╓ власником експортно╖ декларац╕╖, вона належить експортеров╕ та митним органам кра╖ни експорту, при цьому ╕мпортер не ма╓ доступу до експортно╖ декларац╕╖;
по-друге, з 1 липня 2009 року митними органами ╢С для оформлення приймаються виключно електронн╕ декларац╕╖, декларац╕╖ в паперовому формат╕ не використовуються;
по-трет╓, якщо товари експортуються
п╕сля режиму транзиту (зал╕зниця, TIR), застосову╓ться спрощена процедура митного оформлення у режим╕ експорт.
Кр╕м цього, ╢вропейська ком╕с╕я ще листом в╕д 27 березня 2008 року (коп╕я та неоф╕ц╕йний переклад дода╓ться) наголосила, що вимога надання коп╕╖ експортно╖ вантажно╖ митно╖ декларац╕╖ не в╕дпов╕да╓ м╕жнародним
митним стандартам, сучасн╕й митн╕й практиц╕ ╕ може бути розглянута як торговельний бар'╓р.
Таким чином, ориг╕налу паперового прим╕рника експортно╖ вантажно╖ митно╖ декларац╕╖ в кра╖нах ╢вропейського Сп╕втовариства не ╕сну╓ взагал╕, а отримання електронного прим╕рника декларац╕╖ можливе т╕льки п╕сля при╓днання Укра╖ни до Конвенц╕╖ про спрощення формальностей у торг╕вл╕ товарами.
З набранням чинност╕ ц╕╓ю постановою,
у раз╕ в╕дсутност╕ ориг╕налу вантажно╖ митно╖ декларац╕╖ кра╖ни в╕дправлення при митному оформленн╕ товар╕в, митн╕ органи змушен╕ будуть в╕дмовляти у ╖х митному оформленн╕.
Виходячи з вищевикладеного, набрання чинност╕ пунктами 1 ╕ 2 зм╕н, затверджених постановою Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни в╕д 24.07.2009 N 767, не забезпечить в╕дчутного ефекту в частин╕ посилення контролю за правильн╕стю визначення митно╖ вартост╕ товар╕в, зважаючи на в╕дсутн╕сть митно╖ вартост╕
товару в так╕й декларац╕╖, й призведе до призупинення митного оформлення товар╕в.
З метою недопущення зриву митними органами виконання розпису доходно╖ частини Державного бюджету Укра╖ни та уникнення звинувачень з боку ╢вропейського Сп╕втовариства в частин╕ створення Укра╖ною торговельних бар'╓р╕в, Держмитслужбою розроблено проект постанови Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни про виключення пункт╕в 1 ╕ 2 Зм╕н, що вносяться до постанов Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни, затверджених
вказаною постановою (дода╓ться). Зазначений проект постанови направлено до М╕н╕стерства ф╕нанс╕в Укра╖ни листом Держмитслужби в╕д 31.08.2009 N 11/1-10.10/8308.
Зважаючи на викладене, з метою якнайшвидшого реагування центральними органами виконавчо╖ влади п╕д час проведення в установленому порядку узгоджувальних процедур при опрацюванн╕ п╕дготовлених Держмитслужбою зм╕н, просимо залучити увагу громадськост╕ до зазначеного питання.
(Коп╕я
листа ╢вропейсько╖ ком╕с╕╖ та проект постанови Каб╕нету М╕н╕стр╕в Укра╖ни не наводяться)
Абзацом четвертим пункту 12.6 Закону визначено, що порядок погашення податкових зобов'язань або податкового боргу померло╖ або безв╕сти в╕дсутньо╖ ф╕зично╖ особи визнача╓ться законодавством з питань оподаткування доход╕в ф╕зичних ос╕б.
В╕дпов╕дно до пункту 2.3 статт╕ 2 Закону Укра╖ни "Про податок з доход╕в ф╕зичних ос╕б" в╕д 22.05.03 № 889-IV якщо платник податку помира╓ або визна╓ться судом померлим чи безв╕сно в╕дсутн╕м, то податок за останн╕й податковий пер╕од справля╓ться з актив╕в такого платника податку (нарахованих на його користь доход╕в) при в╕дкритт╕ спадщини, з урахуванням обмежень, встановлених законом.
Зг╕дно з╕ статтею 1282 Цив╕льного кодексу Укра╖ни розм╕р задоволення спадко╓мцями вимог кредитор╕в за зобов’язаннями спадкодавця обмежу╓ться варт╕стю майна, одержаного у спадщину.
Таким чином, податков╕ зобов’язання або податковий борг померло╖ або безв╕сти в╕дсутньо╖ ф╕зично╖ особи п╕дляга╓ сплат╕ за рахунок майна, одержаного у спадщину.
Правительство Беларуси приостановило действие антидемпинговых пошлин в отношении украинской карамели
Правительство Беларуси приостановило действие антидемпинговых пошлин в отношении трех производителей украинской карамели.
Соответствующее решение содержится в постановлении Совета министров №1268, текст которого размещен на Национальном правовом интернет-портале.
Правительство Беларуси согласилось с предложением МИД о принятии взятых на себя обязательств дочерним предприятием "Кондитерская корпорация "Рошен", ЗАО "Житомирские ласощи" и АОЗТ
"Харьковская бисквитная фабрика" и не применять к ним антидемпинговую пошлину "при условии поставки карамели на таможенную территорию Беларуси по ценам не ниже нормальной цены этого товара и предоставления в таможенный орган инвойса - обязательства, соответствующего ценовым обязательствам, а также сертификата о происхождении товара формы СТ-1".
Такие
условия поставки украинской карамели будут действовать до окончания периода действия антидемпинговых мер.
При этом правительство предоставило МИД право отклонять ценовые обязательства в случае их неоднократного нарушения (два и более раза) в период действия данных обязательств.
В случае отзыва ценовых обязательств или их отклонения МИД Беларуси с даты их отзыва или отклонения будет применяться антидемпинговая пошлина.
Как сообщалось ранее, в августе 2008 г. правительство Беларуси по результатам антидемпингового расследования ввело на 3 года антидемпинговую пошлину на импортируемую украинскую карамель. Размер пошлины составил 11,76% таможенной стоимости в отношении карамели, не содержащей какао. В отношении какаосодержащей карамели пошлина установлена на уровне 23,9% таможенной стоимости.
Между тем, на основании заявления кондитерской корпорации "Рошен" 6 марта 2009 г. Межведомственная комиссия по международной торговле Украины провела антидискриминационное расследование, по результатам которого установила факт дискриминационных действий со стороны Беларуси в отношении реализации украинской карамели на белорусском рынке.
Украина и ЕС завершат переговоры по соглашению об ассоциации до конца 2009 г., кроме части о зоне свободной торговли
Украина и Европейский Союз готовы завершить переговоры по соглашению об ассоциации до конца текущего года, кроме части соглашения о зоне свободной торговли, заявил заместитель министра иностранных дел Украины Константин Елисеев.
"Я бы хотел заявить нашу совместную позицию: до конца текущего года мы, по сути, завершим переговорный процесс по всем основным разделам соглашения об ассоциации за исключением тех, которые касаются зоны свободной торговли", - сказал он на совместном
брифинге после завершения очередного раунда переговоров с делегацией ЕС 5 октября в Киеве.
В то же время заместитель директора по вопросам внешних отношений Европейской Комиссии Хьюг Мингарелли (Hugues Mingarelli) добавил, что в течение текущего месяца планируется к подписанию ряд документов в сфере авиации, относительно присоединения Украины к Соглашению об энергетическом сообществе, а также об участии Украины в программах и институциях, агентствах и органах ЕС.
Он
также подчеркнул, что подписание таких документов свидетельствует о "все более глубоком и прогрессивном" сотрудничество ЕС и Украины в последние годы.
"Но что касается соглашения об ассоциации, то до конца никаких документов к подписанию не ожидается, пока мы не придем к окончательному согласию относительно всех частей соглашения, всех компонентов этого соглашения, мы не сможем подписать данное соглашение об ассоциации", - сказал Х.Мингарелли.
В то же время К.Елисеев
выразил убеждение, что в ходе саммита Украина-ЕС, который состоится 4 декабря, стороны смогут "окончательно согласовать финальный вариант повестки дня ассоциации Украины в Евросоюзе".
"По сути, это тот документ, который будет содержать согласованные позиции соглашения об ассоциации, и позволит нам, по сути, исполнять положения соглашения до вступления его в свою силу", - заявил он.
Перел╕к поширю╓ться на товари, як╕ заявляються до митного оформлення
в режим╕ "╤мпорт 40" та за кодом УКТЗЕД в╕дпов╕дають даним, наведеним в кол.2 Перел╕ку ╕з урахуванням текстового опису товар╕в, наведеного у колонц╕ 3 Перел╕ку.
Товари, як╕ досл╕джувались у 2008 роц╕, перев╕ряються на загальних п╕дставах.
Не п╕длягають обов'язков╕й лабораторн╕й
перев╕рц╕ товари, як╕ надавались на лабораторне досл╕дження у 2009 роц╕ та поставляються одним суб'╓ктом ЗЕД ╕ проходять митне оформлення в рамках одного контракту п╕д одним найменуванням (артикулом). Не п╕длягають обов'язков╕й лабораторн╕й перев╕рц╕ товари, що ввозяться в незначн╕й к╕лькост╕ (для маркетингових досл╕джень, "тестов╕" парт╕╖ товар╕в, тощо).
Панел╕, плити, плитки, блоки та аналог╕чн╕ вироби з рослинних волокон, соломи або стружки, тр╕ски, частинок, тирси тощо, агломерован╕ з цементом, г╕псом або ╕ншими м╕неральними речовинами
Х╕м╕чний склад, матер╕ал виготовлення
Сертиф╕кати,
╕нформац╕я про склад та призначення товару