В Баку в четверг прошла встреча на тему «Нефтяные доходы и институциональные реформы», организованная фондом помощи предпринимательству и развитию рыночной экономики, при поддержке USAID и американского фонда Евразия.
Как сообщил в ходе выступления директор центра мониторинга общественных финансов (PFMC) Ингилаб Ахмедов, в странах с большими нефтяными доходами существуют высокие экономические риски. «Нормативно-правовая база не бывает совершенной, есть проблемы в эффективном и прозрачном использовании бюджетных средств, и ненужные расходы», - сказал он.
По данным МВФ, в 2012 году в Азербайджане ВВП прогнозируется на уровне $51 млрд. МВФ предлагает меньше тратить и больше перечислять средств в Государственный нефтяной фонд. В результате, активы фонда в 2012 году могут составить $82 млрд.
По словам Ахмедова, в 2010 году активы фонда могут составить $36 млрд. При этом, бюджет страны будет на уровне $8,4 млрд.
«Это еще раз показывает, насколько сильно будет влияние нефтяных доходов на бюджет», - сказал он.
Кроме того, в странах с большими нефтяными доходами существует ряд рисков, в числе которых иностранные (связанные с конъюнктурой), операционные риски (связаны, в частности, с дисбалансом между предприятиями), финансовые риски (которые могут быть связаны с преувеличением расходов).
«Для таких стран существует также проблема профицита бюджета. Если бывает удачная конъюнктура, то бюджет выполняется с профицитом. Это может нанести ущерб налоговой системе. Аналогичные проблемы наблюдаются не только в Азербайджане, но и в Казахстане и России», - указал Ахмедов.
По его словам, существует также проблема управления. Во многих нефтяных странах имеются нефтяные, стабилизационные фонды, в том числе и в Азербайджане. В них существует проблема с отчетностью, ответственностью и прозрачностью.
Во внутренней экономике стран должен быть один регулирующий орган. Во многих странах эту роль играет бюджет и государство всячески этому способствует. В Азербайджане существует государственный бюджет, бюджет нефтяного фонда, который также очень значительный, бюджет Государственной нефтяной компании, которая осуществляет собственные социальные программы.
По мнению Ахмедова, здесь наблюдается слабая координация.
«Сложно регулировать макроэкономическую стабильность и контролировать расходы нескольких структур сразу», - сказал он. Одним из негативных факторов является то, что в бюджете Азербайджана не указаны отдельно нефтяные доходы.
По мнению директора PFMC, прежде всего, необходимо провести законодательные реформы, внести изменения в закон о бюджете, о Счетной палате.
«Реформированию должна подвергнуться система управления, она призвана четко разделить функции многочисленных исполнительных органов в соответствии с их положением. Необходимо ускорить переход государственных предприятий на международные корпоративные стандарты. Есть необходимость еще раз рассмотреть классификацию бюджета, а также усилить кадровую политику», - сказал он.
По мнению Ахмедова, обязательно надо унифицировать прогнозную базу между министерствами финансов и экономического развития, Национальным банком, Государственным статистическим комитетом.
«Важным видится также создание специального Совета по экономической безопасности при президенте Азербайджана», - сказал глава PFMC.