Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
04 мая 2011, среда


На Apple приходится половина прибыли рынка мобильных телефонов

В мартовском квартале на Apple пришлась половина всей операционной прибыли среди восьми крупнейших производителей сотовых телефонов, сообщает Canaccord Genuity. Это очень непропорционально по отношению к доле Apple на этом рынке, которая составляет всего 4,9%. Даже в отдельно взятом сегменте смартфонов доля Apple лишь 18,9%. Об этом написала Electronista.

Аналитик фирмы Майкл Уокли отмечает, что достижение Apple выглядит еще более впечатляющим с учетом других обстоятельств. Конструкция iPhone только одна, и различные ее варианты присутствуют на рынке менее пяти лет. Apple добилась успехов главным образом путем отнятия доли у других компаний. По мнению аналитика, эта тенденция будет продолжаться и впредь.

"Хотя бoльшая часть доли получена от Nokia, мы ожидаем, что Apple будет и дальше отнимать долю у Nokia и RIM по мере их перехода на новую ОС, - пишет Уокли. - Учитывая объявление RIM в последний четверг и наш скепсис в отношении QNX и способности RIM выпустить конкурентоспособные "супертелефоны" в течение 2012 года, мы считаем, что доля RIM будет падать в течение ближайших нескольких лет".


Как использовать ИТ для развития бизнеса по полной программе

Мобильные устройства, социальные медиа, видеоконференции, виртуальная реальность, блоги, "твиты"... Список технологий, которые могут принести компаниям большие преимущества или привести к большим потерям очень обширен. Настолько, что у топ-менеджмента может возникнуть соблазн пустить все на самотек и предоставить подчиненным возможность принимать решения, касающиеся IT, самостоятельно. Но это именно тот путь, по которому идти нельзя, пишет газета The Wall Street Journal.

В условиях глобальной цифровой экономики решающее значение для конкурентоспособности компаний любого типа приобрело грамотное построение и, главное, использование IT-инфраструктуры. От этого зависит, например, успешными или не очень будут взаимоотношения с партнерами и поставщиками, насколько быстро получат сотрудники необходимую для работы информацию и т. п. Таким образом, информационные технологии могут стать как эффективным инструментом для развития бизнеса, так и тяжелым якорем, который не даст компании двигаться вперед.

Конечно, это не означает, что топ-менеджеры должны вмешиваться во все процессы, касающиеся развития IT. Хотя стоит отметить, что в число мировых и российских best practics входит активное участие минимум одного из топ-менеджеров не только в определении IT-стратегии компании, но и в ее реализации.

Сегодня большинство продвинутых руководителей понимает, что IT могут быть как драйвером роста бизнеса компании, так и тормозом. И соответствующие вопросы поднимаются на различных мероприятиях (конференциях, семинарах и пр.), рассчитанных как на IT-руководителей, так и топ-менеджеров.

В последние полтора-два года, то есть с момента кризиса, директоров компаний интересует не столько то, как посредством IT обслуживать бизнес (создание инфраструктуры, создание службы поддержки пользователей и т. п.), сколько как с их помощью развить бизнес и зарабатывать больше.

К сожалению, многие руководители компаний часто не знают, с чего начать, когда речь идет об IT-менеджменте, пишет WSJ. В этой связи газета предлагает каждому руководителю задуматься всего над четырьмя вопросами и найти на них ответ.

Итак, вопрос № 1. Используете ли вы IT для преобразований в бизнесе или они нужны вам лишь для обслуживания текущих процессов?

Существует масса способов использования информационных технологий в стандартной ежедневной работе любой компании. И в большинстве случаев IT выполняет вспомогательные функции. Часто компании используют только те технологические возможности, без которых попросту нельзя выжить. Но существуют также вопросы развития бизнеса, самоуважения компании, удобства клиентов, экономии ресурсов.

Так, например, средняя авиакомпания вполне может по старинке продавать билеты через кассы. Однако уважающая себя компания обязана вспомнить о технологиях сегодняшнего дня и запустить приложение для смартфонов, которое позволит заказать билет и получить посадочный талон. Это, во-первых, уменьшит расход бумаги, а во-вторых, будет удобнее для клиентов, ведь с мобильным телефоном большинство людей практически не расстается.

Электронный посадочный талон - это пример использования новых технологий в бизнесе компаний, напрямую не работающих в цифровой среде. В США этот сервис внедрили практически все авиакомпании, пишет WSJ, и уже сложно вспомнить, какая из них сделала это первой.

Для того, чтобы перейти от банального использования информационных технологий к преобразованию бизнеса, компаниям стоит переосмыслить свой подход к предоставлению услуг. Для этого нужно подумать в том числе и о том, какой стратегический подход к IT нужно использовать, и задаться вопросом, как наладить лучшее взаимодействие со своими клиентами. Когда вы найдете ответ, вы получите новый бизнес.

Возвращаясь к примеру с авиакомпанией, ей нужно сделать так, чтобы пассажиры эконом-класса почувствовали себя важными клиентами - облегчить им хлопоты, связанные с поездкой и обеспечить все условия, чтобы их путешествие было приятным. Тогда пассажиры получат не стресс, а положительные эмоции.

Понятно, что такие нововведения требуют существенных временных и финансовых затрат - необходимо вносить изменения в уже существующие бизнес-процессы и технологии. Поэтому лучше делать это поэтапно, год за годом. При этом с каждым шагом компания будет становиться лучше и, в конце концов, получит огромное преимущество перед конкурентами, которые просто резко перейдут на новую технологию.

Примеры такого плавного и успешного перехода можно найти в любой сфере бизнеса - от приведенных выше авиаперевозок до банковских услуг.

Вопрос № 2. Учитываете ли вы различия бизнесов при стандартизации процессов?

Один из принципов цифровой экономики состоит в том, что в стандартизации бизнес-процессов нет ничего страшного - это позволяет компании выработать единый подход к решению всех задач и формирует положительное отношение клиентов.

Например, страховая компания может стандартизировать подход к продаже, обработке, поддержке и аннулированию страховых договоров. В таком случае при введении новых продуктов (опций, предложений), компании не нужно будет "изобретать велосипед" - достаточно повторить базовую процедуру с добавлением нового параметра. Это помогает экономить время и деньги, а клиентам - быстрее разобраться в новом предложении.

Однако здесь есть свои подводные камни - в некоторых компаниях руководство чересчур усердствует со стандартизацией. Далеко не все правила, работающие на развитых рынках, могут принести пользу на рынках развивающихся. Наоборот, чрезмерная зацикленность на всевозможных корпоративных "политиках" может нанести ущерб бизнесу.

WSJ приводит два примера - положительный и отрицательный. К последнему относится крупнейшая розничная сеть Wal-Mart. Для нее глобальная стандартизация является препятствием локальной эффективности бизнеса. Другой пример - Campbell Soup Co. Компания также ввела общие стандарты документооборота и логистики для всех подразделений, однако когда выяснилось, что некоторым предприятиям требуется иной подход, в систему были внесены изменения с учетом уникальных условий. Выборочная стандартизация позволила Campbell вести эффективный бизнес, поскольку у местных руководителей не были "связаны руки".

Вопрос № 3. Кто должен отвечать за воплощение технологической стратегии?

Если телекоммуникационная компания хочет стать более конкурентоспособной за счет улучшения клиентских сервисов, топ-менеджеры могут собрать вместе глав региональных офисов, а также руководителей подразделений развития сервисов и продуктов и попросить их совместно выработать наилучший подход для развития бизнеса.

Такой шаг может помочь найти пути для повышения уровня обслуживания клиентов во всех регионах. Однако возлагать на этих же людей обязанности по воплощению выработанных идей в жизнь - плохая идея, считают обозреватели WSJ. Руководители локальных подразделений не могут взять на себя ответственность за разработку или усовершенствование глобальных процессов компании. Ответственным за внедрение новшеств должен стать кто-то из топ-менеджмента - тот, кто имеет достаточно авторитета и влияния, чтобы преодолеть сопротивление грядущим изменениям.

Вопрос № 4. Новые технологии: расширение возможностей сотрудников или усиление контроля над ними?

Большинству компаний цифровая революция дала огромное преимущество - возможность собирать данные. Они знают все о своих клиентах: кто сколько смотрит телевизор, кто покупает подгузники, на сколько вырастут продажи супа, если снизить цену на 10% или какие аргументы лучше работают для убеждения потенциальных клиентов при "холодных звонках", совершаемых страховыми агентами.

Эти данные можно использовать двумя кардинально разными способами. Первый - передача функции принятия решений нижестоящим сотрудникам. Второй - централизация процесса и мониторинг результатов работы сотрудников.

Первый подход, по мнению авторов статьи WSJ, лучше для обеих сторон - и для компании и для сотрудников.

Когда компания использует полученные данные лишь для контроля над людьми, возникает обманчивое ощущение, что все хорошие идеи возникают у "верхушки". Второй путь, когда на уровне подразделений сотрудникам дают принимать решения, основанные на информации всей компании, приводит к лучшему развитию бизнеса.

Так, например, компания Seven-Eleven Japan Co - оператор крупнейшей сети небольших магазинов в Японии и США - централизованно управляет поставками и логистикой всей сети. Однако решения о закупках она отдает непосредственно магазинам. Все они получают данные по продажам товаров из тех или иных категорий, а также информацию об изменениях погодных условий и поступлении новых продуктов. В результате каждый из магазинов сети отвечает требованиям клиентов, быстрее происходит оборот товаров и повышается мотивация сотрудников.

Впрочем, реальность богаче любых учебников и, скорее всего, каждому руководителю компании придется не раз и не два искать ответы на множество новых "цифровых" вопросов - не менее "главных", чем перечисленные.


"Билайн" разменял сотню

Принадлежащая "Вымпелкому" торговая марка "Билайн" в этом году не войдет в сотню самых дорогих брендов мира по версии исследовательской сети Millward Brown, где она присутствовала с 2009 года. Марка МТС, наоборот, упрочит свои позиции, подорожав почти до $11 млрд. В конце прошлого года "Билайн" впервые уступил МТС первое место в рейтинге самых дорогих российских брендов, который составляет агентство Interbrand.

Британская исследовательская сеть Millward Brown публикует свою сотню самых дорогих брендов мира с 2006 года. В 2008-м МТС стал первым российским брендом, попавшим в этот рейтинг. Оцененная в $8,077 млрд торговая марка оператора заняла тогда 89-е место. В следующем году в рейтинг вошел и "Билайн": он с оценкой $8,884 млрд попал на 72-е место, всего на одну строчку отстав от МТС, чья стоимость равнялась тогда $9,189 млрд. В прошлом году разрыв между конкурентами увеличился. МТС подорожал на 6%, до $9,723 млрд (72-е место), а "Билайн", наоборот, подешевел на 8%, до $8,16 млрд (92-е место).

Свою очередную сотню самых дорогих брендов мира Millward Brown опубликует 9 мая. До этой даты компания не дает никаких комментариев, сообщил "Ъ" представитель Millward Brown Джонатан Тэмблин. Два источника "Ъ", близкие к составителям рейтинга, уверяют, что в этом году в сотню по-прежнему войдут две российские марки. Одна из них МТС. Этот бренд, говорят собеседники "Ъ", подорожал более чем на 10%, почти до $11 млрд. Другим российским брендом на этот раз может стать не "Билайн", а Сбербанк, чья марка оценена меньше, чем МТС. В самом банке не располагают информацией по этому проводу. В "Вымпелкоме" не стали комментировать возможное отсутствие в новом рейтинге Millward Brown до его официальной публикации. В МТС также отказались от комментариев.

В МТС все последние годы ссылались именно на рейтинги Millward Brown. "Вымпелком" же акцентировал внимание на своем лидерстве в топ-40 самых дорогих российских брендов, который с 2005 года публикует агентство Interbrand. В его первом рейтинге "Билайн" был оценен в $5,032 млрд, занявший второе место бренд МТС - в $4,66 млрд. В 2008 году "Билайн" стоил по версии Interbrand уже $7,43 млрд, МТС - $6,92 млрд. В кризисном 2009-м российский офис Interbrand свой рейтинг не публиковал, а в вышедшем в декабре прошлого года топ-40 "Билайн", оцененный в $6,323 млрд, впервые уступил первое место МТС ($7,753 млрд).

 

И Interbrand, и Millward Brown в оценке брендов исходят в первую очередь из финансовых показателей компании-владельца марки. Так, специалисты Millward Brown сначала определяют долю каждого бренда в общей прибыли (многие компании владеют сразу несколькими марками, например, у Coca-Cola Co помимо Coca-Cola это также Fanta, Sprite и др.). Затем вычисляется вклад непосредственно бренда в прибыль и потенциал бренда. Выручка всей группы МТС по US GAAP выросла в 2010 году на 15%, до $11,29 млрд, чистая прибыль - на 36%, до $1,38 млрд. У Vimpelcom Ltd. (помимо "Билайна" имеет еще один бренд - украинский Kyevstar) прирост выручки равнялся 9%, до $9,36 млрд, чистой прибыли - 45%, до $1,62 млрд.

О восприятии брендов самими потребителями можно судить по результатам ежеквартального исследования TGI компании Synovate Comcon. В 2008 году абонентами МТС себя называли 31,1% всех пользователей сотовых телефонов старше десяти лет, в 2010-м - уже 32,4%. У "Билайна", наоборот, зафиксирован спад - с 32,7% в 2008-м до 29,7% в 2010-м. В прошлом году "Вымпелком" впервые уступил второе место по количеству абонентов в России своему конкуренту по "большой тройке" "МегаФону" (первое место удерживает МТС).

Рейтинги, основанные на оценке нематериальных активов, в том числе брендов, не могут быть на 100% точными и бесспорными, настаивают в "Вымпелкоме". "В 2009-2010 годах мы существенно сократили расходы на продвижение бренда,- признает вице-президент "Вымпелкома" по маркетингу и бизнес-развитию Ольга Турищева.- Однако уже с конца прошлого года мы полностью пересмотрели маркетинговую стратегию, которая теперь основана на актуальных и простых предложениях с прозрачным ценообразованием". Весной "Вымпелком" выбрал себе нового креативного партнера - вместо агентства Lowe Adventa, работавшего с оператором с 2009 года, им стала сеть Young & Rubicam, чьи первые работы должны появиться в телеэфире уже в июне.

 


"Яндекс" нашел оценку

Российский поисковик "Яндекс", который разместит акции на американской NASDAQ в мае этого года, предварительно оценен в $6-7 млрд. IPO компании может состояться уже в конце мая, в ходе размещения "Яндекс" может продать 10-20% акций примерно на $1 млрд.

Вчера начался премаркетинг IPO "Яндекса", банки-организаторы оценили компанию в $6-7 млрд, сообщил "Интерфакс". По данным агентства, один из андеррайтеров Deutsche Bank оценил компанию без учета допэмиссии в $6,4 млрд. О том, что "Яндекс" может стоить по итогам размещения примерно $6,5 млрд, источники "Ъ" в инвестбанках рассказывали еще в начале этого года. Планируется, что официально ценовой диапазон IPO будет объявлен 9 мая, а прайсинг пройдет 23 мая, торги начнутся в последних числах этого месяца.

Заявление в Комиссию по ценным бумагам США (SEC) о намерении провести первичное размещение обыкновенных акций на технологической бирже NASDAQ "Яндекс" направил в конце апреля. Организаторами IPO назначены Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs, Piper Jaffray & Co. и Pacific Crest Securities.

В ходе IPO "Яндекс" может продать 10-20% акций, выручив примерно $1 млрд. Накануне официального сообщения о намерении выйти на биржу банки-организаторы предварительно оценивали "Яндекс" в $6-9 млрд. Выводиться на IPO будет голландская Yandex N.V., которая владеет российским ООО "Яндекс". Число акций и ценовой диапазон пока не определены, но известно, что часть акций будет продана из допэмиссии, а часть - существующих акционеров. У Yandex N.V. три класса акций - А, B и С. Акции класса А дают право на один голос, класса B - на десять голосов. Класс С выполняет технические функции для обеспечения конвертации класса B в класс A.

Основатель компании Аркадий Волож владеет напрямую и косвенно 14,67% акций "Яндекса" (19,77% голосов), сооснователь Илья Сегалович - 3% (4,14%), Джон Бойнтон - 1,18% (1,58%). Фонд Baring Vostok владеет 22,6% (23,89%), UFG - 5,13% (4,06%), Roth Advisors - 4,9% (6,42%), IFC - 4,54% (6,12%), Emerald Trust - 2,88% (3,89%), Runet Holdings Леонида Богуславского - 2,4% (3,14%), Cole Management - 2,15% (2,9%), Eden Capital - 1,4% (1,84%). У Сбербанка "золотая акция" номинальной стоимостью €1.

Выручка "Яндекса" за 2010 год составила $439,7 млн, увеличившись за год в рублевом выражении примерно на 43%, операционная прибыль - $169,7 млн (рост - 82,8%), чистая прибыль - $134,3 млн (рост - 89,9%). В первом квартале 2011 года выручка "Яндекса" составила $137 млн (рост в рублях по отношению к аналогичному периоду прошлого года - 65,35%), операционная прибыль - $44,7 млн (рост - 82%), чистая прибыль - $28,8 млн (рост - 61,73%). По данным Liveinternet, "Яндекс" удерживает около 65% рынка поиска в России.

Другая крупнейшая российская интернет-компания Mail.ru Group, IPO которой состоялось на LSE в ноябре прошлого года, была оценена в $5,71 млрд. Аналитик "Тройки Диалог" Анна Лепетухина говорит, что компания пока не оценивала "Яндекс", отмечая, что его логично сравнивать с китайским поисковиком Baidu. "Если сравнивать по мультипликатору EV / EBITDA с Baidu, то оценка в $6-7 млрд выглядит справедливой",- считает госпожа Лепетухина.

Аналитик ФК "Уралсиб" Константин Белов также не берется оценить стоимость "Яндекса". "Сравнивать "Яндекс" и Mail.ru Group не очень корректно. У первой компании выше EBITDA, но у второй есть неконсолидируемые активы (Facebook, Zynga, Groupon), которые, по нашим оценкам, дают около 40% стоимости Mail.ru Group. В целом оценка "Яндекса" в $6-7 млрд выглядит оправданной",- отмечает господин Белов.

 


Продвижение товаров и услуг все чаще идет через Сеть

39% всех вакансий специалистов по продвижению продуктов и услуг, представленных для трудоустройства в Москве, среди требований имеют "владение инструментами интернет-маркетинга". По результатам исследования кадрового агентства IBC Human Resources, такие запросы сегодня предъявляют большинство работодателей как столицы, так и регионов.

Стоит отметить, что крайне востребованным считается функционал в области продвижения и сопровождения сайтов, в том числе SEO-оптимизация. Такое требование содержится в описании более чем 76% вакансий интернет-маркетологов. Умение вести брендинг в социальных сетях – разработка SMM-стратегий, создание и поддержка аккаунтов в соцсетях и интернет-сообществах, анализ активностей конкурентов в социальных сетях – требуется от кандидата в 62% вакансий, а навыки создания и ведения блогов – в 40%.

Интернет-маркетологи чаще всего востребованы в маркетинговых агентствах, веб-студиях и издательствах - 40% от общего числа столичных работодателей ищут таких сотрудников. На втором месте - компании ИТ-сферы, доля которых составляет 20%. В числе крупнейших заказчиков также ритейл (16%) и интернет-сервисы, включая электронную торговлю (14%).

В Екатеринбурге доля спроса на интернет-маркетологов составляет около 21% от общего числа вакансий для специалистов по продвижению продуктов и услуг. Из них 38% предложений принадлежат ИТ-компаниям. Компании сферы ритейла расположились на втором месте (21%). Среди работодателей, ищущих профессионалов по маркетингу в Сети - 19% компаний производственного бизнеса, 11% - маркетинговые агентства и веб-студии, 5% - интернет-сервисы, включая электронную торговлю, 4% - энергетика.

В Перми спрос на интернет-маркетологов составляет 15% от общего числа вакансий в категории "PR, реклама, маркетинг", исключая специалистов по продажам. Соискатели на подобные должности, как правило, востребованы крупными холдингами, многопрофильными структурами (38%). Почти столько же рабочих мест предоставляют маркетинговые агентства, социологические компании и веб-студии (35%).

"На сегодняшний день потребность в квалифицированных специалистах в области интернет-продвижения в Перми превышает предложение, но рынок предложений пока далек от структурированности. Потенциальные работодатели в требованиях к кандидатам делают основной упор на SEO (продвижении сайтов), а среди соискателей - преимущественно фрилансеры или совместители, - сказала Светлана Пугина, директор филиала IBC Human Resources в Перми. - Большой популярностью сегодня пользуются различные семинары по интернет-маркетингу, поисковой оптимизации и контекстной рекламе, которые проводят компании-поставщики подобных услуг".


Рост рынка плоских телевизоров замедляется

По итогам 2010 года отгрузки на мировом рынке плоских телевизоров выросли на 18% и достигли 248 млн штук, однако в 2011 году рост сильно замедлится и составит около 4%, считают аналитики компании DisplaySearch.

"Как только инсталляционная база в рамках определенного региона достигает уровня в 50-60%, рост резко замедляется. Именно таким образом ситуация сейчас складывается, к примеру, в США, Японии и Западной Европе", - объяснили в DisplaySearch.

Сегодня лидирующим сегментом по всему миру являются ЖК-модели. В итоге к концу 2014 года отгрузки в рамках этого сегмента могут достичь рекордной отметки в 270 млн штук.

В то же время в 2010 году ощутимо улучшилась ситуация в сегменте плазменных телевизоров - рост отгрузок составил 30%. Для сравнения, по итогам 2009 года этот показатель остановился на отметке в 1,5%.


Mac OS, iOS и Internet Explorer 9 заметно увеличили присутствие в Сети

В апреле Apple сделала один из самых сильных скачков на рынке браузеров за последнее время. Как сообщает Electronista со ссылкой на NetApplications, доля Mac OS достигла нового максимума в 5,4%. Еще больше увеличилась доля iOS, чему в основном способствовали успехи iPhone - доля iOS увеличилась на 16,5% и составила 2,24% от общего интернет-трафика.

Windows продолжила падение и достигла нового минимума в 88,91%, в основном под воздействием Maс OS и iOS. Относительный рост Android не отслеживался, отмечена только ее доля рынка на данный момент - 0,66%.

Microsoft по-прежнему выигрывает от Internet Explorer 9. По сравнению с мартом его доля увеличилась более чем вдвое и достигла 7,46% из всех браузеров под Windows. Впрочем, доля всех версий Internet Explorer в совокупности снизилась до 55,11%.

Как ни странно, основной рост пришелся на Safari, доля которого увеличилась более чем на полпроцента и достигла рекордной отметки в 7,15%. Chrome тоже улучшил позиции, но его рост более медленный - на треть процента до 11,94%. Доля Firefox немного снизилась до 21,63%.


Google возглавила индекс корпоративной репутации

Google опередила всех конкурентов в сегменте ИТ и в традиционном бизнесе по показателю деловой репутации среди американских компаний.

Согласно индексу Harris Interactive, на который ссылается Electronista, Google опередила и компанию Уоррена Баффетта Berkshire Hathaway, и Apple, которые оказались на 4 и 5 местах соответственно. Эксперты дали Google высшие баллы за ее финансовые показатели, знаменитую расслабленную рабочую атмосферу, содействующую творческим процессам, общее видение и социальную ответственность.

Apple тоже смогла улучшить показатели, переместившись на 5 место. Этому способствовали хорошие финансовые показатели и качество рабочих мест.

В первой пятерке из технологических компаний только Apple и Google. В индекс также попали Intel (6-е место), Amazon (8), Sony (14) и Microsoft (16).

Десять последних мест занимают в основном банки, некоторые из которых обвиняли в финансовом кризисе - AIG, Goldman Sachs и Citigroup. Нефтяные компании вроде BP и ExxonMobil также заняли низкие места. Из технологических компаний в последней десятке только кабельный провайдер Comcast.

Эксперты Harris объясняют повышение позиций Google, Apple и других технологических компаний их возросшей ролью в "поддержании инфраструктуры" США и благотворном влиянии на жизнь людей.



Лучшие производители 2010.
Приглашаем принять участие.



Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное