Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
12 ноября 2009, четверг

8 мониторов с одной видеокартой Matrox M9188

Автор: Денис Борн

При решении специфических задач с помощью компьютеров бывает сложно обойтись одним монитором. В то же время приобретение широкоформатной панели нужной диагонали либо другие подходы по тем или иным причинам нежелательны. В таком случае можно обратить внимание на новый продукт Matrox Graphics. Компания, которая занимается производством специализированных графических решений, анонсировала выпуск видеокарты Matrox M9188 PCIe x16 Octal, благодаря которой к одному компьютеру можно подключить восемь устройств вывода изображения через интерфейсы DisplayPort или DVI Single Link.

8 мониторов с одной видеокартой Matrox M9188

Продукт оснащается 2 Гб памяти, поддерживает разрешение до 2560 х 1600 на каждый выход и функции управления выводом изображения, такие как независимая работа мониторов либо объединение всех дисплеев в единый экран. Как отмечает производитель, Matrox M9188 позиционируется в транспортную и финансовую сферы, а также для выполнения задач визуализации.

Видеокарта Matrox M9188

Компания подчёркивает совместимость видеокарты с операционными системами Microsoft Windows XP и Linux. Второй продукт в линейке М - это Matrox M9128 LP PCIe x16 с двумя разъёмами DisplayPort. Поддерживаемое разрешение аналогично предыдущей модели, объём памяти составляет 1 Гб. В старшей модели используется активное охлаждение, на M9128 установлен только радиатор.

Для обеих видеокарт при переходе на интерфейс DVI Single Link характерно снижение максимального разрешения до 1920 х 1200. Устройства разработаны с учётом поддержки других акселераторов серии М в конфигурациях видеоподсистемы из нескольких карт (M9188 на системах Windows XP и Linux будет работать только с M9188, M9140 или M9148). Помимо уже названных ОС, продукты Matrox совместимы с Microsoft Windows 7, Windows Vista, Windows Server 2003/2008.

Компания намерена начать поставки видеокарт в четвёртом квартале этого года. Стоимость Matrox M9128 составит $259, а Matrox M9188 заметно дороже - $1995.


Контроль стал делом техники

Рынку приема наличных платежей больше не грозит коллапс из-за невозможности до конца года оснастить все терминалы контрольно-кассовой техникой определенного образца. Вчера депутаты одобрили в первом чтении поправки, откладывающие вступление в силу соответствующих требований на три месяца.

Вчера Госдума приняла в первом чтении законопроект о переносе срока вступления в силу требований закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (103-ФЗ) по оснащению платежных терминалов контрольно-кассовой техникой (ККТ) с 1 января на 1 марта 2010 года. Законопроект также конкретизирует требования к ККТ и позволяет расширить список с двух до одиннадцати моделей. Первоначальную версию законопроекта, внесенного в конце сентября, согласно которой предлагалось перенести срок вступления в силу закона 103-ФЗ на год, депутаты не поддержали.

Закон 103-ФЗ был подписан 4 июня и вступает в силу с 1 января. Закон должен легализовать рынок по приему платежей физических лиц небанковскими организациями, в том числе и платежными терминалами, деятельность которых до сих пор не регулировалась. Сегодня рынок по приему наличных через терминалы составляет около 700 млрд руб. Согласно закону, до 1 января 2010 года все платежные терминалы должны быть оборудованы ККТ и зарегистрированы на учете в налоговой инспекции. Работа терминалов, не соответствующих данному требованию, будет запрещена. За неприменение ККТ предусмотрен штраф 1,5-2 тыс. руб. для физических лиц, 3-4 тыс. руб. - для должностных лиц и 30-40 тыс. руб. - для юридических лиц.

Представители рынка платежных терминалов уже столкнулись с технической невозможностью выполнить требования закона - ни одна из моделей ККТ, зарегистрированных в реестре на начало сентября, формально требованиям закона не соответствовала. В конце сентября реестр все же пополнился двумя моделями подходящих для применения в терминалах после Нового года ККТ, но обе они в настоящее время отсутствуют в свободной продаже. В связи с этим налоговые органы стали отказывать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в регистрации ККТ.

Одобренный вчера в первом чтении законопроект вводит некоторые послабления в требования к ККТ. В частности, уточняется, что кассовый чек может быть отпечатан не только самим устройством ККТ, но не связанным с ним принтером, установленным в терминале. Это позволить использовать технику, включенную в госреестр, а также регистрировать ее в налоговых органах. Такое послабление будет действовать до 1 января 2012 года. В результате список разрешенной ККТ расширится с 2 до как минимум 11 моделей.

Участники рынка платежных терминалов готовы к переоснащению по новым правилам. "Учитывая, что можно использовать все подходящие для терминалов модели ККТ, включенные в реестр, переоснастить оборудование до 1 марта для большинства участников рынка вполне реально", - отмечает председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким. "Если бы поправки не были одобрены, с 1 января подавляющее большинство участников рынка платежных терминалов (кроме терминалов Сбербанка, КБ "Платина", СДМ-банка и сети "Элекснет", на которые приходится 25% рынка. - "Ъ") не смогло бы продолжать работать, рынок бы просто встал", - оценивает гендиректор и совладелец сети терминалов "Спринтнет" Рустэм Ахтаров. Впрочем, по его мнению, чтобы успеть выполнить требования по ККТ до 1 марта, сетям придется работать "в экстремальном режиме", и тем не менее значительная часть игроков все равно не успеет. Оптимальным был бы перенос сроков не до марта, а до июля следующего года, соглашается президент крупнейшего холдинга на рынке моментальных платежей OE Investments (владеет платежными системами ОСМП и e-port) Андрей Романенко.


Топ-20 поставщиков чипов по итогам трех кварталов

Согласно данным аналитиков из IC Insights, 20 крупнейших компаний полупроводниковой индустрии в общей сложности зафиксировали 19% последовательный рост продаж в третьем квартале 2009 года. Похоже, рынок действительно пережил худшие времена и постепенно оправляется, ведь во втором квартале подъём также составил 19%. Заметные темпы восстановления демонстрируют сегменты чипов памяти DRAM и NAND, что позволило Toshiba и Hynix поставить заказчикам соответственно на 30% и 31% больше продукции. Лидеры среди производителей памяти - Samsung Electronics, Toshiba, Hynix и Micron Technology - в общей сложности продемонстрировали 27% поквартальный рост.

Если бы за основу рейтинга были взяты только результаты третьего квартала, с последнего места Freescale Semiconductor была бы смещена японской Elpida Memory, чьи продажи в этот период увеличились на 38% до $1,025 млрд. Ожидается, что по итогам текущего года объёмы поставок вырастут у Samsung, Toshiba, Qualcomm и MediaTek, тогда как результаты остальных 16 игроков рынка уступят показателям 2008 года. В целом список не претерпел кардинальных изменений - большинство компаний сместились на 1-2 позиции. Исключениями являются опустившаяся с 16 на 20 место Freescale Semiconductor, с 15 на 19 - NXP и поднявшаяся с 25 на 17 MediaTek, не имеющая собственных производственных мощностей.

IC Insights выделяет пять ключевых периодов, характеризующих влияние рецессии на полупроводниковую индустрию:

  • 4-й квартал 2008 года - начало спада;
  • 1-й квартал 2009 года - достижение "дна";
  • 2-й квартал 2009 года - фаза пополнения запасов продукции; 3-й квартал 2009 года - сезонный спрос;
  • 4-й квартал 2009 года и далее - рост будет отражать состояние мировой экономики.

 

Видеореклама принесет в интернет 5 млрд $

Сегмент видеорекламы в Интернете активно развивается, и новостные сайты начинают все меньше походить газету и все больше напоминают телевидение, пишет The New York Times. К примеру, на сайтах CNN.com и ESPN.com видеоролики теперь занимают более заметное место, так что зачастую посетители, прежде чем начать читать материалы, нажимают на кнопку "play".

В период, когда другие категории рекламы сокращаются, видеореклама переживает настоящий бум. Новостные сайты пытаются соответствовать потребностям рекламодателей и отводят под видео все большие ресурсы, стремясь заработать и получить большие доходы.

С каждым знаковым событием видео становится все более популярным. Во время президентских кампаний, например, поток просмотров и новых пользователей увеличивается, многие из них становятся постоянными пользователями видеосервисов. Сказывается также и повсеместное распространение широкополосного Интернета.

Видеоденьги Интернета

Медиакомпании обычно не раскрывают данные о поступающих от видеорекламы суммах, и, разумеется, эта статья дохода пока блекнет на фоне поисковой и баннерной рекламы. Но рост данного направления подстегивает инвестиции и интерес к производству видеоконтента.

Что касается сайтов газет, The New York Times, Gannett и Tribune по видеопоказам достигают показателей более миллиона пользователей в месяц, сообщает comScore. На домашней странице The Times иногда ведется прямая трансляция с места событий. Так, в минувшую пятницу посетители сайта могли посмотреть пресс-конференцию по поводу стрельбы на военной базе Форт Худ в США.

Видео сейчас является самым быстрорастущим сегментом рынка интернет-рекламы. Доходы от цифрового видео в первой половине 2009 года достигали 477 млн долларов, что на 38% выше показателя за аналогичный период 2008 года, согласно данным Interactive Advertising Bureau. При этом сегмент поисковой рекламы, с оборотом в 5 млрд долларов, остается доминирующим в Интернете, но в этом году ожидается лишь незначительный его рост.

Поддерживает рост расходов в видеосегменте и преролл-реклама, которая показывается перед началом основного сюжета. "15-секундный рекламный ролик, после которого следует две-пять минут качественного видео, - это справедливый обмен", - приводит The New York Times слова Брайана Квинна (Brian Quinn), вице-президента и менеджера по цифровой рекламе в The Wall Street Journal.

Продолжение последует

Аналитики полагают, что приток рекламных доходов в сегмент видео будет продолжаться. Исследовательская компания eMarketer ожидает в следующие пять лет рост этого направления на 35-45% ежегодно и прогнозирует на 2014 год оборот рынка на уровне 5,2 млрд долларов. Но даже в этот момент видео не сможет составить конкуренцию поисковой рекламе, оборот которой в 2014 году оценивается уже в 16 млрд долларов.

В октябрьском обзоре eMarketer говорится, что видео станет основным каналом для крупнейших рекламодателей, планирующих увеличить бюджет онлайн-кампаний. Уже сейчас такие лидеры рынка, как Johnson & Johnson и Unilever, часто появляются в роликах на сайтах, например, MSNBC.com.

Представители отрасли говорят, что некоторые клиенты считают видео в Интернете продолжением телерекламы, другие отмечают, что онлайн-формат дает возможность для интерактивных сообщений и быстрой обратной связи со зрителями. Правда, многие признают, что этот медиаканал еще во многих отношениях неразвит. Продолжается также спор о правильности настройки автозапуска, которая включает видео автоматически при загрузке вэб-страницы, что увеличивает число показов, хотя при этом неизвестно, смотрит ли реально пользователь данное видео.

В Интернете можно смотреть видео так же, как на ТВ. "Отличие онлайн-канала в том, что в данном случае можно поделиться ссылкой, разместить ролик в своем блоге, на странице Facebook, либо добавить в закладки или сохранить. А раньше это было невозможно", - подчеркивает Чарльз Тилингаст (Charles W. Tillinghast), президент портала MSNBC.com, совместного проекта NBC Universal и Microsoft.

Различия полов влияют на обращение с гаджетами

Автор: Денис Борн

Согласно последним исследованиям, мужчины и женщины решают проблемы с гаджетами непохожим образом. Компания Gadget Helpline установила, что 64% воспользовавшихся её услугами абонентов мужского пола и 24% женского не читали руководство пользователя перед тем, как совершить первый звонок по мобильному телефону. 12% и 7% соответственно нуждались в помощи относительно включения в сеть аппарата или включения самого устройства. Между 25 сентября и 23 октября 2009 года сервис получил 74 тыс. звонков. Всего же у Gadget Helpline 120 тыс. подписчиков в Великобритании, большинство из которых старше 35 лет. Средний возраст персонала компании - 21 год.

Статистика также показывает, что женщины разговаривают с персоналом службы помощи на 32% дольше, чем мужчины. По словам психолога Джоанны Бава (Joanna Bawa), существуют неоспоримые доказательства разделения полов по способу обращения с технологиями, хотя многое зависит от интерпретации. В целом, мужчины обращаются с устройствами как с тем, в чём нужно разобраться и таким образом "победить", тогда как интерес женщин мотивирован преимуществами, которые можно получить благодаря технологиям.

По словам основателя и исполнительного директора Gadget Helpline Криспина Томаса (Crispin Thomas), самое загруженное время у компании выпадает на утро понедельника. А одна из наибольших проблем, с которой обращаются за помощью - это установление соединения между гаджетами. Покупатели новых на рынке продуктов обычно испытывают затруднения с неизвестными для них технологиями. Например, с впервые появившимися в 2008 году плеерами Blu-Ray не могли разобраться очень многие пользователи. Устройства не становятся более сложными, просто они выполняют больше функций. Ожидается, что 5% всей выпускаемой электроники будет содержать неполадки, но в магазины люди будут возвращать 15-20%.



Видеореклама принесет в интернет 5 млрд $

Сегмент видеорекламы в Интернете активно развивается, и новостные сайты начинают все меньше походить газету и все больше напоминают телевидение, пишет The New York Times. К примеру, на сайтах CNN.com и ESPN.com видеоролики теперь занимают более заметное место, так что зачастую посетители, прежде чем начать читать материалы, нажимают на кнопку "play".

В период, когда другие категории рекламы сокращаются, видеореклама переживает настоящий бум. Новостные сайты пытаются соответствовать потребностям рекламодателей и отводят под видео все большие ресурсы, стремясь заработать и получить большие доходы.

С каждым знаковым событием видео становится все более популярным. Во время президентских кампаний, например, поток просмотров и новых пользователей увеличивается, многие из них становятся постоянными пользователями видеосервисов. Сказывается также и повсеместное распространение широкополосного Интернета.

Видеоденьги Интернета

Медиакомпании обычно не раскрывают данные о поступающих от видеорекламы суммах, и, разумеется, эта статья дохода пока блекнет на фоне поисковой и баннерной рекламы. Но рост данного направления подстегивает инвестиции и интерес к производству видеоконтента.

Что касается сайтов газет, The New York Times, Gannett и Tribune по видеопоказам достигают показателей более миллиона пользователей в месяц, сообщает comScore. На домашней странице The Times иногда ведется прямая трансляция с места событий. Так, в минувшую пятницу посетители сайта могли посмотреть пресс-конференцию по поводу стрельбы на военной базе Форт Худ в США.

Видео сейчас является самым быстрорастущим сегментом рынка интернет-рекламы. Доходы от цифрового видео в первой половине 2009 года достигали 477 млн долларов, что на 38% выше показателя за аналогичный период 2008 года, согласно данным Interactive Advertising Bureau. При этом сегмент поисковой рекламы, с оборотом в 5 млрд долларов, остается доминирующим в Интернете, но в этом году ожидается лишь незначительный его рост.

Поддерживает рост расходов в видеосегменте и преролл-реклама, которая показывается перед началом основного сюжета. "15-секундный рекламный ролик, после которого следует две-пять минут качественного видео, - это справедливый обмен", - приводит The New York Times слова Брайана Квинна (Brian Quinn), вице-президента и менеджера по цифровой рекламе в The Wall Street Journal.

Продолжение последует

Аналитики полагают, что приток рекламных доходов в сегмент видео будет продолжаться. Исследовательская компания eMarketer ожидает в следующие пять лет рост этого направления на 35-45% ежегодно и прогнозирует на 2014 год оборот рынка на уровне 5,2 млрд долларов. Но даже в этот момент видео не сможет составить конкуренцию поисковой рекламе, оборот которой в 2014 году оценивается уже в 16 млрд долларов.

В октябрьском обзоре eMarketer говорится, что видео станет основным каналом для крупнейших рекламодателей, планирующих увеличить бюджет онлайн-кампаний. Уже сейчас такие лидеры рынка, как Johnson & Johnson и Unilever, часто появляются в роликах на сайтах, например, MSNBC.com.

Представители отрасли говорят, что некоторые клиенты считают видео в Интернете продолжением телерекламы, другие отмечают, что онлайн-формат дает возможность для интерактивных сообщений и быстрой обратной связи со зрителями. Правда, многие признают, что этот медиаканал еще во многих отношениях неразвит. Продолжается также спор о правильности настройки автозапуска, которая включает видео автоматически при загрузке вэб-страницы, что увеличивает число показов, хотя при этом неизвестно, смотрит ли реально пользователь данное видео.

В Интернете можно смотреть видео так же, как на ТВ. "Отличие онлайн-канала в том, что в данном случае можно поделиться ссылкой, разместить ролик в своем блоге, на странице Facebook, либо добавить в закладки или сохранить. А раньше это было невозможно", - подчеркивает Чарльз Тилингаст (Charles W. Tillinghast), президент портала MSNBC.com, совместного проекта NBC Universal и Microsoft.


Мировая премьера Windows 7 укрепила позиции Microsoft

Ничто не смогло помешать Microsoft стать ньюсмейкером "номер 1" в октябре. Компания и так удерживала лидерство в рейтинге предложения по ИТ-брендам последние четыре месяца, а мировая премьера новой операционной системы Windows 7 только укрепила позиции гиганта индустрии программного обеспечения. Большинство участников российского ИТ-рынка оценили выход новой ОС на "хорошо" и "отлично", но при этом революционных изменений в продажах как ПО, так и компьютерной техники никто не ждет.

Apple, несмотря на "неудачный" сентябрь, когда компания оказалась на 4-м месте, в октябре смогла вернуться на второе место, которое удерживала за собой в течение июля и августа. Покупка конкурента Google Maps, выход из Торговой палаты США и одобрение "Гринпис" были одними из наиболее ярких событий в жизни Apple, которые приковывали к себе внимание в октябре.

Напротив, Intel, достигшая в сентябре 2-го места, в октябре вернулась на 3-е. Тем не менее, для компании это был более удачный месяц, чем для ее ближайшего конкурента: AMD переместилась с 3-го места на 7-е.

Привлекло к себе пристальное внимание и противостояние двух гигантов мобильной индустрии. Nokia дала Apple серьезные поводы для беспокойства. Компания не только значительно укрепила свои позиции в рейтинге, заняв 6-е место. Финский производитель подал в суд на Apple за нарушение патентных прав. Похоже, что октябрь прошел для Nokia "под знаком патента" - компания запатентовала чувствительный к давлению экран своих новых мобильных телефонов.

Cisco, занимавшая два месяца подряд первое место в рейтинге спроса, на этот раз уступила его Samsung. Бывшего лидера также удалось обойти компаниям Intel и Acer.

Пожалуй, самым ярким событием октября стало появление iiyama на 5-й позиции в рейтинге. В последний раз японскому производителю мониторов удавалось достигнуть таких высот лишь в январе 2008-го.

"Марвел" и "Сетевая Лаборатория" заняли шестое и седьмое места, соответственно. На восьмом месте оказалась Sony. Завершили первую десятку Rover Computers с OCS.

Двадцатку рейтинга спроса в октябре пополнили компании Apacer, Apple, Asbis, Avaya, Brother, "Инстанта Дистрибьюшн".

Рейтинг ИТ-брендов в октябре 2009 года


Motorola может продать одно из своих крупнейших подразделений

По неофициальным данным, Motorola намерена продать одно из своих крупнейших подразделений - производителя оборудования для компаний кабельной и беспроводной связи. Как сообщает Associated Press со ссылкой на американские СМИ, за это подразделение Motorola рассчитывает получить 4,5 млрд долл.

Представители компании отказываются "комментировать слухи и спекуляции".

Между тем СМИ даже называют потенциальных покупателей. Ими могут стать южнокорейский Samsung Electronics Co. и китайский Huawei Technologies Co.

Motorola занимается инновационными научно-техническими разработками, является одним из лидеров в области телекоммуникационных технологий. Компания специализируется в области широкополосных и встроенных систем связи, а также беспроводных сетей.


Копейка IT-рубль бережет

Автор: Светлана Рагимова

Теперь, с одной стороны, IT-директорам сложнее будет обосновывать и утверждать бюджеты, а с другой - к их словам станут прислушиваться с большим вниманием. В целом финансовый сектор является по-прежнему стабильным клиентом для IT-отрасли.

Исследовательское агентство Gartner сделало глобальный прогноз по IT-рынку. Согласно отчету компании, в 2010 году расходы на IT составят $3,3 трлн, то есть сегмент вырастет всего на 3,3% по сравнению с 2009-м. Из этого следует, что в 2010 году доходы IT-компаний так и не вернутся к показателям 2008-го. У более чем 50% IT-директоров бюджет не вырастет ни на доллар, незначительный рост обозначится лишь в 2011-м.

Прогноз Минэкономразвития по российскому рынку тоже не радужный. Если ситуация будет развиваться по пессимистичному сценарию, то даже за три последующих года сегмент не восстановится до уровня 2008-го. В случае если все же расходы на IT повысятся, уже в 2010 году возможен более существенный рост. Министерство ожидает, что объем IT-рынка при этом достигнет 496,5 млрд руб. В 2012 году объем увеличится по сравнению с 2008-м в 1,6 раза и составит 1141 млрд руб. Доля "железа" в структуре рынка снизится к этому времени до 36,5%, а доля ПО вырастет до 26,8%, услуги составят 35%. Негативные тенденции, которые влияют на развитие событий: уменьшение спроса на IT-услуги, оптимизация расходов бизнеса, сказывающаяся на IT-бюджетах, неплатежи, замораживание проектов, падение промышленного производства и сокращение количества сотрудников в IT-отделах компаний.

Советы бывалых

Банковский сектор - один из главных источников клиентов для IT-компаний после государственных учреждений, "нефтянки" и энергетики. Аналитики Gartner выделили три важных момента относительно перспектив IT-бюджета, которые IT-директора должны учитывать в 2010 году. Они в полной мере касаются и компаний финансовой отрасли. Первое правило: необходимо перейти от капитальных затрат на IT к политике операционных расходов. И здесь основной тренд, который этому способствует, - использование "облачных вычислений", что сильно уменьшает издержки. Второе правило - нужно учесть риски от продления срока эксплуатации оборудования, оценить последствия отказа аппаратной части. IT-директор должен принять меры, чтобы подобные последствия не оказались критическими для компании. Третья рекомендация Gartner, которая, впрочем, актуальна во все времена: любые расходы на IT должны иметь экономическое обоснование, причем взятое не с потолка, как это часто бывает, а с учетом влияния IT на бизнес-цели всего предприятия. И задача IT-директора - определить критерии и степень этого влияния, продемонстрировать финансовому департаменту прямую взаимосвязь между IT и бизнесом фирмы в целом.

Если смотреть на основные веяния российского рынка, то компании финансового сектора больше, чем другие, должны озаботиться выполнением требований закона "О защите персональных данных". Ведь сведения о личных финансах требуют довольно высокой степени защиты. Следовательно, придется потратиться на соответствующее ПО и оборудование, нанять IT-консультантов.

Актуальность внешних дата-центров (ДЦ) для финансовых структур также не уменьшилась. Поэтому поставщики подобных услуг чувствуют себя вполне уверенно и продолжают строить новые дата-центры, так как те компании, которые до кризиса задумывались об организации собственных ДЦ, сейчас свернули эти планы. Дешевле на сегодняшний день арендовать пространство внешних СХД (система хранения данных), переложив таким образом часть рисков на подрядчика.

Чего хотят банки

Константин Усаковский, руководитель отдела по работе с финансовыми структурами компании "АйТи", считает, что заинтересованность банков в IT бывает двух типов и их надо различать. Первый: проявляется в расходовании выделенных текущих бюджетов на автоматизацию. Второй: реальный интерес обозначивается также и в проработке решений на будущее, в запуске пилотных проектов и повышенном внимании к оптимизационным разработкам в имеющейся экономической ситуации.

"В крупных банках сокращение IT-бюджетов либо не наблюдается вовсе, либо выглядит незначительным, однако немного поменялись процедуры согласования расходов в виде дополнительных утверждений и обоснований, - рассказывает Усаковский. - Среди небольших банков секвестирование имеет место, однако в большей степени это инновационные сметы и бюджеты на развитие". По словам эксперта, при этом у всех банков наблюдается повышенный интерес к решениям по оптимизации, экономии и поддержке основных бизнес-процессов. Андрей Сафонов, начальник отдела технической поддержки продаж, заместитель директора коммерческого центра компании Stack Group, говорит, что в последний год банки соблюдают режим жесткой экономии и практически не инициируют новых проектов. Соответственно, нет динамики развития. "Тем не менее банкам необходимо поддерживать заданный режим функционирования имеющихся систем и обеспечивать конкурентоспособное качество своих услуг, - объясняет Сафонов. - Оптимальным решением здесь является сотрудничество с аутсорсером, способным взять на себя ответственность за соблюдение жестких требований, предъявляемых финансовыми компаниями как к непрерывности работы ключевых бизнес-приложений, так и к соблюдению комплексных мер обеспечения безопасности". По его мнению, IT-бюджеты в банковской отрасли "сжались" существенно. "Фактически IT-сегмент в банках не имеет бюджета на развитие в этом году, - говорит представитель Stack Group. - Возможно, ситуация не изменится и в 2010-м, поскольку банковский сектор традиционно отличается крайне продуманным подходом к использованию имеющихся у него средств".

Эксперты утверждают, что общий тренд заметно сместился от количественного развития к качественному. "Большинство банков на данный момент не развивают свое присутствие в регионах, а сосредоточены на решении внутренних задач и оптимизации затрат на поддержку, - объясняет Усаковский. - Однако стоит оговориться, что есть исключения, когда банки объединяют свои бизнесы, поглощаются". Очевидно, в таких случаях компаниями востребованы решения по консолидации, интеграции и консалтингу. "Говорить об экстенсивности развития я бы также не стал, поскольку банковская сфера сейчас выглядит достаточно крепкой благодаря собственным запасам прочности, востребованности своих услуг и поддержке государства", - убежден Усаковский.

Кардинальных изменений в своей работе с клиентами финансового сектора IT-компании не произвели. Основные критерии в выборе подрядчиков у банков не поменялись: стабильность и надежность предоставляемых сервисов. "Мы учитываем текущую ситуацию и достаточно долгое время не повышаем свою составляющую стоимости услуг, корректируя только себестоимость электроэнергии и услуг связи, - рассказывает Сафонов. - Такая позиция предусмотрена антикризисной стратегией Stack Group". Также компания следует принципу стабильности, понимая, что именно этого от нее ожидают клиенты. Очевидно поэтому практически все фирмы (98%), присутствовавшие в дата-центрах Stack Data Network (SDN) в начале 2009 года, пользуются ее ресурсами до сих пор. Исключение составляют порядка 2% клиентов не из числа банков, которые в связи с тяжелым финансовым положением вынуждены были отказаться от услуг SDN. В структуре доходов SDN компании финансового сектора составляют 43%, из них 17% приходится на банки, 7% - на страховые фирмы, 19% - на другие категории данного сегмента рынка.

С надеждой на будущее

В целом IT-компании оптимистично смотрят в завтрашний день, надеясь на благоприятный сценарий развития событий. "Мы рассчитываем, что в ближайший год-полтора начнется экономический подъем, и готовимся к увеличению потока клиентов: совершенствуем пакеты услуг, ориентированные на разные категории потребителей, ведем работу по дальнейшему наращиванию мощностей SDN", - рассказывает Сафонов. Эксперты Stack Group считают, что и в следующем году банки будут соблюдать осторожность при планировании IT-бюджетов. Но в Stack Group ожидают, что доля финансового сектора в структуре доходов компании вырастет, в том числе и благодаря появлению новых клиентов из числа банков.

Усаковский также придерживается оптимистичного взгляда: "Если не случится постоянно предсказываемой второй волны кризиса, банки уже ближе к середине следующего года будут чувствовать себя как в докризисные времена". Эксперт уверен, что худшее уже позади и сейчас должна наметиться интенсивная тенденция развития как качественно, так и количественно. По его словам, снова будут широко востребованы решения по построению информационных инфраструктур, развитию вычислительных площадок, безопасности. В то же время Усаковский находит положительный эффект от случившегося финансового спада: "Кризис показал те самые узкие места, которые существовали в информационной среде банков, что привело к спросу на услуги по консалтингу, всевозможным аудитам, корректировке информационных стратегий развития и модернизации устаревших систем". Есть надежда, что этот опыт банки станут использовать и в будущем.


Увольняемые в кризис мстят кражей информации

Обиженные работодателем сотрудники тащат всю информацию, что "плохо лежит". Глобальный экономический ущерб от таких действий составляет миллиарды долларов. В России утечки пока не обходятся так дорого, но лиха беда начало.

Кризисный 2009 год показал, что во всем мире число случаев нарушений информационной безопасности со стороны уволенных или нелояльных сотрудников компаний существенно увеличилось. По мнению экспертов, легкость, с которой утекает информация - вина топ-менеджеров, которые не только не были готовы тратиться на обеспечивающее защиту информации программное обеспечение, но и легкомысленно относились к разрешенным законом способам защиты коммерческой информации.

По данным проведенного в этом году международного исследования компании Ernst & Young, в последнее время случаи утечки информации становятся все более частыми. В ходе исследования были опрошены 1,9 тыс. топ-менеджеров из 60 стран мира, 75% респондентов отметили, что они обеспокоены вероятностью того, что уволенные и сокращенные сотрудники станут мстить, 42% респондентов пытаются получить представление о потенциальных рисках, связанных с этим вопросом, и только 26% принимают меры по минимизации этих рисков.

По мнению руководителя практики Ernst & Young Global по оказанию услуг в области управления информационными технологиями и информационной безопасностью Пола Ван Кессела, в распоряжении сотрудников, подлежащих сокращению и затаивших неприязнь по отношению к работодателю, масса способов, позволяющих нарушить бесперебойное функционирование компании, которую им предстоит покинуть. При этом информационные системы все чаще становятся мишенью атак, кроме того, распространяются случаи хищения данных.

Информационная беспечность обходится все дороже

Проблема безответственного отношения компаний к собственной информации возникла не сегодня. По словам директора департамента аудита компании "Информзащита" Максима Эмма, чаще всего менеджмент компаний относится к технологиям защиты информации как к чему-то эфемерному и спохватываются, только когда происходит тот или иной инцидент.

Так, более 90% сотрудников компаний постоянно выносят конфиденциальную информацию за пределы организации при помощи электронной почты или внешних носителей - причем не по злому умыслу, а просто по непониманию, хотя в ряде случаев это является нарушением закона.

Экономический кризис обострил эту проблему. "Все поняли, что главная угроза - это не внешние атаки со стороны конкурентов или хакеров, а реальные сотрудники, которые до кризиса были лояльны к компании, а сейчас из-за урезанной зарплаты, соцпакета или тем более сокращения готовы выдать коммерческие тайны работодателя", - говорит руководитель аналитического центра компании Infowatch Илья Шабанов.

Согласно данным статистики утечек конфиденциальной информации, собранной компанией Infowatch, в 2009 году 60,4% утечек информации произошло умышленно, тогда как в 2008 году - только 45%.

Финансовые компании как главные пострадавшие

На Западе в основном от информационных утечек страдает финансовый сектор. Так, по данным Identity Theft Resource Center (ITRC), в США в 2009 году произошло 356 случаев утечки информации. 46 из них произошли в финансовых организациях по сравнению с 36 случаями за тот же период в прошлом году.

Илья Шабанов приводит данные исследования Ponemon Institute, согласно которым финансовые организации после каждого опубликованного инцидента теряют до 7% своих клиентов. Средние компании в других секторах - 3-5%. Кроме того, Шабанов объясняет, что даже если прямой ущерб составит десятки тысяч долларов, то отложенный может достигать миллионов долларов.

В России число случаев потери и кражи информационных данных растет в прогрессии, сравнимой с мировой, хотя проблема приобрела актуальность сравнительно недавно. По данным Infowatch за первое полугодие 2009 года, произошло 23 случая информационных утечек, тогда как за 2008 год их было не более 6.

В России в основном пользуются популярностью базы данных общегосударственного плана, финансовых организаций, а также базы телекомкомпаний. Паспортные данные и номера социального страхования злоумышленников мало интересуют, но, по мнению Ильи Шабанова, "у нас все впереди".

Речь о том, что за границей наибольшую ценность представляют номера социального страхования, потому что эту информацию можно быстро превратить в деньги; эти данные часто воруют из государственных органов, медицинских учреждений, служб страхования. Вообще, если составить рейтинг популярности похищаемой информации, то 88% составят персональные данные, 3% - коммерческая информация, 2% - государственные тайны.

Новые средства против проверенного арсенала

Как же компании намерены противостоять кражам информации?

Главным способом борьбы со злоупотреблениями со стороны увольняемых сотрудников опрошенные компанией Ernst & Young руководители считают увеличение средств, выделяемых на нужды информационной безопасности.

Половина респондентов оценивают важность этой задачи как высокую или значительную (в прошлом году так считающих было на 17% меньше). При этом 40% опрошенных заявили о намерении увеличить долю средств, направляемую на инвестиции в области информационной безопасности, в суммарных расходах компании, а 52% как минимум не намерены сокращать эти затраты.

Приоритетной задачей руководители отделов информационной безопасности называют внедрение или совершенствование технологий по предотвращению утечки данных (Data Loss Prevention). Исследование показало, что ничтожно малое количество компаний шифрует данные в ноутбуках. В настоящее время такое шифрование выполняют лишь 41% опрошенных; всего 17% планируют внедрить эту практику в следующем году.

Правда, шифрованием информацию от собственных сотрудников не защитишь. Остаются только технологии DLP и соблюдение законодательства в сфере информационной безопасности.

DLP-системы выявляют основные каналы утечки - внешние устройства, принтеры, электронную почту. Они работают по принципу лингвистического алгоритма, выстраивая рейтинг опасности. Выстраивание такой системы - удовольствие не из дешевых. Безусловно, все зависит от числа модулей. Если оценивать грубо, то один модуль стоит от 100 долларов, и если в компании 1000 сотрудников, значит, в бюджет на информационную безопасность придется заложить не менее 100 тысяч долларов.

Илья Шабанов говорит, что пока DLP-технологии не получили массового распространения. "В основном DLP-системы приобретают компании, у которых хорошо работает отдел информационной безопасности", - говорит эксперт, но признает, что таких компаний становится все больше.

Вместе с тем, по мнению Максима Эмма из "Информзащиты", DLP - продукт маркетологов, а средства по борьбе с защитой информации "стары как мир": ограничение доступа к информации, мониторинг систем и протоколирование использования информации. Также полезно, по мнению эксперта, время от времен проверять защиту коммерческой информации при помощи "этичных хакеров", которые используют те же методы, что и злоумышленники, и позволяют увидеть брешь в системе.


Rambler потерялся на бирже

Единственная публичная интернет-компания России Rambler Media может вскоре покинуть Лондонскую фондовую биржу. Такое решение может быть принято по итогам выкупа акций у миноритариев, компания объявит о нем сегодня. Аналитики считают, что обратный выкуп выгоднее было провести раньше: в начале года Rambler стоил почти в три раза дешевле.

О выкупе акций Rambler Media через аукцион стало известно из сообщения холдинга "Проф-медиа" (владеет 54,54% интернет-компании). Выкуп проводился с помощью процедуры reverse accelerated bookbuild, которая позволяет закрывать книгу заявок за один-два дня. Брокером сделки стал банк ING. В сообщении говорится, что сразу после выкупа компания может начать процесс делистинга с Лондонской фондовой биржи: сейчас акции Rambler торгуются в секции альтернативных инвестиций AIM.

Rambler Media владеет порталом Rambler.ru, интернет-газетой Lenta.ru, сайтом сравнения товаров Price.ru, сервисом контекстной рекламы "Бегун" и другими активами. Выручка в первой половине 2009 года составила $30,81 млн против $50,7 млн за аналогичный период прошлого года, EBITDA margin - 8,4% против 17,3%. По данным TNS, в сентябре этого года все проекты портала Rambler.ru посетили 11,8 млн россиян. Аналогичный показатель конкурента - Mail.ru - составляет 20,37 млн человек.

Основной акционер - "Проф-медиа" (54,54%), принадлежащий "Интерросу" Владимира Потанина. Крупнейшими миноритариями являются Capital Research Global Investors (6,77%), WestLB Equity Investments (5,38%), T. Rowe Price International (4,71%), SEB Private Bank (4,22%).

"Проф-медиа" утверждает, что холдинг получит "стратегические преимущества" от консолидации Rambler Media, но не уточняет, в чем они заключаются. Как рассказал вице-президент "Проф-медиа" по инвестициям Сергей Тихонов, причины у выкупа акций две. "Во-первых, это дружественный шаг по отношению к миноритарным акционерам, которые страдают от низкой ликвидности и, как следствие, невысокой цены бумаг. Мы дали возможность инвесторам выйти из акций Rambler, при этом они сами назначали цену выкупа (на аукционе. - "Ъ")", - рассказал господин Тихонов. Он уточнил, что процедура выкупа выглядела следующим образом: инвесторы подавали заявки на продажу акций со своими ценами, далее определялась цена отсечения и удовлетворялись заявки с ценами ниже цены отсечения. "Второй причиной является наше желание консолидировать активы, это входит в нашу стратегию", - добавил менеджер. Он подчеркнул, что выкуп акций никак не связан с подготовкой Rambler Media к продаже. "Мы не планируем продавать компанию", - утверждает он.

Решение о делистинге, по его словам, будет зависеть от итогов выкупа. "Согласно правилам AIM, для делистинга нужно согласие не менее 75% голосов", - говорит господин Тихонов.

Начальник отдела анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Андрей Богданов считает, что выкуп Rambler выгоден "Проф-медиа". "Если компания сильно подешевела и акционеры планируют ее развивать, то имеет смысл сделать выкуп. В этом случае акционеру не придется делиться доходами, если дела у компании пойдут в гору", - рассказал господин Богданов. Он отметил, что скорость выкупа может быть обусловлена техническими либо юридическими причинами. "О выкупе давно говорили. И вообще его стоило бы сделать раньше, когда цены были еще ниже", - добавляет аналитик "Тройки Диалог" Анна Лепетухина. Самая низкая капитализация у Rambler была в начале года: 22 января стоимость компании на LSE составляла $27,3 млн. Вчерашняя капитализация после объявления увеличилась на 7,21%, до $78 млн.


В Москве растет зарплата контролеров

За период с сентября 2008 года по сентябрь 2009 общее изменение заработных плат в Москве составило -0,68%. Такие данные приводит кадровый холдинг АНКОР. При этом представителям конкретных специальностей средняя судьба могла показаться мечтой, потому что заработки продавцов и менеджеров сократились почти на 22%, кадровиков - на 9%.

Наибольшее падение наблюдалось по следующим позициям: работник торгового зала (розничные магазины) - -21,4%, офис-менеджер - -22%, специалист по работе с персоналом - -9%.

В то же самое время по ряду позиций наблюдался рост. Так, зарплата специалиста по закупкам поднялась на 13,3%, кредитного контролера - на 17,2%, менеджера по обучению и развитию - на 35,8%.

Аналитики кадрового центра ЮНИТИ, которые также следили за годовой динамикой заработных плат, говорят, что наиболее пострадали работники финансового сектора. Единственные представители из этой области, которые почти не пострадали, - это главные бухгелтеры, их зарплаты почти не изменились, тогда как остальные специалисты сектора потеряли в среднем 30-35%.

"Уровень зарплат некоторых сотрудников снижался постепенно. Например, верхняя планка компенсации специалиста по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) плавно опустилась с 115 000 до 95 000 рублей. При этом начинаются предложения сейчас с 45 000 рублей, в то время как год назад стартовали с отметки 70 000 рублей", - говорится в отчете ЮНИТИ.

Экономисты потеряли 30% доходов. А показатели изменения оплаты труда аудитора могут проиллюстрировать одну из тенденций кризисного кадрового рынка. "Несмотря на снижение спроса на персонал и соответствующее падение зарплат, профессионалы по-прежнему в цене, - говорит руководитель группы подбора персонала департамента "Финанс" кадрового центра ЮНИТИ Татьяна Чернышова. - Уровень компенсации специалиста в аудиторской компании, спрос на услуги которого сегодня все выше, во многом зависит от объемов и сложности заказа. У квалифицированного сотрудника сегодня становится больше клиентов, и его уровень дохода растет. А вот менее опытный не может претендовать даже на среднюю докризисную зарплату".

Результаты исследования подтверждают эту тенденцию. Если раньше сумма компенсации для аудиторов мало варьировалась (60 000-65 000 рублей), то сегодня нижний предел интервала опустился до 45 000 рублей, а верхний поднялся до 80 000 рублей".

В торговле, по расчетам ЮНИТИ, пострадали маркетологи и категорийные менеджеры, которые тоже в среднем потеряли до 30% дохода. А вот заработные платы рабочего звена если и снизились, то незначительно - на 5-10%.

Для специалистов, занятых в логистике, нижняя граница предложений опустилась на 10%. "Наиболее ярко эта тенденция проявилась для менеджеров по логистике. В течение прошедшего года эти специальности показали снижение уровня заработной платы на 30-35%, - рассказывает Ольга Симонова, руководитель группы подбора персонала направления "Логистика. Таможня. ВЭД" кадрового центра ЮНИТИ. - Дело в том, что функционал менеджера по логистике в разных компаниях может сильно различаться. Зарплаты тех, кто выполнял в основном бумажную работу, сократились значительно".

Динамика уровня зарплат верхнего состава компаний значительно отличается от сотрудников среднего звена. Прежде всего, они ощутили более серьезное снижение, масштабы которого во многом зависели от положения и сферы деятельности самой компании (30-50%). Но даже в усредненных показателях это хорошо заметно. Например, размеры предложения для директора по логистике в октябре 2008-го резко снизились относительно сентября (90 000-120 000 рублей) и составили 65 000-100 000 рублей. Но, согласно исследованию кадрового центра ЮНИТИ, уже с февраля компенсации вернулись к докризисному уровню, при этом верхняя граница даже поднялась на 10%. Похожая динамика наблюдалась и для директоров по маркетингу.

Для первых лиц компании - генеральных директоров - кризис прошел еще менее болезненно. Средний уровень зарплат до февраля этого года держался на докризисном значении (90 000-150 000 руб.).

В холдинге АНКОР предсказывают, что уже в следующем году, на фоне оживления и оздоровления экономической ситуации, заработные платы снова начнут расти.

Сергей Саликов, генеральный директор холдинга АНКОР, также сказал BFM.ru, что в остальных регионах России ситуация отличается от московской. "Организации увеличивали заработную плату сотрудникам на размер, соответствующий инфляции. Многие регионы являлись зонами для инвестиционных проектов, особенно в производственной сфере, это стало характерным в основном для ряда городов центральной части России (Калужская обл., Владимирская обл. и Московская обл.), - пояснил он. - Также площадкой для инвестиционных проектов стали такие города, как Санкт-Петербург, Ярославль, Новосибирск. Этим и объясняется более высокий темп прироста заработной платы".


Обзор зарплат в области HR

В среднем уровень компенсаций менеджеров по управлению персоналом остается на докризисном уровне, однако компании располагают жестко лимитированными бюджетами на HR в целом и подбор новых сотрудников в частности и уже не готовы к былой гибкости, отмечается в последнем обзоре зарплат в области HR от рекрутинговой компании Antal Russia.

"Работодатели стараются удержаться в установленной "вилке" зарплат. Тенденция такова, что если кандидат не работает или его положение на текущем месте работы нестабильно, то компания старается занизить предлагаемый оклад. На рынке достаточно профессионалов, ищущих работу, и, как правило, им предлагается зарплата чуть ниже среднего показателя по рынку. Например, если раньше хороший рекрутмент-менеджер мог рассчитывать на 150 000 рублей в месяц, теперь в среднем это может быть 120 000. Однако работодатели понимают, что если предложить человеку слишком низкую компенсацию, через некоторое время он покинет компанию, выйдя на тот уровень дохода, который его действительно устраивает", - рассказывает Елена Бирюкова, руководитель HR-департамента рекрутинговой компании Antal Russia.

Зарплаты менеджеров в области HR

Должность

Ежемесячная базовая зарплата в рублях до уплаты налогов

Минимум

Максимум

HR Директор 150 000 350 000
HR Менеджер 100 000 250 000
HR Бизнес-партнер 130 000 180 000
Менеджер по компенсациям и льготам 100 000 220 000
Менеджер по обучению и развитию 70 000 220 000
Менеджер по подбору персонала 70 000 150 000
Менеджер по управлению знаниями 120 000 220 000
Менеджер по внутрикорпоративным коммуникациям 100 000 250 000

По данным рекрутинговой компании Antal Russia

Кроме того, в обзоре отмечается, что на данный момент востребованы сильные люди на позицию HR-директора с опытом управления изменениями.

"Кандидаты, имеющие опыт управления изменениями, ценятся выше, чем кандидаты которые известны только экспертизой в поддержании процессов. Разница в вознаграждении может достигать 30-50%. При этом при замене сотрудник, которого берут с "внешнего" рынка, будет стоить для компании на 20-30% дороже, чем внутренний кандидат либо еще работающий на этой позиции сотрудник", - объясняет Евгений Лаптев, ведущий консультант HR-департамента Antal Russia.



Рейтинг ИТ-компаний в России в 2008г.
Приглашаем принять участие в исследовании.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное