Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
21 сентября 2009, понедельник

Пора и шесть знать

Выступая на инвестиционном форуме в Сочи, премьер-министр Владимир Путин заявил, что правительство поставило перед собой задачу снизить ставки по банковским кредитам до 6%. Банкиры считают задачу выполнимой - при инфляции 2% в год и ставке рефинансирования 2,5%.

В своем выступлении на экономическом форуме в Сочи премьер-министр Владимир Путин заявил, что многие западные экономики справляются с проблемами кризисных явлений и иностранные рынки открылись сейчас для российских заемщиков (стенограмма выступления премьер-министра обнародована на сайте правительства). "В этой связи и Герману Оскаровичу (Грефу, главе Сбербанка. - "Ъ") и другим руководителям наших финансовых учреждений нужно ясно и четко понимать, что они работают в условиях глобальной конкуренции, и они должны предлагать конкурентоспособный продукт по конкурентной цене",- сказал господин Путин, сообщив, что правительство ставит перед собой задачу, "чтобы в ближайшие несколько лет в нашей банковской системе ставка по кредитам составляла где-то 6%". По мнению Германа Грефа, высказавшего свою позицию в субботу в кулуарах инвестиционного форума, снижение ставки до такого уровня вряд ли произойдет в течение ближайших лет. "Для этого годовая инфляция должна быть не 10,5%, а 2%", - сказал глава Сбербанка.

Правительство пытается ограничить процентную политику банков с момента оказания им госпомощи и начала снижения ставки рефинансирования ЦБ (с апреля она снижена с 13% до 10,5%). В апреле Владимир Путин выразил возмущение высокими (25% годовых) ставками по банковским кредитам реальному сектору. В мае президент Дмитрий Медведев издал распоряжение, ограничивающее ставку по кредитам реальному сектору ставкой рефинансирования ЦБ плюс 3 процентных пункта для банков, получающих субординированные кредиты.

Госбанки рапортуют о снижении ставок по корпоративным кредитам. Сбербанк снизил летом ставки на 3,75 процентного пункта в рублях и 3 процентных пункта в долларах. В конце июля банк ВТБ объявил о снижении на 2-3 процентных пункта ставок по среднесрочным и долгосрочным кредитам стратегическим предприятиям, также удешевил кредитование Альфа-банк - в среднем на 1 процентный пункт. Однако даже рассчитанная ЦБ средняя ставка по кредитам компаниям до года по итогам июля составляла 14,7% годовых, ставки по корпоративным кредитам достигают 20-25%.

Ставки по кредитам компаниям 6% годовых в нынешних условиях нереальны, говорят банкиры. "В нынешних реалиях это невозможно", - уверен председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин. По его словам, на Западе инфляция составляет 1-2%, поэтому банки имеют возможность выдавать кредиты предприятиям по ставке 3,5-4,5% годовых. При этом, определяя ставку по кредиту, российские банки в большей степени, чем на базовые ставки, например, Mosprime, ориентируются на стоимость депозитов (по данным мониторинга ЦБ за первую декаду сентября у топ-10 банков по депозитам она составила в среднем 14,6%), отмечает господин Вьюгин. По его словам, снижение ставки по депозитам ограничивается инфляцией и жесткой конкуренцией между банками в борьбе за средства населения.

Эксперты считают, что теоретически экономическая ситуация, при которой российские банки могут выдавать кредиты под низкие ставки, возможна. "Инфляция должна быть 2%, ставка рефинансирования - 2-2,5%. Для достижения таких показателей необходимо снижение уровня денежной массы, а для этого необходимо сократить госрасходы и уменьшить объем внешних займов, которые провоцируют приток в страну валюты и, как следствие, укрепление рубля", - рассуждает главный экономист ИК "Тройка-диалог" Евгений Гавриленков. По мнению Олега Вьюгина, без инвестиций в основные фонды приток капитала в страну в виде коротких заимствований разгоняет инфляцию. "Между резким укреплением рубля и смирением с инфляцией власти пока выбирают второе, а соответственно ни о каком снижении кредитных ставок речи быть не может", - добавляет господин Вьюгин.


Дорогие бренды подешевели

Как говорится в докладе Best Global Brands 2009, опубликованном американским консалтинговым агентством Interbrand, впервые за десять лет общая стоимость ста самых дорогих мировых брендов заметно упала. Тем не менее давние лидеры рейтинга Coca-Cola и IBM сохранили свои позиции. А некоторым компаниям, несмотря на кризис, удалось увеличить стоимость своих марок.

Входящие в список Best Global Brands 2009 марки должны соответствовать следующим требованиям: активно присутствовать на важнейших мировых рынках и получать значительную часть выручки за рубежом, публиковать свои финансовые результаты и рыночные показатели, а также стоить более 3 млрд долл.

"Это первый случай, когда мы отмечаем падение стоимости", - заявил Вальтер Брехт, возглавляющий Interbrand в Центральной и Восточной Европе. До кризиса бренды, входящие в рейтинг, дорожали в среднем на 8% в год. Как говорится в отчете, в этом году ведущие марки в среднем подешевели на 4,6%, больше всего пострадали от кризиса бренды финансовых компаний.

Хуже всего пришлось швейцарскому банку UBS, чей бренд подешевел почти вдвое, до 4,4 млрд долл., из-за огромных списаний и налоговых споров с США. Около половины осталось и от стоимости марки Citigroup, снизившейся до 10,2 млрд долл. Значительное снижение стоимости бренда продемонстрировали также American Express и Morgan Stanley. При этом эксперты сомневаются в том, что в следующем году имидж банков, потерявших доверие клиентов, восстановится.

Коллапс финансовых рынков отразился на положении других отраслей. В результате спрос упал и на продукцию автопроизводителей. Так, японская марка Toyota потеряла 8% стоимости, подешевев до 31,3 млрд долл. Самая дорогая немецкая марка Mercedes-Benz, занимающая в рейтинге 12-е место, а также ее конкурент BMW стали дешевле на 7% и стоят 23,9 млрд и 21,7 млрд долл. соответственно. Американские автомобильные бренды на этот раз вообще не попали в сотню лидеров.

На фоне стремительно подешевевших брендов особенно заметны успехи некоторых компаний, чей имидж улучшается, несмотря на кризис. Прежде всего это марки, связанные с продвижением высоких технологий. Наиболее быстрорастущим в цене оказался бренд компании Google, подорожавший на 25%, почти до 32 млрд долл. Интернет-поисковик совершил мощный прорыв - еще пять лет назад он впервые попал в этот престижный список, а сейчас занимает в рейтинге уже 7-е место. "Google успешно распространила силу своей марки на другие направления бизнеса", - отметил Ник Стаки, отвечающий за оценку брендов в Interbrand.

Лидерами рейтинга Interbrand уже не один год остаются Coca-Cola и IBM, бренды которых подорожали за год на 3 и 2% соответ-ственно: сейчас стоимость марки Coca-Cola составляет 68,7 млрд долл., а IBM - 60,2 млрд долл. На 3-м месте оказался еще один высокотехнологичный бренд - Microsoft (56,7 млрд долл.).

Что же касается распределения дорогих брендов по странам, то США удалось защитить свою позицию страны с самым большим количеством дорогостоящих марок. В первой десятке брендов восемь - американские. Вторым номером уже не один год является Германия. "То, что на вершине списка находятся все время одни и те же имена, связано с тем, что эти марки создали тесную связь с клиентами. Они тесно закрепились в головах потребителей, и поэтому их стоимость почти не подвержена колебаниям", - отметил Ник Стаки. По его словам, десять лет назад, создавая этот рейтинг, специалисты Interbrand стремились внедрить в сознание компаний мысль о высокой ценности брендов. И им это удалось, отмечает эксперт.


Корпорация Google открыла баннерную биржу

Google представила биржу интернет-рекламы DoubleClick Ad Exchange. Напрямую к площадке будут подключены крупные агентства, издатели и рекламные сети. Владельцы сайтов, размещающих контекстную рекламу Google AdSense, и покупатели текстовой поисковой рекламы Google AdWords смогут работать с биржей через специальные интерфейсы. Об этом пишет The New York Times.

Новая площадка позволит управлять ходом рекламной кампании в режиме реального времени. Владельцы сайтов смогут увеличить заполненность рекламных мест, а покупатели рекламы начнут конкурировать за лучшие площадки. Google уверяет, что в результате каждое рекламное объявление будет продаваться по оптимальной цене, а общий размер рынка вырастет.

Google лидирует в области поисковой и контекстной рекламы, но на рынке баннерной рекламы проигрывает Yahoo!. В 2008 году Google купила за 3,1 миллиарда долларов DoubleClick, пытаясь укрепить свои позиции и занять новые сегменты рынка. С тех пор корпорация работала над интеграцией DoubleClick и своих рекламных продуктов.

Система управления интернет-рекламой DoubleClick сотрудничает с крупнейшими издателями и рекламными агентствами. Благодаря тому, что код системы размещен на многих сайтах, она может отслеживать интересы пользователей и настраивать под них параметры рекламной компании. "Поведенческий таргетинг" позволяет рекламодателям эффективно управлять стоимостью рекламной кампании и такими важными показателями, как охват целевой аудитории и частота контактов.

Контекстные продукты Google в основном нацелены на мелких рекламодателей и владельцев небольших сайтов, хотя с Google работают также крупные агентства и издатели. Система AdWords показывает рекламные объявления, которые соответствуют (релевантны) поисковым запросам пользователя. Google AdSense анализирует содержимое сайта, на котором установлен код системы, и отображает подходящие баннеры и текстовые ссылки.

Сейчас невозможно получить максимальные результаты без покупки рекламных мест на крупнейших сайтах, считает аналитик Вильям Моррисон (William Morrison), чьи слова приводит The New York Times. DoubleClick Ad Exchange должна привлечь на рынок "длинный хвост" - сотни тысяч небольших сайтов и мелких рекламодателей.


Все вернется?

Автор: Наталья Науменко

Осень - это не только время сбора урожая, но и разработки стратегических планов работы с персоналом и формирования HR-бюджета. А следовательно, время закладки фундамента будущих мотивационных схем. Осень 2009-го - это еще и время подведения итогов одного непростого года, а также оправданных и неоправданных ожиданий от года следующего. Ведь дата официального "окончания" кризиса не вернет все на свои места, а станет лишь пунктом отправления по медленному и длинному пути экономического подъема. С этим придется смириться самым нетерпеливым работникам, ожидающим скорого возвращения былых благ и привилегий, и об этом уже сейчас нужно задуматься работодателям, чтобы на должном уровне поддерживать "боевой дух" коллектива.

Как совместить возможности компании и желания сотрудников при разработке мотивационных схем в будущем году - отвечают эксперты "ВД".

Голь на выдумки хитра

"Посткризисное управление - это особое искусство. Ведь кризис стал причиной значительного стресса для большинства нашего населения. А любой стресс, как известно, имеет три фазы, - утверждает Виктор Сапсир, психолог, бизнес-тренер. - Реакцию тревоги, когда организм готовится к встрече с новой ситуацией; фазу сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации, и фазу истощения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются. Можно сказать, что на данном этапе и психологическое, и физическое состояние и сотрудников, и самих предпринимателей приближается к третьей фазе. Поэтому позитивные изменения нужны как воздух".

Однако когда материальные ресурсы компаний ограничены, руководству придется изрядно пофантазировать, чтобы добавить "позитиффчика" в нелегкую трудовую жизнь своих подчиненных.

Так, к примеру, одной из последних тенденций в мотивационной сфере стала разработка опционных программ не только для топ-менеджеров, но и профессионалов среднего звена. Похоже, что, несмотря на заверения скептиков в нецелесообразности долгосрочных мотивационных программ, рассчитанных на несколько лет, подобная практика станет одним из способов, благодаря которому крупный бизнес будет удерживать ценных специалистов любого уровня с помощью "пряников", а не повышения зарплат. "Несколько крупных украинских компаний значительно расширили право на покупку акций, тем самым продемонстрировав свою заинтересованность в том, чтобы не только топ-менеджеры, но и рядовые сотрудники были материально заинтересованы в развитии компании", - сообщила Ксения Себикова, HR-консультант.

Но, по словам г-жи Себиковой, средний и мелкий бизнес нуждается в других инструментах мотивации, одним из которых может стать выплата небольших денежных премий по достижении определенных промежуточных результатов либо выполнении плана. Сам факт того, что прибыль компании идет в рост, и она готова делиться этой прибылью с сотрудниками - лучший мотиватор.

Впрочем, основной антикризисной мерой во многих отечественных компаниях стало существенное увеличение бонусной части заработной платы. "Система мотивации для продавцов теперь строится по другому принципу: уменьшается фиксированная часть и увеличивается вариативная, которая зависит от продаж. Причем процент от продаж возрос, - рассказал Павел Литвин, генеральный директор СК "Наста". - Таким образом, мы мотивируем сотрудников к более активным продажам. Неэффективно работающие сотрудники покидают компанию, ведь их заработок уменьшается, так как фиксированная часть невелика. Для сотрудников бэк- и мидл-офиса тоже введена система, предполагающая наличие переменной и постоянной части заработной платы. Переменная зависит от коэффициента выполнения задач. Существуют годовые и помесячные ключевые показатели эффективности - таким образом, мы максимально нацеливаем всю компанию на результативную работу и на развитие продаж".

Данное положение дел на рынке труда, по мнению Артема Луцкого, специалиста по маркетингу рекрутинговой компании Brain Source International (штат - 69 чел.), "продлится ровно до того момента, когда экономический рост позволит увеличить объем продаж настолько, что работодателям снова станет выгодно ограничивать заработки сотрудников фиксированным окладом".

Дожить до весны

Но хотя эта благодатная пора придет не скоро, по прогнозам Виталия Михайлова, руководителя рекрутинговой компании WORLD STAFF (штат - 20 чел.), рынок труда оживится "послевыборной" весной будущего года, если иностранные инвесторы смогут убедиться в политической стабильности страны. Ну а пока рассчитывать на рост зарплат, как, впрочем, и на их снижение в гривневом эквиваленте, преждевременно. "Скорее всего, до февраля-марта будущего года никаких существенных изменений в системе оплаты труда не произойдет. Этому способствует и сегодняшняя ситуация на рынке труда, которая позволяет говорить о некоторой стабилизации. Мы уже начали ощущать положительные изменения, ведь даже за последние два месяца приток новых вакансий стал более заметен, а по сравнению с началом года наш портфель заказов увеличился на 60%", - сообщил Виталий Михайлов.

Именно поэтому предусмотрительные кадровики уже готовятся презентовать руководству новые стратегические планы работы с персоналом. "Мы уже вынесли на обсуждение начальников отделов программу посткризисной мотивации, - сообщила Станислава Винярская, менеджер по персоналу ООО "Эспан" (продажа косметики и товаров медицинского назначения, штат - 80 чел.). - Она предполагает возврат некоторых бонусов, от которых мы были вынуждены отказаться, например, ежеквартальных премий. Помимо этого мы планируем снять лимит на мобильную связь для всех сотрудников, возобновить практику выдачи проездных или компенсации расходов на бензин. Также мы надеемся, что программы по обучению мы сможем проводить в полном объеме".

Однако далеко не все эйчары уверены в том, какие именно бонусы следует вернуть, чтобы высокомотивированный персонал был готов к посткризисному рывку. Светлана Криницына, заместитель директора ООО "Атолл-люкс" (туристическое агентство, штат - 22 чел.), предлагает решить проблему "возвращения благ" просто, посмотрев по сторонам. "Сотрудники обычно в курсе того, что предлагают у конкурентов, и ждут, что у них компенсационный пакет будет не хуже. Если определить, какие составляющие занимают в нем значимое место, можно начать с них", - утверждает г-жа Криницына.

Ну а большинство работодателей готовы начинать возвращение былых "приятностей" с малого - немного увеличив суммы, выделяемые на оплату мобильной связи, обучение и проведение корпоративных мероприятий. Однако, учитывая извечный конфликт интересов, Наталья Оксанич-Дьяченко, директор по персоналу киевского офиса группы компаний ТELS (транспортно-экспедиционные услуги, штат - более 200 чел.), предлагает компромиссный вариант. "Если бы речь шла о том, что следует вернуть в первую очередь, я бы предложила начать с проведения командообразующих тренингов, корпоративных мероприятий для поддержания "боевого духа" и медицинской страховки, пусть даже в ограниченном объеме, - сказала г-жа Оксанич-Дьяченко. - Для людей это стало бы показателем того, что компания не бросит их в трудную минуту, а также в это беспокойное и нестабильное время создало бы ощущение защищенности".

Кстати, именно такой подход, по словам Виктора Сапсира, является самым психологически грамотным. "Чтобы избавиться от стресса, его нужно отреагировать, выплеснуть. Для этого как нельзя лучше подходят тренинги с элементами экстрима, различные соревнования. Кроме того, люди, почувствовавшие свою беззащитность перед безработицей и инфляцией, особенно нуждаются в чувстве социальной защищенности, которую можно обеспечить с помощью различных страховых программ", - уверяет г-н Сапсир.

Опять сначала

И действительно, по данным, полученным журналистами "ВД", 65% сотрудников отечественных компаний мечтали бы получить медицинскую страховку, хотя бы в минимальном объеме. Однако Артем Луцкий считает, что "таких буржуазных замашек не будет еще очень долго". В свою очередь Павел Литвин отметил, что "по сравнению с докризисной ситуацией значительно меньше компаний приобретают для своих сотрудников медицинскую страховку. Те же, кто продолжает включать полисы ДМС в соцпакет, сокращают количество доступных опций. Как результат, все более популярными становятся полисы "среднего" ценового сегмента".

По прогнозам Семена Кродия, HR-консультанта, последними вернутся "подъемные", которые в некоторых компаниях выплачивали при вступлении в должность, и компенсация затрат на авто.

"Большие усилия нужно будет приложить, чтобы удержать сотрудников, и меньшие, чтобы привлечь новых, так как особенно активные миграционные процессы на рынке труда будут продолжаться еще несколько лет после выхода из кризиса", - считает г-н Кродий.

Так что возврат к старым добрым временам, когда стандартный перечень благ, прилагаемых к "кровно заработанным", состоял в среднем из 5-6 пунктов, произойдет нескоро. Продумывание малобюджетных мотивационных программ в самое ближайшее время может стать основной задачей руководителей и специалистов по персоналу отечественных компаний.


Объём российского рынка ИСУП достиг 606,56 млн $

Объём российского рынка интегрированных систем управления предприятием (ИСУП) достиг 606,56 млн долл., что соответствует ежегодному приросту на 4,7%, как сообщается в исследовании IDC Russia Enterprise Application Software 2009-2013 Forecast and 2008 Vendor Shares.

Незначительный - по сравнению с предыдущими годами - рост объемов рынка ИСУП был обусловлен влиянием кризиса на российскую экономику в целом и ведущие отрасли в частности. Сокращение ИТ-бюджетов крупных компаний привело к резкому снижению числа новых проектов по внедрению ИСУП. В то же время поддержка уже идущих проектов осуществлялась в достаточном объеме.

"Поддержка докризисных проектов позволит российскому рынку ИСУП относительно спокойно пережить трудные времена, - считает Петр Городецкий, аналитик IDC по программному обеспечению. - Конечные пользователи осознают важность ИСУП для бизнеса и будут изыскивать средства на поддержку уже внедренных и функционирующих на предприятиях систем. В свою очередь, поставщики решений и интеграторы будут стараться удержать существующих клиентов и предоставлять поддержку на более благоприятных условиях".

Лидером российского рынка ИСУП по итогам 2008 года стала компания SAP, доля которой составила 53,9%. За ней следует российская "1С" (18,7%). Места с третьего по пятое достались компаниям Oracle (8,4%), Microsoft Dynamics (8,0%) и "Галактика" (4,1%). Суммарная доля российских компаний в пятерке лидеров возросла на 3,8% по сравнению с показателями 2007 года.

Ведущими потребителями на российском рынке ИСУП в 2008 году остались предприятия непрерывного производства. Второе место, как и в 2007 году, сохранилось за розничной торговлей. На третье место в списке наиболее прибыльных для поставщиков ИСУП отраслей поднялось дискретное производство. На четвертой и пятой позициях следовали оптовая торговля и бизнес-услуги, которые впервые вошли в пятерку ведущих отраслей-потребителей ИСУП благодаря активности предприятий среднего и малого бизнеса.

По мнению IDC, российский рынок ИСУП в ближайшие пять лет будет ежегодно расти в среднем на 2,1%. Наиболее динамично будет развиваться отрасль оптовой торговли. Темпами, опережающими средние показатели рынка, будут увеличиваться затраты на ИСУП государственными учреждениями, предприятиями и организациями, занятыми в сфере бизнес-услуг, образовании, здравоохранении, энергетике, сельском хозяйстве, строительстве и добыче полезных ископаемых.


Нехватка HDD на рынке сохранится до конца 2009 года

Нехватка HDD-продукции на мировом рынке для ODM-производителей сохранится до конца 2009 года, считают в Western Digital Taiwan.

Дело в том, что спрос на подобные продукты начал расти на развивающихся рынках в мае-июне и на развитых рынках в июле-августе, создав дополнительное давление, которое, по мнению экспертов Western Digital Taiwan, будет актуально до самого конца этого года.

Кроме того, как отмечается, дефицит HDD-продукции вызван еще и нехваткой компонентов, в особенности, IC-контроллеров.


Рубль девальвировали по политическим причинам

Плавная девальвация рубля осуществлялась по политическим причинам, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на инвестиционном форуме в Сочи.

"Не скрою, именно по политическим причинам, чтобы дать гражданам сориентироваться и принять решение, в какой валюте им хранить сбережения, мы плавно меняли курс национальной валюты", - сказал он. При этом В.Путин отметил, что экспертам было ясно, каков справедливый курс рубля, однако за счет плавной девальвации многие участники рынка воспользовались ситуацией и вывели значительные средства за рубеж.

По мнению премьера, в таких условиях для правительства вполне естественным было бы принять решение об ограничении валютного оборота. "Но мы сознательно пошли на потерю части золотовалютных резервов", - констатировал В.Путин, подчеркнув, что таким образом руководство РФ продемонстрировало инвесторам, что возврата к советской практике управления экономикой не произойдет, и Россия останется рыночной страной.

Премьер-министр заверил, что правительство РФ "сохранит для всех либеральный режим, который является одной из функциональных основ для полномасштабных инвестиций" в российскую экономику.



Лучшие дистрибьюторы 2009
Приглашаем принять участие.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное