Первый нетбук с выделенным ускорителем ION 2 от NVIDIA и технологией Optimus был представлен на Mobile World Congress 2010 в Барселоне.
Acer AspireOne 532g содержит все компоненты нетбука следующего поколения: процессор Intel Atom N450 1,6 ГГц, экран 10,1 дюйма со светодиодной подсветкой, 3G и Wi-Fi 802.11n для беспроводной связи, но главной «фишкой» является наличие выделенного графического процессора ION 2 от NVIDIA. Напомним, что первоначально ION 2 планировался как полноценный чипсет для платформы Atom, но изменения в Pine Trail сделали данную реализацию невозможной.
Благодаря использованию технологии гибридной графики NVIDIA Optimus, ION 2 может работать совместно с интегрированным графическим ядром Intel, осуществляя вычисления и рендеринг и выводя итоговое изображение на экран нетбука или подключенный монитор через IGP, и отключаясь для экономии энергии, когда в нём нет нужды. Обещаются феноменальные цифры 10 часов работы от батарей, впрочем, на практике продолжительность работы обычно оказывается пониже. Выход нетубка Acer 532g ожидается в конце первого квартала 2010, ну а в начале марта следует ждать уже массированного «залпа» моделей различных производителей с ION 2.
Компания SPARKLE Computer представила на днях очень интересные карты среднего уровня —Calibre X240/X240G, основанные, как ясно из названия, на базе 40-нм ускорителя NVIDIA GeForce GT 240 с поддержкой DirectX 10.1.
Самой интересной особенностью решения стала уникальная система охлаждения с двумя крыльчатками, расположенными одна над другой.
Производитель сообщает, что новая система охлаждения даёт несколько выгод. Первой и самой важной из них является увеличенное давление воздушного потока, что повышает эффективность охлаждения почти вдвое. Вторая состоит в использовании вентиляторов диаметром 9 см, что также увеличивает эффективность охлаждения.
Наконец, третья выгода заключается в том, что первые 30 секунд после включения компьютера система охлаждения работает в режиме обратного вращения, что направляет поток в противоположную сторону, эффективно очищая радиатор от пыли. После 30 секунд система начинает работать в обычном режиме.
Видеокарты Calibre X240/X240G имеют заводской разгон и, как сообщает производитель, на 19 % быстрее решений, работающих на штатных частотах.
Новый 45-нм 6-ядерный флагманский процессор Phenom II X6 будет иметь аналогичную прочим чипам Phenom II архитектуру.
Основным же отличием, кроме увеличения количества вычислительных ядер, станет поддержка функции, известной как «C-state performance boost».
Эта функция расширенного автоматического управления энергопотреблением каждого отдельного ядра. Так, процессор сможет неиспользуемые ядра полностью отключать, а оставшиеся активные ядра или одно ядро разгонять. Таким образом, достигается не только понижение энергопотребления, но и более эффективная работа в однопоточном или малопоточном режимах.
Изначально эта функция должна была впервые появиться на рынке с выходом 32-нм чипов AMD с кодовым именем Llano, однако, теперь компьютерная общественность сможет с ней ознакомиться уже в мае 2010 года, когда выйдут первые четыре модели Phenom II X6.
Похоже, что в споре о поддержке многопоточности/многоядерности в реализации PhysX от NVIDIA поставлена точка.
Напомним, что началось всё с интервью менеджера AMD по отношениям с разработчиками игр Richard Huddy, данного им порталу bit-tech.net в январе. В нём NVIDIA была обвинена в искусственном ограничении распараллеливания вычислений PhysX в многоядерных системах, чтобы производительность вычислений на CPU оказывалась неприемлемой и подталкивала пользователей к приобретению видеокарт NVIDIA с функцией аппаратного ускорения PhysX. Ответ представителей NVIDIA не заставил себя долго ждать — руководитель департамента разработки PhysX Nadeem Mohammad дал суровую отповедь подобным обвинениям.
Точку в этой истории решил поставить разработчик известного теста и бенчмарка PhysX FluidMarkJerome Guinot. В своём блоге он опубликовал результаты тестирования специальной версии FluidMark в системе с процессором AMD X2 3800+ и видеокартой AMD Radeon HD 5770. Как видно на представленном скриншоте, загрузка обеих ядер процессора составила 100%:
Публичный выпуск новой версии PhysX FluidMark состоится позже, как и публикация результатов более детального исследования автора утилиты.
Lenovo решила разрушить все представления о цене сертифицированных рабочих станций начального уровня.
Новая модель рабочих станций ThinkStation E20 от Lenovo в начальной комплектации: процессор Intel Pentium G6950 на ядре Clarkdale, 1 Гб оперативной памяти, 250 Гб HDD, без предустановленного ПО продаётся с сайта компании за $449. Даже такая начальная конфигурация имеет сертификацию AutoDesk, Dassault и SolidWorks и включает в себя три года гарантии. Добавление еще одного гигабайта оперативной памяти, видеокарты NVIDIA Quadro FX 580 и операционной системы Windows 7 Pro x64 поднимает цену до $764. Подобный уровень цен считался недостижимым до недавнего времени для рабочих станций. Помимо низкой цены, новая линейка рабочих станций отличается высокой экологичностью: пластиковые детали рециркулируются более чем на 50% и обеспечено соответствие стандарту энергосбережения Energy Star 5.0.
О сроках появления данного предложения на российском рынке пока ничего не объявлено. Основным конкурентом для ThinkStation E20 будет рабочая станция Z200 от Hewlett-Packard, разработанная со схожих позиций экологичности и низкой цены.
Команда драйверописателей AMD Catalyst намерена догнать и перегнать драйверы NVIDIA по функциональности и удобству для пользователей.
Ресурс HardOCP.com собрал наиболее полную информацию о следующем поколении драйверов видеокарт на базе AMD GPU ATI Catalyst. В версии 10.2 (бета-версия уже утекла в Интернет) будут следующие крупные новшества:
Поддержка приложений для CrossFire вынесена из «тела» драйвера в отдельный файл. Ранее обновления профилей могли приходить только с ежемесячным выпуском драйвера после получения им сертификации WHQL, но теперь в AMD планируют выпускать промежуточные обновления профилей, подобно SLI Profile Update от NVIDIA или EVGA. А вот появление сторонних редакторов профилей, подобных nHancer для драйверов NVIDIA, маловероятно — профили будут хранятся в бинарном, и не исключено что и зашифрованном, файле atiapfxx.blb.
Для конфигураций CrossFire будет введена поддержка технологии энергосбережения ATI PowerPlay. При отсутствии нагрузки драйвер будет переводить дополнительные графические процессоры в режимы с пониженными частотами и напряжением GPU.
Все конфигурации CrossFireX будут поддерживать технологию многомониторности Eyefinity.
Работа с многопроцессорными конфигурациями CrossFire и X2 выделена в драйвере в отдельный файл. Раньше за распределение работы и управление конфигурацией отвечал общий 3D драйвер, что не способствовало стабильности работы.
Будет добавлена поддержка передачи аудио на монитор через интерфейсы DisplayPort.
Не мене важные изменения ожидаются в Catalyst 10.3:
Поддержка 3D стерео. До недавнего времени AMD практически игнорировала стереотехнологии, полностью полагаясь на сторонние решения вроде iZ3D и TriDef. Но успех решений NVIDIA 3D Vision и явные проблемы у партнёров с реализацией поддержки DirectX 10 для стерео вынудили драйверописателей AMD сделать встречные шаги. Пока не раскрываются подробности, будет ли это какой-то низкоуровневый API для взаимодействия с Catalyst или же прямая поддержка драйвером открытого стандарта вроде разрабатываемого альянсом S3DGA, но что-то определённо появится.
Компенсация «мёртвых зон» в многомониторных системах Eyefinity (Bezel compensation). Специальный механизм в 3D драйвере будет осуществлять рендеринг в повышенном разрешении для учёта и исключения потерь части кадра на обрамлении и расстоянии между экранами Eyefinity.
Раздельная настройка яркости, контраста и цвета для каждого из дисплеев в многомониторной системе Eyefinity, позволяющая выровнять различия в яркости и цветопередаче экранов.
Поддержка нескольких групп дисплеев Eyefinity.
Поддержка мобильных и дискретных решений в одном пакете позволит решить проблему слишком редкого обновления драйверов видеосистем ноутбуков их производителями. Драйверы с поддержкой ноутбуков всех моделей и производителей, оснащённых графическими адаптерами на базе Radeon Mobility HD 2000, 3000 и 4000 серий будут выходить каждый месяц.
Сайту EliteBastards.com удалось взять интервью у главы группы драйвера Catalyst Terry Makedon. Вот некоторые факты из интервью:
Запоздалое отделение профилей приложений для CrossFire было вызвано наличием куда более срочных задач у команды Catalyst.
Создание профилей приложений теперь будет поставлено по-другому: инженер будет получать игру перед ее выходом или сразу после релиза, тестировать и подбирать подходящую настройку конфигурации CrossFire, добавлять код в файл профилей и загружать обновление на сайт AMD. В идеале появление поддержки новой игры будет занимать всего несколько часов.
Давать конечным пользователям функции создания и редактирования профилей в AMD не считают хорошей идеей. Вряд ли кто-то лучше инженеров самой AMD адаптирует драйвер для приложения, но даже если улучшение поддержки действительно будет возможным, команда Catalyst всегда открыта для обратной связи.
На GDC 2010 в следующем месяце AMD планирует выпустить новую версию Eyefinity SDK для разработчиков игр.
AMD не располагала достаточно серьёзными людскими ресурсами для полноценного тестирования качества и поддержки пользователей для официального релиза поддержки Eyefinity в системах CrossFire. Статус поддержки пока остается как «непроверенный и не гарантированный», но это не значит, что работы над ней не ведутся.
Для AMD не представляет особой сложности реализация 3D стерео своими силами, но компания дорожит отношениями с партнёрами и предпочитает доверить реализации для конечных пользователей им.
Поддержка графических решений для ноутбуков в настоящее время является приоритетной для команды Catalyst. Но поддержки решений до Radeon HD 2000 ждать не следует, эти решения больше не поддерживаются AMD официально.
Единственной текущей нерешённой проблемой с поддержкой мобильных решений остается управление дисплеем по нажатию «горячих» клавиш — комбинации могут различаться между моделями и нет возможности привести их к единому виду.
Небольшой обзор первого ноутбука с технологией NVIDIA 3D Vision с точки зрения пользователя стереосистем.
Ноутбук Asus G51J-3D был объявлен в конце прошлого года и объединяет в себе мощную игровую платформу вместе с экраном нового поколения с поддержкой частоты обновления 120 Гц и комплектом 3D Vision для первого в своём роде «переносного» решения стереовидения. И вот подоспел небольшой обзор от профессионально занимающегося 3D-стерео технологиями энтузиаста.
С полными спецификациями модели можно ознакомиться на сайте ASUS. Автор не проводил общесистемных бенчмарков, но мощный четырехъядерный процессор Core i7 720QM, графический адаптер от NVIDIA GeForce GTX 260M с 1 Гб видеопамяти и дискретный аудиопроцессор Creative Audigy HD должны обеспечивать значительную производительность, что подтверждают показатели Windows 7 Performance Index, хотя и несколько испорченные не самой удачной моделью пары жёстких дисков, установленных в ноутбук:
Практика, как всегда, оказывается несколько сложнее. GeForce GTX 260M, хотя и является почти «топовым» мобильным графическим решением NVIDIA, всё же основана на ядре G92 — GT200 остаются слишком «тяжелыми» для перевода в мобильный формат. 112 шейдерных процессоров и 256-бит шина памяти дают неплохую производительность, но при включении стерео FPS падает вдвое, и в требовательных приложениях запаса мощности для высоких разрешений может не хватать. Впрочем, для разрешения экрана ноутбука обозреватель не испытывал заметных провалов производительности.
Экран ноутбука диагональю 15,6 дюймов с разрешением 1366×768 и светодиодной подсветкой поддерживает «честную» частоту обновления 120 Гц, необходимую для достижения качественного стереоэффекта. Обозреватель отметил достаточный для 3D Vision уровень яркости — ведь в затворных очках потеря части светопотока неизбежна, и, особенно, равномерность подсветки:
Но, конечно, TN технология матрицы и сам формат ноутбуков налагают ограничения на поле зрения, особенно в 3D. Опыт обозревателя с просмотром стерео несколькими людьми одновременно выявил склонность к инвертированию цветов при взгляде на дисплей сбоку. Также были отмечены эффекты «призраков» в стереорежиме — но это фундаментальная проблема всех 3D Vision-ready дисплеев текущего поколения.
В целом, обозреватель остался доволен ноутбуком, который успешно справился с ролью переносного show-room для стереотехнологий и портативной игровой станции. Отдельное одобрение заслужила хорошая комплектация: помимо мощной «начинки» и комплекта 3D Vision в поставку включены игровая мышь Abyssus известной фирмы Razer и удобная сумка для переноски. В Интернет-магазинах США Asus G51J-3D продаётся по цене $1699.