Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стартап Giftery: электронные подарочные сертификаты






Стартап Giftery: электронные подарочные сертификаты
2014-10-29 00:00

Основатель проекта Giftery – финалиста GenerationS – Дмитрий Цивилев объясняет, зачем нужны электронные подарочные сертификаты и как на них можно построить прибыльный бизнес.

Как появился проект?

Проект появился после анализа рынка подарочных сертификатов в США. Обратили внимание на то что появляются электронные подарочные решения и их доля растет. Изначально продукт позиционировался как удобное решение для подарков друг другу. Выбрать, оплатить и отправить сертификат можно было на нашем сайте. В начале мы занимались созданием каталога – вели переговоры с ключевыми ритейлерами, занимались подключением и интеграцией. Продавая продукт мы столкнулись с тем, что мало кто понимал что такое электронный подарочный сертификат, в чем его ценность и удобство. По сути, мы сами создавали рынок электронных подарочных сертификатов. В ходе тестирования различных гипотез, экспериментов с продуктом и каналами продаж мы пришли к выводу, что наиболее перспективным направлением для нас является развитие корпоративных b2b-продаж.

В чем вообще его основная идея и почему считаете, что она работоспособна?

Электронный подарочный сертификат — это аналог привычного пластикового подарочного сертификата, но, в отличие от «пластика», он не требует физического носителя и приходит по электронной почте, в виде SMS или сообщения в социальные сети.

Отсутствие материального носителя (бумаги, пластика) даёт ряд преимуществ: есть простая и удобная процедура online-заказа, сертификат доставляется мгновенно в любой город России, не нужно ждать курьера или оплачивать доставку. Его нельзя потерять и CRM-система сделает автоматическое напоминание получателю о сроке действия сертификата, чтобы он не забыл его использовать.

Основная идея – мгновенная доставка подарочного сертификата и огромный выбор для получателя. Мультибрендовый сертификат можно легко обменять на сертификат любого бренда из нашего каталога.

Почему считаете, что проект нужен потребителю?

Анализируя потребности наших b2b-клиентов, мы увидели, что часто потребителям выдаются ненужные призы и подарки. Мы же даем возможность выбрать любой необходимый бренд и товар. Наши корпоративные клиенты экономят на доставке (так как это электронное решение), нет необходимости закупать какой-то конкретный товар, иметь расходы на склад и распределение призов по городам. Можно удобно заказывать и отправлять сертификаты прямо из личного кабинета. Кроме этого, мы предоставляет аналитику по использованию мультибрендовых сертификатов и это помогает маркетологам наших клиентов проводить оценку эффективности своих мотивационных программ.

Благодаря нашим решениям и нашему API можно мгновенно отправлять электронные подарочные сертификаты в рамках любых программ лояльности, мотивации персонала и клиентов, а так же для вывода бонусных баллов. В отличие от традиционных физических подарков, Giftery позволяет решить проблемы со сложной логистикой призов и ненужными подарками. Сертификаты могут быть отправлены на email/sms мгновенно или в определенную дату и время.

В чем суть технологии?

Мы построили онлайн-платформу по работе с электронными подарочными сертификатами. Платформа поддерживает 3 продукта:

1. Электронные Подарочные Сертификаты Giftery и монобрендовые сертификаты ведущих ритейлеров

2. Виджет для онлайн-магазинов

3. iKompliment – мобильное приложение для отправки подарков через социальные сети

В чем конкурентные преимущества?

За два года мы создали отличный каталог крупнейших брендов, включая «М.Видео», «Детский Мир», «Эльдорадо», «Озон». У нас есть возможность выпуска любых сертификатов – монобрендовых сертификатов и мультибрендовых сертификатов любого номинала и в дизайне заказчика. CRM-система позволяет настраивать отправку сертификатов по разным параметрам, а так же отслеживать получение и напоминать о сроках использования. С рядом ритейлеров- партнеров по каталогу у нас реализована прямая интеграция, что позволяет моментально генерировать и отправлять подарочные сертификаты. Также преимуществом платформы является то, что она поддерживает три разных продукта, направленных на разные типы клиентов - корпоративных b2b заказчиков, онлайн магазины и офлайн магазины

В чем слабые места?

Мы не можем пока предоставить очень детальную аналитику по сертификатам некоторых ритейлеров. Нам важно отслеживать полный жизненный цикл сертификата – от выпуска до погашения. Для этого нам требуется более глубокая интеграция с риейлерами-партнерами и мы работаем в этом направлении.

Как проект зарабатывает?

Giftery это мультиканальная платформа. Мы зарабатываем на выпуске, продаже, поддержке электронных сертификатов, которые мы продаем b2b-клиентам. Мы также работаем с онлайн магазинами и предлагаем им наш виджет – решение по реализации подарочных сертификатов с их собственного сайта. В этом случае мы так же зарабатываем комиссию за выпуск и поддержку сертификатов, а так же получаем абонентскую плату за поддержку виджета. Кроме этого на платформе реализован еще один продукт – iKompliment. Это сервис отправки подарочных сертификатов через социальные сети. В этом случае мы зарабатываем на выпуске, продаже и поддержке сертификатов. В планах вывод на рынок новых услуг по предоставлению аналитики, а также удобной платформы для HR-специалистов по работе с мотивацией и поощрением сотрудников. В этом случае мы зарабатываем на подписке и абонентской плате

Конкуренты у вас есть? Кто они?

Наши основные конкуренты сегодня это компании-продавцы пластиковых подарочных сертификатов. Их преимущество в том, что они уже несколько лет работают с корпоративными b2b-клиентами и имеют большую клиентскую базу. У нас также есть глобальные конкуренты, например такие компании как Tango Card. Глобальные игроки пока не смотрят на Россию, некоторые из них являются сегодня скорее нашими партнерами, но нам придется с ними конкурировать в первую очередь в Европе и на других рынках.

Что стало самым большим вызовом к сегодняшнему дню?

Необходимость признать то, что предыдущая b2c-бизнес-модель не оправдала наших ожиданий, за очень короткий срок нам пришлось перестроить бизнес, усилить команду, сократить расходы и сместить фокус на активные продажи в новом для нас b2b-канале.

Эти изменения совпали с участием в Web Ready - ИТ треке GenerationS, и мы получили дополнительный стимул быстро нащупывать новые каналы кратного роста. Зная, что параллельно с тобой еще 80 других проектов стремятся поразить жюри своей динамикой, за три месяца акселерационной программы, мы удвоили выручку, вышли на глобальных партнеров и начали разработку новых продуктов.

Сколько у вас сейчас людей в команде?

Сейчас в команде у нас восемь человек. Из них пять сотрудников непосредственно вовлечены в продажи и работу с клиентами и партнерами.

До этого проекта у вас уже был предпринимательский опыт?

Есть отличный опыт работы в крупных мультинациональных компаниях, таких как Gillette (сейчас это подразделение P&G) и Bunge. В этих компаниях я занимался построением и масштабированием продаж и общим руководством компанией в качестве генерального директора. С 2008 года занимаюсь предпринимательством и собственными инвестициями в различные бизнес-проекты. Есть опыт построения успешных компаний, создания эффективной команды и выхода из ряда проектов.

На чьи деньги развиваетесь? Собираетесь ли привлекать инвестиции?

В настоящий момент компания развивается на деньги бизнес ангелов и собственной операционной прибыли. Мы собираемся привлекать инвестиции для доработки b2b-продуктов и сервисов для наших корпоративных клиентов, улучшения каталога и добавления в каталог новых категорий, разработки модуля аналитики по использованию подарочных сертификатов, расширения отдела продаж и географической экспансии. 



Джони Айв — Легендарный дизайнер Apple. Рецензия на биографию
2014-10-29 00:00
Дмитрий Торшин, директор по инвестициям группы компаний «АйТи», о книге «Джони Айв. Легендарный дизайнер Apple»

Биография Стива Джобса побила все рекорды продаж в мире. Из нее мы узнали огромное количество деталей о жизни великого новатора и бизнесмена, но даже в этой толстенной книге уместились далеко не все важные детали. Новая книга «Джони Айв. Легендарный дизайнер Apple» (Манн, Иванов и Фербер) великолепно заполняет пробелы и отвечает на множество вопросов, оставшихся после прочтения биографии Джобса. Must-read для всех, кто хочет понять, как устроены великие компании.
jony_ive-big.png
Из названия можно подумать, что это книга о дизайнере. Или дизайне. Или биография, в которой мы будем узнаватьподробности о личной жизни и мыслях Джони Айва. Все не так.

На самом деле эта книга – настоящая история жизни компании Apple с момента, когда в нее попал человек, изменивший дизайн этого мира к лучшему и сыгравший важнейшую роль в успехе великой компании. Мы снова прочитаем про все те достижения, которых достигала шаг за шагом Apple, но с совершенно другой точки зрения.

В отличие от «Стива Джобса», книга «Джони Айв» написана не про бизнес. Она – про страсть. Любовь к созданию великолепных, минималистичных, идеальных вещей. Про стремление улучшить мир и сделать что-то самое-самое, лучшее из лучшего.

Конечно, автор не обошелся без упоминания того опыта, который Джони получил до Apple, его студенческих опытов и премий, захватив и кусочек семейной жизни. Но все это тонет в море информации, которую мы узнаем именно о развитии Apple и Джони в ней. Поскольку Джони был, как известно, правой рукой и близким другом Стива Джобса, фактически они правили (не опечатка) компанией вдвоем, это был тандем двух гениев, которые и достигли таких успехов.

Книга невероятно вдохновляет тем, что смогли построить в Apple ее руководители, какие ценности они привилисотрудникам, как выстроили высокоточный механизм работы, выдающий «на гора» инновационные продукты даже в тот момент, когда руль компании переходит к другим людям. Становится очевидно, что роль Стива, которую трудно переоценить, была далеко не единственной, и это вселяет большую надежду, что мы еще не видели «лучшую Apple», ведь, судя по словам автора книги, балом правит Джони. А он никуда не исчез. Для него просто нет другого места в мире, где он мог бы создавать что-то подобное.
Читается «Джони Айв» запоем, словно захватывающий детектив. Огромная работа по сбору фактов, цитат и мнений, проделанная автором книги, производит колоссальный результат – оторваться от чтения невозможно. Если бы кто-то решил снять сериал на основе описываемых событий, он стал бы нереально захватывающим и популярным, а материалов бы хватило на несколько сезонов.

Нужно только сделать оговорку, что чтобы получить такое же удовольствие от чтения, нужно чувствовать, чем продукты Apple отличаются от Google, Microsoft и Samsung. Понимать, что иногда упаковка или шрифт способы изменить все впечатление от продукта, и это не является преувеличением. Если у вас развитый вкус – вы будете пить книгу, словно выдержанное вино из лучших погребов Франции.

У книги есть всего два минуса. Первый – в книге, описывающей дизайнерские находки и открытия, они описываются… словами. Вставка с десятком черно-белых фотографий совершенно не передает шарма и деталей, поэтому приходится рисовать в голове образы исходя из собственных представлений о прекрасном. Право слово, оправдать отсутствие иллюстраций в «Джони Айв» невозможно ничем.

Второй минус книги – она, даже после 350 страниц, заканчивается. Она настолько хороша и интересна, что, перевернув последние страницы, появляется желание сделать перерыв и не читать ничего другого хотя бы неделю – чтобы полностью ощутить послевкусие, предаться размышлениям о ценностях и силе свободных, умных, творческих людей.

Кто еще не успел прочитать этот шедевр – сделайте это как можно скорее. Он того стоит.


Mangrove Capital Partners получил более $100 млн от продажи Nimbuzz
2014-10-29 00:00
Венчурный фонд Mangrove Capital Partners, в портфеле которого находятся российские интернет-компании KupiVIP и Oktogo и поисковик Quintura, получил более $100 млн от продажи агрегатора мобильных мессенджеров Nimbuzz. Об этом Firrma сообщил источник, близкий к сделке. 

Покупателем доли фонда в Nimbuzz стал британский интернет-провайдер New Call Telecom, который приобрел, в общей сложности, 70% акций стартапа за $175 млн, оценив всю компанию в $250 млн. 

Фонд Mangrove Capital Partners впервые инвестировал в Nimbuzz в 2005 году, затем совместно с Naspers и HV Holtzbrinck Ventures вложил $10 млн в 2007 году и еще $15 млн в 2008 году совместно с Naspers. Доля Mangrove Capital Partners к моменту продажи не раскрывалась. 

По словам источника Firrma, возврат инвестиций Mangrove Capital Partners в этом проекте в процентном соотношении сопоставим со сделкой по продаже Skype корпорации Microsoft. В 2011 году сервис VoIP-телефонии Skype был продан американскому IT-гиганту за $8,5 млрд. Фонд участвовал в нескольких раундах инвестиций в Skype, самый крупный из которых составил $18,8 млн. 

О Nimbuzz

Nimbuzz — агрегатор мобильных мессенджеров, включающий обмен сообщениями, показ местоположения, голосовые звонки (в том числе групповые), чаты (в том числе групповые) и обмен файлами. Пользователи Nimbuzz Mobile могут совершать и получать голосовые вызовы в сетях Skype, MSN, GoogleTalk и Nimbuzz. Компания Nimbuzz была основана в 2006 Эвертом-Яп Люгтом (Evert Jaap Lugt) и Мартином Сминком (Martin Smink). Наибольшее распространение технология получила в Индии. 


О Mangrove Capital Partners

Люксембургский фонд, основанный в 2000 году для инвестиций в IT-проекты. Фонд вкладывался в Oktogo, Skype, KupiVIP, Wix и ряд других компаний. В портфеле фонда около 70 компаний. Объем фонда составляет $750 млн. В России фонд инвестировал в интернет-магазин KupiVIP, поисковую систему Quintura, разработчика компьютерных игр Drimmi, а также интернет-магазин HomeMe.ru и сервис по бронированию отелей Oktogo.


Предприниматель Станислав Сажин: доктор, можно?
2014-10-29 00:00
Венчурный медиа-ресурс Firrma в партнерстве со «Слоном» и при поддержке «РВК» вычислил 30 самых авторитетных в стартаперской среде представителей венчурной индустрии. Это не «мнение редакции» – чтобы найти этих людей, мы опросили около 60 молодых предпринимателей, инвесторов и экспертов. В итоге те назвали своих фаворитов в трех категориях: инвесторы, стартаперы и профи – по 10 в каждой группе. А мы встретились с каждым и сделали по кейсу. До декабря мы будем знакомить вас с людьми, которые приложат – а может, уже и приложили – руку к появлению наших «гуглов» и «фейсбуков». Сегодня – история основателя проекта «Доктор на работе» Станислава Сажина.

Добравшись до офиса «Доктора на работе» в скромном бизнес-центре у метро Петровско-Разумовская, я с удивлением останавливаюсь у двери с названием компании и табличкой «Закрыто». Внеплановый выходной? Непохоже на основателя проекта Станислава Сажина, постоянно критикующего слишком «расслабленных» стартаперов в своем Facebook. «Это у нас в соседней комнате на этаже – медицинский кабинет частной клиники, – встречая меня, рассказывает он. – Надоели вопрос «доктор, можно?» по несколько раз в день, и мы вот так пытаемся отделаться от невнимательных пациентов».

Офис компании на первый взгляд ничем не отличается от большинства мест обитания ИТ-стартапов. Но Станислав признает, что его проект слишком сильно переплетается с медицинской тематикой, чтобы быть исключительно интернет-проектом. «У нас в команде шесть врачей, и я уже привык к разговорам о всевозможных болезнях, а в нашей социальной сети можно найти видео каких угодно операций», – признается он. Сам Сажин, отправляясь на прием к доктору, не рассказывает о своем статусе сооснователя крупнейшего в России профессионального онлайн-сообщества врачей. «Вдруг мы вовремя не опубликовали его пост или отредактировали комментарий, а обиженный врач решит на мне отыграться», – говорит Станислав. В его планы никак не входит отвлекаться на собственные проблемы и снижать темп развития «Доктора на работе». Он надеется, что через несколько лет компания станет первым молодым проектом из России, проданным за крупную сумму крупному западному стратегу. «WhatsApp, который купили за $19 млрд – с Украины, он не в счет», – улыбается Сажин.
Станислав Cажин переехал из Перми в Москву в 2001 году, поступив в МГИМО. Рассчитывать на поддержку родителей не приходилось, так что он зарабатывал первые небольшие деньги программированием на PHP – этому он научился еще в физмат-школе в родном городе. «Так как я был совсем новичком, платили не слишком хорошо, так что каждый день передо мной вставала дилемма – или я ем сегодня просто картошку, или могу позволить себе добавить к ней немного соуса», – вспоминает он. На первых курсах Сажин фрилансил как веб-разработчик и графический дизайнер и даже успел поучаствовать в создании социальной сети для поклонников Димы Билана.

После экспериментов с SEO-агентством на третьем курсе Станислав вместе со своим старым приятелем из Петербурга запустил проект Shocolad.com – программу продажи карт лояльности для заведений. Стартап – хотя в 2006 году такого слова здесь еще никто не знал – получил около $170 тыс. от частного инвестора, разросся до компании со штатом в более 50 человек – а спустя 8 месяцев закрылся. «Я совершал детские ошибки, – признается Сажин. – Например, я не отслеживал эффективность различных рекламных каналов – просто сопоставлял общий объем вложений в рекламу и число привлеченных клиентов, мне не приходило в голову проверить эффективность инвестиций в рекламу на каждой из площадок. Были ошибки в стиле руководства, в организации рабочего процесса – оглядываясь назад, я не вижу ничего удивительного в том, что проект «лопнул».

Оставшись без денег, с двумя другими друзьями Сажин запустил агентство веб-рекламы Old Media Stars. Дело пошло в гору – в то время, 2007-2008 годах, о продвижении в интернете стали задумываться даже небольшие фирмы вроде салонов красоты. Но вскоре грянул кризис и Сажин остался с долгами по зарплатам и обязательствам перед клиентами на $10 тыс. Чтобы расплатиться, он продал машину, сменил съемную квартиру в Москве на комнату в Красногорске, в которую предпринимателя впустили знакомые. Чтобы расплатиться, он вернулся к наемной работе, устроившись в рекламное агентство «Старый город», где к осени 2009 года дорос до заместителя директора. Почувствовав, что снова встал на ноги, Станислав решил вновь уйти в собственный бизнес. В этот момент и случилась встреча с эндокринологом Андреем Перфильевым. Она принесла предпринимателю понимание, куда приложить силы. Перфильев предложил Сажину создать сообщество врачей – для общения на профессиональные темы. Последний сразу сообразил, что если действительно удастся собрать большую аудиторию, то ее можно будет «продать» фармацевтическим компаниям или производителям медицинского оборудования. Так родился стартап «Доктор на работе».

Черно-белая success story

«Наш проект не раз был на грани закрытия – хотелось просто бросить этим заниматься», – признается Сажин. Действительно, первые годы работы проекта – «зебра». Компания стартовала на $13 тыс. личных сбережений Сажина и Перфильева, к команде также присоединился Илья Куприянов. Позднее юрист, помогавший с оформлением документов, вложил еще $300 тыс. из своего кармана. На первой версии сайта – чаты, новостная лента, собственные публикации врачей, – который предприниматели тестировали, к концу 2010 года зарегистрировалось 10 тыс. врачей. Сажин и Перфильев приглашали их, обходя поликлиники и собственноручно развешивая объявления. Но вот фармкомпании не заинтересовались возможностью продвигаться в их сети. В итоге стартапу пришлось прожить несколько месяцев в условиях жесткой экономии. Сажин спал по 20 часов в неделю, но в итоге все закончилось хорошо – весной 2011 года им удалось привлечь $500 тыс. от консорциума бизнес-ангелов и небольшого фонда. На эти деньги набрали команду разработчиков, а Куприянов взялся активно продвигать сервис среди фармкомпаний. В рекламодатели удалось заполучить лишь несколько игроков медицинского рынка, да и то в формате тестовых продаж. «Крупный фармацевтический бизнес считал, что в принципе найти нужную им аудиторию в интернете нельзя – они размещали объявления, например, в бумажных журналах – те могли гарантировать доступ к узкому сегменту аудитории – врачам с конкретной специализацией и в конкретном регионе – а чаще всего надеялись на обаяние и убедительность собственных представителей, которые обходили клиники с рассказами о лекарствах и иногда – подарками для врачей», – вспоминает Сажин. Снова началась «черная полоса». Деньги инвесторов уходили, а постоянно зарабатывать не получалось. Выплыть удалось во многом благодаря изменениям в законодательстве – с начала 2012 года фармацевтическим организациям запретили рекламировать препараты через представителей, и гиганты индустрии наконец решили присмотреться к новым каналам.

К тому моменту стартап уже прошел планку в 60 тыс. зарегистрированных врачей – и фармацевты начали проводить кампании на ресурсе: за рекламные услуги – рассылка сообщений по врачам, варианты с баннерами на сайте, посты и комментарии лидеров мнений и т.д. – они были готовы отдавать в среднем $4-5 тыс. долл. в месяц. За отдельную плату можно было проводить сбор мнений участников сообщества. Сдвиги в законодательстве и быстрый рост соцсети заметил фонд Bright Capital, связанный с крупным предпринимателем Михаилом Абызовым. В 2011 году он вложил в «Доктор на работе» $1 млн. Фонд участвовал и в следующем раунде, в марте 2014 года, когда в общей сложности от венчурных фондов Bright Capital, Guard Capital и Aurora Venture Capital проект получил еще $3 млн. Инвестиции позволили Сажину и Куприянову (Перфильев к тому времени покинул проект) улучшить систему верификации врачей, запустить мобильные приложения для iOS и Android, и, главное – наладить постоянные продажи с большинством крупных игроков на российском фармацевтическом рынке. Сейчас у «Доктора на работе» контракты с 15 из 20 крупнейших российских фармкомпаний. «В каждой под 100 препаратов, по каждому – отдельный бюджет. Поэтому мы расширяем работу внутри пула уже охваченных клиентов – сначала по одному лекарству для рекламы, затем убеждаем добавить еще один препарат, потом еще 2-3 и так далее», – объясняет Сажин. Параллельно он запустил социальную сеть для студентов-медиков «Медкампус» (он служит «трамплином» для профильной аудитории «Доктора на работе») и платформу для общения работников аптек «Смартфарма». 
 
Сейчас на сайте зарегистрировано 320 тысяч врачей, на основную и мобильную версию сайта заходят почти 200 тыс. врачей в месяц. Приложения для iOS и Android (они называются «Лента врача») установили почти 30 тыс. человек, общая посещаемость площадок – более 800 уников в день. В начале 2013 года проект, по словам Сажина, вышел на окупаемость. Всего за тот же год «Доктор на работе», по собственным данным, заработал $1,5 млн, чистая прибыль составила 30%. 95% выручки приносит реклама от фармкомпаний, остальные доходы это плата от исследовательских фирм, которые проводят опросы врачей. С другими проектами дела тоже обстоят неплохо: «Медкампус», который принес «Доктору» 8 тыс. новых зарегистрированных врачей, заработал за 2013 год чуть больше $40 тыс. «Смартфарма» пока не приносит дохода, но собрала с ноября прошлого года более 14 тыс. сотрудников аптек. 

«Вот так нам в каком-то смысле повезло вырасти: в самые острые моменты то находились инвесторы, то начинался приток клиентов, – резюмирует Сажин. – В моих многочисленных интервью, может быть, я могу показаться на 100% уверенным в себе и готовым, как робот, вкалывать днями и ночами. Конечно, это не так и все мы люди. Моя жена – с ней мы, кстати, познакомились по работе, она сотрудница крупной фармкомпании – говорит мне, что нам нужны деньги и что я должен быть успешным, мои родители тоже ждут от меня достижений. Мои сотрудники не хотят терять работу. И, естественно, при такой ответственности я много переживаю. Не скрою, было много конфликтов между акционерами, часто мы спорим с инвесторами. Но это нормально – похожее происходит и в Google, и в Microsoft, только у корпораций речь идет о сотнях миллиардах долларов, у нас о десятках миллионов рублей. Но все устроено одинаково. Мне близка эта концепция, потому что мы так плотно работаем с медициной: она учит нас, что все люди изнутри устроены одинаково, и самые богатые люди планеты умирают от тех же болезней, что и беднейшие».

Предпринимательские будни


Сейчас развитие «Доктора на работе» сводится к довольно рутинным вещам – чтобы заставить фармкомпании активнее тратиться на маркетинг в интернете, нужно все активнее расширять аудиторию – для этого инвесторы и сооснователи вкладывают несколько миллионов рублей в месяц в рекламу. Определить, что работает лучше всего – один из главных факторов успеха. К 2016 году проект планирует привлечь более 350 тыс. врачей, потенциальный объем рынка в России СНГ исчисляется миллиардами долларов. По крайней мере в этом уверен Сажин. Вопрос в скорости перехода бюджетов фармбизнеса от традиционных инструментов к способам продвижения в онлайне.

Сам Сажин – «крепкий хозяйственник». «Я как генеральный директор ответственен за все, что не входит в обязанности сотрудников, – объясняет он. – Вот вчера сломался холодильник, а сегодня я разбираюсь с клининговой копманией, которая прислала нам новую уборщицу. Ну, и чаепития, получается, тоже на мне». Нанимать помощницу он не хочет – пустая трата денег и сложности с восприятием начальника как «своего парня» со стороны коллектива. Его рабочий день начинается в 7 утра – за завтраком он отвечает на письма и раздает задания подчиненным. После этого Сажин находит час-полтора для ежедневных тренировок по большому теннису. Когда предприниматель добирается до офиса к 11 утра, по идее многое уже сделано. После нескольких встреч в первой половине дня – обсуждать вопросы с партнерами или клиентами он предпочитает на свежую голову – Станислав погружается в аналитику и тестирует новые гипотезы.

«Российским предпринимателям сейчас не хватает трудолюбия и сосредоточенности на работе, – уверен Сажин. – Ко мне периодически обращаются молодые предприниматели, которые строят бизнес digital health, и всем им я советую поработать руками. Например, сервису для работы медицинских учреждений с пациентами – обойти небольшой район Москвы и обвесить столбы с объявлениями о своем портале. Все пугаются таких рекомендаций. Большинство основателей новых компаний считают, что должны быстро привлечь инвестиции, нанять трех помощниц и снять офис в 200 кв.м. в центре Москвы, а большую часть времени проводить в Starbucks за продумыванием графика. Это не работает. Я каждый год примерно на месяц уезжаю в Кремниевую Долину. Так вот, американцы и большинство программистов из Европы вкалывают с 7 утра до 10 вечера, пока русские и прибалты пропускают «по пивку». Хотя, может, дело в протестантском менталитете, который проповедует трудолюбие».

Сам Сажин по тем же соображениям теперь не частый гость на московских мероприятиях для стартаперов, хотя около года назад, по его собственному признанию, у «Доктора на работе» даже был пиар-департамент из трех человек. Он активно комментирует события на венчурном рынке и рассказывает о своих проектах на страницах крупных деловых СМИ и нишевых онлайн-медиа (за последний год у «Доктора на работе» было несколько десятков упоминаний в прессе). Но, по его мнению, это никак не сказывается на росте бизнеса – разве что способ потешить собственное тщеславие. По словам предпринимателя, если уж публикации в федеральных деловых газетах не дают эффекта, то рассчитывать, что победа в конкурсе или питч перед судьями на одном из инфраструктурных мероприятий помогут обрасти потенциальными инвесторами или клиентами, точно не стоит.

«Есть стереотип, что журналисты ходят на мероприятия поесть, – без намеков», – объясняет Сажин. – Мне кажется, это теперь скорее про предпринимателей. У многих стартаперов какой-то «бесконечный питч» получается – они из года в год рассказывают о том, какой у них будет замечательный проект, и при этом никто никогда его не видел. На деле, чтобы добиться результата, нужно вкалывать: каждый день, упорно и довольно скучно, делать монотонные вещи. Мы как сайт для врачей тратим на рекламу миллионы рублей ежемесячно, поэтому каждый день нужно отслеживать статистику по каналам. Отвечать на письма недовольных врачей, следить за багами на сайте и в приложениях. Все это требует времени, и я не могу потратить несколько дней на то, чтобы сходить послушать приглашенного эксперта. Я просто не понимаю, как предприниматели позволяют себе так отвлекаться от бизнеса».

Принципы Станислава Сажина

Отдых и работа

KERN-140904-Stanislav_Sazhin_23 (1).jpg

Работа и персональные дела в жизни Станислава – единое целое, свой бизнес он не воспринимает как что-то вне себя. «Я занимаюсь тем, что мне нравится и что у меня, видимо, неплохо получается, – говорит он. – Моя жена тоже увлечена своей работой, у нее много командировок и, наверное, мы проводим не так много времени вместе, как хотелось бы». 
Пара много путешествует. Многие поездки укладываются в 2-3 дня выходных, так что за год супруги успевают сделать 10-15 небольших туров, чередую континенты. «Хочется вырваться из привычного московского ритма на какое-то время, – объясняет Сажин. – Но я все равно не позволяю себе выключить на несколько дней телефон или медленно отвечать на письма. Это, опять же, связано с тем, что «Доктор на работе» давно стал логическим продолжением моей личной жизни».

Больше всего Сажины любят Францию – уже почти два года они берут частные уроки французского по шесть часов в неделю. Жена Станислава хотела бы получить в этой стране MBA и ездит в Париж практиковаться в языке. «Если я решу уехать из России (пока единственное, что держит меня здесь – бизнес, а в целом я не люблю наш климат и в усилившееся в последнее время чувство опасности), конечно, я буду жить во Франции», – говорит предприниматель.

О саморазвитии

Рецепт совершенствования себя от Станислава Сажина – любовь к книгам: предприниматель слушает их в аудио-формате в машине по пути на работу и домой, а в путешествиях предпочитает традиционные бумажные версии. Станислав читает книги по менеджменту, маркетингу, биографии предпринимателей – все, где можно найти кейсы, потенциально полезные для его собственного бизнеса. «Это отличное преимущество, когда инструмент, о котором ты читаешь в том или ином пособии, можно сразу попробовать применить в реальности – ведь у тебя есть собственная «экспериментальная площадка», – говорит он. В его списке обязательного к прочтению «Маркетинговые войны» Эл Райса и Джека Траута и «Как пасти котов» Ханка Рейнвотера.

О старшем поколении


«Иногда к нам в офис в разгар рабочего дня заглядывают врачи. Обычно это люди в возрасте, которые не смогли разобраться с какой-то проблемой на сайте – например, не дождались ответа модератора о тексте или не смогли вывести деньги из кошелька. И хотя у нас есть электронные формы для обратной связи на сайте и в приложениях, и везде указаны телефоны – многие врачи «старой школы» решают прийти и поговорить. Мы, конечно, все объясняем, но для меня это необычное ощущение – «живой» доктор, ведь я привык, что пользователи сайта всегда где-то «удаленно» от тебя.

Уволить нельзя подтягивать – запятые Сажина


Собирать людей в команду Сажин предпочитает сам, но в последние два года, по его признанию, он разочаровался в своих навыках отбирать кандидатов. «По-видимому, либо новый человек изначально замотивирован на эффективную работу и результат, либо нет – и во втором случае пытаться исправить ситуацию бесполезно, нужно сразу разглядеть такого работника и расстаться с ним», – заключает он. За время расширения штата он пробовал инвестировать деньги и время в корпоративы и тимбилдинги для сотрудников, но не увидел эффекта. «Если у работника, например, плохой английский, но ты уверен в его преданности компании – конечно, его можно отправить на курсы. Если же он в течение нескольких месяцев срывает дедлайны и не выполняет поручения – его надо увольнять. Я все еще часто начинаю в таких ситуациях душеспасительные беседы – мне самому нужен тренинг по эффективной «чистке» кадров», – признается предприниматель.

Молчаливый венчур

Главное отличие российского венчруного рынка от западного, по наблюдениям предпринимателя Сажина – его непрозрачность. Если в США в капиталах венчурных фондов активно участвуют институциональные инвесторы – паевые и пенсионные фонды, корпоративные бюджеты, страховые компании, – то в России проекты ищутся стихийно и, главное, большинство предпринимателей не знают ничего о происхождении денег в венчурных фондах. «В США руководитель компании перед встречей с инвестором может при желании найти инвестиционный меморандум фонда и даже пайплайн, понять его объем и прикинуть сумму финансирования, на которую он может рассчитывать – из этого он может сделать вывод о переговорной позиции фонда и продумать, что он сам готов предложить партнеру, на какие показатели он должен выйти – исходя из метрик по возвратности инвестиций, традиционных для этого фонда. С другой стороны, инвестор тоже может посмотреть биографии основателей и историю проекта, отследить предыдущие шаги команды – продавали ли они дом для первых вложений в проект? – и цели фаундеров в жизни – вроде отправить детей учиться в Стэнфорд. В России инвестор и предприниматель при встрече сталкиваются с моделью «черного ящика»: фаундеры считают, что у денег фонда, вполне возможно, криминальное прошлое (а иначе почему бы не открыться?). Инвесторы – что руководители компаний хотят обвести фонд вокруг пальца – потому что с шумихой вокруг стартапов и активным вливанием госденег в венчурную отрасль проходимцев и правда стало больше. О какой тут «невидимой руке» рынка говорить?

По мнению предпринимателя, российские венчурные инвесторы любят создать о себе впечатление небожителей: «Их позиция – «готовность рассмотреть вариант» проинвестировать вас, снизойти до компании. Хотя они лишь менеджеры – приставлены управлять чужими деньгами. В США я встречался лично со многими богатыми людьми – все они ездят на авто среднего класса, предпочитают общаться максимально неформально, их философия: «чувак, ты нам нужен – мы хотим помочь тебе и сами заработать». В России лишь единицы управляющих партнеров разделяют такой подход. Причина такого снобизма – недостаточное число реально работающих фондов. Их в России всего 5-6, по моему опыту общения с людьми в венчуре – остальные управляют деньгами богатых семейств или олигархов, и их задача не найти прорывные технологии, а похвастаться «галочками» о вложениях в компании перед основателями. Как следствие – не слишком-то большое желание фондов помогать портфельным компаниям. По моему ощущению, единицы фондов проводят обучающие семинары для руководителей своих компаний, некоторые их них готовы обсуждать с фаундерами проблемы их бизнеса – и это уже хорошо. Давать абстрактные советы и следить, чтобы основатели компаний не разворовывали деньги – пожалуй, основное, на что хватает большинство управленцев из венчурных фондов.

Не в стороне от политики

Сажин участвует в жизни системной оппозиции с 2006 года. Во время предвыборной кампании Навального летом прошлого года он каждый день стоял у «куба» и раздавал листовки, развозил газеты и подписался в «социальном контракте» с оппозиционером среди 40 интернет-предпринимателей.

«Я вижу как в бизнесе, так и по жизни в целом, что в России очень много воруют, и участие в оппозиции для меня возможность выразить свое желание обеспечить в России конкуренцию на политических должностях, принцип сменяемости власти. Сейчас этого нет, – считает Сажин. – С другой стороны, в отличие от большинства критиков власти, я хорошо понимаю, что за рубежом ничуть не лучше – это может увидеть каждый, кто много путешествует и кто хорошо знает историю зарубежных государств (а я в силу образования в МГИМО очень хорошо понимаю все нюансы). В Нью-Йорке ты вряд ли будешь спокойно гулять вечерами, зная, что у любого подозрительного типа на улице в кармане может оказаться пистолет. Не стоит идеализировать Запад».


Эстонско-британский стартап Fits.me привлек 4,2 млн евро
2014-10-29 00:00
Сервис виртуальных примерочных Fits.me привлек 4,2 млн евро от главы компании Джеймса Б. Гэмбрелла (James B. Gambrell) и действующих инвесторов SmartCap, Conor Venture Partners, Fostergate Holdings Ltd, The Entrepreneurs Fund и Estonian Development Fund. Об этом сообщает Owler.

Сервис Fits.me позволяет покупателю примерить вещь на робота-манекена и посмотреть как она сидит. Fits.me основан в 2010 году эстонскими предпринимателями Хейкки Хальдре и Паул Паллин. Штаб-квартира компании в находится в Лондоне. R&D и IT-операции осуществляются из Тарту и Таллина. Общий объем инвестиций в проект с момента его основания составил $13 млн евро.

На территории «Технопарка Новосибирского Академгородка» появится спортивно-оздоровительный центр
2014-10-29 00:00
ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» получил разрешение на строительство многофункционального центра площадью 6 500 квадратных метров. Об этом Firrma сообщили в технопарке.

Первый объект Академпарка будет построен за счет средств частного инвестора. Он будет предназначен для обеспечения резидентов социальной инфраструктурой. Это будет трехэтажное здание с открытой парковкой на минус первом этаже, с кафе, спортивными магазинами и административными помещениями на первом этаже, медучреждениями на втором и спортивным центром площадью две тысячи квадратных метров на третьем этаже. Центр планируется построить к концу 2015 года.

Сегодня Академпарк представляет собой комплекс офисной, лабораторной и производственной инфраструктуры, включающий в себя девять зданий. Суммарная площадь объектов, введенных в эксплуатацию, около 80 000 кв. м. Резидентами являются 305 компаний, где работают 8 200 сотрудников. 


В избранное