Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Предприниматель Байрам Аннаков: праздник, который всегда с тобой






Предприниматель Байрам Аннаков: праздник, который всегда с тобой
2014-10-27 00:00
Венчурный медиа-ресурс Firrma в партнерстве со Slon.ru вычислил 30  самых авторитетных в стартаперской среде представителей венчурной индустрии. Это не «мнение редакции» – чтобы найти этих людей, мы опросили около 60 молодых предпринимателей, инвесторов и экспертов. В итоге те назвали своих фаворитов в трех категориях: инвесторы, стартаперы и профи – по 10 в каждой группе. А мы встретились с каждым из «звезд» и сделали по кейсу. На протяжении ближайших трех месяцев мы будем знакомить вас с людьми, которые приложат – а может, уже и приложили – руку к появлению наших «гуглов» и «фейсбуков». Сегодня мы знакомим вас с основателем молодой компании Empatika Байрамом Аннаковым.

Готовясь к интервью с основателем Empatika Байрамом Аннаковым, читаю его Facebook. «Знаете, почему меня назвали Байрам? – один из постов. – Мама любит Хемингуэя, а особенно его знаменитый «Праздник, который всегда с тобой». «Байрам» в переводе с туркменского именно «праздник». И действительно, после полутора часов общения с Байрамом, который известен в венчурной тусовке как эксперт в сфере мобильной разработки и евангелист growth hacking, появляется чувство какой-то торжественности – настолько серьезно и тепло Байрам говорит о ценностях в бизнесе, желании бесплатно обучать разработчиков, безвозмездно делиться инсайтами и дружеских отношениях с сотрудниками компании, «эмпатами». В Facebook Байрама, кроме ссылок на статьи о бизнес-аналитике и лайфхаков для разработчиков, – описания первых собранных компьютеров вместе с отцом и братом, ностальгия по Бауманке и калейдоскопичность мира для очкариков в дождь. Похоже, лиричность бизнесу не помеха: Empatika за время работы выпустила более 10 приложений, 2 из которых приносят стабильную выручку. Аннаков пишет книги и учит аналитике и growth hacking молодых предпринимателей.

Детство Байрама прошло в Ашхабаде, в Москве он живет вот уже 14 лет. Однажды мама Байрама, журналистка местной радиостанции, привела сына на небольшой корпоративный праздник. Мальчика попросили спеть песню на импровизированной сцене. Когда Байрам спел несколько куплетов, в зале послышались смешки. Мальчик расплакался, на что начальник его мамы сказал: «Если бы все так переживали за результаты своей работы, у нас в стране бы не было плохих передач». Эту историю Байрам вспоминает не случайно: с того момента он не позволяет себе считать выполненной ту или иную задачу, если на выходе результат, за который ему было бы стыдно.


Отец Байрама – программист, работал в крупном вычислительном центре, так что компьютер у мальчика появился, когда ему исполнилось всего шесть. Спустя год он уже писал простые коды на Basic, учился принципам логики по книжке, где нужно было угадать пароль у часового. Еще через несколько лет начал переделывать код отца, который создавался для MS-DOS, под Windows.

В школе Аннаков учился на «пятерки», но дневник портили оценки по русскому языку. Байрам не слишком обращал внимание на чистоту почерка и не мог убедить учительницу, что главное – суть и идеи в сочинении, а не аккуратные линии букв. «Пожалуй, это был первый раз, когда я понял, что для меня содержание намного значимее формы, – вспоминает он. – Этот принцип остается одним из самых главных в моей жизни и сейчас».В квартире Аннаковых в Ашхабаде долгое время стекло одной из межкомнатных дверей было испещрено трещинами – его Байрам разбил в детстве, противясь просьбам папы идти на прогулку. С того момента отец решил: дверь семья починит на первые деньги, заработанные Байрамом. Правда, когда Аннаков уехал в Москву и прислал пятьдесят долларов с первого гонорара, отец все-таки не стал тратиться на ремонт. Сломанная дверь осталась напоминанием об упрямстве сына, а самому Байраму – о том, что последствия поступков, приведших к не самым лучшим результатам, всегда приходится брать на себя.

Экономист-инженер-программист

Байрам Аннаков закончил факультет инженерного бизнеса и менеджмента МГТУ им. Баумана и магистратуру экономфака МГУ им. Ломоносова. «Думаю, я все-таки больше инженер, чем экономист», – говорит он. – Когда я замечаю «баги» в продукте и по каким-то причинам сотрудники не могут исправить ошибки быстро, мне нравится засучить рукава и все сделать самому». Аннаков с подачи друзей освоил языки Ruby on Rails, Python, пишет мобильные приложения для Android и iOs –чтобы оперативно решать возникающие проблемы. «Нетерпение – одного из главных свойств предпринимателей, – поясняет он. – И мне нравится это ощущение независимости, понимание, что даже в самой критической ситуации собственными силами ты способен сделать многое».

Уверенность Аннаков вырастил в себе в студенческие годы. Первое время после переезда в Москву для него было целым приключением спросить время у прохожего или купить что-нибудь в небольшом магазине. Байрам до сих пор любит супермаркеты, где можно приобрести все что угодно и ни с кем не разговаривать. На втором курсе ему пришлось устроиться распространителем в небольшую ИТ-фирму и продавать CD с переводчиками линейки «Сократ». Байрам раздавал флайеры в торговых центрах, рассказывал о возможностях системы – спустя несколько десятков «холодных» контактов с незнакомцами стеснительности как не бывало. Затем он устроился сервис-инженером в одну из фирм, продававших продукты 1С. Байрам ездил по компаниям-клиентам настраивать продукт. Результат этого этапа – неплохие знания по бухучету и знакомство с широкой аудиторией людей, далеких от ИТ. «Часто я приезжал разобраться с тем, что «ничего не работает» и обнаруживал, что люди просто забыли включить питание компьютера, – смеется Байрам. – Но нужно было уметь понять точку зрения клиента, все спокойно объяснить, а не ругать их за тупость. Такие ситуации научили меня не «рубить с плеча» и внимательно относиться к проблемам людей, ничего не смыслящих в железе и компьютерах».

В 20 лет Аннаков устроился в VDI – вначале разработчиком на Java, затем дорос до менеджера проектов, руководил несколькими большими распределенными командами разработчиков. Но в кризисном 2008 году Байрам решил уйти в свой бизнес («Знакомые говорили мне «ты или сумасшедший, или знаешь, что делаешь», – вспоминает он. – Я не знал, что делал») и основал компанию Empatika. Несколько лет фирма занималась «процессным» консалтингом. В компании в то время работало восемь человек, которые помогали растущим ИТ-бизнесам налаживать продажи, строить стратегические планы исходя из понимания технологических трендов. У компании было больше 40 клиентов, в общей сложности Empatika провела больше ста образовательных мероприятий для заказчиков. Но консалтинговое агентство оказалось сложно масштабировать. В итоге оно трансформировалось в студию мобильной разработки, которая сейчас запустила больше 10 собственных проектов. «Единственный способ для консалтингового бизнеса быстро расти – нанимать толковых людей, а их на рынке очень мало, – говорит Аннаков. – Поэтому мы ушли в продуктовый бизнес, и сейчас я рад ощущению глобальности наших проектов, которое дает работа с мобильными приложениями. Анализируя активность пользователей наших приложений, я, в офисе в Москве, например, могу проследить, как отличается поведение владельцев аккаунтов в соцсетях в США и в Бразилии. Это «срез» по аудитории на очень высоком масштабе, до которого с консалтинговым бизнесом мы никогда бы не доросли».

Конвейер приложений и не только

«Мобильная» история Empatika началась в одном из баров Москвы, где владелец заведения однажды вечером попросил Аннакова «запилить» для него приложение для iOs. Утром он получил обещание, а через три месяца – готовое приложение. В апреле 2011 года команда Empatika сделала геолокационный сервис для общения с незнакомцами вокруг пользователя – Squeek. Но Байраму перспективы в Европе, США, Китае и Японии показались более заманчивыми. К тому же, разработчики заметили, что активнее всего в Squeek чатились люди, ожидающие рейсов в аэропортах. В итоге команда в июне 2012 года выпустила новое приложение App in the air. В нем пользователь может следить за всей информацией о своем рейсе, найти рекомендации об услугах в аэропорте и его схеме. И главное – общаться с другими посетителями App in the air, вылетающими и прибывающими в одно время. Сейчас у приложения 650 тыс. установок, 5% пользователей покупают Push/SMS-оповещения об изменениях рейсов. Другой источник дохода – помощь отелям, такси, сервисам аренды машин в поиске через приложение клиентов (сервис удерживает комиссию и сейчас работает больше чем с 10 партнерами). «Я сам очень люблю путешествовать и время не только полета, но и ожидания вылета, все процедуры перед посадкой в самолет – они создают ощущение какой-то неопределенности, абсолютной «подвешенности» во времени, которые очень сложно почувствовать в ритме повседневности», – говорит Аннаков. 

Другое известное приложение Empatika – InFlow. В нем пользователь может вести график своего настроения и получать статистику о нем, а также о динамике собственной энергии, по итогам недели или месяца, рассказать об этом друзьям и найти способ улучшить настроение в списке предлагаемых активностей. Самая интересная опция приложения – возможность для пользователя увидеть разницу между своим восприятием и реальностью – когда, где и с кем у него хорошее настроение. InFlow разработчики использовали для своих опытов с «измерениями» счастья: в мае 2012 года они с помощью SMS расспрашивали об эмоциях несколько сот человек, а летом 2013 года исследование повторили с пользователями InFlow. Результат обнадеживает: счастье передается от человека к человеку, выяснили разработчики.

Для развития App in the air и InFlow Empatika удалось привлечь более $500 тысяч от фонда известного венчурного инвестора Игоря Мацанюка – IMI.VC. Правда InFlow сейчас заморожен – Empatika сконцентрирована на развитии App in the air.

Аудитория двух приложений-флагманов Empatika росла не так быстро, как хотелось команде. Аннаков признает, что месячная аудитория пользователей App in the air сейчас – 75 тыс. человек (полугодовая – 450 тыс. человек), хотя на эти метрики предприниматель надеялся выйти спустя максимум месяц после релиза. «Предпринимательство – это всегда эмоциональные «американские горки». Сегодня тебе кажется, что ты «в ударе» и ожидаешь огромного роста бизнеса, а завтра что-то выбивает почву из-под ног – и ты почти на грани закрытия проекта, – признается он. Все разработчики предвкушают успех и быструю популярность приложения, но затем становится понятно – все только начинается, основная работа впереди. И если рядовой разработчик может умыть руки и уйти (а то, что команда разбегается, еще больше заставляет «депрессовать» предпринимателя), то CEO – перешагивает через собственное разочарование, потому что у него обязательства перед нанятыми людьми, перед инвесторами. Ну, надо дать себе поплакать вечер – а на утро стартовать с новыми силами, работать еще интенсивнее».

В планах Байрама – расширять число пользователей и бизнес-партнеров в App in the air, а также его более активное развитие на новых рынках (приложение переведено более чем на пять языков).

С 2014 года новый флагман Empatika – проект Ru-Beacon. Он появился после победы Empatika на хакатоне (соревнования команд программистов) PayPal в 2013 году, когда команда разработала приложение DonateNow – для сбора пожертвований через PayPal Beacon. $100 тысяч, полученных от PayPal, пошли на то, чтобы переделать сервис под b2b. Теперь партнер Байрама и один из основателей компании Иван Парфенов позволяет российским компаниям с помощью «маячков» изучать свою аудиторию и налаживать новый канал продаж. Сейчас Empatika адаптировала Ru-Beacon для ряда московских сетей кафе – в основном это кофейни, – которые могут принимать оплату заказа по картам через приложение. Так что человек может заказать капучино со своего iPhone, еще подходя к кафе. Сервис удерживает процент с каждой транзакции. Ребята рассчитывают, что как минимум 10% продаж партнеров Empatika в ближайшие месяцы будет проходить с использованием новой технологии.

Книжные эксперименты

Байрам считает, что печатные книги незаслуженно уступают место цифровым форматам. Возможно, поэтому в конце лета его коллеги Денис Букин и Камиль Гулиев выпустили книгу «Развитие памяти по методикам спецслужб», в которой они рассказывают об использовании основ психиатрии для поиска подхода к людям в повседневной жизни и в бизнесе, предлагают упражнения и способы развить внимание и запоминание. Четыре тысячи экземпляров первой партии тиража уже разошлись, несмотря на то, что купить книгу можно было только через Ozon. В ближайший месяц из типографии выйдут еще три тысячи книг, которые команда Empatika планирует распродать в книжных магазинах. Это коммерческий проект, признает Аннаков, Empatika планирует продать как минимум 10 тысяч печатных экземпляров (текущая цена на Ozon – около 900 рублей) и как минимум несколько тысяч интерактивных версий книги в iBooks.

Научить и «натаскать»

Разработчики компании регулярно устраивают внутренние хакатоны (соревнования для программистов) – чтобы запускать новые продукты. «Обычно по итогам нескольких дней напряженной работы появляется приложение, мы заливаем его в AppStore и смотрим, насколько оно интересно пользователям, – поясняет Байрам. – Мы надеемся, что когда у нас будет больше ресурсов, то сможем выбрать самые быстрорастущие приложения и будем их развивать». К тому же хакатоны – поле для экспериментов в сфере методологии разработки, архитектуры мобильных приложений, дизайна. Если нововведение хорошо встроилось в новое приложение, оно получает право на жизнь в App in the air или Ru-Beacon. «Создать прототип продукта за один день – необыкновенный драйв, отличный тимбилдинг и классный способ попробовать себя в новой роли, – продолжает Аннаков. – Менеджер по продукту может попробовать роль дизайнера, а программист без опыта управления командами может на день или несколько дней стать «тимлидом». Это здорово «освежает» тебя, подстегивает все время работать на самых высоких оборотах». Во многих компаниях есть культура обсуждения с командой идей новых продуктов, но до их разработки редко доходят руки. Хакатоны в Empatika – способ не «забивать» на все эти креативные мысли. Например, после одного из хакатонов появилось приложение BFF Friends: в нем пользователь может проходить мини-викторины о фактах из жизни или, скажем, любимых книге или фильме своих «друзей» из Facebook. А недавно разработчики Empatika за несколько дней написали приложение для открытия домофонной двери с iPhone – ребятам просто надоело постоянно подходить к двери и нажимать на кнопку, если новые технологии позволяют впустить пришедшего в офис, не вставая с дивана. Помимо хакатонов, в Empatika проходят образовательные семинары – если кто-то из сотрудников узнал что-то новое, в таком формате он может поделиться этим с коллегами. «Для меня важно, чтобы в компании кишели идеи, чтобы мы, помимо основных проектов, постоянно пробовали что-то новое, – говорит Аннаков. – Главное не давать людям останавливаться на достигнутом, нужно постоянно проветривать головы».

Впрочем, двигаться вперед он учит не только 20 человек из своей команды, но и других ИТ-стартаперов. Формат лекций Байрам не любит – человек вряд ли погрузится в тему, прослушав «аудиоконспект» и не поработав «руками». Байрам часто рассказывает о growth hacking – технологиях стимулирования роста бизнеса на основе тщательного анализа ключевых для стартапа метрик, – в том числе на курсах известных на всю стартаперскую Москву разработчиков на Ruby on Rails – Evil Martians. Empatika организует школы программирования – кодеров «эмпаты» учат новым языкам программирования, мобильной разработке.

Началось все с курсов по программированию для iOs в 2011 году, которые проводились на базе факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ. А в июле 2014 года команда Empatika совместно с «Альфалаб» (проект «Альфа-банка») сделала первую в России школу для 30 Swift-разработчиков – это новый язык программирования, который Apple представил только в начале этого лета.

Раз в месяц команда проводит в коворкинге DI Telegraph семинары Empatika Open, где на обсуждение выносятся любые интересные для креативных программистов и предпринимателей темы – от влияния на бизнес иррационального поведения до советов по монетизации мобильных приложений. Хотя на Empatika Open может прийти и выступить с темой каждый, часто предмет разговора все же определяет Empatika. На недавней встрече Аннаков и Букин рассказывали о Стенфордском эксперименте и теории инноваций. «Мы пытались проследить, как то, что человек постепенно чувствует освобождение от ответственности, влияет на жизнь коллектива компании, – поясняет лектор. – В итоге пришли к выводу, что когда члены разных подразделений начинают называть коллег не по именам, а «айтишники» или «бизнес», для команды это не очень хорошо. Происходит деперсонификация – и в конечном счете уволить «айтишника» или сорваться на него оказывается куда проще, чем если бы он был «Петром Ивановым». Empatika Open существует пять лет – с момента запуска Empatika.

Традиционный плов

В EPAM Systems Аннаков руководил несколькими большими командами удаленных разработчиков, но сейчас он категорически против удаленной работы. Впрочем, работа и личное время участников команды предпринимателя тесно переплетены. Empatika «живет» в большой квартире недалеко от метро «Белорусская», графика рабочего дня у разработчиков нет. В «офис» можно прийти после ночи с друзьями в клубе, потому что метро уже закрылось, и, если есть настроение, поработать. Если сотруднику Empatika по личным обстоятельствам нужна «передышка», «эмпаты» его отпускают, не придавая внимания формальным срокам положенного отпуска. Если Empatika есть что отметить – например, когда авторитетное издание Business Insider включило App in the air в список 100 лучших приложений мира, – Аннаков готовит для всей команды плов, а его коллеги заваривают кальян – для «посиделок» на балконе. «В жизни Empatika, в оформлении квартиры на Белорусской есть множество мелочей, которые дают членам команды скорее ощущение дома и семьи, нежели – корпоративности и иерархии в компании, – считает предприниматель. Сам он считает себя достаточно неформальным руководителем. «Это проявляется не в том, что летом у нас программист может прийти в шортах, а в том, что я всегда могу по душам поговорить с каждым нашим сотрудником, понять его проблемы, – размышляет Аннаков. – С другой стороны, для нас очень важно, чтобы люди разделяли цели Empatika, были увлечены работой. Если человек факапит сроки, «не тянет» свои задачи или начинает считать себя более талантливым или работоспособным, чем другие, это повод задуматься о расставании. Нет ничего опаснее для креативной команды, чем люди, которые работают «за зарплату». На хакатонах мотивация людей проверяется лучше всего – обычно после 24 часов «кодинга» мне становится понятно, «наш» человек или «не наш».

Сам Аннаков признается, что его расписание зависит от напряженности того или иного этапа развития компании. Бывает так, что не удается найти время на себя, когда один за другим идут хакатоны. А иногда можно устроить «библиотечный» день, когда поработав несколько часов из дома,
Байрам берет книжку и отправляется в один из московских парков. Периоды, которые требуют быстрого темпа работы и самоотдачи, должны чередоваться с периодами «перезагрузки», уверен Аннаков.

В течении города

Аннаков любит пешеходные прогулки по московским улицам. Его любимый способ «раствориться» в городе – довериться светофорам. «Это особое состояние потерянности, когда ты, подходя к перекрестку, сворачиваешь на ту дорогу, на которой раньше других загорится пешеходный «зеленый». Иногда я часами так брожу, – говорит Аннаков. – На работе нужно быть человеком, который точно знает курс движения и ведет по нему команду; а такие прогулки помогают поймать чувство «зависимости» от города, ситуации, случайностей».

Толстой и Гончаров как учители бизнеса

Байрам признается, что обожает художественную литературу. Из русских авторов ему больше всего нравятся Достоевский, Толстой, Чехов, из зарубежных – Хемингуэй, Лондон. Мысли, заложенные в романах писателей, Аннаков всегда проецирует на философию своего бизнеса. «Например, в «Войне и мире» постоянно прослеживается идея неподконтрольности человеку происходящих событий: Александр II, отменив крепостное право, не мог предвидеть крестьянских бунтов. Военачальники, строя планы для той или иной кампании, всегда видят, что задуманное никогда не воплощается в жизнь, – объясняет Аннаков. – У многих руководителей компаний тоже есть заблуждение, что бизнес – это управляемая система, которую можно полностью контролировать. Разумеется, речь может идти только о гипотезах.

Если ты хочешь получить полмиллиона пользователей за один день, ты не сможешь контролировать все факторы, влияющие на популярность сервиса. Из этого следует важный принцип: предприниматель должен быть всегда готов, что что-то пойдет не так. В таких ситуациях важно не опускать руки и не рвать на себе волосы, а вынести урок и постараться в дальнейшем не наступать на те же грабли. Конечно, ты влияешь на происходящее, но не можешь игнорировать факт «свободы» ситуаций вокруг тебя. И в этом смысле лучше быть Обломовым, который принимал реальность, чем Штольцем, который пытался контролировать все происходящее».

«Когда я приезжаю в Кремниевую Долину, обязательно захожу в один из книжных магазинов Mountain View и покупаю 10-15 книг о предпринимательстве, интернет-маркетинге, мобильной разработке. Больше всего мне нравятся книги, описывающие «стыковку» науку и бизнеса в самых разных формах. Например, почитав книжку по нейропсихологии, можно многое узнать о механизмах виральности в соцсетях. Не меньше я люблю автобиографии и биографии известных предпринимателей – ведь каждый успешен или неуспешен по-своему, и когда ты читаешь о судьбах других людей, невольно сопоставляешь, мог ли бы ты поступить так же, как каждый из них, в той или иной ситуации. Во многом чтение биографий – способ разобраться в самом себе».


В избранное