Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Филипп Ильин-Адаев, Banki.ru. Предприниматель вопреки судьбе






Филипп Ильин-Адаев, Banki.ru. Предприниматель вопреки судьбе
2014-05-05 00:00

Мы начинаем серию статей про самых значимых людей российского технологического предпринимательства. Мы хотим показать, что они не только талантливые антрепренеры, но и яркие люди, личности, лидеры. Первый – основатель «Банки.ру» Филипп Ильин-Адаев.

Выпускника журфака МГУ, Филиппа Ильина-Адаева как будто вопреки драконовским законам российской бизнес-реальности до сих пор отличает какая-то обескураживающая, гуманитарная деликатность. Для такого человека как Филипп, остро чувствующего несовершенство мира, включая свое собственное, не то что уверенность – даже надежда на то, что он сам способен создать крупный, прибыльный многомилионный бизнес долгое время была где-то за гранью реальности, тем более, что Ильин-Адаев заклеймил себя как предпринимателя еще в юношеские годы. В начале 90-х он попробовал вести «бизнес» – продавать у метро «Охотный ряд» дефицитные калькуляторы и детские спортивные костюмы. «Торговать мне было безумно неловко, и хватило меня примерно на месяц», – вспоминает неудавшийся предприниматель. Позже они с братом, не найдя способа монетизировать новостной контент, похоронили созданное ими информагентство «ИМА-пресс». Так Филипп надолго закрыл для себя тему собственного дела: костюмы не пошли, агентство не получилось, пришлось признаться самому себе, что бизнес – это не его.

Свою карьеру он продолжил как наемный менеджер – работал в PR-службах нескольких банков, хотя работу пиарщика в глубине души считал пошлой. В последствии он не раз подчеркивал, что «правильных» связей в банковской среде у него как у пиар-менеджера не было, так что выбор финансовой сферы для построения своего бизнеса оказался чисто случайным. «Мне было 30 лет, с одной стороны, это расцвет, с другой, до «пенсионного» возраста оставалось всего лет десять. Я понимал, что если с моим банком однажды что-то случится или я выпаду из команды, дальше устроиться будет очень тяжело», – делится он своими прошлыми страхами. Так боязнь стать «отработанным материалом» заставила самокритичного, часто сомневающегося в собственных силах Филиппа вновь взглянуть в сторону собственного бизнеса.

В интернет году он пришел не сразу – вначале изучал более понятные, офлайновые виды бизнеса: например, оборудование для лепки пельменей и макаронной продукции. Участь «пельменьщика», к счастью, его миновала. Стоимость входа и степень позора в случае неудачи в интернет-бизнесе казались не такими высокими: сайт под ключ на «Битриксе» обошелся в $2 500, за $2,5 тыс. он выкупил доменное имя Banki.ru, а юридическое лицо можно было в любой момент ликвидировать без особой шумихи. Так появился первый аналог нынешних «Банки.ру». В общей сложности Ильин-Адаев поставил на кон $100 тыс. своих денег. Часть г ушла на аренду офиса и зарплаты четырем сотрудникам, которые начали собирать информацию об условиях по вкладам – именно база данных по вкладам на первом этапе составляла костяк проекта. Чтобы разделить риски, он пригласил в бизнес старшего брата. Поскольку у брата были определенные сомнения, и не было свободных денег, тот согласился войти в бизнес житейскими знаниями и журналистским опытом. В результате доли разделились не 50/50, а 75/25. Это было очень важно, поскольку сразу сняло заложенный конфликт, связанный с распределением долей.

«Мы сняли помещение на Петровке – комнату 20 кв. м. в большой пятикомнатной квартире. В 5 минутах ходьбы от офиса «Межпромбанка», в котором на тот момент я работал. Занимался проектом в выходные, после работы, в обеденный перерыв», – продолжает Филипп. Только через четыре года, в 2009 году, только, когда стало ясно, что проект сам не утонет, ему удалось официально перейти в «Банки.ру» – до этого он несколько лет совмещал работу в пиаре и собственный бизнес.

Вскоре, в проект активно вовлеклась и супруга Филиппа, телеведущая Елена Ищеева, согласившаяся уйти с телевидения в интернет-телевидение. Сегодня через Ищееву, чье медийное прошлое играет проекту на пользу, «Банки.ру» получают доступ к первым лицам банков. В семейном бизнесе есть как плюсы, так и минусы. Очевидное преимущество состоит в том, что Филипп может полностью рассчитывать на своего брата Кирилла Ильина-Адаева и на жену Елену Ищееву. Никто из них никогда не обманет и не предаст друг друга. С другой стороны – разговоры о «Банки.ру» в семье ведутся круглосуточно, а домашние советы директоров проходят перед сном. Порой это мешает нормальной семейной жизни, но бороться с этим трудно.

Первые инвесторы

Решение продать часть компании было для Филиппа очень сложным. По его признанию, он изначально создавал «Банки.ру» как семейную, на первых порах мечтал, что однажды передаст сайт своему сыну. Это уже потом он прочитал в одной умной книжке, что детям лучше оставить живые деньги, чем «геморрой» в виде бизнеса, которым им придется управлять, возможно, против их желания. К счастью, инвесторы тогда не выстраивались в очередь за долей в «Банки.ру», что позволило его создателем работать над сайтом, не отвлекаясь на составление бесконечных презентаций и бизнес-планов. Первая сделка с американским фондом Delta Private Equity сорвалась. Переговоры велись девять месяцев – как шутит супруга Филиппа, за это время можно было родить. Сорвалась отчасти из-за недоверия – фонд не скрывал, что хотел бы отстранить основателей от управления компанией, – а отчасти потому, что в последний момент Филипп решил пересмотреть условия. После этого опыта инвесторов «Банки.ру» искали целенаправленно, ибо осознали, сколько времени и возможностей упускает проект, развиваясь только на свои деньги. «Вообще поиск инвесторов это очень болезненный процесс, связанный с изрядной долей унижения. Каким бы успешным ни был твой бизнес, тебе всегда скажут, что ты слишком маленький, нетехнологичный, неглобальный и так далее, – иронизирует Филипп. – Сейчас, когда мы являемся компанией с капитализацией в десятки миллионов долларов, тональность инвесторов не изменилась – разве что теперь все чаще звучит, что мы для них слишком большие». Всегда нужно обязательно помнить, что после того, как ты продашь хоть одну акцию, компания перестанет тебе принадлежать, добавляет он.

Изначально сайт строили на «Битриксе»: для маленького проекта с небольшой аудиторией и функционалом это может быть оптимальным решением, но когда тот разросся, стать серьезным технологическим препятствием. «Для стартапа роскошь – остановиться на полгода-год и провести работу над ошибками. Такую возможность мы нашли только в конце 2013 года – последние шесть месяцев мы переписываем сайт практически с нуля», – говорит Филипп.

За пределами бизнеса

Основные бизнес-интересы Филиппа Ильина-Адаева по-прежнему связаны с «Банки.ру». Сайт занял свою нишу, имеет хорошие возможности для развития, поэтому участвовать в проекте ему по-прежнему интересно с профессиональной точки зрения.

Одновременно «предприниматель без тяги к предпринимательству», как Филипп сам себя называет, изучает возможности для инвестиций в европейские интернет-сайты, в частности в Чехии, к которой относится с большой любовью. Здесь речь идет не столько о бизнесе, сколько о новом опыте – бизнесмен смотрит, как устроен интернет за рубежом. Высшая степень человеческой свободы, на его взгляд, и состоит в том, чтобы делать только то, что тебе интересно.

«У меня есть только одно личное качество, которому можно приписать мой успех. И оно, к слову, есть у очень многих – это любовь к людям. Я сам по себе человек добрый, и хотел бы, чтобы все вокруг были счастливы. Отсюда вырастает стремление так или иначе облегчить жизнь окружающих, сделать для них что-то полезное», – объясняет успех проекта Ильин-Адаев.

Кроме бизнеса Филиппу интересны машины, особенно раритетные, которые уже нельзя просто купить в автосалоне. Он владеет двумя сравнительно старыми БМВ в идеальном состоянии, на одной из них путешествует по Европе – на ней семья Ильина-Адаева объездила уже больше 30 стран. В прошлом году побывали на Фарерских островах и в Исландии, в планах на будущее – доехать до Африки и до Британских островов. «Автопутешествия – моя вторая слабость. Я совершенно спокойно отношусь к тому, чтобы неделю провести за рулем, останавливаясь только на ночлег. За рулем я отдыхаю, к тому же в этот момент хорошо думается», – рассказывает Филипп.

Любимая футбольная команда Филиппа – «Динамо», за которую он обреченно болеет с детства. Обреченно, потому что болеть за команду, которая ничего не выигрывает, вредно для здоровья, объясняет он. Интересно, что ярым поклонником «Динамо» является также основатель основного конкурента «Банки.ру» «Сравни.ру» Альберт Попков. Только он, в отличие от Филиппа, часто ездит на выездные матчи. «Один из моих пунктов на будущее – пробить «золотой сезон», то есть побывать на всех без исключениях матчах команды в течение года, – поделился еще одной своей мечтой Филипп, для которого понятия «постоянство» и «последовательность в своих действиях» не только в вопросе футбола далеко не пустой звук.

О герое

Филипп Ильин-Адаев – основатель и основной владелец «Банки.ру» – родился 26 июля 1973 года в Москве. В число собственников проекта сегодня входят также его брат Кирилл Ильин-Адаев, жена Филиппа телеведущая Елена Ищеева и несколько ключевых менеджеров компании. В 2010 году в число акционеров вошел инвестиционный фонд «Финам»: блокирующий пакет теперь принадлежит ему, тогда как контролирующий – по-прежнему у семьи Филиппа. В 2013 году миноритарную долю в «Банки.ру» приобрел инвестиционный фонд Russia Partners Technologies. Своей основной бизнес-задачей в перспективе 3-5 лет основатель «Банки.ру» видит довести капитализацию компании до $100 млн.



AdLast Inc. (США) привлекает $12M
2014-05-05 15:19
28 апреля 2014 года в ходе проведения второго раунда финансирования, компания привлекла $12M от Accel Partners (лид-инвестор, Пало-Альто, США), First Round Capital (Филадельфия, США), SV Angel (Сан-Франциско, США), Google Ventures (Маунтин-Вью, США) и индивидуальных инвесторов.
Привлеченные средства компания планирует направить на разработку своих продуктов.
AdLast Inc. является поставщиком мобильного программного обеспечения для рекламы.


ChaseFuture Inc. (Китай) привлекает $0.4M
2014-05-05 15:22
27 апреля 2014 года в ходе проведения первого раунда финансирования, компания привлекла $0.4M от ряда инвесторов: Banyan Capital (лид-инвестор, Шанхай, Китай), Harbor Pacific Capital LLC (лид-инвестор, Лос-Альтос, США), AngelVest Group (Шанхай, Китай), Artesian Capital Management (Нью-Йорк, США) и индивидуальных инвесторов.
Привлеченные средства компания планирует направить на расширение бизнеса.
ChaseFuture Inc. является поставщиком консультативных услуг.


CommercialTribe Inc. (США) привлекает $3.2M
2014-05-05 15:23
29 апреля 2014 года в ходе проведения первого раунда финансирования, компания привлекла $3.2M от Access Venture Partners (США), Boulder Ventures Ltd. (США), Grotech Ventures (США) и индивидуальных инвесторов.
Привлеченные средства компания планирует направить на ускорение разработки платформы, а также дальнейшее построение модели и ее выпуск на рынок.
CommercialTribe Inc. является поставщиком услуг тренинга для менеджеров по продажам предприятий.


Incent Games Inc. (США) привлекает $0.64M
2014-05-05 15:26
10 апреля 2014 года в ходе проведения первого раунда финансирования, компания привлекла $0.64M от ATX Seed Ventures (лид-инвестор), Central Texas Angel Network (лид-инвестор, Остин, США), Marvel Venture Partners LLC (Остин, США) и индивидуальных инвесторов.
Привлеченные средства компания планирует направить на ускорение маркетинга и продаж, а также на развитие клиентской поддержки.
Incent Games Inc. является поставщиком платформы для менеджеров по продажам.


Nova-ventus Consulting SL (Испания) привлекает $3.61M
2014-05-05 15:27
31 марта 2014 года в ходе проведения второго раунда финансирования, компания привлекла $3.61M от Vitamina K (Мадрид, Испания), Kibo Ventures (лид-инвестор, Мадрид, Испания).
Привлеченные средства компания планирует направить на коммерческое развитие торговой площадки.
Nova-ventus Consulting SL является поставщиком услуг цифрового использования купонов для быстро реализуемых потребительских товаров.


Caviar Inc. (США) привлекает $13M
2014-05-05 15:28
28 апреля 2014 года в ходе проведения второго раунда финансирования, компания привлекла $13M от Tiger Global Management LLC (лид-инвестор, Нью-Йорк, США).
Привлеченные средства компания планирует направить на расширение в большее количество городов.
Caviar Inc. является поставщиком онлайн платформы, позволяющей потребителям заказывать еду из местных ресторанов.


Algal Scientific Corp. (США) привлекает $3M
2014-05-05 15:29
25 апреля 2014 года в ходе проведения второго раунда финансирования, компания привлекла $3M от ряда инвесторов: Evonik Industries AG (лид-инвестор, Эссен, Германия), Formation8 Partners LLC (лид-инвестор, Сан-Франциско, США), Independence Equity Management LLC (лид-инвестор, США), Ann Arbor SPARK (США), Envy Capital LLC, Invest Detroit (Детройт, США), Michigan Economic Development Corp. (США) и индивидуальных инвесторов.
Привлеченные средства компания планирует направить на начало коммерческого производства и продажи своего бренда.
Algal Scientific Corp. является поставщиком био-продуктов на основе бета-глюкана.


В избранное