Белый риэлтор: агентство недвижимости - как отличить плохое от хорошего?
Разберёмся, что такое
агентство, чем оно занимается, каковы его издержки и функции и как отличить хорошее агентство от плохого.
На цивилизованных рынках недвижимости возникает
огромное количество агентств. Население России в большинстве воспринимает эти конторы как нечто враждебное и мошенническое. К сожалению, часто не без оснований.
Для чего нужно агентство?
Когда на рынке появляется много разнородных товаров – продавцу отдельно взятого товара и потенциальному покупателю этого товара становится крайне трудно найти друг друга. Появляются специализированные магазины. Булочные, мясные, велосипедные, одежные. То же происходит и в регионах с большим количеством недвижимости или активной застройкой. Основная задача агентства — сконцентрировать спрос и предложение на одном или нескольких специализированных
ресурсах, подобии витрин и прилавков в магазинах (сайтах, разделах газет, информационных бюллетенях). Таким образом, выполняется первая функция — значительное упрощение для потенциальных продавцов и покупателей процесса обмена массивами информации о предлагаемых объектах недвижимости и ценах на них.
Недвижимость —
товар крайне специфический. И основным моментом в её идентификации и определении стоимости является:
а) инженерно-технические характеристики (отвечают на вопрос: что и с каких пор из себя представляет объект недвижимости); б) титул (юридическая составляющая, отвечающая на вопрос: кто, как давно и на каких
основаниях является собственником (или иным правообладателем) объекта недвижимости).
Агентства профессионально разбираются с технической документацией на объект недвижимости, с её юридическим прошлым и настоящим, а также обеспечивают законный переход прав от одой стороны сделки к другой и расчеты между ними.
Недвижимость никто не приобретает по картинкам, поэтому ещё одной функцией агентства является показ объектов недвижимости интересующимся, а также сопровождение переговоров между покупателем и продавцом, а также свидетельство при расчетах. Разберёмся с элементами эффективного и хорошего агентства.
а) Офис. Может быть небольшим, но хорошо и удобно расположенным и оборудованным. б) Персонал. Может быть немногочисленным, но профессиональным, вежливым, приятно выглядящим, грамотно разговаривающим и пишущим, эрудированным. в) История и репутация — очень важный элемент. Её легче всего потерять и труднее всего заработать.
Чем дольше агентство на рынке и чем позитивнее о нём отзывы, тем лучше. г) Профессионализм сотрудников — о нём свидетельствует отсутствие заминок при ответах на Ваши вопросы, оперативное, уверенное, лаконичное и содержательное изложение требуемой информации, умение выслушать, отсутствие суетливости в поведении и бегающих глаз при разговоре. Наличие дипломов, аттестатов и сертификатов на стенах офиса и в портфолио риэлторов — тоже
добрый сигнал. д) Прозрачная и понятная договорная база. Шаблоны договоров на все случаи жизни должны быть отточены, содержание быть лаконичными и понятными даже неискушенному в юридических вопросах человеку. е) Хороший и известный персональный сайт. Всё более важный критерий в оценке эффективности агентства. Очень удобный современный инструмент для блиц-оценки агентства. Сайт должен быть эстетичным, информативным и удобным в пользовании. По ключевым запросам
о недвижимости в поисковых системах — ссылка на сайт должна быть на первой странице выдачи результата поиска! Это важнейший критерий. Сайты, не находящиеся на первой странице поиска отличаются по посещаемости от остальных так же как гипермаркет в центре города от магазина секонд-хенд в деревне. ж) Известность в интернете и соц. сетях. Название компании должно быть известно на сетевых ресурсах. Не поленитесь —
походите по интернету с названием компании. з) Подробность и охват предоставляемой информации. Если на рекламных ресурсах агентства информация об объектах представлена скупо — оно работает плохо. Чем больше схем, фотографий и описаний даётся по каждому объекту недвижимости и чем больше таких объектов, тем лучше. Представьте ювелирный магазин, где можно лишь почитать об изделиях. Чем больше представления об объекте Вы можете получить в агентстве,
тем лучше агентство.
Кто платит агентству, размеры комиссии?
Самый болезненный для клиентов в России вопрос, но ответ на него не может быть двусмысленным.
Работнику и исполнителю платит тот, кто его привлёк. Хотите, чтобы агентство грамотно продало Ваш объект — будьте готовы платить за результат. Хотите, чтобы подобрало Вам недвижимость — то же самое. Кто платит портному? Тот, кто заказал ему одежду из хорошей ткани или продавцы ткани, желающие продать свою ткань через этого портного? Ответ очевиден — и тот и другой.
Теперь о размерах комиссий. Размер комиссий в Европе и Америке 6—7% от сделки. В нашем регионе установился тариф в 3%. Естественно, бывают разные случаи по трудности, ёмкости и долготе сделки. Так что этот размер может колебаться от 1,5 до 9%. Но в среднем надо ориентироваться на 3%.Причём как продавцу, так и покупателю. Если Вам изначально не говорят
о размере вознаграждения или называют какие-то смешные размеры — остерегайтесь мошенничеств.
Издержки и риски агентства
И в заключение о том, что
не лежит для клиентов на поверхности — это труд, риски и издержки агентства. Риэлторы трудятся без выходных. Они осуществляют по 50—70 телефонных переговоров в день с самыми разными людьми. Часто сталкиваются с непониманием и открытым хамством. Риэлтор возит клиента по объектам до победного или безрезультатного конца и вознаграждение получает, только если сделка состоится. Если нет — его труд не оплачивается. Агентство силами
своих работников собирает информацию об объектах, фотографирует, чертит схемы, преобразует всё в цифровой вид для размещения в сети, проплачивает все рекламно-маркетинговые издержки по продвижению объектов и своих ресурсов в интернете (это сейчас очень недёшево, и требует творческой головы), содержит штат и офис, сжигает бензин и ремонтирует свой автотранспорт, договаривается с федеральной службой регистрации о внеочередном приёме документов, ходит по судам
при обнаружении каких-то юридических изъянов, оформляет договора, договаривается с паспортными столами и службами геодезии и картографии, оформляет документы в бюро технической инвентаризации, осуществляет помощь в переездах. Вобщем, «и швец и жнец и на дуде игрец».
Провести сделку от начала до желанного
вознаграждения — колоссальный психологический, интеллектуальный, а порой и физический труд. И подходит такая деятельность единицам. Быть хорошим и успешным риэлтором не легче, чем быть хорошим священником или врачом. Поэтому, внимательный выбор агентства и риэлтора — залог Вашего успеха на рынке недвижимости. Мы желаем Вам удачи на этом пути.
Дергачев Игорь. Сертифицированный брокер высшей квалификационной категории, эксперт-риэлтор компании «Дело», +7 (928) 4321000.