Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки

  Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

     03 ноября 2000г.   


Сегодня в выпуске:



Мировой рынок промышленных газов

В обширной статье анализируются факторы определяющие развитие рынка, условия конкуренции, процессы концентрации на рынке, деятельность ведущих производителей и их рыночная стратегия, ценовая ситуация на рынке.

   БИКИ 28.10.00
   БИКИ 31.10.00

 

См. также литературу в каталоге:

Продукция предприятий химической промышленности России. 1998г.

Химия и нефтехимия. Производство и торговля. 2001г. CD-ROM.

Химия и нефтехимия. Производство и сбыт. 1999-2000г.

Новое международное соглашение по кофе

На конференции Международной организации по кофе (ICO), проходившей в Лондоне во второй половине сентября, производящие и потребляющие страны достигли договоренности относительно заключения нового соглашения, регулирующего производство и торговлю этим товаром.

Соглашение должно вступить в силу с 1 октября 2001 г., а до 1 ноября текущего года документ предполагается представить в ЮНКТАД для рассмотрения и утверждения. На ратификацию соглашения правительствами стран - участниц ICO отводится один год.

Во время выработки документа возникли сложности по согласованию положений о формировании фонда стимулирования развития производства. В проекте соглашения записано, что такой фонд будет образовываться из средств стран-участниц и частных организаций, а не из обязательных взносов производителей кофе. Однако потребляющие страны настаивают на том, чтобы отчисления в фонд были добровольными. Между тем продуценты кофе сделали заявку на немедленное перечисление в фонд стимулирования 150 тыс. ф. ст. (210 тыс. долл.) из общего бюджета ICO, что было отвергнуто потребителями. С целью привлечения частных вкладов соглашением предусматривается создание консультационного комитета частного сектора (Private Sector Consultative Board), состоящего из 16 членов соглашения. В проект соглашения включены статьи о необходимости повышения качества товара, осуществления программ повышения квалификации персонала и улучшения информации по рынку кофе.

Договоренность о заключении нового международного соглашения по кофе достигнута в тот момент, когда Ассоциация производителей кофе (АСРС) столкнулась с проблемами осуществления схемы сдерживания экспорта этого товара. В частности, от участия в плане ограничения экспорта кофе отказалась Индонезия, мотивируя свое решение тем, что к схеме не присоединились Вьетнам, один из крупнейших поставщиков робусты, а -также Индия. Из-за нехватки финансовых ресурсов пока не может приступить к выполнению плана ограничения экспорта кофе и Мексика.

   БИКИ 31.10.00
   

 

См. также литературу в каталоге:

Контракты на поставку кофе. комментарий основных контрактов, используемых в мировой торговле зеленым кофе. Перевод с англ.

Мировой рынок рыбной муки

Благодаря увеличению вылова анчоуса в Перу мировое производство рыбной муки в 1999/2000 г. (октябрь - сентябрь) должно достигнуть 7,33 млн. т, что на 1,0 млн. больше показателя предыдущего года и на 2,0 млн. т превышает уровень 1997/98 г.

Только в Перу увеличение выпуска рыбной муки в рассматриваемом сезоне оценивается в 0,9 млн. т, что позволило довести ее производство до 2,48 млн. т с 1,60 млн. в 1998/99 г. В Чили получено приблизительно столько же муки, сколько в предыдущем году. Мало изменился уровень производства рыбной муки в ЕС, Японии и Таиланде. Улучшились показатели в США, где выпуск муки оценивается почти в 380 тыс. т по сравнению с 345 тыс. в предыдущем сезоне. Выросло производство в Норвегии - до 285 тыс. т против 256 тыс. и Исландии - до 262 тыс. т с 241 тыс.

Импортный спрос стимулируется благоприятным соотношением цен на рыбную муку и соевый шрот. В последние месяцы особенно быстрыми темпами росли китайские закупки, объем которых в 1999/2000 г. должен превысить 1,0 млн. т, в то время как в прошлом сезоне он составил всего 582 тыс. т.

Отмечается значительное увеличение поставок рыбной муки i Тайвань и некоторые другие азиатские страны. По предварительным расчетам, в период с апреля по сентябрь 2000 г. импортные закупки ЕС выросли приблизительно на 120 тыс. т по сравнению с тем же периодом предыдущего года.

Объем мировой торговли рыбной мукой в 1999/2000 г. (июль/ сентябрь) оценивается в 1,35 млн. т. В результате роста импортного спроса, а также увеличения внутреннего потребления рыбной муки в странах-продуцентах в III квартале 2000 г. ее мировое использование выросло приблизительно до 2,1 млн. т.

Накопленные к концу июля мировые запасы рыбной муки составили 1,57 млн. т, что значительно превысило показатели предшествовавших лет.

В III квартале 2000 г. отмечалось заметное превышение спроса над производством, в результате чего мировые запасы рыбной муки, по предварительным данным, сократился до 960 тыс. т Более высокий показатель в 1,09 млн. т был зарегистрирован только в сентябре 1997 г. Перуанские запасы достигли максимальной величины в 610 тыс, т в июле 2000 г, (290 тыс. в июле 1999 г.), после чего начали понижаться и к концу сентября уменьшились до 120 тыс. т. В Чили показатели запасов в целом соответствовали прошлогоднему уровню.

Ожидается, что в ближайшей перспективе мировые цены на рыбную муку будут укрепляться. Объем ее мирового производства в 2001 г., видимо, не превысит уровень 2000 г. Одним из основных факторов развития рынка, как и в текущем году останется спрос со стороны КНР.

   БИКИ 02.11.00
   

 

Россия увеличивает мощности АЭС

Россия до 2003 г. планирует ввести в эксплуатацию три новых ядерных энергоблока мощностью 1000 мегаватт каждый на Ростовской, Курской и Калининской АЭС, сообщалось на открывшейся вчера в Петербурге конференции Радиационная безопасность: транспортирование радиоактивных материалов. Вместе с тем, как подчеркивали представители Минатома РФ, планируется продлить срок службы действующих энергоблоков АЭС в среднем на 10 лет. Это позволит довести мощности АЭС до масштабов, предусмотренных новой Энергетической стратегией РФ - до 330 млрд кВт ч в 2020 г.

   Ведомости 01.11.00
   

 

См. также литературу в каталоге:

Автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение. 1997г.

Российский рынок бытовой электротехники

В обзоре, опубликованном в журнале Профиль, рассматриваются потребительские характеристики и цены стиральных машин, пылесосов и посудомоечных машин, представленных на российском рынке.

   Профиль 30.10.00
   

 

См. также литературу в каталоге:

Электронная промышленность. 2000г. CD-ROM

Россия - построено первое морское экологическое судно

Судостроительный завод «Алмаз», входящий в группу ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» Кахи Бендукидзе, закончил строительство первого в России морского природоохранного судна. В ближайшие дни корабль с названием «Россия» отправится в Калининград к заказчику — федеральному государственному унитарному предприятию ВВО «Зарубежгеология».

До сих пор морских экологических судов в России не строилось. Три первых корабля для речных и прибрежных операций — катамараны типа «Экопатруль» — были построены несколько лет назад здесь же на «Алмазе» по проекту Инженерного центра судостроения (Санкт-Петербург) в кооперации с «Ассоциацией предприятий морского приборостроения» (АППР). С них началась реализация государственной программы ликвидации загрязнений морей и внутренних водоемов. Сейчас эти катамараны эксплуатируются экологическими фондами в Петербурге, Москве и Астрахани. Первое судно для морского мониторинга проекта 23107Э стало развитием серии «Экопатруль» — проект был доработан на «Алмазе». Длина корабля составила 32,5 метра, скорость хода — 30 узлов в час, продолжительность автономного плавания — 5 суток. Ha «Алмазе» считают, что головное судно новой серии «Экопротектор» — первый специально построенный морской корабль не только в России, но и в мире. Действительно, большинство существующих судов переоборудуются из катеров и кораблей других классов и до-оснащаются специальным измерительным оборудованием. «Россия», как и «Экопатруль», оборудована приборным комплексом экологического мониторинга «Акватория», созданного АППР. Комплекс позволяет контролировать более 60 параметров состояния воды, атмосферы и донного грунта, принтом обработка замеров делается на месте и полностью компьютеризована. На борту судна установлен беспилотный катапультируемый самолет и подводный аппарат с видеокамерами, позволяющий определять зоны загрязнения контролируемых акваторий. Судно может работать при волнении моря до 4 баллов: катамаран оборудован носовым крылом, уменьшающим вертикальные колебания и виброгасящими амортизаторами.

Сумма контракта с ВВО «Зарубежгеология» не разглашается, однако по оценке экспертов подобное судно стоит от $4 млн. «Россия» останется первым и единственным морским экологом на неопределенное время: государственные планы по созданию российского морского экологического флота пока не подтверждены конкретными заказами.

   Коммерсант 02.11.00
   

 

"ЗИЛ" возможно продаст свой завод холодильников

Генеральный директор АМО ЗИЛ (Завод имени Лихачева) Валерий Носов заявил, что цех предприятия, выпускающий холодильники, выделяется в дочернее акционерное общество «Завод холодильников АМО ЗИЛ». Не исключено, что после реорганизации производство холодильников будет продано, а вырученные средства вложат в профильное производство автомобилей.

АМО ЗИЛ— старейший автозавод России, основанный в 1916 году. Основная продукция — среднетоннажные грузовики и автобусы на базе ЗИЛ-5301 «Бычок», о также бытовые холодильники. Контрольный пакет акций предприятия принадлежит мэрии Москвы. Долг перед городским бюджетом (около 200 млн руб.) реструктурирован. Ведутся переговоры о реструктуризации задолженности перед госбюджетом, которая составляет около 280 млн руб.

До начала 90-х годов ЗИЛ выпускал около 125 тыс. одноименных холодильников в год. Холодильники пользовались высоким спросом и считались чуть ли не лучшими в стране (по качеству они были аналогичны холодильникам «Минск»). В 1999 году завод произвел 75 тыс. холодильников, а в этом году рассчитывает выпустить около 100 тысяч. Холодильники частично делаются с использованием агрегатов Zanussi (торговая марка компании Electrolux). Однако завод так и не смог наладить полноценную систему сбыта и послепродажного технического обслуживания холодильников — это потребовало бы значительных финансовых вложений.

Все это время успешно развивающееся холодильное производство было полностью интегрированно в структуру завода. Однако с 1 ноября, как заявил гендиректор ЗИЛа, цех, где выпускаются холодильники, передается на баланс специально созданного ЗАО «Завод холодильников АМО ЗИЛ». Цель этой операции господин Носов не объяснил, но можно предположить, что выделение непрофильного производства в отдельное юридическое лицо — не что иное, как его предпродажная подготовка. Аналогичные случаи известны. Не так давно, например, итальянская компания Merloni выкупила у Ноловолипецкого меткомбината завод холодильников «Стинол», созданный некогда по ее же технологии.

Выгода от продажи «Завода холодильников» для ЗИЛа более чем очевидна. Дело в том, что на этот год на ЗИЛе запланировано производство около 30 тыс. автомобилей. Примерно 60% из них приходится на малотоннажный ЗИЛ-5301, более известный как «Бычок». Благодаря своей невысокой стоимости — около $6 тыс. — и разнообразию модификаций машина пользуется стабильным спросом на рынке. Однако увеличить объем выпуска до 200 тыс. (что позволяют производственные мощности) завод не может из-за хронического дефицита оборотных средств. Решением этой проблемы может стать как раз продажа холодильного производства. Заметим, что 1997 году Electrolux уже обращалась к ЗИЛу с подобным предложением, однако получила отказ.

   Коммерсант 02.11.00
   

 

См. также литературу в каталоге:

Электронная промышленность. 2000г. CD-ROM

Россия: проблемы экспорта и внутренний рынок лома черных и цветных металлов

В обзоре, опубликованном в газете Коммерсант, освещаются современные проблемы сбора, переработки, потребления и экспорта лома черных и цветных металлов в РФ, а также перспектив законодательного регулирования рынка лома, призванные решить три основные проблемы: составить раздельные юридические базы для работы с цветным ми черным ломом, сократить количество игроков на этих двух рынках и ужесточить ответственность за хищения лома цветных металлов.

   Коммерсант 01.11.00
   

 

Российский рынок стиральных порошков

Крупнейший отечественный производитель туалетного мыла и зубной, пасты компания «Невская косметика» (НК) купила Ангарский завод бытовой химии (АЗБХ). За 7,5 млн долларов питерцам достался завод проектной мощностью 60 тыс. тонн стирального порошка в год. Сейчас предприятие загружено меньше чем наполовину и выпускает малоизвестные порошки под названием «Ворсинка», «Баргузин», «Сарма», а также «Обычный стиральный порошок». На российском рынке CMC ангарский завод занимает примерно 6%. Однако «Невскую косметику» это не пугает. Купив АЗБХ, новые собственники рассчитывают через два-три года превратиться в ведущего российского производителя стирального порошка и потеснить на рынке монстров бытовой химии — Procter & Gamble и Henkel.

На отечественном рынке стирального порошка давно не было особенных потрясений и взрывов. В прошлом году, например, россияне употребили в хозяйстве около 439 тыс. тонн CMC, потратив на это около 450 млн долларов. В этом году, по данным Министерства промышленности, науки и технологии РФ, производство стирального порошка выросло максимум на 2%. Траты населения на стирку тоже увеличились только на 3%. .

Единственным интересным событием, случившимся на рынке стиральных порошков, был кризис 1998 года. Благодаря дефолту на рынке сменились лидеры. Если в 1997 году P&G был в России практически полным монополистом, занимая 40-процентную долю и в денежном, и в натуральном выражении, то теперь по объему производства он занимает только 7,2%, а по деньгам — 16,7%. В число лидеров вышли отечественные предприятия. Например, пермский «Пемос», выпускающий дешевые порошки, по своим долларовым оборотам сейчас практически не уступает P&G в России, а пемосовские объемы производства вообще превышают проктеровские в два раза.

С тех пор с отечественной стиркой ничего не происходит. Западные производители P&G и Henkel спокойно выпускают свои дорогие «Тайды» и «Ариэли», рассчитывая на то, что рано или поздно россияне разбогатеют и откажутся наконец от «обычного стирального порошка».

Наши производители ничего не ждут — они просто выпускают дешевые стиральные порошки. Отечественная продукция стоит 10—15 рублей, в крайнем случае, вместе со всевозможными отдушками, отбеливателями и биодобавками, — 16—20 рублей, что примерно вдвое дешевле западной.

Изменить что-либо на таком стабильном и уже поделенном рынке, переместив АЗБХ с пятого места хотя бы на третье, как задумала «Невская косметика», казалось бы, просто невозможно. Соревноваться с «Пемосом» по объемам производства бессмысленно. Пермский завод в год может выпустить ровно в два раза больше стирального порошка, чем ангарский. Отбить состоятельных покупателей у «Хенкеля» и «Проктера» при помощи «Ворсинки» тоже вряд ли получится. На одну рекламу западные компании ежегодно тратят миллионы долларов. «Невская косметика» даже при условии, что она намылит всю страну своим мылом и почистит зубы каждому россиянину, подобных рекламных бюджетов себе позволить не сможет.

Как же НК собирается претворять в жизнь свои планы? Прежде всего питерцы исходят из того, что после покупки ангарского завода они перестанут выпускать дешевый стиральный порошок. Руководство компании решило, что это бесперспективно, так как нижний ценовой сегмент рынка будет сужаться. Порошки по 10 рублей и так производят все кому не лень. Курс доллара тем временем особенно не растет, продукция западных производителей не дорожает, благосостояние россиян повышается. Стало быть, домохозяйки медленно, но охотно будут переходить на стирку более дорогими порошками. Эту тенденцию подтверждает появление на рынке новых дорогих марок. Так, Henkel недавно выпустил порошок Persil и теперь рассказывает по телевизору про его идеальность.

Кроме того, дорогой порошок производить выгоднее, чем дешевый. Скажем, P&G, производящий в два раза меньше порошка, чем «Пемос», имеет такой же, как у российской компании, долларовый оборот. Поэтому «Невская косметика» предпочла стратегию своих западных коллег.

Но, приняв принципиальное решение выпускать дорогой престижный порошок, НК в отличие от западных компаний решила не тратить на его рекламу бешеные деньги. «Мы выпустим такой продукт, для продвижения которого на рынок не потребуется много сил и средств, — поясняет г-н Плесовских. — Просто, чтобы это сработало, потребуется помимо денег вложить в порошок достаточное количество интеллекта. Мы придумаем наш продукт таким образом, чтобы он продавался сам по себе».

Каким именно будет этот чудесный самопродающийся порошок, на НК не уточняют. Но заметим, что опыт по созданию самопродающихся товаров у компании уже есть. Например, «умная» питерская зубная паста «Новый жемчуг» сейчас является зубной пастой номер один на российском рынке, обгоняя по продажам раскрученные Colgate и Blend-a-med. Правда, в этом случае НК побеждает западных конкурентов за счет массового сегмента рынка.

Разумеется, помимо тайного интеллекта НК собирается потратить на порошок и немного денег. В производство будет вложено около 3 млн долларов. Часть из них уже потрачена на разработку рецептуры, которую заказали где-то в заграничных лабораториях. Планируется, что оставшиеся средства будут вложены в создание новых порошковых брэндов. Г-н Плесковских включает сюда и налаживание технологии производства на АЗБХ, и создание на предприятии четкой системы контроля качества продукции, и разработку упаковки. Кроме того, НК намерена потратиться на расширение своей дистрибуторской сети. Уже сейчас она в несколько раз шире сети P&G и состоит из 80 региональных оптовых складов. В следующем году питерцы рассчитывают обзавестись еще 20 складами.

Наконец, руководство НК ожидает, что в конкуренции с западными компаниями им поможет сама родина. Ведь в высшем ценовом сегменте питерские стиральные порошки станут единственными отечественными марками. Россиянин же, как считают в НК, при одинаковом уровне качества и цены обязательно купит родное изделие.

   Эксперт 30.10.00
   

 

На российском рынке азотных удобрений

Дочерняя компания Газпрома Межрегионгаз стала инициатором создания крупнейшего холдинга по выпуску азотной продукции. Под контроль новой компании попадет около 30% российского производства аммиака и около 45% азотных удобрений. Руководители некоторых заводов, чьи предприятия были записаны в холдинг без их согласия, считают, что консолидация приведет к окончательной потере ими самостоятельности.

В холдинг были переданы принадлежащие Межрегионгазу и его партнерам акции пяти предприятий азотной промышленности - НАК Азот (Новомосковск), Минеральные удобрения (Пермь), Азот (Березники), Кирово-Чепецкий химкомбинат и Череповецкий азот. Размеры передаваемых пакетов акций -от 10% до 40%. Производственные мощности этих предприятий по производству аммиака составляют около 4 млн т, аммиачной селитры - 4 млн т, карбамида - 1,9 млн т и сложных удобрений - 1,7 млн т.

До августовского кризиса 1998 г., когда действовал валютный коридор, большинство азотных заводов, особенно расположенных в отдалении от портов, влачило жалкое существование: внутренний рынок брал мало, а экспортировать было нерентабельно. Именно тогда азотчики попали в жесткую зависимость от Межрегионгаза, который поставляет им природный газ - основное сырье. Только после девальвации у заводов появились деньги и они стали выполнять текущие платежи. Однако старые долги оставались, и газпромовская дочка стала брать за их оплату акции предприятий. Так Межрегионгаз стал акционером березниковского и пермского заводов. Акциями НАК Азот, КЧХК и череповецкого завода к тому времени уже владел Интерхимпром.

Интерхимпром, в котором Межрегионгазу принадлежит 30% акций, экспортирует более 40% продукции всех пяти заводов через трейдинговую компанию Solvalub Trading (UK). Она контролирует 5-8% мирового рынка аммиака.

Идея объединения азотных предприятий давно витала в воздухе. А в конце июля Межрегионгаз и Интерхимпром создали на паритетных началах ЗАО Агрохимпромхолдинг. Менеджмент тех предприятий, чьи акции передали в новую компанию, ознакомили с планами объединения только в середине октября, когда им было предложено подписать меморандум о стратегии холдинга. Вопрос вхождения был решенным, его даже не обсуждали с заводами, когда регистрировали компанию, а нас поставили в известность постфактум, - сообщили в руководстве одного из предприятий.

Авторитетный отраслевой журнал Fertecon Nitrogen (Великобритания) сообщил, что все экспортные потоки с объединяемых в холдинг заводов пойдут через группу компаний Solvalub, эксклюзивного торгового агента Агрохимпромхолдинга. Потеря финансовой и экономической независимости после объединения в холдинг пугает и ряд предприятий. Эту позицию озвучил Российский союз химиков, направивший письмо на имя главы Межрегионгаза. Сами руководители опасаются высказывать вслух, претензии к газовикам.

В то же время ситуация для азотчиков практически безвыходная. Газпром заявил о сокращении поставок газа на внутренний рынок - это значит, что лимиты газа, поставляемые на промышленные предприятия, будут урезаны. Недостающие объемы газа заводам предлагают покупать у независимых продавцов по существен-1 но более высоким ценам. С другой стороны, производителям, входящим в Агрохимпромхолдинг, газовики обещали поставить на переработку в следующем году дополнительные объемы сырья в размере 2,5 млрд куб. м.

Впрочем, генеральный директор Агрохимпромхолдинга Юрий Шкарупа заявил, что задача холдинга - управление пакетами акций заводов для обеспечения возврата вложенных средств. Он утверждает, что холдинг не будет заниматься реализацией продукции, но намерен участвовать в определении сбытовой политики предприятий. Насколько велико будет это участие, он пока не комментирует.

   Ведомости 02.11.00
   

 

к началу

Поиск по архиву обзоров
товарных рынков

 
Чувствительность к регистру букв
AND OR

Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последниие 2 недели




Новые товары на российском рынке



Книга – источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте) Журналом "Деньги" опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам



Рекомендуемые рассылки Налоговые новости Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.

Рассылки Subscribe.Ru
 



Если хотите ежедневно получать небольшие уроки анлгийского с интерактивными упражнениями, подпишитесь на эти рассылки.

Рассылки для изучающих английский
A rule a day: Inter@ctive Grammar - Грамматика с интерактивными упражнениями
A rule a day: Word Usage - Разбор трудностей употребления английских слов
 

Подробнее...

  





Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://www.marketsurveys.ru/products14r.html
http://www.marketsurveys.ru/products26r.html



Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@marketsurveys.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное