Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новостной выпуск (1-ая часть).
Информационный Канал Subscribe.Ru |
08 февраля 2004 г. | Выпуск №411 |
Мировая экономика: глобальные тенденции развития |
Новостной выпуск (1-ая часть) |
Содержание выпуска:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
Об итогах встречи G7
МВФ повысил прогнозы по темпам роста мировой экономики
Европа намерена перехватить у США лидерство в торговле с Китаем
Мировые запасы нефти в 2003 г. достигли рекордного уровня
ОПЕК в раздумьях
На мировом алмазном рынке
На мировом рынке полупроводниковой продукции
За электронную почту придется платить?
Десять технологий, выживших в эру хай-тека вопреки прогнозам
Создан первый в мире искусственный белок
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
Google названа лучшим брендом 2003 г.
Европейские банки готовы к слияниям?
Parmalat: расследование и банкротства продолжаются
Доносчики – панацея от корпоративных скандалов
Новости корпораций "одной строкой"
Cisco Gateway-eMachines Sagem Ericsson France Telecom DoCoMo Sharp
Toyota Mitsubishi Volvo Royal Dutch/Shell Group De Beers PepsiCo
В мире безопасности рождается новый гигант
Библиотека выпустила облигации
ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ
Об итогах встречи G7
(РБК, 08.02.2004)
Главным итогом встречи участников "большой семерки", которая проходила в г.Бока Рейтон, штата Флорида, стала договоренность о согласованных действиях в вопросе "успокоения" мирового валютного рынка. Сторонам удалось преодолеть разногласия по вопросу о соотношении курсов доллара и евро. Соединенные Штаты настаивали на сохранении права следовать политике "гибкой" валюты. Европейские страны выступали за включение в текст итогового документа предостережения о "чрезмерной" неустойчивости американского доллара.
В результате участники встречи пришли к выводу, что соотношение валютных курсов должно отражать реальное экономическое положение стран. Вместе с тем, в итоговом документе содержится указание на нежелательность резких перепадов курсов для экономического роста.
Напомним, что в "большую семерку" входят США, Япония, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Канада.
Вернуться к содержанию выпуска
МВФ повысил прогнозы по темпам роста мировой экономики
(NEWSru.com, 06.02.04)
МВФ пересмотрел в сторону повышения свои прогнозы по темпам роста мировой экономики в 2004 г., причем ожидаются ускоренные темпы роста американской экономики. "Сейчас риски сбалансировались, и если лидером стабилизации мировой экономики являются США, то другие регионы, в частности, Азия и в особенности Китай, вносят большой вклад в процесс стабилизации".
Теперь МВФ прогнозирует рост экономики США на 4,6% в 2004 г., в то время как ранее прогнозировался рост на 3,9%, о чем говорилось в издаваемом раз в полгода сборнике прогнозов World Economic Outlook, опубликованном в Дубае в сентябре прошлого года. Прогнозы по темпам роста мировой экономики были повышены с 4,1% до 4,5%, в то время как прогнозы по росту экономики еврозоны были увеличены с 1,9% до 2%.
Эксперты МВФ в связи с этим отмечают, что рост евро негативно сказывается на стабилизации экономики еврозоны. Дальнейшее укрепление общеевропейской валюты может подорвать конкурентоспособность экспорта и отрицательно сказаться на сфере занятости.
Вернуться к содержанию выпуска
Европа намерена перехватить у США лидерство в торговле с Китаем
(По материалам статьи «Борьба за Китай», «Ведомости», 06.02.04, авторы - Дэвид Мерфи и Шада Ислам)
Пока американские политики и бизнесмены жалуются на конкуренцию со стороны дешевых товаров из Пекина, ЕС наращивает сотрудничество с Китаем в тех областях, куда Вашингтон вовсе не допускает китайские компании из соображений безопасности.
По прогнозу представительства ЕС в Пекине, в 2005 г. Евросоюз заменит США в качестве самого крупного торгового партнера Китая. В 2002 г. европейско-китайский товарооборот достиг $114,14 млрд. и уступал только объему торговли Китая с США. Европейские политики уже заговорили о растущем интересе Пекина к ЕС. По их мнению, Китай стремится завоевать новые рынки сбыта, необходимые для его бурно растущей экономики, а также найти новых политических союзников. "Китай понял, что лучше не класть все яйца в одну корзину - американскую, - соглашается вице-президент банка UBS Леон Бриттан, бывший в 1990-х гг. комиссаром ЕС по торговле, - гораздо лучше иметь выбор".
Американские политики и бизнесмены, напротив, обеспокоены растущим китайским присутствием. По итогам 2002 г. дефицит торгового баланса США с Китаем достиг $99,73 млрд. (в случае с ЕС - 47 млрд. евро). Но представители ЕС пока компенсируют дефицит на китайском направлении за счет положительного баланса в торговле с другими странами. Кроме этого они надеются на то, что экономические реформы и рост среднего класса в Китае приведут к увеличению спроса на импортные товары из Европы.
В 2002 г. ЕС и США инвестировали в Китай примерно по $4 млрд. Но ЕС уже начал перехватывать лидерство в ряде ключевых отраслей. В течение ближайших двух лет европейские компании (немецкая BASF, британская BP и Royal Dutch Petroleum из Нидерландов) введут в Китае три крупных завода по производству этилена стоимостью несколько миллиардов долларов каждый. До 40% продаж новых автомобилей в Китае приходится на Volkswagen, в то время как американские компании занимают примерно 10% при общем росте выпуска автомобилей за 2003 г. на 80%.
В январе президент Франции Жак Ширак объявил 2004 г. Годом Китая в своей стране. Ширак, чтобы угодить Пекину, публично осудил планы Тайваня провести на острове референдум об отношениях с Китаем, а 12 февраля в Пекине должно быть подписано соглашение об упрощенном визовом обмене, облегчающее китайским туристам посещение большинства стран ЕС.
США, напротив, пытаются ужесточить визовую политику с Китаем. "Если Вашингтон продолжит создавать трудности в получении виз для [китайских] бизнесменов и студентов, со временем это очень негативно скажется на двусторонних отношениях, что пойдет только на пользу ЕС и другим конкурентам США", - прогнозирует Энди Ротман, аналитик CLSA Asia-Pasific Markets в Гонконге.
Европа готова сотрудничать с Китаем и в тех областях, куда США опасаются пускать бурно развивающееся государство из соображений безопасности. Например, китайские ученые в 2003 г. участвовали в создании европейской системы спутниковой навигации Galileo - конкурента американской GPS, разработанной Пентагоном. Вклад Китая в проект стоимостью $3,25 млрд. составил 200 млн. евро.
Несмотря на стремление играть большую роль в мировой политике, Евросоюз не считает Китай своим непосредственным конкурентом, и в своем недавнем докладе Еврокомиссия называет его "стратегическим партнером". Европа не меньше чем Америка хочет, чтобы китайское общество стало более открытым и демократическим, но поводов для прямых конфликтов с Пекином у Брюсселя меньше, чем у Вашингтона. "ЕС считает, что с Китаем лучше сотрудничать, - констатирует Бриттан. - Он слишком велик, чтобы пытаться давить на него".
Вернуться к содержанию выпуска
Мировые запасы нефти в 2003 г. достигли рекордного уровня
(АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС", 05.02.04)
Мировые запасы нефти в 2003 г. достигли рекордного уровня в 172 млрд. тонн. Согласно оценкам Объединения предприятий нефтеперерабатывающей промышленности ФРГ, повышение глобальных резервов жидких углеводородов произошло благодаря Ирану, где разведанные запасы нефти возросли на 40% до 17,2 млрд. тонн.
Вернуться к содержанию выпуска
ОПЕК в раздумьях
(«Ведомости», 06.02.04, автор - Николай Буланов)
Министрам стран, входящих в ОПЕК, на внеочередном саммите 10 февраля предстоит принять решение, снижать ли квоты на добычу нефти. Аналитики уверены, что картель оставит все как есть, несмотря на опасения ряда членов организации относительно падения цен на нефть во II квартале 2004 г.
Вопрос о квотах традиционно вызывает у членов картеля споры. ОПЕК заинтересована в поддержании стабильных цен на нефть, но разные страны придерживаются противоположных точек зрения о том, как это лучше сделать. Последний раз картель принимал решение о сокращении квот в сентябре прошлого года, установив тогда максимальную планку для 10 своих членов (не включая Ирак) на уровне 24,5 млн. баррелей в сутки. А на последней встрече 4 декабря 2003 г. министры ОПЕК решили сохранить квоты на прежнем уровне.
В преддверии новой встречи, ряд членов ОПЕК высказались за сокращение добычи. Такой точки зрения придерживается министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль, который прогнозирует сезонное падение мирового спроса на нефть во II квартале. Хелиль заявил, что, если после 10 февраля квоты останутся без изменений, цены на нефть неизбежно упадут. О грядущем сезонном спаде говорил и министр нефтяной промышленности ОАЭ Обэйд бен Саиф аль-Нассери. По его словам, это "является поводом для серьезной озабоченности картеля". Возможное падение мирового спроса беспокоит и Саудовскую Аравию. Один из высокопоставленных членов делегации этой страны заявил, что, если после решения ОПЕК нефтяные цены резко упадут, Саудовская Аравия оперативно сократит объем своих поставок на рынок. Впрочем, он не стал говорить, какой позиции придерживается его страна в вопросе об изменении квот.
Министр нефти Ирана Бихан Занганех полагает, что ОПЕК вряд ли решит изменить квоты. "Цены должны снижаться в связи с избыточным предложением на рынке, - сказал он. - Но уменьшить уровень добычи мы все равно не можем, так как цены все равно остаются высокими". Аналитики также полагают, что на ближайшей встрече ОПЕК оставит все как есть. Фадель Гейт из Oppenheimer & Co полагает, что ОПЕК может справиться с последствиями сезонного падения спроса на нефть и без сокращения добычи. Дело в том, что на деле члены картеля добывают несколько больше нефти, чем должны. "Суммарная добыча стран ОПЕК установлена на уровне 24,5 млн. баррелей в день, но реально они добывают около 26 млн. баррелей ежедневно, - поясняет эксперт. - Используя этот излишек, картель сейчас вполне в состоянии контролировать цены". С ним соглашается и старший консультант исследовательского агентства Energy Intelligence Алекс Буш. "Во II квартале предстоит сезонный спад спроса примерно на 2 млн. баррелей в день", - прогнозирует он. Вместе с тем Буш указывает, что цены сейчас и так слишком высокие, "чтобы сокращать добычу и тем самым еще больше их подстегивать".
Вернуться к содержанию выпуска
На мировом алмазном рынке
(По материалам «Финансовых известий», 03.02.04)
Крупнейший в мире производитель необработанных алмазов компания De Beers ожидает, что рост спроса на алмазы в этом году будет опережать темпы подъема мировой экономики. Это сделает запасы алмазов у производителей еще меньше, а цены - еще выше.
De Beers начала новое столетие с сокращения закупок продукции конкурентов. Эта практика была введена ею ранее для поддержания приемлемого уровня цен. Однако 5 лет назад спрос на алмазы начал расти быстрее мирового ВВП, увеличиваясь каждый год на 2.9%. И эта тенденция, по мнению экспертов из De Beers, сохранится в 2004 г., несмотря на ускорение общего экономического роста. Как заявил директор De Beers по маркетингу Гарет Пенни, в этом году спрос на алмазы вырастет по меньшей мере на 4%.
Вместо регулирования поставок De Beers сделала ставку на маркетинг и поощрение конечного потребителя, как и вся отрасль, расходы которой на продвижение своего товара за последние два года удвоились и составили в 2003 году $420 млн. "Нагрев" рынка достиг такого градуса, что рост цен, достигший в 2003 г. 10%, продолжает набирать скорость.
Единственное обстоятельство, несколько смягчающее этот удар по карману потребителей, - падение курса доллара. Поскольку цены на международном рынке номинированы в американской валюте, ее ослабление относительно таких валют, как евро, делает алмазы несколько дешевле для покупателей за пределами США.
В будущем, однако, на цены, определяемые сегодня в основном политикой De Beers, окажут давление еще два фактора.
Первый - конкуренция со стороны производителей синтетических алмазов. Такие фирмы, как Gemesis из Флориды (США), способны в ближайшие три года изготовить 100 тыс. каратов алмазов, масса каждого из которых превышает 1 карат. Это эквивалентно примерно 8% сегодняшнего рынка крупных камней. Их удешевление повлияет в свою очередь на стоимость алмазов более низкого ранга.
Второй - отложенное до середины этого года утверждение антимонопольного постановления Европейского союза. Оно предполагает заключение договора с "Алросой" о ежегодной покупке у российской компании алмазов на сумму $800 млн.
Вернуться к содержанию выпуска
На мировом рынке полупроводниковой продукции
(По материалам статьи «Запасов чипов почти не осталось», «Ведомости», 04.02.04, автор - Том Форемски)
Альянс Semiconductor Industry Association (SIA), объединяющий производителей полупроводниковой продукции, опубликовал данные о развитии отрасли за прошедший декабрь. Месячные продажи чипов в мире выросли на 28% - это наивысший показатель за все второе полугодие. В то же время складские запасы микросхем опустились до критически низкого уровня, что грозит поставщикам серьезными проблемами.
По данным SIA, декабрьский объем мировых продаж чипов составил $16,03 млрд., соответствующий показатель за весь год - $166,4 млрд., т. е. на 18% больше, чем в 2002 г. Такой подъем стал возможен благодаря мощному спросу на персональные компьютеры и сотовые телефоны. Кроме того, сказалось увеличение продаж цифровых камер, оборудования для домашних беспроводных сетей и других потребительских электронных товаров, использующих различные виды микросхем. "Положительная тенденция наблюдается во всех секторах отрасли и во всех регионах, - говорит Джордж Скализе, президент SIA. - Это позволяет предположить, что мы снова вступаем в успешный период, когда годовой рост оборотов выражается двузначным числом".
Мировой рынок полупроводниковой продукции пережил в 2001 г. резкий спад - объемы продаж сократились на 32% и оказались на $100 млрд. меньше, чем прогнозировалось. Два последовавших за этим года были для отрасли очень тяжелыми, так что нынешнее оживление производители чипов воспринимают с особенной радостью. Впрочем, если для них настало время роста доходов, то потребители, чьи бизнес-планы предполагают модернизацию электронного парка, сейчас могут столкнуться к нехваткой чипов в торговых сетях. Такая нехватка уже наблюдается в отдельных сегментах рынка полупроводников, в дальнейшем ситуация может ухудшиться. "Склады по всей отрасли практически пусты, - жалуется Дуг Эндри, главный экономист SIA. - Такое положение необычно: как правило, после декабрьской активизации продаж некоторые складские запасы все же остаются". Сейчас же объемы запасов оказались на $400 млн. ниже, чем ожидали участники рынка. Пока это не вызывает особой озабоченности, но в дальнейшем нехватка чипов может негативно сказаться на производстве различных видов электронной продукции. "Очень многие компании пытаются освоить предложенную Dell модель продаж, при которой объем складских запасов сохраняется на минимальном уровне, - поясняет Эндри. - Но при этом возникает опасность того, что в условиях длительного наличия высокого спроса в мировом масштабе компании не смогут обеспечить достаточное предложение в своих цепочках поставок".
В материалах SIA также говорится, что производственные предприятия в отрасли сейчас работают практически в полную силу, а инвестиции в создание новых производственных мощностей пока незначительны. Между тем на ввод в действие новых поточных линий по производству чипов, необходимых для насыщения спроса, потребуется от полугода до двух лет. На данный момент бизнес поставщиков чипов развивается успешно, однако SIA предупреждает, что делать прогнозы далее чем на текущий квартал сейчас невозможно. Тем не менее, большинство аналитиков предсказывают, что уверенный рост экономики в 2004 г. обеспечит сохранение спроса на микросхемы.
Вернуться к содержанию выпуска
За электронную почту придется платить?
(РБК, 04.02.04)
С момента появления в обиходе современного человека одного из самых удобных способов связи - электронной почты - пользователи получили "в нагрузку" огромное количество невостребованных сообщений, названных впоследствии спамом. Американская газета New York Times задалась вопросом: "Можно ли бороться с этим вредным явлением путем введения принудительной оплаты отправки сообщений по электронной почте?" Издание отмечает, что ведущие интернет-эксперты давно спорят о возможности введения платы за пользование e-mail. По мнению одних, это может полностью ликвидировать спам, другие возражают, настаивая на том, что это погубит те виды бизнеса, которые основаны на массовых рассылках.
Как бы то ни было, сегодня идея введения платы за электронное письмо переживает "второе рождение", поскольку на нее обратили внимание "хозяева" двух крупнейших в мире е-mail-систем - Microsoft и Yahoo. Глава Microsoft Б.Гейтс не так давно заявил о скором решении проблемы спама, в том числе и при помощи оплаты e-mail.
Компания Goodmail, с которой тесно сотрудничает Yahoo, предложила схему так называемых "электронных марок". Клиент покупает "пакет" марок, которые представляют цифровые коды, и активирует по одному коду перед посылкой электронного письма. Одно почтовое письмо будет обходиться отправителю в ничтожно малую сумму, при этом защита от спама системы массовой рассылки будет достаточно надежной.
По мнению специалистов Национальной коалиции против спама, в 2004 г. Интернет окончательно засорится спамом. В опубликованном недавно отчете коалиции за 2003 г., в частности, прогнозируется, что в мире спам составит 70% всей электронной почты и принесет ущерб на сумму более $10 млрд. Сейчас в мире ежедневно рассылается 15 млрд. спамерских сообщений. С прошлого года количество спама выросло почти в два раза, и если в конце 2002 г. спам составлял 30-40% от общего числа отправленных электронных писем, то летом 2003 г. доля спама превысила 50%.
Спамерские рассылки не обошли своим вниманием и Рунет. За вторую половину прошлого года количество рассылок, попадающих на почту службы Mail.ru, увеличилось в два раза. А по данным одного из членов коалиции, компании "Ашманов и партнеры", в некоторых почтовых службах Рунета эта цифра уже достигла 80%.
Вернуться к содержанию выпуска
Десять технологий, выживших в эру хай-тека вопреки прогнозам
(CNews.ru, 05.02.04)
Появление новых технологий неизбежно вызывает прогнозы о том, что старым технологиям грозит исчезновение. Так произошло, например, с началом процесса массовой компьютеризации и развития электронного документооборота в 1980-е годы. Тогда предсказывалось, что потребности общества в бумаге неизбежно уменьшатся. Однако этого не произошло - продажи бумаги лишь возросли. Бюллетень Массачусетского технологического института - MIT Technology Review - опубликовал перечень десяти технологий, которые выжили, несмотря на то, что им ранее предсказывали гибель.
1. Механические часы. Электронные часы ныне обладают десятками функций, которые недоступны их механическим собратьям. Они не только показывают время, день, месяц и год, но и могут служить калькулятором, записной книжкой, обеспечивают доступ в интернет и т.д. Однако улучшение качества электронных часов не похоронило механические аналоги. В США подростки и молодые люди предпочитают носить электронные часы, однако с возрастом они переходят на традиционные, более «костюмные» устройства измерения времени.
2. Матричные принтеры. Появление лазерных принтеров, обеспечивающих более высокое качество печати, отсутствие шума в процессе печатания и повышенную скорость печати, не уничтожили матричные принтеры. Они стали пользоваться меньшим спросом у населения, но не утратили своего значения в бизнесе: с из помощью удобнее распечатывать бухгалтерские ведомости, они могут применяться в условиях агрессивной внешней среды, где быстро выходят из строя лазерные аналоги, применяться для печатания документов, требующих большей ширины бумаги и т.д. Кроме того, они менее дороги в обслуживании. Большинство компаний-производителей принтеров не останавливают выпуск матричных устройств и постоянно совершенствуют их.
3. Пишущие машинки. Еще недавно казалось, что дни пишущих машинок сочтены. Однако этого не произошло. В 2003 г. в США было продано почти полмиллиона пишущих машинок. Эти устройства доказали, что могут быть более надежными, чем компьютеры. Им не грозят компьютерные вирусы, документ не может быть уничтожен в результате программного сбоя и т.д. Кроме того, для очень многих людей, которые не обладают большими знаниями в области использования компьютерных программ, пишущие машинки часто являются палочками-выручалочками: например тогда, когда необходимо впечатать несколько слов в готовый документ.
4. Радиовещание. После начала "эры телевидения" казалось, что дни радио сочтены. Радио утратило свое звание "средства массовой информации номер один", однако уцелело. Радио выжило благодаря своей уникальной особенности: для получения информации через приемник нет нужды полностью концентрироваться на нем. Поэтому радио слушают практически все водители автомашин. Радио сохранило свое значение в качестве транслятора самых свежих и срочных местных новостей. Кроме того, радиоприемник на батарейках может работать, когда не функционируют телевизор и компьютер - например, во время туристического похода или в случае аварий и стихийных бедствий, вызывающих отключение электропитания.
5. Пейджеры. После того, как мобильные телефоны стали более дешевыми и доступными, пейджеры не исчезли. Их продолжают использовать полиция, пожарные, службы экстренной медицинской помощи, бизнес-структурами. С их помощью можно передавать более детальную информацию сотрудникам, разбросанным на большой территории. Кроме того, использовать пейджеры значительно дешевле, чем мобильники. Как правило, пейджеры также менее подвержены влиянию различных помех, а обладатели пейджеров меньше рискуют выйти из зоны приема сообщений.
6. Бобинные магнитофоны. Сперва бобинным магнитофонам нанесли удар их кассетные аналоги. Позже появились проигрыватели компакт-дисков и MP3-файлов. Количество продаваемых бобинных магнитофонов значительно уменьшилось, но они не исчезли. Более того, многие студии звукозаписи используют их для получения более "живого" и "естественного" звука. В последние годы появились новые модели бобинников, предназначенные для использования в домашних условиях. Спрос на них стабилен - они пользуются популярностью у меломанов.
7. Вакуумные лампы. Появление транзисторов временно похоронило "ламповую электронику". Однако лампы не исчезли, а нашли свою нишу. Ламповое оборудование используют многие компании грамзаписи. Кроме того, ламповые электронные устройства до сих пор состоят в резерве у государственных организаций США: считается, что в некоторых условиях они обеспечивают более надежную работу, чем современные аналоги.
8. Факсы. Бурное развитие электронной почты не привело к исчезновению факсов. В США в 2003 г. было продано более 2 млн. этих устройств. Их продолжают использовать для передачи документов, изображений, поздравлений. Службы маркетинга и сбыта многих компаний предпочитают именно по факсу отправлять коммерческие предложения - считается, что потребители более внимательно прочитывают факсы, чем послания по электронной почте.
9. Универсальные суперкомпьютеры. Универсальные компьютеры, занимавшие большие комнаты, казались динозаврами на фоне настольных ПК. Однако, вопреки прогнозам, они не исчезли и даже не утратили своего значения. Их продолжают использовать в своих вычислительных центрах банки, страховые и производственные компании, многие спецслужбы и т. д. Подобные устройства становятся все более совершенными и по всем показателям, кроме размера и цены, превосходят обычные ПК. Кроме того, они редко подключены к интернету, поэтому им не грозят компьютерные вирусы и вторжения хакеров.
10. Компьютерный язык Fortran. Этот язык программирования появился в 1960-е годы и постепенно утратил свое значение. Однако он не забыт и продолжает использоваться. Fortran обладает двумя качествами - простотой и высоким уровнем приспособляемости к новым нуждам. Поэтому профессиональные программисты продолжают писать на нем программы.
Вернуться к содержанию выпуска
Создан первый в мире искусственный белок
(По материалам CNews.ru, 06.02.04, автор - Анатолий Ализар)
Ученые из Медицинского института Ховарда Хьюза при университете Вашингтона (Univeristy of Washington’s Howard Hughes Medical Institute) сконструировали первый в истории искусственный белок, который никогда не существовал в природе. Top7 стал первым синтетическим протеином, созданным «с нуля» на компьютере и только затем полученным в лаборатории. В реальности форма молекулы в точности соответствует модели в компьютерной программе. Предполагается, что использованная методика будет использована при конструировании других белков, столь необходимых для медицины человека.
Напомним, что ученым до сих пор непонятны принципы, в соответствии с которыми белки сворачиваются в трехмерном пространстве, принимая особую форму (это явление и получило название «фолдинг белков»). Успешный эксперимент по конструированию синтетического протеина Top7 проливает определенный свет на механизм фолдинга белков. Теперь, по словам Дэвида Бэйкера, стали понятны хотя бы некоторые характеристики таинственного процесса.
В клетках за производство протеинов отвечают рибосомы, где белки собираются из отдельных аминокислот в соответствии с последовательностью, считываемой из ДНК. Результатом работы такого биологического конвейера являются длинные молекулы — «заготовки» для протеинов. И хотя геном сегодня расшифрован, то есть, известна структура некоторого количества белков, в том числе — человека, даже в этом случае невозможно судить о его функциях. Последние проявляются только после того, как длинная цепочка аминокислот свернется и примет необходимую форму.
Примечательно, что из миллионов потенциально возможных пространственных комбинаций протеин принимает одну-единственную заранее известную форму. Этот процесс и называется фолдингом. Таким образом, в организме образуются готовые к работе гемоглобин, инсулин и другие необходимые для жизнедеятельности белки. Процесс сворачивания может проходить в несколько стадий длительностью от нескольких секунд до нескольких минут. В последней — решающей — фазе протеин из «предварительного состояния» мгновенно принимает окончательную форму. Именно эта фаза продолжительностью несколько десятков микросекунд представляет собой сложнейшую проблему для моделирования.
Ситуация с принятием окончательной формы усугубляется тем, что процесс в значительной степени зависит от условий внешней среды, в том числе температуры. Одна молекула мгновенно, «естественным образом», сворачивается в природных условиях.
В наше время ученые развернули активную деятельность в попытках понять, каким образом протеины выполняют фолдинг так быстро и так надежно. Понимание этого процесса позволит не только с легкостью создавать усовершенствованные версии белков, существующих в природе, но и моделировать абсолютно новые структуры с новыми свойствами — синтетические «самосборные» протеины с запрограммированной функциональностью. Некоторые даже говорят о будущих «нанороботах», появление которых приведет к настоящей технологической революции, в том числе в медицине.
Сейчас специалисты знают о фолдинге гораздо больше, чем Паулиг и Анфинсен, которые получили Нобелевскую премию за открытие этого процесса полвека назад.
Известно, что протеиновая цепочка иногда может сворачиваться в неправильную форму. Кроме того, были открыты специальные протеины, получившие название чапероны, единственное предназначение которых — помогать другим протеинам сворачиваться и следить за тем, чтобы процесс проходил в соответствии с «инструкцией». Для корректного фолдинга одной молекулы белка иногда требуется последовательное участие пяти различных чаперонов. Без них процесс может выйти из-под контроля. В этом случае цепочка из аминокислот может присоединиться к другой цепочке с образованием мусора.
Простейший пример нарушения фолдинга знаком каждому человеку, который варил яйцо. В процессе нагревания молекулы протеинов внутри яйца теряют свою форму. После этого они уже не могут свернуться правильным образом и образуют твердую, нефункциональную, но вкусную массу.
Примерно то же самое происходит с одним из протеинов в организме человека, пораженного болезнью Альцгеймера. Нефункциональная белковая масса, образовавшаяся в результате неправильного фолдинга одного-единственного протеина, откладывается в определенных участках мозга и мешает его работе.
Безусловно, получение синтетических протеинов будет способствовать созданию новых, эффективных лекарств от болезни Альцгеймера и других недугов, многие из которых свойственны именно пожилым людям. Таким образом, можно ожидать, что человечество сделает новый шаг на пути к увеличению продолжительности человеческой жизни. Предполагается, что в самом ближайшем будущем люди смогут сохранять хорошее здоровье до 80-100 лет, и это уже совсем не фантастика.
В настоящее время ученые из университета Вашингтона продолжают работу. Исследовательская группа поставила своей целью сконструировать протеины с точно запрограммированными функциями. Ожидается, что это будет настоящий прорыв — и не только в медицине.
Вернуться к содержанию выпуска
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
Google названа лучшим брендом 2003 г.
(По материалам BBC NEWS, 03.02.04)
В результате опроса 4 000 экспертов в области брендинга, брендом 2003 г. названа популярная поисковая интернет-машина Google. Рейтинг брендов, составленный экспертами агентства Interbrand, показывает, насколько сильное воздействие тот или иной бренд смог оказать на рынки в ушедшем году.
На втором месте после Google оказалась компьютерная компания Apple, чей музыкальный проигрыватель iPod стал самым популярным подарком к прошедшим новогодним праздникам. На третьем месте – легендарный автомобиль Mini, заново сконструированный концерном BMW. Эта машина успела не только покорить сердца множества поклонников, но и «засветиться» в нескольких фильмах, ставших хитами.
По словам Робина Руча, редактора принадлежащего Interbrand электронного журнала Brandchannel.com, цель исследования не заключалась в поиске тех брендов, которые просто пользуются наибольшей известностью. Если бы это было так, то на первом месте, скорее всего, оказалась бы Coca-Cola – №4 в рейтинге Interbrand. Пятое место в рейтинге занимает бренд Samsung.
Эксперты стремились к другому; выделить такие продукты, которые использовались участниками исследования в ушедшем году чаще всего, или же снискали за ушедший год самую громкую славу, независимо от того, оказалась ли эта слава «доброй» или «злой».
Так, причиной, по которой Google возглавила список, стало то, что в ушедшем году эта поисковая система наголову опередила конкурентов по популярности. В настоящее время Google принадлежит более 70% рынка поисковых систем в Интернет. Это означает, что семеро из десяти людей, желающих найти что-то в Сети, воспользуются для этого поисковой машиной Google.
Эксперты отмечают, что популярность различных брендов в разных уголках планеты оказывается различной. Так, самым популярным брендом в странах Азиатско-тихоокеанского региона оказалась Sony. В Европе и Африке на первом месте компания-поставщик товаров для дома Ikea, а в странах Латинской Америки – строительная компания Cemex. В свою очередь, на территории США Apple оказалась более популярной, чем Google.
Вернуться к содержанию выпуска
Европейские банки готовы к слияниям?
(По материалам статьи «Не упустить момент», «Ведомости», 06.02.04, авторы - Маркус Уолкер, статьи «Deutsche Bank остается немецким», «Время новостей», 06.02.04, автор – Юрий Шпаков, и информации Газета.ru, 05.02.04)
Прибыль европейских банков неуклонно растет, а издержки сокращаются. Эксперты говорят, что многие банки Старого Света в ближайшее время вновь выйдут на рынок слияний и поглощений. По мнению специалистов, вследствие законодательных барьеров в европейских странах, вероятнее всего, ждать одного из двух типов сделок. Это либо объединения на внутреннем рынке, которые не окажут серьезного влияния на международные потоки капитала, либо поглощение крупным банком небольшого иностранного. "Сейчас, когда расчеты по сделкам по слияниям конца 1990-х гг. завершены, многие банкиры вновь захотят объединяться", - считает Марк Ходж, аналитик инвестбанка Lehman Brothers.
Европейские банки подводят итоги 2003 г. и почти каждый день рапортуют о значительных успехах. Так, прибыль французского BNP Paribas за IV квартал 2003 г. выросла на 33% , а голландского ABN Amro - на 25%. При этом, как отмечается в отчете швейцарской финансовой группы UBS, рыночная стоимость большинства европейских банков относительно невысока по сравнению с американскими при сопоставимом качестве активов. Все эти факторы делают кредитные учреждения Старого Света крайне привлекательными для слияния или поглощения.
В очередной раз тон на рынке задают американцы. Первым стал Bank of America, в октябре прошлого года купивший FleetBoston Financial за $47 млрд. В январе J.P. Morgan Chase организовал покупку Bank One, которая обошлась ему в $58 млрд. Эксперты считают, что аппетиты американских банков могут выходить за пределы США. "Если эти бегемоты [банки США] выйдут на мировой рынок, мало никому не покажется, - заявляет Рийкман Грунинк, председатель совета директоров ABN Amro Holding. - Консолидация [банковского сектора] в Европе может стать вопросом политическим". По словам Грунинка, ABN Amro готов даже перенести краткосрочные негативные последствия от слияния с европейским банком, чтобы остаться самостоятельным игроком на рынке банковских услуг.
При этом многие банкиры теперь захотят выручить за свои учреждения кругленькую сумму. По мнению экспертов, есть два реальных способа увеличить рыночную стоимость банка: привлечь дополнительных клиентов или сократить издержки. Поглощение крупным банком небольшого приносит больше пользы, чем объединение крупных банков из разных стран, считает Давид Серра, аналитик Morgan Stanley. Он приводит в пример покупку британским банком Barclays испанского Banco Zaragozano за 1,1 млрд. фунтов в прошлом году. Теперь Barclays владеет сетью отделений по всей Испании и активно занимается потребительским кредитованием, которое сейчас набирает обороты.
По мнению экспертов, наиболее вероятно ждать новостей о слиянии из Германии. Сейчас в крупнейшей экономике еврозоны наблюдается стагнация, а программы сокращения расходов отдельных банков не приносят значительных результатов. Эксперты считают, что первыми могут объявить об объединении Commerzbank и HVB Group, более других финансовых гигантов пострадавшие от кризиса. Представители обоих банков категорически отрицают факт ведения переговоров о слиянии, но при этом не скрывают возможности поглощения со стороны крупных иностранных кредитных учреждений.
Однако аналитики уверены, что сейчас единственным немецким банком, интересным для иностранцев, является Deutsche Bank, прервавший в начале недели переговоры о слиянии с американским Citigroup, после того, как главный управляющий Deutsche Bank Йозеф Аккерманн заявил, что слияние крупнейшего германского банка с американским конкурентом может быть спорным с политической точки зрения. Слухи вокруг сделки ходят с тех пор, как Citigroup вела переговоры с канцлером ФРГ Герхардом Шредером, выясняя, не станет ли германское правительство блокировать подобную сделку.
Экономические результаты Deutsche Bank за истекший 2003 г. оказались не столь уж скверными: благодаря оживлению мировой конъюнктуры на рынке акций, а также активному снижению собственных затрат банку удалось вернуть важнейшие показатели деятельности в прибыльную зону. При этом он даже смог, как было осторожно сформулировано, «слегка превзойти» ожидания банковских аналитиков. Прибыль банка после уплаты налогов составила 436 млн. евро - поистине выдающийся итог на фоне 105 млн. убытка год назад. Стоит ли удивляться, что наконец-то забрезживший свет в конце тоннеля в одночасье охладил намерение Аккерманна и его команды продаваться за океан.
Deutsche Bank - пока - останется немецким. Как долго это продлится, сказать сегодня никто не возьмется. Фондовый рынок, похоже, воспринял несостоявшуюся сделку с американцами достаточно хладнокровно. «На то обстоятельство, что переговоры о слиянии между Citigroup и Deutsche Bank натолкнулись на политические барьеры, биржевики смотрят достаточно просто, - заявил один из наблюдателей во Франкфурте. - Ведь политические барьеры всегда можно устранить». А игроки, видимо, склонны большее значение придавать хорошим финансовым результатам.
Вернуться к содержанию выпуска
Parmalat: расследование и банкротства продолжаются
(По материалам статьи «Злые родственники», «Время новостей», 03.02.04, автор – Денис Уваров, и информации РБК, 04.02.04)
Итальянские правоохранительные органы обнаружили схемы, при помощи которых крупнейший национальный пищевой концерн Parmalat раздувал свои активы. В результате длительного расследования выяснилось, что деятельность компании-банкрота в последние годы была сопряжена с ведением так называемой двойной бухгалтерии, когда на многие товары выписывалось несколько счетов. В данную схему было вовлечено более 30 дистрибьюторов и несколько сотен супермаркетов. Как сообщили в прокуратуре Италии, использование двойных счетов позволило Parmalat получить займов на сумму около 4 млрд. евро от более чем 40 итальянских и около десятка зарубежных банков.
Фальшивые счета были обнаружены не сразу - как сообщает Bloomberg, «сотрудникам правоохранительных органов пришлось постараться, прежде чем клубок фиктивных схем был распутан хотя бы частично». Оказалось, что большинство итальянских дистрибьюторов, которые работали с Parmalat, были так или иначе аффилированы с концерном. Например, крупнейшая холдинговая компания AGIS Srl принадлежит семье Каллисто Танци, основателю Parmalat и автору многих фиктивных схем. В начале января он признался в хищении со счетов компании 500 млн. евро. По словам его адвоката Фабио Беллони, деньги были потрачены на развитие другого бизнеса семьи - туристической фирмы Parmatour.
Обнаружение практики двойных счетов - далеко не последняя задача для итальянского правосудия. Следствию предстоит выяснить, каким образом откровенно фиктивные схемы были задействованы и долгое время оставались незамеченными. Прокуратура Милана объявила о начале тщательной проверки деятельности 20 банкиров из различных кредитных учреждений. Пока их имена не разглашаются в интересах следствия. Дело в том, что, выступая на судебном заседании, г-н Танци назвал 30 участников махинаций, в числе которых крупные банкиры и политические деятели страны. Он обвинил их в получении взяток от концерна в виде законных переводов.
Тем временем, цепь банкротств группы Parmalat продолжается. Parmalat Finanziaria объявила о банкротстве еще семи иностранных подразделений. Среди компаний, в отношении которых был подан иск о защите от кредиторов, пять голландских подразделений Parmalat, в том числе Parmalat Netherlands, Parmalat Finance Corporation, Parmalat Capital Netherlands, Dairies International и Parma Food Corporation, и два люксембургских - Parmalat Soparfi и Olex.
Вернуться к содержанию выпуска
Доносчики – панацея от корпоративных скандалов
(По материалам статьи «Спасти человечество могут только доносчики», «Известия», 05.01.04, автор – Евгений Бай)
Преподаватель высшей школы бизнеса Чикагского университета Луиджи Зингалес - автор необычной теории. Он в деталях изучил крупнейшие случаи мошенничества в компаниях США и Западной Европы (от скандала вокруг энергетического гиганта Америки Enron до разоблачения махинаций руководства итальянской компании Parmalat) и пришел к выводу: даже совместными усилиями трех ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной - "эпидемию жульничества" не одолеть. По его мнению, спасти род людской от корпоративных мошенничеств могут лишь whistle-blowers (дословно - "дующие в свисток") - доносители, работающие в этих компаниях.
Вопрос. В одной из своих работ вы говорите, что в современном мире процветает "культура жадности". Что вы имеете в виду?
Ответ. Деньги всегда были и будут главным стимулом творческой активности людей. Но во многих крупных корпорациях процесс стимулирования стал уродливым. Руководители компаний начали выплачивать себе астрономические компенсации, несоразмерные с заработной платой сотрудников. Эти многомиллионные "стимулы" нельзя оправдать с моральной точки зрения. Но и с экономической они крайне порочны - президенты, вице-президенты, ведущие финансовые руководители компаний думают не об увеличении рыночной стоимости своего предприятия, а лишь о наполнении своего кошелька.
Вопрос. Считаете ли вы, что воровать топ-менеджерам стало легче, чем раньше?
Ответ. О да, намного. Кроме того, мошенничество стало прибыльнее. Легче потому, что большая компания разрастается массой всевозможных дочерних фирм. Например, у американской "Тайко", президента которой Дэниса Козловски обвинили в масштабном мошенничестве, в 1996 году было 154 дочерних предприятия, а в 2001 году их стало уже 1750. При таком размахе только горстка людей в управлении компании имела представление обо всей финансовой картине. И эти люди могли пополнять содержимое своих кошельков втайне и от акционеров, и от наемных работников. А прибыльнее мошенничество стало из-за искусственного роста котировок акций, так называемого эффекта мыльного пузыря. В 1980 году нечестный предприниматель на один вложенный "грязный" доллар получал 7 долларов дохода. Сейчас он на один доллар, украденный у его же компании, получает 35 долларов.
Вопрос. С помощью законов с этим злом справиться невозможно?
Ответ. Дело не в самих законах. Представим себе, что конгресс захочет внедрить новые требования к руководству корпораций во всех без исключения компаниях страны. Это будет абсолютно неподъемным бременем даже для богатой Америки. Это все равно что на каждом километре автомагистралей поставить по полицейскому. Неэффективны и попытки стороннего наблюдения за деятельностью компаний. Например, в состав членов совета директоров Enron был введен декан школы бизнеса Стэнфордского университета Роберт Джедик, один из самых квалифицированных экспертов по вопросам ведения бизнеса. И он ничего не заметил предосудительного в деятельности руководства энергетического гиганта, не почувствовал, что там выстраивалась гигантская жульническая пирамида. Наконец, даже когда преступники выявлены, довести их до суда - крайне дорогостоящее и утомительное предприятие. Следователям понадобилось целых два года только на то, чтобы добиться согласия давать показания против руководства Enron со стороны его бывшего финансового директора Эндрю Фестоу.
Вопрос. И каков же выход - обращаться за помощью к "дующим в свисток"?
Ответ. Да, они ключевое звено как в выявлении, так и в предотвращении мошенничества. Они точно знают, где находятся "черные дыры", в которых пропадает часть прибыли компаний. Кроме того, используя их информацию, власти не будут тратить годы и сотни миллионов долларов на проведение расследований.
Вопрос. Но до сего времени не так много доносчиков соглашалось заявить на своих боссов.
Ответ. Большинство людей боятся это делать. Сейчас стало известно, что руководители Parmalat занимались мошенничеством долгих 15 лет. Рядовые работники шутили, что если бы лжеконтракты с правительством Кубы были настоящими, остров просто залили бы молоком Parmalat. Но никто из них не осмелился сообщить о нарушениях в прокуратуру. В 1992 году был проведен опрос среди 1500 федеральных работников США, которые заявили о тех или иных нарушениях своих начальников. И выяснилось, что 25% из них руководство компаний пригрозило уволить, 20% подверглось оскорблениям и даже физическому наказанию со стороны собственных коллег, 18% были переведены на менее оплачиваемую работу, 11% отказали в повышении.
Вопрос. И как же можно рассеять этот страх перед наказанием?
Ответ. Очень просто. Доносчиков надо стимулировать. Так, как стимулируют себя их боссы.
Вернуться к содержанию выпуска
Новости корпораций "одной строкой"
(По материалам и информации CNews, «Ведомости», «Деловая пресса», Финансовые известия, РБК, Интерфакс-АФИ, Autonews.ru, Газета.ru, Euronews, 02-06.02.04)
Cisco. Прибыль крупнейшего в мире производителя телекоммуникационного оборудования Cisco Systems снизилась во II квартале 2003/04 финансового года, но рост продаж в это период превысил ожидания благодаря увеличению затрат клиентов на ИТ. Компания также выступила с прогнозом, согласно которому прибыль в III квартале вырастет на 3%.
Прибыль Cisco снизилась во II квартале 2003/04 финансового года, завершившемся 24 января, до $724 млн. с $991 млн. в аналогичном периоде предыдущего года. За исключением единовременных расходов квартальная прибыль компании составила $0,18 на акцию, что на $0,01 выше прогнозов Уолл-стрит.
Объем продаж компании вырос почти на 15% в годовом исчислении до $5,4 млрд. По сравнению с предыдущим кварталом это показатель вырос на 5,8%, что выше прогноза в 1-3%.
Приобретенное Cisco в прошлом подразделение Linksys, специализирующееся на потребительских товарах, увеличило свой доход по сравнению с предшествующим кварталом на 39%, доведя его до $165 млн. Увеличившийся объем продаж Linksys несколько снизил общую норму прибыли Cisco: продукция подразделения намного дешевле традиционного оборудования, производимого корпорацией. Между тем продажи наиболее мощных маршрутизаторов Cisco, предназначенных для управления трафиком в Интернете, выросли по сравнению с прошлым годом на 50%.
Вернуться к содержанию выпуска
Gateway-eMachines. Компания Gateway, производитель персональных компьютеров и бытовой электроники, объявила, что покупает частную компанию eMachines, выпускающую дешевые ПК. Gateway заплатит за покупку $30 млн. и 50 млн. собственных акций - общая стоимость сделки должна составить $235 млн.
По словам руководства Gateway, которая завершила с убытками 12 из 13 последних кварталов, в 2005 г. компания вернется к прибыльности, и, как заявил ее финансовый директор Род Шервуд (Rod Sherwood), приобретение eMachines окажет значительное позитивное влияние на прибыль Gateway в 2005 г. Председатель совета директоров и главный исполнительный директор Gateway Тэд Уэйт (Ted Waitt), который основал компанию в 1985 г., очень одобрительно отозвался о низкозатратной бизнес-модели eMachines и признал, что затраты его компании все еще слишком велики. Бизнес-модель eMachines будет перенята Gateway. Партнерские отношения eMachines с розничными компаниями, такими как Wal-Mart и Best Buy, дадут Gateway дополнительные возможности для дистрибуции ее электронной продукции, включающей телевизоры с большим экраном.
В 2003 г. Gateway продала 2,1 млн. ПК, а eMachines - 1,9 млн. Каждой из компаний принадлежит примерно по 3,4% американского рынка ПК. По данным аналитических компаний Gartner Dataquest и IDC, в 2003 г. Gateway занимала 4-е место на рынке ПК в США, после Dell, Hewlett-Packard и IBM. С приобретением eMachines компания Gateway выйдет на третье место на американском рынке ПК и на восьмое место на мировом рынке.
Вернуться к содержанию выпуска
Sagem. Французская компания-производитель вооружения и телекоммуникационного оборудования Sagem сообщила о завершении 2003 г. с ростом чистой прибыли на 56% за счет удачных продаж мобильных телефонов, а также выпустила прогноз на повышение операционной прибыли в 2004 г. примерно на 15%. Чистая прибыль компании составила €120 млн., а операционная повысилась на 29% до €168 млн. Выручка Sagem увеличилась на 15% до €3,18 млрд.
По итогам 2003 г. было продано свыше 14 млн. мобильных телефонов и модулей, причем 6,6 млн. из них - именно модулей, то есть рабочих частей аппарата, которые упаковываются, продаются другому производителю, который их затем выпускает под своей маркой.
Sagem связала рост операционной прибыли и выручки с обновлением и расширением ассортимента предлагаемой продукции, в который например входит электроника для танковых башен.
Вернуться к содержанию выпуска
Ericsson. Прибыль шведского производителя телекоммуникационного оборудования Ericsson за IV квартал 2003 г. составила 5.5 млрд. евро по сравнению с 2.1 млрд. евро убытка годом ранее. Аналитики в среднем прогнозировали, что прибыль компании составит 2.66 млрд. евро. "Мы считаем, что рынок стабилизировался, и что мировой рынок мобильной связи в 2004 г., исчисляемый в американской валюте, будет на уровне или немного превысит отметку 2003 г.", - говорится в заявлении компании.
Вернуться к содержанию выпуска
France Telecom. Операционная прибыль французской телекоммуникационной компании France Telecom выросла в 2003 г. на 40% - до 9,6 млрд. евро по сравнению с 6,8 млрд. евро в 2002 г. Прибыль до выплаты процентов, налоговых отчислений, переоценки и амортизации (EBITDA) выросла на 16% - до 17,3 млрд. евро с 14,9 млрд. евро в 2002 г. Выручка от продаж снизилась на 1,1% - до 46,1 млрд. евро из-за колебаний курса евро и продажи ряда подразделений компании. Аналитики прогнозировали этот показатель на уровне 46,4 млрд. евро.
Вернуться к содержанию выпуска
DoCoMo. Ведущий японский оператор мобильной связи NTT DoCoMo получил чистую прибыль за 9 месяцев текущего финансового года благодаря планомерному росту числа подписчиков на услуги высокоскоростного доступа в интернет при невысоких расценках. Чистая прибыль DoCoMo, второй по величине в Азии компании после автомобильной Toyota Motor, в апреле-декабре 2003 г. составила 494,25 млрд. йен ($4,69 млрд.) при выручке 3,83 трлн. йен. Консолидированная прибыль компании от операций за этот период оказалась на уровне 842,98 млрд. йен. DoCoMo не предоставила сравнительных показателей за предыдущий год, т.к. впервые публикует квартальные результаты. В октябре компания прогнозировала чистую прибыль за весь 2003/2004 финансовый год на уровне 621 млрд. йен. Число абонентов DoCoMo составляет 45,4 млн., доля на рынке достигает 56%.
Вернуться к содержанию выпуска
Sharp. Чистая прибыль японского производителя электронной техники Sharp выросла на 27,2% в III квартале 2003-2004 финансового года благодаря продажам телевизоров с жидкокристаллическими экранами и мобильных телефонов со встроенными фотокамерами. Прибыль Sharp составила 17,76 млн. йен ($168 млн.) в III квартале, что совпало с прогнозами аналитиков, ожидавших прибыль на уровне 18,2 млрд. йен. В III квартале предыдущего года чистая прибыль компании составила 13,97 млрд. йен. Выручка компании выросла на 10,3% до 580,46 млрд. йен. Операционная прибыль увеличилась на 12,1% до 32,73 млрд. йен. За весь год Sharp планирует получить рост прибыли на 75% до 57 млрд. йен.
Вернуться к содержанию выпуска
Toyota. Японская корпорация Toyota Motor, занимающая второе место в мире по производству автомобилей, увеличила чистую прибыль в III финансовом квартале, истекшем 31 декабря, на 60%. Чистая прибыль Toyota составила 286,5 млрд. иен ($2,72 млрд.) против 179,4 млрд. иен в октябре-декабре 2002 г. Аналитики, опрошенные агентством Bloomberg, прогнозировали чистую прибыль Toyota Motor в среднем на уровне 237 млрд. иен, и прогнозируют годовую прибыль компании на рекордном уровне 1 трлн. иен.
Рост прибыли японской корпорации связан с увеличением продаж пикапов и минивэнов в США. Квартальный объем продаж вырос на 8,2% - до 4,39 трлн. иен.
Вернуться к содержанию выпуска
Mitsubishi. Чистая прибыль японского концерна Mitsubishi Corp. в III квартале 2003-2004 финансового года выросла по сравнению с III кварталом 2002-2003 финансового года на 21,6% - до $302 млн. Объем продаж концерна за указанный период увеличился на 10,8% - до $35,2 млрд. Рост прибыли в III квартале был достигнут благодаря металлообрабатывающему отделению, чья операционная прибыль выросла на 14,1% - до $114,6 млн., и машиностроительному отделению, чья операционная прибыль увеличилась на 53% до $120 млн. По итогам 2003-2004 финансового года, который заканчивается 31 марта 2004 г., концерн Mitsubishi планирует получить чистую прибыль в размере $950 млн.
Тем временем, дела у Mitsubishi Motors - четвертого по величине японского автопроизводителя после Toyota, Honda и Nissan – идут далеко не блестяще. По итогам 6 месяцев 2003 финансового года, который начинается 1 апреля, убытки компании составили $760,2 млн. В целом за 2003 финансовый год Mitsubishi Motors ждет убытков на $104,2 млн., хотя годом ранее получила прибыль в размере $354 млн. Кроме того, продолжают падать объемы продаж компании: они снизились в 2003 г. на 5,7%, примерно до 1,5 млн. автомобилей. Еще более удручающие показатели на североамериканском рынке. Здесь продажи Mitsubishi упали на четверть - до 262 000 машин.
Как следствие, провалился план по реструктуризации компании, принятый в 2000 г. За три года Mitsubishi Motors планировала продать часть активов, урезать расходы и перенести ряд производств за границу.
Для разработки новых моделей и компенсации крупных убытков, которые терпит финансовое подразделение Mitsubishi Motors в США, корпорация получит от своих акционеров DaimlerChrysler и Mitsubishi Group 200 млрд. иен ($1,89 млрд.). Аналитики считают вливание средств акционерами абсолютно оправданным. Вместе с тем они опасаются, что предоставляемых денег окажется недостаточно. Анонимный немецкий аналитик, которого цитирует Reuters, указывает, что во вливании нет ничего удивительного. "Mitsubishi Motors - ключевой аспект развития DaimlerChrysler, - говорит он. - Возможно, это не последний раз, когда [немецкой компании] приходится выделять японской средства".
Вернуться к содержанию выпуска
Volvo. Объем продаж шведского производителя грузовой техники и автобусов Volvo в 2003 г. снизился по сравнению с 2002 г. на 1% - до 155 тыс. 989 грузовиков. При этом объем продаж грузовиков в Западной Европе составил 82 тыс. 672 шт. (-6% к 2002 г.), в Восточной Европе - 9 тыс. 411 шт. (+7%), в Северной Америке - 34 тыс. 756 шт. (-5%), в Южной Америке - 5 тыс. 976 шт. (+12%), в Азии - 16 тыс. 286 шт. (+78%), на других рынках - 9 тыс. 827 шт. (-30%).
В 2003 г. объем продаж Volvo Trucks вырос на 8% и составил 75 тыс. 312 грузовиков. Кроме того, в 2003 г. концерн Volvo AB реализовал 7 тыс. 817 автобусов, что на 14% меньше, чем годом ранее.
Чистая прибыль Volvo AB в IV квартале 2003 г. повысилась на 79% и составила 1.14 млрд. крон ($155 млн.). Причина успеха, по мнению аналитиков, кроется в изменении ценовой политики компании. Компания подняла цены на многие модели, включая Volvo FM и FH, а также на грузовик Renault Magnum. Кроме того, Volvo уменьшила производственные затраты, закрыв фабрику в США и сократив более 7 000 рабочих.
Вернуться к содержанию выпуска
Royal Dutch/Shell Group. Чистая прибыль Royal Dutch/Shell Group по итогам 2003 г. выросла на 35% по сравнению с 2002 г. и составила $12,699 млрд. Прибыль компании, рассчитанная с учетом текущей стоимости поставок, по итогам года достигла рекордного значения $12,992 млрд., что на 46% выше аналогичного показателя 2002 г., по итогам IV квартала она составила $1,856 млрд., что на 20% ниже показателя IV квартала 2002 г.
Выручка компании по итогам года достигла $269 млрд., на 21% превысив аналогичный показатель 2002 г.
Прибыль компании по итогам года по сегменту газовой энергетики составила $2,289 млрд., что на 196% выше по сравнению с 2002 г. Прибыль по нефтяному сегменту с учетом текущей стоимости поставок достигла $3,147 млрд., на 94% превысив показатель 2002 г. Убытки компании по химическому сегменту составили $226 млн. против прибыли в $489 млн. в 2002 г.
Объем капитальных затрат компании по итогам года составил $14,3 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
De Beers. Чистая прибыль De Beers, контролирующей примерно две трети мирового рынка алмазного сырья, за 2003 г. увеличилась на 10% и составила $484 млн. Выручка увеличилась на 7% и на 31 декабря 2003 г. составила $5,52 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
PepsiCo. Чистая прибыль второго по величине в мире производителя безалкогольных напитков, американской компании PepsiCo, выросла в IV квартале 2003 г на 30% в годовом сопоставлении до $897 млн. Увеличение прибыли произошло благодаря успехам подразделения Frito-Lay, выпускающего картофельные чипсы и североамериканского подразделения Pepsi, занятого производством прохладительных напитков. Оборот компании за квартал вырос на 9,4% и составил $8,07 млрд.
В 2003 г. чистая прибыль Pepsi увеличилась до $3,49 млрд. против $2,95 млрд. в 2002 г. Объем продаж компании в 2003 г. вырос на 7,4% до $26,97 млрд.
Вернуться к содержанию выпуска
В мире безопасности рождается новый гигант
(По материалам BBC NEWS, 02.02.04)
Британская компания Securicor, занимающаяся предоставлением услуг в области безопасности, заявила о своем слиянии с датской компанией-конкурентом Group 4 Falck. Компания, которая родится в результате объединения Securicor и Group 4 Falck, сможет стать полноценным конкурентом для Securitas, крупнейшего в мире охранного предприятия, а ее акции будут зарегистрированы на фондовых биржах Лондона и Копенгагена.
В настоящее время шведская компания Securirtas считается самым крупным в мире предприятием, занимающимся обеспечением безопасности. Совокупная капитализация Securitas составляет около $4.6 млрд.
Руководство Securicor пока достаточно осторожно говорит о будущем слиянии, заявляя, что в настоящее время переговоры находятся лишь на ранней стадии. Базирующаяся в Великобритании компания была основана в 1935 году и в настоящее время ведет операции в 50 странах.
Слияние не коснется подразделений Group 4 Falck, занимающихся охраной мест лишения свободы и осуществлением спасательных операций. Эти службы будут выделены в отдельную компанию, акции которой будут зарегистрированы на бирже Копенгагена.
Вернуться к содержанию выпуска
Библиотека выпустила облигации
(Финансовые известия, 06.02.04)
Финансирование реконструкции государственных и муниципальных библиотек - процедура неспешная. Решение о необходимости строительства или ремонта может на годы, даже на десятилетия опережать их оплату. Нью-йоркская Библиотека Пирпонта Моргана не стала дожидаться времен, когда старение начнет представлять для нее реальную опасность, и отправилась на рынок облигаций.
Библиотека основателя банкирского дома Морганов была передана его сыном городу Нью-Йорку в 1924 году. Вместе с полутора миллионами долларов, которые должны были обеспечить ее выживание и относительную независимость. К сегодняшнему дню они превратились в $115 млн., инвестированных в ценные бумаги. Однако даже такое состояние, как оказалось, не гарантирует достойного места в культурном мире Америки. Выходящее на пенсию и получившее наконец время для досуга поколение послевоенного "беби-бума" привыкло за последние десятилетия к бытовым и техническим удобствам. Для библиотеки несоответствие этим жизненным стандартам означает потерю читателя.
Однако традиционный путь обновления наталкивается на непреодолимые трудности. Нынешние хозяева моргановского собрания, даже целиком поддержав проект переоборудования, выполнят свои финансовые обязательства, по оценкам экспертов, только через 5-10 лет. Подрядчики же потребуют расплаты "за кирпичи и раствор" немедленно.
Найти отвечающий духу времени выход из положения помог расставшийся со своим детищем 80 лет назад банк J.P. Morgan. В январе он распространил на американском фондовом рынке проданные через Нью-Йоркский городской трест культурных ресурсов облигации библиотеки общей стоимостью $50 млн. Рейтинговое агентство Standard&Poor's, отозвавшееся на это событие аналитическим докладом о финансовых перспективах начинающейся "библиотечной экспансии", относит библиотеку Моргана к категории А+. Иначе говоря, к заемщикам такой надежности, которая позволяет, например, согласно уставу российского Центрального банка, вкладывать его средства в обязательства этой организации.
При "нормальном" состоянии рынка у библиотечных расписок плавающая процентная ставка. Сейчас она низкая - меньше 1%. На случай роста ставок библиотека удерживает за собой право зафиксировать доходность своих облигаций. В качестве компенсации за такие низкодоходные вложения инвесторы, преимущественно фонды, занимающиеся инвестициями в валютные инструменты, получают право вернуть эти обязательства заемщику и в течение семи дней превратить их в деньги.
Вернуться к содержанию выпуска
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||