Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Специальный выпуск. О проблеме миграции населения.


Информационный Канал Subscribe.Ru


05 февраля 2004 г. Выпуск №410
Мировая экономика: глобальные тенденции развития

Специальный выпуск. О проблеме миграции населения.


Уважаемые подписчики и читатели рассылки,

Извините за допущенную небрежность, которая привела к тому, что последний выпуск рассылки был продублирован 4 раза. Искренне надеюсь, что это не имело для Вас серьезных последствий.

А сейчас пару слов о сегодняшнем выпуске. На прошлой неделе в различных источниках прошла целая серия небезынтересных материалов, посвященных проблеме миграции населения. Я не стал включать их в регулярные новостные выпуски, а объединил в отдельный выпуск, который и представляю Вашему вниманию.


С уважением,
Леонид Ардалионов



   Глобалисты против миграции
   
(По материалам одноименной статьи, «Ведомости», 29.01.04, автор – Боб Дейвис)
   Многие участники Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе высказывают сомнения по поводу действенности одной из основных концепций глобальной экономической интеграции. Похоже, глобализация, вопреки их ожиданиям, не обеспечивает создания достаточного числа высокооплачиваемых рабочих мест в богатых странах.
   В мире свободной торговли до сих пор действовал уравновешивающий механизм: по мере того как поле деятельности для синих воротничков перемещалось из развитых стран в менее богатые государства, в самих развитых странах у рабочих появлялись возможности для карьерного роста. В последнее время данная схема получила развитие: в развивающиеся страны стали перемещаться рабочие места в сфере услуг, при этом в богатых странах обеспечивалась возможность карьерного роста для белых воротничков. Однако сейчас развивающиеся страны все активнее перехватывают у богатых стран высокооплачиваемые рабочие места для квалифицированных белых воротничков, и это вызывает серьезную тревогу у собирающихся на давосские форумы бизнесменов, государственных деятелей и ученых, которые по преимуществу являются сторонниками глобализации. Во-первых, в складывающейся ситуации квалифицированным специалистам из развитых стран становится все труднее найти на родине высокооплачиваемую работу в области вычислительной техники, дизайна или здравоохранения. Во-вторых, такая ситуация с аутсорсингом может привести к тому, что свободная международная торговля лишится политической поддержки во всем мире.
   "Когда сборка автомобилей вместе с соответствующими рабочими местами переместилась в Мексику, мы заявили, что поднимем планку и создадим в США более привлекательные рабочие места, - говорит Уильям Дейли, президент телекоммуникационной компании SBC Communications, человек, способствовавший в свое время принятию Североамериканского соглашения о свободе торговли (NAFTA). - Долго ли можно поднимать таким образом планку на рынке труда? " Жу Минь, главный управляющий китайского государственного банка Bank of China, считает, что США срочно нуждаются в новом самопозиционировании. "Производство уже перешло в другие страны, сейчас то же происходит в сфере услуг, - говорит китайский банкир. - Остается сфера исследований и разработки. Именно здесь американцам следует двигаться вверх на рынке труда".
   Другие участники давосского форума указывают на большие различия в том, как глобальная торговля влияет на положение работников в производственном секторе и сфере услуг. В развитых странах импортные барьеры снижались десятилетиями, и это поставило под угрозу рабочие места в сфере производства. Американское правительство может ограничить потери, снова введя высокие пошлины на импорт. Такие пошлины делают менее выгодным использование дешевой рабочей силы за рубежом для производства товаров, которые затем импортируются в США. Однако сфера услуг напрямую не связана с размером таможенной пошлины, и здесь динамика миграции может определяться лишь возможностями компьютерных и коммуникационных технологий. В результате сокращение числа рабочих мест может оказаться очень резким и внезапным.
   В то же время многие участники Всемирного экономического форума полагают, что опасения по поводу аутсорсинга преувеличены. Они указывают, к примеру, что дешевая разработка программного обеспечения в Индии позволяет повсеместно снизить расходы для пользователей вычислительных средств. Получая дешевые программы, созданные в Индии, американские и европейские компании повышают свою производительность, и это позволяет им нанимать новых сотрудников. В то же время экономический прогресс в Индии и Китае делает эти страны более привлекательными рынками сбыта для американской продукции.
   Пока число рабочих мест в сфере услуг, перешедших из США в другие страны, относительно невелико: за три года оно составило 250 000 - 500 000. Однако в будущем масштабы этого явления могут резко возрасти. Брендан Барбер, генеральный директор британского профсоюзного объединения TUC, говорит, что в ближайшие пять лет богатые страны потеряют в результате международного аутсорсинга порядка 2 млн. рабочих мест в сфере услуг.
   В США эта проблема все больше смещается в область политики. Сенатор Джон Керри предлагает ограничить потерю рабочих мест путем изменения налогового законодательства. Предлагается также ввести обязательную идентификацию гражданства для сотрудников call-центров, отвечающих на звонки.


   Западные страны пытаются повысить эффективность иммиграции
   
(По материалам статьи «Запад превращается в «интеллектуальный пылесос», RBCdaily, отдел экономики, 28.01.04, автор – Елизавета Романова)
   Как сообщает Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development - OECD), за последние несколько лет в индустриально развитые страны мира переселилось рекордное число иностранцев. Наибольший рост иммиграции был зафиксирован в США (рост числа легальных мигрантов составлял в среднем 25%). Среди европейских стран лидерами в привлечении иммигрантов стали Австрия, Франция и Швейцария. Интересно, что большая часть роста числа иммигрантов пришлась отнюдь не на «нищих беженцев», а на высококвалифицированных специалистов, а также сотрудников транснациональных корпораций, которые меняли страну проживания по решению работодателей. Поэтому главную причину столь стремительного роста иммиграции эксперты видят именно в стремлении западных стран минимизировать издержки на обучение квалифицированных специалистов у себя на родине.
   По данным OECD, последние несколько лет США в среднем принимали до 1 млн. иностранных граждан в год, в результате чего ежегодный уровень прироста иммиграции составил приблизительно 25%. По оценкам экспертов, в 2001 г. число жителей США, которые являются иммигрантами в первом поколении или детьми таких иммигрантов, достигло рекордного уровня за всю историю страны. Сегодня американцы с иностранными корнями составляют большинство среди жителей США в возрасте 25-54 лет, при этом 11% из них родились за пределами страны (для сравнения, это на 3% больше, чем в начале 90-х). В Европе наиболее активно привлекают иностранцев Австрия, Франция и Швейцария, которые принимали в начале века в среднем на 15% больше иммигрантов, чем в 2000 г. Больше всего бывших иностранных граждан постоянно проживает в Люксембурге (38,1%), Швейцарии (19,9%), Австрии (9,4%), Германии (8,9%) и Бельгии (8,2%).
   Правда, несмотря на растущий иммиграционный поток, ни в Европе, ни в странах Североамериканского континента (Канаде и США) до сих пор не существует единого мнения о том, насколько либеральной должна быть иммиграционная политика и что актуальнее – экономическая эффективность или связанные с миграцией социально-политические проблемы. Сложились уже довольно прочные стереотипы, что рост иммиграции провоцирует ухудшение криминальной обстановки, а также ведет к безработице среди местного населения и повышению государственных расходов на социальные пособия. Практически во всех странах существует достаточно серьезная оппозиция либерализации иммиграционной политики, обусловленная прежде всего этническим вопросом. По результатам проведенного Европейской комиссией опроса почти половина европейцев (около 44%) придерживается довольно жестких взглядов по отношению к иноэтническим иммигрантам. В этой связи в ряде стран в последние годы пытались оптимизировать миграционные потоки: с одной стороны, они хотят «ввозить» полезных для общества мигрантов, с другой – ограничить наплыв «нахлебников» и потенциальных преступников.
   Наиболее значительного прогресса в эффективной организации иммиграционной политики, по мнению экспертов, добилась Канада, и в этом смысле ее пример может быть полезен для многих западных стран. Она продолжает активно привлекать иностранных специалистов, при этом иммиграционные процедуры, через которые должны пройти въезжающие в страну, направлены преимущественно на оценку их профессиональных достижений (а соответственно, будущей полезности для канадской экономики) и уровня образования. Довольно эффективна с экономической точки зрения и программа инвестиционной иммиграции. Для этого необходимо инвестировать в канадскую экономику около 400 тыс. долларов, после чего, если не существует каких-либо иных законных препятствий, желающему получить гражданство выдается канадский паспорт. Среди европейских государств тоже есть ряд примеров нового подхода к вопросам иммиграции. «В этом отношении интересна политика Норвегии, – считает руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, – которая уже сегодня разрабатывает большие государственные программы, призванные в будущем обеспечить конкурентоспособность норвежской экономики в случае истощения ее нефтяных запасов. Для этих программ норвежское правительство активно привлекает иностранных специалистов, что позволяет значительно снизить издержки и в то же время нисколько не снижает эффективности».
   Правда, все это делает очевидным тот факт, что благосостояние западных стран все сильнее зависит от «высасывания» высокообразованных иностранных трудовых ресурсов. Конечно, это несоизмеримо более выгодно, чем заниматься обучением таких же высококвалифицированных кадров у себя дома: во-первых, существенно снижаются издержки на собственные образовательные программы, во-вторых, значительно повышается конкурентоспособность продукции на мировых рынках за счет того, что приезжая рабочая сила всегда несколько дешевле. Работодатели получают уже готовых, прекрасно обученных профессионалов, не затрачивая на это ни цента. Особенно актуальным привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов будет для Евросоюза, поскольку одной из приоритетных задач для европейцев сегодня является создание сильного рынка высоких технологий, способного конкурировать с рынком США. Действительно, в США ежегодно составляются перечни наиболее приоритетных для экономики профессий, и согласно этим перечням выстраивается миграционная программа (в данном случае речь идет только о трудовой иммиграции).


   О пользе миграции
   
(Die Tageszeitung, 29.01.04, автор - Кофи Аннан)
   Одним из важнейших вопросов, которые должен поставить перед собой расширяющийся Европейский союз на ближайшие годы и десятилетия, является вопрос о вызове, бросаемом ему иммиграцией. Если европейское сообщество справится с этой задачей, последующая иммиграция обогатит и укрепит его. Но если споткнется, Европа частично утратит свое благосостояние и будет страдать от роста социальной напряженности.
   Нет никакого сомнения, что европейское сообщество нуждается в иммиграции. Европейцы живут все дольше и рожают все меньше детей. Сейчас в государствах ЕС и странах – кандидатах на вступление проживает 450 млн. человек. Без иммиграции к 2050 году население сократится и составит менее 400 млн.
   Евросоюз в этой ситуации не одинок. Примерно то же происходит в Японии, России и Южной Корее – там в будущем тоже будут пустовать рабочие места, услуги окажутся невостребованными, производство сократится, и общество окажется в состоянии застоя. Иммиграция сама по себе не решает эти проблемы, но она существенным образом может способствовать развязыванию этих узлов.
   Мы должны исходить из того, что люди с других континентов с радостью готовы переселиться в Европу, чтобы жить там и работать. Ведь в нашем несправедливом мире у многих азиатов или африканцев отсутствует какая-либо возможность для совершенствования. Для большинства же европейцев это нечто само собой разумеющееся.
   Неудивительно, что многие люди во всем мире воспринимают Европу как континент неограниченных возможностей. Они хотят сюда попасть, чтобы начать новую жизнь. При этом они следуют примеру миллионов бедных, но активных европейцев, которые когда-то отправлялись в Новый свет, потому что видели в этом свой шанс.
   Любая страна имеет право свободно решать, принимать ли ей мигрантов. Обязана она это делать лишь в том случае, если речь идет о беженцах, которые находятся под защитой международного права. В любом случае, если европейцы закроют ворота, значит, что они воспользовались неверным советом.
   В долгосрочной перспективе это не только ухудшит их экономическое и социальное положение. Это заставит все больше людей искать окольные пути в Европу – например, просить политического убежища и тем самым создавать перегрузку в системе, призванной помогать беженцам, которые действительно подвергаются преследованиям на родине. Другим придется обращаться за помощью к криминальным элементам, чтобы их нелегально переправили тайными и опасными тропами в Европу, на этом пути они будут рисковать здоровьем и жизнью.
   Нелегальная иммиграция – это серьезная проблема. И государства должны между собой интенсивно сотрудничать, чтобы ее решить. Однако борьба с нелегальной миграцией должна стать лишь частью широкомасштабной стратегии. Государства должны создать для легальной иммиграции законодательную базу и попытаться извлечь пользу из защиты прав мигрантов.
   Знаменательно, что бедные страны тоже извлекают пользу из миграции. Так, только в 2002 году мигранты перевели в развивающиеся страны более $88 млрд. – на 54% больше, чем те $57 млрд., которые развитые государства выделяют в качестве помощи развивающимся странам. Поэтому в конечном счете пользу от миграции могут иметь все государства.
   Миграция стара, как человечество, ее значение нельзя недооценивать и для будущего. Поэтому наряду с национальными законами необходимо принятие международных соглашений. Однако это предполагает значительно более интенсивное международное сотрудничество.
   Для регулирования миграции требуется больше, чем открытие европейских ворот и подписание международных соглашений. Государства должны больше делать для интеграции иммигрантов. Приезжие должны приспособиться к новому обществу, но и общество должно ориентироваться на новичков. Только обдуманная стратегия по интеграции иммигрантов может обеспечить такое положение, когда они станут обогащать общество, а не потрясать его устои.
   Хотя каждое государство воспринимает иммиграцию в соответствии со своей культурой и обычаями, не нужно недооценивать то обстоятельство, что уже теперь миллионы мигрантов, которые живут в Европе, сыграли большую роль в развитии местного общества. Многие из них стали видными политиками или учеными, спортсменами или деятелями искусства. Другие, правда, не стали знаменитыми, однако и они вносят свой вклад в общую жизнь. Без них из-за нехватки рабочей силы пострадала бы система здравоохранения, многие граждане не смогли бы прибегнуть к услугам домработницы, что освобождает им время для профессиональной карьеры. Кроме того, вакантными остались бы многие рабочие места, где сейчас трудятся люди, оказывающие общественно значимые услуги и отчисляющие налоги в государственную казну.
   Иначе говоря, иммигранты – это не проблема, а напротив, частичное решение проблем. Они не должны становиться козлами отпущения в моменты всевозможных социальных трений. Этой недостойной тенденции должны противиться все те, кто несет ответственность за будущее Европы. Ведь большинство иммигрантов отличаются трудолюбием и целеустремленностью. Они не хотят получать подарки – они хотят интегрироваться в общество, не теряя при этом своей идентичности.
   В XXI веке мигрантам нужна Европа. Но и Европе нужны иммигранты. Если Европа превратится в крепость, она станет более ограниченной и бедной, более слабой и старой. Открытая Европа, наоборот, станет справедливее и богаче, сильнее и моложе. Условие для этого – это успешная иммиграционная политика.


   "Утечка мозгов" обошлась Ливану в $30 млрд.
   
(MIGnews.com, 28.01.04)
   Профессор Бейрутского университета Анис Аби Фара заявил, что за последние 25 лет "утечка мозгов" из Ливана, обусловленная сложной экономической ситуацией и слабым финансированием научных проектов, привела к потере не менее $30 млрд. Согласно данным, представленным Фарой, в 2001-м году в Ливане проживали примерно 3.472.000 человек, при этом он утверждает, что за пределами Ливана живут около 9.450.000 ливанцев.


***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное