Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Мировая экономика: глобальные тенденции развития
Специальный выпуск от 29.11.01.
Здравствуйте! Сегодня мы вновь обращаемся к теме "новой экономики". На смену бурным восторгам 1999 г. и не менее бурным разочарованиям 2000 г., похоже, приходит время взвешенных комментариев и осторожных, но, тем не менее, благожелательных авансов на будущее.
***
"Новая экономика" в Европе, Японии и США
(Немецкая волна, 20.11.01)
Насколько успешно развивается в США, в Японии и в странах Западной Европы так называемая "новая экономика", в основе которой лежат новейшие информационные и коммуникационные технологии.
Сравнительный анализ, проведённый учёными Института немецкой экономики в Кёльне, показал, что наибольших успехов в создании информационного общества XXI века, идущего на смену индустриальному обществу XX века, добились Соединённые Штаты Америки. Они лидируют с большим отрывом.
Крупнейшая экономическая держава Европы - Германия - занимает в составленном кёльнскими учёными списке лишь 8-е место, а замыкают его Франция, Испания и Италия. В этих трёх государствах современные информационные технологии получили пока наименьшее распространение.
Сотрудники Института немецкой экономики сравнили, сколько людей в исследуемых странах имеют собственный компьютер, какой процент населения подключен к Интернету и к кабельным сетям, каково количество абонентов сотовой связи, каков годовой оборот электронной коммерции и так далее. Впрочем, как подчёркивает один из авторов исследования Юрген Маттес, количественные показатели важны не сами по себе, они лишь отражение качественных изменений, происходящих во всём народном хозяйстве.
- "Новая экономика" имеет огромное народнохозяйственное значение. Это особенно отчётливо видно на примере Соединённых Штатов: там в 90-е годы наблюдался самый продолжительный экономический подъём за всю историю США, начиная с 1850 года. Сейчас он подходит к концу, но факт остаётся фактом: во второй половине 90-х годов в Америке резко возросла производительность труда. Такой скачок наблюдается достаточно редко. Но ещё более удивительно то, что многолетний экономический подъём не сопровождался ростом инфляции. Собственно, этот феномен и является едва ли не главной особенностью "новой экономики".
Иными словами, широкое распространение компьютерных и информационных тех нологий привело к тому, что в Америке 90-х годов впервые "не сработал" один из классических экономических законов, который гласит: бум неминуемо приводит к всплеску инфляции. И произошло это, по словам Юргена Маттеса, вот почему:
- В условиях бума в какой-то момент полностью опустошается рынок труда. Соответственно, поднимается уровень зарплат, и предприниматели, пытаясь компенсировать дополнительные расходы, увеличивают цены на свою продукцию. Если Центральный банк этому не противодействует, повышая процентные ставки, то начинается инфляция. Однако в условиях "новой экономики" производительность труда растёт быстрее, чем расходы на рабочую силу, и предпринимателям не приходится повышать цены, потому что им удаётся сохранять норму прибыли.
Ничего подобного в Европе в 90-е годы не наблюдалось: никакого бума не было, безработица оставалась на очень высоком уровне, а производительность труда росла во второй половине десятилетия даже медленнее, чем в первой.
Почему же в Европе и, в частности, в Германии, "новая экономика" пока не получила должного развития? Научный сотрудник Института немецкой экономики в Кёльне Юрген Маттес приводит целый список причин: тут и недостаточная открытость рынков, и зарегулированность экономики, и слабое финансирование науки со стороны государства, и неспособность рынка капитала предоставлять достаточное количество средств молодым технологическим фирмам. Кроме того, именно в Германии особенно остро стоит вопрос о негибкости рынка труда, подчёркивает Юрген Маттес.
- Действительно, в Европе все рамочные условия не настолько гибкие, как в США. Взять, хотя бы, рынок труда: он слишком зарегулирован, что не позволяет оптимально использовать рабочую силу. Закон защищает работников от увольнения и предписывает выплачивать им крупные отступные, и это препятствует рационализации производства и переходу на более эффективные, управляемые компьютером производственные процессы. Да и конкурентная среда в Европе меньше развита, чем в США. Американские фирмы вложили гигантские деньги в информационные технологии, что далеко не в последнюю очередь объясняется острой конкурентной борьбой в США. Если предприниматель видит, что ему необходима новейшая техника для того, чтобы противостоять конкурентам, он будет вкладывать в неё деньги. Если же он понимает, что прекрасно обойдётся и без всей этой техники, потому что его позициям на рынке мало кто угрожает, он, естественно, не станет спешить приобретать её.
Итак, выводы экспертов Института немецкой экономики в Кёльне можно трактовать следующим образом: отставание Европы и, в частности, Германии от США в области информационных технологий во многом объясняется структурными причинами. Если же провести реформы и устранить эти причины, то экономику, по всей видимости, ждёт многолетний бум наподобие американского, в ходе которого можно будет решить и главную проблему европейского континента - проблему безработицы.
После 11 сентября
("Русский фокус", №32, 19-25 ноября 2001, автор - Александр Кондратьев)
Нынешней осенью условия ведения бизнеса во всем мире изменились. Бизнесмены вдруг поняли, что летать самолетами опасно, данные иногда исчезают вместе с компаниями, а безопасность важнее приватности. Вместе с политической обстановкой изменились и требования к информационным системам.
Производители оборудования для видеоконференций отмечают резкое увеличение спроса на свою продукцию. По данным BBC News, в первые дни после сентябрьских терактов в США объем продаж систем дистанционного видео- и аудиообщения увеличился на 85%. Позднее спрос несколько снизился, но и сегодня он на 25% больше прежнего, "довоенного" уровня.
Резко увеличился и спрос на системы резервирования данных. Небольшие компании в США закупают несложные устройства хранения информации и периодически копируют данные, важные для выживания их бизнеса. По свидетельству Washington Post, некоторые американские бизнесмены каждый раз, выходя из офиса, берут с собой копию важных корпоративных данных.
Большие компании обзаводятся сложными системами, периодически в автоматическом режиме копирующими необходимую информацию по скоростным телекоммуникационным линиям в удаленные безопасные хранилища данных.
Как отмечается в недавнем отчете Gartner Group, 40% компаний, пострадавших от терактов 11 сентября и не озаботившихся заранее сохранностью данных, не смогут восстановить свой бизнес.
По данным Gartner Group, уже в 2001 г. более 50% всех задач обработки данных будет выполняться в консолидированных центрах. "До недавнего времени разрабатываемые компаниями сценарии возможных бедствий предполагали, что в конечном счете фирмы вернутся в свои офисы, - заявила вице-президент этой аналитической группы Донна Скотт. - Теперь приходится учитывать, что офисы могут просто исчезнуть".
Некоторые эксперты считают, что увеличение спроса на системы резервирования данных не продлится долго - подобно тому как в Великобритании продажи подобных систем ненадолго выросли в 1996 г. после крупного теракта в Манчестере.
Впрочем, существует мнение, что возросший интерес к системам видеоконференций сохранится на прежнем уровне. Дело в том, что эти системы позволяют компаниям экономить деньги в условиях кризиса.
Отмечается также рост курса акций компаний, производящих всевозможное оборудование и системы безопасности, слежения, идентификации. А печальные инциденты с письмами, зараженными сибирской язвой, привели к заметному увеличению популярности электронной почты в Соединенных Штатах.
Кроме того, в условиях общего замедления американской экономики аналитики ожидают роста рынка ASP (Application Service Provider) - поскольку аренда программных пакетов через сеть Интернет, как сервисов или услуг, может стоить гораздо дешевле, чем их покупка.
По единодушному мнению экспертов, естественный ажиотаж вокруг систем безопасности, резервирования данных и дистанционного общения будет искусственно подогреваться заинтересованными компаниями и финансистами.
На российском рынке высоких технологий изменения пока что не столь заметны. "Нам очень далеко до Америки по уровню паранойи. А также по умению затевать большие кампании и вытягивать большие деньги из налогоплательщиков, - говорит исполнительный директор компании Cognitive Technologies Ольга Ускова. - Что у них было устроено под лозунгом борьбы с "проблемой-2000" - это же уму непостижимо! Сейчас начинается новая кампания, посвященная системам безопасности. Интеллектуальные карточки, сканеры отпечатков пальцев и т. д. О правах человека уже позабыли. Ожидается грандиозный госзаказ на создание общенациональной системы идентификации. Думаю, в ближайшее время американские hi-tech корпорации заметно поправят свои дела, ухудшившиеся после спада интернет-бума. В России не умеют так "работать с государством". У нас меньше свободных денег, чем в Америке, и больше реальных проблем. Хотя какое-то оживление будет и в России".
Российские компании начинают всерьез задумываться о хранении данных в безопасном месте и предоставлении клиентам быстрого доступа к своей корпоративной информации.
Об увеличении соответствующего рынка свидетельствует, например, открытие корпорацией Cable & Wireless - одной из пяти крупнейших инфраструктурных компаний Интернета - второго центра веб-хостинга в Москве. Эта же компания и фирма IBS объявили о старте совместного проекта DATA FORT по аутсорсингу программного обеспечения и предоставлению ASP-доступа к программам Microsoft.
Экономический кризис в США может побудить американские корпорации активнее пользоваться услугами компаний оффшорного программирования. А военные действия на Среднем Востоке могут позволить России хотя бы потеснить на этом рынке нынешнего лидера - Индию.
Выступая 4 октября на конференции Американо-российского Совета по предпринимательству, советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс заявила буквально следующее: "Россия - страна с огромным интеллектуальным потенциалом. Человеческий интеллект в этой стране - самый ценный ресурс. Я не вижу причин, по которым Россия не могла бы стать основным игроком на рынке производства программного обеспечения".
Сегодня на долю Индии приходится около 20% мирового рынка software-аутсорсинга, Россия контролирует меньше 1%. "Неспокойный регион, где рядом идет война. Безусловно, это скажется на привлекательности Индии в глазах американских компаний", - считает Дмитрий Лощинин, генеральный директор активно занимающейся оффшорным программированием московской компании Luxoft. Вместе с тем, по его мнению, индийские фирмы готовы на многое пойти, чтобы не упустить стратегическую инициативу. В ближайшее время можно ожидать резкого ужесточения конкуренции. На индийском рынке оффшорного программирования, получающем 60% заказов из Соединенных Штатов, в течение последнего месяца произошло заметное снижение цен, которое в некоторых случаях достигает 50%. Сегодня здесь ряд компаний держит цены на уровне себестоимости, чтобы пережить непростое время и сохранить ключевой персонал.
По мнению некоторых экспертов, не все средние и мелкие компании-разработчики, ориентированные на ресурсные проекты, переживут последствия кризиса. Пытаясь сохранить привлекательность, индийцы будут и дальше снижать цены. В результате российским компаниям придется что-то противопоставлять этому демпингу.
"Удаленность от очага напряжения может сыграть на руку российским разработчикам и подтолкнуть ряд американских корпораций искать альтернативу Индии, - считает Лощинин. - Кроме этого, на наш взгляд, одним из главных преимуществ российских компаний являются более квалифицированные специалисты, обладающие фундаментальными знаниями в разных областях".
Интернет: доверие возвращается?
("Эксперт", №44, 26.11.01, автор - Марина Шпагина)
Пик массовых банкротств высокотехнологических компаний, похоже, пройден. Об этом свидетельствуют результаты целого ряда исследований, опубликованные в течение октября-ноября. Производительность труда в IT-секторе начала расти и достигла рекордного за последние три года уровня. Опросы топ-менеджеров компаний, действующих как в традиционных, так и в новых секторах экономики свидетельствуют о росте их доверия к различным формам электронной коммерции.
Конечно, еще нельзя говорить о том, что инвесторы сменили гнев на милость в отношении этих компаний. Так, совокупная оценка стоимости 150 ведущих европейских интернет-компаний в первом полугодии текущего года составила всего четверть от их стоимости за тот же период 2000 года, доля прибыльных компаний сократилась за тот же период с 41 до 24% (данные октябрьского исследования PricewaterhouseCoopers). Банкротства продолжаются. Согласно свежему отчету, опубликованному Webmergers, число банкротств в октябре 2001 года - почти такое же, как в октябре 2000-го (но это все же вдвое меньше, чем в мае текущего года). Выросло в октябре и количество выкупленных инвесторами "дот-комов". В качестве покупателей часто выступают компании, которые аналитики Webmergers относят к категории "старый hi-tech" (в их числе, например, IBM, купившая за 129 млн. долларов CrossWorlds). Webmergers ожидает, что эта тенденция будет довольно устойчивой в ближайшее время, ведь такие покупки позволяют "старому hi-tech" быстро и теперь уже относительно дешево развивать собственные продукты и услуги. За CrossWorlds IBM заплатила сумму, не превышающую 1,6 годового оборота последней. Этот коэффициент оказался в десять раз ниже, чем в случае однотипных покупок, совершавшихся в 1999 году и начале 2000-го (14 и 16 соответственно).
Разумеется, дешевизна (а многие аналитики говорят, что в IV квартале 2001 года рынок достиг дна) еще не повод делать покупки. Но "старый hi-tech", очевидно, исходит и из других посылок. Рисковый капитал схлынул с этого рынка, что снижает вероятность почти немедленного появления двойника-конкурента покупаемой компании. Похоже, отвращение клиентов к интернет-технологиям как таковым сходит на нет. Более того, даже усиливается спрос на системы прикладного характера - обеспечивающие управление отношениями с клиентами (CRM) и закупками, интерактивные платежи, управление цепочками снабжения, управление ресурсами предприятия (ERP). Согласно исследованиям, проведенным американской исследовательской компанией META Group, общие расходы традиционных компаний на информационные технологии в следующем году сократятся на 2-5% (тогда как в этом году они выросли на 8%). Однако половина опрошенных META руководителей IT-подразделений заявили, что продолжат расходовать средства на эти цели.
К таким же выводам пришла и другая исследовательская компания - Forrester Reserch, аналитики которой отмечают, что руководители информационных служб реагируют на спад в экономике, финансируя меньшие по объему и более краткосрочные проекты. По мнению Forrester, смещение спроса в сторону недорогих и быстро внедряемых модульных проектов будет настолько сильным, что в течение нескольких ближайших лет даже полностью изменит технологический ландшафт.
Какие же технологии, по мнению самих IT-менеджеров, будут наиболее востребованы? Ответ на этот вопрос дают два схожих исследования, проведенных с разницей в несколько месяцев The Boston Consulting Group и Accenture. Обе консалтинговые компании отмечают изменение подходов менеджеров к использованию новых технологий: он стал более реалистичным и прагматичным. Согласно исследованию Accenture, значительно выросло по сравнению с прошлым годом число менеджеров, полагающих, что новые технологии позволяют быстрее продвигать на рынок новые продукты, расширить географию поставок, укрепить отношения с поставщиками и снизить издержки на взаимоотношения с клиентами. Российские менеджеры отмечают, что электронная коммерция может служить новым источником доходов компании, американцы полагают, что она позволяет сократить операционные издержки, а для европейских менеджеров более важным представляются возможности предоставить лучший сервис клиентам.
ЮНКТАД о роли информатики в содействии мировой экономике
(Синьхуа, 20.11.01)
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в докладе об электронной торговле и развитии в 2001 году отметила, что при нынешней глобальной экономической депрессии информатика способна продвинуть развитие мировой экономики.
В докладе ЮНКТАД проанализированы тенденции развития электронной торговли и ее влияние на глобальную экономику, особенно на туризм и финансы, выдвинуты предложения развивающимся странам по разработке законов и законоположений об электронной торговле. Хотя в настоящее время электронная торговля и информатика стали жертвами спада на глобальных фондовых биржах, но с перспективной точки зрения электронная торговля получит дальнейшее развитие.
В докладе прогнозируется, что цены на компьютеры будут непрерывно падать несколько следующих лет, на фоне того, что все больше предприятий учатся извлечению максимальных прибылей посредством Интернета, все больше стран и регионов внедряют в торговлю новые технологии информатики и связи. Хотя информационная отрасль США не может продолжительно развиваться, тем не менее она по-прежнему содействует быстрому развитию глобальной экономики.
ЮНКТАД предупредила, что если развивающиеся страны упустят шанс на достижение уровня развитых стран в технологиях, они не извлекут выгод электронной торговли.
Первый пошел
("Ведомости", 23.11.01, автор - Павел Нефедов)
Интернет-холдинг "РосБизнесКонсалтинг " (РБК) станет первой российской компанией из сектора информационных технологий, чьи акции появятся на фондовом рынке. В будущем году торговлю бумагами РБК начнут сразу две крупнейшие торговые площадки России. Если холдинг сможет получить за свои акции достойную цену, это подтолкнет другие высокотехнологичные компании к выходу на биржу.
Годовой оборот интернет-холдинга РБК в 2000 г. составил $8 млн. Из них $2 млн. принесла подписка на ленты новостного агентства. Еще $3 млн. холдинг получил от рекламы на принадлежащих ему интернет-сайтах. Около $3 млн. принесли программистские заказы - создание сайтов, интеграция их с информационными системами и т. п. Все данные подтверждены аудитом компании KPMG. Аудированных данных за более поздний период пока нет. РБК принадлежат следующие сайты: газета Utro.ru, чат "Кроватка", Autonews, компьютерный магазин PCHome, баннерообменная сеть LBN, а также несколько отдельных лент новостного агентства.
Совет директоров РБК принял решение о выводе акций холдинга сразу на две российские торговые площадки - РТС и ММВБ. Это должно произойти во II квартале 2002 г. Вчера компания выбрала финансового консультанта размещения - Ernst & Young. А в ближайший понедельник в Женеве начнется серия презентаций РБК для европейских инвесторов. Именно их акционеры компании рассчитывают видеть среди покупателей акций РБК.
Полтора месяца назад компания была преобразована из ЗАО в ОАО, и теперь, как рассказал гендиректор РБК Юрий Ровенский, планируется провести дополнительную эмиссию и вывести на рынок 10 - 15% акций. В дальнейшем предполагаются дополнительные размещения, после которых у нынешних акционеров - топ-менеджеров - останется контрольный пакет.
Рыночная ниша РБК довольно своеобразна. Изначально компания получила известность как агентство, поставляющее новостную и финансовую информацию. Но полтора года назад РБК также занялся услугами в области информационных технологий. Сейчас медиа и технологии имеют примерно равный вес в бизнесе холдинга. "Один из самых важных активов РБК - это брэнд, вызывающий доверие", - уточняет Ровенский.
Как подтвердил старший менеджер Ernst & Young Александр Бычков, его компания будет обеспечивать консультационные услуги, связанные с эмиссией РБК. "Общение с инвесторами и обсуждение с ними конкретных планов не входит в наши функции. Этими вопросами компания, судя по всему, занимается сама", - добавил он.
"Наверное, в следующем году рынок будет более благоприятно смотреть на акции технологических компаний. Преимущество РБК в том, что это будет первая чисто технологическая, компьютерная компания, которая появится на рынке, - говорит аналитик компании "АТОН" Стивен Дашевский. - Минусом будет довольно небольшая прибыль и - как результат - небольшая капитализация". По его мнению, суммарная капитализация вряд ли превысит $30 - 40 млн. Другие специалисты оценивают РБК в несколько раз дешевле. В самой компании предпочитают не загадывать заранее.
Впрочем, подчеркивают аналитики, спрос на акции в этом сегменте рынка в России совершенно не изучен. "Самое главное, что инвесторам хочется диверсификации, чего-то большего, чем нефть. РБК будет легко - они предоставляют людям новые секторы, в которые можно инвестировать", - полагает Ари Крел, аналитик UFG.
Аналитики сходятся на том, что в России существует еще некоторое количество хай-тек компаний, очень серьезно готовящихся к выходу на биржу. Все они будут наблюдать, насколько успешно разместится РБК. Однако, напоминает аналитик Brunswick UBS Warburg Александр Андреев, фондовый рынок по определению должен быть массовым. Один РБК не в состоянии обеспечить нормальный оборот торгов, достаточный для привлечения иностранных инвесторов в российский хай-тек.
В апреле прошлого года и ММВБ, и РТС одновременно объявили о создании у себя специализированных секций для торговли акциями высокотехнологичных компаний. Чтобы привлечь эмитентов, для них были снижены требования к размеру капитала, количеству акционеров, географии клиентов и наличию аудита. Однако с тех пор, по словам начальника управления по связям с общественностью РТС Ольги Белобровцевой, возможностями специализированной площадки воспользовалась лишь одна малоизвестная компания. А РБК собирается выходить на биржу на общих основаниях, без льгот.
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||