Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Мировая экономика: глобальные тенденции развития
Специальный выпуск от 24.11.01.
Здравствуйте! Темой прошедшей недели, вне всякого сомнения, являлась "нефтяная". Судя по накалу страстей (равно как и по значимости вопроса), нестабильность на сырьевых рынках еще долго будет находиться на первых полосах общественно-политических и экономических СМИ. Не затронуть эту тему в рассылке – невозможно, делать какие-либо выводы – преждевременно, ограничиться сухим изложением хроники событий – было бы, наверное, не очень интересно для наших читателей. Поэтому, сегодня Вашему вниманию предлагаются два обзорных материала, призванных ответить на один достаточно любопытный вопрос: а что же такое на самом деле ОПЕК (которой(ым), похоже, скоро в России наряду с Чубайсом и букой будут пугать маленьких детей).
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
С уважением, Леонид Ардалионов.
***
ОПЕК: что это или кто?
(журнал "РЦБ. Товарный рынок", №4, 2001, автор – Елена Фещукова)
Внимание к ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти) со стороны мирового сообщества не ослабевало в течение всего прошлого и нынешнего года. ОПЕК является ключевой фигурой на мировом рынке нефти. Эти два понятия неотделимы друг от друга: 11 стран - членов картеля представляют на мировом рынке около 40% от совокупного предложения нефти, на их территории находится более 3/4 всех разведанных запасов сырой нефти.
Из истории
Датой образования картеля считается день проведения Багдадской конференции, состоявшейся 10-14 сентября 1960 г. Первоначально в него вошло 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла.
Позже к ним присоединилось еще 8 стран: Катар (1961 г.), Индонезия (1962 г.), Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973-1992 гг.) и Габон (1975-1994 гг.). Первые 5 лет штаб-квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), потом переместилась в Вену (Австрия).
Основополагающими в жизни ОПЕК стали 60-е годы. Организация начала свое существование как союз 5 развивающихся государств, пытавшихся утвердиться на мировом рынке нефти, на котором в то время определяющую роль играли транснациональные компании.
Активность ОПЕК в те годы была невысокой, так как она вырабатывала свои цели, совершенствовала структуру секретариата, который переместился из Женевы в Вену, принимала резолюции и вела переговоры с компаниями. В течение этого 10-летия количество стран, входящих в ОПЕК, выросло до 10.
В 70-е годы ОПЕК укрепила свое положение на международном рынке. Этому способствовало то, что страны - члены ОПЕК установили контроль над внутренними нефтедобывающими отраслями. Организация стала играть важную роль в процессе ценообразования на мировом рынке нефти.
В течение этого 10-летия произошли два крупных нефтяных кризиса, обусловленных арабским нефтяным эмбарго (1973 г.) и революцией в Иране 5 лет спустя.
В 1971 г. в ОПЕК вступило 11-е (и последнее) государство - Нигерия. А в марте 1975 г. состоялся первый саммит стран - членов ОПЕК.
В начале 80-х годов цены на нефть достигли максимальной отметки. Затем последовало резкое снижение, завершившееся в 1986 г. третьим нефтяным кризисом. На международной арене все более важное значение стали приобретать проблемы окружающей среды.
В начале 90-х годов был предотвращен четвертый нефтяной кризис. Он был вызван развертыванием военных действий на Ближнем Востоке, которые вследствие сокращения добычи нефти странами ОПЕК привели к скачку цен на охваченных паникой рынках. Однако благодаря совместным действиям ОПЕК и ведущих производителей нефти, не входящих в ОПЕК, цены остались относительно стабильными вплоть до кризиса в Юго-Восточной Азии в 1998 г.
ОПЕК сейчас
В настоящее время в ОПЕК входят 11 развивающихся стран, чьи доходы напрямую зависят от экспорта нефти и цен на нее на мировом рынке.
Членом ОПЕК может стать любая страна, которая является достаточно крупным экспортером нефти и разделяет политику ОПЕК. На сегодняшний день члены организации есть в Африке, Азии, Латинской Америке и на Среднем Востоке. К ним относятся: Алжир, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла.
Поскольку доходы от экспорта нефти являются залогом процветания стран - членов ОПЕК, то их главной целью является сохранение стабильности на нефтяном рынке, что достигается путем регулирования объемов добываемой нефти для сохранения равновесия между спросом и предложением.
Дважды в год, а при необходимости и чаще, министры топлива и энергетики стран - членов ОПЕК собираются для установления объемов добычи нефти, для выработки политики и для обсуждения событий, происходящих на мировом нефтяном рынке. ОПЕК координирует и унифицирует политику нефтедобычи стран, входящих в эту организацию.
Cтатус стран, входящих в ОПЕК
Согласно Статуту ОПЕК все страны, входящие в организацию, могут иметь следующий статус: основатели (Founder Members) - страны, которые были представлены на 1-й конференции в Багдаде (1960 г.) и подписали там соглашение об основании организации; полноправные члены (Full Members) -страны, чей статус был подтвержден конференцией. Любая страна с большими объемами экспорта сырой нефти, разделяющая интересы ОПЕК, может стать полноправным членом организации, если решение об этом принято 3/4 голосов полноправных членов.
Страны, которые не могут стать полноправными членами ОПЕК из-за недостаточных объемов экспорта нефти, могут войти в ОПЕК на правах ассоциативного члена (Associate Member). Страна, не разделяющая интересы ОПЕК, не может войти в эту организацию.
Организационная структура картеля
Организация стран-экспортеров нефти имеет три основных органа: конференцию (The Conference), совет управляющих (The Board of Governors) и секретариат (The Secretariat).
Конференция - это верховный орган ОПЕК, состоящий из представителей всех входящих в нее стран, причем делегации должны обязательно присутствовать на всех конференциях.
Каждая делегация имеет один голос. Для принятия решений необходимо единодушное согласие всех действительных членов. Резолюция, принятая на конференции, вступает в силу через 30 дней после ее принятия.
Обычно конференции проводятся 2 раза в год, однако иногда бывают и внеочередные конференции. Практически все конференции проходят в штаб-квартире ОПЕК в Вене.
На предварительных заседаниях выбирается президент (President) и его заместитель (Alternate President), который исполняет обязанности первого в его отсутствие.
На конференциях обычно рассматриваются такие стратегические вопросы, как выработка общей политики организации и определение путей дальнейшего развития, принятие в ОПЕК новых членов, разрабатываются рекомендации по проблемам, касающимся интересов ОПЕК, и по другим вопросам.
Еще одной структурой ОПЕК является совет управляющих (The Board of Governors). Он состоит из управляющих, назначаемых страной и подтвержденных конференцией. Каждый из них имеет один голос.
Данная структура руководит всеми делами ОПЕК и обеспечивает выполнение решений, принятых на конференциях. Она рассматривает и решает вопросы, представленные секретариатом ОПЕК, подготавливает материалы для конференций, составляет годовой бюджет и предоставляет его на одобрение конференции, назначает аудитора, а также занимается другими вопросами.
Для того чтобы все решения ОПЕК претворялись в жизнь, существует секретариат (The Secretariat) - исполнительный орган организации. Он состоит из генерального секретаря и необходимого персонала и располагается в штаб-квартире ОПЕК.
Секретарь назначается сроком на 3 года. Чтобы занять эту должность, претендент должен соответствовать следующим требованиям: возраст - не менее 35 лет; образование - высшее юридическое, экономическое или техническое известного вуза; опыт работы - от 15 лет, из которых 10 лет - в должности, непосредственно связанной с нефтяной промышленностью, и 5 лет на руководящей должности. Он должен иметь также опыт в отношениях правительство - компания и знание международных аспектов работы нефтяной отрасли.
Генеральный секретарь занимается организационными вопросами и руководит всей работой ОПЕК, подготавливает доклады для совета управляющих и информирует председателя и членов совета управляющих обо всем, что происходит в секретариате и о процессе выполнения решений, принятых на конференциях.
В настоящее время пост генерального секретаря занимает представитель Венесуэлы - Али Родригес.
Нефтяная политика
Позиции стран при выработке общей нефтяной политики различны. Причины: различное географическое и экономическое положение, неравная обеспеченность природными ресурсами, различия во внутреннем спросе:
Показатель |
Венесуэла |
ОАЭ |
С .Аравия |
Катар |
Нигерия |
Ливия |
Кувейт |
Ирак |
Иран |
Индонезия |
Алжир |
Население, тыс. чел. |
24 000 |
2 850 |
20 580 |
590 |
125 200 |
6 220 |
2 090 |
22 438 |
63 000 |
207 700 |
30 300 |
Общая площадь, тыс. кв. км |
916 |
84 |
2,15 |
11 |
924 |
1,76 |
18 |
438 |
1,648 |
1,904 |
2,382 |
Плотность населения, чел. на 1 кв. км |
26 |
34 |
10 |
54 |
135 |
4 |
116 |
51 |
38 |
109 |
13 |
ВВП на душу населения, долл. |
4 259 |
18 206 |
6 773 |
22 475 |
278 |
7 181 |
14 198 |
588 |
1 941 |
879 |
1 581 |
ВВП в рыночных ценах, млн. долл. |
102 225 |
51 886 |
139 381 |
13 260 |
34 780 |
44 666 |
29 674 |
13 200 |
122 273 |
140 965 |
47 907 |
Общий экспорт, млн. долл. |
19 852 |
34 090 |
4 800 |
6 570 |
12 814 |
8 795 |
12 192 |
12 511 |
18 100 |
49 630 |
12 800 |
Экспорт нефти и нефтепродуктов, млн. долл. |
16 465 |
15 021 |
44 934 |
4 775 |
12 453 |
7 734 |
10 998 |
12 104 |
16 098 |
6 580 |
7 556 |
Сальдо торгового баланса, млн. долл. |
5 400 |
4 110 |
-4 600 |
-556 |
-2 500 |
-97 |
5 480 |
-247 |
5 032 |
5 600 |
-1 610 |
Доказанные запасы нефти, млн. баррелей |
76 848 |
97 800 |
262 784 |
3 700 |
22 500 |
29 500 |
96 500 |
112 500 |
93 100 |
49 800 |
11 314 |
Добыча сырой нефти, тыс. баррелей в день |
3 207 |
2 198 |
8 722 |
632 |
2 150 |
1 548 |
2 070 |
3 440 |
5 075 |
2 049 |
943 |
Общий выпуск нефтепродуктов, тыс. баррелей в день |
1 209 |
2 329 |
1 593 |
н. д. |
131 |
243 |
903 |
447 |
1 361 |
771 |
н. д. |
Потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке, тыс. баррелей в день |
536,48 |
172,67 |
1 180,92 |
31,08 |
239,59 |
305,52 |
209,66 |
809,46 |
1 669,08 |
846,50 |
202,17 |
Объем экспорта сырой нефти, тыс. баррелей в день |
2 670 |
2 025 |
7 541 |
601 |
1 911 |
1 242 |
1 861 |
2 632 |
3 406 |
1 203 |
741 |
Экспорт нефтепродуктов, тыс. баррелей в день |
828,0 |
331,0 |
1 279,7 |
75,3 |
20,0 |
135,0 |
739,3 |
55,0 |
166,3 |
196,2 |
599,7 |
Алжир, Иран и Ливия являются ценовыми агрессорами (hawks - ястребы), т.е. выступают за снижение квот и, как результат, за повышение цен на нефть.
Кувейт, Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ выступают за увеличение квот и снижение уровня цен (doves - голуби), так как ресурсный потенциал этих стран позволяет закрыть квоту, удовлетворить внутренний спрос и создавать запасы.
Остальные страны - Индонезию, Нигерию и Венесуэлу - нельзя однозначно отнести ни к той, ни к другой группе. Их позиция может меняться в зависимости от ситуации на рынке.
Распределение экспортных квот также зависит от ресурсного потенциала стран - членов картеля. В нижеследующей таблице представлены объемы поставок стран - членов ОПЕК с 1 сентября 2001 г.
Страна |
Экспортная квота, тыс. баррелей в день |
% в общем объеме поставок |
Алжир |
741 |
3,19 |
Индонезия |
1 203 |
5,19 |
Иран |
3 406 |
14,68 |
Кувейт |
1 861 |
8,02 |
Ливия |
1 242 |
5,35 |
Нигерия |
1 911 |
8,24 |
Катар |
601 |
2,59 |
Саудовская Аравия |
7 541 |
32,5 |
ОАЭ |
2 025 |
8,73 |
Венесуэла |
2 670 |
0,12 |
Всего |
23 201 |
100 |
Ирак
Дестабилизирующее влияние на мировой рынок нефти оказывает Ирак.
С августа 1990 г. на Ирак наложены санкции ООН в связи с его агрессией против Кувейта. Однако с декабря 1996 г. Ирак возобновил экспорт сырой нефти по программе ООН "Нефть в обмен на продовольствие", по которой деньги, полученные от продажи нефти, идут на закупку продовольствия и медикаментов. Ирак достаточно быстро восстановил разрушенную войной нефтяную инфраструктуру, и уже к 1999 г. объемы добычи нефти составили 3 млн. баррелей в день, а к концу 2000 г. - 3,5 млн. баррелей в день.
Экспорт иракской нефти по программе ООН ограничивается не по объему проданной нефти, а по полученной прибыли. Это означает, что в периоды падения цен на мировом нефтяном рынке Ирак был просто не в состоянии экспортировать достаточно нефти, чтобы получить сумму, обозначенную в программе ООН на 6-месячный период.
Денежный предел экспорта иракской нефти пересматривался несколько раз, и в 1999 г. было принято решение увеличить его с 5,3 до 8,3 млрд. долл. за 6-месячный период.
Ирак удивил всю мировую нефтедобывающую промышленность тем, что смог увеличить добычу сырой нефти с 1 млн. баррелей в день в 1991 г., после войны в Персидском заливе, до практически 3 млн. баррелей в день к концу 1999 г., несмотря на многочисленные задержки и трудности в восстановлении нефтедобывающей инфраструктуры.
В настоящее время напряженность вокруг Ирака не спадает. Летом этого года Ирак и ООН официально продлили действие Меморандума о взаимопонимании, регулирующего программу "Нефть в обмен на продовольствие". И в июле Ирак возобновил экспортные поставки, что привело к резкому снижению цен и беспокойству на рынке. Ранее (4 июня текущего года) Ирак прекратил поставки своей нефти, после того как США и Великобритания предложили план "умных санкций", предусматривающий ужесточение контроля над внешнеторговыми операциями страны. До этого объем экспортных поставок из Ирака составлял около 2 млн. баррелей в день.
Решение о возобновлении поставок иракской нефти является принципиально важным фактором при определении дальнейшей динамики цен нефти на мировых товарных рынках.
Ранее эксперты нефтяных компаний подчеркивали, что цены на нефть в ближайшее время могут снизиться, так как по итогам последней недели сократились запасы нефтепродуктов в нефтехранилищах США. Однако теперь в свете решения Ирака о возобновлении экспорта нефти прогнозы о возможном обострении дефицита нефтепродуктов на американских товарных рынках представляются несостоятельными.
Со своей стороны представители стран - членов ОПЕК заверяют участников рынка в том, что у них есть возможность не допустить эскалации дефицита и неконтролируемого роста цен на нефть даже в том случае, если Ирак по каким-либо причинам откажется от возобновления поставок нефти.
Влияние ОПЕК
Вопрос относительно влияния ОПЕК на мировой рынок является очень спорным.
Во-первых, как уже было сказано, ОПЕК контролирует только 40%. Кроме него, крупными поставщиками нефти являются страны бывшего СССР, Норвегия, Мексика.
Во-вторых, действия ОПЕК носят запаздывающий характер, т.е. решение принимается, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, предотвратить резкий спад цен, вместо того чтобы "заказывать музыку", прогнозируя варианты развития ситуации.
Россия и ОПЕК
Общность интересов России и ОПЕК, которая заключается в поддержании высоких цен на рынке нефти, побуждает специалистов и руководителей крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) все чаще обращаться к обсуждению вопроса о вступлении в эту организацию.
С 1998 г. Россия участвует в деятельности ОПЕК в качестве наблюдателя. Однако уже в августе 2000 г. президент организации Али Родригес и генеральный секретарь Рилвану Лукман подтвердили сделанное президентом Венесуэлы Уго Чавесом предложение о включении в нефтяной картель новых членов - России, Мексики, Норвегии, Омана и Анголы.
Ученые и практики при обсуждении вопроса вступления в ОПЕК разделились на два лагеря: тех, кто считает, что выгод от полноправного участия России в ОПЕК несоизмеримо больше, чем потерь, и на противников данной точки зрения.
Сопоставление выгод и потерь, которые может получить отечественная экономика, и главным образом сектор добычи и переработки нефти (на сегодня это важнейшая отрасль хозяйства), в результате участия в ОПЕК, может помочь в определении целесообразности и эффективности вступления в международный картель, который обеспечивает 40% мирового экспорта нефти.
Из анализа интервью руководителей ВИНК и статей ученых можно вынести преимущества и недостатки вступления России в данную организацию.
Преимущества вступления в картель в основном связываются с дополнительными возможностями, которые получит экономика страны.
К ним относится, во-первых, возможность прогнозировать колебания и резкие изменения на мировых рынках нефти, а также контроль над ними. Это, в свою очередь будет способствовать выстраиванию Россией своей ценовой политики на рынке нефти.
Во-вторых, возможные вынужденные снижения экспортной квоты приведут к тому, что российские нефтедобывающие компании переориентируются на внутренний потребительский рынок. Такая ситуация может повлечь за собой снижение цен на нефтепродукты, что благоприятно отразится на национальном хозяйстве в целом.
Как известно, РФ испытывает острую потребность в финансовых средствах, которую внутренний рынок не может удовлетворить. Поэтому вступление в ОПЕК поможет поднять имидж России в глазах западных государств и будет способствовать притоку иностранных инвестиций в экономику.
Среди отрицательных последствий членства в ОПЕК чаще всего называют обязательства, которые картель наложит на Россию. Очевидно, что эти обязательства будут касаться прежде всего квоты на добычу и экспорт нефти, что явно противоречит интересам отечественных экспортеров, поскольку повлечет за собой резкое снижение рентабельности компаний.
Следующий отрицательный момент связан с тем, что ОПЕК, влияя на предложение на рынке, устанавливает цену на нефть. При достаточно высоких ценах российские нефтедобывающие компании обеспечиваются определенным уровнем прибыли.
Ситуация меняется кардинально, когда цены падают. Дело в том, что средний уровень издержек производства нефти российских предприятий значительно превосходит аналогичный уровень в странах Ближнего Востока (в 3-5 раз), причем в ближайшем будущем к ним добавятся страны каспийского региона.
К тому же нужно еще учитывать и транспортные расходы по доставке нефти на внешние рынки. В связи с этим участие России в ОПЕК будет выгодным лишь в случае постоянного поддержания цен на нефть на более или менее высоком уровне, что, естественно, невозможно по объективным причинам.
Многие высказывают мнение, что вступление России в различные международные организации, в том числе и в ОПЕК, приведет к укреплению престижа страны на мировой арене. Это в свою очередь будет способствовать привлечению иностранного капитала в российскую экономику.
Однако такое утверждение является спорным, так как инвестиционная привлекательность, по мнению многих специалистов в области права, остается еще на довольно низком уровне, а финансовые риски выше, чем в странах ОПЕК. То есть существенной выгоды в сфере привлечения иностранных инвестиций от вступления в картель российская экономика не получит.
К тому же, вступив в ОПЕК, Россия займет далеко не 1-е место, поскольку ее доля в общем объеме экспорта нефти будет незначительной. А положение "младшего партнера", во-первых, не позволит оказывать значимое влияние на принятие организацией важных решений, а во-вторых, такое положение лишит Россию рычага воздействия на западноевропейские государства и США.
Из вышесказанного следует, что на данный период времени Россия не только не получит выгоды, вступив в ОПЕК, но и понесет довольно значительные потери как экономического, так и политического характера.
Конечно, российские компании могут быть заинтересованы в участии в картеле, однако лишь в краткосрочном периоде, когда цены на нефть сохраняются на достаточно высоком уровне, или если доля российского экспорта будет обеспечивать России возможность влиять на принятие каких-либо решений. Но такая ситуация, по нашему мнению, в ближайшее время маловероятна.
Нефтяные запасы мира
(The Economist, 19.07.01)
Саудовская Аравия по-прежнему является нефтяной королевой мира. Её огромные пустыни хранят до четверти мировых запасов нефти, т.е. примерно 262 млрд. баррелей. Резервы, приходящиеся на долю входящих в ОПЕК нефтяных государств, в совокупности составляют 815 млрд. баррелей – около 75% нефтяных запасов мира. Что касается самых активных потребителей нефти в мире, стран Организации экономического сотрудничества и развития, то они в сумме имеют менее 1/10 всех нефтяных ресурсов.
Нижеследующие данные датированы концом 2000 г.
Государство |
На сколько лет хватит имеющихся на данный момент запасов нефти |
Государство |
На сколько лет хватит имеющихся на данный момент запасов нефти |
Ирак |
> 100 |
Россия |
21 |
ОАЭ |
> 100 |
Китай |
20 |
Кувейт |
> 100 |
Ангола |
20 |
С. Аравия |
81 |
Бразилия |
18 |
Иран |
66 |
Алжир |
17 |
Венесуэла |
66 |
Оман |
16 |
Азербайджан |
63 |
США |
10 |
Ливия |
55 |
Индонезия |
10 |
Казахстан |
31 |
Канада |
9 |
Нигерия |
29 |
Норвегия |
8 |
Мексика |
24 |
Великобритания |
5 |
***
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||