Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мировая экономика: глобальные тенденции развития


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Мировая экономика: тенденции развития

Специальный выпуск от 24.11.01.


   Здравствуйте! Темой прошедшей недели, вне всякого сомнения, являлась "нефтяная". Судя по накалу страстей (равно как и по значимости вопроса), нестабильность на сырьевых рынках еще долго будет находиться на первых полосах общественно-политических и экономических СМИ. Не затронуть эту тему в рассылке – невозможно, делать какие-либо выводы – преждевременно, ограничиться сухим изложением хроники событий – было бы, наверное, не очень интересно для наших читателей. Поэтому, сегодня Вашему вниманию предлагаются два обзорных материала, призванных ответить на один достаточно любопытный вопрос: а что же такое на самом деле ОПЕК (которой(ым), похоже, скоро в России наряду с Чубайсом и букой будут пугать маленьких детей).

   Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
   С уважением, Леонид Ардалионов.

   ***

   ОПЕК: что это или кто?
   
(журнал "РЦБ. Товарный рынок", №4, 2001, автор – Елена Фещукова)
   Внимание к ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти) со стороны мирового сообщества не ослабевало в течение всего прошлого и нынешнего года. ОПЕК является ключевой фигурой на мировом рынке нефти. Эти два понятия неотделимы друг от друга: 11 стран - членов картеля представляют на мировом рынке около 40% от совокупного предложения нефти, на их территории находится более 3/4 всех разведанных запасов сырой нефти.

Из истории

   Датой образования картеля считается день проведения Багдадской конференции, состоявшейся 10-14 сентября 1960 г. Первоначально в него вошло 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла.
   Позже к ним присоединилось еще 8 стран: Катар (1961 г.), Индонезия (1962 г.), Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973-1992 гг.) и Габон (1975-1994 гг.). Первые 5 лет штаб-квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), потом переместилась в Вену (Австрия).
   Основополагающими в жизни ОПЕК стали 60-е годы. Организация начала свое существование как союз 5 развивающихся государств, пытавшихся утвердиться на мировом рынке нефти, на котором в то время определяющую роль играли транснациональные компании.
   Активность ОПЕК в те годы была невысокой, так как она вырабатывала свои цели, совершенствовала структуру секретариата, который переместился из Женевы в Вену, принимала резолюции и вела переговоры с компаниями. В течение этого 10-летия количество стран, входящих в ОПЕК, выросло до 10.
   В 70-е годы ОПЕК укрепила свое положение на международном рынке. Этому способствовало то, что страны - члены ОПЕК установили контроль над внутренними нефтедобывающими отраслями. Организация стала играть важную роль в процессе ценообразования на мировом рынке нефти.
   В течение этого 10-летия произошли два крупных нефтяных кризиса, обусловленных арабским нефтяным эмбарго (1973 г.) и революцией в Иране 5 лет спустя.
   В 1971 г. в ОПЕК вступило 11-е (и последнее) государство - Нигерия. А в марте 1975 г. состоялся первый саммит стран - членов ОПЕК.
   В начале 80-х годов цены на нефть достигли максимальной отметки. Затем последовало резкое снижение, завершившееся в 1986 г. третьим нефтяным кризисом. На международной арене все более важное значение стали приобретать проблемы окружающей среды.
   В начале 90-х годов был предотвращен четвертый нефтяной кризис. Он был вызван развертыванием военных действий на Ближнем Востоке, которые вследствие сокращения добычи нефти странами ОПЕК привели к скачку цен на охваченных паникой рынках. Однако благодаря совместным действиям ОПЕК и ведущих производителей нефти, не входящих в ОПЕК, цены остались относительно стабильными вплоть до кризиса в Юго-Восточной Азии в 1998 г.

ОПЕК сейчас

   В настоящее время в ОПЕК входят 11 развивающихся стран, чьи доходы напрямую зависят от экспорта нефти и цен на нее на мировом рынке.
   Членом ОПЕК может стать любая страна, которая является достаточно крупным экспортером нефти и разделяет политику ОПЕК. На сегодняшний день члены организации есть в Африке, Азии, Латинской Америке и на Среднем Востоке. К ним относятся: Алжир, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла.
   Поскольку доходы от экспорта нефти являются залогом процветания стран - членов ОПЕК, то их главной целью является сохранение стабильности на нефтяном рынке, что достигается путем регулирования объемов добываемой нефти для сохранения равновесия между спросом и предложением.
   Дважды в год, а при необходимости и чаще, министры топлива и энергетики стран - членов ОПЕК собираются для установления объемов добычи нефти, для выработки политики и для обсуждения событий, происходящих на мировом нефтяном рынке. ОПЕК координирует и унифицирует политику нефтедобычи стран, входящих в эту организацию.

Cтатус стран, входящих в ОПЕК

   Согласно Статуту ОПЕК все страны, входящие в организацию, могут иметь следующий статус: основатели (Founder Members) - страны, которые были представлены на 1-й конференции в Багдаде (1960 г.) и подписали там соглашение об основании организации; полноправные члены (Full Members) -страны, чей статус был подтвержден конференцией. Любая страна с большими объемами экспорта сырой нефти, разделяющая интересы ОПЕК, может стать полноправным членом организации, если решение об этом принято 3/4 голосов полноправных членов.
   Страны, которые не могут стать полноправными членами ОПЕК из-за недостаточных объемов экспорта нефти, могут войти в ОПЕК на правах ассоциативного члена (Associate Member). Страна, не разделяющая интересы ОПЕК, не может войти в эту организацию.

Организационная структура картеля

   Организация стран-экспортеров нефти имеет три основных органа: конференцию (The Conference), совет управляющих (The Board of Governors) и секретариат (The Secretariat).
   Конференция - это верховный орган ОПЕК, состоящий из представителей всех входящих в нее стран, причем делегации должны обязательно присутствовать на всех конференциях.
   Каждая делегация имеет один голос. Для принятия решений необходимо единодушное согласие всех действительных членов. Резолюция, принятая на конференции, вступает в силу через 30 дней после ее принятия.
   Обычно конференции проводятся 2 раза в год, однако иногда бывают и внеочередные конференции. Практически все конференции проходят в штаб-квартире ОПЕК в Вене.
   На предварительных заседаниях выбирается президент (President) и его заместитель (Alternate President), который исполняет обязанности первого в его отсутствие.
   На конференциях обычно рассматриваются такие стратегические вопросы, как выработка общей политики организации и определение путей дальнейшего развития, принятие в ОПЕК новых членов, разрабатываются рекомендации по проблемам, касающимся интересов ОПЕК, и по другим вопросам.
   Еще одной структурой ОПЕК является совет управляющих (The Board of Governors). Он состоит из управляющих, назначаемых страной и подтвержденных конференцией. Каждый из них имеет один голос.
   Данная структура руководит всеми делами ОПЕК и обеспечивает выполнение решений, принятых на конференциях. Она рассматривает и решает вопросы, представленные секретариатом ОПЕК, подготавливает материалы для конференций, составляет годовой бюджет и предоставляет его на одобрение конференции, назначает аудитора, а также занимается другими вопросами.
   Для того чтобы все решения ОПЕК претворялись в жизнь, существует секретариат (The Secretariat) - исполнительный орган организации. Он состоит из генерального секретаря и необходимого персонала и располагается в штаб-квартире ОПЕК.
   Секретарь назначается сроком на 3 года. Чтобы занять эту должность, претендент должен соответствовать следующим требованиям: возраст - не менее 35 лет; образование - высшее юридическое, экономическое или техническое известного вуза; опыт работы - от 15 лет, из которых 10 лет - в должности, непосредственно связанной с нефтяной промышленностью, и 5 лет на руководящей должности. Он должен иметь также опыт в отношениях правительство - компания и знание международных аспектов работы нефтяной отрасли.
   Генеральный секретарь занимается организационными вопросами и руководит всей работой ОПЕК, подготавливает доклады для совета управляющих и информирует председателя и членов совета управляющих обо всем, что происходит в секретариате и о процессе выполнения решений, принятых на конференциях.
   В настоящее время пост генерального секретаря занимает представитель Венесуэлы - Али Родригес.

Нефтяная политика

   Позиции стран при выработке общей нефтяной политики различны. Причины: различное географическое и экономическое положение, неравная обеспеченность природными ресурсами, различия во внутреннем спросе:

Показатель

Венесуэла

ОАЭ

С.Аравия

Катар

Нигерия

Ливия

Кувейт

Ирак

Иран

Индонезия

Алжир

Население, тыс. чел.

24 000

2 850

20 580

590

125 200

6 220

2 090

22 438

63 000

207 700

30 300

Общая площадь, тыс. кв. км

916

84

2,15

11

924

1,76

18

438

1,648

1,904

2,382

Плотность населения, чел. на 1 кв. км

26

34

10

54

135

4

116

51

38

109

13

ВВП на душу населения, долл.

4 259

18 206

6 773

22 475

278

7 181

14 198

588

1 941

879

1 581

ВВП в рыночных ценах, млн. долл.

102 225

51 886

139 381

13 260

34 780

44 666

29 674

13 200

122 273

140 965

47 907

Общий экспорт, млн. долл.

19 852

34 090

4 800

6 570

12 814

8 795

12 192

12 511

18 100

49 630

12 800

Экспорт нефти и нефтепродуктов, млн. долл.

16 465

15 021

44 934

4 775

12 453

7 734

10 998

12 104

16 098

6 580

7 556

Сальдо торгового баланса, млн. долл.

5 400

4 110

-4 600

-556

-2 500

-97

5 480

-247

5 032

5 600

-1 610

Доказанные запасы нефти, млн. баррелей

76 848

97 800

262 784

3 700

22 500

29 500

96 500

112 500

93 100

49 800

11 314

Добыча сырой нефти, тыс. баррелей в день

3 207

2 198

8 722

632

2 150

1 548

2 070

3 440

5 075

2 049

943

Общий выпуск нефтепродуктов, тыс. баррелей в день

1 209

2 329

1 593

н. д.

131

243

903

447

1 361

771

н. д.

Потребление нефтепродуктов на внутреннем рынке, тыс. баррелей в день

536,48

172,67

1 180,92

31,08

239,59

305,52

209,66

809,46

1 669,08

846,50

202,17

Объем экспорта сырой нефти, тыс. баррелей в день

2 670

2 025

7 541

601

1 911

1 242

1 861

2 632

3 406

1 203

741

Экспорт нефтепродуктов, тыс. баррелей в день

828,0

331,0

1 279,7

75,3

20,0

135,0

739,3

55,0

166,3

196,2

599,7


   Алжир, Иран и Ливия являются ценовыми агрессорами (hawks - ястребы), т.е. выступают за снижение квот и, как результат, за повышение цен на нефть.
   Кувейт, Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ выступают за увеличение квот и снижение уровня цен (doves - голуби), так как ресурсный потенциал этих стран позволяет закрыть квоту, удовлетворить внутренний спрос и создавать запасы.
   Остальные страны - Индонезию, Нигерию и Венесуэлу - нельзя однозначно отнести ни к той, ни к другой группе. Их позиция может меняться в зависимости от ситуации на рынке.
   Распределение экспортных квот также зависит от ресурсного потенциала стран - членов картеля. В нижеследующей таблице представлены объемы поставок стран - членов ОПЕК с 1 сентября 2001 г.

Страна

Экспортная квота, тыс. баррелей в день

% в общем объеме поставок

Алжир

741

3,19

Индонезия

1 203

5,19

Иран

3 406

14,68

Кувейт

1 861

8,02

Ливия

1 242

5,35

Нигерия

1 911

8,24

Катар

601

2,59

Саудовская Аравия

7 541

32,5

ОАЭ

2 025

8,73

Венесуэла

2 670

0,12

Всего

23 201

100


Ирак

   Дестабилизирующее влияние на мировой рынок нефти оказывает Ирак.
   С августа 1990 г. на Ирак наложены санкции ООН в связи с его агрессией против Кувейта. Однако с декабря 1996 г. Ирак возобновил экспорт сырой нефти по программе ООН "Нефть в обмен на продовольствие", по которой деньги, полученные от продажи нефти, идут на закупку продовольствия и медикаментов. Ирак достаточно быстро восстановил разрушенную войной нефтяную инфраструктуру, и уже к 1999 г. объемы добычи нефти составили 3 млн. баррелей в день, а к концу 2000 г. - 3,5 млн. баррелей в день.
   Экспорт иракской нефти по программе ООН ограничивается не по объему проданной нефти, а по полученной прибыли. Это означает, что в периоды падения цен на мировом нефтяном рынке Ирак был просто не в состоянии экспортировать достаточно нефти, чтобы получить сумму, обозначенную в программе ООН на 6-месячный период.
   Денежный предел экспорта иракской нефти пересматривался несколько раз, и в 1999 г. было принято решение увеличить его с 5,3 до 8,3 млрд. долл. за 6-месячный период.
   Ирак удивил всю мировую нефтедобывающую промышленность тем, что смог увеличить добычу сырой нефти с 1 млн. баррелей в день в 1991 г., после войны в Персидском заливе, до практически 3 млн. баррелей в день к концу 1999 г., несмотря на многочисленные задержки и трудности в восстановлении нефтедобывающей инфраструктуры.
   В настоящее время напряженность вокруг Ирака не спадает. Летом этого года Ирак и ООН официально продлили действие Меморандума о взаимопонимании, регулирующего программу "Нефть в обмен на продовольствие". И в июле Ирак возобновил экспортные поставки, что привело к резкому снижению цен и беспокойству на рынке. Ранее (4 июня текущего года) Ирак прекратил поставки своей нефти, после того как США и Великобритания предложили план "умных санкций", предусматривающий ужесточение контроля над внешнеторговыми операциями страны. До этого объем экспортных поставок из Ирака составлял около 2 млн. баррелей в день.
   Решение о возобновлении поставок иракской нефти является принципиально важным фактором при определении дальнейшей динамики цен нефти на мировых товарных рынках.
   Ранее эксперты нефтяных компаний подчеркивали, что цены на нефть в ближайшее время могут снизиться, так как по итогам последней недели сократились запасы нефтепродуктов в нефтехранилищах США. Однако теперь в свете решения Ирака о возобновлении экспорта нефти прогнозы о возможном обострении дефицита нефтепродуктов на американских товарных рынках представляются несостоятельными.
   Со своей стороны представители стран - членов ОПЕК заверяют участников рынка в том, что у них есть возможность не допустить эскалации дефицита и неконтролируемого роста цен на нефть даже в том случае, если Ирак по каким-либо причинам откажется от возобновления поставок нефти.

Влияние ОПЕК

   Вопрос относительно влияния ОПЕК на мировой рынок является очень спорным.
   Во-первых, как уже было сказано, ОПЕК контролирует только 40%. Кроме него, крупными поставщиками нефти являются страны бывшего СССР, Норвегия, Мексика.
   Во-вторых, действия ОПЕК носят запаздывающий характер, т.е. решение принимается, чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, предотвратить резкий спад цен, вместо того чтобы "заказывать музыку", прогнозируя варианты развития ситуации.

Россия и ОПЕК

   Общность интересов России и ОПЕК, которая заключается в поддержании высоких цен на рынке нефти, побуждает специалистов и руководителей крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) все чаще обращаться к обсуждению вопроса о вступлении в эту организацию.
   С 1998 г. Россия участвует в деятельности ОПЕК в качестве наблюдателя. Однако уже в августе 2000 г. президент организации Али Родригес и генеральный секретарь Рилвану Лукман подтвердили сделанное президентом Венесуэлы Уго Чавесом предложение о включении в нефтяной картель новых членов - России, Мексики, Норвегии, Омана и Анголы.
   Ученые и практики при обсуждении вопроса вступления в ОПЕК разделились на два лагеря: тех, кто считает, что выгод от полноправного участия России в ОПЕК несоизмеримо больше, чем потерь, и на противников данной точки зрения.
   Сопоставление выгод и потерь, которые может получить отечественная экономика, и главным образом сектор добычи и переработки нефти (на сегодня это важнейшая отрасль хозяйства), в результате участия в ОПЕК, может помочь в определении целесообразности и эффективности вступления в международный картель, который обеспечивает 40% мирового экспорта нефти.
   Из анализа интервью руководителей ВИНК и статей ученых можно вынести преимущества и недостатки вступления России в данную организацию.
   Преимущества вступления в картель в основном связываются с дополнительными возможностями, которые получит экономика страны.
   К ним относится, во-первых, возможность прогнозировать колебания и резкие изменения на мировых рынках нефти, а также контроль над ними. Это, в свою очередь будет способствовать выстраиванию Россией своей ценовой политики на рынке нефти.
   Во-вторых, возможные вынужденные снижения экспортной квоты приведут к тому, что российские нефтедобывающие компании переориентируются на внутренний потребительский рынок. Такая ситуация может повлечь за собой снижение цен на нефтепродукты, что благоприятно отразится на национальном хозяйстве в целом.
   Как известно, РФ испытывает острую потребность в финансовых средствах, которую внутренний рынок не может удовлетворить. Поэтому вступление в ОПЕК поможет поднять имидж России в глазах западных государств и будет способствовать притоку иностранных инвестиций в экономику.
   Среди отрицательных последствий членства в ОПЕК чаще всего называют обязательства, которые картель наложит на Россию. Очевидно, что эти обязательства будут касаться прежде всего квоты на добычу и экспорт нефти, что явно противоречит интересам отечественных экспортеров, поскольку повлечет за собой резкое снижение рентабельности компаний.
   Следующий отрицательный момент связан с тем, что ОПЕК, влияя на предложение на рынке, устанавливает цену на нефть. При достаточно высоких ценах российские нефтедобывающие компании обеспечиваются определенным уровнем прибыли.
   Ситуация меняется кардинально, когда цены падают. Дело в том, что средний уровень издержек производства нефти российских предприятий значительно превосходит аналогичный уровень в странах Ближнего Востока (в 3-5 раз), причем в ближайшем будущем к ним добавятся страны каспийского региона.
   К тому же нужно еще учитывать и транспортные расходы по доставке нефти на внешние рынки. В связи с этим участие России в ОПЕК будет выгодным лишь в случае постоянного поддержания цен на нефть на более или менее высоком уровне, что, естественно, невозможно по объективным причинам.
   Многие высказывают мнение, что вступление России в различные международные организации, в том числе и в ОПЕК, приведет к укреплению престижа страны на мировой арене. Это в свою очередь будет способствовать привлечению иностранного капитала в российскую экономику.
   Однако такое утверждение является спорным, так как инвестиционная привлекательность, по мнению многих специалистов в области права, остается еще на довольно низком уровне, а финансовые риски выше, чем в странах ОПЕК. То есть существенной выгоды в сфере привлечения иностранных инвестиций от вступления в картель российская экономика не получит.
   К тому же, вступив в ОПЕК, Россия займет далеко не 1-е место, поскольку ее доля в общем объеме экспорта нефти будет незначительной. А положение "младшего партнера", во-первых, не позволит оказывать значимое влияние на принятие организацией важных решений, а во-вторых, такое положение лишит Россию рычага воздействия на западноевропейские государства и США.
   Из вышесказанного следует, что на данный период времени Россия не только не получит выгоды, вступив в ОПЕК, но и понесет довольно значительные потери как экономического, так и политического характера.
   Конечно, российские компании могут быть заинтересованы в участии в картеле, однако лишь в краткосрочном периоде, когда цены на нефть сохраняются на достаточно высоком уровне, или если доля российского экспорта будет обеспечивать России возможность влиять на принятие каких-либо решений. Но такая ситуация, по нашему мнению, в ближайшее время маловероятна.

   Нефтяные запасы мира
   
(The Economist, 19.07.01)
   Саудовская Аравия по-прежнему является нефтяной королевой мира. Её огромные пустыни хранят до четверти мировых запасов нефти, т.е. примерно 262 млрд. баррелей. Резервы, приходящиеся на долю входящих в ОПЕК нефтяных государств, в совокупности составляют 815 млрд. баррелей – около 75% нефтяных запасов мира. Что касается самых активных потребителей нефти в мире, стран Организации экономического сотрудничества и развития, то они в сумме имеют менее 1/10 всех нефтяных ресурсов.
   Нижеследующие данные датированы концом 2000 г.

Государство

На сколько лет хватит имеющихся

на данный момент запасов нефти

Государство

На сколько лет хватит имеющихся

на данный момент запасов нефти

Ирак

> 100

Россия

21

ОАЭ

> 100

Китай

20

Кувейт

> 100

Ангола

20

С. Аравия

81

Бразилия

18

Иран

66

Алжир

17

Венесуэла

66

Оман

16

Азербайджан

63

США

10

Ливия

55

Индонезия

10

Казахстан

31

Канада

9

Нигерия

29

Норвегия

8

Мексика

24

Великобритания

5


   ***

   Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
   Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.



     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное