Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мировая экономика: глобальные тенденции развития


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Мировая экономика: тенденции развития

Новостной выпуск от 12.11.01 (3-ая часть).

Содержание:
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
   АБР об экономическом приросте Азии в текущем году
   Саммит ВТО. Глубокие противоречия
   Япония жаждет инфляцию
   Правительство Японии прогнозирует самый значительный спад в экономике страны за последние 20 лет
   Китай и АСЕАН: крупнейшая в мире зона свободной торговли
   Новое открытие Китая
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
   МВФ может изменить формулу расчета квот в пользу развивающихся стран
   Индия: индустрия высоких технологий
   Турция ввела в обращение самую крупную в мире банкноту
   Пора банкротить страны
   Дефолт Аргентины может вызвать обвал доллара
   Аргентина заставляет МВФ пересмотреть свою политику кредитования


ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

   АБР об экономическом приросте Азии в текущем году
   
(Синьхуа, 10.11.01)
   Азиатский банк развития (АБР) опубликовал пересмотренный прогноз экономического роста Азии в этом году. В опубликованном докладе "Экономическое обозрение Азии в 2001 году" отмечается, что ситуация в мировой экономике в результате терактов 11 сентября продолжает ухудшаться. Поэтому средний рост ВВП развивающихся стран Азии в этом году снизится с 7% в прошлом году до 3,4%.
   В аналогичном докладе, опубликованном в апреле этого года, банк прогнозировал 5,3%-ный рост ВВП стран Азии в текущем году.

   Саммит ВТО. Глубокие противоречия
   
(The Wall Street Journal, 08.11.01)
   Несмотря на недавние заявления о единстве позиций азиатских государств, проходящий на этой неделе в Катаре саммит Всемирной торговой организации наглядно продемонстрировал существующие между ними принципиальные различия.
   Так, Япония, одна из наиболее развитых в экономическом плане стран региона, проявила готовность к протекционистской борьбе для защиты своего неконкурентоспособного агропромышленного комплекса. С другой стороны, Индия, одна из беднейших азиатских стран, пригрозила покинуть начинающийся в пятницу саммит в том случае, если собравшиеся члены ВТО не проявят больше внимания к проблемам развивающихся стран. Напомним, что согласно принятой в ВТО консенсуальной системе принятия решений, любая страна-член организации обладает правом вето, и, таким образом, способна сорвать новый раунд всемирных торговых переговоров, который, как считают многие, сможет подстегнуть рост мировой экономики.
   В этой связи крайне важным представляется то, какую линию поведения на саммите выберет Китай после принятия его в члены Организации, которое должно состояться в эту субботу. Хотя КНР может выступить в поддержку развивающихся стран, большинство аналитиков считает что, скорее всего, из-за своих амбиций сверх-державы Пекин предпочтет следовать курсу усиления процессов глобализации.
   Различия в позициях Индии, Китая и Японии отражают более глубокие противоречия между развитыми и развивающимися странами, ставшие самым серьезным препятствием к началу нового раунда торговых переговоров. Кроме того, они также продемонстрировали глубину тех трудностей, с которыми придется столкнуться Азии для создания системы экономической интеграции, подобной той, что уже создана в Европе и в настоящее время создается Ассоциацией Стран Юго-восточной Азии (ASEAN). "Характер и степень экономического развития азиатских стран существенно различается", – отмечают специалисты.
   Последняя попытка ВТО начать новый раунд торговых переговоров в 1999 году в Сиэтле потерпела крах из-за всплеска протестов противников глобализации. Хотя в этом году столь массового наплыва манифестантов не ожидается, противоречия между развитыми и развивающимися странами обещают стать главной силой, угрожающей ходу саммита. Развивающиеся страны хотят добиться от развитого мира открытия рынков сельскохозяйственных товаров и текстиля. В свою очередь, развитые государства хотят получить от своих менее богатых соседей гарантий соблюдения прав интеллектуальной собственности и защиты интересов иностранных инвесторов и местных рабочих.
   Так, подобно Европейскому Союзу и Южной Корее, Япония делает все для того, чтобы защитить свой рынок сельскохозяйственных товаров от дешевого импорта. Эта позиция уже вызвала крайнее недовольство со стороны ряда государств, как развитых, так и развивающихся, заметное место среди которых занимает КНР. Конфликт, разгоревшийся между двумя этими странами вокруг импорта китайских грибов и лука-порея в Японию, до сих пор не разрешен. Этот спор уже оказал негативный эффект на продажи японских машин и сотовых телефонов на китайском рынке.
   Жесткая позиция Японии вызвала серьезную озабоченность у американского представителя по торговым делам, который предупредил, что такой подход может привести к срыву переговоров: "Если другие страны откажутся идти на компромисс и не станут сотрудничать друг с другом, то мы просто не сможем достичь наших целей", – заявил он.
   По мнению аналитиков, упорство Японии объясняется стремлением правящей Либерально-демократической партии привлечь голоса консервативно настроенных избирателей. Теми же причинами объясняется и позиция Южной Кореи, также не желающей открывать свой агропромышленный рынок.
   Согласно заявлениям представителей Индии, подобное поведение развитых стран позволяет поднять вопрос о значении ВТО как организации. "Мы испытываем чувство разочарования в Организации", – заявил на прошлой неделе министр сельского хозяйства Индии. Он отметил, что субсидирование развитыми странами местных фермеров, выращивающих пшеницу, привело к сокращению индийского экспорта этой культуры.
   Как уже было сказано выше, позиция КНР пока представляется не вполне ясной. Несмотря на усиление конкуренции со стороны китайского экспорта, большинство развивающихся стран смотрит на КНР как на своего флагмана. "Вступление Китая в ВТО положительно скажется на положении развивающихся стран Азии. Китай будет действовать в интересах развивающегося мира", – считает Рини Сёванди, министр промышленности и торговли Индонезии.
   Однако Китай, будучи развивающейся страной, претендующей на положение супер-державы, очевидно попытается лавировать между полярными позициями. На прошлой неделе в ходе встречи лидеров стран Азии, проведенной ASEAN, Китай согласился работать над заключением договора о свободной торговле с этой организацией. В то же время за кулисами основной встречи представители КНР заявили о готовности идти на экономическое сближение со своими богатыми соседями, Японией и Южной Кореей.
   По мнению специалистов, Китай в течение нескольких ближайших лет будет слишком занят своей внутренней политикой для того, чтобы претендовать на титул лидера развивающегося мира. В долгосрочной перспективе Китай все равно останется сторонником свободной торговли и защитником интересов ВТО. Будучи крупным экспортером, КНР серьезно выиграет после снижения импортных пошлин на ее товары. Кроме того, свободная торговля также позволит Пекину ускорить проведение реформ, необходимых, по мнению местных властей, для приобретения статуса развитой страны.

   Япония жаждет инфляцию
   
("Ведомости", 06.11.01, автор - Фред Дворак)
   Японцы устали от дефляции, которая, по мнению многих местных экономистов, тормозит развитие экономики. Дефляция господствует в Японии уже два года, и все больше парламентариев, экономистов и членов правительства требуют от Банка Японии гораздо более решительных мер, способных положить ей конец. Законодатели даже намерены принять закон, заставляющий Центробанк активизировать действия по стимулированию экономики.
   Законопроект, одобренный руководством правящей Либерально-демократической партии, предполагает внесение изменений в закон о Центральном банке. Банк должен будет на основе консультаций с министерствами финансов и экономики установить целевой уровень инфляции и срок, к которому он должен быть достигнут.
   Сторонники законопроекта настаивают на необходимости введения такого инструмента как первоочередной меры в борьбе с дефляцией. Годовая дефляция в Японии составляет сегодня 1,5% ; падение цен ведет к снижению корпоративных доходов, подрывает потребительский и деловой климат, сдерживая экономическое развитие, увеличивает долговую нагрузку для корпоративных и частных заемщиков. Один из авторов законопроекта, член ЛДП Козо Ямамото, полагает, что цель по инфляции можно установить, например, на уровне 2%. Министр финансов Масадзюро Сиокава также высказался за необходимость предпринять меры по стимулированию роста цен.
   Банк Японии настаивает на том, что он уже использовал для этого все находящиеся в его распоряжении средства: процентные ставки составляют сегодня 0,15% , а несколько месяцев назад банк пообещал "вливать ликвидность" в банковскую систему, чтобы свести ставки к нулю и обеспечить рост денежной массы. Пока, однако, никаких видимых результатов эта политика не принесла. Устанавливать цель по инфляции Банк Японии отказывается, утверждая, что такая политика рискует спровоцировать гиперинфляцию.
   По новому законопроекту (который перед вынесением на рассмотрение парламента должны одобрить все члены правящей коалиции) будет расширен список активов, которые Банк Японии сможет покупать, чтобы, воздействуя на уровень ликвидности в банковской системе, достичь цели по инфляции. В частности, помимо гособлигаций и учетных векселей, с которыми он проводит операции сегодня, банк сможет покупать акции.
   Противники законопроекта утверждают, что его принятие нанесет серьезный удар по независимости Центробанка, который лишь три года назад вышел из-под контроля Министерства финансов.

   Правительство Японии прогнозирует самый значительный спад в экономике страны за последние 20 лет
   
(По сообщениям Интерфакс-АФИ и Синьхуа, 09.11.01)
   Японское правительство заявило, что в текущем финансовом году, который завершится в марте, ВВП страны сократится на 0,9% - это самый значительный спад в экономике Японии после 1980 года.
   Правительство впервые официально признало, что вторую по величине экономическую державу мира в этом году ожидает рецессия. Руководство страны придерживалось своего прогноза роста ВВП на 1,7%, даже несмотря на то, что премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми еще в апреле заявил о такой возможности.
   Как прогнозирует правительство, объем экспорта из Японии в текущем финансовом году упадет на 9,6%, что является самым резким снижением за последние 20 лет. В результате промышленное производство сократится на 9,5% - это первое снижение за последние три года. Так быстро промышленное производство не падало с 1974 года.
   Предполагается, что из-за замедления темпов роста мировой экономики резко сократится национальный экспорт. Под влиянием этого кабинет пересмотрел в сторону понижения роста инвестиций в оборудование с 3,8% до минус 3,3%, а личного потребления - с 1,5% до 0,5%.
   Безработица, достигшая в сентябре отметки 5,3%, по итогам финансового года стабилизируется на уровне 5,2%, прогнозирует правительство.

   Китай и АСЕАН: крупнейшая в мире зона свободной торговли
   
(MIGnews, 07.11.01)
   7 ноября Китай и страны Юго-Восточной Азии объявили о том, что в ближайшие 10 лет ими будет создана крупнейшая в мире зона свободной торговли. Договоренность об этом достигнута на переговорах в Брунее и в поддержку идеи премьер-министра Китая Чжу Жунцзы высказались лидеры десяти стран, входящих в Организацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
   Напомним, что общее население стран, планирующих присоединиться к указанной выше зоне, составляет на сегодняшний день порядка двух миллиардов человек.
   Правда, некоторая озабоченность по данному вопросу прозвучала в выступлении премьер-министра Малайзии Махатира Мохамада, который считает, что в случае создания зоны свободной торговли без определенных экономических рычагов, поток дешевых товаров из Китая может навредить местным рынкам.
   Соглашение о создании зоны свободной торговли могут подписать Япония и Южная Корея, однако принципиально этот вопрос будет рассматриваться только в ходе следующего саммита, хозяином которого выступит Камбоджа.

   Новое открытие Китая
   
("Ведомости", 12.11.01, автор - Евгений Верлин)
   Документ объемом свыше 1000 страниц, подписанный наконец в прошлую субботу в Дохе (Катар) 142 странами - членами Всемирной торговой организации (ВТО) , открыл дверь на мировые рынки самой большой стране мира - Китаю. В свою очередь иностранный бизнес получает более широкий доступ на китайский рынок.
   И то и другое имеет важное значение для замедлившейся мировой экономики, ведь КНР наряду с Россией остается одной из немногих стран, сохраняющих устойчивые темпы роста. В этом году, как ожидается, китайский ВВП увеличится более чем на 7% , а значит, иностранцам есть смысл инвестировать. Выигрывает Китай. Снятие ограничительных квот на экспорт китайского текстиля и бытовой электроники обещает ему немалые дивиденды на западных рынках, где потребитель ныне становится все более прижимистым, предпочитая более дешевые товары тех же западных брэндов, произведенные дешевыми руками тружеников крупнейшей "мастерской мира".
   Новость была встречена в Китае почти с тем же энтузиазмом, что и выбор Пекина в качестве места проведения Олимпиады-2008, а также недавний выход национальной сборной по футболу в финал мирового чемпионата. Приглушив голоса отечественных протекционистов, партийно-государственные СМИ назвали событие "историческим этапом в деле проведения реформ и политики открытости", а центральное телевидение КНР отвело 4 часа для прямой (! ) трансляции с конференции министров торговли ВТО в Дохе.
   Когда в Пекине преподносят состоявшееся событие как следствие "блестящей, дальновидной политики и решимости руководства во главе с товарищем Цзян Цзэминем", возникает закономерный вопрос: отчего такая эйфория? С одной стороны, понятно: на будущий год намечен уход нынешнего поколения высших руководителей партии и государства, и к этому моменту последние, естественно, должны подойти со знаменательными успехами в умножении мощи и престижа Поднебесной.
   Но, с другой стороны, страна столкнется с такой внешней конкуренцией, какой она никогда не испытывала. Завершая 15-летнюю эпопею с вступлением в ВТО, Китай фактически впервые в своей истории по-настоящему открывает свой рынок для мирового бизнеса. Уже к 2005 г. импортные пошлины на промышленные товары снизятся до уровня менее 10% , а ввозные квоты будут вообще ликвидированы. Чтобы оценить революционность начинающегося процесса, достаточно вспомнить, что еще недавно импортные пошлины на автомобили составляли порядка 100 - 120%. Высокие пошлины на обувь, готовую одежду, продукты питания также делали эти товары малодоступными даже для "средних китайцев".
   Можно представить степень недовольства не только китайских производителей, но также капитанов телекоммуникационного, финансового и страхового секторов. Ведь по истечении 5 - 6-летнего адаптационного периода зарубежные игроки получат почти полную свободу и начнут не только конкурировать с национальным бизнесом, но и скупать контрольные пакеты акций ведущих предприятий. О перспективах роста безработицы особый разговор, но уже сейчас ясно, что счет пойдет на миллионы.
   Более того, иностранцы будут допущены и в торговлю, не только розничную, но и оптовую. И здесь центральному правительству КНР - подобно тому, как это в XIX в. пытались делать власти императорского Китая - придется подавлять местный протекционизм. Когда чиновники одной провинции ради защиты местных производителей накладывают всевозможные ограничения и даже прибегают к силовым методам в отношении чужаков.
   Пока внутриполитический консенсус в стране во многом основывался на том, что центр соблюдает кровные интересы местных элит, имеющих "ренту" со всех бизнесов. В этой связи некоторые западные эксперты высказывают сомнения относительно того, что Пекин сможет на практике обеспечить соответствие внутренних реалий страны нормам и правилам ВТО.
   Внимательно отслеживаться будет и экспортное поведение Китая. Подписав накануне конференции в Дохе распоряжение о вступлении в силу двустороннего торгового соглашения с КНР (подписанного два года назад при Клинтоне) , президент США Джордж Буш выразил надежду, что китайцы "обеспечат такое положение дел, при котором все государственные и созданные с участием государственного капитала предприятия будут осуществлять закупки и продажи, основываясь исключительно на коммерческих соображениях". Иными словами, не должно быть демпинга, попыток скрытого квотирования или монополизма.
   Кстати, сопоставляя в этом отношении Россию и Китай, ряд американских специалистов считают, что российские условия объективно более благоприятны для соблюдения правил ВТО.
   Вслед за Китаем добро на вступление в ВТО вчера получила и его островная часть - Тайвань. Но, естественно, не как отдельное государство, а как отдельная таможенная территория и реальный субъект международной торговли.
   Как ожидается, китайский парламент ратифицирует договор о вступлении КНР в ВТО уже в ближайшие недели. После чего месяц уйдет на завершение формальностей. Таким образом, есть все основания полагать, что в 2002 г. мировой рынок интегрируется со всем "Большим Китаем" (КНР, Гонконг, Тайвань).
   О значении этого события можно судить по следующим цифрам. В 2000 г. суммарный товарооборот "Большого Китая" составил $982 млрд. (соответственно $474 млрд., $220 млрд. и $288 млрд.) , а суммарный ВВП - $1530 млрд. ($1000 млрд., $160 млрд. и $370 млрд.). К середине текущего года суммарные золотовалютные запасы "китайского экономического сообщества" превысили $381 млрд. (соответственно $160 млрд., $107,5 млрд. и $114 млрд.).
   Эти цифры, считают экономисты, можно смело удвоить, если учесть бизнес и личные состояния 60-миллионной мировой китайской диаспоры.

ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ

   МВФ может изменить формулу расчета квот в пользу развивающихся стран
   
("AK&M", 08.11.01)
   Международный валютный фонд (МВФ) рассматривает возможность изменения формулы расчета квот стран-участниц фонда. Как сообщает пресс-служба МВФ, 15 октября состоялось заседание Совета управляющих фонда, на котором обсуждался этот вопрос.
   По словам члена Совета управляющих МВФ Шигемицу Сугисаки (Shigemitsu Sugisaki), "большинство участников заседания отметили, что ситуация, когда фактическая квота страны значительно выше формальной, неприемлема". Кроме того, "многие члены Совета выразили недовольство продолжающимся снижением размера квот развивающихся и беднейших стран", в связи с чем было высказано мнение, что "эффективность работы фонда в таких странах могла бы быть повышена путем увеличения квот".
   Ш. Сугисаки также сообщил, что в ходе заседания была подчеркнута необходимость сделать механизм определения квот более гибким - в частности, включить в формулу расчета рассчитанный в единой валюте показатель ВВП страны за последние несколько (3 или более) лет. Некоторые члены Совета управляющих высказались за разработку и внедрение "показателя открытости экономики", ее "интеграции в мировую экономическую систему".
   Одним из наиболее острых вопросов на заседании стал вопрос об использовании при расчете квоты критерия объема международных золотовалютных резервов страны. Как сообщил Ш. Сугисаки, голоса сторонников и противников сохранения этого критерия в формуле расчета разделились приблизительно поровну, в связи с чем было принято решение продолжить теоретическую разработку данного вопроса.
   Как отмечено в сообщении, документ, посвященный возможным изменениям формулы расчета квот, будет подготовлен и обсужден после декабрьского семинара МВФ.

   Индия: индустрия высоких технологий
   
("Известия", 03.11.01, автор – Алексей Андреев)
   Успехи индийских фирм в создании современных компьютерных программ сегодня многие приводят как очередной пример экономического чуда. Еще бы! В стране, которая на протяжении многих лет находилась в стороне от ИТ-революции, сегодня работают сотни компьютерных фирм с суммарным оборотом в десяток миллиардов долларов. Такой взгляд на проблему индийской ИТ-индустрии хоть и эффектен, но весьма поверхностен. За успехами Индии в создании программных продуктов лежит лет тридцать кропотливого труда по подготовке современных специалистов, десять лет специальных государственных программ по поддержке отрасли и, конечно, элемент везения.
   В 1998 году премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи заявил, что развитие индустрии информационных технологий является одной из пяти приоритетных задач индийского государства, и провозгласил курс на мировое лидерство в области информационных технологий. В последующие три года успехи Индии превзошли все ожидания. Сегодня выручка от продаж программного обеспечения превышает 7 миллиардов долларов (это 12% всего экспорта страны и на миллиард больше, чем доход от экспорта ограненных алмазов). По оценке консалтинговой компании McKinsey & Со, к 2008 году выручка должна составить 50 миллиардов долларов.
   На сегодняшний день в стране работает ряд компаний с оборотом свыше 100 миллионов долларов. Крупнейшие из них — Tata Consultancy Service (годовой доход в прошлом году составил около полумиллиарда долларов), Wipro Technologies, Infosys Technologies. В настоящее время почти все крупнейшие мировые ИТ-компаний имеют в Индии свои филиалы или намерены их открыть. Например, филиал Motorola инвестировал 40 миллионов долларов в создание крупнейшего центра в окрестностях Бангалора. IBM открывает в Индии исследовательскую лабораторию с численностью персонала 500 человек. Nortel Networks уже имеет в Индии центр на 1300 человек и заявила о своих планах инвестировать в его развитие дополнительно 350 миллионов долларов. Cisco Systems собирается потратить на развитие центра в Индии 200 миллионов долларов.
   Всего в ИТ-индустрии Индии работает около 340 тысяч человек, и, как нам сообщили в Департаменте высшего и среднего образования Индии, каждый год вузы выпускают около 70 тысяч профильных специалистов. Чем же занимается вся эта армия профессионалов? Основной источник дохода — так называемое оффшорное программирование. Идея этого бизнеса заключается в том, что программы разрабатываются за пределами страны заказчика.
   — В начале 90-х неизбежные ошибки программистов находили сами пользователи и сообщали об этом разработчикам, — рассказывает Рей Гокхал, руководитель исследовательского центра в Мумбаи. — К концу 90-х ситуация изменилась. Пользователь больше не хотел мучиться с недоделанными программами, и так возникла профессия тестера — специалиста, испытывающего программы. Причем сегодня на одного программиста должно приходиться четыре тестера. Такого количества специалистов в западных странах не было.
   Немало помогла становлению индийской индустрии программного обеспечения и надуманная Проблема-2000. Ажиотаж вокруг "года с тремя нулями" обеспечил работой десятки тысяч индийских программистов. Но не стоит думать, что все индийские технопарки (их сейчас около 20) заняты исключительно "подсобными" работами. Каждый второй голливудский динозавр и другие чудовища компьютерной анимации сделаны в индийских лабораториях. Пилоты во всем мире учатся управлять лайнером Airbus на индийских компьютерных тренажерах. Сотни программ электронной коммерции для крупнейших мировых корпораций созданы индийскими специалистами.

   Турция ввела в обращение самую крупную в мире банкноту
   
(ПРАЙМ-ТАСС, 05.11.01)
   Турция ввела в обращение самую крупную в мире банкноту достоинством в 20 млн. лир. Несмотря на ее астрономическое достоинство, банкнота соответствует лишь 12,5 долларов США.
   В Турции, переживающей последствия тяжелейшего в ее истории экономического кризиса, только 2 года назад стали печатать десятимиллионную купюру. Тогда власти обещали, что она станет последней столь крупной банкнотой, но слова не сдержали.
   В турецком Центробанке открыто не увязывают решение о введении в обращение новой банкноты со сложным экономическим положением страны. В то же время замечают, что необходимость печатания новых денег возникает в случае, если объем самых крупных банкнот, находящихся в обороте, превышает 75% от общего финансового потока.
   Первые турецкие деньги достоинством в тысячу лир появились в 1927 г, эта сумма была эквивалентна 1,1 доллару. В 1995 г в Турции была введена в обращение банкнота в 1 млн. лир, что составляло 25 долларов, а спустя два года появилась пятимиллионная купюра.

   Пора банкротить страны
   
("Ведомости", 12.11.01, автор - Дэвид Уэссел)
   Наблюдать за тем, как Аргентина движется навстречу дефолту, - все равно что смотреть в замедленном кино, как две машины несутся навстречу друг другу. В том, что катастрофа неизбежна, нет никаких сомнений, однако пока никто не знает, сколько будет пострадавших и насколько трагичным окажется финал. Рынки и правительства развитых стран относятся к дефолту одного из крупнейших заемщиков среди развивающихся стран как к автокатастрофе: жаль, конечно, что так получилось, но ни о каком "кризисе" речи нет.
   Действительно, интересно. Мировая экономика движется к рецессии. Развивающиеся страны практически отрезаны от международных кредитов. США ведут войну. Дефолт России в 1998 г. ударил по заемщикам во всем мире, досталось даже американскому рынку облигаций. А сейчас даже МВФ, подбросивший Аргентине в августе несколько миллиардов долларов, сказал: "Баста! ". А совет директоров мирового капитализма - министры финансов стран "большой семерки" - похвалил Аргентину за инициативу "кинуть" иностранных и национальных инвесторов, ссудивших ей десятки миллиардов долларов.
   Аргентина может оказаться определенной вехой на пути развития мировой экономики. К концу 1990-х гг. стали очевидны несколько вещей. Во-первых, быть примерным учеником МВФ, Всемирного банка & Co. - это еще не гарантия успеха в экономике и высокого кредитного рейтинга. Яркий пример тому - Индонезия.
   Во-вторых, слишком многие инвесторы недооценили риск кредитования развивающихся стран, потому что полагали, что в случае необходимости богатые страны придут к ним на помощь, как это было в случае с Мексикой в 1995 г. В-третьих, даже если бы МВФ и страны "большой семерки" и хотели "страховать" капитал, который инвесторы из богатых стран направляют в развивающиеся, у них не хватит на это денег, и кризис со средствами в МВФ в конце 1990-х гг. - очевидное тому доказательство.
   Найти комплексное решение проблемы неплатежеспособности суверенных должников пока не удалось. Что нужно сделать, чтобы даже в случае возникновения у развивающихся стран долговых проблем не отрезать их от иностранного капитала, необходимого для улучшения жизни людей? Кредиты МВФ не помогли спасти ситуацию ни в России, ни в Аргентине. Международного соглашения о реструктуризации суверенных долгов не существует, и МВФ продолжает кредитовать переживающие кризис страны до последнего, потому что решение о приостановке кредитования фактически толкает страну в пропасть под названием "дефолт".
   Пакет кредитов МВФ для Аргентины превышает $20 млрд. В августе правительство договорилось с фондом о предоставлении $8 млрд., из которых $3 млрд. были предназначены для проведения "добровольного" рефинансирования госдолга. Однако этот последний кредит, по мнению профессора Лондонской школы бизнеса Ричарда Портса, уже не мог спасти ситуацию. "МВФ как бы предложил Аргентине постараться достичь договоренности с кредиторами, однако для этого нет ни системы, ни механизма, ни законов", - говорит он.
   В частности, не существует процедуры, которая позволяла бы стране приостановить обслуживание долгов на время проведения переговоров с кредиторами. "Если бы в международной системе были какие-то механизмы для введения такого рода моратория, проблему было бы легче решить", - полагает Стэнли Фишер, занимавший до августа должность заместителя директора-распорядителя МВФ. Разговоры о разработке процедуры банкротства для правительств, не способных обслуживать свои долги, не дали почти никакого результата. Эту идею недавно поддержал министр финансов США Пол О'Нил; впрочем, неясно, будет ли такая поддержка иметь какие-либо конкретные последствия. Уже достаточно давно появившееся предложение дать МВФ юридическое право приостанавливать судебные процессы против страны-должника в период моратория на обслуживание госдолга не получило поддержки стран - членов МВФ. Против него резко выступают и многие инвесторы - владельцы гособлигаций, опасающиеся, что в результате вмешательства официальных структур они будут принуждены к списанию долга.
   Рецессия в Аргентине длится уже более трех лет, и у страны больше нет денег на обслуживание $132-миллиардного долга. Федеральное правительство не может договориться с губернаторами о разделе налоговых доходов и о мерах по восстановлению экономики. Некоторые экономисты критикуют фиксированный курс песо, не позволяющий стране стимулировать экономический рост путем девальвации и снижения процентных ставок. Цены аргентинских облигаций указывают, что рынок ждет дефолта. Ожидание длилось так долго, что никто из владельцев облигаций уже не выказывает удивления по поводу решения правительства провести "добровольный" обмен долгов, который фактически можно приравнять к дефолту. Чем больше эта проблема воспринимается как чисто аргентинская, тем меньше риск, что дефолт перекроет приток капитала в соседнюю Бразилию и другие развивающиеся страны. Чем меньше этот риск, тем выше вероятность, что США и другие развитые страны позволят Аргентине сдаться. В конце концов, говорят официальные лица и аналитики, несмотря на ухудшение ситуации в Аргентине, курс бразильского реала в последнее время рос. Это обнадеживающий признак, указывающий, что инвесторы стали лучше, чем во время дефолта России три года назад, различать, кто есть кто на развивающихся рынках.
   Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, признаков социальной напряженности в стране почти не заметно. Возможно, аргентинцы считают, что хуже быть уже не может. "Безработица у нас составляет 21% , - говорит аргентинский экономист Герардо делла Паолера. - Нам уже не доверяют". Большая опасность сегодня заключается в том, что аргентинцы, опасаясь девальвации, начнут забирать деньги из банков, усугубив кризис в банковской системе.
   Конечно, счастливым финалом был бы тот, в котором Аргентина осталась бы единственным пострадавшим. Но это не единственный возможный финал.

   Дефолт Аргентины может вызвать обвал доллара
   
(Financial Times, 02.11.01)
   Несмотря на события 11 сентября, в последнее время курс американского доллара оставался достаточно стабильным. Однако, по мнению некоторых аналитиков, устойчивость доллара может быть поколеблена в случае дефолта Аргентины.
   В прошлый четверг президент Аргентины Фернандо де ла Руа обнародовал первые детали программы реструктуризации 132-миллиардного внешнего долга его страны. Выступление президента вызвало озабоченность некоторых инвесторов, посчитавших, что предлагаемая программа может привести к дефолту Аргентины. Де ла Руа сообщил, что существующие аргентинские облигации будут заменены новыми ценными бумагами с доходностью в 7%, причем в качестве обеспечения этих бумаг выступят налоговые поступления Аргентины.
   В наибольшей степени судьба латиноамериканских фондовых рынков затрагивает интересы инвесторов из США. Возможный дефолт Аргентины и последующий отток средств из ее экономики может первоначально вызвать рост курса доллара, однако в долгосрочной перспективе такой вариант развития ситуации не сулит американской валюте ничего хорошего. "Тяга к снижению рискованности операций, которую многие инвесторы демонстрируют после событий 11 сентября, не обязательно сыграет на пользу доллару. В последнее время многие инвесторы тяготеют к странам с положительным сальдо текущего платежного баланса, таким как Швейцария и Япония. Сегодня доллар утратил часть своего имиджа самой безопасной валюты", – заявил Митул Котеча, глава стратегического отдела Credit Agricole Indosuez.
   В текущих условиях многие аналитики советуют США воздерживаться от прямой поддержки аргентинской экономики, считая, что это может негативно сказаться на положении доллара. "Если инвесторы почувствуют, что кредитно-денежная политика США отягощена дополнительной задачей по поддержке экономики Аргентины, это может нанести ущерб американской валюте", – считает Авинаш Персод, глава исследовательского отдела State Street Bank. Персод ссылается на "Текиловый кризис" 1994 года, когда правительство Мексики было вынуждено провести девальвацию и отпустить курс национальной валюты. "Поддержка США мексиканской экономики в тот раз привела к установлению сильной зависимости между курсами доллара и песо", – отмечает Персод.
   Кроме того, в долгосрочной перспективе дефолт Аргентины может ударить и по евро. Торговые связи с еврозоной для Аргентины сравнимы с теми, которые она поддерживает с США, а некоторые европейские страны, в частности Испания, серьезно зависят от положения аргентинской экономики. "О наличии тесных связей между Европой и Аргентиной свидетельствуют разговоры о возможности привязки курса песо к корзине валют, включающей евро наряду с долларом", – отмечает Котеча.
   Тем не менее, несмотря на общую озабоченность ситуацией в Аргентине, некоторые аналитики считают, что последствия дефолта могут быть не такими разрушительными, как об этом говорят сегодня. "Дефолты не случаются внезапно. Те инвесторы, которые стремились уйти с аргентинского рынка, уже успели это сделать", – считает Персод.

   Аргентина заставляет МВФ пересмотреть свою политику кредитования
   
(Financial Times, 11.11.01)
   Предстоящая реструктуризация долга Аргентины, приравниваемая многими аналитиками к дефолту, нанесет удар не только по инвесторам, вложившим свои деньги в аргентинские облигации. Среди пострадавших окажется и Международный валютный фонд, не сумевший предотвратить аргентинский кризис. Разговоры о необходимости пересмотра политики МВФ по отношению к кредитуемым странам начались уже давно. Однако даже после российского и азиатского финансовых кризисов 1998 года Фонд так и не смог преуспеть в этом.
   МВФ почти сразу поддержал режим жесткой привязки курса национальной валюты Аргентины к курсу доллара, принятого в 1991 году. Тем не менее, заимствования Аргентины вскоре вышли из-под контроля. По мере приближения долгового кризиса объемы кредитов МВФ росли: с помощью новых долгов Фонд пытался укрепить долларовые резервы Аргентины и тем самым сохранить уверенность инвесторов в перспективах ее экономики. К настоящему моменту совокупный объем поддержки, оказанной МВФ Аргентине, превысил $20 млрд. Это одна из крупнейших программ, когда-либо предпринимавшихся Фондом. Несмотря на то, что Фонд прекрасно осознавал те опасности, которые кроет в себе разрастание государственного долга, он так и не смог ни остановить этот процесс, ни помешать частным инвесторам одалживать свои деньги правительству.
   "Мы не скрывали своей позиции перед аргентинскими властями. Просто оказалось, что достаточно сложно критиковать страну, пытающуюся реализовать предложенную тобой программу. Может быть, нам следовало быть более открытыми перед широкой общественностью, но я все равно не уверен в том, что это помогло бы нам убедить рынки", – заявляет Стэнли Фишер, до августа этого года занимавший второй по значимости пост в МВФ и лично руководивший большинством переговоров, которые его организация за последние годы провела с аргентинскими властями. Таким образом, МВФ продолжал перечислять деньги Аргентине до тех пор, пока ситуация с ее долгом не стала совершенно безнадежной. "Последний 8-миллиардный транш, переданный Аргентине в августе, уже не имел никаких шансов на успех", – считает профессор лондонской школы бизнеса Ричард Портес.
   Можно ли было избежать возникновения подобной ситуации? Одна из сложностей заключается в отсутствии международного соглашения о списании государственного долга. В частности, отсутствует механизм, позволяющий стране заявить об отсрочке платежей по обслуживанию долга на время переговоров с кредиторами. "Если бы такой механизм существовал, разрешить эту проблему было бы гораздо проще", – считает г-н Фишер.
   $3 млрд. из тех $8 млрд., которые были перечислены Аргентине в августе, должны были помочь стране провести "добровольную" реструктуризацию своего долга. "МВФ просто предложил Аргентине заключить соглашение с ее кредиторами, не предложив при этом никакого конкретного механизма проведения такой реструктуризации", – отмечает г-н Портес.
   Таким образом, решение МВФ о прекращении финансирования толкает страну навстречу объявлению дефолта. Эта проблема становится тем более серьезной, если речь идет о стране, имеющей значительный вес среди развивающихся рынков, последствия дефолта которой могут распространиться далеко за ее пределы подобно тому, как это произошло после дефолта России в 1998 году. Хотя в настоящее время вероятность подобного распространения кризиса заметно снизилась, развивающиеся страны, по словам представителей МВФ, по-прежнему используют эту угрозу в качестве средства давления при проведении переговоров с кредиторами.
   Сегодня ряд официальных лиц говорит о необходимости введения жестких ограничений на размеры финансовой помощи, оказываемой МВФ, что позволило бы избежать разрастания государственного долга и заставить и правительства стран-должников, и их инвесторов задуматься о возможности долгового кризиса. Среди сторонников этой позиции заместитель управляющего Bank of England Мервин Кинг, в свое время возглавлявший международный комитет по ликвидации последствий азиатского кризиса. "Частные инвесторы строили свою стратегию считая, что финансирование МВФ будет продолжаться бесконечно, и были крайне удивлены, когда это финансирование прекратилось", – заявил г-н Кинг в своей недавней речи, оценивая значение российского дефолта 1998 года.
   Тем не менее, предложения по изменению политики МВФ пока так и не дошли до реализации. Совместный проект Bank of England и Bank of Canada по установлению ограничений на размеры кредитования был жестко встречен руководством МВФ и отправлен на доработку.
   Однако прогресс в изменении конституции МВФ может ускориться из-за текущих проблем Аргентины. Этому также может способствовать смена администрации США. Прежде одними из самых серьезных противников введения механизмов, ограничивающих размеры кредитования развивающихся стран, были Роберт Рубин и Ларри Саммерс, поочередно занимавшие пост секретаря казначейства США при президенте Билле Клинтоне. В то же время, представители администрации Джорджа Буша уже проявили готовность работать над этой проблемой. Так, нынешний секретарь казначейства Пол О’Нил удивил даже своих собственных подчиненных рассуждениями о необходимости создания международного суда по государственным банкротствам. "Рубин был выходцем с Уолл-Стрит и, прежде всего, беспокоился об интересах инвесторов. О’Нил – представитель промышленности, и он знает о банкротствах все", – заявил представитель МВФ. По мнению некоторых аналитиков, первые реальные шаги по пересмотру политики МВФ могут быть сделаны уже в этом месяце в ходе заседания межправительственного комитета, контролирующего работу Фонда, которое должно состояться в Оттаве.

***

На сайте "Инвестиционные возможности России" (
http://www.ivr.ru) ежедневно публикуется лента новостей по инвестициям, которая является уникальным источником информации, в ней приводятся статистические показатели в области инвестиций, освещаются тенденции экономического развития; публикуются изменения, происходящие в инвестиционном законодательстве, программы поддержки промышленности и привлечения инвестиций; условия финансирования инвестиционных проектов предприятий и опыт их реализации. На сайте создана база данных инвестиционных проектов открытая для инвесторов. Предприятие, желающее привлечь инвестиции, может бесплатно разместить свой инвестиционный проект в базе данных. На новости инвестиций можно подписаться на сайте (http://www.ivr.ru).

***

Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное