Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Мировая экономика: глобальные тенденции развития (3-я часть)
Новостной выпуск от 15.10.01 (3-я часть)
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
В экономике Китая
Туризм становится новым источником роста национальной экономики Китая
Состояние японской экономики продолжает ухудшаться
Рост зарубежных инвестиций в Малайзию
Попытки правительства Таиланда стимулировать рост экономики
Реформирование банковской системы во Вьетнаме
Сингапур: продолжительный минусовый рост экономики
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
Сокращение внешней задолженности Латинской Америки
Проблемы экономического роста Украины
Саудовская Аравия: Америка мне друг, но Коран дороже
Убытки арабских авиакомпаний могут составить 10 миллиардов долларов
Рейтер об экономике Узбекистана
Экономика по-афгански
Экспорт беднейших государств Африки в США
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
В экономике Китая
(БИКИ, 03.10.01)
Несмотря на спад мировой общехозяйственной конъюнктуры, экономика Китая продолжает развиваться высокими темпами. По оценке экспертов "Dresdner Bank", в 2001г. прирост китайского ВВП составит 7,3% против 8% в прошлом году, вследствие чего Китай по темпам экономического роста останется в лидирующей группе стран мира. Примерно 2% этого прироста приходится на долю внешних экономических факторов, тогда как большая его часть достигнута за счет притока рабочей силы из сельских провинций в промышленные регионы страны. Поскольку еще около 70% населения живут преимущественно в аграрных районах, этот потенциал роста далеко не исчерпан. Важными источниками экономического роста Китая в последние годы, отмечают германские эксперты, были быстрое расширение экспорта, а также программы государственного финансирования, направленные на оживление внутреннего спроса и улучшение инфраструктуры.
Замедление темпов роста мировой торговли привело к ухудшению положения во внешней торговле Китая. По мнению германских экспертов, резкий спад деловой активности в США и Японии уже во II полугодии текущего года отрицательно скажется на развитии китайской экономики с ее преимущественно экспортоориентированной промышленностью. В результате замедления темпов роста экспорта в условиях сохранения оживленного внутреннего спроса положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям, которое в прошлом году достигло 20 млрд. долл., в текущем году, как ожидают, уменьшится в два раза.
В 2002г., полагают аналитики "Dresdner Bank", платежный баланс по текущим операциям, возможно, будет сведен с дефицитом. Вследствие того, что китайский экспорт включает в себя значительную долю изготовленных за границей полуфабрикатов, спад экспорта влечет за собой и уменьшение импорта, что смягчает негативные последствия для баланса внешней торговли.
Возросшие бюджетные расходы в 2000г. и 2001г. привели к увеличению дефицита государственного бюджета примерно в два раза по сравнению с пре-дыдущими годами. Финансирование осуществлялось в основном с помощью среднесрочных государственных займов на внутреннем рынке капитала, что способствовало развитию рынка ссудных капиталов в Китае.
В последние годы в Китае проводилась политика, направленная на увеличение денежной массы. В течение прошедших пяти лет она росла ежегодно в среднем на 17%. В условиях медленных темпов инфляции (иногда даже при снижении цен) рост денежной массы сопровождался значительным увеличением банковских вкладов, главным образом в форме сберегательных вкладов, а также снижением скорости обращения денег. Уровень потребительских цен в 1999 г. несколько снизился (на 1,4%), а в 2001г. и 2002г. рост цен, как ожидают, составит 1,5 и 2,5% соответственно.
Несмотря на уменьшающееся поступление капитала на развивающиеся рынки, приток инвестиционного капитала в Китай в текущем и следующем годах будет продолжать увеличиваться, причем главную роль в этом будут играть инвесторы из Гонконга и Тайваня. Чистые иност-ранные прямые и портфельные инвестиции в китайскую экономику в 2001г., согласно оценкам, возрастут до 46 млрд. долл. Валютные резервы Китая по состоянию на июнь 2001г. достигли 184 млрд. долл., что соответствует покрытию импорта за более чем 7 месяцев. Состояние национальной валюты и государственной задолженности Китая в целом, по мнению германских экспертов, является удовлетворительным.
Недавнее открытие рынка акций для китайских граждан способствовало его развитию и позволило вовлечь в оборот значительные личные финансовые средства. Стимулом к расширению этого рынка явился и тот факт, что в стране существуют ограниченные возможности для иных способов вложения капитала. В этих условиях, отмечают эксперты "Dresdner Bank", неудивительно, что фондовый рынок в Китае по уровню капитализации занимает 2-е место в мире (после Японии) и рентабельность акций довольно высока. Еще одной особенностью китайского фондового рынка является широкая диверсификация портфеля акций. Значительная часть городского населения участвует в спекулятивных операциях с акциями. Однако прозрачность фондового рынка в целом низка, и китайское правительство признает необходимость усиления контроля за этим рынком и установления четких правил его функционирования.
В июне текущего года объем китайского экспорта впервые за последние два года уменьшился по сравнению с тем же месяцем прошлого года, что снова вызвало дискуссию относительно обменного курса китайской валюты, которая довольно жестко привязана к американскому доллару (1 долл. равен примерно 8,3 юаня). Аналитики "Dresdner Bank" полагают, что в среднесрочной перспективе китайскому правительству придется пересмотреть эту установку. Дело в том, что в связи с предстоящим вступлением в ВТО Китай должен будет проводить дальнейшую либерализацию своей валютной политики. Расширение участия страны в мировой торговле и международном движении капитала потребует проведения более гибкой политики в области обменных курсов.
Ближайшие перспективы развития китайской экономики, по мнению аналитиков "Dresdner Bank", благоприятны: в 2002г. ожидается устойчивый рост на уровне 7-8%. Курс на увеличение государственных расходов и денежной массы, а также ряд крупных инфраструктурных проектов, считают германские эксперты, компенсируют снижение темпов расширения экспорта. Хотя цены несколько повысятся, их рост останется на довольно низком уровне, так что при учете сдерживающего повышения импортных цен усиления инфляции не ожидается. Существенного ухудшения платежного баланса по текущим операциям также не прогнозируется. По мнению экспертов "Dresdner Bank", китайское правительство должно использовать стабильную общехозяйственную ситуацию в стране для продвижения структурных реформ, прежде всего в сфере услуг.
Туризм становится новым источником роста национальной экономики Китая
(Время азиатских новостей, 08.10.01)
Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации 2003 года состоится в Пекине. Решение о проведении в Китае ГА Всемирной туристской организации имеет важное значение для повышения репутации китайского туризма. Это свидетельствует о том, что бурно развивающийся в Китае туризм привлекает все большее внимание туристских агентств других стран и районов мира.
В последние годы в Китае сохраняется тенденция благоприятного развития туризма. Согласно данным Государственного управления по делам туризма КНР, в 2000 году доходы Китая от туристического бизнеса составили 451,9 млрд юаней (1 долл США = 8,2769 юаня), т.е. 5 процентов ВВП страны.
В 2000 году число посетивших Китай туристов из-за границы впервые превысило 10 млн человек. Валютная выручка от международного туризма достигла 16,2 млрд долл США, составив 6,5 процента от общего объема экспорта страны. По этим двумя показателям Китая занял 5-е и 7-е места в мире.
В стране наблюдается бум внутреннего туризма. В связи с увеличением числа официальных выходных дней, связанных с праздником Весны, праздником Первого мая и Национальным праздником Китая, в стране неуклонно растет число китайцев, воспользовавшимися этими днями для экскурсий. Турпоездки китайцев в эти дни играют заметную роль в стимулировании роста внутреннего спроса, содействии росту потребления, развитию смежных отраслей и повышении качества уровня жизни населения. В настоящее время в Китае число звездных гостиниц достигает 10481, что на 49 процентов выше показателя, зарегистрированного в прошлом году. Наряду с ростом числа гостиниц такого рода в этом году к настоящему времени коэффициент их заполняемости вырос на 2,4 процентного пункта по сравнению с прошлым годом и достиг 55,9 процента. На конец 2000 года основные фонды китайского туристического бизнеса составили 647,362 млрд юаней.
По прогнозу соответствующих ведомств, перспективы развития китайского рынка туризма огромны и внушают большой оптимизм. Согласно данным Всемирной туристской организации, в 2020 году Китай займет 1-е и 4-е места в мире соответственно по числу принятых туристов из-за границы и числу отечественных туристов, совершивших заграничные турпоездки. По мнению сотрудников Государственного управления по делам туризма КНР, проведение Олимпийских игр 2008 года в Пекине создаст новые возможности для развития туризма в Китае.
Согласно плану развития туризма, разработанному Государственным управлением КНР по делам туризма, в течение будущих 20 лет валовые доходы от туризма составит 8 процентов ВВП страны.
Состояние японской экономики продолжает ухудшаться
(Интерфакс, 10.10.01)
Состояние японской экономики в сентябре ухудшилось, значительно снизился уровень доверия к экономике со стороны деловых кругов, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на ежемесячный отчет о состоянии экономики, подготовленный правительством Японии. Кроме того, правительство отметило, что экспортный рынок Японии, вероятно, уже находится в состоянии рецессии. При этом уровень безработицы находится на рекордно высокой отметке, промышленное производство сокращается, снижаются потребительские расходы. Правительство особенно подчеркнуло в отчете свою озабоченность снижением продаж автомобилей, поскольку эта тенденция затрагивает такие сферы, как производство стали, стекла, химической продукции и автомобильных запчастей.
"Сначала террористические акты привели к снижению потребительского доверия в США, потом к уменьшению потребительских расходов, теперь они оказывают негативное влияние на японский экспорт", - отмечает главный аналитик фирмы BNP Parisbas Securities Japan Ltd. Кодзи Шимамото. По его словам, этот негативный эффект в японской экономике будет ощущаться и в следующем году.
В течение последних двух недель появились данные о том, что японские компании сокращают производство на фоне снижения спроса в США, уровень безработицы достиг в августе 5%, а индекс делового доверия опустился до минимального уровня за последние 3,5 года.
Объем японского экспорта снизился во втором квартале на 6,2% по отношению к тому же периоду 2000 года. Согласно прогнозу исследовательского института Sumitomo Life Research Institute, снижение экспорта приведет к сокращению ВВП Японии в этом финансовом году на 0,2%.
ВВП Японии сократился во втором квартале на 0,8%. Эксперты считают, что снижение ВВП продолжилось и в третьем квартале. Таким образом, состояние экономики Японии подпадает под определение рецессии.
Рост зарубежных инвестиций в Малайзию
(Синьхуа, 10.10.01)
Заместитель министра международной торговли и промышленности Малайзии Керк Чо Тинг заявил 10 октября, что за 8 месяцев текущего года в экономику страны вложены 13,8 млрд ринггитов (1 доллар США равен примерно 3,8 ринггита), что на 4 процента больше соответствующего периода прошлого года. Это свидетельство уверенности зарубежных инвесторов в экономических перспективах Малайзии, считает он.
В минувшие три года Малайзия привлекла зарубежные инвестиции соответственно в 13,1, 12,3 и 19,8 млрд ринггитов. США -- крупнейший инвестор Малайзии, их инвестиции составили 14,8 млрд ринггитов. Следом идет Япония -- 6,5 млрд ринггитов.
Попытки правительства Таиланда стимулировать рост экономики
(БИКИ, 03.10.01)
В обстановке резкого снижения темпов экономического развития центральные власти Королевства Таиланд во главе с премьер-министром Таксином Синаватрой всеми силами пытаются добиться решительного перелома неблагоприятной ситуации. Газета "International Herald Tribune" обращает внимание на такой нетрадиционный шаг таиландского правительства, как перемещение стрелки часов по всей стране на один час вперед, т.е. включение королевства в часовой пояс, в котором находятся Сингапур и Малайзия. Такой переход должен содействовать более тесному взаимодействию местного финансового рынка с таковыми в соседних НИС. Сингапурская, Гонконгская, Куала-Лумпурская биржи традиционно привлекают иностранных инвесторов в большей степени, чем Бангкокская.
Премьер-министр заявил, что рассчитывает на смену настроений инвесторов, которые, по его утверждению, воспринимают Таиланд как "отстающее государство", больше напоминающее соседнюю Бирму с ее застойной экономикой, чем азиатские НИС.
Эксперты фирмы "Merrill Lynch" видят приоритетные направления оздоровления экономической жизни Таиланда совершенно в другом ракурсе. Они считают, что таиландское правительство должно в первую очередь провести реструктуризацию задолженности по проблемным займам. На этой основе возможно провести последующую санацию банковского сектора. Последний активизирует выдачу экспортных кредитов, что позитивно скажется на масштабах поставок за рубеж. Доходы от экспорта будут способствовать укреплению финансового положения местных товаропроизводителей.
В результате может произойти подъем на фондовом рынке, ситуация на котором пока далека от желаемой. В текущем году иностранные инвесторы в основном продавали ценные бумаги местных компаний, что привело к снижению котировок в среднем на 13%. Экспорт в июне сократился относительно того же месяца 2000г. на 0,75%. При такой неблагоприятной конъюнктуре ЦБ пришлось снизить прогноз прироста ВВП на 2001г. с 2,5-4,0% до 2,0-2,5%.
Вышеупомянутая новая инициатива премьер-министра - миллиардера не стала первой, вызвавшей удивление сторонних наблюдателей. В мае он настоял на увольнении главы ЦБ за его отказ повысить учетную ставку и способствовать таким образом укреплению национальной валюты. Премьер заявил о том, что при высокой стоимости бата депозиторы смогут рассчитывать на дополнительные дивиденды. Кроме того, в таких условиях ожидался рост потребительских расходов. Однако, по мнению большинства экономистов, такая тактика привела бы к дальнейшему снижению темпов прироста ВВП.
Некоторые наблюдатели сомневаются в обоснованности другой инициативы Таксина Синаватры - реализации плана передачи 1,5 млрд. долл. сельским жителям, что позволило бы им ослабить бремя процентных платежей (всего на 1,6 млрд. долл.).
Фиаско потерпела другая идея премьер-министра - погасить растущую внешнюю задолженность за счет спрятанных ценностей, оставленных японскими оккупантами в таиландских лесах. Найти эти сокровища поисковой экспедиции не удалось.
"International Herald Tribune" называет "часовой план" (план смены часового пояса) таиландского правительства достаточно оправданным. Если по широте Сингапур и Куала-Лумпур действительно сильно удалены от Бангкока, то по долготе - незначительно, примерно на 5 градусов. В то же время смена часового пояса еще более "отдалит" Таиланд от своих соседей на востоке - Лаоса, Камбоджи и Вьетнама. Кроме того, перемещение стрелки часов нарушит сложившийся на протяжении многих лет ритм жизни.
Реформирование банковской системы во Вьетнаме
(БИКИ, 03.10.01)
В обмен на получение кредитов от МВФ (всего на 368 млн. долл.) правительство Вьетнама обязалось провести реорганизацию банковской сферы, в результате чего к концу следующего года число коммерческих банков в СРВ сократится почти наполовину. (В настоящее время их насчитывается 48.) Три года назад Государственный банк СРВ приступил к структурным преобразованиям указанной сферы: были закрыты финансовые учреждения, обремененные значительными проблемными долгами, или проведено их объединение с относительно благополучными банками. По оценкам ведущих вьетнамских финансистов, реформы осуществляются достаточно успешно, несмотря на некоторое отставание по срокам.
Реорганизация коммерческих банков стала проводиться особенно активно с весны текущего года. С этого времени были закрыты или слиты с другими четыре таких учреждения, включая "Asia Pacific Bank" и "Viet Hoa Joint Stock Commercial Bank". В скором времени планируется ликвидация еще двух компаний. Кроме того, ЦБ ввел специальный контроль за деятельностью шести проблемных банков. Планируется, что к концу 2001г. число коммерческих банков сократится до 36.
В текущем месяце намечается ввести новые требования о минимальных размерах собственных средств, в соответствии с которыми акционерные банки, работающие в развитых районах страны, должны будут располагать капиталом по крайней мере в 50 млрд. донгов (3 млн. долл.), а действующие в относительно менее развитых - 5 млрд. донгов. По-видимому, эти нормативы не будут выполнены 10 банками.
Весной 1998г., т.е. во время рецессии, последовавшей после валютно-финансового кризиса в Восточной и Юго-Восточной Азии, Государственный банк СРВ создал комитет по реорганизации банковской системы. За три прошедшие года этот орган ликвидировал только четыре небольших банка.
Большое число коммерческих банков во Вьетнаме возникло в 90-е годы в связи с частичным дерегулированием финансовой сферы этой страны. Ряд учреждений данного типа столкнулся с острыми проблемами, возникшими из-за предоставления кредитных ресурсов сомнительным заемщикам и недостаточности собственной финансовой базы. В конце 1998 г. доля безнадежных долгов по предоставленным кредитам в кредитном портфеле коммерческих банков составляла примерно 30%, а у некоторых из них превышала 90%.
Ряд ведущих банков страны, включая "Asia Commercial Bank", сводят годовой баланс с положительным сальдо и стремятся наращивать собственный капитал, расширять сеть отделений, развивать компьютеризацию.
По мнению наблюдателей, в настоящее время на повестке дня находится реструктуризация четырех государственных банков, на долю которых приходится почти 70% всех кредитов, выдаваемых в СРВ. Хотя эта четверка не относится к числу проблемных структур, доля недействующих кредитов (т.е. таких, по которым проценты не уплачиваются относительно срока в течение более 90 дней) в их кредитных портфелях превышает 10%. МВФ не рассматривает эти банки в качестве независимых деловых учреждений.
Вьетнамское правительство заверяет МВФ в том, что реформирует государственные банки в течение трех лет. В эти же сроки планируется перейти на международные стандарты бухгалтерского учета, провести крупномасштабную санацию банков, добиться значительного расширения собственного капитала банковских компаний.
Сингапур: продолжительный минусовый рост экономики
(Синьхуа, 10.10.01)
В третьем квартале ВВП Сингапура, как предполагают, сократится на 5,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 9,9 процента против второго квартала, это уже второй квартал подряд минусового роста экономики страны, заявил в среду министр торговли и промышленности Сингапура Джордж Ео Ен-Бун.
Из-за ухудшения экономических условий в третьем квартале во всех отраслях экономики отмечено всеобщее падение, объемы обрабатывающей отрасли резко упали на 15,2 процента, в области услуг -- на 0,4 процента. Министерство торговли и промышленности уже понизило прогноз экономического роста в этом году с 0,5-1,5 процента до минус 3 процентов. По прогнозу министерства, в первом полугодии 2002 года продолжится минусовый рост экономики, а во втором полугодии тенденция падения прекратится и начнется рост.
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
Сокращение внешней задолженности Латинской Америки
(Синьхуа, 09.10.01)
Как явствует из данных, обнародованных накануне Латиноамериканской экономической системой /ЛАЭС/, в 2000 году внешние долги стран Латинской Америки сократились с 759,085 млрд долларов в 1999 году до 750,855 млрд долларов.
Бразилия является крупнейшим должником в регионе, ее внешняя задолженность достигла 235 млрд долларов, что составило 32 процента общего долга региона. Вслед за ней -- Мексика /163,2 млрд/ , Аргентина /147 млрд/ и Венесуэла /30,8 млрд/.
В минувшем году государства Латинской Америки привлекли 102 млрд долларов зарубежных инвестиций, в том числе 76 млрд долларов - - прямые. Бразилия привлекла наибольшую сумму прямых капиталовложений из-за рубежа -- 30 млрд долларов, за ней -- Мексика /16,32 млрд/, Аргентина /14,7 млрд/, Венесуэла /3,48 млрд/ и Перу /1,185 млрд/.
Проблемы экономического роста Украины
(День, 10.10.01; автор - А.Гальчинский)
Мы говорим о перспективе, как о политике устойчивого экономического роста - роста темпами, не ниже 6-7% в год. А это возможно только на основе создания государством соответствующей общеэкономической среды. Не стимулы для развития отдельных отраслей, пусть даже и самых важных, а общеэкономические стимулы для всех - таков смысл новых задач экономической политики.
Некоторые эксперты поспешили назвать текущий год в Украине - годом "экономического чуда". Я считаю, что здесь скорее всего стремление выдать желаемое за реальность. Действительно, 10,8% роста ВВП за 8 месяцев и 16,9% - промышленности - это наиболее высокие показатели среди стран европейского континента. Важным является и то, что рост экономики высокими темпами продолжается уже более двух лет и что в нынешнем году он осуществляется в условиях максимальной стабильности цен, а также существенного роста реальных доходов населения.
Но при всем этом нельзя не учитывать базу отсчета - ту глубокую яму, в которой оказалась наша экономика в результате кризиса 1990- 1999гг. Это - падение ВВП на 59,2%, промышленности - 48,9, сельского хозяйства - на 51,5%. С учетом этого указанный рост производства корректней всего рассматривать как только начало выхода экономики из кризисного состояния, а не преодоление кризиса. Нельзя порождать опасные иллюзии, якобы все проблемы, связанные с кризисом, ушли в прошлое. Существуют расчеты, согласно которым для полного преодоления кризиса в случае, если бы нам удалось обеспечить 10% роста ВВП ежегодно, потребуется 6-7 лет.
Но дело не только в этом. Нас должна постоянно беспокоить проблема накопленного потенциала экономического роста. К сожалению (по моим оценкам), он не столь уж прочный. Многие факторы, определявшие начало роста во второй половине 1999г., себя практически исчерпали. Такими факторами были: глубокая девальвация гривны, прошедшая в 1997-1998гг.; очень благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура 2000-го года (4% роста мировой экономики); свободные производственные мощности, которые простаивали в годы кризиса и были задействованы в условиях подъема и др. К этому следует приплюсовать и т.н. неформальные ресурсы роста - дешевая рабочая сила, задолженности по заработной плате, а также неплатежи в бюджет, огромнейшая кредиторская задолженность, ставшие также своеобразным кредитным ресурсом для производителей. Естественно, что с точки зрения перспектив роста, эти факторы не могут рассматриваться как базовые не только в будущем, но и сегодня.
То же самое можно сказать и по поводу дальнейшего использования инструментов экономической политики 1999-2000гг. Речь идет о политике, которая решала функцию "первотолчка" в экономической динамике. Для этого были использованы фискальные инструменты стимулирования металлургической, легкой и пищевой промышленностей, производства сельскохозяйственной техники, судо-, самолето- и танкостроения, жилищного строительства и др. Очень важно учитывать и то, что фискальное стимулирование производства сопровождалось существенным снижением (с 6,7% в 1997г. до 1,5% в 1999г.) дефицита госбюджета. Я не устаю говорить о том, что это была очень разумная, грамотная и самое главное - результативная политика. Ее инструментом были соответствующие указы Президента. Импульсы роста экономика получила благодаря этим указам. Но и эти меры себя исчерпали. Рассчитывать и дальше на фискальные стимулы роста мы не должны, да и не можем.
Мы говорим о перспективе, как о политике устойчивого экономического роста - роста темпами, не ниже 6-7% в год. А это возможно только на основе создания государством соответствующей общеэкономической среды. Не стимулы для развития отдельных отраслей, пусть даже и самых важных (хотя в отдельных случаях я не исключаю и это), а общеэкономические стимулы для всех - таков смысл новых задач экономической политики на нынешнем этапе развития. Но в контексте ее реализации сразу же возникли проблемы. Они очень серьезные, и о них следует сказать в полный голос. Их суть такова: мы очень быстро демонтировали фискальные механизмы, которые использовались для стимулирования роста в 1999-2000 гг., но пока еще не только ничего не сделали, но и, с моей точки зрения, должным образом даже не определились в том, на какой основе будет осуществляться предполагаемая политика роста в будущем.
В этой связи позволю себе сказать и следующее. С моей точки зрения, сегодня, пожалуй, единственным существенным фактором, стимулирующим положительную динамику, является политика НБУ. Стабильность национальной валюты (за 9 месяцев - 3,7% инфляции) всегда и везде предопределяет стабильность экономики. Это происходит и у нас. Настойчивое сдерживание курса доллара и инфляции по сути впервые за все годы независимости снизило привлекательность сбережений средств граждан в иностранной валюте. Те, кто хранил деньги в долларах, фактически потерял часть сбережений. Появилась заинтересованность вкладывать деньги в депозиты, а это реальный источник роста. Этот фактор я отношу к нашему позитиву, и он при условии соответствующей политики НБУ будет активно работать и дальше.
Что же происходит на других направлениях экономической политики? Здесь много неоднозначного. В данном случае речь идет об отсутствии механизмов реализации ряда ключевых вопросов, касающихся, с одной стороны, обеспечения устойчивых темпов роста, с другой - качественных аспектов развития.
Кризис экономической политики видится в том, что, во-первых, мы так и не создали необходимых предпосылок укрепления финансов предприятий, повышения конкурентоспособности их продукции на основе существенного снижения налогового пресса. Во-вторых, то же самое можно сказать и по поводу механизмов стимулирования внутреннего рынка: здесь больше вопросов, чем ответов. В-третьих, в условиях резко ухудшающейся конъюнктуры государство не смогло решить комплекс задач, связанных с созданием более благоприятных внешнеэкономических условий для отечественных экспортеров.
Нерешенными остаются вопросы вступления Украины во Всемирную организацию торговли, создания зон свободной торговли, получения Украиной статуса государства с рыночной экономикой. К этому следует приплюсовать резкое ухудшение условий торговли с Россией, многочисленные антидемпинговые расследования, навешанный нам ярлык по поводу отмывания криминальных денег и другое. Для экономики все это не может пройти бесследно.
Кроме того, вопреки многочисленным декларациям, не виден сколько-нибудь существенный прогресс в создании более благоприятной среды для предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Правительство практически ничего нового не предлагает в том, чтобы более надежно защитить частную собственность, преодолеть монополизм, сформировать достаточно эффективную институциональную среду защиты кредитора и инвестора, осуществляемых контрактов.
При острейшем инвестиционном голоде мы продолжаем "проедать" финансовые ресурсы, получаемые от приватизации, а те "нововведения", которые касаются соответствующих позиций проекта бюджета на 2002г., представляются, скорее всего, чиновничьими манипуляциями, нежели принципиальными изменениями в государственной инвестиционной политике. Последняя фактически остается несформированной.
Перечень проблем политики экономического роста, механизмы реализации которых мы так и не сумели создать, можно продолжить. Их много. Каждое правительство их лишь декларирует, но не решает. В их ряду особо выделяются много лет неразрешаемые проблемы фондового рынка, существенного укрепления банковской системы, формирования институциональных инвесторов, развития ипотечных отношений, лизинга и другое.
К указанным позициям прибавились и проблемы бюджетного дефицита. И дело здесь не только в новой методике расчетов, которая исключает (вполне резонно) финансовые ресурсы от приватизации. Если пересчитать предыдущую статистику дефицита по данной методике, то получается следующая картина: 1997г. дефицит составил 6,7% ВВП, 1998г. - 2,67, 1999г. - 2,13, 2000г. - 1,26, 2001г. - 1,5, 2002г. (по проекту) - 1,7%. Возможно, 1,7% дефицита - это не большая цифра, но в абсолютном измерении - это 4,3 млрд. грн. Это ресурсы, которые нужно отобрать у реальной экономики.
После глубочайшего экономического кризиса ослабленная до предела экономика обеспечить устойчивую и главное - продолжительную динамику роста в автоматическом режиме сама по себе не сможет.
Экономика в автоматическом режиме не обеспечивает и решение проблем качественного порядка. Мы в этом могли убедиться и на примере двух предыдущих лет. Экономический рост и качественные изменения экономики в необходимом нам направлении - это процессы разного содержания. За время роста мы не приблизились ни на шаг к инновационной модели. У нас отсутствуют механизмы, призванные, с одной стороны, остановить ожидаемое в ближайшие 3-4 года лавинообразное выбытие основных производственных фондов, их моральный и физический износ, с другой - стимулировать импортозаменяющее производство, энергосбережение, реализацию экологических стандартов.
Мы фактически не знаем, как решать проблему, связанную с утверждением позиций среднего класса - основы демократии и политической стабильности общества. Даже проблемы села, где мы получили в этом году феноменальный результат (27,7% роста за 8 месяцев), остаются далеко не во всем разрешаемыми. Скорее наоборот: текущие события с особой силой показали всю опасность законодательной неурегулированности прав собственности на землю и имущество, отсутствие ипотеки, механизмов воспроизводства плодородия почв, колоссальную изношенность техники, деградацию социальной сферы и другое.
Еще раз акцентирую внимание на том, что продекларированные 6-7% роста ВВП на ближайшую перспективу, - это задача, которая сама по себе на основе принципа ускоренного саморазвития разрешиться не может. Необходима соответствующая экономическая политика, которая пока еще остается несформированной.
В 1985-1995гг. лишь в семи странах мира зафиксированы среднегодовые темпы роста ВВП в 6 и выше процентов. Это Индонезия - 6, Чили - 6,1, Ботсвана - 6,1, Сингапур - 6,2, Южная Корея - 7,7, Китай - 8,3, Таиланд - 8,4%. Мы стремимся к тому, чтобы в наступившем десятилетии в ряду стран со столь высокими стабильными темпами роста значилась и наша страна - Украина. Само по себе это прийти не может. Для этого необходима глубоко осмысленная и эффективная политика, скоординированные усилия всех ветвей власти, усилия всей нации, общества в целом.
Саудовская Аравия: Америка мне друг, но Коран дороже
(Business Week, 08.10.01)
Племянник короля Саудовской Аравии принц Альвалид бен Талал бен Абдулазиз Алсод - удачливый бизнесмен, приумноживший свое состояние игрой на американском фондовом рынке. На момент терактов 11 сентября инвестиционный портфель принадлежащей Авальдиду компании Kingdom Holding оценивался в $20 млрд. В этой связи чрезвычайно показательна реакция этого человека, тесно связанного со своими американскими партнерами, на разворачивающуюся сегодня контртеррористическую операцию.
Подобно любому нормальному человеку, Авальдид с ужасом наблюдал за крушением башен Всемирного торгового центра на восьми мониторах, установленных в его офисе в Рияде. Сразу после трагедии он начал обзванивать своих друзей и партнеров в США, среди которых председатель правления Citigroup Сэнфорд Уэйл, осведомляясь об их здоровье.
Атаки террористов нанесли определенный удар по благосостоянию Авальдида. По его собственным оценкам, стоимость принадлежащего ему инвестиционного портфеля сократилась на 10% за период с 17 сентября, дня возобновления торгов на американском фондовом рынке, по 1 октября.
Несмотря на потери, Авальдид смотрит в будущее с оптимизмом. "Я не испуган. Мне доводилось работать во время войны в Персидском заливе, а так же во время Азиатского и Российского финансовых кризисов". Сразу после терактов Авальдид пересмотрел свою инвестиционную стратегию, приведя ее в соответствие с условиями мира, сделавшего еще один шаг к полномасштабной экономической рецессии. "Я - инвестор, который ориентируется на долгосрочную работу", - говорит он.
Однако реакция Авальдида на начатую США мировую войну против терроризма существенно отличается от той, которую проявляет большинство его американских друзей, как нельзя лучше демонстрируя противоречивый характер взаимоотношений Саудовской Аравии и стран Запада. "Отношения между нашей страной и Америкой имеют стратегическую важность, однако этот инцидент, безусловно, приведет к их осложнению", - говорит Авальдид.
Авальдид - набожный мусульманин, испытывающий глубокую тревогу из-за проблем исламского мира. Кроме того, подобно многим его соотечественникам, Авальдид является щедрым филантропом. Каждый мусульманин обязан соблюдать "закат", т.е. отдавать 2.5% своего дохода на благотворительность. В Саудовской Аравии не существует подоходного налога, и люди здесь жертвуют особенно щедро. Так, в прошлом году Авальдид передал на благотворительные нужды $100 млн. Известно, что именно развитая система благотворительности в странах Ближнего Востока традиционно является одним из главных источников поступлений средств в казну арабских террористов. По словам самого Авальдида, он уверен в том, что его пожертвования никогда не попадали в руки экстремистов. Однако он признает, что некоторые другие арабские меценаты куда менее щепетильны в выборе реципиентов, и что их деньги могут идти на нужды возглавляемой бен Ладеном организации "Аль Кайеда" и других террористических структур. "Такая возможность, безусловно, существует", - говорит он.
Подобно многим своим соотечественникам, в начале 1980-х годов Авальдид активно помогал афганским моджахедам в их борьбе против Советского Союза (напомним, что в свое время этим же занимался и сам Усама бен Ладен), пользовавшейся, кстати, поддержкой Вашингтона. Более того, в 1981 году ему даже довелось побывать в тренировочных лагерях в Пешаваре, где моджахеды проходили боевую подготовку. Однако, после вывода советских войск с территории Афганистана в 1989 году и начала гражданской войны в этой стране, Авальдид прекратил посылать туда деньги. По его словам, свое последнее пожертвование моджахедам он сделал в апреле 1990 года, передав им $5.4 млн. "Хотя многие мои соотечественники и сегодня финансируют афганских моджахедов, сам я больше этим не занимаюсь".
Очевидно, что Авальдид, порой не слишком отличающийся от своих американских партнеров по стилю разговора и методам ведения бизнеса, является союзником Запада. Однако, в оценке трагедии 11 сентября и последующих событий он остается тем, кто он есть. В условиях, когда этой же точки зрения придерживаются многие арабы, Западу будет отнюдь не просто получить поддержку котртеррористической операции у стран Ближнего Востока.
Убытки арабских авиакомпаний могут составить 10 миллиардов долларов
(МегаТИС, 08.10.01)
Авиакомпании арабского мира могут потерять до 10 миллиардов долларов по итогам 2001 года в результате терактов в США. Об этом заявил генеральный секретарь Общеарабской организации авиаперевозчиков (АССО) Абдель Вахаб Теффаха. По его словам, АССО, объединяющая 20 арабских стран, надеялась, что ее дефицит в этом году не превысит 2,5 миллиардов долларов. Однако уже в октябре объем воздушных перевозок в арабском регионе снизился на 10-30%, к тому же резко - в 6-7 раз - подскочили страховые ставки. В связи с этим большинство арабских авиалиний, отметил Теффах, поднимут в среднем на 5-10 долларов стоимость авиабилетов.
45% воздушных сообщений компаний АССО приходится на межарабские маршруты, 30% - на страны Европы и 25% - на Юго-Восточную Азию
Рейтер об экономике Узбекистана
(ИТАР-ТАСС по материалам Рейтер, 15.10.01)
Узбекистан - этао страна с огромным экономическим потенциалом, но крайне неразвитая. Но благодаря тому, что она оказала помощь Соединенным Штатам в намерении изгнать боевика Усаму бен Ладена из Афганистана - президент Ислам Каримов предложил США базу ВВС и позволил разместить там войска, - эта страна может изменить свою судьбу.
Узбекистан может воспользоваться этим независимо от того, примет ли "благодарность" форму прямой правительственной помощи, поощрения таких организаций, как Международный валютный фонд к расширению его деятельности там, или поддержки частных инвестиций.
На первый взгляд, у Узбекистана есть все. Как и в Казахстане, где экономика переживает бум и рост ВВП составит в этом году примерно 10%, у страны есть огромные запасы нефти и газа. В отличие от Казахстана она ежегодно добывает 81 тонну золота, занимает пятое место в мире по объему производства хлопка, здесь есть авиационный завод и автомобильная промышленность.
Такие легендарные города, как Самарканд, Бухара и Хива на древнем "шелковом пути" в Азию, предполагают наличие потенциала для развития туризма.
Население страны составляет 25 млн. человек, это крупнейшая страна по численности населения в бывшей советской Центральной Азии, и этого достаточно, чтобы стать привлекательным рынком. Столица Ташкент - крупнейший город региона, он по праву считается естественным деловым центром Центральной Азии.
Но экономика далека от процветания, инвесторы в последние два года покидали Узбекистан, поскольку реформы, столь необходимые для стартового толчка экономики, постоянно откладываются. Даже Международный валютный фонд, устав от постоянных отсрочек, закрыл в этом году свою миссию в Ташкенте.
Реформы означают, что Казахстан набирает темп, в то время как Узбекистан отстает, говорит один западный банкир в Ташкенте, пожелавший остаться неназванным. "Казахстан начал, после долгих сомнений, колебаний и некоторых ошибок, либерализацию своей экономики,- сказал он. - Правительство все еще вмешивается в нефтяную и газовую отрасли, но остальная экономика либерализована".
"В Узбекистане картина другая. Правительство все еще является всеобщим экономическим мотором. Государственный сектор все еще очень важен, и правительство все еще вмешивается, прямо и косвенно, в частный сектор".
Основная проблема, по словам Лессера, состоит в отказе Узбекистана разрешить свободную конвертацию своей валюты - сома. Официальный курс - 429,19 сома за один доллар США. Курс на "черном рынке", на улице - примерно 1200. Небольшое число имеющих хорошие связи компаний могут покупать доллары по официальному курсу и впоследствии хорошо зарабатывать на этом, импортируя товары за треть их реальной стоимости.
Но большинство не могут этого. Иностранным фирмам практически невозможно конвертировать сомы в доллары за любую цену - не говоря уже об их вывозе из страны.
В результате, в то время как крупнейшие мировые нефтегазовые компании осуществили крупные инвестиции в Казахстане, в Узбекистане их практически нет. Та же картина и в большинстве других секторов. Исключением является автомобильный сектор, где южнокорейская компания "Дэу" создала совместное предприятие "УзДэу", но головная компания обанкротилась.
Туризм, который мог бы принести миллионы, поскольку западные туристы ищут все более экзотические места, практически не развит. Приехав на прекрасный Регистан, главную площадь Самарканда, одно из красивейших мест в Азии, можно увидеть лишь несколько иностранных туристов, в основном пожилых людей, которые купили дорогой тур через государственную фирму. Индивидуальных туристов практически нет, и правительство мало что делает для развития такого туризма. Один из западных дипломатов в Ташкенте недавно назвал министерство туризма "министерством по предотвращению туризма".
Питер Дарджес, представитель Ташкента в Азиатском банке развития, говорит, что есть признаки того, что положение улучшается. Он отмечает, что миссия МВФ вновь должна приехать в ноябре, чтобы изучить пути развития отношений после того, как в марте МВФ объявил о том, что сведет свое присутствие к минимуму. "У международного финансового сообщества теперь больше уверенности, чем год назад",сказал он, добавив, что многие в правительстве осознали небходимость реформ, но продолжают проявлять осторожность. "Я, как и многие члены правительства, считаю, что экономика могла бы добиться больших успехов. Не думаю, что вопрос состоит в необходимости реформ, вопрос состоит в темпах реформ".
В этом году, как заявил один западный банкир, цены на хлопок низкие и весь регион охвачен засухой. Это приведет к снижению урожая и, таким образом, к снижению притока долларов, что еще более осложнит получение иностранных кредитов этой страной, и без того испытывающей нехватку наличных.
Если экономические реформы не будут осуществлены быстро, то щедрый, благодарный американский "дядюшка" станет на ближайшее будущее единственной надеждой.
Экономика по-афгански
(The Economist, 04.10.01)
Файзабад - это временная столица той части Афганистана, которая находится под властью Северного альянса. На первый взгляд может показаться, что этот город абсолютно не имеет каких-либо связей с мировыми финансовыми центрами. Здесь нельзя купить свежую экономическую прессу (да и любую другую прессу тоже), здесь нет банков и необходимой правовой среды, здесь отсутствует официальная международная торговля.
Однако, если копнуть чуть глубже, то окажется, что даже в этом забытом Богом месте действуют практически те же самые экономические законы, что и на остальной территории нашей планеты. Так, каждое утро Мохаммад Тахир, самый преуспевающий меняла на файзабадском базаре, обороты которого доходят до $4000 в день, подобно его коллегам с Запада, начинает со сбора коммерческой информации, связываясь со своими представителями в удаленных городах с помощью старинного полевого телефона или коротковолновой радиостанции, и вслушиваясь в передачи канала ВВС, забиваемые радиостанциями соседнего Ирана. Эта информация необходима ему для определения валютных курсов на текущий день. Так, когда среди людей росла уверенность в приближении начала американских бомбардировок, они активно скупали афгани, местную валюту. Когда же эти страхи на время отступили, многие афганцы вновь начали переводить афгани в доллары.
Сегодня Тахир предоставляет своим клиентам услуги по обмену четырех валют (иранской, таджикской, американской и пакистанской), причем его комиссионные составляют менее 1%. Кроме того, им организована быстрая и недорогая система международного перевода денег через его офис в Пакистане.
После десятилетия непрерывного обесценивания афганской валюты, самая крупная местная купюра (100 тыс. афгани) соответствует всего лишь 80 центам. Кроме того, внося дополнительную путаницу, на территории страны сегодня циркулирует два варианта национальной валюты, причем оба типа купюр отпечатаны на одной и той же российской типографии. Так называемые "северные" афгани отличаются от денег, предназначенных для обращения на территории, подконтрольной движению Талибан, серийными номерами, при этом их курс в два раза ниже, чем у последних. "Талибские" афгани принимаются к платежу на территории Северного альянса, но не наоборот. Это положение отражает, с одной стороны, всемерно подчеркиваемую самоизоляцию Талибана от окружающего мира, а с другой - еще более плачевное положение экономики северных районов Афганистана.
За исключением изумрудов, рубинов, ляпис-лазури и соли, добываемых здесь в ограниченных количествах, север страны мало что может поставлять на экспорт. Сегодня этот регион не в состоянии накормить себя сам, не говоря уже о поставках продовольствия на внешний рынок. На севере отсутствует центральный банк: вопросы валютного регулирования находятся в компетенции объединенного министерства экономики и финансов, которое, по мнению Тахира, не справляется со своими обязанностями. "Я просто не представляю себе, чем они обосновывают решения о новых денежных эмиссиях", - говорит он, указывая на толстые пачки новеньких хрустящих банкнот: "Похоже на то, что когда им становятся нужны доллары, они просто печатают новые афгани".
Очевидно, что деньги, поступающие от торговли наркотиками, играют огромное значение для экономики этого региона. Проезжая по Афганистану летом можно увидеть целые плантации опиумного мака. Хотя возделывание опиумного мака запрещено, оно приносит здесь в десять раз больше денег, чем культивация пшеницы. Неудивительно, что местные крестьяне так крепко держатся за свое дело.
Экспорт беднейших государств Африки в США
(БИКИ, 03.10.01)
Осенью прошлого года в США был принят Закон о содействии развитию Африки и возможностях сотрудничества с ней, предусматривающий беспошлинный и бесквотовый доступ некоторых африканских товаров на рынок США. В соответствии с этим документом фактически не ограничиваются поставки туда, например, текстиля и готовой одежды из Лесото, являющегося одним из беднейших государств Африки. Со времени принятия упомянутого закона прошло немного времени, однако иностранные инвесторы, в частности из Азии, уже начали использовать открывающиеся перспективы. В результате масштабы и товарная структура американского импорта из Африки со временем могут заметно измениться. Пока на долю этого континента приходится лишь 1,4% импорта в США, что эквивалентно 23 млрд. долл. В основном закупается нефть, а ведущими поставщиками этого товара являются нефтедобываю-щие страны - Нигерия, Ангола, Габон.
До сих пор Лесото не входила в этот перечень. Отсутствие выхода к морю, гористый характер местности и другие факторы мешали экономическому развитию. Положение меняется благодаря преференциям, предоставленным США и ЕС. В настоящее время 33% всех экспортных поставок из Лесото (120 млн. долл.) осуществляется в США, причем основная часть - 90% - приходится на джинсы и рубашки-тенниски.
Тайваньская компания "Nien Hsing" вложила 100 млн. долл. в строительство ткацкой и швейной фабрики, которая вступит в строй в июне 2004г. Планируется выпускать 200 тыс. м тканей в месяц и трудоустроить 5 тыс. человек, что имеет особое значение для страны, где 45% взрослого населения не имеют работы, а значительная часть вынуждена трудиться в горнодобывающей промышленности ЮАР.
Тайваньский инвестор был привлечен низким (по азиатским критериям) уровнем минимальной заработной платы ткачей и швей-мотористок - 526 рэндов в месяц и высокой производительностью местных рабочих. Однако важнейшим фактором при принятии инвестиционного решения был свободный доступ выпускаемой продукции на рынок США. Сырье на новое предприятие будет поступать с Тайваня, а 95% джинсовых брюк экспортироваться в Соединенные Штаты.
Лесото делает большую ставку на извлечение максимальных выгод из указанного американского закона и нескольких торговых соглашений, заключенных с развитыми государствами. Будучи страной, официально включенной в список наименее развитых, она в соответствии с Ломейской конвенцией имеет преференциальный доступ на рынок ЕС и пользуется системой ОСП. Со своей стороны, Лесото облагает корпорации 15%-ным налогом и распространяет налоговые льготы на компании, привлекающие местных поставщиков и создающие предприятия за пределами столицы - г. Масеру. Благодаря либеральному законодательству налоговое обложение может быть сведено к нулю.
Закон о содействии развитию Африки и возможностях сотрудничества с ней оказал быстрое и более благоприятное, чем ожидалось, воздействие на текстильную промышленность Лесото. Поставки в США в текущем году выросли на 30%. 19 азиатских компаний в основном в швейной и обувной промышленности создали в стране 11,6 тыс. рабочих мест. Ведущими иностранными инвесторами являются тайваньские фирмы, наладившие производство джинсов, теннисок и детской одежды. Представлены как крупные компании, например "Precious Garments", численность персонала которой в Лесото составляет 2,5 тыс., так и мелкие, подобные "Maluti Textiles", имеющей в рассматриваемой стране 260 работников.
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||