Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мировая экономика: глобальные тенденции развития


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Мировая экономика: тенденции развития

Специальный выпуск от 05.10.01.


   Здравствуйте! Сегодня в специальном выпуске рассылки мы собрали информационные и аналитические материалы о странах Центральной и Восточной Европы. Опыт развития наших соседей (и, в недавнем прошлом, наших лучших друзей) заслуживает особого внимания и дает много пищи для размышлений. Каким бы противоречивым не был накопленный опыт. В равной степени, это относится и к перспективам развития стран ЦВЕ.

   ***

   Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
   Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
   Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
   С уважением, Леонид Ардалионов.
     
     ***
     
   ЕБРР и Венский институт международных экономических сопоставлений о развитии экономики стран Центральной и Восточной Европы
   (БИКИ, 14.08.01)

   В 2000 г. темпы роста экономики большинства стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) ускорились, констатирует в последнем докладе Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). При этом ЕБРР подчеркивает, что уже второй год подряд этот рост в государствах СНГ был более быстрым, чем в реформируемых странах Центральной Европы. Прирост ВВП региона в целом в прошлом году составил 5,3%, при этом в странах СНГ он был равен 7,4%, тогда как в центральноевропейских странах - 4%. Это весьма примечательно, если учесть, что с 1991 г. по 1996 г. в республиках бывшего СССР отмечался спад производства. Общее улучшение экономической ситуации в регионе проявляется и в том, что обменные курсы валют большинства стран ЦВЕ начинают стабилизироваться, а темпы инфляции замедляются.
   Улучшение экономической ситуации во всем регионе в 2000 г., по мнению экспертов ЕБРР, было бы невозможно без благоприятной мировой общехозяйственной конъюнктуры. При этом особенно важную роль сыграл значительный рост экономики государств ЕС, способствовавший ускоренному росту экспорта стран ЦВЕ. Наряду с экспортом экономический подъем этих стран стимулировали и инвестиции, причем первостепенное значение имел приток иностранного капитала.
   Европейский банк реконструкции и развития, сообщает информационный бюллетень "Aussenwirtschaftsnachrichten", издаваемый "Dresdner Bank", в настоящее время работает в 27 странах региона, охватывающего Восточную и Юго-Восточную Европу, а также страны СНГ. ЕБРР был первой международной организацией, вновь принявшей в свои члены Югославию. Согласно уставу банка, его деятельность направлена на то, чтобы способствовать созданию в странах ЦВЕ открытого рыночного хозяйства, развитию частной предпринимательской инициативы, а также укреплению принципов демократии и многопартийной системы.
   Существенный вклад ЕБРР в этот процесс за 10 лет его деятельности состоял прежде всего в привлечении иностранного инвестиционного капитала, приток которого в страны бывшего восточного блока, особенно в первые годы после его распада, играл жизненно важную роль, так как внутренние накопления там были весьма ограниченны и местные рынки капитала не развиты. По мере расширения в странах ЦВЕ процесса реформирования роль ЕБРР уменьшалась, поскольку частный сектор экономики и инвесторы во все большей степени могли брать на себя риски за инвестиционные проекты.
   Усиление ориентации деятельности ЕБРР на страны, отстающие в реформировании экономики, подчеркивает бюллетень "Dresdner Bank", наталкивается на ряд проблем. Во-первых, в этих странах реализуется не так много крупных и перспективных проектов. Во- вторых, там иногда не соблюдаются демократические принципы. Другой круг проблем касается некоторых крупных концернов, которые не могут или не хотят сделать открытой свою финансовую отчетность. Кроме того, возникает вопрос, нуждается ли вообще тот или иной российский энергетический концерн в кредитах ЕБРР, учитывая динамику цен на нефтяном рынке, а также возможность его финансирования на рынке капитала. Бюллетень напоминает в этой связи, что в результате российского финансового кризиса 1998 г. ЕБРР понес ущерб в 260 млн. евро.
   Деятельность ЕБРР в 1999 г. и 2000 г. в целом была успешной: он получил прибыль в размере 34 млн. и 135 млн. евро соответственно. Обещанные в эти два года кредиты достигли в общей сложности 2,7 млрд. евро и будут увеличены в ближайшие годы до 3,5 млрд. 10-летие банка послужило поводом для подведения итогов его деятельности. По оценке экспертов банка, ЕБРР - один из крупнейших инвесторов в реформируемых странах ЦВЕ. Общая сумма прямых иностранных капиталовложений в проекты, в которых участие банка было существенным, составляет 12 млрд. долларов, что равно примерно 9% от общей суммы прямых иностранных инвестиций, произведенных в регионе с 1989 г. по 2000 г. По мнению экспертов банка, осуществление значительной части этих инвестиционных проектов без его участия было бы задержано, отложено или вообще отменено. В первые годы после начала реформ доля поддержанных банком проектов составляла 15% всех инвестиций, в настоящее время она снизилась примерно до 6%.
   Всего с момента своего учреждения ЕБРР обещал предоставить под различные проекты кредиты на общую сумму 16 млрд. долларов, что с помощью предприятий, коммерческих банков, а также других банков развития смогло привлечь инвестиционный капитал, превышающий 50 млрд. долларов Участие банка в инвестиционных проектах не только стимулировало приток капитала, но имело и другие важные последствия. К ним относятся облегчение доступа к внешним источникам финансирования, более высокий статус, который приобретали клиенты и инвестиционные проекты благодаря экспертизе банка, а также установка информационных систем. В целом же наблюдение ЕБРР за реализацией проектов улучшает менеджмент фирм-исполнителей. Благодаря деятельности банка в странах, где он работает, стал более благоприятным климат, в том числе законодательный, для прямых иностранных инвестиций, постепенно начали учитываться претензии и пожелания зарубежных инвесторов.
   До начала 2001 г. Европейский банк реконструкции и развития завершил осуществление в регионе 308 проектов, в финансировании которых он принимал участие. Согласно оценке экспертов банка, около 3/4 этих капиталовложений положительно повлияли на процесс реформирования экономики соответствующих стран. Как было установлено, положительное влияние инвестиционного проекта на этот процесс возрастает при соблюдении ряда факторов. Одним из них является наличие стратегического инвестора с долгосрочными целями. Влияние инвестиций на всю экономику страны различно в зависимости от отрасли. По наблюдениям экспертов ЕБРР, благоприятные последствия имеют капиталовложения в инфраструктуру, а также в финансовые институты, сравнительно меньшее влияние оказывают инвестиции в индустриальные проекты. Положительное воздействие наблюдается прежде всего тогда, когда проекты осуществляются во взаимодействии с правительством. В таких случаях ЕБРР выступает как инициатор системных реформ. Подобные проекты поощряют дальнейшие реформаторские усилия, так как банки и инвесторы получают дополнительные стимулы для активизации своей деятельности в результате улучшения рамочных условий. Эксперты ЕБРР считают, что поддержанные банком проекты в целом стимулировали процесс трансформации экономики реформируемых стран и что они будут оказывать положительное влияние на демократическое и социальное развитие этого региона
   Венский институт международных экономических сопоставлений ("WIIW") подготовил исследование о состоянии и перспективах развития экономики стран ЦВЕ до 2002 г. В нем отмечается, что в ведущих странах - кандидатах на вступление в ЕС темпы экономического роста в 2001 - 2002 гг. будут в среднем не ниже, чем в 2000 г. Этому будут способствовать сохраняющийся высокий уровень внутреннего потребления и рост инвестиционной активности.
   В пяти странах ЦВЕ - Чехии, Венгрии, Польше, Словакии и Словении - прирост реального ВВП в 2001 г. составит, согласно прогнозу, в среднем 3,0% (против 3,8% в 2000 г.), в 2002 г. ожидается ускорение темпов роста до 4,1%. В исследовании венского института сделана, однако, оговорка, что сохранение устойчивого состояния общеэкономической конъюнктуры в указанных странах возможно лишь при условии, если в государствах Евросоюза не произойдет дальнейшего значительного замедления темпов экономического роста.
   По данным исследования, положительным фактором в развитии экономики указанных стран является снижение уровня инфляции. В 2001 г. рост цен на потребительские товары, согласно прогнозу, составит 8% (в 2000 г. - 9%), в следующем году ожидается снижение этого показателя до 6%. Самый низкий уровень инфляции среди данной группы стран будет в Чехии (в 2001 г. - 4,4%).
   Серьезной проблемой для экономики стран региона, считают эксперты венского института, по-прежнему будет высокий уровень безработицы. В "пятерке" рассматриваемых стран ожидается рост безработицы в среднем с 13,3% экономически активного населения в 2000 г. до 14,1% в 2001 г. и 14,6% в 2002 г. Наиболее неблагополучным будет положение в данной сфере в Словакии (в 2002 г. - 18%) и в Польше (17,5%). Список стран с относительно низким уровнем безработицы, как ожидают, возглавит Венгрия (6,4%).

   Кредиты Всемирного банка для стран Европы и Центральной Азии
   ("AK&M", 03.09.01)

   В 2001 финансовом году (закончился 20 июня) Всемирный банк одобрил предоставление странам Европы и Центральной Азии кредитов на сумму $2.7 млрд. по 54 проектам. Эта цифра включает займы, предоставленные Международным банком реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциацией развития (МАР), сообщает пресс-служба Всемирного банка.
   Таким образом, по сравнению с 2000 финансовым годом кредитная активность Всемирного банка в регионе снизилась на 12.5%, а по сравнению с 1999 годом - почти в 2 раза. Как отмечено в сообщении банка, отрицательная динамика "во многом объясняется задержками в завершении нескольких займов для Турции в связи с экономическим кризисом и принятием новой программы реформ". В то же время, объем кредитов МАР увеличился во всех странах региона, имеющих право на получение таких льготных кредитов.
   Сумма кредитов в проекты на территории РФ, утвержденных Всемирным банком в 2001 финансовом году, составила $397.5 млн. Это второй показатель после Турции ($1.02 млрд.).
   В 2001 финансовом году объем расходования средств по займам МБРР составил $1.54 млрд. против $3.2 млрд. в 2000 году, по кредитам МАР – $230 млн. против $470 млн. Кроме того, банк выделил гранты на сумму $53.4 млн., и еще $11.7 млн. предоставлено в рамках смешанного (МБРР и МАР) содействия. Начиная с 1990 года общий объем обязательств банка перед заемщиками Европы и Центральной Азии достиг $18 млрд.
   Как указано в сообщении банка, в 2001 финансовом году "существенно повысилось качество реализации портфеля проектов в странах Европы и Центральной Азии". Количество проектов, относящихся к группе риска, в 2001 году снизилось до 12% по сравнению с 17% в 2000 году, объем обязательств, связанных с рисками, снизился с 30% до 16%. Всего 10% проектов, завершившихся в регионе в 2001 финансовом году, получили неудовлетворительный рейтинг с точки зрения выполнения целей развития по сравнению с 17% в предыдущем году.
   Объем финансирования проектов в финансовом секторе (включая развитие финансового сектора и техническую помощь) возрос до $853 млн. Кредитование проектов социального сектора (в том числе в области сети социальной помощи, пенсий и социальных фондов) достигло $439 млн., а объем финансирования проектов в области транспортного сектора (включая ремонт и содержание дорог) составил $304 млн.
   Регион Европы и Центральной Азии по классификации Всемирного банка включает следующие 28 стран: Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Грузия, Венгрия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Таджикистан, Турция, Туркменистан, Украина, Узбекистан и Югославия.

   В экономике Словении
   (БИКИ, 11.08.01)

   Социально-экономическая ситуация в Словении в 2000 г. оставалась вполне устойчивой. Согласно оценке, ВВП страны в прошлом году составил в текущих ценах 20,12 млрд. долларов, при этом его годовой прирост равнялся 4,75% (против 4,9% в 1999 г.).
   По уровню ВВП на душу населения - 10119 долларов (10078 в 1999 г.) - Словения относится к благополучным странам Европы. Структура образования ВВП была следующей: услуги - около 60%, промышленность - примерно 31%, строительство - более 6%, сельское хозяйство - более 3%. Годовой прирост ВВП был связан, прежде всего, с развитием в Словении промышленного производства, строительной индустрии, а также торговли и сферы обслуживания. За 9 месяцев 2000 г. объем продукции в промышленности вырос на 7,7% по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. Промышленная продукция составляет 80% всего экспорта Словении, в промышленности занято почти 40% всего трудоспособного населения страны. В то же время за январь - сентябрь 2000 г. число занятых в промышленности сократилось на 2,5% по сравнению с тем же периодом 1999 г.
   Главной задачей внутриэкономической политики Словении в 2000 г. продолжало оставаться обеспечение максимально благоприятных условий для роста конкурентоспособности местных предприятий. В связи с этим всесторонне поощрялся ускоренный рост рентабельно функционирующих предприятий, постепенно проводилась приватизация государственных компаний и их санация. В ходе реформирования экономики бюджетные средства в первую очередь направлялись на финансирование конкретных программ, широко использовался передовой зарубежный опыт. Кроме того, государство способствовало процессам укрупнения словенских предприятий и их "интернационализации", стимулировало словенские инвестиции за рубежом.
   Инвестиции Словении в экономику других стран составили 621,1 млн. долларов, в том числе в страны ЕС - более 97,6 млн. долларов, в республики бывшей Югославии - 411,5 млн. и в остальные государства - более 111,9 млн. (в экономику России - 1,5 млн. долларов).
   Продолжалось постепенное расслоение общества по уровню материального обеспечения. В этих условиях социальным партнерам (правительству, работодателям и профсоюзам) удалось согласовать исходные принципы в области заработной платы на период 2000 - 2001 гг., на основе которых были приняты законы о минимальной зарплате, системе индексации, выплате отпускных пособий. Среднемесячная заработная плата брутто в сентябре 2000 г. достигла 192,588 толара, что на 10,5% выше аналогичного показателя предыдущего года. В среднем за 9 месяцев прошлого года среднемесячная заработная плата брутто возросла на 1% по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. В период январь - ноябрь 2000 г. средний курс Банка Словении составил 104,28 толара за 1 немецкую марку.
   Наметившаяся в последние годы в Словении тенденция к сокращению платежеспособности населения в полной мере проявилась в 2000 г. В стране отмечался умеренный рост цен на потребительские товары и услуги. Приток на словенский рынок более дешевых товаров из других стран Европы оказывал сдерживающее влияние на рост цен. В октябре 2000 г. цены выросли (по сравнению с октябрем 1999 г.) на товары широкого потребления на 9%, на промышленные товары - на 9,1%; розничные цены на товары увеличились на 11,4%. Инфляция составила 8,2%. Безработица несколько сократилась, однако продолжала оставаться на относительно высоком уровне. В сентябре 2000 г. было зарегистрировано 102,2 тыс. безработных, т. е. 11,7% всего трудоспособного населения страны (в 1999 г. - соответственно 116 тыс., или 13,3%). Если учитывать частично безработных и так называемую скрытую безработицу, то указанная цифра существенно возрастет. Это обстоятельство вызывает беспокойство у руководства страны, поскольку по требованиям ЕС уровень безработицы не должен превышать 7,5%. Большую часть безработных составляет молодежь, недавно окончившая учебные заведения. Наибольшее сокращение числа занятых наблюдается в крупных компаниях, на которые приходится почти треть всех рабочих мест. Незначительный рост, по сравнению с прошлым годом, занятости в частном секторе не в состоянии покрыть эти потери.
   Государственный бюджет Словении на 2000 г. был утвержден парламентом страны в январе. Доходная часть бюджета составила 5106,5 млн. долларов, расходная - 5298,5 млн.
   В 2000 г. в стране продолжалось осуществление налоговой реформы, ознаменовавшейся введением НДС, который заменил налог с оборота. Это способствовало некоторому росту инфляции. В связи с острой конкуренцией наметилась тенденция к объединению компаний, прежде всего в области торговли. В то же время обанкротились несколько крупных промышленных предприятий. В связи с адаптацией к правопорядку ЕС был принят ряд важных для экономики Словении законов, в том числе о банковской системе, валютных операциях, энергетике и региональном развитии. Новые законодательные акты призваны создать условия для свободного перемещения капиталов в будущем. В ближайшей перспективе в Словении рассчитывают также на увеличение притока в страну иностранного капитала.
   В настоящее время общий объем иностранных инвестиций в Словению равняется 2683 млн. долларов (что, по международным стандартам, является не очень значительной суммой). В 2000 г. иностранные капиталовложения в экономику Словении составили примерно 100 млн. долларов. На компании с иностранным участием приходится 10,7% общего объема капитала всех действующих предприятий в стране. На них занято 8,1% всех занятых в негосударственном секторе. Принадлежащие иностранным гражданам предприятия производят 24,1% всех словенских товаров, поступающих на экспорт; согласно основным показателям, деятельность компаний с иностранным капиталом более успешна, чем деятельность чисто словенских предприятий. Наибольшие капиталовложения в словенскую экономику осуществили австрийские компании (39%), далее следуют французские (13,4%), немецкие (12,8%) и итальянские (6,9%). Российские предприятия и фирмы вложили в экономику Словении примерно 1 млн. долларов.
   За январь - октябрь 2000 г. словенский экспорт увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2,8% и составил 7,28 млрд. долларов, а импорт возрос на 1,4% - до 8,43 млрд. долларов. Таким образом, отрицательное сальдо во внешней торговле Словении равнялось 1,15 млрд. долларов, что на 6,4% ниже соответствующего показателя 1999 г. В структуре внешней торговли Словении существенных изменений не произошло. Около 49,2% экспорта приходилось на сырье и полуфабрикаты, 38,1% - на товары широкого потребления, доля машин и оборудования в экспорте составила 12,7%. В импорте удельный вес сырья и полуфабрикатов равнялся 59,9%, товаров широкого потребления - 22,4%, машин и оборудования - 17,7%.
   Важнейшими торговыми партнерами Словении по-прежнему оставались страны ЕС, доля которых достигала примерно 64,1% (в 1999 г. - 69,2%) в экспорте и около 67,7% (в 1999 г. - 69,2%) - в импорте страны. В 2000 г. активно развивалась торговля Словении со странами ЦЕССТ (7,9% экспорта и 9,1% импорта), с республиками бывшей Югославии (15,4% экспорта и 5,9% импорта), а также с бывшими республиками СССР (2,5% экспорта и 2,5% импорта). (Примечание ведущего рассылки. Страны ЦЕССТ – страны участники Центральноевропейского соглашения о свободной торговле: Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Румыния, Словения, Болгария). Крупнейшими импортерами словенских товаров были Германия, Италия, Хорватия, Франция, Босния и Герцеговина, США, Польша, Великобритания, Россия (10-е место в экспорте Словении, в 1999 г. - 15-е). Среди основных поставщиков товаров в Словению - Германия, Италия, Франция, Австрия, Хорватия, Великобритания, США, Венгрия, Испания, Чехия, Россия (11-е место в импорте Словении, в 1999 г. - 12-е). Дефицит платежного баланса Словении по текущим операциям в 2000 г. уменьшился и за 9 месяцев 2000 г. составил 384 млн. долларов. Валютные резервы страны в октябре 2000 г. равнялись 3,937 млрд. долларов. Общая государственная задолженность увеличилась с 5,491 млрд. долларов в 1999 г. до 5,707 млрд. долларов в октябре 2000 г.
   Доход от иностранного туризма в 2000 г. составил более 1 млрд. долларов (в 1999 г. - около 900 млн. долларов). За 9 месяцев 2000 г. Словению посетили 1588 тыс. туристов, что на 13% больше, чем за тот же период 1999 г.
   Согласно прогнозу, в 2001 г. темпы экономического развития Словении несколько возрастут, хотя в целом и сохранятся на умеренном уровне. Ожидается, что в 2001 г. прирост ВВП страны в текущих ценах составит 4,6%, объем промышленного производства увеличится на 8%, общие капиталовложения - на 6,7%. ВВП на душу населения запланирован на уровне 11 тыс. долларов.
Экспорт товаров и услуг Словении, согласно прогнозу, в 2001 г. возрастет на 6%, импорт - на 7%. Годовой средний курс национальной валюты по отношению к немецкой марке составит 115 толаров.
   В 2001 г. ожидается некоторое увеличение (до 3,2%) темпов прироста личного потребления. Инфляция в 2001 г. оценивается в 6%. Положение на рынке труда будет оставаться довольно напряженным, уровень безработицы составит 10%, занятость увеличится на 0,5%.
   Экономическая политика Словении во многом определяется курсом на вступление в ЕС. Евросоюз рекомендует ускорить процессы приватизации в стране (в том числе банков и страховых компаний), осуществить активные меры по либерализации экономики с постепенной отменой государственных субсидий и монополий. В связи с этим правительство Словении и в будущем будет выступать за последовательное выполнение рекомендаций ЕС, поощрять частное предпринимательство, стремиться к привлечению целенаправленных иностранных инвестиций и созданию новых рабочих мест.

   Туризм помогает хорватской экономике выйти из кризиса
   (ИТАР-ТАСС - ПЛАНЕТА, 06.09.01)

   Туризм – самая главная надежда Хорватии в области экономики: эта отрасль способствовала созданию более чем 15% всего валового национального продукта страны в прошлом году и обещает расти быстрее, чем любой другой сектор национального хозяйства. Тем не менее оживление в туристической сфере, как и в любой другой, зависит от инвестиций и реструктуризации. И тут, как часто бывает, желание опережает возможности.
   Война 1991-95 годов нанесла туристической отрасли Хорватии тяжелый урон. Некоторые гостиницы, особенно в южном регионе близ Дубровника и Сплита, пострадали от артобстрелов. Беженцы, которые размещались в пустых отелях, мало заботились о поддержании в нормальном состоянии их инфраструктуры, а правительство, выделявшее скудные денежные средства на содержание этих людей, загнало владельцев гостиниц в долги.
   Теперь раны войны затянулись, отели отстроились и на хорватское побережье опять хлынули туристы. В прошлом году в стране было зарегистрировано 40 млн. ночевок. 20%-ное увеличение в этом году пополнило финансы гостиниц, число мест в которых все еще на одну пятую отстает от довоенного уровня, привело к расцвету всевозможных туристических фирм, уютных ресторанов и кафан.
   Любопытно, что в Хорватию теперь едут не те туристы, которые облюбовывали эти места до войны. Поток отдыхающих из США, Великобритании и Германии сократился наполовину, но появилось много поляков, чехов, венгров и россиян. Правда, Бранко Цурич, руководитель туристической ассоциации в Истрии, регионе, на который приходится 40% всех туристов, не очень доволен. "Они не тратят много денег, - сетует он. - Чехи и венгры приезжают сюда в кемпинги, привозят свою собственную еду и не любят покупать сувениры. Англичане для нас намного лучше". Про русских Цурич умолчал.
   А их в последние годы сюда приезжает все больше и больше. По данным хорватской стороны, поток россиян увеличился с 9 тысяч человек в 1997 году до 30 тысяч в 2000 году. В масштабе общей цифры туристических посещений страны - 6 млн. за прошлый год - российский компонент еще не велик. Но представители турбизнеса полагают, что он имеет устойчивую тенденцию к росту.
   Новый министр туризма госпожа Паве Жупан-Рускович уверена, что ее страна слишком мала для массового туризма, и поэтому не торопится, несмотря на мнение своих коллег по кабинету, приватизировать гостиницы. Она хочет, чтобы те сначала извлекли прибыль из хорошего туристического сезона, что дало бы им возможность улучшить сервис и инфраструктуру и в конечном итоге привлечь более респектабельных инвесторов. Первый тендер на приватизацию 21 гостиничной компании мало кого заинтересовал. Теперь, когда значительная часть долгов отелей списана, правительство надеется, что второй тендер, о котором будет скоро объявлено, окажется более удачливым.
   Правительство также хочет привлечь ведущие иностранные гостиничные сети на свои знаменитые курорты на острове Хвар и в прибрежном городке Макарска. По его мнению, это позволит ввести более современные и эффективные стандарты обслуживания. Кроме того, продумывается инновационная схема обновления кадров: пожилым работникам будет предложено уйти на пенсию в обмен на предоставление финансовой поддержки для открытия малых частных предприятий или открытия ресторанов.
   Расположенный на северо-западе страны полуостров Истрия, до которого рукой подать из Словении, Италии, Австрии и Германии, - наиболее передовой регион Хорватии с точки зрения модернизации гостиничной инфраструктуры. Здесь также стараются развивать новые направления отдыха, в числе которых так называемый агротуризм: туристы останавливаются в традиционных сельских домах, ездят на экскурсии на велосипедах и едят простую крестьянскую пищу. 768 районов разрешенной охоты в стране создают все условия для любителей пострелять на отдыхе из охотничьего ружья.
   Национальный банк Хорватии 20 августа заявил, что страна "вышла из рецессии" в 2000 году и начался экономический рост. ВВП увеличился в 2000 году на 3,7% "благодаря мощному росту индивидуального потребления" и улучшению торгового баланса. Сокращение дефицита торгового баланса произошло, по мнению банка, за счет хорошего туристического сезона и роста стоимости экспорта. Принятие Хорватии во Всемирную торговую организацию в 2000 году и "более благоприятная внешняя политическая обстановка" позволили преодолеть препятствия в торговых обменах, и эта ситуация "продолжается и в 2001 году".
   Аналогичное мнение у министра финансов Хорватии Мато Црквенаца. "Хорватская экономика выходит из кризиса, перспективы - позитивные, и они позволят продолжить реализовывать правительственную программу, в частности стимулировать экономический рост и занятость", - заявляет он. По его словам, дефицит госбюджета, который составит в этом году 5,3% от ВВП, снизится до 4,25% в 2002году.

   Большинство поляков считает, что экономика страны переживает кризис
   (Информационное агентство "Росбалт", 15.08.01)

   Центр исследований общественного мнения (ОВОР) провел очередной опрос общественного мнения среди поляков. Оказалось, что около 80% опрошеных считают, что дела в Польше развиваются в плохом направлении, 10% - в хорошем, 9% оказались не в состоянии оценить, в каком направления развивается страна. Негативное мнение о развитии Польши выражают чаще всего крестьяне (91%), люди с прибылью 250-400 злотых (60-100 долларов) на человека (91%), а также с минимальными заработками (88%). Склонными к пессимизму оказались также сторонники левых взглядов (87%), а кроме них, руководители и специалисты (86%).
   В августе ОВОР зафиксировал также большее число людей, считающих, что польская экономика пребывает в кризисе - 84% опрошенных. Около 49% считают этот кризис очень глубоким.
   Из 10% опрошенных, которые считают, что дела в стране идут хорошо, 19% - лица справоцентристскими взглядами, 17% - ученики и студенты и 16% - люди, удовлетворенные своим материальным положением.

   Антиглобалисты у власти
   ("Ведомости", 26.09.01)

   До сих пор всем казалось, что путь Польши лежит прямиком в Европейский союз и по этому пути страна будет уверенно шагать, не отклоняясь от заветной цели. После парламентских выборов, прошедших в воскресенье, все изменилось. Помимо бывших коммунистов, победивших "Солидарность" с разгромным счетом, в парламенте оказались две радикальные партии, которые и слышать не хотят ни о каком вступлении в ЕС.
   Демократический левый альянс (преемник ПОРП) получил 42% голосов, недобрав 14 мест в сейме, необходимых для получения большинства, что позволило бы сформировать однопартийное правительство. Теперь неокоммунистам придется образовать коалицию с другими партиями. Среди победителей - популистские "Самооборона" (11% ) и "Лига польских семей" (8% ). Лидер "Самообороны" Анджей Леппер уже изъявил желание вступить в блок: благодаря этому тактическому приему, по его мнению, партии будет удобнее проводить свою политику в парламенте.
   "Самооборона", партия радикальных аграриев, собирается бороться против вступления страны в ЕС. "Мы сделаем все возможное, чтобы Польша перестала служить рынком, на который сваливаются сельскохозяйственные излишки ЕС", - заявляет Леппер. Сам он уже прославился тем, что неоднократно возглавлял выступления антиглобалистов, порой сопровождавшиеся актами насилия.
   В 1995 г. крестьяне под предводительством Леппера ворвались на птицеферму, открыли рефрижераторы и похитили сосиски, которые потом раздавали голодным людям. В 1998 - 2000 гг. сторонники Леппера перекрыли шоссе и перекрестки, вывалив на дорогу кучи импортного зерна. В мае этого года суд в Гданьске приговорил Леппера к 16 месяцам тюрьмы за то, что он назвал президента Александра Квасьневского "главным бездельником", а председателя Центробанка Лешека Бальцеровича - "экономическим бандитом". Дело находится в процессе апелляции.
   Некоторые члены "Лиги польских семей" не против вступления в Евросоюз, однако общая линия партии предполагает борьбу за аннулирование соглашения Польши с ЕС по вопросам либерализации торговли. Обе партии теперь получают возможность пропагандировать свои взгляды с самых высоких трибун.

   Окно в Европу
   ("Русский фокус", №24, 2001, автор – Полина Вершинина)

   Основной экономический показатель, характеризующий состояние национальной экономики - рост ВВП, продолжается в Польше уже семь лет подряд. В период с 1995 по 2000 г. его темпы составляли соответственно: 7,0%, 6,0%, 6,8%, 4,8%, 4,1% и 4,1%. В 1999 г., согласно отчету аудиторской компании KPMG, ВВП на душу населения достиг $4260. Прямые иностранные инвестиции за годы реформ, т. е. с 1989 г., достигли $50 млрд. В России, для сравнения, этот показатель за 1993-2000 гг. составил $23,7 млрд. В рейтинге 50 иностранных инвесторов в Польше из российских предприятий присутствует только "Газпром".
   За последние 10 лет в банковской сфере в Польше были проведены масштабные реформы. Сейчас львиная доля этого сектора рынка находится в руках стратегических инвесторов, в основном международных банковских институтов. 71% активов банковской системы Польши приходится на банки с иностранным участием. Общая сумма иностранных инвестиций в банковский сектор приближается к $8 млрд.
   Начиная с апреля 2000 г. в стране проводится политика плавающего обменного курса. Наличные суммы до 5000 евро ($4530) можно свободно вывозить из страны без специальных ограничений. Официальная валюта страны - злотый, состоящий из 100 грошей. Банк России включил Польшу в список стран, в которых российским гражданам разрешено открывать банковские счета.
   Стратегической задачей польского государства в течение последних лет является вступление в Евросоюз. Проводимые изменения в таможенном и налоговом законодательстве направлены на то, чтобы привести их в соответствие с нормами ЕС. Дата вхождения Польши в ЕС пока точно не определена, тем не менее предполагается, что страна войдет в него не позднее 2004 г.
   В 2000 г. товарооборот между нашими странами составил $5,5 млрд., причем Россия является нетто-экспортером. В польском импорте из нашей страны доминируют две позиции: на нефть и газ приходится порядка 90% российского экспорта в Польшу. Впрочем, появляются в наших торговых отношениях и экзотические товары. "В российском экспорте стала появляться, например, продукция швейной промышленности", - отмечает советник по торговым вопросам польского посольства Александер Милота. С польской стороны все еще преобладает сельскохозяйственный экспорт, но его доля падает. Все более активно развивается польский экспорт таких групп товаров, как изделия из пластмассы и упаковочные материалы.
   На начало 2000 г. количество предприятий с иностранными инвестициями превысило 40 000, и их доля в общем числе польских компаний достигла 12,3%. Обрабатывающая промышленность, финансовые услуги и торговля - отрасли, лидирующие по объему привлеченных иностранных инвестиций. Основным источником капитала в Польше является Германия, тем не менее и российские компании тоже инвестируют в развитие бизнеса на территории польского государства.
   Однако, по официальным данным польской статистики, отражающей инвестиции сверх $1 млн., капиталовложения только двух российских фирм превысили этот статистический барьер. "Газпром" инвестировал $1283,3 млн. в строительство системы транзитных газопроводов через территорию Польши. Также привлек интерес российского бизнеса польский пищевой сектор: $2,6 млн. было вложено в производство шоколадных конфет компанией "Снежка Инвест" в Валбжиской специальной экономической зоне. Впрочем, очевидно, что официальная статистика не способна показать полную картину. По словам Александера Милоты, российские предприниматели активно открывают в стране небольшие предприятия по производству изделий из пластмасс, упаковки.
   Польское правительство разработало ряд мер по повышению привлекательности инвестиций в страну. Так, иностранным инвесторам гарантируется возможность репатриации прибыли и дивидендов после уплаты налогов. Кроме того, основные средства, поступающие как инвестиции в капитал компании, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.
   С 1 января 2001 г. иностранные компании могут быть зарегистрированы в форме ограниченного партнерства, компании с ограниченной ответственностью (Sp.z.o.o) и акционерного общества (S.A). Кроме того, иностранные компании могут открывать свои представительства и отделения.    Если иностранный частный предприниматель намерен вести бизнес на территории Польши, он обязан предоставить в регистрационный суд специальную справку, выдаваемую консульским отделом польского посольства в его стране. "Этот документ подтверждает, что польские бизнесмены не дискриминируются в этом государстве, - говорит Милота. - Этот режим касается только физических лиц, которые регистрируют деятельность как предприниматели - без образования юридического лица".
   Создание ограниченного партнерства стало возможным для иностранных лиц только в нынешнем году, в отличие от двух других форм, которые разрешены последние 10 лет. Ограниченное партнерство - форма предприятия, при которой по крайней мере один партнер несет неограниченную ответственность и хотя бы один - ограниченную суммой его вклада.
   Открытие дочернего предприятия и покупка акций частных предприятий - классические варианты вхождения иностранных инвесторов на польский рынок. Помимо того, приватизация - одна из возможностей приобретения бизнеса в Польше. Так, в 1993-1994 гг. в ходе приватизации такие компании, как Alcatel, Lucent Technologies, Siemens, приобрели ряд предприятий - производителей телекоммуникационного оборудования в Варшаве и Познани. Однако такие секторы польской экономики, как энергетика, металлургия, фармацевтика, пока находятся в ожидании реструктуризации.
   Польское законодательство предусматривает два основных пути приватизации. Первый метод, косвенной (или капитальной) приватизации, состоит в преобразовании госпредприятий в принадлежащие Министерству казны корпорации, акционерные общества или товарищества с ограниченной ответственностью. После "коммерциализации" доли в капитале предприятия предлагаются на продажу. Большинство предприятий в Польше перешли к частным собственникам именно путем капитальной приватизации. Другой метод - прямая приватизация, в основном применяется к малым и средним предприятиям. Обычно она сопровождается предложением активов напрямую инвесторам.
   По данным консалтинговой компании McKinsey, аренда офиса и другой коммерческой недвижимости в польской столице - удовольствие достаточно дорогое. Снять офисное помещение в Варшаве будет стоить от $20 до $40 за 1 кв. м в месяц. В среднем это дороже, чем в ряде крупных городов Европы: в Мадриде и Лиссабоне аренда 1 кв. м в месяц обойдется $19-25, в Брюсселе - около $16. Стоимость же аренды лучших торговых точек на центральных улицах Варшавы достигает $70 за 1 кв. м в месяц. Средняя ставка аренды помещения под супермаркет в Польше составляет $10, магазин одежды - $27. В случае если иностранная компания или физическое лицо захочет купить недвижимость, им потребуется получение специального разрешения. Его выдает Министерство внутренних дел Польши. Правда, из этого правила есть исключения. Так, покупка квартир и городской недвижимости, если ее площадь не превышает 0,4 га, возможна без такого разрешения.

***

   Уважаемые подписчики и читатели! Кроме мировой экономики, в мире существует огромное количество интересных и забавных вещей. В связи с этим, я хочу обратить Ваше внимание на рассылку "Знаете ли Вы, что ..."( http://subscribe.ru/catalog/funny.chtivo). Подписавшись на нее, Вы будете получать много полезных и бесполезных знаний. Все обо всем! Весело, кратко и познавательно. Ведущим рассылки удалось найти (и удается поддерживать) уникальный баланс между развлекательностью и серьезностью. Это уже само по себе, на мой взгляд, заслуживает Вашего внимания. Форма быстрой подписки прилагается. Леонид Ардалионов

Рассылки Subscribe.Ru
Знаете ли Вы, что...


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное