Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Webrating.Ru - все об интернет-рекламе


30 Мая 2007 года

Рекламодатели вложились в женский Рунет
 

Пока специалисты спорят о том, существует ли «женский Интернет», цифры говорят о том, что женщины могут хорошо себя чувствовать и в обычном. По данным рекламного агентства MindShare Interaction, общий объем расходов на онлайн-рекламу товаров для женщин в России в 2006 году достиг $1,5 млн.

С увеличением уровня проникновения Интернета среди женской аудитории, интерес к нему увеличивается и у производителей товаров для женщин. По данным Фонда «Общественное мнение» 41% женщин в возрасте 18-24 лет в России являются пользователями Сети, а согласно отчетам TNS Web Index для Москвы этот показатель вдвое больше - 84%.

Эти цифры подталкивают рекламодателей к более активному использованию сети для коммуникации со своей целевой аудиторией. Лидером по затратам является подкатегория «Косметика и парфюмерия», на долю которой приходится 37% расходов женских брендов на онлайн-рекламу. Самыми активными рекламодателями данной подкатегории стали компании Oriflame и Avon. Далее по активности следуют подкатегории «Уход за волосами» (25%) и «Уход за телом» (16%). Лидером по вложению средств в Интернет в этих подкатегориях явилась компания Unilever, которая в 2006 году проводила Интернет-кампании в поддержку брендов Dove, Sunsilk, Timotei, Rexona. Реклама одежды и аксессуаров пока еще относительно редко встречается в российском Интернете. Здесь наибольшую активность проявляют отечественные бренды женской одежды Султана Французова, Sulie Li.

В общем объеме рекламных расходов производителей женских товаров в России на долю Интернета приходится пока менее 1%, что, в общем, сравнимо с аналогичным показателем в большинстве зарубежных стран. Лидером в данной области в Европе является Франция, где производители товаров для красоты выделяют на Интернет-рекламу в среднем 6% мединых средств, производители одежды - 2%.

«По итогам 2007 года мы ожидаем увеличения объема затрат на рекламу этой категории до $3 млн., - говорит Дмитрий Ашманов, генеральный директор MindShare Interaction. Уже первые месяцы текущего года показали, что рекламная активность, направленная на женскую аудиторию сети, продолжает расти». По словам Дмитрия Ашманова, значимое влияние на появление рекламы косметических брендов в Интернете оказывает возрастающая активность женских сайтов и порталов, в том числе развитие онлайн-версий глянцевых журналов.

Продвинутые женщины, уже освоившие Интернет, начинают использовать и гаджеты. Помимо изначально «женcкого» iPod, в ход идут и другие устройства, даже игровая приставка Nintendo DS. Хоть у нее и нее и нет варианта в розовом корпусе, как у Sony PSP, она может понравится более серьезным женщинам. Как сообщает Wired, накануне Дня матери, в японском метро то и дело мелькала реклама этой приставки, призывающая подарить такую своей маме. В подарочную версию Nintendo DS предлагалось установить симулятор собаки Nintendogs, игру для тренировки памяти Brain Age, и даже интерактивный сборник 1000 рецептов.

Вебпланета

Социальный проект "Бюро Пирогова"
 

Замечательный подарок юным пользователям Интернет сделали в "Бюро Пирогова", одной из известных студий дизайна. К международному дню защиты детей приурочен запуск нового некоммерческого проекта студии - Библии для детей.
"Священное Писание - это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильною, твердою, мудрою", - сказал святой Иоанн Златоуст.
По-разному приходит Вечная книга в жизнь каждого человека, и нет ничего удивительного, что для нынешнего поколения это еще и Интернет. Главное, чтобы знакомство с Библией стало запоминающимся событием, чтобы ничто не мешало сосредоточенному чтению, чтобы юного читателя не покидало ощущение чуда прикосновения к вечности. Именно так сделан сайт "Библия для детей": на экране монитора - настоящая книга, старинная, красивая, богато иллюстрированная, перелистывая которую, погружаешься в древний мир Священной истории, а вокруг цветут цветы, порхают бабочки и белый голубь - Святой Дух - источает свет, озаряющий ее страницы. "Мы долго и тщательно работали над этим проектом, нам хотелось сделать что-то большее, чем просто красивый сайт, " - говорят в "Бюро Пирогова", и, пожалуй, им это удалось. Концепция объективной красоты, которая лежит в основе всей деятельности студии, и на это раз не подвела - создателям сайта удалось сделать для детей чтение легким и приятным и передать ощущение чуда, которым проникнуто Священное писание. У "Бюро Пирогова" много планов, среди которых и продолжение работы над новыми социальными, проектами, которые, будем надеяться, порадуют пользователей Интернет красотой и общественно-полезным содержанием.

Webrating.ru

Поиск стал как ручной
 

Компания "Поисковые технологии" объявила вчера о создании уникальной для рунета поисковой системы – Flexum. Разработчики говорят, что любой владелец сайта может вручную создать собственный поисковик и установить его на свой ресурс. Эксперты назвали идею Flexum интересной, при этом усомнившись, что на ней удастся заработать – по их мнению, Flexum может не набрать достаточного числа пользователей.


Фирма "Поисковые технологии", принадлежащая фонду "Финам-Информационные технологии" и компании "Ашманов и партнеры", объявила вчера о создании принципиально нового для России поисковика – Flexum.ru. Новизна ресурса заключается в том, что он позволяет любому пользователю создать свою поисковую систему. Это может быть поиск по группе сайтов, посвященных какой-то тематике, поиск по интернет-ресурсам региона или по отдельному сайту. Процесс создания происходит путем ручного внесения порталов в базу данных. Получившийся поисковик веб-мастер может бесплатно установить на своем ресурсе. К примеру, владелец сайта о кино может сделать собственную поисковую систему, которая будет выдавать наиболее релевантные результаты на запросы о фильмах.

Фонд "Финам-Информационные технологии" владеет 50% ЗАО "Поисковые технологии". Оставшиеся акции принадлежат компании "Ашманов и партнеры", 30% которой принадлежат фонду "Финам-Информационные технологии".

Владельцы "Поисковых технологий" также отмечают, что для установки 'движка' Flexum не требуются квалифицированные программисты. "Установка поискового 'движка' Google или 'Яндекса' требует наличия в штате высококлассных программистов. Более того, этот процесс может затянуться недели на две,– рассуждает гендиректор компании 'Ашманов и партнеры' Игорь Ашманов.– 'Движок' Flexum может установить рядовой веб-мастер, просто скопировав специальный программный код на сайт". По словам представителей Flexum, ИК "Финам" инвестировала в разработку системы более $200 тыс., дополнительные затраты на маркетинг пока не планируются. "Сейчас нам важны качественные характеристики аудитории, а не количественные,– говорит руководитель Flexum Андрей Калинин.– Мы привлекаем профессионалов, владельцев сайтов, которые заинтересованы в развитии собственного тематического поисковика. Мотивация с нашей стороны есть: создатели тематических поисковиков могут рассчитывать на 40% от контекстной рекламы. Оставшуюся сумму поделят 'Бегун' (50%) и Flexum (10%)". Как отметил господин Калинин, скорее всего, зимой 2008 года Flexum станет полноценной поисковой системой, которая будет производить поиск по созданной вручную базе данных сайтов.

В "Поисковых технологиях" затруднились даже приблизительно сказать, когда Flexum выйдет на окупаемость. "Все зависит от активности пользователей, но можно предположить, что годовая выручка компании составит в первое время не менее $100 тыс. Мы рассчитываем, что через год в нашей системе будет зарегистрировано примерно 10 тыс. тематических поисковиков",– пояснил господин Калинин. Примечательно, что аналогичных систем в мире не существует. По словам господина Калинина, "в Flexum создатели поисковиков сами добавляют сайты, что исключает попадание в базу спама; это российское ноу-хау".

Эксперты назвали идею Flexum интересной, но усомнились, что этот проект станет прибыльным. "Такой поисковик действительно может повысить релевантность результатов поиска и ускорить сам процесс, но не очевидно, что компания сможет заработать на Flexum значительные средства,– полагает директор управления инвестиционно-банковской деятельности компании 'Тройка Диалог' Владислав Рябюк.– Не ясно, когда у них наберется большая база клиентов. И не факт, что Flexum будет удобнее 'Яндекса' или Google". В том же духе высказался глава российского представительства Google Владимир Долгов: "Полнотой поиска эта система отличаться не будет, поэтому не факт, что она привлечет значительное число пользователей".

Коммерсантъ

Трафик по графику
 

Мысль о том, что у любой мало-мальски уважающей себя компании должен быть свой интернет-сайт, уже давно стала банальностью. Сегодня гораздо важнее заставить этот сайт работать на бизнес. Этим и занимаются маркетологи интернета - оптимизаторы, которые осуществляют поисковое продвижение сайта и его оптимизацию. Рынок поисковой оптимизации сегодня бурно растет. Многим его участникам кажется, что правила игры уже сложились, а значит, можно спокойно стричь купоны. Но вполне возможно, что уже в этом году их ждут сюрпризы.

Слово о словах

Согласно данным ассоциации "Интернет и бизнес", объем рынка оптимизации на сегодня составляет 12% от общего объема интернет-рынка и оценивается примерно в $50 млн, а рынок трафика (платного размещения ссылок, используемого оптимизаторами для повышения весомости сайта для поисковых систем) - 4% ($15 млн).

А вот какие оценки содержатся в ежегодном исследовании компании "ВебПроекты" "Рынок услуг по оптимизации сайтов-2006": общий объем рынка - $70 млн, из них около 28% ($19,6 млн) приходится на платные методы продвижения. Доход оптимизаторов составляет $50 млн в год. Однако не все эксперты согласны с этими оценками.

Игорь Ашманов, генеральный директор компании "Ашманов и партнеры": "На мой взгляд, объем рынка оптимизации в России достигает примерно $100 млн, а ссылки - $20-25 млн в год".

Впрочем, существует еще и рынок так называемой черной оптимизации, который можно оценить лишь приблизительно.

Иван Севостьянов, генеральный директор компании "ВебПроекты": "Мы не занимались исследованием рынка черной оптимизации. Но если отталкиваться от ощущений и отрывочных открытых данных, думаю, что эти ребята имеют не меньший совокупный доход, чем те, кто работает по правилам".

Все в белом

Белые оптимизаторы пользуются в своей работе легальными методами (обмен ссылками, регистрация сайта в каталогах, оптимизация его контента) и гнушаются технологиями, которые запрещены поисковыми системами (создание дорвеев и другого поискового спама). Ведь они продвигают сайты своих клиентов, и бан (удаление всех страниц сайта из индекса поисковой системы), полученный от поисковика за запрещенную игру, обойдется клиенту слишком дорого.

Согласно упомянутому исследованию компании "ВебПроекты", сегодня на рынке около тысячи легальных российских оптимизаторских компаний и частных специалистов. Средний опыт работы компаний - 2,5 года, в штатном расписании типичной компании числится 5-19 человек.

Что же приобретают за свои деньги (средняя цена контракта - более 30 тыс. руб. в месяц) клиенты оптимизаторов? А приобретают они увеличение доходности своего бизнеса. Ведь все очень просто: чем больше посетителей придет на твой сайт, тем больше шансов на увеличение продаж товаров или услуг.

И оптимизаторы в общем справляются со своей задачей. Многие компании, работающие в сфере с развитой интернет-поддержкой (пластиковые окна, кондиционеры, обогреватели, туризм, некоторые юридические услуги и т. д.), практически полностью перешли на привлечение клиентов через сеть: никакой другой вид рекламы сегодня не сравнится по эффективности с поисковым продвижением сайта. Ярким примером успешного ведения бизнеса через интернет может служить опыт крупной компании "Московские окна".

Максим Чечекин, руководитель отдела интернет-маркетинга компании ARTtech: "Некоторые наши клиенты сейчас просто отказались от всех других способов продвижения своего бизнеса, кроме интернета, и довольны результатом. Еще один несомненный плюс поискового продвижения -- максимальная прозрачность и подконтрольность нашей работы. Наблюдая за статистикой по своему сайту, наш клиент может в любой момент бесплатно получить всю интересующую его информацию о количестве и маршрутах посетителей".

Сегодня, однако, на рынке возникла проблема, которую можно описать так: целью оптимизаторов зачастую становится не увеличение количества клиентов заказчика, а достижение высоких позиций по тем или иным запросам в выдаче поисковых систем. То есть эффективность нередко подменяется эффектом.

Строго говоря, в том, что позиции в поисковой выдаче стали синонимом успешности оптимизации, есть разумное зерно. По мнению аналитиков системы статистики SpyLog, 30% пользователей, пришедшие на ресурс из поисковой выдачи, обеспечивают половину всех продаж торговой площадки. Именно поэтому первая страница выдачи поисковых систем манит оптимизатора и его клиента со страшной силой.

Андрей Травин, PR-менеджер компании "Информсервис": "В последние два года оптимизаторская деятельность превратилась в оптовый бизнес по купле-продаже ссылок. Это то, что сегодня работает. К сожалению, на рынке идет не технологическая борьба, а война бюджетов".

Покупка ссылок с авторитетных ресурсов на продвигаемый сайт - одна из самых популярных сегодня технологий работы по поисковому продвижению. Это не запрещено поисковыми системами, а потому активно используется белыми оптимизаторами.

Как же это работает? Для ранжирования в поиске большинство поисковых систем используют алгоритм, который можно назвать "рекомендации". Если на авторитетном сайте стоит ссылка на другой сайт и в тексте этой ссылки содержится ключевой запрос, то поисковая система, скорее всего, сочтет, что сайт, на который ведет ссылка, качественный и соответствует тематике запроса.

Николай Попков, директор рекламного интернет-агентства "Реклама SU": "Механизм рекомендаций, или ссылочное ранжирование, позволяет значительно поднять качество поиска. Других методов пока не придумано. Ориентация же только на текст на странице позволяет (как позволяла до алгоритма "рекомендации") манипулировать поисковой выдачей еще сильнее. Именно поэтому в темах, которые коммерчески интересны оптимизаторам, можно видеть в основном качественные сайты, а в темах, на которых не заработать, не очень. Это объясняется тем, что если запрос неинтересен белым оптимизаторам, то в топ поиска, скорее всего, всплывет поисковый спам, а это не выгодно ни поисковикам, ни пользователям".

Андрей Иванов, аналитик компании "Ашманов и партнеры", главный редактор рассылки "Продвижение сайта: советы экспертов": "12 из 24 опрошенных нами компаний жестко привязывают свои предложения к списку запросов, причем этот список очень невелик. Максимальная сумма, запрашиваемая за продвижение по одному запросу, составляет $2000-2100 в месяц, минимальная -- около $40. Различные компании за продвижение на первые позиции 14 одних и тех же запросов предлагали цены от $3200 до $23 600 в месяц. То есть какого-либо общего принципа ценообразования на рынке нет".

Впрочем, такой разброс цен свойствен любому молодому рынку. Но на рынке поисковой оптимизации есть проблемы поважнее.

Андрей Иванов: "Сегодня мы видим, как развивается оптимизаторщина -- идет массовая скупка и продажа ссылок, автоматическая расстановка ссылок, массовое производство сотен тематических сайтов-сателлитов и псевдоконтента, параллельно десятки тысяч доменов регистрируются просто впрок... Сегодня по различным тематикам в зависимости от их продаваемости продвигаемые оптимизаторами проекты занимают 60-100% в выдаче "Яндекса". И далеко не все они сделаны для людей, хотя создавали их вовсе не черные оптимизаторы".

Люди в черном

Самые яркие и многочисленные представители касты черных оптимизаторов работают не на клиентов, а на себя. Сайты, которые они создают и продвигают (так называемые дорвеи, doorway -- входные страницы), делаются для роботов поисковых машин, а целью является генерация трафика -- привлечение людей, тем или иным способом перенаправляемых затем на нужный дорвейщику сайт.

Дорвеи бывают разные. Одни представляют собой страничку с невнятным текстом и ссылками на нужные сайты, а то и просто с функцией автоматического редиректа (перенаправления) пользователя. Такие дорвеи делаются исключительно для привлечения большого количества людей на вполне качественный сайт, где, к примеру, размещен блок контекстной рекламы: чем больше переходов по рекламным ссылкам, тем больше зарабатывает владелец сайта--партнера системы контекстной рекламы и тем скорее окупает себя дорвей.

Другие дорвеи выглядят как обычные сайты, но состоят из одной-двух страниц с обрывочными текстами. Иногда такие дорвеи являются автоматически скомпилированными фрагментами различных сайтов, причем скомпилированными так качественно, что с первого взгляда не всегда поймешь, что это за птица. Такие дорвеи вполне могут обмануть систему контекстной рекламы и убедить ее, что продвигаемый сайт достоин стать ее рекламной площадкой. Пользователи, заходя на такой дорвей и не находя там ничего интересного, вполне могут заинтересоваться рекламным блоком, перейти по нему -- и спонсировать таким образом процветание поискового спама: дорвейщик получит процент с платежа рекламодателя от системы контекстной рекламы, являясь ее прямым партнером.

В некотором смысле мы можем гордиться дорвейщиками как своим национальным достоянием: владельцем одной из крупнейших международных партнерских программ и сетей контекстной рекламы - компании UmaxSearch - называют нашего соотечественника Алексея Гурешова (сегодня он разворачивает собственную поисковую систему "Вебальта"). Оборот UmaxSearch в 2006 году составил $40 млн. Да и сами дорвейные технологии построены на математической модели русского математика - так называемых цепях Маркова.

Впрочем, гордиться этим достоянием непросто: дорвеи и прочие псевдосайты составляют основную массу поискового спама, изрядно портящего жизнь простым пользователям, которые пытаются найти что-либо в поисковых системах.

Но есть и еще одна причина нелюбви поисковых систем к анархистам от оптимизации: дорвейщики, по сути, обкрадывают их, пользуясь аффилированными с поисковиками системами контекстной рекламы (у "Яндекса" - "Яндекс.Директ", у Google - Google AdSens, у "Рамблера" и Mail.ru - "Бегун"). Если упростить, то выглядит все довольно изящно. Рекламодатель заказывает системе контекстной рекламы размещение. Как правило, оплата происходит "покликово", то есть за каждый переход с рекламного блока на сайт рекламодателя. Конечно, блоки контекстной рекламы появляются и в результатах поиска по запросу пользователя, если их тематика схожа с тематикой запроса. Но параллельно у систем контекстной рекламы есть партнерские программы -- каждый владелец сайта, параметры которого устраивают систему, может стать ее партнером и разместить на своем сайте (страничке) ее рекламный блок. За это он будет иметь определенный процент с каждого перехода посетителя сайта--партнера по рекламному блоку рекламодателя на его сайт. И тут в игру вступают дорвейщики. Автоматически они генерируют тысячи страничек с псевдоконтентом, созданным согласно оптимизаторским представлениям о том, что нравится поисковой системе, и заточенным под запросы, которые задаются сравнительно редко. Такие запросы, как правило, не интересуют белых оптимизаторов, а значит, по ним в поисковой выдаче нет жесткой конкуренции. Робот поисковика индексирует эти странички (добавляет в свою базу данных) и присваивает им какой-никакой вес. Для увеличения веса дорвейщики ставят на свои странички ссылки с форумов, досок объявлений, блогов и каталогов. А чтобы окупить дорвей, достаточно в среднем сотни переходов с него по заголовкам контекстной рекламы или нескольких сотен, если дорвей делался для нагона посетителей на сайты--партнеры системы контекстной рекламы.

Век дорвея недолог. Как только поисковик понимает, что та или иная страничка относится к разряду поискового спама, он банит ее безжалостно и навечно. Поэтому дорвейщики строят дорвеи по принципу таракана: размножаться быстрее, чем давят. Они создаются автоматически от начала до конца, размещаются на бесплатных доменах третьего уровня и автоматически регистрируются. Себестоимость их стремится к нулю, поэтому если пару десятков тысяч дорвеев поисковик вырезает, дорвейному бизнесу в целом ничего не грозит.

Неприязнь к дорвеям распространяется и на все, что так или иначе способствует их процветанию. В частности, на системы контекстной рекламы.

Елена Колмановская, главный редактор "Яндекса": "К сожалению, это факт - ряд неразборчивых рекламных сетей стимулируют развитие псевдоконтентных сайтов, обеспечивая им относительно легкую монетизацию. Работа таких сайтов портит весь интернет в целом, речь не только о выдаче поисковых систем".

Среди российских систем чаще всего достается "Бегуну". Обвинения в том, что рекламные блоки "Бегуна" размещаются на дорвеях, звучат довольно часто.

Алексей Басов, генеральный директор компании Begun: "Мы готовы гарантировать, что среди порядка 40 тыс. сайтов наших партнеров, составляющих сегодня крупнейшую рекламную сеть рунета, нет ни одного дорвея - слишком многоступенчатую поверку проходит каждый новый партнер. Не менее тщательно мы следим и за уже существующими в нашей системе сайтами, регулярно проверяя их по всем значимым параметрам, включая качество трафика. На конфликты оптимизаторов, дорвейщиков и поисковиков мы смотрим со стороны, поскольку наша задача -- защищать интересы рекламодателей. В первую очередь мы заботимся об эффективности рекламы для своих клиентов, в этом суть нашего бизнеса. Что касается собственно технологии дорвеев, то это один из методов привлечения аудитории с поисковиков, которые используются участниками абсолютно всех систем контекстной рекламы. Чтобы в этом убедиться, достаточно ввести несколько товарных запросов в любой поисковик".

Некоторые специалисты считают, что абсолютно белых оптимизаторов вообще не существует. Например, пункт 3.5. лицензии на использование поисковой системы "Яндекса" гласит: "Поисковый спам - это попытки обмана поисковой системы и манипулирования ее результатами с целью завышения позиции сайтов (страниц) в результатах поиска". Но ведь суть деятельности оптимизаторов всех цветов именно в манипулировании результатами поиска. Просто одни построили свой бизнес так, чтобы не зависеть от карающей руки поисковой системы, а другие пытаются с ней дружить и включают в свои договоры с клиентами обязательство "не использовать приемы, в явном виде нарушающие правила пользования поисковыми машинами".

Впрочем, дорвейный бизнес, то есть поисковый спам, законом не запрещен (в отличие от почтового спама).

Борьба за чистоту рядов

Как отмечают специалисты, сегодня наблюдается сближение белой и черной оптимизации. Оптимизаторские компании делают сетки тематических сайтиков, называемых в народе сателлитами и предназначенных исключительно для расстановки на них ссылок на сайты клиентов. Для создания сателлитов они организуют почти дорвейную схему -- оптом скупают доменные имена, не тратятся на индивидуальный дизайн, лишь слегка "причесывают" ворованный контент. Черные оптимизаторы делают такие же сетки сайтов, но с другой целью. Они организуют call-центры, телефоны которых ставят на все сайты сетки, и сами продают услуги и товары своих партнеров, которым остается только отвозить товар покупателю и отстегивать процент посреднику (оптимизатору).

Игорь Ашманов: "Создаются целые механизированные дивизии со своими регистраторами доменных имен, фабриками сайтов, автоматической системой линкоподдержки, генераторами контента. Они производят огромные количества псевдосайтов, которые, по сути, являются поисковым спамом".

Конечно, эта служба и опасна, и трудна. Препятствия начинаются в самом начале пути -- на этапе регистрации доменов (а нужно их немало). Например, "Яндекс", являющийся вследствие своей популярности (59% поискового трафика в рунете, согласно статистике LiveInternet) основной мишенью оптимизаторов, предпочитает сайты, размещенные на доменах второго уровня зоны Ru и Su. А это одни из самых дорогих доменов в мире (рекомендованная цена первых -- 19 у. е., вторых -- 99 у. е.), поэтому редко используются дорвейщиками. Зато, например, для сателлитов домены Ru второго уровня очень пригодились бы, но $19 не лишние, а аккредитованные регистраторы за снижение цен относительно рекомендованных могут поплатиться договором. Но, как известно, если есть спрос, будет и предложение.

Например, мне вчера удалось договориться о покупке ста доменных имен по оптовой цене всего $8,99 за штуку. И, конечно же, аккредитованные регистраторы тут ни при чем. Ведь у всякого аккредитованного регистратора есть партнеры, это и есть слабое звено. Судя по тому, что рост количества доменов в зоне Ru составил за минувший год 60%, можно предположить, что эта услуга пользуется популярностью.

А если уж покупка доменов не проблема, то налаживание недорогого производства маленьких сайтов вообще пустяк. Зачем же белым оптимизаторам обострять отношения с поисковыми системами, производя сателлиты? Ответ прост: в топе "Яндекса" всего 10 позиций, а каждому оптимизатору нужно, чтобы именно его клиент обосновался на одной из них. По некоторым тематикам конкуренция достигла такого накала, что редкий клиент сочтет такие вложения рентабельными. Например, если в числе клиентов компании есть продавец кондиционеров (это одна из самых конкурентных сезонных тематик), то в летнее время "поднять" сайт по запросу "кондиционеры" бессильны практически любые деньги. И, чтобы сэкономить бюджет такого клиента, создаются, например, 10 сайтиков (сателлитов), каждый из которых рассказывает о той или иной торговой марке кондиционеров, имеющейся в наличии у продавца. Все эти сайтики опутываются хитрыми кольцами перекрестных ссылок и, в определенном порядке ссылаясь друг на друга и на сайт клиента, передают друг другу свой вес. Этот оптимизаторский приемчик и связанное с ним явление принято называть непотизмом (или кумовством). Поисковые системы его не приветствуют, но пока и не применяют строгих взысканий. После того как в конце прошлого года "Яндекс" встроил в свой алгоритм так называемые непот-фильтры (позволяющие причислить проект к спамным и применить к нему санкции), эта технология сильно потеряла в популярности. Однако противостояние продолжается -- оптимизаторы меняют схемы перелинковки сателлитов, модифицируют виды и типы ссылок, а поисковые системы придумывают все новые методы борьбы с ними.

Игорь Ашманов: "Бывают ситуации, в которых поисковикам может помочь только политическое решение -- вот эти сайты мы считаем сателлитами, а вот эти нет. К сожалению, поисковые системы не стремятся к такой ясности, чтобы не брать на себя лишних обязательств и не давать легальных лазеек веб-мастерам".

Алексей Басов: "Мы тоже стремимся поддерживать некий вакуум понимания у наших партнеров относительно методов оценки их эффективности и добросовестности. Потому что полное понимание часто влечет за собой не стремление жить по понятным правилам, а стремление похитрее обойти их".

Чем пахнет трафик

Основным продуктом деятельности любого оптимизатора является трафик -- потоки пользователей, перемещающихся по интернету. Поэтому оптимизатор играет немалую роль и в успехе контекстной и медийной (баннерной) рекламы.

Недавно рынок взволновала серия скандалов с известными и уважаемыми изданиями, публично обвиненными в накрутке (завышении показателей) трафика. В марте по этой причине из статистики Mail.ru был исключен ресурс холдинга РБК Cnews.ru, незадолго до этого из рейтинга "Рамблер Топ 100" были выдворены еще два популярных ресурса РБК -- Utro.ru и Anekdot.ru. В прессе стали появляться обвинения тех или иных уважаемых изданий в накрутке счетчиков.

Мария Черницкая, генеральный директор РА iConText: "Сейчас, когда в интернете наконец появились крупные рекламодатели, деньги, стабильность, такие скандалы нужны меньше всего -- они могут поколебать доверие к онлайн-рекламе. Для рынка медийной рекламы такие подозрения принципиальны. Здесь оплачивается показ баннеров, поэтому очень важно, кто именно увидел баннер, а потом уже сколько было показов".

По оценкам ассоциации "Интернет и бизнес", объем рынка медийной рекламы в рунете равен $100-150 млн, а в будущем году приблизится к $220 млн. По некоторым прогнозам, в 2010 году он достигнет $500 млн. Есть за что бороться.

Максим Чечекин: "Накрутка трафика на площадках-рекламоносителях легко объяснима. В 1990-х годах в прессе были скандалы, связанные с завышением тиражей, сейчас накручивают счетчики. Закрытая статистика посещений вызывает подозрения: какая в этом может быть коммерческая тайна? Если доступ к статистике есть, то накрутку несложно вычислить. Просмотр большим процентом посетителей одной-двух страниц, приход неестественно значительного количества посетителей с прокси-серверов, ненормальная динамика посещений -- все это может свидетельствовать о манипуляциях с трафиком".

Прогноз погоды

Рынок поисковой оптимизации интернет-сайтов сегодня один из самых перспективных и быстрорастущих в России. Некоторые оптимизаторы ставят себе фантастические цели. Например, "Корпорация РБС" планирует к 2011 году зарабатывать $100 млн в год на оптимизации.

Война с оптимизаторщиной постепенно дополняется новым элементом -- благосклонностью к оптимизаторам. Эта тенденция наблюдается во всем мире, крупнейшие поисковики даже создали страницы (Google Webmaster Central, Yahoo Search Resources for Webmasters), на которых просят посетителей помещать свои оптимизированные ресурсы, чтобы максимально быстро получать новые релевантные страницы в результатах поиска. Это выгодно и тем и другим. Ведущий поисковик рунета "Яндекс" пока предпочитает использовать кнут, а не пряник, но и в его отношениях с белыми оптимизаторами наблюдается потепление.

Елена Колмановская: "У "Яндекса" нет и никогда не было никакой политики в отношении оптимизаторов. У нас есть поисковая машина, которая работает с сайтами. И то и другое неодушевленное. Оптимизаторы воздействуют на сайты. Лучшее, что они могут сделать,-- повысить полезность сайта для пользователей, худшее -- замусорить интернет бессмысленными сайтами".

Никита Андросов, генеральный директор компании InGate: "Самая очевидная проблема рынка оптимизации, как ни странно, это "Яндекс". Когда одной компании принадлежит 59% (а по нашим данным, все 70%) поискового трафика, это фактическая монополия. Это во много раз увеличивает необходимые риски оптимизаторских компаний и их клиентов: "свалился" в "Яндексе" -- потерял огромную часть трафика. Думаю, что эта проблема решится естественным путем. Хотелось бы, чтобы это произошло побыстрее".

Что же касается прогнозов и тенденций, то уже сейчас можно с большой долей вероятности предположить, в какую сторону будет двигаться оптимизаторское сообщество.

Игорь Ашманов: "Многие оптимизаторы, увы, движутся как раз в сторону создания массовых автоматизированных схем продвижения, то есть в сторону войны с поисковиками. До конца 2007-го оптимизаторщину могут ждать бурные потрясения. Поисковики нанесут серию ударов по самым массовым схемам раскрутки. Произойдет резкое расслоение оптимизаторов на черных (смычка с дорвеями) и белых (сдвиг в комплексные услуги и контекстную рекламу). Фрилансеры и мелкие партизанские фирмы будут массово разоряться. Что нужно делать? Строить нормальное клиентское обслуживание. Предлагать комплексную услугу интернет-маркетинга. Создавать и использовать средства независимого аудита. Искать пути к сотрудничеству с поисковиками. Выходить из сумрака, повышать прозрачность услуги и строить цивилизованный бизнес".

Коммерсантъ-Деньги


Вы подписаны на рассылку "Webrating.Ru - все об интернет-рекламе", отписаться от рассылки можно на сервере www.subscribe.ru.

©2002, Webrating - http://www.webrating.ru info@webrating.ru

В избранное