В 2003 году на рынок интернет-рекламы пришел малый и средний бизнес. В первую очередь новый приток «оффлайновых» средств почувствовали поисковые системы. Во втором эшелоне оказались агентства интернет-рекламы. О рекламе, агентствах и прогнозах на 2004 год рассказывает Дмитрий Можаев, генеральный директор Index20.
-Как Вы оцениваете объем рынка интернет-рекламы за 2003 год? Сколько денег, по Вашим оценкам, вложили рекламодатели в Интернет?
-Если не учитывать бартер и считать только то, что тратится по России, то миллионов 10-12.
-А примерно какая часть этих средств идет в медиа?
-Где-то 20% минимум (а то и все 30%) оседает в компаниях, обслуживающих рекламодателей. Но нужно учитывать, что многие работают напрямую. Если исходить из этих цифр, получается 8-10 млн.
-Кто сейчас, на Ваш взгляд, крупнейшие игроки на рынке интернет-рекламы?
-Агентства нельзя мерить одной меркой. Есть клиентские, есть баинговые, есть селлинговые агентства. Если говорить о селинге, таких три: это AdWatch, Index 20 и IMHO IV. Это агентства, которые продают ресурсы другим агентствам. Больше этим бизнесом никто не занимается. Клиентских агентств гораздо больше. Под клиентскими агентствами я подразумеваю интернет-агентства, которые работают по онлайн-бюджетам непосредственно с рекламодателями. Это «Promo.ru», Prior.ru, Traffic, iConText, медиа-подразделение студии
Артемия Лебедева и «Манифест». И третья группа – это традиционные сетевые агентства, которые в том числе занимаются медиа-баингом в Интернете для своих клиентов. Это APR Медиа, Media Direction, AdVenta, mDigital и Mind Share. Агентства из разных групп нельзя сравнивать, потому что они занимаются разными бизнесами.
-Какова средняя стоимость рекламной компании?
-Одна рекламная кампания идет в пределах от $15 до $80 тыс. Диапазон действительно большой, потому как у рекламных компаний могут быть разные задачи. Есть клиенты-брэнды – там разовая рекламная кампания может быть сразу на сумму $100 тыс. А если продвигается какой-то продукт, то и $15 тыс. достаточно.
-А вообще на сколько за прошлый год увеличились вложения в интернет-рекламу?
-Опять же по секторам надо смотреть. Пришло очень много малого и среднего бизнеса – это самый быстрорастущий сектор. Они размещают маленькие бюджеты, но дали основной прирост рынка. По моим оценкам, 50%. А вот рост рекламных кампаний крупных брэндов, например, FMCG, не столь значителен по отношению к первому сектору. Максимум, может быть, 20%.
-А какие сейчас компании пошли в Интернет?
-Нет, собственно, уже никого, кто бы в Интернет не продвигался. По всем без исключения индустриям происходит рост. Особенно он заметен в автомобильной индустрии, далее – по FMCG-брэндам, особенно пиво (очень много пивных брэндов в этом году пошло в Интернет). И еще страхование.
-Какие самые крупные брэнды рекламировались через вас?
-«Тинькофф», «Росно».
-Это, видимо, и самые крупные ваши кампании за прошлый год?
-Да.
-Какие типы рекламы, на Ваш взгляд, идут на подъем, какие - на спад?
-Rich-media, pop-up – это все идет на спад, причем стремятся к нулю. Контекстная реклама – это самый быстрорастущий сектор, что, кстати, и отражает успех «Бегуна».
-А как, на Ваш взгляд, вырастет объем рынка в следующем году?
-Большой рост, как я говорил, даст малый и средний бизнес за счет увеличения количества таких компаний, присутствующих в Интернете. Рынок становится более диверсифицированным. Но погоду на рынке будут определять не какие-то модные течения, а крупные брэнды. Группа баинговых агентств будет иметь все большее влияние. То есть оффлайновые агентства будут вносить все больший вклад именно в рекламу крупных брэндов. И эта реклама будет все больше концентрироваться на лидирующих медиа-ресурсах. Будет происходить реструктуризация интернет-рынка наподобие оффлайнового. Будут топовые для брэндов медиа-ресурсы, будут и ресурсы, где могут рекламироваться все. Соответственно, будет происходить и уже происходит определенная специализация агентств: появляются агентства, специализирующиеся на контекстной рекламе, на покликовой оплате, оплате за результат и так далее.
Врезка
В 2002 году сетевые эксперты заметно разошлись в оценке объема рынка интернет-рекламы. Так, исполнительный директор «Манифеста» Даниил Виннер и директор Advertising Management Agency Александр Денисенко единодушно назвали цифру в $6 млн. Медиадиректор «Медиастарз» Вера Бондарева предположила, что суммарный объем продаж на этом рынке не превышает $10 млн. Генеральный директор AdWatch Лев Глейзер обозначил цифру в $12 млн, а генеральный директор агентства Promo.ru Тимофей Бокарев и генеральный директор «Прорыва» Мария Грачева - $8 млн. Елена Колмановская, главный редактор «Яндекса»,
затруднилась дать точную оценку, назвав лишь диапазон: $10-12 млн.
По оценке г-на Ревазова, за прошедшие 12 месяцев рынок интернет-рекламы, равно как и доход его агентства, увеличились вдвое. Оборот IMHO VI в минувшем году составил несколько миллионов долларов, при этом за самую крупную рекламную акцию - кампанию «Launch Windows XP» - IMHO VI получила более $100 тыс. В предстоящем году агентство планирует увеличить свои заработки в 1,6 раза.
Агентство Traffic новый сайт Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон"
19 января пользователи услуг мобильной связи Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон", придя на сайт своего любимого оператора, увидели принципиально новый дизайн и структуру. Сайт полностью обновился в соответствии с новым руководством по фирменному стилю компании, силами петербургского интернет-агентства Traffic. Кроме лаконичного стильного внешнего вида, сайт получил новую удобную навигацию и современный форум.
«Мы признательны компании МегаФон за то, что они доверили работу над столь интересным и ответственным проектом нашему агентству. Надеемся, что сайт понравится не только заказчикам, но и всем пользователям сети МегаФон на Северо-Западе России», - комментирует запуск нового сайта руководитель интернет-агентства Traffic Куприянов Алексей.
«Сайт нашей компании ежедневно посещают тысячи пользователей мобильной связи. Мы надеемся, что новая версия корпоративного сайта и принципиально новый Форум сделает общение с оператором более удобным и интересным», - прокомментировал коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон» Николай Деменчук.
«Мы довольны проделанной работой. Особенно удался Форум, - заметил руководитель проекта Александр Терентьев. - Функциональность, наглядность и новизну наших Интернет-продуктов уже по достоинству оценили посетители Форума».
Кто будет штрафовать нарушителей закона "О рекламе", решится в апреле
Как сообщили в МАП РФ, в настоящее время в рамках административной реформы действительно рассматривается вопрос о том, кто должен решать – соответствует ли реклама закону – суды или антимонопольные органы.
Напомним, что по закону МАП и его теротделения осуществляют контроль за соблюдением законодательства о рекламе. А именно министерство может «предупреждать и пресекать факты ненадлежащей рекламы». Согласно Кодексу об административных правонарушениях штраф за нарушение закона о рекламе составляет от 400 до 500 МРОТ, а за неисполнение предписания министерства — от 2000 до 5000 МРОТ.
Комиссия по административной реформе предлагает штрафовать компании, нарушившие закон «О рекламе», только в том случае, если суд признает, что размещенная реклама противоречит закону.