Дом Хундертвассера (нем. Hundertwasserhaus) – одно из самых дорогих примеров муниципального жилья в австрийской столице, однако когда в 1986 году его строительство завершилось, от желающих поселиться в эко-теремке не было отбоя. Красочное строение одновременно напоминает дворец из сказки и полный жизни коралловый риф…
Построив дом по заказу городских властей, архитектор-живописец Фриденсрайх Хундертвассер (Friedensreich Hundertwasser) не взял денег за своё творение, сказав, что этот дом является его душой – и он просто счастлив, что на этом месте не построили что-нибудь безобразное.
Под безобразным имелось ввиду серость и однообразность: создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле активно выступал против одинаковых домов-коробок, как это стало принято с приходом эпохи модерна.
В подтверждение своих идей Фриденсрайх всегда носил непарные носки. Когда люди интересовались у него: «Зачем вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А зачем, собственно, вы носите одинаковые?!»
Эту художественную и жизненную концепцию известный австриец воплотил в ряде проектов, среди которых одним из наиболее знаменитых является названный в его честь многоэтажный дом. Его фасад раскрашен во все цвета радуги, а местами его покрывают мозаика и орнаменты из цветных глазурованных плиток.
По идее архитектора каждый жилец в праве привнести что-то своё в это творение: достаточно просто протянуть из окна руку с кистью или краской-спреем (странно, что при этом никто до сих пор не догадался нанести на стены граффити). При строительстве здания было использовано восемь типов окон, а все линии и формы намеренно асимметричны.
Есть у Дома Хундертвассера и другое название – «Waldspirale», что в переводе с немецкого означает «лесная спираль». Это название вполне соответствует архитектуре постройки: спиралевидный подъем зелёной крыши покрыт слоем земли – и выглядит как поляна с деревьями, кустарниками и травами. В внутреннем дворике разместился пруд с лягушками, создавая впечатление настоящей лесной идиллии.
Будучи обеспокоенным вопросами экологии, архитектор считал, что растения тоже имеют право жить в доме – это хоть какая-то компенсация за урон, который наносит природе современное индустриальное общество. Поэтому он создал специальные комнаты-ниши, чтобы высаживать там виноградники, кустарники и даже деревья (поместилось в общей сложности около 250).
Дом Хундертвассера возведён совместно с архитектором Йозефом Кравиной из дерева и камня – полностью натуральных природных материалов. Здесь находится 52 квартиры (то есть примерно две сотни жильцов), 4 офиса, две детские игровые комнаты, 3 общественных и 16 частных террас, кафе, зимний сад и парковка на 37 автомобилей.
Однако не смотря на то, что игра красок и обилие зелени просто завораживают, нервы некоторых жильцов долго не выдерживают и они съезжают – в основном из-за растущего потока туристов, которые бродят вокруг здания с фотоаппаратами и любопытно заглядывают в окна. Что, впрочем, не так уж плохо: шанс поселиться здесь выпадает ещё какому-нибудь состоятельному счастливчику.
В начале 90-ых в городе также была реализована пара аналогичных проектов архитектора: если вы когда-нибудь посетите Вену, найдите Дом искусств Кунстхаус (KunstHausWien) и так называемую «Деревню Хундертвассера» (Hundertwasser Village) – торгово-выставочный центр с сувенирными лавочками и кафе.
Не будь Фриденсрайх Хундертвассер европейским архитектором, он предпочёл бы жить скромнее – в уютной и безопасной землянке с множеством окошек, покрытой сверху травой. В Новой Зеландии архитектор построил как раз такой дом: крыша по бокам переходит в холм, на который иногда приходят пощипать травку бараны.
Кроме того, эко-деятель за свою жизнь успел возглавить несколько проектов по художественной реабилитации бывших мануфактур: унылые коробки Хундертвассер превращал в арт-объекты. Так, например, в 1988 году по его дизайну были оформлены фасад и дымовая труба теплоэлектроцентрали Шпиттелау в Вене, где сжигались сортированные бытовые отходы.
Личный пример архитектора напоминает нам о том, что природа, экологичный подход, современные технологии и искусство могут гармонично сочетаться, делая существование человека более комфортным.
Светская этикетная ситуация наиболее привычна и естественна ходу нашей жизни. Дама, как главная в данной ситуации, должна умело распоряжаться привилегиями, соответствующими её положению. У хорошо воспитанной женщины есть свои тайны и хитрости, о которых сегодня и пойдёт речь.
Секрет первый
Стремиться здороваться первой с теми, кто младше нас – не обязательно. Правда стоит отметить, что, как и в любом правиле, здесь есть свои исключения. И относятся они к следующим социальным группам:
члены королевской семьи;
главы государства или правительства;
священнослужители;
пожилые люди, занимающие высокий пост.
Представители этих групп всегда будут старшими!
Секрет второй
Здороваться и приветствовать младшего по статусу можно сидя. Вставать уважающей себя даме не рекомендуется.
Секрет третий
В некоторых кругах, даже в светской ситуации и вне зависимости от гендерной принадлежности, рукопожатие является неотъемлемой частью приветствия. Например, в Европе рукопожатие среди женщин в различных сферах – обычное явление.
К слову, рукопожатие – это важная часть общения. Имеют свой скрытый смысл и законы. Но об этом ещё впереди.
Итак, если дама приветствует младшего по статусу (не забываем об исключениях, о них выше по тексту):
можно не протягивать руку для рукопожатия (по своему усмотрению и желанию);
если вы желаете протянуть руку и пожать, делать это можно не вставая (в случае, если вы сидите).
Мужчина и женщина в общественных местах. Инструкция к применению
Даже если наш спутник не знает всех правил корректного обращения с дамой, его можно незаметно подвести к этим нововведениям.
Секрет четвёртый
Когда мы в сопровождении мужчины, идти лучше по правую сторону. Эта традиция уходит корнями в то время, когда на левом боку мужчины носили шпаги, сабли. И дабы не задевать этим оружием свою спутницу, сопровождая даму, мужчины шли слева от неё.
Однако и здесь нас ждут свои исключения:
Сегодня военнослужащие не носят сабель. Поэтому, если вас сопровождает представитель воинского этикета, идти лучше слева от него, чтобы не мешать ему отдавать честь правой рукой. Этот нюанс относится и к священнослужителям, так как правой рукой они благословляют;
На светских раутах и приёмах, торжественных мероприятиях и балах даме также лучше находиться по левую сторону от своего спутника, поскольку, встречая на данном событии знакомых мужчин, он будет правой рукой пожимать им руки;
На улице мужчина должен идти со стороны мостовой или проезжей части. Или, к примеру, со стороны «живой изгороди», со стороны заброшенных зданий и гаражей. Словом, с той стороны, где опасно, чтобы в случае чего удар взять на себя. Тут опять-таки дама может проявить инициативу и незаметно перестроиться на дальнюю полосу;
Если впереди тропинка в лесу/заброшенном месте/тёмном парке, рытвины и ямы, ремонт дороги или узкий мостик, мужчине следует идти впереди (читай: даме можно пропустить мужчину вперёд), чтобы прощупать дорогу и определить степень безопасности. В случае опасности у него всегда будет возможность заслонить собой даму. Или «на худой конец» просто подать даме руку, помочь ей (особенно если она на каблуках!);
Кто первым проходит в дверь. В незнакомые и тёмные подъёзды первым должен заходить мужчина (с дрожью в голосе, «там темно, я боюсь», вновь пропускаем нашего джентльмена вперёд). Если же это ресторан/театр/магазин или гостиница, в которой дверь открывает швейцар, первой проходит всегда женщина. В случае отсутствия швейцара, мужчина открывает дверь сам и придерживает её, пока дама не зайдёт в помещение;
Когда мы поднимаемся или спускаемся по лестнице в сопровождении спутника. В этом случае мужчине также лучше идти впереди, подав руку даме. Эта традиция пришла к нам из далёкого XII века, когда женщины ходили в длинных и объёмных платьях, а электричества ещё не существовало. Галантный рыцарь того времени нёс в правой руке зажжённый факел, чтобы освещать тёмный коридор замка. В левой руке он держал правую руку своей спутницы, которая другой рукой приподнимала полы своей длинной юбки.
Очень важно при спуске с лестницы придерживаться рукой не только за перила, но и за руку своего спутника. Как-то в ресторане мне пришлось быть невольной свидетельницей незнания данного правила. Случай этот произошёл зимой, когда снег на нашей уличной обуви в помещении за считанные секунды превращается в воду. А сочетание мокрой обуви, скользких следов, каменных ступеней и каблуков делает наше передвижение по лестницам экстремальным и опасным.
Вошедшая в тот день дама, обогнав своего сопровождающего, начала бодро спускаться в цокольный этаж ресторана (ресторан был в несколько этажей). Поскользнувшись на середине лестницы, она на коленях стремительно полетела вниз, не сумев ухватиться за перила. Спускавшийся позади мужчина не смог даже ухватить её, всё произошло слишком быстро. И если бы не официант, случайно оказавшийся внизу, бедная женщина разбила бы голову о мраморные ступени – он успел удержать её голову от удара. В итоге – сломанный каблук, порванные колготки, испорченная причёска, шок, слезы…
И ещё один маленький нюанс. На взгляд автора этих строк, позади может идти только супруг – по той причине, что ему не возбраняется наблюдать ваш так называемый «вид сзади». Лично мне мешает чужая пара глаз с «заднего фланга», поэтому всех мужчин я пропускаю вперёд. Это мои личные убеждения, но, как известно: «Желание дамы – закон».
Секрет пятый
Однажды я услышала ироничную поговорку: если мужчина открывает женщине дверь своей машины, то эта дама – его любовница, или у него новая машина, с которой он пылинки сдувает. Не бывать этому! Даёшь заботливое отношение к жёнам! Поэтому хорошо бы просить своего супруга (или же кавалера) открывать перед вами дверцу машины, когда вы садитесь в неё и выходите (с тем расчётом, что это действие войдёт у него в привычку). Это же так красиво!
Секрет шестой
В общественный транспорт входить первому лучше мужчине. Равно как и выходить. В этом случае, как и в остальных, не помешает поданная вашим спутником рука.
Женская самопрезентация
Помните уроки женственности от секретарши Верочки из старого доброго к/ф «Служебный роман»?
«Вот что отличает деловую женщину от… женщины? Походка! Как вы ходите!? Ведь это уму непостижимо! Вся в узел завяжется, вся скукожится, как старый рваный башмак, и вот чешет на работу – как будто сваи вколачивает! А мы как ходим? В женщине должна быть загадка. Головка чуть-чуть приподнята, глаза немножко опущены. Всё свободно, плечи откинуты назад, походка свободная от бедра. Раскованная, свободная пластика пантеры перед прыжком».
Устойчивое выражение «элегантная женщина» ассоциируется не только с поведением, но и с манерой держать себя, с внешностью.
Секрет седьмой
Осанка. Здесь всё известно по совету всё той же Верочки. «Голову вперёд! Грудь вперёд! Сзади подберитесь! Спереди в себя живот! Всё в себя! И пошла свободной походкой! Нога от бедра свободная» Но только, по словам Веры, не виляйте бёдрами, как распущенная женщина. Словом, тренировка ходьбы с книжками на голове здесь как нельзя кстати.
Секрет восьмой
Манера сидеть. Отличительная черта элегантных дам – знание того, как это делается, позволяет женщине не только достойно выглядеть, но и избежать курьёзных ситуаций, когда взору посторонних открывается больше, чем следует. Итак, поза «нога на ногу» – дурной тон. Современные представительницы высших кругов сидят именно следующим образом: спина должна быть прямой, плечи опущены. Колени и ступни сведены вместе. В таком положении ноги можно отвести в бок, сместив центр тяжести на одно бедро.
Секрет девятый
Спускаясь и поднимаясь по лестнице, ступни и колени лучше ставить друг к другу максимально близко. В этом случае женщина выглядит весьма аккуратно – стройной, собранной, как струнка.
Секрет десятый
Когда вы сидите, руки лучше сложить в так называемый «английский замок» или положить ладони одна на другую. Не следует греть руки между ног. Или теребить сумочку, часы, кольцо. Нервно перебирающая пальцами женщина создаёт впечатление неуравновешенной особы. Этот нюанс особенно хорошо помнить в тех случаях, когда вы действительно волнуетесь и не знаете, как сесть и куда деть руки.
Подвести итог разговора о женской элегантности хотелось бы словами гениального Александра Сергеевича. Именно он собрал воедино все эти качества и отобразил их в лице замужней, преображённой Татьяны Лариной.
***
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut…
(8, XIV)
***
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор её очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Никто б не мог её прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar.
(XV)
***
Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.
(7, XVI)
Романтик романтику рознь. Потому прекрасной альтернативой ужину при свечах и прогулки под звёздами запросто может стать ванна под звёздами и при свечах. А может, их логическим продолжением. Компания SEGA Toys выпустила замечательный гаджет, который поможет в два счёта устроить такой замечательный вечер. Нужно лишь наполнить ванну водой, и опустить в неё Homestar Bath Planetarium, водоплавающий домашний «планетарий» для настоящих романтиков.
Сферический гаджет, который выглядит как окружённая кольцами планета Сатурн, может быть декоративным ночником, отсвечивая на потолок и стены мириадами звёзд и созвездий. Но всё же то зрелище, которое обеспечивает этот «планетарий» в ванной, впечатляет куда сильнее. Homestar Bath Planetarium может работать в одном из трёх режимов, каждый из которых создаёт особую атмосферу в комнате.
Режим Starry Sky для ясного звёздного неба в августе, Rose Bath – для превращения ванной в цветочную поляну, усыпанную розами, а Deep Ocean создаст атмосферу подводного царства, проецируя на дно ванной лучи соответствующего «морского» цвета и силуэты обитателей морей и океанов.
Такая игрушка наверняка понравится и детворе, да и родителям будет куда проще заманить маленьких поросят в ванную таким «планетарием», чем традиционными игрушками для купания. Если же совместить водные процедуры не только с магической атмосферой, которую создает Homestar Bath Planetarium, но и с ароматерапией, массажем и другими спа-процедурами, можно забыть о тяжёлом дне и полностью погрузиться в блаженное состояние эйфории и релаксации. Полагаем, никого не удивит, что авторами этого гаджета стали именно японские дизайнеры, знающие толк в подобных удовольствиях.
Стоимость такого гаджета составляет 110 долларов. Как он работает, можно увидеть в видеоролике:
Фотографии природы можно делать в широком диапазоне ракурсов и тематик, жанров и форм, но это совсем не значит, что фотохудожник (в данном случае мы не говорим «фотограф», потому как далее речь пойдёт не просто о фотографии, а о чистейшем искусстве) должен останавливаться лишь на единственном щелчке затвора своей фотокамеры. Цифровая художница Катрин Нэльсон из Сиднея, Австралия, используя сотни снимков природы, буквально «рисует» ими целые фантастические экосистемы, которые не существуют в реальности, но могут существовать в нашей фантазии.
Катрин Нэльсон родилась в Сиднее в 1970 году. По окончании школы она поступила в Колледж Изящных Искусств в Сиднее, а закончив его, погрузилась в мир кино, создавая визуальные эффекты для таких фильмов, как Мулен Руж, Гарри Поттер, 300 спартанцев и Австралия. Киноработа сделала Катрин популярной во всём мире, ей приходилось жить и работать в различных городах Европы, таких как Рим, Милан, Лондон, Брюссель и так далее. В 2008 году Нэльсон вернулась в свою студию в Сиднее и решила посвятить себя своим собственным художественным проектам.
«Когда я окунулась в мир фотографии, то почувствовала, что снимки, отражающие лишь то что есть на самом деле, не отражают моё собственное переживание мира. Имея глаза и воспитание художника и вместе с тем многолетний опыт работы с визуальными эффектами, я решила попробовать перенести свои работы на новый уровень»
Серия работ «Future Memories» («Воспоминания из будущего») – это 20 летающих миров, которые с большой тщательностью составлены из тысяч мелких деталей, собранных с сотен реальных снимков природы. Визуальная поэзия, сочетающая в себе реальную природу и цифровые техники, придаёт небывалые формы этим трансцендентным пейзажам.
Каждая из 20 работ, представленных в коллекции, действительно состоит из сотен снимков, причем Катрин не использует в своей работе никакие 3D-манипуляции, всё это буквально сшитые из лоскутков фотографий фантастические миры. Эти цифровые картины, имеющие размер примерно 80 на 80 сантиметров – это результат колоссальной работы, ведь каждая такая картина делается примерно месяц.
Как говорит художница, её работы несут и экологический посыл, ведь они дают понять зрителю, насколько широко биоразнообразие нашей планеты и насколько она красива. Также, глядя на эти произведения искусства и зная, сколько различных кусочков реальности включает в себя этот нереальный пейзаж, человек может понять, что единство тысяч мелких деталей образует и реальный мир, который, хоть и привычен нам, но не менее прекрасен, чем мифологические миры Катрин Нэльсон.