Фотогеничность моделей – предмет зависти и досужих разговоров. Одни связывают фотогеничность с идеальной внешностью и считают ее чем-то врожденным, наряду с безупречным слухом и голосом, способным вытянуть 5 октав. Другие недоумевают, глядя на моделей, которые не отличаются красотой в жизни, но на фото умудряются затмить своих более идеальных коллег. Так что же такое фотогеничность и можно ли ее приобрести?
Фотогеничность. Ключевое понятие
Фотогеничность – это не идеальные черты лица, а умение нравиться камере. С этой непростой на первый взгляд задачей отлично справлялась культовая модель 60-х Верушка. Вот как она описывает съемочный процесс: «Съемки для меня – любовный треугольник: фотограф, камера и я. Камера – мой возлюбленный, и у нас увлекательный флирт. Влюбленным взглядом я смотрю либо в камеру, либо куда-нибудь в сторону. А фотограф нажимает на кнопку в тот самый момент, когда я нашла нужную позу и выражение лица. Это очень волнующее переживание – когда между камерой, фотографом и мной возникают такие отношения. И никогда не бывает плохих снимков».
Верушка
Эту теорию Верушка наглядно доказала в фильме Антониони «Фотоувеличение», где ее героиня всего за 4 минуты успевает продемонстрировать достоинства своего тела и свести с ума фотографа (Дэвид Хэммингс), который падает перед ней на колени с фотоаппаратом в руке.
Кадр из фильма «Фотоувеличение» (1966)
Эту сцену назвали самой эротичной в истории кинематографа. А всеобщие восторги, как и всеобщее недоумение, вызвала Верушкина необычайная худоба…
Фигура
Перед съемками в «Фотоувеличении» модель сидела на голодной диете и пила только воду. «Я потеряла много веса и была очень слаба, когда снималась в этом фильме», – призналась впоследствии она. Конечно, это было рискованно. Ведущие фотографы не рекомендуют сидеть на диете за неделю перед запланированной фотосессией – следы недомогания и изможденности будут видны у вас на лице. Однако существует несколько уловок, которые помогут выглядеть на фото стройнее:
– Прямая осанка. Сидите вы или стоите, прямая спина поможет вам чувствовать себя (а следовательно, выглядеть) выше и стройнее.
– Поворот на 45 градусов. Излюбленная поза подиумных моделей, которая позволяет им выглядеть на многочисленных бэкстейдж-снимках еще худее, чем они есть на самом деле. Поворот на 45 градусов к камере, одна нога выставлена вперед и чуть согнута в колене, вес тела переносится на вторую ногу, руки на бедрах.
– Для снимков в полный рост попросите фотографа снимать с низкого угла наклона камеры, это зрительно удлинит ваши ноги и улучшит пропорции.
– Чтобы избежать излишней ширины, не скрещивайте руки и ноги, избегайте большого количества массивных аксессуаров, не надевайте мешковатую одежду.
– Высокие каблуки удлинят ноги и позволят чувствовать себя более уверенно (туфли на высоких каблуках, как и любая обувь на фотосессии, должна быть удобной и релевантной по размеру – любое неудобство мгновенно отразится на фото).
Одежда
Гардероб Лесли Хорнби (более известной как Твигги) состоял из мини-юбок, платьев с простым принтом и отличался простотой форм и расцветок.
Твигги
Это и определило ее имидж девочки-подростка и возвело ее на пьедестал культовой модели 60-х.
Одежда как знаковый атрибут любой фотосессии не просто подчеркивает достоинства и скрывает недостатки, но отражает внутренний мир, сиюминутное настроение модели.
– При выборе одежды для фотосессии не старайтесь быть похожими на кого-то – отдавайте предпочтение тем предметам гардероба, которые идут именно вам.
– Избегайте нарядов из блестящей ткани, ткани с крупными асимметричными узорами, аляповатыми принтами (горизонтальные полоски полнят, однотонные вещи могут сделать ваш образ неопределенным и даже свести его на нет).
– Тесная или слишком свободная одежда – табу для любой профессиональной модели.
– При выборе цвета одежды принимайте во внимание тон вашей кожи, цвет волос, комплекцию.
– В идеале одежда должна раскрывать вашу индивидуальность и соответствовать обстановке, в которой вы оказались.
Макияж
Кажется, искусство мейк-апа – это прерогатива стилистов, а для желающих хорошо выглядеть на фото достаточно обратиться за помощью к профессионалу…. Однако многие супермодели предпочитают накладывать макияж самостоятельно. Ведь никто не знает их лицо лучше их самих (достаточно вспомнить культовую модель 60-х Твигги, которая придумала подкрашивать нижние ресницы так, что ее стиль по-прежнему копируют, только вместо рисованных ресниц с успехом применяют накладные).
Твигги
Вообще искусство мейк-апа моделей было и остается иллюзией, которую не так просто воплотить в реальность. Так, холеные, без единого изъяна тела и лица «ангелов» Victoria’s Secret – результат 3–5-часовой работы стилистов и визажистов. Достичь такого эффекта для любительской фотосессии не всегда реально и почти всегда неоправданно.
Для естественных, максимально приближенных к жизни снимков сами «ангелы» VS советуют следующее: «Меньше – лучше. Я хочу, чтобы мой макияж не выглядел перегруженным, и кожа казалась свежей, а не была похожа на многослойный пирог», – говорит Алессандра Амбросио.
Алессандра Амбросио
«Красная помада и макияж в стиле нюд на фото всегда выглядят потрясающе!» – заявляют Миранда Керр и Кэндис Свейнпол.
Миранда Керр
При студийной постановочной съемке правила макияжа меняются. Для натурального образа требуется тщательное, пошаговое нанесение макияжа (увлажнение; нанесение консилера на 2–3 тона светлее тона кожи; нанесение тонального крема или пудры на лицо и на шею; применение обводки для глаз; использование теней более светлых оттенков, которые сделают глаза более «живыми» и сотрут следы усталости; использование стойкой помады, при этом следует избегать темных тонов, иначе губы будут казаться тоньше, блеск для губ придаст дополнительный объем).
Однако некоторые фотографы предпочитают, чтобы их модель наносила макияж непосредственно в студии, под их чутким контролем.
В любом случае, существуют некоторые табу при нанесении макияжа:
– Избегать жирного блеска на лице (стилисты советуют применять тональные средства oil free, такие как Lancome Photogenic Foundation).
– Избегать средств с блестками и перламутром (они дадут на фотографии ненужные блики).
– Избегать загара за день до фотосессии (искусственный загар наносится за неделю).
– Никогда не применять новый мейк-ап, тем более если нет уверенности в том, как вы выглядите со стороны (исключение: макияж нанесен профессионалом).
Выражение лица
Открытая сияющая улыбка – что может смотреться лучше? Такая улыбка принадлежала супермодели 80-х Кристи Бринкли, известной по рекламе Cover Girl, и ассоциировалась у тысяч девушек с одноименной помадой.
Кристи Бринкли в рекламе Cover Girl
«Я думаю, моя улыбка была моей визитной карточкой в модельном бизнесе. Улыбка посылает в мозг сигнал и делает вас немедленно счастливыми», – говорит Кристи.
Кристи Бринкли
Однако не всякая улыбка будет хорошо смотреться на фото – ключевым здесь является элемент естественности:
– Чтобы избежать неестественной, вымученной улыбки, подумайте о чем-нибудь хорошем: о любимом человеке, забавном случае из вашей жизни. Ваше лицо мгновенно отразит ваши мысли, что, в свою очередь, отразится на фотографии.
– Будьте спокойны – это расслабит мускулы лица и придаст ему естественное сияние.
Помните, что улыбка – вовсе не обязательный атрибут фотографии. В арсенале любой модели должен быть целый набор самых разнообразных выражений: от серьезных и нейтральных до игривых и жизнерадостных. Все выражения лица начинающим моделям советуют тренировать перед зеркалом.
Альтернативный и более профессиональный вариант – уроки актерского мастерства, на которые можно записаться при модельных агентствах.
Позы
Умение позировать – ключевое для профессии модели в целом и для отдельно взятой фотосессии в частности. Но как бы ни было велико разнообразие поз, которыми пестрят глянцевые журналы и рекламные каталоги, и как бы ни было велико желание их скопировать, для каждой модели они сугубо индивидуальны. Неслучайно культовые фотографы и модели прошлого превращали умение позировать в целое искусство, делали его фирменным стилем.
Так, динамичный стиль Ричарда Аведона, дополненный скульптурными позами его любимых моделей: Сьюзи Паркер, Дориан Ли, – создавал эффект присутствия здесь и сейчас. Зато модели 60-х: Твигги, Верушка – уже стремились раздвинуть границы настоящего, а их свободные, ничем не стесненные позы позволяли им устремиться в будущее.
Вслед за ними пришла эпоха супермоделей конца 80-х, возглавленная Стивеном Майзелом, который определил свой стиль, как «что-то немного возмутительное, сумасшедшее и болезненное», что не замедлило сказаться на позах его моделей.
Фотограф Стивен Майзел
Фотограф Стивен Майзел
Последние десятилетия были не чем иным, как попыткой совместить весь накопленный опыт. Так продолжается вплоть до сегодняшнего дня, когда искусство позирования с помощью таких реалити-шоу, как America’s Next Top Model, вновь превратилось в рутину с необходимостью успеть совместить нужное выражение лица с правильно подобранной «цепляющей» позой до того, как тебя раскритикуют судьи.
Теле-шоу America’s Next Top Model
Как бы то ни было, правила и табу при позировании модели остаются на все времена одни:
– В модельном бизнесе ключевым является понятие лучшего ракурса (best angle). Найти правильный ракурс можно путем эксперимента с цифровой камерой – так вы увидите каждую позу сразу после съемки и сможете оценить, какая из них смотрится наиболее выигрышно.
– Во время съемки старайтесь все время двигаться – это поможет избежать неестественных, «замороженных» позировок.
– Не делайте резких телодвижений. Все движения модели должны быть плавными и перетекать из одного в другое (идеал – модель Верушка в фильме Антониони «Фотоувеличение»).
Верушка (пример съемки с низкого угла для создания эффекта «длинных» ног)
– Если вы поднимаете руки (откидываете волосы, кладете руку за голову), старайтесь, чтобы локти были не направлены в объектив, а разведены в стороны.
– Старайтесь смотреть чуть выше уровня камеры и всегда сквозь нее – так вы избежите проблемы закрытых глаз (эту технику с успехом применяла Жаклин Кеннеди).
– Если вы снимаетесь сидя, то ноги должны быть сведены или одна нога элегантно закинута на другую, при этом носок туфли должен быть обращен к полу, а не к камере (идеал – фотосессия Евы Герциговой для Chopard).
Ева Герцигова для Chopard
Итак, фотогеничные модели:
– Знают, как быть расслабленными и счастливыми перед камерой.
– Уверены в том, как подать свои выгодные черты и скрыть нежелательные.
– Не боятся сделать неудачный кадр.
– Наслаждаются процессом съемки.
Эта замечательная фотосерия называется «Маленькая девочка и кот Том». Малышка – девочка Катерина – дочка российского фотографа Андрея Прохорова. В интернете он больше известен под псевдонимом Andy Prokh.
Фотограф родился в небольшом уральском городке в 1963 г. У него экономическое образование, много лет работал по специальности, но детское увлечение взяло свое – с 2006 года Андрей Прохоров занимается фотографией профессионально. Несколько раз он становился победителем международных конкурсов, таких, как «Моя Прага», неоднократно публиковался в российских и зарубежных изданиях. Сейчас фотохудожник живет в Санкт-Петербурге.
В серию «Девочка и кот» невозможно не влюбиться: ведь ее главные герои – умудренный жизненным опытом кот и непосредственный ребенок, которому все интересно.
Дочку Андрей фотографирует довольно часто и с удовольствием. Иногда с глубоким смыслом, но и не без юмора (одно другому не мешает): то Катя читает сказку на фоне черного квадрата (как говорит сам фотограф: «Главное, заполнить черный квадрат смыслом»), то изучает математический анализ, но главное – в большинстве изумительных кадров ей «помогает» кот! Вот они играют вместе, а вот поссорились; вот – читают книжку, а вот – играют в карты или шахматы (зависит от настроения).
Кажется, что воображение автора не имеет пределов. Остается надеяться, что Andy Prokh продолжит эту замечательную серию, ведь несмотря на то, что Том все больше мудреет, а Катя – все дальше растет, кто знает, какой кадр выйдет, если кот – флегматичный артист, девочка – неутомимая фантазерка, а папа… А папа – талантливый фотограф :)