Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Тема сегодняшнего выпуска:
Шестерня привода масляного насоса
Если вспыхнула лампа аварийно низкого давления масла, надо немедленно остановиться и, выключив двигатель, искать причину. Иначе при отсутствии смазки мотор получит серьезные повреждения. Едва ли не чаще всего подобное случается по причине полного износа шлицев в соединении шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания с валиком масляного насоса. Как правило, "виноваты" вибрационные перемещения деталей в соединении, например, вследствие перекоса осей, который может быть связан как с технологическими
нарушениями при изготовлении деталей на заводе, так и с небрежным монтажом маслонасоса на СТО или при самостоятельном ремонте.
Как же доехать до места? Подобных случаев происходило немало, а посему бывалыми автолюбителями накоплен богатый опыт.
Прежде всего: не паникуйте! Известно, что впопыхах, сгоряча, увидев вспыхнувшую лампочку, многие тотчас спешат отвернуть гайку крепления распределителя и вынуть его, чтобы добраться до шестерни. Правильно, однако делать это надо потом, а сначала лучше не спеша тщательно отметить положение распределителя зажигания и бегунка в нем, чтобы не пришлось после регулировать зажигание.
Вынув из гнезда распределитель, вы получаете доступ к шестерне. Проще всего вынимать ее с помощью палочки, конец которой оструган под диаметр отверстия шестерни или под шлицевой конец валика распределителя. Вбиваете ее в отверстие шестерни и затем, немного поворачивая ее по часовой стрелке, извлекаете из гнезда.
Лучше всего просто поставить новую шестерню – сейчас ее приобрести легче, чем несколько лет назад, правда, цена... Ну, а если шестерни нет, можно применить временный способ соединения изношенных по шлицам деталей.
Один из них таков. Из мягкой стальной проволоки толщиной 0,6–0,8 мм делают П-образные скобки (рис. 1, а), плотно вставляют их в отверстие шестерни крест-накрест, затем шестерню осаживают при помощи подходящей оправки и молотка, пока она, сминая материал скобок, не займет свое прежнее место на валике насоса.
Рис. 1 Детали для временного крепления шестерни.
Другой способ соединения. Вырезают из тонкой жести от консервной банки полоску металла длиной чуть меньше окружности валика, сворачивают ее в кольцо (рис. 1, в) и вкладывают в отверстие шестерни так, чтобы край выступал над торцем шестерни на 1,5–2 мм. Этот край отгибают на плоскость торца, чтобы получающаяся втулка не провалилась при сборке внутрь шестерни. Затем узел собирают, как и в предыдущем случае.
Третий способ – подобный первому, но скобочки делают из полосок жести шириной примерно 5 мм (рис. 1, б).
Четвертый способ нам показался наиболее совершенным. Для соединения "автор" использовал... популярную у нас двухкомпонентную полиэфирную шпатлевку! Она, как известно, твердеет быстро, очень прочна, не боится нагрева до рабочей температуры масла, безразлична к самому маслу. И, как нам сообщают, соединение шестерни и валика получается достаточно надежным. Полагаем, добавка металлических опилок дополнительно упрочит соединение.
Это способы "полевые", когда надо что-то быстро сделать, чтобы доехать до дома. Когда же автолюбитель имеет возможность снять маслонасос (в поле это делается реже, чем в гараже), соединить детали можно разными способами, но уже – более долговечными. Опять-таки, тут богатое поле для фантазии. Один из способов: в ступице шестерни сверлят – перпендикулярно ее оси – отверстие диаметром 3 мм, в которое забивают стержень, выполняющий роль шпонки (рис. 2, а). На конце валика насоса выпиливают паз
шириной 3 мм, в который при сборке должна войти шпонка.
Рис. 2 Способы соединения шестерни с валиком: а – при помощи стержня; б – вставка с резьбой; в – посредством пластины.
Другой способ соединения. В ступицу шестерни с изношенными шлицами устанавливают переходную деталь-вставку с квадратным, шестиугольным и т. п. отверстием по центру (рис. 2, б). Вставка крепится к шестерне на резьбе, которую надо предварительно нарезать в отверстии шестерни. Можно зафиксировать шестерню пайкой – обыкновенным припоем, например ПОС-40. Конец валика насоса – в зависимости от размеров и формы отверстия вставки – опиливают в виде квадрата, шестиугольника и т. п.
Еще один способ соединения. На шлицевых частях валика и шестерни делают пропилы шириной 2 мм. В получившиеся пазы при сборке должна попасть стальная шпонка с рекомендуемыми размерами – 17×17×2 мм. Соединение, как показала практика, очень надежное.
На сегодня это все, прощаюсь с Вами до следующего выпуска рассылки, прочитать эту и другие статьи Вы можете здесь; новым подписчикам напоминаю, что для просмотра чертежей необходимо подключение к сети Интернет, и при щелчке (клике) на чертеже, Вы увидите его увеличенным в новом открывшемся окошке.