Rinspeed Senso - автомобиль, который чувствует водителя
''Все больше внимания в автомобилестроении должно уделяться человеку, а не только технике'', - так формулирует основную идею нового детища Франк М. Риндеркнехт, шеф фирмы "Rinspeed". Эта идея служит основой концепции автомобиля ''Senso'', который будет представлен на Женевском автосалоне в период 3-13 марта 2005 г. фирмой "Rinspeed", известным швейцарским разработчиком автомобильного дизайна и концепт-каров, и компанией "Bayer
MaterialScience", одним из крупнейших производителей пластмасс в мире.
''Senso'' был разработан совместно с фирмой ''Esoro'', обладающей многолетним опытом инжиниринга. Байеровский специалист по автомобилям Йоганнес Зеезинг добавляет: ''Вместе с нашими партнерами в автомобильной промышленности мы ведем исследования и уже сегодня разрабатываем автомобиль завтрашнего дня. ''Senso'' является прекрасным примером необычных идей и внедрения результатов нестандартного мышления.''
Работающий на экологически чистом природном газе автомобиль ''Senso'' не без основания является самым ''чувствительным'' автомобилем в мире. Он "ощущает" водителя, т. е. измеряет его биометрические характеристики, и затем положительно влияет на него посредством зрительных образов, цвета, музыки и ароматов. Все это делается по простой причине: спокойный водитель более надежно управляет автомобилем.
За этим скрывается продуманная до мельчайших деталей идея сенсорики, являющаяся квинтэссенцией машины: сбор данных осуществляется одновременно несколькими сенсорами. Например, биометрические часы ''Polar'' измеряют пульс водителя. Камера ''Mobile Eye'' регистрирует поведение при вождении, т. е. каким образом и как часто водитель меняет полосы движения, как быстро и на какое расстояние он приближается к идущим впереди него автомобилям. А теперь - таков замысел - бортовой компьютер HP анализирует
собранные данные и с помощью специальных алгоритмов определяет актуальное эмоциональное состояние водителя.
Разработчики автомобиля Concept Car недаром говорят о ''дзен-сорике'' – намек на дальневосточную медитацию. Дело в том, что на основе рассчитанных параметров на органы чувств водителя начинают воздействовать импульсы, цель которых заключается в приведении его в состояние релаксированной внимательности. Идея коммуникативных оболочек была выдвинута дипломированным дизайнером Андреасом Фишером, который в тесном сотрудничестве с Институтом психологии Иннсбрукского университета разработал в Институте
информатики Цюрихского университета концепцию ''zenMotion''.
Отправной точкой разработок послужили исследования ученых, которые изучают эмоциональное воздействие подвижных зрительных образов на человека. В автомобиле ''Senso'' четыре малых светодиодных дисплея фирмы ''Sharp'' выдвигают в поле зрения водителя - в зависимости от его актуального эмоционального состояния - стимулирующие (оранжевые/желтые), успокаивающие (синие/фиолетовые) или нейтральные (зеленые) зрительные образы. Они интегрированы в футуристическое оформление обшивки салона, которая светится
как единый экран и погружает кокпит в неслепящий ''обтекающий'' свет.
Это стало возможным благодаря новой технике люминесцентных пленок, разработанной фирмой ''Bayer MaterialScience'' и швейцарским специалистом по электронике - фирмой ''Lumitec''. Так называемая технология умных поверхностей (Smart Surface Technology) празднует премьеру в автомобильном секторе. Йоганнес Зеезинг: ''В автомобиле ''Senso'' мы демонстрируем захватывающие возможности, которые эта новая технология открывает перед дизайнерами автомобилей. Светящемуся материалу можно придать любую форму,
отказываясь от лампочек накаливания или светодиодов''. Высокотехнологичная поверхность управляется компьютером и в зависимости от поданного напряжения светится зеленым, синим или оранжевым цветом.
Оптические сигналы усиливаются специальным акустическим сопровождением, хранящимся в бортовом компьютере. Кроме зрения и слуха влиянию подвергается также обоняние: разработанные специалистами фирмы ''CWS/Voitino'' ароматы подаются в систему вентиляции автомобиля. При этом ванильно-мандариновый запах успокаивает, а цитрусовый аромат грейпфрута оказывает стимулирующее действие. Не забыто также и осязание: если центральный компьютер обнаруживает симптомы утомления водителя, то встроенные в сиденье
электродвигатели должны заставить его - в подлинном смысле слова - встряхнуться...