Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Насколько возможен выход Нидерландов из Европейского союза



Насколько возможен выход Нидерландов из Европейского союза
2022-04-05 15:06 Редакция ПО

Выход Великобритании из Европейского союза стал сильным прецедентом, поскольку никогда раньше государства, тем более имеющие определенное влияние на политической арене, не покидали этот альянс. Сразу после этого, эксперты начали строить предположения, кто еще может последовать этому примеру. Главными кандидатами стали Венгрия, Польша и Нидерланды[1]. Если в случае с Венгрией и Польшей, это преимущественно проблема культур и миграционной политики, то Нидерланды могут покинуть альянс по финансово-экономическим причинам. При этом в 2019 году вышла стратегия безопасности Нидерландов, в которой декларируются интересы государства, в том числе и на международной арене. Как  следствие необходимо провести анализ насколько возможно Нидерландам реализовать свои интересы в случае выхода из ЕС.

Первый и один из самых важных приоритетов для Нидерландов - это национальная безопасность, в особенности в случае военного конфликта. Нидерланды - небольшое государство, не обладающее большой численностью вооруженных, и, как следствие, не способное защитить себя в случае войны практически ни от кого из своих соседей. Единственный выход для Нидерландов - это система коллективной безопасности, при которой обороноспособность государства обеспечивается не только своими силами, но и союзниками. Однако в Европейском союзе эти механизмы не очень развиты, поскольку в Европе за эту задачу отвечает НАТО. Об этом и пишется в доктрине национальной безопасности, что именно НАТО является тем органом, который обеспечит защиту Нидерландов в случае военной угрозы, и что Нидерланды готовы всячески способствовать развитию сотрудничества в этой сфере[2].

Второй чрезвычайно важный интерес заключается в поддержании международного правопорядка. Нидерланды, как страна, очень зависящая от торговли, напрямую заинтересованы в верховенстве закона на территории Европы и за ее пределами. В стратегии четко говорится о взаимосвязи мирового правопорядка и процветании Нидерландов[3]. При этом там же отмечается, что для влияния на принятие решений в отношении верховенства закона, Нидерландам необходимо развивать сотрудничество в рамках Евросоюза. По аналогии с НАТО, за этот пункт могло отвечать ООН, однако, в стратегии отмечается, что эта организация за многие годы деятельности дискредитировала себя, поэтому Королевство понимает важность Европейского союза в этом вопросе.

Третьим безусловным приоритетом для Нидерландов является развитие международного сотрудничества. Отмечается, что Нидерланды не способны противостоять в одиночку никакой угрозе, в том числе это касается климата, сырья, энергетики, технологий и других сфер. Как результат, государство выражает свою приверженность разным международным организациям, государственным и нет. Сюда входят ЕС, ОБСЕ, ООН и другие. С одной членство в них не необходимо для развития сотрудничества, но с другой, оно заметно облегчает все предпринимаемые усилия и процесс принятия решения. И в целом, Нидерланды говорят об участии в международных отношениях преимущественно через международные организации[4].

Подводя итоги, можно сказать, что выход из Евросоюза для Нидерландов как минимум неоднозначен. Все, что он принесет, так это увеличение бюджета, быть может, больший рост ВВП. Однако Нидерланды потеряют часть своего и так небольшого политического веса, и способность влиять на принимаемые решения внутри Европы. Кроме того ухудшатся контакты между государствами. Также нельзя забывать, что несмотря на пандемию, интеграционные процессы не прекратились, но даже получили новый импульс. Поэтому можно предположить, что вопрос выхода Нидерландов из Европейского союза не стоит в повестке.

Гулин Алексей, студент 4 курса ИМОиСПН МГЛУ, направление подготовки «политология»

 

 

[1] Названы 6 стран, которые могут выйти из ЕС вслед за Великобританией // Режим доступа: https://360tv.ru/news/vlast/nazvany-6-stran-kotorye-mogut-vyjti-iz-es-vsled-za-velikobritaniej-61950/ (дата обращения 28.03.2022);

[2] Стратегия национальной безопасности Нидерландов // Режим доступа: https://www.nctv.nl/documenten/publicaties/2019/6/07/nationale-veiligheid-strategie-2019 (дата обращения 15.10.2021);

[3] Там же.

[4] Там же.



Терроризм как глобальная проблема современности
2022-04-05 15:08 Редакция ПО

Сегодня терроризм превратился в одну из серьезнейших проблем развития современной мира. Его истоки уходят глубоко в историю, однако особую остроту проблема терроризма приобретает в настоящее время в связи с обострением политических, экономических и социальных противоречий и конфликтов в мировом сообществе.

В настоящее время происходит рост террористической деятельности экстремистских групп и организаций, усложняется характер действий, возрастают изощренность терактов. Терроризм стал катастрофогенным фактором современности и прибыльным делом для его организаторов.

Терроризм ученые относят к наиболее неоднозначному и многоплановому понятию. Это объясняется сложностью, многогранностью, исторической изменчивостью и динамизмом этого феномена. Кроме того, терроризм многие связывают с такими явлениями как сепаратизм, религиозный, этнический и иные виды экстремизма. В связи с этим возникает необходимость формирования четкого представления о сущности терроризма как сложного социального явления.

Однако несмотря на то, что исследованию терроризма посвящены многие труды, на сегодняшний день его единая, общепринятая трактовка в мировом сообществе отсутствует. Теоретическое определение понятия терроризма вызывает серьезные затруднения как в отечественной, так и в зарубежной науке.

Например, британский эксперт П. Уилкинсон рассматривает терроризм, поддерживаемый каким-либо государством, как тактику, использующуюся в международных конфликтах. А Н. Ливингстон в книге «Отпор: победа в войне с терроризмом» сформулировал идею администрации президента Рейгана, что терроризм является дешевым стратегическим видом боевых действий в Третьей мировой войне. По мнению же А.С. Пеструилова террористические акты — это средства дискредитации национальной власти либо экономического ее подрыва, использующиеся в процессе политической борьбы, что способствует установлению марионеточных режимов или принятию невыгодных для страны международных решений. [1]

Разнообразие подходов к трактовке данного феномена свидетельствует о необходимости выделения основных характеристик терроризма для его дальнейшего исследования.

Так, российские исследователи С. Г. Барышников и Г. С. Барышников сформулировали три главные теоретико-методологические основы исследования терроризма, которые позволяют раскрыть социально-деструктивную сущность феномена и уточнить его определение.

Во-первых, терроризм является одной из форм политического насилия, навязывания политического воли одной социальной силы — другой социальной силе.

Во-вторых, терроризм как политическое насилие возникает и осуществляется в сфере политической борьбы — в политических отношениях социальных групп, слоев, государств (материальных носителей терроризма), их деятельности по поводу захвата, удержания власти во всех сферах жизнедеятельности социума (социального организма).

В-третьих, терроризм по своим политическим целям и материальным носителям — ее субъектам (историческим социальным группам) ввиду объективного существование внутригосударственных и межгосударственных противоречий на каждом конкретном этапе развития исторического процесса разделяется на внутригосударственный и межгосударственный. [2]

Таким образом, терроризм, исходя из мотивов, целей деятельности, а также используемого противоправного насилия как метода этой деятельности, является средством политической борьбы. Это исключительное явление политической жизни со времен Великой французской революции. Следовательно, разделение терроризма на политический терроризм, включая его разновидности, и иные неполитические виды, за исключением проведения классификации террористической деятельности в соответствии с видами насилия, является методологически неверным. [3]

Терроризм – это сложное, многоаспектное и крайне негативное социальное явление современности, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. Очевидно, что для эффективной борьбы с ним требуются совместные усилия всего мирового сообщества и координация коллективных действий на глобальном, региональном и национальном уровне, первым шагом для чего станет выработка единой концепции и системы противодействия терроризму.

 

Ссылки:

1: Затолокин А.А. К вопросу о сущности терроризма // Вестник краснодарского университета МВД России, 2015. № 1 (27). С. 33

2: Барышников С. Г., Барышников Г. С. Феномен терроризма: теоретико-методологические основы исследования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки»,2013. Т. 13, № 2. С.153

3: Горбунов Ю.С. Об определении понятий «террор» и «терроризм» // Журнал российского права, 2010. № 2. С. 38

Источники:

1: Кириченко А.А. К вопросу о понятии терроризма // Вестник томского государственного университета Номер: 332 Год: 2010 Страницы: 103-106

2: Затолокин А.А. К вопросу о сущности терроризма // Вестник краснодарского университета МВД России, 2015. № 1 (27). С. 31-34

3: Свистильников А.Б., В.Н. Шарутенко. К вопросу о разграничении понятий «терроризм» и «террористический акт» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №4(48) .2010 С. 78-81

4: Барышников С. Г., Барышников Г. С. Феномен терроризма: теоретико-методологические основы исследования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки»,2013. Т. 13, № 2. С.151-153

5: Горбунов Ю.С. Об определении понятий «террор» и «терроризм» // Журнал российского права, 2010. № 2. С. 31-40

6: Багаева А. А. Экстремизм и терроризм: некоторые подходы к определению понятий и классификации. Сборник научных статей материалов Международной научно-практической конференции. Под редакцией Кокоевой Л.Т., Цалиева А.М. 2019. С. 214-228

Маккай-Селада Татьяна, студентка 4 курса Московского государственного лингвистического университета



Основные направление коммуникации Нидерландов на международной арене
2022-04-05 15:10 Редакция ПО

Все современные исторические и научные данные свидетельствуют о том, что единственным возможным способом выстраивать и задавать необходимый вектор направления внешней политики, во все времена, являлась дипломатия. Дипломатия - инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства. В целом, Нидерланды можно отнести к довольно дипломатичному государству, поскольку эта страна как исторически, так и географически не обладала должным уровнем военной мощности и техники для того чтобы строить курс внешней политики   с позиции силы. В связи с этим, ментальность нации сформировалась определенным образом и стала более ориентирована на проведение компромиссных коммуникационных процессов, поскольку государству нередко приходилось прислушиваться к советам в формировании политики извне, образовывая союзнические отношения и организационную совместимость внутри западноевропейского сообщества.  Это наглядно продемонстрировано на примере объединения Нидерландов с Бельгией и Люксембургом, в 1922 году.

Однако несмотря на то, что Нидерландам свойственно временами отталкиваться от оценок и суждений определенных стран в проведении внешней политики, они часто задают весомые и значимые тренды в Европу, отражая дипломатические новшества политической культуры на примере собственной страны. В качестве примера, можно назвать одну особенность избирательной системы Нидерландов, которая отличает ее от соседних государств Западной Европы. С 1919 г. право голоса получили женщины, что сделало Нидерланды первой в Европе страной всеобщего избирательного права. В 1963 г. был понижен до 21 года порог участия в голосовании, а в 1972 г. он был установлен на уровне 18 лет. С 1983 г. этот возраст допустим и для избрания в парламент страны, что также является «европейским рекордом». Отметим и еще одну особенность нидерландской избирательной системы. Здесь правом участия в местных органах власти обладают иностранцы, более пяти лет постоянно проживающие в стране.[1]

Дипломатическая деятельность Нидерландов на сегодняшний день строится в первую очередь на оказании материальной помощи и поддержки, в рамках участия в Европейском Союзе, они нередко выступают «донорами» и «плечом, на которое можно положиться». Государством выделяется около 8 миллиардов долларов, это почти 0,8% собственного валового национального дохода (ВНД) на официальную помощь в целях развития (ОПР). Это одна из пяти стран мира, которая выполняет давнюю цель ООН в размере 0,7% ВНД[2].

Нидерланды нацелены на благотворительность и с завидной регулярностью предоставляют большие объемы помощи по многосторонним каналам, особенно через Программу развития Организации Объединенных Наций, международные финансовые институты и программы Евросоюза. Большая часть Нидерландских фондов помощи также направляется через частные  организации (это так же может называться со-финансированием), которые имеют почти полную автономию в выборе проектов. Говоря о дипломатической составляющей, также стоит подчеркнуть, что Нидерланды являются членом Европейского банка реконструкции и развития,  который недавно инициировал экономические реформы в Центральной Европе.[3] Немаловажную роль формирования международной коммуникации, является инвестиционная привлекательность страны. Сейчас Нидерланды занимают шестое место в мире по объему инвестиций за рубежом и четвертое место по экспорту капитала на душу населения. Основные инвестиционные потоки Нидерландов сосредоточены в Бельгии, США, Германии, Великобритании, Франции. Немаловажную роль составляет и внешнеполитическая составляющая экономического курса государства. По абсолютному объему капиталовложений в страны ЕС Нидерланды занимают четвертое место после Великобритании, Германии и Франции. Страна является подходящим местом для размещения различных видов бизнеса из-за благоприятного делового климата и его географического положения в Европе[4]. Страна выступает своего рода торговым перепутьем, с помощью которого государство выгодно ведет дела с подразделениями компаний, сервисными центрами, торгово-транспортными компаниями и т.д. Это отражается и на международных инвестициях. Например, бизнес сегмент образуется на надежном фундаменте, несмотря на свободную обстановку в Нидерландах. Это позволяет международным компаниям успешно проникать на континент и выдвигать свой товар на необходимый, достаточно высокий уровень. Экономическая и бизнес открытость Нидерландов уже считается традицией, поскольку создаются даже различные инвестиционные программы, способствующие в том числе получению вида на жительство. Основанная в начале 2017 года, инвестиционная программа «Visa Residence By» Нидерландов, также называемая голландской программой Golden Visa, предлагает инвесторам из стран, не входящих в ЕС, возможность обосноваться в Голландии[5].  Как и в случае с большинством программ инвестиционной деятельности Евросоюза, ключевым критерием является то, что иностранные инвесторы должны приносить проценты выгоды или дополнительные преимущества экономике Нидерландов. По итогу, можно сделать вывод о том, что сегодня Нидерланды опережают многие страны Европы, да и всего мира, созданными условиями для ведения международной коммуникации.

Албагачиева Сона Алихановна,  4 курс


[1] Нидерланды // Энциклопедия стран мира. С. 260; Шатохина\Мордвинцева. Г. История Нидерландов. М., 2007. С. 439

[2] Ван Виллиген, Нильс. «Голландское возвращение в миротворческую деятельность ООН?». Международное миротворчество 23.5 (2016): 640-705

[3] Matthew Prior: a study of his public career and correspondence. L.G. Wickham Legg. – Cambridge, 1921

[4] Doing Business in the Netherlands – 2017. – С. 1-2 – Режим доступа. – URL: https://www.pwc.nl/nl/assets/documents/pwc-doing-business-in-the-netherlands-2017.pdf (дата обращения 18.12.2021).

[5] World Trade Statistical Review 2016. – 2016. – С. 44 – [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2016_e/wts2016_e.pdf (дата обращения 20.12.2021).



Системный анализ российско-ангольских отношений
2022-04-05 15:13 Редакция ПО

Данная статья посвящена второй главе моей ВКР (Выпускной Квалификационной Работы). Также она призвана ознакомить читателей с главными идеями и постулатами моей дипломной работы. К примеру, вторая глава моей ВКР раскрывает суть проблемы и анализирует имеющиеся способы решения поставленных проблем и задач. В целом, дипломная работа посвящена системному анализу  Российско-Ангольских отношений, сперва необходимо начать ознакомление с самой начальной стадии их сотрудничества до нынешных. Также будут включены основные информационные ресурсы и материалы, использованные для ее написания.

Как всем известно, Россия является одной из богатейших стран, не только в культурной, но и военной  и экономической сферах,  в этой связи представленные аспекты являлись главными при написание второй главы. Первым параграфам второй главы является  струдничество Анголы с Россией в социально-экономической сфере, а вторая глава посвящена особенностям военно-политического сотрудничества Анголы и России. Эти две главы являются основными, но при этом необходимо  изучить и другие сферы. На сегодняшний день ведётся тесное сотрудничество в экономической, политической, технологической и культурной сферах между Анголой и РФ. Например, в апреле 2019 года президент Анголы Жоау Лоуренсу посетил Россию с официальным визитом. В ходе переговоров на высшем уровне обсуждались вопросы расширения двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и гуманитарной областях, а также актуальные вопросы международной и региональной повестки дня. В рамках официального визита президента Анголы в Россию, был подписан ряд специальных документов. А также нынешний президент Жоау Лоуренсу вручил Владимиру Путину высокую государственную награду Анголы – орден Агостиньо Нето, первого президента страны и также известный в Анголе отцом народа– в знак благодарности за поддержку республики в течение многих лет. Ресурсы которые я использовал при написании, были взяты из посольства Анголы и из старых новостных матриалов. Ангола всегда являлась в каком-то смысле богатой страной в Африке, но благодаря помощи России, Ангола смогла перейти на другой уровень в международной сфере.

В конечном итоге можно сделать вывод о том, что во всей истории Анголы не возникает моментов, где при упоминании всей ее дипломатической карьеры, не вспоминается Россия. Так как содружество между этими странами всегда будет одним из самых важных в истории Анголы аспектов содружества. Не только за то, что Россия помогает Анголе в экономической и военной сфере, но также потому что Образовательный департамент России дает возможность Ангольским студентам учиться здесь и узнавать историю и культуры своей страны.

Luis-Paulo Lafayette. МГЛУ



В избранное