В предварение предстоящего ГП Великобритании, который пройдет в очередной раз на легендарном автодроме "Сильверстоун", я предлагаю вам ознакомиться с двумя небольшими переводными статьями. В первой вы сможете погрузиться в самые истоки становления Ф1 и насладиться описанием непримиримой борьбы на этой трассе между двумя итальянскими "заклятыми друзьями", - Ferrari и Alfa Romeo. Второй материал перенесет вас, друзья, в самое сердце эры турбонаддува - в 1985 год. Это - написанный с немалым талантом и юмором рассказ Кеке Росберга о том, как на "Сильверстоуне" им был установлен феноменальный рекорд средней скорости на круге - более 260 км/ч!
Эти интереснейшие материалы нашей рассылке любезно предоставил член нашего "Фан-Клуба" Александр Кульчицкий. Благодарю его от своего и вашего, коллеги, имени.
The Autocar, 20.07.51. Южноамериканский путь.
British Grand Prix. World Championship (round 5).
Аргентинские звезды лидируют -
Ferrari впервые побеждает Alfa Romeo.
Британский Гран При в Сильверстоуне, состоявшийся в прошедшую субботу, явился лучшей гонкой в этой стране со времен последней схватки между Mercedes'ами и Auto Union'ами. Соперничество между Ferrari и Alfa Romeo сейчас находится в высшей точке и оно вступило в новую фазу после первой победы Ferrari. К
удивлению многих, победу принесли не два известных неразделимых напарника - Аскари и Виллорези. Вторым аргентинцем, снискавшим славу в гонках Гран При стал 27-летний Фройлан Гонсалес. Проводя свою первую гонку в Сильверстоуне и всего лишь вторую на 4,5-литровом Ferrari, он решительно побил своего более известного соотечественника Хуана Мануэля Фанхио на Alfa Romeo 159B. Следует отметить, что победа была одержана не на новом Ferrari с двумя свечами на цилиндр, а на старой модели с одиночным зажиганием.
После многих сомнений и задержек, два BRM вышли на старт, не участвуя при этом в тренировках. За рулем сидели Редж Парнелл и Питер Уокер. Оба автомобиля добрались до финиша на 5 и 7 местах. И хотя они не показали таких же скоростей как Alfa Romeo и Ferrari, в их выступлении очевидны потенциальные возможности конструкции. Гран При предшествовала гонка Ф3, которую с легкостью выиграл Стирлинг Мосс на Kieft-Norton. Кен Уортон заглох на старте, однако, после ужасной гонки он смог завоевать второе место. Хочется поздравить RAC за прекрасное спортивное мероприятие.
Первая тренировка, проходившая в четверг в прекрасную погоду, преподнесла сюрприз. Гонсалес на Ferrari заводской команды с одиночным зажиганием не только опередил автомобили с двойным зажиганием, но и улучшил время Фанхио на целую секунду, став первым человеком, проехавшим трассу в Сильверстоуне со cкоростью 100 миль/ч. Его лучшее время составило 1.43,4 (100,57 миль/ч). Следующими оказались Фанхио (1.44,4) и Фарина (1.45,0). Еще одним предметом интереса (хотя это тяжело назвать сюрпризом) стало телефонное сообщение из Фолкингема. Было объявлено, что ни один из автомобилей BRM не появится в тот день, однако хотя бы один из них выйдет на трассу в пятницу. Хорошие тренировочные времена были показаны Джерардом на ERA (1.57,0) и Данканом Хэмилтоном на Talbot (1.57,2). Питер Уайтхед был объявлен гонщиком Thin Wall Special Ferrari и проехал несколько довольно-таки медленных кругов,
чтобы привыкнуть к машине, которой никогда не управлял.
Тренировки в пятницу не принесли рекордов. Днем сильный дождь затопил как трассу, так и энтузиазм гонщиков. В первую половину практики тренироваться не было никакой возможности. Затем, как только поверхность кольца просохла, гонщики вышли на трассу. Аскари и Виллорези улучшили свои предыдущие
результаты, показав 1.45,4 и 1.45,8 соответственно. Уайтхед на Ferrari Тони Вандервелла достиг 1.54,6. Розье показал очень хорошие 1.56,0 на 12-свечевом Talbot. Однако, BRM все еще отсутствовали. Вскоре пришла телеграмма, в которой говорилось, что в пятницу автомобили не прибудут, но в субботу утром они
обязательно появятся. Многие открыто сомневались в этом. Более того, Редж Парнелл был отправлен по делам в Бурн и не смог участвовать в тренировках на своем новом JP 500. Таким образом, этот автомобиль был передан Джону Грину.
День гонки.
Субботнее утро было прекрасным и солнечным. Как всегда, многие болельщики прибыли в Сильверстоун в самые ранние часы. На этот раз, однако, количество зрителей было меньше, чем обычно бывает на таких крупных мероприятиях - их насчитывалось от 55000 до 75000 человек. Те, кто предпочел остаться дома и слушать репортаж по радио, должны сожалеть о пропущенном прекрасном гоночном
празднике.
Обнадеживающим событием стало появление в паддоке трех черных транспортеров с надписью "British Racing Motors". Два автомобиля прибыли в 7 часов и особым разрешением стюардов им было позволено стартовать из последнего ряда - они не участвовали в тренировках. Вскоре появились все участники соревнований. Красные Ferrari и Alfa Romeo - их механики продирались сквозь толпу, чтобы взглянуть на BRM
и попытаться оценить силу своих соперников. Голубые Talbot с Розье и Широном - полный контраст в манерах и темпераменте, они обсуждали сигналы из боксов. И, наконец, два зеленых ERA Джерарда и Шоу-Тейлора, аккуратно подготовленные, без суматохи и всяческих волнений.
Ровно в 12:00 начались соревнования в Ф3. Над головой собирались облака, но, несмотря на это весь день стояла сухая погода. Пришло время обеденного перерыва. В середине этой паузы зрители отдали честь великому достижению британцев, когда Питер Уокер и Питер Уайтхед проехали круг почета на одном из Jaguar XK120C для гонок в Ле Мане, празднуя свою недавнюю победу. На протяжении всего кольца зрители шумно аплодировали двум британцам.
Гран При.
Наконец пришло время события, которого все так ждали - старт Гран При. Автомобили были расставлены на старте. Большинство из них сделали это традиционным путем, проехав прогревочный круг.
Команда Alfa Romeo решила свернуть эту процедуру и просто выкатила свои автомобили на стартовое поле.
Порядок на старте был таковым (начиная с внутренней стороны): первый ряд, Гонсалес, Фанхио, Фарина, Аскари; второй ряд, Виллорези, Санези, Бонетто; третий ряд, Уайтхед, Розье, Джерард, Хэмилтон; четвертый ряд, Шоу-Тейлор, Широн, Клае; пятый ряд, Марри, Фотерингем-Паркер, Джеймс, Келли; шестой ряд, Уокер,
Парнелл. Всего двадцать автомобилей, представляющих пять стран - Италию, Францию, Великобританию, Бельгию и Ирландию.
Как всегда, последние предстартовые минуты дали возможность увидеть различные способы подготовки к гонке - от ледяного спокойствия до итальянской эмоциональности, от четкой организованности до суматохи - все это присутствовало. Наконец, флаг был поднят вверх, небольшая задержка, и вот резкий взмах флагом - гонка началась! Надо отметить, что вскоре после старта лидерство захватил Бонетто, стартовавший из второго ряда. Его преследовали Гонсалес, Фарина, Аскари, Фанхио и Виллорези - Alfa, Ferrari, Alfa, Ferrari, Alfa, Ferrari - что может быть еще захватывающей? Оба BRM хорошо стартовали, и Парнелл из последнего ряда пробился в середину стартового поля. Фактически, никто не стартовал плохо, и все гонщики огромной ревущей толпой устремились вперед.
Гонщики берутся за работу.
Порядок оставался неизменным к концу первого круга. Странно было видеть Фанхио на пятом месте. В следующий раз лидером был уже Гонсалес. Его короткое массивное тело буквально переполняло кокпит.
Многоцилиндровый двигатель Ferrari издавал приятный рев. Еще два круга и Фанхио уже второй, а Аскари обошел Фарину! Прошлогодний чемпион был не так доволен происходящим. Он управлял единственным Alfa Romeo с задней подвеской де Дион. На остальных автомобилях команды были установлены привычные подвески с качающимися полуосями. Какого-либо превосходства одного вида подвески над другим при прохождении поворотов не наблюдалось.
С этого момента два аргентинца начали уходить в отрыв. Фанхио жестко прессинговал Гонсалеса до 12 круга, обошел его и стал лидером. Несомненно, управляемость Ferrari была гораздо лучше, особенно в быстрых поворотах, таких как быстрый левый поворот Мэгготс. Однако Фанхио очень старался, бросая свой Alfa Romeo из стороны в сторону в серии зрелищных заносов. Но как ни старался Фанхио, он не мог сбросить с хвоста Гонсалеса. Эта новая звезда не обладает каким-то особым стилем, однако, он очень быстр и уже не так яростен как в предыдущих гонках этого года.
Другая жуткая битва развернулась за третье место между Аскари и Фариной. Последний все-таки вышел вперед и оторвался, но перед этим он долго не мог создать отрыв более чем в один-два корпуса. Еще дальше Виллорези сотрясал кулаками, пытаясь обойти Бонетто, однако это закончилось разворотом в Коупс, и Виллорези отстал. В то же время, Данкан Хэмилтон вылетел на своем Talbot с трассы и подлетевший бочонок, которыми ограждают трассу, попал ему в руку, к счастью, миновав голову. Начались многочисленные остановки в боксах. Оба Джонни - Клае на Talbot и Келли на Alta, остановились для замены свечей, а Широн попросил механиков сделать более жесткими амортизаторы. BRM шли очень надежно, хотя в быстрых поворотах им не хватало управляемости Ferrari и Alfa Romeo. Парнелл шел 8-м, опережая всех остальных.
На одном из кругов, в повороте Бекеттс, Гонсалес чуть было не пережил свой Ватерлоо. Пытаясь обойти на круг Санези на входе в поворот, Ferrari занесло, и он протаранил бочонок ограждения. Передняя часть автомобиля взлетела в воздух. После приземления Гонсалес сумел удержать автомобиль и направил его в
пространство между бочонками и соломенными тюками. Он и не собирался сбрасывать скорость и вернулся на трассу на выходе из поворота, уступив Фанхио всего лишь около 60 ярдов. Несколькими кругами позже Гонсалес вернул себе лидерство, которое уже не отдавал - и Фанхио ничего не мог с этим поделать. С этого момента Alfa Romeo начал подавать признаки износа - один задний амортизатор разболтался, и колесо стало бешено стучать. Автомобили начали останавливаться на дозаправку. Первым был Бонетто на Alfa Romeo, потерявший в боксах 33 секунды. За ним остановился Санези. С ним случилось традиционная с недавних пор неприятность для Alfa Romeo - колесо не снималось. Это стоило Санези 3 минут, и он оказался позади обоих BRM и Шоу-Тейлора.
Первым из Ferrari в боксах оказался Аскари, на тот момент (54 круг) бывший третьим.
Быстрый пит-стоп с заливкой двух воронок топлива (Ferrari не использовали свои аппараты высокого давления для дозаправки) позволил Фарине выйти на третье место. Однако, двумя кругами позже Аскари выбыл из гонки. Возникли неприятности с ахиллесовой пятой Ferrari - коробкой передач. Питер Уайтхед привел свой Thin Wall Ferrari в боксы для настройки тормозов. Вскоре ему пришлось остановиться еще раз на дозаправку, так как в первый раз заправочное оборудование не было готово.
Гонсалес сделал свой единственный пит-стоп для двух воронок топлива на 60 круге. Он вылез из машины, ожидая, что, как и в Реймсе, его место займет Аскари. Вопреки его ожиданиям, Гонсалеса затолкали обратно в кокпит и выпустили на трассу. Подобные замены были запрещены Королевским Автоклубом,
однако в свете выступления Гонсалеса, его вряд ли заменили бы. Остановки BRM были быстры, хотя замешательство в боксах было заметно. Парнелл вообще сомневался, сможет ли он закончить гонку. Ужасная жара в кокпите болезненно обжигала водителям BRM ноги, а их руки были покрыты ссадинами и мозолями от вибрации рулевого колеса.
Стало ясно, что Гонсалес и Ferrari впервые обыграли Alfa Romeo в честном бою. Даже Гидотти, менеджер Alfa Romeo, почти утратил свою известную улыбку. Тем не менее, единственным сигналом, подаваемым Фанхио, была дистанция в секундах, отделяющая его от Гонсалеса. Право, принимать какое-либо решение, было оставлено за Фанхио. Он делал все, что мог, но исправить положение ему не удавалось. Тем временем, Фарина (на третьем месте) катился в Клаб Корнер с языками пламени, пробивающимися сквозь отверстия в капоте. Он подчинился судьбе и припарковал свой Alfa Romeo около бригады пожарников. Его сход был обусловлен поломкой трансмиссии, и это позволило Виллорези стать третьим впереди Бонетто.
Итак, гонка, как и все хорошее, подошла к концу. Счастливый Гонсалес стал победителем своего первого Гран При в Европе. Толпа болельщиков из Аргентины громко выражала свою радость. Они вывесили транспарант с изображенным на нем Фанхио - у них не было такого же для настоящего победителя!
Комментатор аргентинского радио имел основания, чтобы покричать и он сполна воспользовался такой возможностью. Шоу-Тейлор привел к финишу бывший ERA Харрисона на восьмое место. Он провел замечательную гонку и отстал от второго BRM всего на 34 секунды. Клае стал последним на финише.
Утешением ему послужил быстрейший круг среди автомобилей Talbot - 1.54,0. Мы стали свидетелями напряженнейшей борьбы и появилось хорошее предчувствие для будущих гонок Гран При.
Автомобили победителей были оборудованы:
1. Двигатель и КПП Ferrari; топливо и масло Schell; карбюратор Weber; тормоза Frendo; шины Pirelli; колеса Borrani; амортизаторы Houdaille; зажигание Marelli; свечи Champion.
2. Двигатель и КПП Alfa Romeo; топливо и масло Schell; карбюратор Weber; тормоза Ferodo; шины Pirelli; колеса Borrani; амортизаторы Alfa Romeo; зажигание Marelli; свечи Lodge.
The Autocar, 20.07.51.
Перевод и набор Евгения Жмарина, Санкт-Петербург.
The Motor, 03.08.85. Кеке рассказывает.
British Grand Prix. World Championship (round 8).
В субботу вечером я сказал гостям ICI: «Если мой квалификационный круг отражает наши возможности в целом, это замечательно. Если же нет, то у нас крупные неприятности». Я стартовал с поул-позиции, но сошёл на 22-м из 65 кругов, составляющих Гран При Британии. Так что у меня было больше причин чем у других поразмышлять о том, что даже если ты бьёшь рекорд мира, но не доезжаешь до финиша,
это не слишком радует, тем более в том случае, когда финиш даётся на один круг раньше чем нужно!
А я до него, естественно, не добрался. После трёх подряд результативных гонок, из Сильверстоуна команда Williams уехала не заработав ни одного очка и это лишний раз говорит о том, что прежде, чем мы станем стабильными лидерами, нам ещё придется немало поработать. Когда вы мчитесь по Сильверстоуну со
скоростью 160м/ч (260км/ч), то помнить о целях достаточно трудно.
С моей точки зрения с этим кольцом есть две проблемы. Во-первых, из-за пробок здесь нельзя нормально ни приехать, ни уехать, поэтому я попросил Тима и Морин, которые заведуют нашим моторхоумом, нанять для меня отдельный моторхоум, чтобы я мог никуда не уезжать. Получилось удобно. Морин готовила нам еду и мы чувствовали себя очень комфортно. К несчастью я уже давненько не жил на автодромах и вскоре у меня кончились бритвенные принадлежности, так что к субботе я основательно зарос.
Во-вторых, Сильверстоун отличают высочайшие скорости. Пусть я сам и имел непосредственное отношение к самому скоростному кругу за всю историю Гран При, но здесь есть много быстрых поворотов, где прямо перед вами расположены стены. Например, Копс, первый поворот. Проходится он на четвёртой передаче при 125м/ч (200км/ч). Скорость не кажется очень высокой, до тех пор пока вы не вылетите. Вот тогда она покажется по-настоящему большой. Это меня беспокоит. Если вы сами ошиблись, то так вам и надо, но если подвела техника, то вы ничего не можете исправить. Наши механики - самые лучшие в мире, и на кольцах подобных Сильверстоуну от них зависит всё.
Я заметил странную штуку: сегодня Сильверстоун кажется каким-то коротким. С Cosworthом за спиной на один круг требовалась целая вечность, а теперь с турбо всё по-другому. Здесь есть четыре прямых - и после Копс угольные тормоза до Беккетс успевают охладиться. Беккетс - это такой поворот, в котором за задними колёсами приходится следить особенно тщательно. В момент переключения на третью передачу, если тормоза остыли неравномерно, машину может повести в сторону.
После Беккетс до Стоу идёт длинная прямая на которой можно набрать 180м/ч (300км/ч), но здесь на машину очень сильно влияет ветер, поэтому его нужно проверять по флагам и вносить необходимые коррективы. Стоу является одним из самых быстрых остроугольных поворотов в мире (145м/ч, т.е. 230км/ч) и вход в него очень важен. Зато потом чувствуешь себя гораздо спокойнее, когда уже не смотришь прямо в глаза людям на трибуне! На выходе необходимо использовать бордюр, иначе скорость будет маленькой, правда если с этим переборщить, то можно улететь.
До Клаб вы успеваете подняться до пятой передачи. Когда-то во времена Cosworth и граунд эффекта, он проходился при полном газе на 155м/ч (250км/ч), а теперь - на четвёртой передаче на 145м/ч (235км/ч). В середине поворота есть бугор, который может уничтожить днище машины, так что в общем и целом Клаб довольно интересен. Затем следует Эбби, который во время дождя превращается в лужу. Когда в 1978-м году я выиграл гонку на приз газеты «Дэйли Экспресс» все мои соперники вылетали именно здесь. К несчастью сегодня подобные инциденты будут происходить при скорости 180м/ч (290км/ч), потому что это самый скоростной участок кольца. Затем на скорости 198м/ч (320км/ч)мы подлетаем к шикане Вудкоут. Она не очень удобна из-за искусственных бордюров. У неё трудный выход и там тоже можно повредить задние шины.
Некоторым образом тренировка преподнесла нам сюрприз. В пятницу пошёл дождь и это серьёзно сократило время на тесты. Хотя наша фабрика находится от Сильверстоуна буквально через дорогу, тестировались мы здесь чуть ли не меньше всех, поэтому потеря времени была для нас очень неприятна. Моё лучшее время во время мокрой сессии было тем самым сюрпризом.
Завоевав в тот же день предварительный поул, я был удивлён. И у меня, и у Найджела были проблемы со сцеплением и плюс к этому во время моего лучшего круга на задних колёсах образовались пузыри, вследствие чего прохождение шиканы стало упражнением не для слабонервных - я чуть было не проехал её задним ходом! Кстати, я должен опровергнуть слух о том, что моя скорость объяснялась мясом с бобами под чили, которое предыдущим вечером приготовила Морин. Правда, лучшего чили я не ел за всю свою жизнь.
Всё следующее утро мы работали над гоночной настройкой и вообще не опробовали квалификационные шины. В двигателях стояла новая система впрыска, специально разработанная для высокоскоростных трасс, однако сессия была укорочена и у нас осталось много работы. Когда я выехал на первом комплекте, то проколол переднее левое колесо из-за чего вхождение в шикану выглядело весьма захватывающим. Потом пошел дождь и только в конце заезда я почувствовал, что стало достаточно сухо, чтобы попробовать ещё раз. На самом деле в Копс и в Беккетс было всё ещё влажно и оптимального сцепления с асфальтом шины не имели. Так или иначе, но первый круг со средней скоростью свыше 160 м/ч состоялся.
Англичане были очень взволнованы этим событием, но честно говоря Сильверстоун - это скоростной автодром, и кто-то должен был проехать по нему быстрее всех и взять барьер в 160м/ч. Если бы у меня было ещё 6 комплектов квалификационной резины, я уверен, что смог бы показать ещё лучший результат. Все
гонщики любят ездить быстро, но важнее всего быть быстрее того, кто идёт за тобой. Я также люблю сравнивать свои круги между собой, пытаюсь увидеть удалось ли мне найти дополнительные обороты в каком-нибудь повороте по сравнению с предыдущей попыткой. Если хочешь улучшиться, то надо делать только так.
Кстати я тут распространялся насчёт скорости и опасности Сильверстоуна, а ведь это просто прогулка по сравнению с побитием рекорда, которое я попытался совершить несколько лет назад в Италии за рулём дизельного автомобиля. По тамошним кочкам я прыгал со скоростью 217м/ч (350км/ч).
В гонке у меня возникли неприятности. Внезапно двигатель начал сильно вибрировать и, выпуская облака дыма, я остановился «на парковку». Учитывая то, что Найджел тоже сошёл, можно сказать, что мои худшие страхи оправдались. Наши квалификационные обещания реализованы не были.
Теперь нам надо догонять остальных. Прост, очевидно, играл в собственной лиге, Пирелли снова подтвердили, что их шины очень перспективны. Ситуация в Чемпионате неопределённая, а для болельщика это всегда хорошо. Лично для меня Чемпионат ещё ни в коем случае не проигран, но теперь нам необходимо
выигрывать в следующих четырёх-пяти гонках, а там будет видно. Побеждать - это главное, титул приходит с победами.
The Motor, w.e. 03.08.85.
Перевод Максима Куваева, Красноярск.
Набор Нины Кульчицкой, Санкт-Петербург.
Уважаемые подписчики!
Задавайте друг другу интересующие вас вопросы, предлагайте свои темы для обсуждения, соглашайтесь, спорьте, критикуйте; одним словом - активно участвуйте! Убедительная к вам просьба: отправляйте свои письма заблаговременно, не дотягивайте до предпоследнего дня перед выходом рассылки. Этим вы существенно облегчаете нашу работу.
Чтобы присоединиться к нам и вступить в ряды нашего "Фан-Клуба" достаточно прислать в рассылку информацию о себе и свой контактный E-Mail.
Этот выпуск, №41, был подготовлен мной. Надеюсь, что он был вам интересен. Стиль ваших писем по возможности сохранялся. Спасибо за них, друзья! RomB.