Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы . Выпуск 39.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылки
Subscribe.Ru
"Полезные советы"

Наши темы: огородничество, садоводство,
ведение домашнего хозяйства, ремонтные
работы, кулинария, рыбная ловля и др.


Формула-1. Мнения, обсуждения, материалы, конкурсы. Выпуск 39.

Приветствуем вас, уважаемые подписчики!

Этот объединенный выпуск для вас готовила целая команда: Mess, Irisha, RomB.

В сегодняшнем номере:

∙ Mess: обзор прошедшего ГП Европы;
∙ ваши мнения и впечатления о нем;
∙ рубрика Трибуна;
∙ Irisha: Гран При Франции. "Уроки французского";
∙ RomB: обзор мнений об исторических публикациях;
∙ рубрика Вопросы и ответы.
∙ рубрика Фан-Клуб.


Mess. Обзор прошедшего ГП Европы.

Сразу хочу извиниться перед подписчиками за две допущенные мной ошибки в предыдущем номере. Трасса Нюрбургринг находится, конечно, не в Люксембурге, а в Западной Германии в городе Нюрбург, в Эйфелевых горах. Правда, до Люксембурга от нее всего 50 километров – не зря же там проводился Гран При Люксембурга, который проводился не один раз, как было написано в предыдущем выпуске, а дважды – в 1997 и 1998 годах.

А теперь перейдем к прошедшей гонке. Гонка прошла на отлично! Здесь было все – и борьба до последних метров, и жесткие и не очень жесткие обгоны, и развороты, и вылеты, и фонтан дыма от сгоревшего мотора. Но обо всем по порядку.

Субботняя квалификация началась довольно тоскливо. Пилоты не показывали каких-то супер-результатов, никто не прыгал выше головы. Немножко добавил зрелищности Ник Хайдфельд своим вылетом – у него заклинило коробку передач. В остальном все пилоты показывали довольно ожидаемые результаты. Огорчил только Дэвид Кулхард, занявший лишь восьмое место в итоговой квалификации. Но чем ближе квалификация подходила к концу, тем сильнее нарастало напряжение, последняя пятерка показала высший пилотаж. Очень обрадовали Вильямсы – наконец-то и они подтянулись. Ну а Михаэль и Кими показали просто безупречное вождение. Кими намедитировал себе поул, пройдя круг очень четко, без единой помарки. Почаще бы он так медитировал. :)

Событий на трассе было не так уж и много, но зато они были распределены равномерно по всей гонке. В начале гонки постоянно что-то происходило в конце пелотона, к концу борьба переместилась в начало гоночного каравана. Описывать, как все это происходило я не буду – кто смотрел, тот и так знает, а кто не смотрел, наверное, уже узнал. Лучше перемою косточки всем, кто украсил гонку своими обгонами и вылетами. А так же попытаюсь разъяснить некоторые спорные моменты гонки.

На первом круге отличились Трулли и Алонсо своей зрелищной, но довольно опасной борьбой между собой и с Монтойей. Командные интересы, конечно не должны играть в гонке решающую роль, но не до такой же степени. Я не хочу сказать о них ничего плохого, но у меня было ощущение, что они просто заигрались, как дети малые.

Жак Вильнев провел гонку слишком агрессивно. Конечно, борьба - это хорошо, но не стоит забывать о том, что после прямых бывают повороты. Да и сломанный спойлер в той самой шикане с колышками тоже не добавил ему скорости. В результате, места, которые были отвоеваны в тяжелой борьбе, Жак отдал на халяву пилотам Минарди, а в конце концов - просто сошел из-за заклинившей коробки передач.

Ярно Трулли в этом сезоне катастрофически не везет. Наконец-то он выглядел лучше Алонсо, но - техника у него оказалась менее надежной.

Кими также пал жертвой ненадежности техники – столб дыма, вырвавшийся из его машины, несомненно, украсил гонку, но лишил финна возможности победить или, хотя бы, подняться на подиум. Мерседес может начинать экономить деньги на рекламе, чтобы скомпенсировать уменьшение продаж своих автомобилей – антиреклама в виде дымовой завесы сделала свое черное дело.

Второй пилот МакЛарена – Девид Кулхард тоже огорчил болельщиков и команду. Конечно, отлично, что он не влепился в Алонсо и не подарил лишнее очко Михаэлю, но одно-то очко из-за своего вылета он все-таки сташему Шумахеру подарил, да к тому же сам остался ни с чем. Я вообще не понимаю что он там хотел сделать, находясь в воздушном мешке Рено Фернандо. Если он собирался обогнать слип-стримом, то ему надо было оттуда чуть раньше выезжать, если он хотел войти с чуть большей скоростью в шикану и пройти первый поворот по внешнему радиусу, чтобы потом быть на внутреннем, – то это там сделать нереально – шикана-то короткая и узкая. Дело в том, что чтобы Дэвиду первым выйти на внутренний радиус второго поворота, ему после первого поворота нужно было бы идти с Алонсо вровень, а иначе Алонсо его просто прижал бы к колышкам. Сделать это было просто невозможно, так как за этот короткий промежуток трассы между двумя поворотами нагнать на корпус просто по времени тяжело, да еще и тормозить Девиду надо было бы раньше. Ему пришлось бы поворачивать на больший угол (Алонсо-то нормально пошел бы наискосок к этому повороту и небольшой угол сэкономил). Да и если у него не получилось обогнать там Алонсо, когда тот ошибся, то что он хотел сделать, когда Алонсо шел безошибочно? Или он решил показать Рону Денису, что он еще может что-то? В общем хотели как лучше, а получилось как всегда… Правда, надо отдать ему должное, что водит болид он сверхпрофессионально, – избегнуть столкновения и уйти в сторону, когда до предыдущей машины осталось каких-то 10 метров – это не каждый сможет.

Ну и на сладкое остался поединок Хуана-Пабло с Михаэлем. По-моему, атака была проведена очень честно, хоть и жестко. Просто Монтойя обошел Михаэля на пол-корпуса и стал постепенно отжимать его внутрь поворота, чтобы тот снизил скорость и остался позади, но Михаэль сильно сбавлять газ не стал и его просто за счет скорости стало выносить на внешний радиус поворота, правда вынесло его не далеко – только до машины Монтойи, далее красивый разворот, увязший болид, помощь комиссаров, пятое место и….. разговоры о возможной дисквалификации, типа нельзя помогать, типа вспомните Японию-89 (дисквалификация Сенны) и т.д. Но я не буду переливать из пустого в порожнее и вспоминать случаи из истории. Давайте просто посмотрим, что сказано об этом в спортивном регламенте Формулы-1.

А в регламенте в главе THE RACE (гонка) есть статья 151, отвечающая за подобные происшествия (перевод я старался делать как можно ближе к исходному тексту, поэтому получилось не совсем литературно, зато смысл не переврал):

151). If a car stops during the race (except under Article 143 c) and d), it must be removed from the track as quickly as possible so that its presence does not constitute a danger or hinder other competitors. If the driver is unable to drive the car from a dangerous position, it shall be the duty of the marshals to assist him. If any such assistance results in the engine starting and the driver rejoining the race, the car will be excluded from the results of the race.

Если болид останавливается в течение гонки (кроме случаев предусмотренными статьей 143 пп. c). и d)., его должны убрать с трассы так быстро, насколько это возможно, так, чтобы его присутствие не составляло опасности или помехи для других гонщиков. Если гонщик не может увести машину с опасной позиции, маршалы обязаны помочь ему. Если любая подобная помощь приводит к заведению мотора и гонщик возвращается в гонку, машина должна быть исключена из результатов гонки.

В статье 143 пп. c). и d). читаем следующее:

c) If, after the start, a car is immobilised on the starting grid, it shall be the duty of the marshals to push it into the pit lane by the fastest route. If the driver is able to re-start the car whilst it is being pushed he may rejoin the race.

d) If the driver is unable to start the car whilst it is being pushed his mechanics may attempt to start it in the pit lane. If the car then starts it may rejoin the race. The driver and mechanics must follow the instructions of the track marshals at all times during such a procedure.

c). Если, после старта, машина останавливается на стартовой решетке, маршалы обязаны вытолкать ее на пит-лейн быстрейшим путем. Если гонщику удалось рестартовать в то время, как его толкали, он может вернуться в гонку.

d). Если у гонщика не получилось стартовать, пока его толкали, его механики могут завести его на пит-лейне. Если машина заведется, она может вернуться в гонку. Гонщик и механики должны следовать инструкциям маршалов трассы в течение всего времени процедуры.

То есть ничего о наказании в случае, произошедшем с Михаэлем, вообще не сказано, значит и наказания никакого быть не должно. Правда есть еще одна статья в главе GENERAL SAFETY (общая безопасность), регламентирующая помощь пилоту:

97). Save as specifically authorized by the Code of these Sporting Regulations, no one except the driver may touch a stopped car unless it is in the pits or on the starting grid.

Спасайте, как определенно, дозволено (уполномочено) Кодексом данных Спортивных Инструкций, никто кроме водителя не может трогать остановленную машину, кроме того, когда она на пит-стопе или на стартовой решетке.

Но в этой статье нет ни слова о наказаниях за помощь ни для пилота, ни для тех кто “потрогал” машину.


Мнения и впечатления читателей о ГП Европы.

RomB.
Весьма любопытный Гран-При. Мне очень понравилась 2 квалификация, борьба резко обострилась к концу. Когда Михаэль завершил свою попытку, я посчитал, что борьба завершена, но... выехал Кими Райкконен. После откровенного провала Дэвида Кулхарда я ожидал от Кими 3-4 места. Как оказалось, - сильно ошибся... Первый в карьере поул-позишен. Поздравляю всех его поклонников, в этот раз молодой финн смотрелся достойно. В целом же - результаты квалификации ожидаемые и прогнозируемые. "Бриджстоун" продолжает деградировать, сухая резина в этом году у японской фирмы просто отвратительна, она сводит к нулю все усилия пилотов и не позволяет даже хорошим болидам показывать приличные результаты. Опять разочаровала "Тойота", - прекрасная квалификация позволяла надеяться на высокий результат, но... опять-таки подвела надежность.

Гонка. Старт Михаэль Шумахер откровенно провалил, - и среагировал он слишком поздно (я раз пять покадрово пересматривал запись старта, он и "опоздал" где-то на 0,15 секунды, да и задние колеса болида довольно сильно прокрутились...), еще и попытка сразу уйти на внешнюю траекторию оказалась крайне неудачной. Потеря места на старте, странная авария, ставшая причиной потери трех мест; не менее странный выезд обратно на трассу; в целом - довольно неубедительная и даже, пожалуй, провальная гонка. "Феррари" здесь явно промахнулась и с тактикой, ранние пит-стопы себя абсолютно не оправдали, причем, что это не работает, стало ясно уже к первому п-с, но... никакой реакции в боксах "красных" не последовало. Непривычно и неприятно... Инцидент ШумМи с Хуаном-Пабло Монтоей для меня остался загадкой: очень трудно сказать, кто в нем больше виноват, вроде бы явных "разборок" не было, - действительно, обычный гоночный инцидент. Я бы не стал в данной ситуации наказывать никого из пилотов, пусть их рассудит дальнейший ход самого чемпионата. Но Монтое все же свойственна некоторая излишняя агрессивность, с этим не поспоришь. А вот возвращение после этой заварушки на трассу Михаэля мне откровенно не понравилось. Я не уверен, что в нынешнем сезоне это правило не изменили, но раньше ЛЮБАЯ помощь от "маршалов" была запрещена, это совершенно точно. Много-много раз мы могли видеть, как вылетевший в гравий и "утонувший" в нем болид, порычав и повращав вхолостую колесами, печально затихал и раздосадованный пилот, разводя руками или пожимая плечами, или даже утирая набежавшую слезинку, покидал насиженное нутро своего "железого коня" и отправлялся досматривать гонку в боксы. :) Здесь же произошло что-то непонятное. Скажу сразу, - если ШумМи в данном случае пошел на столь грубое нарушение существующих правил, то он должен быть примерно наказан, - как минимум, лишен очков за гонку; вести борьбу за 6 чемпионский титул надо честно.

Жаль поклонников Кими Райкконена, эту гонку он проводил очень достойно и уверенно; не могу сказать точно, что если бы не технические проблемы, то он выиграл бы, - его довольно неплохо прессинговал Ральф Шумахер, но между ними могла получиться любопытнейшая борьба за первое-второе место ближе к финишу. Увы... Зато совершенно феноменально провели гонку пилоты "Вильямс", - и пилотирование на высоком уровне, и с тактикой п-с они попали очень точно. Только Монтоя немного подпортил впечатление своей несколько грубоватой атакой. Порадовало и сообщение, что продлены отношения с концерном "БМВ" аж до 2009 года, причем на очень разумных и приемлемых, как для "Вильямс Тим", так и для баварцев, условиях. При всем этом у меня возникает устойчивое впечатление, что Ральф способен еще и за титул чемпиона мира в этом сезоне побороться, так что для "МакЛарена" наступают не слишком-то отрадные времена, - придется Кими не с одним, а с двумя братьями сражаться. :) Совершенно не склонен помогать своей команде и Дэвид Кулхард, - посредственная квалификация, проваленная гонка. А в условиях, когда твою команду лишают 2 места в КК устроить такой нелепый вылет... - стыдно и недостойно столь немолодого годами и опытного спортсмена. А Ф1ернандо Алонсо просто потрясает... вот это - истинный талант; борьба Алонсо на явно немощной сине-желтой машинке против грозного серебристого "МакЛарена" стала украшением гонки! Долго длилось противостояние, но рыцарь в серебристых доспехах был-таки повержен, причем - собственным разящим мечом... :) В общем, гонка получилась неоднозначная, но интересная и интригующая. Будем ждать дальнейшего развития событий.

Lucifer.
Чувствую, что после Европы на Михаэля польется очередная струя помоев! Хочу за него заступиться!

Михаэль - действительно великий пилот! Он, благодаря своему таланту и советам, поднял Феррари в 1996 г., естественно, что он не мог выиграть больше трех гонок в 1996 году, т.к. Феррари тогда относилась к середнякам. А Райконнен сейчас обладает очень хорошей машиной, поэтому сравнивать бессмысленно!

Я люблю Михаэля за его неповторимый стиль вождения, оригинальность, находчивость - до него еще никто не догадался воспользоваться помощью комиссаров! Наверное, надеялся, что этого никто не заметит - сотни камер не в счет! Если его не накажут, то остальные тоже будут так делать! Но я не хочу, чтобы его наказали!

Меня взбесил Мотойя!!! Он что - великий мститель? За Хилла, за Вильнева??? Михаэль Монтойю не выбивал никогда! Монтойя никогда не может нормально обогнать! Зачем лезть, - лучше подождать следующего поворота и нормально пройти!

RomB: Вау-у! Какие страсти-то кипят! :)) Не надо так сердито! ;))

Alex UZ.
Такой напряженной борьбы не было очень давно...
Что понравилось:
1. Неожиданно разная тактика для Вильямсов, она смогла ввести в заблуждение штаб Феррари.
2. Конечно же - филигранный обгон Монтойей Шумахера-старшего.
3. Скорость Райконнена до схода.
4. Низкий процент сходов и то, что обе Минарди доехали до финиша, достойно сражаясь с целой группой пилотов.

Что не понравилось:
1. Сход Райконнена. Даже не смотря на две дозаправки Ральфа, у него был шанс победить. А смотря на то же обстоятельство - приехать как минимум вторым.
2. Возвращение Михаэля Шумахера в гонку комиссарами. Даже тот факт, что он стоял в опасном месте, не дает поводов для продолжения борьбы. В этом случае просто едут в боксы, или же просто выпускают Мерседес с мигалками. Надеюсь, что дисквалификация для немецкого пилота не заставит себя ждать.
3. В некоторых публикациях уже называют сход Култхарда глупым. Вероятно это пишут люди, которые никогда при езде не превышают порог 70 км/ч. Место, где Алонсо затормозил так некстати, отличается от обычного места торможения в этом повороте разницей не менее 100 км/ч. Это цена тех 15-20 метров. Не увильни Култхард вправо, была бы такая же авария, что случилась в прошлом году с Такумо Сато. Не факт, что Макларен не похоронил бы Алонсо под собой. Несмотря на то, что шотландец сейчас намного медленнее своего партнера, что команда практически плюнула на подготовку его болида, на разговоры о его смене в следующем сезоне - Дэвид остается очень ответственным и техничным пилотом. И за это ему большое спасибо, ведь победы еще, возможно, будут, в том числе и у Алонсо, а жизнь пилотов бесценна...

Victogan.
Прошёл Гран-при Европы. Интересный Гран-При. Борьба в чемпионате обострилась. По прежнему лидируют Шуми и Кими, но им уже в затылок дышат Шуми-младший, Монтойя и Баррикелло. То ли ещё будет! Нечего заниматься описанием гонки. Кто хотел, тот - смотрел, кто не смотрел - прочитал в Инете. В результате столкновения Михаэль Шумахер вылетел с трассы и не смог выбраться без посторонней помощи (которая была ему оказана). Это прямое нарушение правил соревнований. Например, в 1989 после знаменитого столкновения Проста и Сенны на Сузуке, Айртон, воспользовавшись помощью маршалов, тоже выехал и выиграл гонку, но позже был дисквалифицирован. В прошлом было множество вылетов, но никакой посторонней помощи не было оказано никому. Шумахеру, как минимум, должны были бы влепить штраф, но т.к. это случилось менее чем за 7 кругов до финиша, то просто прибавить к результату 25 с. А вообще, за такие нарушения показывается Чёрный флаг :(

ZigZag.
По следам прошедшего Гран При.

Я в шоке! У меня нет слов! Прошедший уик-энд был уик-эндом Кимми Райкконена, а что в итоге? Ноль очков, как для него, так и для McLaren. =( Надо же быдо движку взорваться именно тогда. Уж лучше бы он в Канаде умер.

Алонсо. Я его не совсем понял. Что это он позволяет себе вытворять на трассе? Это хорошо еще, что у Дэвида такая реакция, а если бы нет, то что? Полет Бурти часть 2? Нет, это так оставлять нельзя!

Михаэль. Я что-то не понял. Согласно регламенту, если пилот, в случае остановки, не может сам убрать машину с трассы, то в этом ему помогают стюарды. Если же после их помощи пилот способен продолжить движение, то он обязан вернуться в боксы, а его результат будет анулирован. А еще машину Михаэля толкал и какой-то мужик в майке и шортах. Это что? Новая униформа стюардов? Или это посторонний, попавший туда, где ему не место?!

Вопросы, одни только вопросы после прошедшего Гран При. А так вроде бы и ничего гонка была. Главное, что для протестов уйма оснований. Пошевелись Великий Рон, пораскинь мозгами, как здесь лучше поступить.

Ilya Wolf.
Старт, Кими сохраняет первое место, Мишины опасения насчет грязной части трассы оправдываются, его обходит младший брат, Моня пропускает Рубенса. Все как всегда. Первая половина гонки порадовала надежностью болидов, потом началось - Кими, Панис и Трулли, Жак и Кристиано, и, под конец гонки, Дэвид. Хотя, 6 сходов, причем Кулхард все-таки классифицирован, не так много. Порадовал Моня, не зря его как-то давно назвали "Охотником за Шумахерами", не церемонится он с ними, особенно со старшим. А то, что Мише не показали черный флаг, и не дисквалифицировали его после гонки, мне вообще непонятно.

В рассылке "Все о Формуле-1 от журнала "Формула"" я прочитал такое:

"Ferrari Шумахера увязла в гравии на обочине, и он смог вернуться на трассу лишь благодаря немецким маршалам, которые стремглав прибежали со своего поста и вытолкали болид соотечественника. Возникшие было сомнения в справедливости такой "помощи извне" оказались безосновательными: машина Михаэля находилась в весьма опасном положении, и маршалы лишь устранили эту опасность - ведь Шумахер избежал остановки двигателя".

Похоже, FIA превзошла саму себя, старательно облизывая то место, которым Шумахер-старший протирает сиденье своего болида. Интересно, если бы Миша и Моня поменялись местами, каково было бы решение маршалов гонки? Еще жаль Девида, так обидно вылететь в ситуации, где обгон был наиболее реальным. Итог: гонка оставила двойственное впечатление - много красивой борьбы, красивых обгонов и откровенное потворство немецких маршалов немецкому пилоту.


Трибуна.

RomB.
Я сознательно не стал сразу отвечать Извергу Аазу и иже с ним. Прошло время, и, думаю, что теперь страсти несколько поулеглись, а точнее, заменились другими. :) Постараюсь кратко и аргументировано вам ответить. Вам, друзья, нравится "МакЛарен" и его пилоты, мне - "Феррари" и М.Шумахер. И вы, и я - взрослые, зрелые люди, со своими сложившимися убеждениями и, чего уж там... иногда и предрассудками. Думаю, мы не сможем переубедить друг друга и заставить к-л принять иную, отличную от собственной, точку зрения, - так уж устроен человек. Вы, друзья, совершенно правы в том, что, фактически, любой спор в конечном итоге сведется к форме "Сам дурак", только в нашем случае на более интеллектуальном уровне. А посему предлагаю этот бесконечный, утомительный и беспочвенный спор благополучно завершить и продолжить общение в рассылке на иные "околоформульные" темы. Честное слово, кроме Михаэля и Кими в жизни Ф-1 есть еще масса интересных событий и людей, и все эти темы ждут нашего с вами внимания.

Что же касается моего пренебрежительно-насмешливого отношения к К.Райкконену, то в отношении пренебрежительности вы глубоко заблуждаетесь, - я, с момента появления Кими в Ф-1, считал и считаю его достаточно квалифицированным пилотом. Просто мне кажутся несколько необоснованными огромные ожидания некоторых людей, связанные с ним. Прав я, или нет - покажет время. А в отношении насмешливости... извините меня, друзья, но я оставляю за собой право иронически, или даже саркастически относиться к любому пилоту, человеку, или событию, если, как мне кажется, они этого достойны. Но при этом мое мнение, или мое отношение, остается только МОИМ личным мнением, или отношением и абсолютно не претендует на звание истины в конечной инстанции. Каждый человек имеет право на свою точку зрения и на право ее реализации и отстаивания, в разумных и допустимых, естественно, рамках. Думаю, что мы с вами в данном конкретном споре к границам корректности даже близко не приближались. Кратко говоря, - "Ребята, давайте жить дружно"! :)

Александр Кульчицкий.
Более десяти лет назад начало массовому общению поклонников Ф1 положил журнал АМС. С тех пор я познакомился с большим числом формулистов и мне, как поклоннику со стажем, всегда интересно было узнавать каким образом каждый из моих новых друзей пришел к этому увлечению, какое место в его жизни занимает формула в настоящий момент, какой информацией располагает мой новый корреспондент, как он ее получает и т.п. Не менее интересно мне это узнавать о людях, для которых формула стала как бы профессией. Я имею в виду не гонщиков, а наших писателей, журналистов, ТВ-комментаторов и т.п., пишущих и рассказывающих о формуле. В свое время я обращался к Володе Маккавееву с просьбой, чтобы на страницах журнала авторский коллектив рассказал о себе. Определенным образом это делает Авторевю, и мне это нравится. Такая информация, на мой взгляд, должна способствовать установлению доверительной атмосферы между издательским коллективом и читателями и может быть первым шагом по пути создания клуба на страницах издания, может сделать журнал интересней, более приближенным к читателям. Возможно я несколько утрирую суть вопроса. Писал эти строки и думал, наверное, я идеалист, пытающийся выдать желаемое за действительность. Наверное, такого в “Большой печати” в принципе быть не может (только на таких сайтах, как ваш). Так вот, в последнем номере Формулы за июнь 2003 в статье о Суниньо (с.64-66) я натолкнулся на три рисунка Тарханова, картинки которого видел и раньше. И мне в очередной раз захотелось обратиться к Маккавееву с просьбой рассказать об этом художнике, опубликовать интервью с ним. Почти что эталоном такой статьи может быть понравившееся мне интервью с Артемом Троицким на страницах журнала.

Может быть читатели клуба подскажут, где найти такие рассказы или интервью о журналистах, сами расскажут о них или смогут сами взять интервью. Вспомните рассказ Колядинцева о той изобретательности, энергии, которую они проявляли добывая автографы пилотов. С такой энергией наиболее активным поклонникам и такие задачи, я уверен, по плечу. Начал я, в качестве примера, с Тарханова, но ведь среди журналистов есть и другие, которых, несмотря на их средний и молодой возраст, можно отнести к классикам формульной публицистики: А. Мельник, А. Попов, О. Линде, С. Иванов и др. Список можно продолжить. Например, коллега Тарханова – Захаров, если не ошибаюсь, публиковавший свои рисунки еще в журнале “За рулем” в советское время. А “формулист” старшего поколения Л.М.Шугуров. Хотя о нем есть кое-какие материалы в АМС, но это не совсем то, что хотелось бы услышать. А еще у Льва Михайловича можно попросить рассказать об истории Ф1 в СССР. Ведь была национальная Ф1, соответствовавшая международной и были какие-то соревнования, толком о которых никогда не писалось. В рассказах о чемпионатах СССР все сваливалось в кучу. На страницах журналов он и Мельник рассказывали только о технике Ф1 у нас в стране. А если найти воспоминания, может того же Шугурова, о Бекмане? Это вообще предел моих мечтаний. Самый первый номер АМС не в счет, там о Бекмане, как о “формулисте” лишь пара строк. Но я наверно слишком уж размечтался.

Возвращаясь к Тарханову. Кто может представить самый полный перечень его опубликованных рисунков? Мне кажется, что подобная работа, которая сродни исследовательской, хорошо может дополнить работу клуба. Возможно, среди читателей найдутся любители таких исследований. Во всяком случае, коллективными усилиями всегда можно сделать больше, чем одному.

Alek.
Сегодняшний Гран-При Европы меня просто убил. Но оставлю комментарии на других, более многословных авторов. Напоследок - немного весёлого. Перлы "Российского голоса Формулы-1", весьма уважаемого мною А.Попова.

О Д.Уилсоне в роли кругового: "...не стоит упрекать пилота Минарди в том, что у него в руках всего лишь Минарди..."
О помощи стюардов: "...Михаэль Шумахер показывает восклицательный палец благодаря их..."

Джокер.
Странно, почему ещё не появилась рубрика "Персона" или "Досье". Уже были статьи о гонщиках (точно помню очень интересную статью о Сенне), но это всё как-то не систематизировано. В подобной рубрике можно было бы говорить как о пилотах прошлого, так и о настоящих. Например, о карьере Шумахеров, Кулха или Баттона я представление имею, а вот уже с каким-нибудь Да Маттой или Уилсоном (да не обидятся их поклонники) :) начинаются проблемы.

RomB: Просто подобную иформацию не так уж сложно найти, например, в Интернете. В межсезонье кое-что опубликуем и мы.

Ilya Wolf.
Небольшое дополнение про Канаду. Ральфа многие обвиняли в бездеятельности, когда он под конец гонки не обгонял своего старшего брата. Так вот, господа присяжные заседатели, попробуйте обогнать кого-нибудь не в GP4 или Need for Speed 5, а в реальности, на простом картинге с мотором в 9 л.с., примерно в 100 раз слабее F1. И учтите, что контактная борьба на картодроме - вполне нормальное явление, и в случае вашей ошибки или вылета вас тут же вытолкнут обратно на трассу (как Мишу на прошедшем ГП). Я уверен, что после 10 минут езды на тарахтящей машинке, лишенной подвески, вы будете с бОльшим уважением относиться к пилотам F1, катающимся по 1,5 часа с гораздо большими перегрузками. Да и столкновение двух картов, обвешанных защитной рамой по всему периметру, немного отличается от столкновения болидов.

Не то, чтобы я был поклонником Ральфа, но все же, - уважайте пилотов, торможение с перегрузкой 4g в симуляторе и даже 1g в реальности отличаются ОЧЕНЬ СИЛЬНО!

Коновалов Алексей.
Небольшая поправка к выпуску №35:

"...на днях мой новый корреспондент поделился со мной интересной информацией, что сейчас можно познакомиться с одним из ранних рассказов Ремарка о жизни автогонщика – «Станция на границе»..."

Повесть Ремарка о жизни автогонщика называется «Станция на горизонте». Это действительно очень захватывающее произведение. Всем поклонникам гонок - рекомендую.

Полностью поддерживаю предложение Ес, опубликованное в выпуске №36:

"...хотелось бы, что бы в начале статьи была подробная информация о положении гонщиков перед этой гонкой, их очки, команда, общая картина описываемого чемпионата. А то не очень понятно, кто, и за что борется и на что претендует... хотелось бы узнать подробнее о правилах Ф1 и их изменениях за всю историю Ф1, о начислении очков..."


Irisha. Гран При Франции. "Уроки французского".

Предстоящий уик-энд продолжает серию "деревенских" этапов "Формулы-1". Несмотря на то, что местечко Невер расположено практически в самом центре Франции, ближайший от автодрома крупный город находится на расстоянии 250 км, поэтому автодром "Маньи-Кур" не пользуется большой популярностью ни у гонщиков, ни у болельщиков. Но великолепно оборудованная современная трасса уже 13-й раз подряд принимает у себя Гран При.

Франция имеет, пожалуй, самую длинную и богатую автоспортивную историю, которая берёт своё начало ещё в XIX веке, когда стали проводиться гонки по дорогам между крупными городами, а самый первый Гран При - Гран При Франции - был разыгран в 1906 году в Ле Мане, когда гонщики за два дня преодолели 1236 км, очень внушительное по тем меркам расстояние.

За всё время существования "Формулы-1" Франция не пропустила ни один сезон, неизменно входя в календарь Чемпионата мира. 7 различных трасс принимали у себя королеву автоспорта. Самой первой из них стала очень скоростная трасса в Реймсе, на которой в 1950-1951 гг. не было равных Хуану Мануэлю Фанхио. Впрочем, победу 1951 года Фанхио разделил с Луиджи Фаджиоли, который является самым пожилым победителем Гран При. Итальянцу тогда было 53 года и 22 дня. Одна из лучших гонок в Реймсе прошла в 1961 году. Тогда Джанкарло Багетти одержал свою единственную победу в дебютной же гонке. Реймс принимал Гран При до 1966 года, иногда уступая место Руану. В 1968 году в Руане завоевал свою первую победу Жаки Икс, но победа была омрачена гибелью Джо Шлессера, машина которого утонула в огне.

В 1967 году "Формула-1" единственный раз гостила в Ле Мане, используя часть той самой трассы, на которой проводятся знаменитые 24-часовые гонки.

На рубеже 60-70-х гг. на смену Реймсу и Руану пришла трасса, расположенная в нескольких километрах от городка Клермон-Ферран. Она принимала Большие Гонки всего 4 раза, после чего уступила место Ле-Кастелле и Дижону.

Построенная в 1972 году и расположенная в 10 милях от Дижона трасса "Дижон-Пренуа" оказывала гостеприимство и ГП Франции и ГП Швейцарии. Самая запоминающаяся гонка прошла здесь в 1979 году, когда Жан-Пьер Жабуй за рулём Renault выиграл первую гонку на автомобиле с турбомотором. Это была и первая победа в ГП "Формулы-1" и для команды Renault. Но ещё больший восторг зрители получили от великолепной борьбы за второе место между Жилем Вильнёвым и Рене Арну, которые сражались до самого последнего метра дистанции, несколько раз меняясь местами. В 1981 году первую победу здесь у себя дома праздновал молодой Ален Прост, начав тем самым серию своих домашних побед и подиумов. 11 раз Прост поднимался на пьедестал почета и 6 раз из них - на его верхнюю ступеньку. Дижон по прежнему принимает гонки национального значения, а также соревнования Чемпионата мира в классе GT.

Автодром в Ле-Кастелле, названный в честь производителя аперитивов, магната Поля Рикара, оказавшего помощь в строительстве трассы, принимал "Формулу-1" 14 раз. Эта трасса расположена на ровном плато на юге Франции. Кольцо "Поль Рикар" до сих пор считается одной из самых безопасных на территории страны. Но именно на нём в 1986 году произошла трагедия. Во время тестов15 мая, управляя болидом Brabham, погиб Элио де Анжелис. К следующему Гран При трасса была немного перестроена и продолжала принимать у себя этапы Чемпионата мира до 1990 года. В мае 1999 года автодром был куплен Берни Экклстоуном за $11 млн. Сейчас "Поль Рикар" является постоянным тестовым полигоном для команд "Формулы-1".

В 1991 усилиями президента Франции Франсуа Миттерана "Формула-1" переехала в Невер. Клубный автодром "Маньи-Кур" в кратчайшие сроки был превращён в современную, оборудованную трассу. Сама же история трассы начинается с 1960 года, когда Жан Бёрниго построил гоночное кольцо на земле, прилагаемой к его ферме, недалеко от деревеньки Маньи-Кур, что в шести милях от Невера. Первоначально его длина была всего около 2 км. Чуть позже здесь открылась гоночная школа, откуда вышло целое поколение французских гонщиков, ставших затем звёздами "Ф-1": Франсуа Севэр, Патрик Депайе, Жан-Пьер Жарье, Жак Лаффит. Трек приобретал всё большую и большую популярность, и трасса в новой, удлинённой, конфигурации открылась 1 мая 1971 года. После смерти Бёрниго автодром отошёл местному гоночному клубу. В конце 70-х трасса стала принимать у себя этапы Европейской "Формулы-3", но к концу 1984 года асфальтовое покрытие настолько износилось, что гонки покинули "Маньи-Кур" на три года. В 1988 году при поддержке президента Миттерана, стремившегося поднять экономику французской глубинки, автодром был реконструирован, и в сезоне-91 на нём прошёл 7 этап Чемпионата мира "Формула-1". В мае 2000 года было объявлено, что "Маньи-Кур" будет принимать "Ф-1" до конца 2004 года.

Из всех событий близ Невера для поклонников Больших Призов наиболее памятна гонка 1999 года. В дождливой квалификации Рубенс Баррикелло смог выиграть первый и единственный поул-позишн для молодой команды Stewart, а в гонке первенствовал Хайнц-Харальд Френтцен на Jordan. Кроме Френтцена из действующих пилотов на верхнюю ступеньку подиума поднимались Дэвид Култхард и Михаэль Шумахер. Причём Шумахер, как и Ален Прост, является одним из признанных специалистов французской трассы, выиграв уже 6 ГП Франции. Мог в свою копилку записать победу и Кими Райкконен, но досадная ошибка позволила ему в прошлом году финишировать лишь вторым.

В настоящее время "Маньи-Кур" - это достаточно медленная трасса, практически без рельефа. Длина кольца, после небольшой перестройки, составляет 4411 м. Пилоты пройдут по ней 70 кругов, что в сумме составит 308,586 км. Покрытие автодрома весьма требовательно к резине. Поэтому нас опять ожидает острая борьба шинников. Исходя из этого, традиционной здесь является стратегия дозаправок с двумя пит-стопами. Что касается мест для обгона, то их немного. Одним из таких мест является шпилька Аделаида, в которой в 2000 году Дэвид Култхард на McLaren обошёл Ferrari Михаэля Шумахера. Тот обгон надолго останется в памяти поклонников как шотландца, так и немца. Есть так же последний, очень коварный, поворот Лицей, где тоже предпринимаются попытки обгона. В межсезонье этот участок трассы подвергся изменениям, и организаторы обещают, что вероятность обгона в этом месте возрастёт.

Учитывая, что в этом сезоне силы команд-лидеров несколько выровнялись, можно предположить, что нас ждёт острейшая борьба на трассе. Какие уроки преподнесёт нам уик-энд в Невере, мы узнаем уже через несколько дней. Пока же, как пилоты и их команды, будем готовиться к предстоящему Гран При Франции, для чего я в качестве домашнего задания рекомендую посетить следующие ресурсы в Интернете:

http://www.magnyf1.com - официальный сайт трассы;
http://paddockf1.tripod.com/gp_fra.html - все победители ГП Франции;
http://www.globalserve.net/~trauttf/Gilles/Dijon79.mpeg - видео, борьба Жиля Вильнёва и Рене Арну, Дижон, 1979 г;
http://www.atlasf1.com/2000/fra/preview/jones.html - The History Album: French GP in Pictures.


RomB. Обзор мнений об исторических публикациях.

Вот и пролетели две недели с момента моего обращения к вам, друзья. Что тут сказать... я очень рад тому, что в подавляющем большинстве Ф-1 интересует вас серьезно и вы не хотите довольствоваться только телетрансляциями, серфингом по сайтам и общением в рассылке и в конференциях, но и даете себе труд посидеть за серьезной книгой по тематике или за любопытным историческим обзором. Не буду нагнетать интригу и отнимать ваше время, - пусть за меня все скажут ваши письма. Огромное вам за них спасибо, друзья!

Артём С. Сивков.
Я считаю, что исторические публикации необходимы просто потому, что это интересно, это классика, знакомство с героями прошлого позволяет по-новому взглянуть на современных гонщиков. История трасс - одна из замечательных глав биографии Формулы-1. Чего стоят только их названия, названия поворотов - за каждым из них своя история, своя легенда. Каждая команда - индивидуальность, кто-то участвует в гонках постоянно, кто-то приходит на время, но история каждой из них неповторима, интересна и поучительна. История создания FIA, коллизии и интриги не менее занимательны. А разработка и изменение правил, особенно в аспекте современных изменений также немалый представляют интерес. Спасибо за Ваши публикации.

Guess.
Уважаемый RomB, обязательно и постоянно надо печатать исторические материалы о Ф1!!! Настоящие фанаты и любители Ф1 не могут не интересоваться историей этих гонок. В свою очередь могу предложить переводы из различных немецких изданий об интересных моментах гонок. Если не прекратите рассылку, готов помочь. Только сообщите.

Изверг Ааз.
Конечно, мы все хотим исторические материалы. Ф-1 60-х более интересна, чем однообразные мнения фанов. Сам знаком с Александром Кульчицким по переписке уже довольно давно и хочу сказать, что его материалы всегда будут интересны тем, кто действительно любит Ф-1.

Валерий Фролов.
Привет вам, авторы такой замечательной рассылки!

Вы просили написать, нужны ли в рассылке исторические очерки. Так вот, они НУЖНЫ и даже НЕОБХОДИМЫ, ведь у Формулы-1 прошлое гораздо интереснее, чем настоящее, особенно то настоящее, что было последние три года :( Сейчас, при новых правилах борьба в чемпионате гораздо острее и многограннее, но тем не менее уже давно прошли те героические времена, что были в те же 60-70-е гг. (о которых и идёт речь в статьях) и даже в 80-е, когда выступал тот же Айртон Сенна, поэтому нужно, обязательно нужно говорить о настоящих героях трассы. Поэтому думаю, что такая рубрика совсем не помешала бы.

Теперь вкратце моё мнение о рассылке. Я подписан на все рассылки о Ф1 на Subscribe, поэтому сразу скажу, что ваша кардинально отличается от всех остальных в первую очередь тем, что является не рекламой большого сайта, а настоящим местом встречи любителей Ф1. Это её самый главный ПЛЮС и поэтому ваша рассылка - наиболее любимая мною. Теперь о единственном МИНУСЕ рассылки - это об её времени выхода. Я считаю, что никуда не годится, если отчёт о Гран-При появляется через 3-4 дня после его завершения. Видимо, стоит пересмотреть всю форму создания очередного выпуска, нужно, чтобы было 2-3 постоянных автора, которые бы успевали подготовить отчёт хотя бы к вечеру понедельника или подхватывали бы выпуск, если очередной из ведущих рассылки что-то не успевает. Другой вариант состоит в том, чтобы совсем не писать отчёт о гоночном уик-энде, а отдать больше места под обсуждение прошедших событий для простых читателей рассылки, тогда подобное опоздание уместно. Впрочем, это вам решать.

Наверное, пока всё, если посчитаю нужным что-то написать, - напишу (конечно, если не буду утомлять подобными длинными посланиями, писать которые я большой мастер). :-)

RomB: По поводу времени выхода рассылки. Ваше предложение, Валерий, интересно, но на данный момент трудно реализуемо. Надежных людей, которым можно было бы доверить экстренную подготовку выпуска и его введение в Subscribe.ru, за исключением моего помощника, - Irisha, пока нет. Либо предложения по соавторству несерьезны, либо у вызвавшихся помогать не оказывается в нужный момент свободного времени. Возможно, мы попытаемся предпринять некоторые шаги в предложенном Вами направлении с началом следующего сезона Ф-1 в марте 2004 г. Пока же мы будем работать в прежнем формате.

Михайлов Алексей aka Alx.
Не знаю. Хотелось бы, конечно. Но мне кажется, было бы более интересно прочитать о командах на заре Ф1, расстановке сил в чемпионатах, скажем, того же 1960 года, правилах Ф1, пилотах, особенностях конструкций машин, их технических характеристиках и т.п. Ну а отдельно взятое Гран-при, хоть и такое выдающееся?.. Хотя как эпизод рассказа о чемпионате, можно, конечно. Я плохо знаю историю первой формулы, и в таком ключе с удовольствием бы почитал, то есть - ДА!

Victogan.
По поводу исторических материалов:
Очень неплохо. Про гонку в Монако 1968 года было очень интересно. Формула-1 - это единственная гоночная серия имеющая столь длинную и великую историю. В Ф-1 было всё: «эпоха великих» 50-х, «период демократии» 60-х, «период технического застоя» 70-х, «турбоэра» 80-х и многое, многое другое. Изучать историю истинному поклоннику Ф-1 следует обязательно. Поэтому я за продолжение исторических репортажей.

Коновалов Алексей.
По поводу исторических материалов в рассылке. Специально я этой темой интересуюсь мало, но если такие обзоры будут появляться и в дальнейшем, то я с удовольствием буду их читать. Не надо бояться, что подобные статьи отнимают время. Кому не интересно - тот просто пропустит этот материал. Зато у некоторых читателей (к коим причисляю и себя), такие статьи могут побудить в дальнейшем живой интерес к истории развития «королевских гонок». Хотя бы ради этого не стоит отказываться от таких выпусков.

Джокер.
Безусловно, исторические очерки нужны. А молчание всегда было знаком согласия.

OMA.
Поддерживаю публикацию материалов о формуле.

В свою очередь, рекомендую заинтересовавшимся найти подшивки журнала «За рулем» за 89-90 год (если не ошибаюсь). Была серия описаний машин, очень интересно было наблюдать историю развития конструкции машин и правил, их ограничивающих.

Валерий.
Исторические обзоры очень интересны! Как можно разбираться в Ф-1, если не знаешь истории. Я - ЗА!!!

BritFan.
Я думаю, что исторические материалы в нашей рассылке обязательно должны быть представлены. Не зная истории Формулы-1, мы не сможем адекватно оценивать её настоящее. Надо держаться корней!

Redrum.
На мой шестнадцатилетний взгляд историю Ф1 знать необходимо! Не стоит уподобляться многим поклонникам Феррари и МШ, которые болеют за оную компанию из-за того, что это модно. Их не беспокоит, кто такой Айртон Сенна, Тацио Нуволари, Хуан-Мануэль Фанхио. Что они могут сказать о Робере Бенуа? У нас в городе литературы по истории Ф1 нет, поэтому ваша инициатива - один из немногих путей познать её.
Огромное вам спасибо!

RomB: Есть у меня и один негативный отзыв:

Akrom M.
Я получил рассылку с темой много лет назад. Лично я против этой темы. Пустая трата времени и траффика подписчиков. Если кому нужно - пусть читает на сайте, а в рассылку, думаю не надо эту тему добавлять. В рассылке Ваш обычный формат самый лучший. И ничего лишнего не нужно.

RomB: Думаю, что вывод вполне очевиден: исторические обзоры большая часть наших подписчиков видеть все же хочет; следовательно, их публикация будет продолжена. Сам я глубоко убежден в том, что исторические выпуски рассылке необходимы, - они развивают читателя и заставляют глубже и серьезнее интересоваться предметом своего увлечения, а в конечном итоге - и переключают буйную энергию еще не сформировавшейся молодежи на гораздо более безобидные для них самих, да и для всего общества вещи, - оттягивают их от негативного влияния улицы, от отупляющего телевидения, от бутылки, от иглы. Давайте вспомним ЧМ-2002 по футболу и толпу молодежи, громящую машины и все вокруг на улицах Москвы... Мне очень не хотелось бы, чтобы фанаты "Формулы-1" "увлекались" ею на таком же уровне.

До конца сезона мы будем публиковать один исторический выпуск раз в две недели; в межсезонье - возможно, увеличим периодичность выхода до одного исторического выпуска в неделю. Еще раз всем спасибо. Читайте нас, пишите нам.


Вопросы и ответы.

Ответы.

О пересечении белой линии при въезде и выезде из боксов:

ZigZag.
Ну, наверное, в случае заезда на пит-лэйн таким образом аварийная ситуация исключена, так как пилот визуально контролирует весь процесс заезда (во загнул!) =)), а на выезде ему приходится всматриваться в зеркала, что менее надежно, что ли. А все на самом деле зависит от конкретной трассы. Где-то въезд на пит-лэйн более-менее совпадает с траекторией движения по трассе (Австралия, Малайзия, Сан-Марино) и пилот, не делая резких маневров, способен спокойно заезжать в боксы, а где-то траектория въезда не представляется, как наиболее оптимальная (Монако, Франция), вот там, на мой взгляд, и необходимо соблюдение этого правила. Однако в жизни, как видно, исходя из опыта, этому особого значения не придается.

Кстати, а каким это образом в Канаде можно пересечь эту самую линию при въезде?

Ilya Wolf.
Белая линия на въезде нарисована для ориентировки пилотам (если они смогут ее увидеть), и пересекать ее можно в любом месте. На выезде же эта линия отделяет медленных пилотов с пит-лейн (они разгоняются со скорости 80 км/ч) и быстрых со стартовой прямой (они тормозят с 300 км/ч). Если их не разделять, то медленный пилот, выезжая из боксов, может попытаться заблокировать более быстрого пилота, и это приведет к аварии (вспомни вылет Кулха, а разница в скорости с Алонсо была гораздо меньше).

О фотографиях трасс с высоты птичьего полета:

Ilya Wolf.
Возможно, проще найти фото со спутников, правда, рассмотреть на них что-либо будет трудно, потому что спутниковые фотки с таким разрешением - привилегия военных.

Вопросы.

ZigZag.
Мой вопрос всем и болельщикам McLaren в частности. Что вы думаете по поводу ситуации вокруг MP4-18 и когда же она наконец, на ваш взгляд, сразится с реальными соперниками в боевых условиях, а не со временем на круге?

Alek.
У меня только один вопрос: кто-нибудь знает, что говорит регламент Формулы-1 в отношении помощи стюардов гонщику в возвращении на трассу, и вообще, где в инете есть полные правила Формулы-1 на русском языке?

Ведущий №40.

Следующий номер по итогам ГП Франции для вас, друзья, подготовлю я, RomB, и задам вам свой традиционный вопрос:

Каковы ваши мнения и впечатления о ГП Франции?


"Фан-Клуб".

Позвольте представить вам, друзья, наших новых коллег по увлечению:

Имя: Артем.
Ник: D4m4ge.
E-mail: artempl@mail.ru
Возраст: 18 лет.
Страна: Беларусь.
Любимые пилоты: А.Сенна, М.Хаккинен, Д.Хилл, Д.Култхард, К.Райкконен.
Любимая команда: West McLaren Mercedes.

Имя: Валерий.
Ник: Rovener.
E-mail: rovener@mail.ru
Страна: Россия.
Город: Красноярск.
Первый ГП: Австралия '98.
Любимый пилот: Раньше - Хаккинен, Ирвайн (как хорошо он за Феррари выступал - не в пример Баррикелло). Сейчас - Кими Райконнен.
Любимая команда: "McLaren".
Антипатии: Вечно второй Баррикелло.

Имя: Алексей.
Ник: Alek.
E-mail: calessin@mail.ru
Страна: Беларусь.
Город: Минск.
Первый Гран-При: не помню точно, где-то с сезона '93 или '94.
Любимые пилоты: Д.Хилл, М.Хаккинен, К.Райкконен.
Любимые команды: West McLaren Mercedes.
Антипатии: так, временами накатывает. ;)


Уважаемые подписчики!

Задавайте друг другу интересующие вас вопросы, предлагайте свои темы для обсуждения, соглашайтесь, спорьте, критикуйте; одним словом - активно участвуйте! Убедительная к вам просьба: отправляйте свои письма заблаговременно, не дотягивайте до предпоследнего дня перед выходом рассылки. Этим вы существенно облегчаете нашу работу.

Чтобы присоединиться к нам и вступить в ряды нашего "Фан-Клуба" достаточно прислать в рассылку информацию о себе и свой контактный E-Mail.

Этот выпуск, №39, был подготовлен нами. Надеемся, что он был вам интересен. Стиль ваших писем по возможности сохранялся. Спасибо за них, друзья!
Mess, Irisha, RomB.

Адрес для писем: f1-momk@yandex.ru.

Наши координаты:
http://www.blynsky.narod.ru/f1-momk.htm - Главная страница рассылки.
http://narod.yandex.ru/userforum/?owner=blynsky - "Форум" рассылки.
http://narod.yandex.ru/chat/chat_enter.xhtml?mychat_id=9940992 - "Чат" рассылки.
http://www.blynsky.narod.ru/f1-konf.htm - Конференции рассылки.
http://www.blynsky.narod.ru/fun-clab.htm - "Фан-Клуб" рассылки.
http://www.blynsky.narod.ru/f1-sites.htm - Ссылки "формульной" тематики.
http://www.blynsky.narod.ru/tmp-boss.htm - Материалы и правила для "ведущих выпуска".
http://www.narod.ru/guestbook/?owner=9940992 - "Гостевая книга" рассылки.
http://www.blynsky.narod.ru/MOMK-ALL/f1-all.htm - Все номера рассылки.
http://subscribe.ru/archive/sport.auto.f1forfans - Архив рассылки на Subscribe.ru.

Автор рассылки: RomB.
Помощник автора: Irisha.

Идея проекта: AlexF1.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное