[свободная трибуна] 70 лет исполняется легендарному журналисту и телеведущему Владимиру Молчанову
70 лет исполняется легендарному журналисту и телеведущему Владимиру
Молчанову
Владимир Молчанов стоял у истоков современного телевидения. Сегодня он
принимает поздравления с 70-летием. Его программу <До и после полуночи> в
конце 80-х смотрела вся страна, и как могло быть иначе: в студии обсуждали
то, что волновало миллионы людей. Честность в эфире и в жизни - для
Владимира Молчанова это всегда было главным.
Чтобы показать внуку мир телевидения, Владимир Молчанов не поднимается
повыше - на Останкинскую башню, а спускается поглубже - в подземный тоннель
между зданиями телецентра.
Портрет Молчанова между Андреем Сахаровым и Александром Невзоровым. <Это -
большая честь, - говорит он, - и немного краски>.
<Если человек начинает ощущать себя легендой или, работая на телевидении,
относиться к себе без иронии, то это все, можно заканчивать>, - считает
Владимир Молчанов.
На телевидение выпускник нидерландского отделения филфака МГУ пришел не
сразу - его сестра, прославленная теннисистка Анна Дмитриева уже работала в
<Останкино>, а в те годы родственников не брали. Потом были и программа
<Время>, и утренние <120 минут>, и десятки документальных фильмов, книги,
радио. У Владимира Молчанова огромный послужной список, гордиться можно
каждой строчкой, но программой <До и после полуночи> особенно. Ее часто
называют <двигателем перестройки>.
<Это был для нас самый счастливый период, для людей, которые начинали свою
журналистику в эпоху, когда ничего нельзя было сказать, ничего нельзя было
показать, и вдруг мы, наконец, смогли это сделать. Это то, что,
действительно, серьезно изменило сознание людей. Миллионов людей>, -
отмечает Владимир Молчанов.
Раз в месяц до и после полуночи не спала почти вся страна. У Молчанова в
прямом эфире, что невероятно по тем временам, можно было увидеть и услышать
то, что раньше невозможно было представить на советском телеэкране:
запрещенных людей, запрещенную музыку.
Чтобы показывать то, что нельзя, приходилось обманывать телевизионное
начальство, которое утром в день эфира отсматривало первый выпуск,
подготовленный для Дальнего Востока. Получив одобрение, коллектив приступал
к настоящей работе.
<В 6 вечера или в 7 мы встречались снова и изменяли от 50 до 70% программы,
вставляя в нее то, что не могли представить многие наши начальники, которые
говорили своим женам: <Сегодня вечером посмотрим телевизор, <До и после
полуночи>, там такие будут хорошие наши певцы>, а вместо этого они получали
тех, кого никогда не пускали на телевидение и совсем не ту музыку>, -
рассказывает Владимир Молчанов.
Даже в рамках программы <Время> Молчанов - он, кстати, был одним из первых
не дикторов-ведущих - мог отойти от запланированной верстки. Так, например,
было, когда пришла новость о смерти Виктора Цоя. Сообщать об этом не
собирались - у певца не было высоких постов и званий. Но Молчанов считал,
что это не главное.
<Звонок от одного из членов Политбюро: <Как вы посмели дать в эфир такую
информацию?! Ее у вас не было в папке>. Пришлось ответить, что этого
человека любили и уважали десятки миллионов. Через ровно 2 или 3 минуты
позвонил помощник другого члена Политбюро и тихо сказал: <Спасибо большое за
Цоя и от меня, и от того члена Политбюро>, - рассказывает Владимир Молчанов.
Интеллигент со внешностью аристократа, он больше всего любил работать не
ведущим в студии, а то, что называется, корреспондентом в поле, оказываясь,
порой, в самых неожиданных местах.
<Я работал всегда по кардиограмме: сегодня я снимал каких-то князей, русский
бал дворянства в Париже, а завтра я ехал в тюрьму для смертников>, -
вспоминает журналист.
А еще он говорит, что темы, идеи, проекты всегда находили его сами,
случайно. Вот и сегодня, в свои 70, он по-прежнему в любой момент готов ко
встрече со случаем.
Анатолий Лазарев
https://www.1tv.ru/news/2020-10-07/394573-70_let_ispolnyaetsya_legendarnomu_
zhurnalistu_i_televeduschemu_vladimiru_molchanovu