[свободная трибуна] В Ленинградской области легендарный самолет времен Великой О
В Ленинградской области легендарный самолет времен Великой Отечественной
восстанавливают буквально по крупицам
Оживить легенду и прикоснуться к истории великих подвигов времен Великой
Отечественной. Под Санкт-Петербургом реставрируют советский штурмовик Ил-2.
Такие участвовали в боях, например, когда прорывали блокаду Ленинграда.
Фрагменты одного самолета весной подняли из болота. На некоторых деталях
сохранились следы пробоин.
Они на словах проговаривают каждый шаг предстоящих работ. В руках -
буквально осколки истории, эти части фюзеляжа пролежали в земле почти восемь
десятков лет. Одну за другой их очищают от ржавчины и аккуратно выкладывают
под крышей ремонтного цеха.
Бойцы поискового батальона обнаружили больше ста разных деталей. Есть
мелкие, или покрупнее, как, например, кабина штурмовика. Или рядом -
бронекапсула, которая защищала экипаж. Как раз здесь можно хорошо понять,
что самолет участвовал в бою и, вероятно, был сбит - на корпусе следы от
минометных снарядов и поражения огнем вражеской артиллерии.
Тяжелые штурмовики Ил-2 - <летающие танки>, как прозвали их в Советской
армии, поддерживали с воздуха попытки прорвать блокаду Ленинграда. Но из боя
вернулись не все машины. Поисковики обнаружили девять самолетов.
Имена шести экипажей удалось установить, найти родственников. По остальным
работа продолжается.
В мае этого года мы показывали, как легенду поднимают из болота, это Ил-2
лейтенанта Ускова. Среди тех, кто тогда принимал участие в экспедиции, был
тамбовчанин Никита Староверов. Сегодня он же в заводском цеху наблюдает, как
идут восстановительные работы. Ради этих моментов приходилось вручную
перебирать каждую горсть топкой земли.
<Вот этот самолет на территории ржевского полигона был найден. В глине все
это находится, сложно копать, это же не песок. Но в глине зато хороший
сохранен>, - отмечает боец 90-го отдельного специального поискового
батальона Западного военного округа Никита Староверов.
Под огромным прессом бронированные листы аккуратно выпрямляют. На заводе под
Петербургом - большой опыт восстановления военных машин. Это и советские
Т-34, и американский <Шерман>, пришедший по ленд-лизу. Но с самолетом дело
имеют впервые.
<Все это на заклепках, мы их срезаем, деталь снимаем, пытаемся придать ей
форму. Броня получается слишком сильно закаленная. Плюс после удара она
принимает форму, которую очень трудно вернуть обратно>, - рассказывает
заместитель начальника цеха Невского судостроительно-судоремонтного завода
Федор Катагаров.
Сегодня в мире такие машины можно пересчитать по пальцам. Но в честь парада
ко Дню ВМФ одну из них даже поднимали в воздух.
Но у мастеров нет задачи собирать самолет заново, и тем более ставить на
крыло. Даже винт решили сохранить в таком вот виде. Ил-2 будет выглядеть
пусть и раненым, но не побежденным.
<То есть пилот посадил самолет на вынужденную посадку. Ни в коем случае не
надо закрашивать, ни делать дополнительные дырки, надо показать то, что мы
нашли на сегодняшний период>, - говорит заместитель командира 90-го
Отдельного специального поискового батальона Западного военного округа
Сергей Румянцев.
Результат работы можно будет увидеть в музее поискового батальона. На
памятной табличке увековечат имена экипажей найденных машин, за обломками
которых - подвиг всех воздушных ассов Великой Отечественной.
Алексей Корепанов
https://www.1tv.ru/news/2020-10-27/395735-v_leningradskoy_oblasti_legendarny
y_samolet_vremen_velikoy_otechestvennoy_vosstanavlivayut_bukvalno_po_krupits
am