[свободная трибуна] Три года без права перелета

Три года без права перелета
Как стало известно <Ъ>, комитет Госдумы по транспорту разработал поправки к
Воздушному кодексу РФ, предложив создать <единый реестр лиц>, которым на три
года запрещены полеты. В этот список авиакомпаниям предлагается заносить
данные граждан, чье поведение на борту создает <угрозу безопасности полета>
или
<жизни и здоровью других лиц>. В виде исключения фигурантам реестра в
дальнейшем разрешат летать на лечение, похороны близких, сопровождать
инвалидов или
вернуться в РФ из стран, откуда можно добраться лишь самолетом. В опрошенных
авиакомпаниях поддерживают введение черных списков пассажиров.
Проект поправок к Воздушному кодексу РФ был направлен комитетом Госдумы по
транспорту в президентский Совет по кодификации и совершенствованию
гражданского
законодательства. По данным <Ъ>, совет рассмотрит документ сегодня, чтобы
дать отзыв на него. Депутаты предлагают создать в России <единый реестр лиц,
воздушная перевозка которых ограничена>. В список предлагается заносить
данные граждан, нарушивших <правила поведения на борту> и создавших <угрозу
безопасности
полета, жизни и здоровью других лиц> либо допустивших <причинение вреда их
здоровью>.
Формировать реестр нарушителей предлагается авиакомпаниям. Технически
процедура в законопроекте описана так: члены экипажа самолета составляют на
гражданина
акт, подписывают его, заверяют у командира экипажа (один экземпляр отдают
самому нарушителю). После этого данные в трехдневный срок отсылаются в
Росавиацию
(этому органу предлагается вести список нарушителей), а там, в свою очередь,
должны в течение пяти дней внести их в единый реестр.
Начиная с этого момента нарушителю запрещаются продажа авиабилетов и полеты
на три года. Единый реестр публикуется на сайте Росавиации и обязателен для
применения
всеми авиакомпаниями - независимо от того, совершают они полеты только по
территории РФ или за ее пределами.
Исключения для фигуранта единого реестра делаются лишь в том случае, если
тот летит на лечение, похороны близких родственников, берется сопровождать
на борту
инвалида или возвращается в РФ из стран, откуда можно добраться лишь
самолетом.
Инициативы ужесточить наказания для пассажиров-нарушителей появляются
регулярно после инцидентов в воздухе. Так, в 2014 году бизнесмен Сергей
Кабалов был
осужден на три с половиной года колонии за избиение стюарда в нетрезвом виде
и попытку вломиться в кабину пилотов рейса Москва-Хургада с угрозами. После
этого в Совете федерации РФ, например, предложили карать авиадебоширов
десятилетним тюремным заключением. А в МВД накануне предложили запрещать
полеты
сроком на пять лет пассажирам, снятым с авиарейсов в состоянии алкогольного
опьянения.
Нынешний законопроект подготовлен комитетом Госдумы по транспорту ко второму
чтению в парламенте. Первоначальная версия документа разрабатывалась группой
депутатов еще прошлого созыва и была вчетверо короче: в нем говорилось лишь
о возможности авиакомпаний отказывать в перевозке нарушителям правил полета
(в течение пяти лет с момента инцидента). Как именно должна выглядеть эта
процедура, не уточнялось. Документ был принят Госдумой в первом чтении в
2012
году. Впрочем, конкретные правила поведения пассажира на борту не прописаны
и в нынешнем законопроекте: их предлагается разработать правительству РФ.
Примечательно,
что для усмирения дебоширов законопроект разрешает членам экипажа самолета
использовать <спецсредства сдерживания> (их перечень предлагается также
установить
правительству РФ).
В президентском Совете по кодификации в целом поддерживают документ (проект
заключения совета есть у <Ъ>). Но эксперты обращают внимание, что внесенные
в единый реестр пассажиры-нарушители должны иметь возможность судебного
обжалования этой процедуры. В частности, в совете предлагают учитывать
обстоятельства,
когда пассажиры совершали формально противоправные действия <в состоянии
необходимой обороны> или их вины в инциденте на борту вовсе не было.
В Минтрансе РФ (ему подведомственна Росавиация) ограничились комментарием о
том, что принимают участие в разработке поправок. В <Аэрофлоте> <Ъ>
сообщили,
что поддерживают инициативу по легализации черных списков пассажиров,
отметив важность исключений по полетам на лечение, похороны и при
сопровождении инвалидов.
В пресс-службе авиакомпании S7 <Ъ> сообщили, что привлекались к работе над
законопроектом и концептуально поддерживают инициативу, но считают ее
<практически
нереализуемой в таком виде> на практике.
Александр Воронов, Елизавета Кузнецова
Источник:
https://news.mail.ru/economics/28830170/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников