[свободная трибуна] В Тель-Авиве открылась выставка гениальных подделок произведений искусства

В Тель-Авиве открылась выставка гениальных подделок произведений искусства
Настоящей сенсацией для ценителей искусства стала необычная выставка,
которая открылась в Тель-Авиве. Экспонаты там представлены самые разные, но
их объединяет
одно - все они подделки. Один из авторов - Хан Ван Мегерен, которого
называют <гениальным фальсификатором>.
<Ужин в Эммаусе>. Долгое время считалось, что это лучшее, что написал за
свою жизнь знаменитый художник XVII века Ян Вермеер, звезда <золотого века>
голландского
искусства. Роттердамский музей заплатил за полотно почти полтора миллиона
долларов. Примерно во только же оценили и картину <Женщина, уличенная в
прелюбодеянии>.
В 1945 году ее обнаружили в Австрии, в коллекции Германа Геринга.
Следователи выяснили: картины Герингу продавал голландец Хан Ван Мегерен.
Его взяли под стражу и обвинили в распродаже национального достояния
Нидерландов
и сотрудничестве с нацистами. Под угрозой смертного приговора Мегерен
признался: картины - фальшивки, созданные им самим, чтобы обмануть нацистов.
Однако
вызванные в суд искусствоведы настаивали: обвиняемый лжет, картины написал
знаменитый Вермеер.
<В конце концов, подсудимый обратился к судьям - умоляю, просканируйте эти
полотна. Я их написал поверх других картин XVII века, которые купил за
бесценок
на рынке Амстердама. И он нарисовал прямо в зале суда эскизы картин, которые
скрываются под толщей краски. Например, в основе одного из полотен вы можете
обнаружить голову женщины>, - рассказывает главный реставратор Музея
искусств Тель-Авива Дорон Луриа.
Как сделать так, чтобы полотна, написанные в ХХ веке, выглядели, будто они
созданы на три столетия раньше? На разработку техники у Мегерена ушло почти
четыре года, и в итоге решение было найдено. К пигментам он начал добавлять
синтетические материалы вроде жидкой пластмассы, а затем холст помещал в
обычную
печь. Полотно как будто старилось, покрываясь сеткой из мельчайших трещин. В
итоге за подделку произведений искусства Мегерен был приговорен к одному
году
тюремного заключения.
История гениального фальсификатора и его полотна - главная часть выставки,
которая посвящена проблеме подделок. Идею реставратор Тель-авивского Музея
искусств
Дорон Луриа почерпнул из собственного опыта. Несколько лет назад один из
лондонских миллионеров показал ему приобретенную картину <Иоланта>
знаменитого
Париса Бордоне.
<Меня попросили почистить эту картину. Я начал чистить, и голова стерлась!
Вы видите - ее здесь нет. Остались волосы. Однако я обнаружил на этой
картине
другое лицо. Только это XVII век. Любому понятно, что под картиной XVI века
не может быть скрыт портрет XVII века. То есть <Иоланта> оказалась фейком>,
- рассказывает искусствовед.
Картины, статуи, фрески. Сумки, деньги, часы. Все, что представлено на
выставке - подделки. Но всегда ли общественное мнение против них?
<Выставка показывает, что на вопрос, хорошо или плохо надо относиться к
подделкам, нельзя ответить однозначно. Кто-то руководствовался жаждой славы.
Кто-то
- финансовой наживы. А кто-то, например, спасал евреям жизни, подделывая
документы во время Холокоста. Такие люди становились героями>, - говорит
эксперт
в области искусства Айя Луриа.
<По сути, мы живем в мире подделок. Дошло до того, что когда приходишь в
какой-нибудь знаменитый музей, сомневаешься, настоящие ли работы перед
- говорит посетитель выставки Питер Штерн.
Словно предугадывая эти мысли посетителей, автор выставки приготовил для них
загадку - геометрический минимализм. Одна из картин, на которых изображены
линии и геометрические фигуры, стоит около миллиона долларов, другая -
дешевка. Оригинал стоит около миллиона долларов, а картина рядом просто
скопирована
с рисунка потолка в помещении и она не имеет отношения к настоящему
искусству.
Напоследок доктор Луриа показывает нам обычную израильскую монету в
полшекеля. Арфу на ней отчеканили, взяв за образец ту, что была изображена
на печати
Царя Давида, найденной при раскопках в Израиле. По словам эксперта, печать в
итоге оказалась фальшивкой, а миллионы отчеканенных монет теперь - символ
того, насколько прочно подделки вошли в нашу жизнь.
Юлия Ольховская
Источник:
http://www.1tv.ru/news/2017-02-14/319821-v_tel_avive_otkrylas_vystavka_genialnyh_poddelok_proizvedeniy_iskusstva
С уважением, Эдуард Фурников