Перед крушением Ту-154 пилот мог увидеть препятствие по курсу
Специалисты, участвующие в расследовании катастрофы военного Ту-154 в Сочи
выяснили, что командир экипажа перед падением самолета жал на педали
поворота
руля направления, которые обычно не используются при взлете, как будто
пытаясь обойти неожиданное препятствие.
При этом в комиссии отвергли версии внешнего воздействия и технической
неисправности лайнера. Однако собеседники <Газеты.Ru> из числа опытных
летчиков
считают, что оснований говорить об ошибке пилота пока недостаточно.
Специалисты, привлеченные к расследованию катастрофы Ту-154 с Ансамблем
имени Александрова на борту установили, что все системы самолета работали
исправно
до момента его непосредственного соприкосновения с поверхностью моря,
рассказал <Газете.Ru> собеседник знакомый с ходом расследования.
По его словам, никаких технических неисправностей и неполадок разбившегося
Ту-154Б-2 в ходе расследования не выявлено. 30-летний возраст самолета также
никак не сказался на его летной годности.
При этом пока не разрешенные вопросы у специалистов вызвало пилотирование
командира корабля.
<На таких самолетах во время взлета не пользуются педалями для поворота руля
направления. А по отрывкам разговоров в кабине Ту-154Б-2, зафиксированными
средствами объективного контроля, выяснилось, что командир этого корабля
использовал эти педали. Зачем - пока объяснить трудно>, - рассказал источник
<Газеты.Ru>.
блочная цитата
Складывается впечатление, что перед самолетом возникло какое-то препятствие
и командир пытался его каким-то образом обойти.
конец блочной цитаты
Однако пока никаких сведений о таком препятствии, которое могло возникнуть в
воздухе - возможно, стая птиц или даже мираж.
Ранее газета <Коммерсант>, со ссылкой на свои источники, также сообщала, что
упавший самолет, по мнению участников расследования, был исправен. Издание
утверждало, что причиной трагедии стала ошибка экипажа, но установить, какие
именно действия летчиков привели к гибели всех пассажиров на борту не
удалось.
Дополнительной проблемой оказался бортовой самописец, созданный еще 1980-х
годах, и представляющий собой, по сути, катушечный магнитофон тех лет. Он не
был
поврежден, но для получения с него полноценной информации в
Научно-исследовательском центре эксплуатации и ремонта авиатехники ВВС
Минобороны не осталось
ни оборудования, ни специалистов.
По этой причине военные обратились за помощью к гражданским специалистам
Межгосударственного авиакомитета (МАК), в функции которого входит
расследование
авиакатастроф гражданских лайнеров на территории стран бывшего СНГ.
По версии <Коммерсанта>, низкое качество исходных данных не позволило
участникам расследования <восстановить всю схему развития нештатной ситуации
на борту и,
соответственно, прийти к единому мнению>.
Опрошенные <Газетой.Ru> командиры кораблей Ту-154 по-прежнему склоняются к
версии, что причиной катастрофы стала задняя центровка самолета.
блочная цитата
К версии возникновения перед самолетом каких-либо препятствий, летчики
относятся очень скептически.
конец блочной цитаты
Нарушение центровки самолета, могло произойти в том числе из-за
неправильного распределения пассажиров в салоне. Как объяснял один из
специалистов, возможно,
что в Чкаловске всех пассажиров разместили ближе к носу самолета, а уже в
Адлере они расселись по своему желанию, нарушив центровку, а борттехник не
стал
их будить и пересаживать ближе к носу.
Этого могло быть вполне достаточно для создания задней центровки самолета и
катастрофических последствий.
Один из пилотов, имеющий большой налет на Ту-154, считает, что по мере
увеличения угла атаки командир корабля попытался педалями парировать эту
ситуацию
и удержать самолет в горизонтальном режиме полета. Хотя крен лайнера
задается штурвалом, а педалями меняют только направление полета, вполне
возможно,
что пилот мог попытаться с помощью маневра набрать несколько недостающих
метров высоты и вернуть самолет в штатный режим.
Другой летчик согласился с мнением комиссии, что педали на таком тяжелом
самолете при взлете не используются. <Продольную устойчивость удерживают
штурвалом,
а не педалями>, - категорично пояснил <Газете.Ru> пилот.
При этом он напомнил, что в Адлере для взлета и посадки лайнеры используют
один и тот же курс: через некоторое время после взлета командиру надо
отвернуть
вправо, чтобы предоставить самолетам, находящимся на глиссаде снижения,
возможность совершить посадку в Адлере.
блочная цитата
Во время этого маневра командир Ту-154 и мог воспользоваться педалями. По
мнению собеседника, обвинять экипаж разбившегося лайнера преждевременно и
несправедливо.
конец блочной цитаты
Однако ни версия технической неисправности, ни версия внешнего воздействия
не нашли подтверждения в ходе расследования. Возможный теракт на борту
самолета
или его обстрел с земли исключены благодаря результатам экспертизы обломков
лайнера, проведенной по поручению следствия.
Официальных выводов о причинах катастрофы государственная комиссия,
возглавляемая министром транспорта Максимом Соколовым пока не публиковала.
Источник:
https://news.mail.ru/incident/28620802/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников