[свободная трибуна] Статья: Бишкек, Астана, Минск.
[свободная трибуна] Статья: Бишкек, Астана, Минск.
приветствует Вас!
Бишкек - Астана - Минск
Конец мая ознаменовался целой серией мероприятий в рамках ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭс
и Таможенного союза, которые прошли сразу в трех странах Содружества: Бишкеке,
Астане и Минске. Такой плотный график встреч и переговоров говорит о том, что
на фоне событий на Ближнем Востоке в рамках проекта евразийской интеграции происходит
явное оживление. Посмотрим на прошедшие события более подробно.
Начало целому ряду встреч на высшем уровне было положено в Бишкеке 27 мая. В
этот день в столице Киргизии состоялись сразу два заседания - комитета секретарей
советов безопасности (КССБ) Организации Договора о коллективной безопасности
и Совета министров иностранных дел (СМИД) ОДКБ.
И если на встрече секретарей советов безопасности стран ОДКБ ожидаемо обсудили
организацию взаимодействия государств - членов ОДКБ в борьбе с терроризмом, экстремизмом
и трансграничной преступностью, а также пограничную безопасность с учетом развития
ситуации в Афганистане, то в ходе встречи министров иностранных дел шести государств-членов
ОДКБ произошел обмен мнениями по актуальным вопросам международной повестки дня
в сфере международной безопасности с учетом развития ситуации как в Афганистане,
так и на Ближнем Востоке. Затем состоялось совместное заседание СМИД-СМО-КССБ
стран-членов ОДКБ.
После проведенной 27 мая достаточно серьезной интеллектуальной артподготовки,
28 мая в Бишкеке прошел неформальный саммит лидеров стран ОДКБ в составе президентов
Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В повестку дня неформального саммита
ОДКБ были включены вопросы, связанные с обеспечением безопасности центральноазиатского
региона после вывода коалиционных войск из Афганистана в 2014 году.
Помимо этого, Нурсултан Назарбаев, Алмазбек Атамбаев, Владимир Путин и Эмомали
Рахмон обсудили вопрос строительства железной дороги Россия-Казахстан-Киргизия-Таджикистан.
Данный вопрос вносился по инициативе киргизской стороны, накануне данное предложение
также было поддержано президентом Таджикистана. Кроме этого, состоялись двусторонние
контакты лидеров России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
Таким образом, внешнеполитическая проблематика была дополнена серьезными инфраструктурными
проектами, способствующими стабилизации экономического и, как следствие, политического
положения в странах Средней Азии.
При этом необходимо помнить, что с этой же целью в конце апреля председатель
наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
Юрий Крупнов предложил до 2020 года вложить в экономику среднеазиатских государств
порядка 12 млрд долларов российских инвестиций, а в начале мае специальная правительственная
комиссия одобрила предложение главы Госнаркоконтроля Виктора Иванова о создании
Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии (РКС ЦА).
Согласно сообщениям СМИ, будет создана еще одна государственная структура, которая
займется приобретением акций центральноазиатских ГЭС, птицеводством и высокотехнологичной
промышленной сборкой. Разработать проект создания корпорации поручено правительственной
комиссии с участием "Внешэкономбанка". Стоимость реализации проекта на первоначальном
этапе составляет два миллиарда рублей. Т.е. достаточно взвешенной и продуманной
идее Юрия Крупнова был дан ход.
С учетом весьма возможной попытки дестабилизации стран Средней Азии со стороны
внешних сил после вывода американских войск из Афганистана, этот шаг представляется
верным и своевременным: если люди получат стабильную работу и увеличат свои крайне
низкие доходы, это самым серьезным образом поможет изменить весьма неблагоприятный
внешнеполитический и экономический контекст вокруг стран Средней Азии в последние
годы.
Продолжилось общение лидеров постсоветских стран уже 29 мая в Астане, где президенты
России, Беларуси и Казахстана провели заседание Высшего евразийского экономического
совета, главного органа Таможенного союза. Главным и, без сомнения, сенсационным
итогом стало решение запустить с 1 января 2015 года Евразийский экономический
союз без режима изъятий и ограничений. Главная роль в этом процессе, конечно,
принадлежит России, которая готова отказаться от пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов.
Особо оценила данную серьезную уступку со стороны России Беларусь, т.к. отказ
от пошлин делает процесс переработки российской нефти на двух белорусских НПЗ
еще более прибыльным. "Мы приветствуем решения руководства России о том, что
и в нефтяном блоке они готовы отказаться от пошлин во взаимной торговле. Это
отрицательно скажется на доходах российского бюджета, но зато они выиграют в
другом", - заявил премьер-министр республики Михаил Мясникович.
Очевидно, что данное решение Москвы серьезно скажется на доходах российского
бюджета. Каким образом будут компенсированы и будут ли вообще компенсированы
эти потери - покажет время. Вместе с тем также очевидно, что строительство общего
дома предполагает компромиссы.
В прошлом году Беларусь пошла на серьезный компромисс, связанный с прикрытием
автомобильного бизнеса перегонщиков и перекупщиков, сегодня это сделала России,
завтра в целях общего дела чем-то поступится и Казахстан.
И если в вопросах экономической выгоды еще остается много подводных камней, то,
что касается вопросов политической интеграции и роста доверия стран друг к другу,
то здесь налицо огромные изменения . Россия сделал широкий жест, и это по достоинству
оценено партнерами.
Прояснили лидеры Таможенного союза и свою позицию относительно перспектив политической
интеграции стран ТС. Наиболее емко по этому поводу выразился президент Казахстана
Нурсултан Назарбаев. "Интеграционный процесс должен протекать эволюционно, надо
объединять усилия, искать точки соприкосновения и делать это поэтапно. Я хочу
подчеркнуть, что никакой передачи политических функций, ущемляющих независимость
государств, в наднациональные органы не планируется. Это чисто экономическая
интеграция. Конечно, если интеграция будет углубляться, мы почувствуем, что потом
нужны будут какие-то новые вещи, например, пересечение границ, пересечение границ
для людей, товаров, услуг, работа банков - мы это будем решать. Это жизнь покажет",
- отметил президент Казахстана на пресс-конференции в Астане по итогам переговоров
лидеров стран Таможенного союза, Украины и Киргизии в формате "пятерки".
Т.е. пока на сегодняшний день вопрос политической интеграции тройки остается
за скобками. Вместе с тем, как показывает анализ прошедших в Бишкеке, Астане
и Минске мероприятий, это действительно сейчас не главное, т.к. нынешние формы
и форматы политического взаимодействия стран Таможенного союза позволяют вполне
успешно решать стоящие перед объединением задачи и проблемы. Что касается будущих
перспектив, то более явственно они станут проступать ближе к 2015 году. Поэтому
сегодня, собственно говоря, торопиться и не стоит, время еще есть. Главное, сохранить
темпы экономической интеграции и успеть разработать необходимый пакет документов
для вступления в силу Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года.
Еще одним важным итогом встречи в Астане стало решение президентов России, Беларуси
и Казахстана о предоставлении статуса страны-наблюдателя в Таможенном союзе Украине
и Киргизии, что и было зафиксировано в соответствующих соглашениях уже 31 мая
в Минске на саммите Совета глав правительств государств-участников СНГ.
И если для Украины данный шаг является лишь продолжением ее игры на противофазе
между Евразийским и Европейским Союзом, то для Киргизии этот шаг является осознанной
необходимостью, т.к. иных вариантов экономического выживания у нее просто нет.
В противном случае, экономике страны грозит развал, а политической системе -
уничтожение, что в совокупности может привести к распаду и так чрезвычайно конфликтогенного
государства.
Еще одним следствием формирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического
союза является то, что свое существование прекратит ЕврАзЭС - все его институты
перейдут в Евразийский союз. Заявление президентов по этому вопросу подтвердил
первый зампред правительства России Игорь Шувалов: "Все, что наработано к настоящему
моменту - большая правовая база, межпарламентская ассамблея, суд ЕврАзЭС - это
все превратится в институты Евразийского экономического союза. Сегодня дискуссия
по этому поводу завершена и решение принято окончательно". Таким образом, в ходе
евразийской интеграции происходит отмирание некоторых дублирующих и поэтому уже
ненужных для дальнейшего поступательного развития структур.
Также Шувалов проинформировал об основном итоге заседания Высшего евразийского
экономического совета в Астане с участием Владимира Путина, Александра Лукашенко
и Нурсултана Назарбаева:
"Главное, что сегодня было подтверждено президентами, все четыре свободы - товаров,
услуг, капитала, рынка труда - все должно действовать в едином экономическом
пространстве с 2015 года без изъятий, это самое важное решение, которое сегодня
состоялось".
При этом он отметил, что исключения из четырех свобод будут носить скорее временный
характер.
Кроме того, на встрече в Астане президентами был подписан ряд документов, в частности
- о реализации основных направлений интеграции, создании интегрированной информационной
системы внешней и взаимной торговли, расширении взаимодействия в сфере статистики,
согласованной агропромышленной политике России, Белоруссии и Казахстана. Президенты
стран ЕЭС подписали также меморандумы об углублении взаимодействия с Украиной
и Киргизией.
Что касается статуса наблюдателей, который получили Украина и Киргизия, то они
получили право присутствовать на открытых заседаниях Высшего Евразийского экономического
совета, но не участвовать в принятии решений. Согласно меморандуму Украина и
Киргизия смогут также получать копии документов, принятых ВЕЭС и ЕЭК, за исключением
документов, содержащих информацию ограниченного распространения (конфиденциальных
и для служебного пользования) и направлять свои предложения в ЕЭК.
Со своей стороны, Украина и Киргизия декларируют намерения соблюдать принципы,
зафиксированные в документах, формирующих договорно-правовую базу Таможенного
союза и Единого экономического пространства, и воздерживаться от действий и заявлений,
направленных против интересов ТС и ЕЭП.
31 мая уже в Минске состоялись сразу два масштабных события - заседание Совета
глав правительств СНГ и Форум деловых людей государств-участников Единого экономического
пространства, который собрал более 600 участников из более чем 15 стран мира.
В заседании Совета глав правительств стран СНГ в Минске приняли участие представители
всех одиннадцати стран, которые подписали более 30 документов. В частности, подписан
Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли между сторонами и Республикой
Узбекистан.
Что касается Форума деловых людей государств ЕЭП, то в Минске состоялся уже третий
по счету форум, до этого два мероприятия прошли в 2011-м в Москве и в 2012-м
в Санкт-Петербурге. Глобальная цель форума, как заявляют его организаторы, это
укрепление кооперационных связей в ЕЭП, обсуждение проблемных вопросов в сфере
ведения бизнеса в Таможенном союзе. По итогам работы форума подписаны девять
соглашений о сотрудничестве между компаниями стран Таможенного союза.
Таким образом, мы видим, что за пять дней произошел не просто целый ряд весьма
знаковых мероприятий в рамках евразийских интеграционных образований, а был принят
целый ряд прорывных решений в деле создания полноценного Евразийского союза.
Очевидно, что данный интеграционный импульс произошел весьма вовремя. Это особенно
заметно на фоне событий в Афганистане, но еще более по все более тревожным сигналам
с Ближнего Востока, где пожар в Сирии, похоже, начинает перебрасываться на другие
страны, в частности, Ливан и Турцию.
Если стратегия США по распространению искусственного подогретого сирийского конфликта
на близлежащие государства сработает, то страны СНГ столкнутся с тем, что угроза
будет тлеть непосредственно на пограничных рубежах. Соответственно, противостоять
этим угрозам можно только вместе, так, как это неоднократно демонстрировали наши
предки и в XIX, и в XX веке. И тогда нам не страшен никакой враг, победа будет
за нами.
Специально для Столетия
С уважением
Нина.