[свободная трибуна] Статья: Днк напасть.
приветствует Вас!
ДНК-напасть
О реализации очередного либерального проекта <новой культуры> и <новой науки>
Андрей Сошенко, Калуга
Напомним, что новый либеральный проект <домов новой культуры> или ДНК-центров
по официальной декларации Министерства культуры нацелен <на распространение знаний
и передовых технологий> в сфере культуры и организации жизни молодых жителей
городов с населением от 50 000 до 500 000 человек. Пилотные <Дома новой культуры>
планируется воздвигнуть уже в 2015 году в городах Калуге, Первоуральске и Владивостоке
(остров Русский).
Программу мероприятий для каждого города формирует куратор, входящий в рабочую
группу проекта в Министерстве культуры: в Калуге это Екатерина Гиршина, куратор
публичных программ Института медиа, архитектуры и дизайна <Стрелка>.
Направленность <знаний и передовых технологий> ДНК-проекта была явлена калужанам
и всей стране 15 марта этого года на презентации ДНК-проекта в Калуге. Перед
Музеем космонавтики имени К.Э. Циолковского тогда была размещена инсталляция
<Ракеты>, включающая в себя скульптуру <Блестящая мысль> и десять уродливых деревянных
ракет, кощунственно выставленных рядом с историческим макетом ракеты-носителя
<Восток> (ракета-дублер к полету Юрия Гагарина). Автор <работы> - Николай Полисский,
коллега по цеху Марата Гельмана, большой специалист лэнд-арта и архитектурных
художественных экспериментов.
Владислав Сурков, говоря о <Доме новой культуры> заявил на презентации:<В принципе,
это дом меньшинств. Я считаю, что во всех городах России должны быть места, куда
могут прийти те,кого многие не понимают. И там найти тех, кто поймет. Задача
таких центров - не оставить художников в городе X, а может, наоборот, доставить
их в Нью-Йорк,Париж, Москву. Мне кажется - это поисковая система для наших талантов,
для тех,кто идет против течения:>.
<Таланты> и <те, кто идёт против течения> - какое интересное совмещение понятий!
А негосударственное образовательное учреждение Институт медиа, архитектуры и
дизайна <Стрелка>, говоря о своих программах, констатирует: <В 2012 году заглавным
проектом летней программы <Стрелки> стал проект под названием <Agents of Change>>
(агенты перемен, то есть). А Екатерина Гиршина в своих выступлениях употребляет
понятие <агенты изменений>.
После отстранения от должностей вдохновителей <ДНК> (Владислава Суркова - с поста
вице-премьера правительства, Марата Гельмана - с должности директора музея современного
искусства PERMM) я надеялся, что ДНК-напасть каким-то чудесным образом постепенно
отступит. Не тут-то было!
В Калуге после некоторой паузы органами власти благополучно решен вопрос о земле
(возводиться модернистское здание будет в знаковом месте Калуги - возле Музея
космонавтики имени К.Э. Циолковского).
Ну а московским Институтом медиа, архитектуры и дизайна <Стрелка> в лице куратора
<ДНК> по Калуге Е. Гиршиной проводятся сейчас ряд круглых столов. На двух таких
столах довелось побывать и мне. Об одном, прошедшем 14 ноября, мои впечатления.
В калужскую группу-ДНК, назовем её командой <стрелок>, входят сама Гиршина, молодые
барышни - её коллеги, а также бесчисленные приглашаемые ведущие круглых столов
из Москвы (на каждый круглый стол - отдельные ведущие), презентующие себя специалистами
то в науке, то в культуре, то в педагогике. Ну и <примкнувшие к ним> местные
либерально настроенные чиновники средней руки.
Ни общей концепции обсуждения, ни анализа проблем, ни намеков на системность
и последовательность и хоть какую-либо конкретность устроители мероприятий не
предлагают. От разъяснений сути и целей самого ДНК-проекта организаторы всяческим
уходят. Только в этом вопросе, да ещё, пожалуй, в подборе клакеров на круглые
столы, и демонстрируют <стрелки> сноровку и изобретательность. В остальном -
<никаких чудес>. Всё банально и нудно.
Всё пытаются формировать некий <банк идей> для ДНК. Любой <клуб юных техников>
сформировал бы такой <банк> за один присест. Институтом <Стрелка> этот банк на
калужской земле формируется на протяжении уже 4 или 5 круглых столов натужными
и вязкими, как будто кто специально затягивает в болотную зыбь, усилиями.
При этом сам <банк> формируется из идей уже давно реализованных на инерции былой
мощи русской-советской культуры, науки и техники. Так, некоторые калужские представители
науки рассказывали об уже имеющихся отдельных достижениях отечественных НИИ,
НПО и т.д. Например, руководитель калужского филиала НПО им. Лавочкина продемонстрировал
на слайдах интересные идеи технического дизайна привычных конструкций и механизмов,
в разработке которых принимали участие молодые конструкторы и студенты. Но причем
здесь <ДНК>? Чем помогут <новая культура> и <новая наука> уже свершившимся или
реализуемым проектам? Присвоить лавры участника или организатора процесса? Внести
организационный сумбур в реализацию самих проектов?
Некоторые московские гости и экзальтированные калужане рассказывают об увиденном
ими за границей. Неплохо бы, мол, и в <Доме новой культуры> что-то подобное организовать.
На поверку все заморские идеи, как научные, так и культурного рода, оказываются
хорошо забытым советским опытом или разработками отечественной науки, реализованной
за рубежом. Но <доклады> терпеливо выслушиваются и <идеи> с серьезным видом вносятся
в <банк идей>.
Так, молодой калужский преподаватель английского языка продемонстрировал видеоматериал
о <шведском опыте> создания интерактивной комнаты, в которой посетители могут
себя <погрузить> в виртуальную действительность, например, на дно моря. На что
даже ведущий круглого стола, ангажированный идеей <новой культуры>, вынужден
был заметить, что такой объект не может считаться зарубежной инновацией, потому
как в московских институтах и музеях множество подобных объектов.
Или на одном из видеороликов пытались преподнести в качестве достижения то, что
в какой-то из продвинутых московских студий старшеклассники дистанционно управляют
какими-то игрушечными тракторами или с помощью (кстати, достаточно громоздкого)
устройства удаленно нажимают на клавишу <Ввод> на клавиатуре компьютера. Не удивило,
откровенно говоря. В детских кружках прежних времен были куда более перспективные
и оригинальные разработки.
Возможно, я субъективен, но ни одной действительно новой и оригинальной идеи
я не услышал.
Как далеко <стрелкам> до масштаба своего идейного прототипа Остапа Бендера, который
за одну лекцию <Плодотворная дебютная идея> легко и непринужденно набросал горожанам
проект по превращению Васюков в межпланетный центр!
Впрочем, что-то <межпланетное> звучало: В том угадываются неуклюжие попытки спекуляций
и прикрытий <ДНК> особо значимым для Калуги именем К.Э. Циолковского. Какое отношение
Институт <Стрелка> имеет к наследию Циолковского? Реализация его идей - сфера
деятельности большой науки, а не <бендеровских> проектов. Тогда, быть может,
ДНК будет способствовать пропаганде идей Циолковского среди молодежи? Думаю,
скорее, дискредитирует их, сведя к каким-нибудь низкопробным шоу-программам (в
этом-то <стрелки> могут преуспеть).
Исторически в Калуге действовала и ещё действует стройная система проведения
<Циолковских чтений>, семинаров, деятельности клуба юных космонавтов, иных научных
и технических студий и кружков. Если что и упущено за время <реформ>, так восстанавливать
нужно именно отечественный опыт, давший стране беспрецедентный мировой результат
в воплощении идей Константина Эдуардовича, а не низводить <новой культурой> и
<новой наукой> уровень той же космонавтики до уровня развития воздухоплавания
среднестатистической европейской страны (хорошо, если европейской).
Вообще-то от <стрелок> или <агентов перемен>, как они себя презентуют, я ожидал
большего. Хоть чему-то на Западе, да и в самом Институте <Стрелка>, должны же
были их научить, ну хотя бы созданию видимости академичности рассмотрения вопросов,
манипулированию аудиторией, передергиванию мыслей и тому подобному. Либералы
конца 80-х - 90-х в этом преуспевали. А тут некий фарс (в том смысле, что <история
повторяется дважды: сначала в виде трагедии, потом в виде фарса>). Видно, сам
Запад деградирует с такой скоростью, что не успеваешь фиксировать степень падения
нравов и разума. Отсюда и катастрофическое снижение качества его адептов на нашей
территории. И к такому уровню ДНК-проект будет опускать нашу молодежь в Калуге,
Первоуральске, Владивостоке и других городах и весях?
На этом фоне интересно заявление Екатерины Гиршиной, сделанное на одном из предыдущих
калужских круглых столов: <Я свою роль вижу как фасилитатора этого процесса.
Потому что есть министерство культуры, которое выделило деньги и сказало: идите
и сделайте центр, где будут происходить гении. Дальше что это означает - непонятно.
Я пришла сюда, и мне нужно организовать процесс так, чтобы понять, чем должен
стать этот центр. И моя основная задача - это поиск людей, помощь в профессиональном
развитии и фасилитация этого разговора между вами>.
Каких <гениев> с такими подходами собираются делать <стрелки>?
И, наконец, главное. Деньги (естественно, бюджетные), как заявила Екатерина,
<выделены>. Что с ними делать - <непонятно>. Хорошо живёт страна - деньги девать
некуда! А потому за эти никому не нужные деньги Гиршина будет <организовывать
процесс>, чтобы самой, наконец, осмыслить, чем должен стать ДНК. Ну и попутно
за средства налогоплательщиков ещё и сеть <агентов перемен> расширится. Во как!
<Не ведают, что творят!>. Последнее относится не только к <стрелкам>, а и к федеральным
властным кругам, доверившим, условно говоря, <сколковским> и <стрелкам> проведение
научной и культурной политики в стране.
Калужане - не васюкинцы.
Со стороны подавляющей части калужской творческой и технической интеллигенции
на круглых столах я наблюдаю, мягко говоря, критическое отношение к ДНК-проекту.
А правильнее сказать - идеи ДНК вызывают чувство отторжения, даже некоторой брезгливости.
И всё это <стрелкам> высказывается в глаза. А гасится критика, кстати, весьма
кондовым приёмом: заявлениями о том, что мы здесь собрались не для обсуждения
ДНК-проекта (мол, решение уже принято на федеральном уровне), а для <поиска идей>.
За сформировавшихся людей я даже и не переживаю: идеи ДНК ими никогда не будут
приняты. Речь о молодёжи. А то, что уже проводятся всевозможные <шоу>, <семинары>
и иные мероприятия с молодёжью - это факт. Так вот - арсенала методов <стрелок>
для воздействия именно на молодых людей может хватить. А подрастающее поколение,
как известно, - наше будущее.
То ли ещё будет после возведения здания <ДНК>!
Кстати, некоторые калужане, критикуя проект ДНК, совершают ошибку, заявляя, что
к самому проекту будет меньше вопросов, если просто изменить название проекта
или прочтение аббревиатуры, исключив или переставив слово <новая>. Предлагают
даже варианты: <Дом науки и культуры> или <Новый дом культуры>.
А мне думается, что вопрос не в названии, но в сути. За подобного рода предложения
<стрелки> схватятся как за спасительную соломинку, заявив во всеуслышание, что,
мол, конфликт исчерпан. А суть-то останется прежней.
Вариантов, на мой взгляд, два. Либо полное сворачивание <ДНК-проекта> в Калуге,
впрочем, как и в Первоуральске, и во Владивостоке. Либо отстранение от реализации
проекта Института <Стрелка> и подобных структур при одновременной смене названия
проекта.
Вопросами реализации региональных культурных и научных мероприятий должны заниматься
областные и местные органы власти. Именно так. И никакого <аутсорсинга>! Министерство
обороны <аутсорсингом> чуть было не довели <до ручки>.
На фото: инсталляция Николая Полисского <Ракеты>
Специально для Столетия
С уважением
Нина.