После летнего периода отпусков снова начинается работа по программам дистанционного обучения «Осознанный отказ от курения», «Осознанная трезвость», открываю новую программу «Решение проблем игровой зависимости».
Пятнадцатая группа – Интеллектуальные зависимости: решение математических задач, задач по физике, химии, разгадывание кроссвордов, головоломок, интеллектуальные игры типа “Что? Где? Когда?”, карточные игры (покер, преферанс, деберц, марьяж и др), шахматы и др.
“Интеллект - мыслительная способность, умственное начало человека”. (Словарь Ожегова), способность строить анализ на основе логики и знаний, отраженных в определенные классификации восприятия мира вокруг нас и внутри себя. Интеллект - качественное выражение способности решать поставленные задачи на уровне принятия решений к действиям.
Если интеллект помогает решать практические жизненные задачи, помогает реализовывать творческие идеи – это прекрасно! Но когда интеллект начинает служить другим целям, в отрыве от своего прикладного значения, тогда он становится инструментом какой либо зависимости.
Есть много интеллектуальных занятий, профессий гуманитарного и творческого плана, приносящих большую отдачу конкретному человеку и обществу в целом – здесь проблем с интеллектуальной зависимостью нет.
Если люди заполняют свое свободное время, свой досуг какой-либо интеллектуальной деятельностью и таким способом реализуют себя, оставляя пространство и свои возможности для других интересов, расширяя кругозор, обогащая свои знания и жизненный опыт, развиваясь морально и духовно, получая практическую отдачу, сохраняя гармоничную связь с близкими, друзьями и в целом с обществом и окружающей природой – это тоже прекрасно. Проблем с зависимостью нет.
И наоборот, когда интеллектуальная деятельность разрастается на столько, что начинает вытеснять другие интересы, становится помехой для реализации личности, создает проблемы общения, вводит в состояние конфликта с насущными потребностями, потребностями близких и общества, не дает никакой практической пользы и реальных результатов, выхолащивает духовно и физически и более того, наносить материальный ущерб, разрушает физическое и психическое здоровье, и не смотря на все это, с упорной одержимостью продолжать
заниматься такой деятельностью, то такую интеллектуальную деятельность можно считать зависимостью.
Критерии интеллектуальной зависимости полностью соответствуют общим критериям зависимостей. Эти критерии можно посмотреть в статье “Душа в плену моих желаний” http://lib.userline.ru/samizdat/27217