По программам дистантного обучения приступила 21-ая группа «Осознанный отказ от курения», на следующей неделе к дистанционной программе обучения приступает 30-ая группа «Осознанной трезвости».
Многие, наверное, замечали, что с некоторыми людьми по телефону можно трепаться часами, а при личном общении что-то мешает, слова застревают, мысли улетучиваются, появляется какая-то скованность. Страсть говорить по телефону - это отдельная зависимость. У других «поговорить по телефону» - целая проблема. Недаром же существуют тренинги телефонного общения. В общем, даже такая технически простая по сравнению с Интернетом вещь, как телефон, оказывает определенное влияние на психологию и культуру общения. Что
уж тогда говорить об Интернете, который предлагает целый параллельный мир, общение в котором может быть бесконечно далеким от реальности.
В российских психотерепевтических центрах стали появляться первые клиенты, в жизни которых виртуальное общение занимает главное место и часто является просто единственной формой общения. На Западе же зависимость от виртуального общения уже признана реальной проблемой. Причем проблемой медицинской. О чем мы говорили в прошлых выпусках. А сегодня разговор пойдёт о разновидностях интернетзависимостей.
ЧАТ - ЗАВИСИМОСТИ: Особую опасность американцы видят в так называемых графических чатах. Если раньше виртуальное общение представляло собой просто обмен сообщениями, то графический чат - это виртуальный дворец, подземелье и т.п., в котором каждый участник представлен в виде графического образа. Общение в графическом чате напоминает непрекращающуюся вечеринку - кто-то приходит, кто-то уходит, образы участников перемещаются, обмениваются репликами, могут что-то шептать друг другу так, чтобы не слышали другие,
могут дружески похлопать друга друга по плечу, уединиться в специальных виртуальных комнатках и т.д.
С точки зрения человека, испытывающего проблемы в реальном живом общении, такая замена чрезвычайно заманчива. Во-первых, можно создать какой угодно образ самого себя, собрав в этом образе, например, все то, что хотелось бы иметь или кем хотелось бы быть в реальности. Во-вторых, анонимность, вообще свойственная виртуальному общению, защищает от разочарований и дает чувство безопасности, в то время как реальная жизнь может казаться наполненной страхами и восприниматься как источник боли, обид и разочарований.
Анонимность позволяет безопасно экспериментировать со своим образом, мужчина может представить себя в образе женщины или наоборот. В общем, есть возможность проиграть в виртуальной реальности любые фантазии, что в реальности в большинстве случаев невозможно. И самое важное - интерактивность, из-за которой виртуальное общение и становится способным создать иллюзию реального живого общения. Вот, например, одно из описаний мотивов к перемене пола в виртуальном мире:
СМЕНА РОЛИ ПОЛОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: «Играя роль мужчины, я могла свободно выражать агрессию и проявлять жажду власти. Я не считала возможным выразить эти стороны моей личности, когда меня воспринимали как женщину. Для меня это было чем то вроде соревнования, хотелось выяснить, как другие женщины контактируют с мужчинами, как они их соблазняют. Вообще, другие - они лучше или хуже чем я? Мне они (другие женщины) показались глупыми и скучными».